Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Повесть белкина краткое содержание

Год: 1830 Жанр: цикл повестей

Среди многочисленных произведений А.С.Пушкина есть небольшой цикл под общим названием «повести Белкина». Белкин - вымышленный персонаж, умерший в 1828 году, по замыслу Александра Сергеевича, является автором данных 5 повестей. Его биография описана в предисловии к ним. Сам цикл создан в 1830 году и примечателен тем, что стал первым законченным прозаическим произведением Пушкина.

Гробовщик

В повести «Гробовщик» мы знакомимся с Адрияном Прохоровым. Вместе с семьей он переезжает в новый дом. При знакомстве с соседями его приглашают в гости к сапожнику Готлибу Шульцу. Компания подобралась веселая, было много шуток, но одна из них оказалась неудачной. Гости решили провозгласить тосты за клиентов друг друга, а поскольку клиентами друг у друга и были все присутствующие, то и выпивали они за всю компанию. Только у Адрияна было не за кого пить, ведь его клиенты - мертвые. Ему предложено было пить за покойников, на что он очень обиделся.

Вернувшись домой в дурном настроении, Прохоров в сердцах произносит, что раз так, то и новоселье он будет отмечать с покойниками, после чего ложится спать.

Однако вскоре он разбужен, посланными от купчихи Трюхиной. Та умерла и теперь требовались услуги Адрияна. Прохоров пошел и, выполнив все что положено, уже возвращался домой. Он увидал, как в его дом кто-то вошел и удивился, кто бы это мог быть так поздно. Зайдя, обнаружил, что гостиная полна покойников - бывших его клиентов. Кто-то из них изъявил желание даже обнять Прохорова, но Адриян оттолкнул его, и недовольные гости приступили к нему с упреками. Гробовщик от ужаса потерял сознание.

Очнувшись утром, Адриян услышал от служанки, что никуда ночью не ходил, в доме посторонних не было, а сам он, как вернулся от Готлиба Шульца, так и лег спать. Прохоров с облегчением понял, что собрание покойников в его новом доме было лишь его дурным сном. ()

Повесть «Станционный смотритель» написана как воспоминания Белкина. Однажды ехал он по делам и, будучи застигнутым дождем, остановился в доме Самсона Вырина, который жил со своей дочерью Дуней. Девушка была очень красива и хозяйственна. Рассказчик разговорился с отцом и дочерью и нашел их очень приятными людьми.

Через несколько лет случилось ему вновь проезжать через ту же станцию. Однако прежнего уюта Белкин в доме не нашел. Самсон рассказал, что Дуню увез с собой обманом молодой офицер. Отец пытался ее вернуть, взяв отпуск, поехал в Петербург и нашел там этого человека. Тот сказал, что Дуню любит, не обидит, не оставит и на том завершил разговор. Однако обеспокоенный отец должен был увидеть свою дочь. Поехав за молодым человеком, Самсон нашел, где живет Дуня, однако поговорить с ней ему не удалось. Офицер его выгнал.

Спустя еще несколько лет, автор вновь ехал через станцию Самсона, но в живых того уже не застал. Соседи рассказывали, что он жил в тоске по дочери, сильно переживая за ее судьбу. А после его смерти, Дуня с тремя детьми приезжала на могилу отца и сильно о нем плакала. ()

Барышня-крестьянка

«Барышня-крестьянка». Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский - два помещика. Отношения их не ладятся, поскольку они имеют разные взгляды на хозяйство и потому почти не общаются. У Муромского есть дочь - Лиза. У Берестова сын - Алексей - студент университета. Закончив учебу, он возвращается в поместье к отцу и становится предметом интереса всех барышень в округе. Лиза тоже хочет познакомиться с ним, но недружелюбие их отцов и сословные предрассудки, не оставляют ей такой возможности. Поэтому Лиза надумала сшить крестьянский сарафан и, притворившись простой девушкой, присмотреться к молодому человеку поближе.

На барышню в крестьянском наряде набрасывается с лаем собака Алексея. Юноша приходит на помощь Лизе и знакомится с ней. Девушка представляется дочерью кузнеца - Акулиной. Алексей хочет ее проводить до дома, но Лиза ставит условие, что видеться они будут только тогда, когда она сама назначит. Алексей, искренне очарованный «крестьянкой» соглашается. Два месяца продолжается их знакомство.

Между тем, отцы молодых людей сталкиваются на охоте. Лошадь Берестова понесла и сбросила хозяина. Муромский предлагает помощь и везет соседа к себе домой. Пообщавшись, оба помещика вдруг увидали друг в друге приятных собеседников, несмотря на разность взглядов. Они решают продолжить знакомство, и Муромский приглашает Берестова вместе с сыном в гости. Лиза испугавшись разоблачения, просит отца не удивляться виду, в котором она предстанет перед гостями. В назначенный день она выходит к приглашенным, изуродовав себя белилами и сурьмой с совершенно сумасшедшей прической,

и в течение всего дня ведет себя неестественно и жеманно, чем отталкивает от себя молодого человека. Роль сыграна Лизой настолько артистично, что Алексей совершенно не узнал в ней свою Акулину. Но зато теперь он оценил сполна непосредственность «дочери кузнеца».

Отцы сговариваются поженить детей, что для Алексея совершенно невозможно. И он едет в поместье Муромских без предупреждения, чтобы объясниться. Там он находит Лизу и выясняет, кто она на самом деле, к полному удовольствию всех сторон. ()

Выстрел

«Выстрел» рассказывает о некоем офицере по имени Сильвио, который обладал уникальным даром стрелять совершенно без промаха. Однажды этот человек повздорил с сослуживцем и был вызван им на дуэль. По жребию первый выстрел достался противнику нашего героя. Этой пулей была прострелена фуражка Сильвио, после чего оппонент взял собственную фуражку, наполненную черешней и начал есть. Такая невозмутимость молодого человека перед лицом смерти привела нашего офицера в ярость и он отказался стрелять. Противник Сильвио был графом и честь аристократа не позволяла ему оставаться в таком долгу. Офицеры решили, что несделанный выстрел останется за Сильвио, и тот может воспользоваться своим правом на него в любой момент.

Прошло несколько лет. В газете Сильвио прочитал, что граф-должник собирается жениться и посчитал это подходящим моментом свести счет. Явившись в дом молодоженов, он предложил графу вновь кинуть жребий и опять тому достался первый выстрел. Поскольку вторичный жребий был не в правилах поединков, граф демонстративно выстрелил в картину на стене. Услышав грохот прибежала молодая графиня. Увиденное привело ее в сильное волнение и обеспокоенный ее душевным состоянием граф, также потерял хладнокровие. Именно этого добивался Сильвио, ему было важно увидеть смятение своего противника, а не убить его. Он направился к выходу, но уже у порога обернулся и все же сделал свой выстрел. Пуля вошла точно в пулю графа в картине на стене. ()

Метель

«Метель». Дочь помещика Гаврилы Гавриловича Р. была очень красива, и в их доме постоянно присутствовали молодые люди, мечтающие на ней жениться. Но сама Маша была влюблена во Владимира - бедного армейского прапорщика. Отец девушки никогда не дал бы согласия на этот брак, поэтому Владимир решился обвенчаться с ней тайно. В назначенную ночь невеста вышла из дома, села в сани, отправленные женихом и поехала в церковь.

Владимир направился туда же, но сильная метель сбила его с пути. Проплутав, он добрался куда следовало лишь под утро. Однако ни священника ни Марии там не нашел.

Маша вышла из своей комнаты утром как обычно, но к вечеру сильно заболела. Из ее бреда родители поняли, что она влюблена в соседа и что эта любовь и явилась причиной болезни. Они решили согласиться на их брак, о чем уведомили Владимира в письме. Но он в ответ попросил, чтобы семейство о нем забыло и через пару дней уехал в армию. Через некоторое время пришло известие о том, что несостоявшийся жених Маши отличился в Бородинской битве, а затем скончался от ран в Москве.

Через некоторое время у Маши появился новый поклонник по фамилии Бурмин. К нему Маша ощутила склонность и поняла, что сможет выйти за него замуж. Но Бурмин объясняясь с Марией, рассказал, что не в праве сделать ей предложения, потому что уже женат, правда не знает, кто его супруга, где она и что с ней.

По его словам, однажды ночью в сильную метель, заехал он в открытый храм, где его и обвенчали с юной девушкой. Он из шалости подчинился, а когда пришло время целовать невесту, та посмотрев на него, закричала: «Не он, не он» и упала в обморок.

Маленькая девочка Пеппи осталась сиротой. Она живет абсолютно одна, делает что хочет и когда хочет. Пеппи ведет себя странным образом, она не такая, как остальные девчонки: очень сильная, хозяйственная, ловкая, умная.

Цикл состоит из предисловия («От издателя») и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

В предисловии к циклу Пушкин говорит, что автором повестей якобы был ныне покойный молодой человек Иван Петрович Белкин, родившийся в селе Горюхине. После кончины родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в эту свою вотчину. Хозяйственных способностей вымышленный Белкин не имел и вскоре разорил имение. Зато он проявлял необычайную склонность к женскому полу, а также к слушанию и записи занятных жизненных историй. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной лихорадки, обратившейся в горячку». Повести же его теперь предлагаются читателям, как «памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества».

ВЫСТРЕЛ

Автор описывает свою жизнь среди армейских офицеров, а затем рассказывает о Сильвио - единственном человеке в их обществе, который не был военным. Ему было около 35 лет. Жизнь этого человека окружена тайной. Он угрюм, зол на язык и обладает крутым нравом, но с симпатией относится к автору повествования. Когда-то Сильвио служил гусаром, но по неизвестной причине ушел в отставку и поселился в бедном местечке, живя скромно. Однако он постоянно устраивал обеды с офицерами. Его любимым занятием была стрельба. Все стены в его комнате были в следах от выстрелов.

Однажды во время игры в карты в гостях у Сильвио произошел конфликт между ним и одним из гостей, и по всем правилам того времени он должен был вызвать обидчика на дуэль. Но он не сделал этого. Этот случай ненадолго повредил его репутацию у молодых офицеров, хотя Сильвио ничего не стоило пристрелить своего обидчика на дуэли. Сильвио долгое время пытался объясниться с главным героем, но безуспешно. Как-то раз он сообщил, что должен немедленно уехать и пригласил офицеров на последний обед. После этого он попросил главного героя остаться и рассказал ему следующую историю.

Когда Сильвио служил гусаром, он любил первенствовать во всем. Однажды в их полк попал молодой и знатный человек, который производил впечатление на барышень и сослуживцев. Это уязвило тщеславие Сильвио, и тот стал относиться к нему со злобой и холодностью. Однажды молодой человек дал ему пощечину в ответ на его колкость, и дело дошло до дуэли. Сопернику Сильвио выпало стрелять первым, и он прострелил ему фуражку. Когда стал стрелять Сильвио, то увидел, что противник абсолютно спокоен и беззаботен. Это вывело его из себя, и он решил, что отложит свой выстрел до тех пор, пока не представится лучший случай. После этого Сильвио вышел в отставку. Недавно до него дошло известие, что его давний враг женится, и он решил, наконец, встретиться и отомстить ему, для чего и собрался уехать в Москву.

Прошло несколько лет. Автор рассказа вышел в отставку и поселился в бедной деревне. Там ему было скучно и не к кому пойти в гости. Но однажды он узнал, что в богатое поместье в четырех верстах от него приехала жить графиня с мужем. Герой отправляется к ним в гости. Осматривая дом, он замечает простреленную картину, и разговор заходит о стрельбе. Герой вспоминает Сильвио - лучшего стрелка, которого он знал. Граф очень удивился, что он знает этого человека и признался, что именно он был заклятым врагом Сильвио. Простреленная картина – это память о его последнем визите в этот дом.

Граф рассказывает, как пять лет назад он женился и поселился в этом поместье. Как-то вечером после верховой прогулки он видит в своей комнате гостя и узнает в нем Сильвио. Тот объявляет, что приехал осуществить свой выстрел. Сказав, что не хочет стрелять в безоружного, Сильвио кинул жребий, и графу выпало снова стрелять первым. Граф промахнулся и попал в картину. Он нервничал, думая о своей жене. Когда настала очередь Сильвио, в комнату вошла жена графа. Она очень испугалась и бросилась в ноги к Сильвио, прося, чтобы он не стрелял в ее мужа. Тот сжалился, потому что получил свое: он увидел смятение своего врага, который не хотел умирать в этот момент. Уходя, Сильвио не целясь выстрелил в картину.

МЕТЕЛЬ

В конце 1811 года в селе Ненарадово жил помещик Гаврила Гаврилович Р**. У него была дочь Маша. Ее возлюбленный – бедный прапорщик Владимир. Родители, конечно же, не согласились бы выдать дочь замуж за него, поэтому молодые люди встречались и переписывались тайком. В конце концов, они отважились устроить побег ночью и тайно обвенчаться.

В ночь перед побегом девушка сказалась больной и закрылась у себя в комнате. Впрочем, она действительно чувствовала себя плохо, потому что нервничала и переживала за родителей.

Ее возлюбленный, Владимир, с трудом уговорив местного священника и найдя свидетелей, отправил своего слугу в Ненарадово, чтоб он привез невесту в церковь. Вечером он отправился на санях в село Жадрино, в часовню, где должно было состояться венчание.

Поднялась сильная метель, Владимир сбился с пути и его проводили в Жадрино уже когда настало утро. Церковь была закрыта. Его ждали плохие новости.

На следующее утро Маша, как ни в чем не бывало, вышла к родителям. День прошел благополучно, но к вечеру девушка тяжело заболела. В бреду она что-то говорила о Владимире, и родители ее решили, что все-таки нужно уступить ей и выдать ее замуж за любимого человека. Они написали Владимиру, но получили от него полусумасшедшее письмо, что его никогда не будет больше в этом доме. Родители не решались рассказать об этом Маше. Тем временем, девушка выздоравливала. В 1812 году Владимир уехал в армию и был ранен под Бородином.

Отец Маши умер, и девушка вместе с матерью переехала жить в другое поместье. Вокруг Маши было много женихов, но она ни на кого не смотрела. Владимир умер, но она хранила все его вещи. Все удивлялись ее верности.

Кончилась война. Однажды в поместье Маши появился раненый гусарский полковник Бурмин. Ему было 26 лет. Маша стала выделять его из остальных. Они полюбили друг друга. Однажды Бурмин признался ей в своих чувствах, но сказал, что женат и даже не знает свою жену. Он поведал ей историю, как в начале 1812 года ему нужно было ехать в Вильну, где находился их полк. Ночью была сильная метель, но его будто что-то подталкивало ехать. В пути он сбился с дороги и наткнулся на деревню. В ней была церковь. Юношу позвали туда. Священник и все остальные приняли его за опоздавшего жениха, подвели к какой-то девушке и обвенчали с ней. Девушка увидела, что это не ее жених и упала в обморок. Бурмин вышел из церкви и уехал.

Маша поняла, что это тот человек, с которым ее обвенчали тогда вместо Владимира, и Бурмин бросился к ее ногам.

ГРОБОВЩИК

Гробовщик Адриян Прохоров переехал в новый дом с Басманной на Никитскую. Он еще не привык к новому дому и был погружен в печальные размышления относительно своих убытков и того, чтоб его клиенты не ушли к другому подрядчику, который живет ближе.

Тут к нему постучались, и вошел его новый сосед, немец-сапожник, Готлиб Шульц. Они стали разговаривать. Немец пригласил его к себе в гости.

На следующий день гробовщик отправился к соседу. У сапожника собралось много гостей – немцев-ремесленников с женами и подмастерьями. Все начали пить, произнося различные тосты. Кто-то предложил выпить за здоровье клиентов. Над Адрияном посмеялись – забавно пить за здоровье мертвецов. Гробовщик пришел домой пьяным и сердитым и лег спать со словами, что пригласит на новоселье не этих немцев, а своих мертвецов.

Его разбудили, когда было еще темно. В эту ночь скончалась купчиха Трюхина. Адрияну поручили сделать все похоронные принадлежности. Весь день гробовщик занимался выполнением заказа, и вечером пошел домой пешком. Тут он увидел, как кто-то смутно знакомый вошел в его дом. Придя домой, гробовщик обнаружил, что его дом полон мертвецов.

Он с ужасом узнал в них своих клиентов. Мертвецы сказали, что поднялись на его приглашение. К нему подошел скелет, сказал, что он самый первый его клиент, и обнял Адрияна, но тот в ужасе закричал. Мертвецы возмутились и стали угрожать гробовщику. Тот в страхе упал без чувств.
Он пришел в себя в своей постели. Светило солнце. Оказалось, что смерть Трюхиной и мертвецы ему привиделись во сне. Работница сказала, что немец сапожник снова пригласил его в гости.

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

Автор рассказывает историю из жизни одного хорошо знакомого ему станционного смотрителя. Он познакомился с ним в 1816 году, когда проезжал ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. По дороге он вымок под проливным дождем и потребовал себе чаю. Смотритель попросил свою хорошенькую 14 летнюю дочку Дуню поставить самовар. Девушка очень понравилась главному герою, и на прощание он поцеловал ее. Это надолго запомнилось ему.

Через несколько лет обстоятельства снова привели его в те же места. Герой решил навестить смотрителя и его дочь.

Стакан рома развеял угрюмость старика, и тот рассказал герою следующую историю. Три года назад у них остановился гусар и немедленно потребовал лошадей. Вышла Дуня и предложила ему что-нибудь поесть. Ее появление успокоило молодого человека, и тот согласился ждать. Он расположился у них и стал весело разговаривать со смотрителем и его дочкой. Потом он занемог и на три дня задержался у смотрителя. Выздоровев, гусар собрался уезжать и предложил довезти Дуню до церкви, так как было воскресенье. Отец, ничего не подозревая, отпустил девушку, но когда она не вернулась домой, то понял, что ее украли, а болезнь гусара была притворной, чтобы задержаться у смотрителя подольше.

Смотритель начинает разыскивать свою дочь. Он приезжает в Петербург и наносит визит ротмистру Минскому – человеку, который увез его дочь. Смотритель просит Минского вернуть Дуню, но тот отказывает ему, потому что она любит Минского и отвыкла от своей прежней жизни.

Смотритель предпринимает еще одну попытку увидеться с дочерью и хитростью проходит в ее комнату. Там он видит ее с Минским, красиво одетую и счастливую. Заметив отца, Дуня падает в обморок, а Минский в ярости выставляет его прочь.

Смотритель возвратился на свою станцию и стал жить в одиночестве, гадая о судьбе Дуни.

Прошло еще немного времени. Автор снова проезжает через это же место и узнает, что станцию убрали, а смотритель умер год назад, спившись. В его доме стали жить другие люди. Мальчик из дома новых хозяев отвел его на могилу смотрителя и рассказал, что сюда же летом приезжала красивая барыня с детьми и долго была на могиле, дала денег попу и мальчишке и уехала. Автор понял, что это была Дуня.

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

В одной из отдаленных губерний жили два соседа, которые не ладили друг с другом, потому что у них были абсолютно разные характеры. Иван Петрович Берестов вышел из гвардии в отставку и жил в своей деревне, никуда не выезжая. Он умело вел хозяйство и не очень одобрительно относился к нововведениям. Его сосед, Григорий Иванович Муромский, напротив, промотал в Москве большую часть своего имения, а в деревне стал жить на английский манер, что еще больше усугубило его убытки.

Сын Берестова, Алексей, приехал к отцу в имение. Он мечтал стать военным, но отец не соглашался, и потому Алексей решил на время пожить барином.

У «англомана» тоже была дочь Лиза. Она сразу же заинтересовалась молодым человеком и попросила свою служанку Настю узнать о нем и рассказать ей. Когда Настя рассказала о его красоте и веселом характере, Лиза очень захотела увидеть его, но между их отцами была вражда, да и могли бы подумать, что она гоняется за молодым человеком, если бы она сама искала встречи. Лиза придумала план: одеться крестьянкой и выйти гулять в рощу, где обычно бывает Алексей.
Рано утром девушка отправилась в рощу и встретила там Алексея. Они тут же познакомились. Лиза назвала себя Акулиной, дочерью кузнеца и пообещала прийти на следующий день сюда же.

Совесть начала мучить девушку, но она не могла не прийти на встречу, чтобы Алексей не стал ее искать среди крестьян и не обнаружил обмана. На следующей встрече она говорит молодому человеку не искать ее. Постепенно они влюбляются друг в друга.

Отношения между их отцами тем временем резко изменились. Однажды во время верховой прогулки Муромский встретил Берестова, когда тот был на охоте. Лошадь Муромского испугалась и понесла от крика охотников, и он упал с нее и ушиб ногу. Берестов пришел ему на помощь и пригласил к себе. Соседи дружелюбно разговорились, и на следующий день Муромский пригласил к себе в гости Берестова и его сына.

Узнав об этом, Лиза была ошарашена. Сначала она сказала отцу, что не выйдет к ним, а потом в голове ее созрел план: она потребовала у отца, чтоб он не показывал своего удивления от ее вида и на следующий день надела парик, набелила лицо, оделась в экстравагантное платье. Алексей не узнал в этом облике настоящую Лизу, и дочь Муромского ему ужасно не понравилась.

Знакомство между Муромским и Берестовым укреплялось, и Берестов вознамерился женить своего сына на Лизе. Однако Алексей категорически отказывался. Решив, что женится на крестьянке и будет жить своими трудами, он написал «Акулине» письмо об этом и поехал к Муромскому, чтобы упросить его отказать в женитьбе. Там он увидел Лизу без грима и в обычном платье, читавшую его письмо, и бросился к ней. В это время вошел Муромский и увидел, что у молодых людей все наладилось и без участия родителей.

Прозаический цикл «Повести Белкина» был написан А. С. Пушкиным в знаменитую «Болдинскую осень» 1830 года и затем издан анонимно. По возвращении из Болдина Пушкин ознакомил с «Повестями» Баратынского . «Баратынский ржёт и бьётся», – шутливо писал он вскоре после этого Плетнёву.

Этот пушкинский цикл состоит из предисловия («От издателя») и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

Пушкин «Повести Белкина – От издателя»

В предисловии к циклу Пушкин говорит, что автором повестей якобы был ныне покойный молодой человек Иван Петрович Белкин, родившийся в селе Горюхине. После кончины родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в эту свою вотчину. Хозяйственных способностей вымышленный Белкин не имел и вскоре разорил имение. Зато он проявлял необычайную склонность к женскому полу, а также к слушанию и записи занятных жизненных историй. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной лихорадки, обратившейся в горячку». Повести же его теперь предлагаются читателям, как «памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества».

Пушкин «Повести Белкина – Выстрел»

Сослуживцы по полку боготворят заводилу, буяна и искусного стрелка Сильвио. Но у него появляется соперник – новоопределившийся юноша-граф из богатой фамилии, который сильнее нравится женщинам и тратит больше денег на друзей. Соперничество между ними доходит до дуэли. Недруг пробивает своей пулей фуражку Сильвио всего на вершок ото лба, а потом становится под его пистолет, со спокойным презрением поедая черешню.

Взбешённый Сильвио отказывается стрелять прямо сейчас и выговаривает себе у противника право сделать выстрел в момент, который сам потом выберет. Несколько лет он горит мрачной мстительностью, выжидая минуты, когда графу не захочется умирать. Наконец Сильвио узнаёт: его соперник только что женился на прекрасной девушке. Он едет к графу в деревню и требует завершить неоконченную дуэль. Чтобы сильнее унизить противника, Сильвио разрешает и ему вторично стрелять.

Граф вновь промахивается, попадая в висящую на стене комнаты картину. На шум вбегает его молодая жена и падает Сильвио в ноги, умоляя не убивать мужа. Насладившись смятением и робостью соперника, Сильвио отказывается стрелять в него. Выходя, он делает выстрел в картину на стене – и метко попадает в след, оставленный пулей графа.

Пушкин. Выстрел. Аудиокнига

Пушкин «Повести Белкина – Метель»

Молодые дворяне, соседи по имениям, Маша и Владимир, любят друг друга. Но их браку препятствуют Машины родители. По предложению Владимира Маша решает ночью бежать из дома, чтобы съехаться со своим суженым в ближней церкви, обвенчаться там, а потом поставить отца и мать перед свершившимся фактом.

Бегство происходит зимой, в страшную метель. Маша и избранные Владимиром свидетели добираются до церкви, но сам он в густом снегу сбивается с дороги и оказывается совсем в другой стороне. У церкви, где ждёт жениха уже почти лишившаяся чувств невеста, останавливается по дороге в армию гусар. Спутав его с Владимиром, свидетели подтаскивают гусара к священнику. Лишь в конце церемонии пришедшая в сознание Маша сознаёт: она обвенчалась не с тем. Гусар же, поняв, что влип в неприятную историю, спешит уехать.

Но обряд уже совершён. Владимиру теперь нельзя жениться на Маше. С горя он уходит на войну 1812 с Наполеоном и погибает там. Обвенчанная с незнакомцем Маша несколько лет чуждается всех соискателей своей руки, пока её внимание не привлекает вернувшийся из похода в Европу кавалерист Бурмин. Бурмину очень нравится Маша, но он долго не решается приступить к решительному объяснению с ней. Наконец, в приливе откровенности он рассказывает ей о причине этого. Бурмин женат – он был тем самым гусаром, который раньше венчался с Машей церкви. Теперь он не узнаёт её. Маша открывает Бурмину истину, и он падает к её ногам.

Кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель», 1984

Пушкин «Повести Белкина – Гробовщик»

Московский сапожник-немец Готлиб Шульце приглашает соседа-гробовщика Адриана Прохорова к себе на серебряную свадьбу. На торжество собираются окрестные ремесленники. Во время попойки один из них предлагает выпить «за здоровье наших клиентов». Все гости тут же начинают смеяться над Адрианом, говоря, что и ему следует пить за здоровье своих мертвецов.

Адриан раньше собирался пригласить соседей к себе на новоселье, но теперь от обиды решает не делать этого. Вернувшись пьяным домой и ложась в постель, гробовщик говорит служанке, что лучше позовёт к себе тех, на кого работает: мертвецов православных.

Весь следующий день Адриан проводит на похоронах купчихи Трюхиной. При возвращении вечером домой он видит, как в его калитку входят несколько незнакомых людей. Зайдя в комнату, гробовщик обнаруживает: она полна мертвецами, которых прежде хоронили в его гробах. Все они радостно приветствуют Прохорова, а один скелет даже порывается обнять его. От страха гробовщик начинает кричать – и просыпается. Оказывается, что не только сцена с мертвецами, но и похороны Трюхиной пригрезились ему в хмельном сне после попойки у немца.

Станционный смотритель Самсон Вырин имеет от покойной жены дочь Дуню – девушку необычайной красоты. В неё влюбляется остановившийся раз на станции богатый гусар Минский. Притворившись больным, гусар остаётся у смотрителя несколько дней. За это время он близко сходится с Дуней и, уезжая, предлагает ей прокатиться вместе до церкви на окраине села.

Укатив с гусаром, Дуня не возвращается. Её безутешный отец узнаёт из подорожной, что Минский ехал в Петербург. Станционный смотритель отправляется в столицу, находит Минского и требует вернуть дочь. Но Минский уверяет, что Дуня уже отвыкла от своего прежнего бедного состояния и будет счастлива с ним. Вырина он прогоняет. Смотритель начинает следить гусаром, узнаёт дом, где живёт на деньги Минского Дуня, и пробивается в её комнату. Дуня, увидев отца, падает без чувств, а Минский опять выбрасывает его на улицу.

Не сумев добиться правды, смотритель возвращается на свою станцию, спивается и умирает. Через несколько лет соседи видят, как на его могилу приезжает богато одетая барыня с тремя маленькими детьми и долго лежит на кладбищенском холмике.

Пушкин «Повести Белкина – Барышня-крестьянка»

Враги-соседи, помещики Берестов и Муромский, не ездят друг к другу. В имение Берестова возвращается по окончании Московского университета красавец-сын Алексей. О пылком юноше судачат все соседние барышни. Желанием увидеть Алексея сгорает и дочь Муромского Лиза, но у неё нет возможности сделать это из-за вражды их отцов.

Шаловливая Лиза всё же находит способ осуществить свою мечту. Она переряжается в одежду крестьянки и идёт на заре в рощу на границе с поместьем Берестовых. Там её встречает охотящийся Алексей. Молодые люди очень нравятся друг другу. Они начинают часто встречаться. Барышня Лиза из стыдливости не открывает Алексею своего настоящего имени, называясь крестьянкой Муромских, Акулиной.

Тем временем, Берестов-старший однажды видит в лесу упавшего с лошади и ушибленного Муромского. Из дворянской учтивости он помогает ему добраться домой. После этого давнишняя вражда двух помещиков быстро заменяется дружбой. Муромский приглашает Берестова с сыном к себе домой. Не желая, чтобы Алексей узнал её во время этого визита, барышня Лиза донельзя гримирует себе лицо сурьмой и белилами, выряжается в старое, чудное платье, говорит только по-французски и нараспев. Алексей остаётся в неведении о том, кто она, и с удовольствием продолжает встречи с «крестьянкой Акулиной».

Берестов и Муромский, между тем, решают поженить своих детей. Страстно влюблённый в Акулину Алексей наотрез отказывается сочетаться браком с Лизой. Его отец с угрозами настаивает на этом. В страшном волнении Алексей без предупреждения едет к Муромскому – объясниться о невозможности женитьбы на его дочери. Но войдя в дом, он вдруг видит там свою «Акулину», одетую не по-крестьянски, а в платье барышни…

Есть в школьной программе по литературе одно замечательное произведение классика и романтика Александра Сергеевича Пушкина. Сам поэт и писатель не стал указывать своего авторства, отдав его вымышленному персонажу - покойному Ивану Петровичу Белкину. «Повести Белкина», краткое содержание которых известно абсолютно всем с ранних лет, представляют собой пять уникальных рассказов о житейских перипетиях разных героев. Объединяет их только рассказчик, который стал случайным свидетелем этих сцен, передающий их краткое содержание.

«Повести Белкина» - это пять отдельных историй о простых людях, разбросанных в разных уголках огромной Российской империи. Это и драмы, и комедии, и пародии, которые присутствовали в реалиях того времени. Но и сейчас они имеют место в современном мире. В них красной нитью проходит тема борьбы за собственное счастье. Оно ведь для каждого человека разное и путь к нему также разнообразный. Что такое «Повести Белкина»? Краткое содержание настоящего земного счастья, житейская мудрость, основы общепринятой морали и бытового поведения.

«Повести Белкина»: краткое содержание

Первая история носит название «Выстрел». В ней рассказывается о Сильвио - храбром человеке с сильным характером и экзотическим именем. Он знал всю тяжелую жизнь в глубинке и армейских гарнизонах. Он привык, что судьба не баловала его, и привык за все платить по счетам. Однажды на дуэли он встретился с другим человеком, которому всегда сопутствовал успех. Он даже не боялся смерти. Отказавшись от дуэли тогда, он разыскивает графа через несколько лет, когда тот собирался жениться. Сильвио преподнес ему урок: всегда нужно дорожить тем, что у тебя есть.

Повесть «Метель» - это романтическая баллада о неравной любви и родительском запрете. тайком убегает, чтобы в маленькой церкви под вой снежной бури заключить брак. Но, увы, счастье было недолгим: хотя родители и приняли бедного зятя, он вскоре погибает.

В «Гробовщике» рассказчик поведает слушателям об серых буднях Адриана Прохорова, который приглашает покойников к себе в гости. Как и в знаменитой опере о Дон Жуане, они приходят к нему. Но огрубевшая от повседневных забот душа гробовщика даже не испугалась. Герой стал вспоминать детали похорон каждого гостя: какие были гробы, сколько он заработал на них… Утром он просто отбросил воспоминания о мрачном сне и вернулся к своим обязанностям.

«Барышня-крестьянка» являет собою счастливую историю о русских Ромео и Джульетте. А «Станционный смотритель» - это лучшая часть цикла «Повести Белкина». Краткое содержание ее - это расставание дочери и отца, тоска друг за другом, борьба разума и чувств. Смерть Вырина и приезд на его могилу знатной барышни показывают, что все мучения старика были напрасны: Дуня счастлива, а ее возлюбленный не оказался подлецом. Последнее «прости» девушка уже говорила небольшому могильному холмику.

Эти пять историй учат нас, что нет маленьких и больших людей. Есть только Человек, который сам кует свою судьбу и сам за нее в ответе. А инструментами в этом нелегком занятии являются упорство, вера в лучшее, благородство и Вот о чем писал Пушкин. «Повести Белкина», краткое содержание которых не может передать ту красоту художественного слова, которая присуща гению, заставляют читателя задуматься о смысле бытия.

Полный вариант 2 часа (≈33 страницы А4), краткое содержание 5 минут.


Александр Сергеевич Пушкин, 1799-1837

В первом издании произведения издатель приложил короткое описание жизни умершего автора. Он нашел его товарища. Друг рассказал, что отец автора являлся секунд-майором и несостоятельным помещиком. Белкин также был военнослужащим, однако отправился в отставку после кончины родителей.

Автора звали Иван Петрович Белкин. Он обладал мягкостью и неопытностью. Крестьяне не испытывали в отношении его страха и страшно обманывали. Вел он себя умеренно, обладал большой любовью к женщинам. Однако помехой в этом ему была природная стыдливость. Скончался он неженатым, когда ему было двадцать девять лет, от горячки.

Представленное произведение стало его первым опытом в литературе. В нем практически все правдиво – автор фиксировал истории, которые услышал от различных людей. Другие рукописи Белкина послужили материалом для заклеивания окон.

Выстрел

Действующие лица: граф и Сильвио

Армейский полк был расквартирован в провинциальном месте. Офицеры свели знакомство с человеком полном таинственности, которого звали Сильвио. Он обладал угрюмостью и вспыльчивостью, раньше нес службу в полку гусар и был весьма метким стрелком. Однако в дуэлях не участвовал. Более о нем ничего не знали.

Как-то он принял решение об отъезде. Перед отбытием он поведал собственную историю офицеру. Во время службы у него случилась ссора с аристократом, которого он вызвал на дуэль. Аристократ явился с фуражкой, которая до краев была наполнена черешней. После собственного выстрела он стал ее есть. Сильвио взбесился и не выстрелил. Аристократ сказал, что он имеет право использовать выстрел, когда захочет. Сильвио стало известно, что его противник помолвлен. Он решил отомстить.

Через некоторое время после отставки офицер свел знакомство с графом и его юной супругой. В гостиной их дома висела картина, которая была прострелена два раза, при чем одна пуля была всажена в другую. Данный выстрел стал офицеру напоминанием о Сильвио. Оказывается граф являлся тем самым противником.

Пять лет тому назад Сильвио пришел к противнику и вынудил его бросить жребий. Первым стрелял аристократ. Однако он не стал стрелять в Сильвио, а сделал выстрел в картину. Пришла испуганная супруга графа, которого тоже охватило смятение. Сильвио не выстрелил. Ему было достаточно того, что противник испытал испуг. Уходя, Сильвио практически не целился и сделал выстрел в направлении картины. Его пуля попала точно туда же, что и пуля графа.

Позднее офицеру стало известно, что Сильвио участвовал в греческом восстании и умер.

Метель

Действующие лица: Марья Гавриловна, Бурмин и Владимир

Марья Гавриловна являлась дочерью состоятельного помещика. Она влюбилась в нищего соседа, который был прапорщиком в армии. Звали его Владимир. Он понимал, что Машины родители не дадут своего благословения на их брак. Поэтому он уговорил Машу обвенчаться в тайне от всех.

Он завершил подготовку венчания в селе по соседству и отправился на встречу с Машей. Однако заплутал в метели, пробродил на протяжении всей ночи, а когда добрался до места, церковь оказалась закрытой.

Вечером на следующий день у Маши началась горячка. Во время бреда родителям стало понятно, что их дочь полюбила соседа. Они приняли решение отдать ее ему в жены. Они пригласили Владимира, но тот отклонил приглашение. Затем отправился в армию, получил ранение под Бородино и скончался.

В скором времени умер и отец девушки. Маша получила богатое наследство, однако не соглашалась выходить замуж. После завершения войны у девушки оказался новый сосед. Это был полковник гусарского полка Бурмин. Между ними появились чувства симпатии.

Полковник признался девушке в любви, но сообщил, что имеет супругу и не ведает, кто она. Как-то в метель он заблудился, оказался у открытой церкви и обвенчался с незнакомкой, которая потеряла сознание, когда увидела жениха после венчания. Маша побледнела и сообщила, что этой незнакомкой была она. Полковник кинулся к ней в ноги.

Гробовщик

Действующие лица: гробовщик Адриян Прохоров и те, для кого были сделаны гробы

Адриян прибыл в новый дом и свел знакомство с Шульцем. Новый сосед пригласил гробовщика на свою серебряную свадьбу. За столом немцы начали поднимать тосты за собственных клиентов. Они предложили Адрияну поднять тост за мертвецов. Тот посчитал это обидным.

Домой он явился сердитым и в пьяном виде. Ночью к нему пришли. Скончалась состоятельная купчиха. Когда он возвращался, заметил, что к нему вошли неизвестные люди. Войдя в дом, гробовщик увидел в помещении много мертвецов, которые были его клиентами.

Один из них хотел обнять Прохорова, но тот оттолкнул покойника. Тот упал и рассыпался. Другие, увидев это, окружили Адрияна и стали угрожать. Гробовщик потерял сознание.

Утром гробовщику стало известно, что купчиха жива и покойников в его доме ночью не было. Вернувшись с праздника, Адриян мгновенно уснул. Ему все приснилось.

Действующие лица: Самсон Вырин, ротмистр Минский и Дуня

Рассказчика застал дождь на почтовой станции. Там он свел знакомство со смотрителем Выриным и Дуней, которой было четырнадцать лет и которая приходилась дочерью смотрителю. Спустя некоторое время рассказчик вновь был на данной станции, однако девушки там уже не было. Смотритель поведал ему, как исчезла его дочь.

Как-то сюда приехал офицер Минский. Его одолела горячка. Поэтому офицер лежал у смотрителя несколько суток. Во время отъезда Минский сделал предложение подвезти девушку до церкви. Смотритель разрешил. Однако потом стал испытывать беспокойство и отправился к церкви. Там ему стало известно, что его дочери там не было, офицер забрал ее с собой.

У смотрителя началась горячка. После поправки он поехал в Петербург и нашел офицера. Минский дал клятву, что любит дочь смотрителя и все сделает для ее счастья. Потом сунул Вырину деньги и прогнал прочь. Потом смотритель нашел дочь, жившую в богатом особняке. Дуня увидела отца и лишилась чувств. офицер же вытолкал отца девушки на улицу.

Когда рассказчик оказался снова на этой станции, ему стало известно, что смотритель год уже, как скончался. После его смерти сюда прибыла красивая барыня. С нею было трое детей. Она на протяжении длительного времени пролежала на могиле смотрителя.

Барышня-крестьянка

Действующие лица: помещик Берестов, сын Берестова Алексей, помещик Муромский, дочь Муромского Лиза.


Алексей закончил университет и приехал к отцу. Это стало известно Лизе. Она пожелала увидеть молодого человека. Однако не могла этого сделать, потому что соседи враждовали друг с другом. Горничная побывала в гостях у Берестовых и рассказала обо всем Лизе. Девушке стало еще любопытнее. Она оделась как крестьянка и отправилась на встречу с младшим Берестовым в лесу. Она назвалась Акулиной и сказала, что приходится дочерью кузнецу.