Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Постоянство времени. Описание картины С.Дали. Сальвадор Дали: картины с названиями и описанием Сообщение по картине сальвадора дали постоянство памяти

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Художник: Сальвадор Дали

Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали

Художник: Сальвадор Дали
Название картины: «Постоянство памяти»
Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Постоянство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем планесухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Сальвадор Дали - Постоянство памяти (исп. La persistencia de la memoria).

Год создания: 1931

Холст, гобелен ручной работы.

Оригинальный размер: 24 × 33 см

Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Постоянство памяти » (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

Известна также как «Мягкие часы », «Твердость памяти » или «Стойкость памяти ».

Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Величайший представителей сюрреализма в живописи Сальвадор Дали, поистине умело сочетал загадку и очевидность. Этот удивительный испанский художник выполнял свои картины в присуще только ему манере, заострял жизненные вопросы с помощью оригинального и противоположного сочетания реального и фантастического.

Одна из знаменитейших картин, известна под несколькими названиями, чаще всего встречается - «Постоянство памяти», но так же известна, как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Это совсем небольшая картина о времени произвольно текущем и неравномерно заполняющем пространство. Сам же художник пояснил, что возникновение этого сюжета связано с ассоциациями при размышлении о природе плавленого сыра.

Начинается все с пейзажа, на холсте он занимает мало места. Вдали виднеется пустыня и морское побережье, возможно, это отражение внутренней пустоты художника. Еще на картине трое часов, но они текут. Это временное пространство, по которому и льется течение жизни, но оно может изменяться.

О большей части картин художника, об их идеях, содержании, подтексте, становилось известно из записок в дневниках Сальвадора Дали. Но каково мнение самого художника по поводу этой картины не обнаружено, ни строчки. Существует немало мнений о том, что же хотел донести до нас художник. Есть и некоторые настолько противоречивые, что эти обвисшие часы говорят о страхах Дали, возможно, перед какими-либо мужскими проблемами. Но, несмотря на все эти предположения, картина обладает огромной популярностью, благодаря неординарности сюрреалистического направления.

Чаще всего, при слове сюрреализм, имеется в виду Дали, и на ум приходит его картина «Постоянство памяти». Сейчас это произведение находится в Нью-Йорке, увидеть ее можно в Музее современного искусства.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Сальвадор Дали
Постоянство памяти 1931

История создания

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

Сальвадор Дали. «Постоянство Памяти»

К 105-летию со дня рождения

Начало 20 века – время поиска новых идей. Людям хотелось чего-то необычного. В литературе начинаются эксперименты со словом, в живописи – с образом. Появляются символисты, фовисты, футуристы, кубисты, сюрреалисты.

Сюрреализм (от франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся в 1920-х годах во Франции. Основное понятие сюрреализма - сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреализм – правила несоответствий, соединение несоединимого, т. е. сближение образов, совершенно чуждых друг другу, в совершенно чуждой им ситуации. Основателем и идеологом сюрреализма считается французский писатель .

Величайший представитель сюрреализма в изобразительном искусстве испанский художник Сальвадор Дали (1904-1979). С детства увлекался рисованием. Изучение творчества современных художников, знакомство с сочинениями австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939) оказали решающее воздействие на становлении живописного метода и эстетических воззрений будущего мастера. «Сюрреализм – это я!» - утверждал Сальвадор Дали. К собственным картинам он относился, как вручную сделанным фотографиям своих снов. И они, действительно, представляют потрясающие сочетания нереальности сна и фотографического изображения. Кроме живописи, Дали занимался театром, литературой, теорией искусства, балетом и кино.

Большую роль в жизни сюрреалиста сыграло знакомство в 1929 году с (урождённая русская Елена Делувина-Дьяконова). Эта необычная женщина стала музой и резко изменила жизнь художника. стали легендарной парой, как Данте и Беатриче.

Произведения Сальвадора Дали отличаются исключительной выразительной силой и известны во всём мире. Он написал около двух тысяч картин, которые не перестают удивлять: другая реальность, необычные образы. Одна из знаменитых работ живописца Постоянство памяти , которую ещё называют Расплавленные часы , в связи с предметом изображения.

Интересна история создания данной композиции. Однажды, ожидая возвращения домой Галы, Дали писал картину с пустынным пляжем и скалами, без какой-либо тематической направленности. По утверждению самого художника, образ размягчающего времени родился у него при виде куска сыра камамбер, который от жары стал мягким и начал таять на тарелке. Закономерный порядок вещей стал рушиться и появился образ растекающихся часов. Схватив кисть, Сальвадор Дали начал заполнять пустынный пейзаж тающими часами. Через два часа полотно было закончено. Автор назвал своё творение Постоянство памяти .

Постоянство памяти. 1931.
Холст, масло. 24х33.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Произведение создано в момент озарения, когда сюрреалист почувствовал, что живописью можно доказать, что во Вселенной всё связано и проникнуто единым духовным началом. Так под кистью Дали родилось останавливающееся время. Рядом с мягкими тающими часами автор изобразил твёрдые карманные, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному, либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по-мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьёв. Спящая голова – это портрет самого художника.

Картина рождает у зрителя самые разные ассоциации, ощущения, которые, порой, бывает трудно выразить словами. Кто-то находит здесь образы сознательной и бессознательной памяти, кто-то – «колебания между взлётами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Как бы то ни было, автор композиции добился главного - сумел создать незабываемое произведение, ставшее классикой сюрреализма. Гала, вернувшись домой, совершенно правильно предсказала, что, увидев один раз, никто не забудет Постоянство памяти . Полотно стало символом современной концепции относительности времени.

После выставки картины в парижском салоне Пьера Коле, её приобрёл музей Нью-Йорка. В 1932 году с 9 по 29 января она была представлена в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке «Сюрреалистическая живопись, рисунок и фотография». Картины и рисунки Сальвадора Дали, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, пользуются огромной популярностью во всём мире.