Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Поль Гоген «Женщина, держащая плод». Описание картины. «А, ты ревнуешь?»: история одной картины Поля Гогена Какой знаменитый художник жил на таити

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814-1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным.

Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.

Творчество Гогена

К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей.

Установив связь с импрессионистами, Гоген выставлял с ними свои работы с 1879 по 1886 год.

В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода.

В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» - автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал.

В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

Сегодня Гоген считается художником, оказавшим чрезвычайно большое влияние на современное искусство. Он отказался от традиционного западного натурализма, используя природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. Он выделял линейные образцы, поразительные цветовые гармонии, которые пропитывали его картины сильным чувством таинственности.

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда — его любовь к экзотике и тропическим странам. Н

а многих Таитянских лучших полотнах художника изображена 13-летняя Техура, которую её родители охотно отдали в жёны Гогену. Частые и беспорядочные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом. Дожидаясь Гогена, Техура часто оставалась лежать целый день на кровати, иногда в темноте. Причины её депрессий были прозаичны — она мучилась подозрениями, что Гоген решил навестить проституток.

Гораздо менее известные керамические изделия, выполненные Гогеном. Техника его керамики необычна. Он не пользовался гончарным кругом, лепил исключительно руками. Как результат — скульптура выглядит грубее и примитивнее. Произведения из керамики он ценил не меньше, чем свои полотна.

Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа. Он не считал это богохульством, хотя признавал, что их трактовка спорна.

По поводу особо скандального полотна «Христос в Гефсиманском саду» он писал: «Эта картина обречена на непонимание, поэтому я вынужден надолго её спрятать.

В своём интересе к примитиву Гоген опередил время. Мода на искусство древних народов пришла в Европу лишь в начале 20 века (Пикассо, Матисс)

8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген. Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов. В нашем обзоре 10 картин великого художника, на которых изображены таитянки, дарившие Гогену любовь, радость и вдохновение.

1. Таитянские женщины на побережье (1891)


Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д" Орсэ.

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность - и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них - опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».

2. Парау Парау - Беседа (1891)


На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.

Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».

3. Её зовут Вайраумати (1892)


И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура. За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник - Техура боялась призраков, ждущих своего часа. Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно.

Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал "Её зовут Вайраумати".

На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.

4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)


У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет.

Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».

5. Жена короля (1896)


Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о "Олимпии" Эдуарда Мане и "Венере Урбинской" Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «...Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», - писал Гоген одному из своих друзей.

6. Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)

Title="Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. " border="0" vspace="5">


Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно непохожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения.

Название картины с языка племени маори переводится как приветствие "Куда идешь?". Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины - ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.

7. Те авае но Мариа - Месяц Марии (1899 г.)


Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.

Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.

8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)


Картина, созданная Гогеном в последние годы жизни, свидетельствует о полном уходе художника от европейской цивилизации. Эта картина вдохновлена реальными событиями – Пахура, таитянская возлюбленная художника в 1899 году родила ему сына.

9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)


Ещё одна из последних работ художника – «Три таитянки на желтом фоне». Она полна загадочных символов, которые не всегда можно расшифровать. Не исключено, что художник закладывал в это произведение некую символическую подоплеку. Но при этом полотно это декоративное: полная гармония ритмичных линий и цветовых пятен, пластика и грация в позах женщин. На этой картине художник изобразил мир с той естественной гармонией, которую цивилизованная Европе утратила.

10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») (1892)


В начале 2015 года картина Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») стала самым дорогим произведением живописи – она ушла с аукциона за $300 миллионов. Полотно, принадлежавшее швейцарскому коллекционеру Рудольфу Штехелину, датируется 1892 годом. Факт продажи шедевра он подтвердил, на сумму сделки не озвучивал. СМИ удалось выяснить, что купила картину организация Qatar Museums, которая покупает произведения искусств для музеев Катара.

Специально для ценителей живопись и для тех, кто только знакомится с мировыми шедеврами, .

Поль Гоген краткая биография французского художника, графика и гравера изложены в этой статье.

Поль Гоген краткая биография

Талантливый художник родился 7 июня 1848 года в семье политического журналиста в Париже. Семья Поля в 1849 году переехала жить в Перу. Там они планировали остаться навсегда. Но после смерти отца Гогена, они и матерью переехали в Перу. Здесь мальчик жил до 7-него возраста. Потом мать увезла его во Францию. Гоген обучился французскому языку и проявил способности ко многим предметам. Юноша хотел поступать в мореходное училище, но, к сожалению, конкурс не прошел.

Но так загоревшись идеей о море, Поль отправился в кругосветное плавание в должности помощника лоцмана. Вернувшись с кругосветки, он узнал печальную новость – умерла его мать.

В 1872 году Гоген получил должность брокера биржи в Париже. Параллельно занялся фотографией и коллекционированием современной живописи. Именно это хобби подтолкнула его к занятиям художеством.

В 1873 году Гоген делает первые попытки писать пейзажи. Увлекшись импрессионизмом, он берет участие в выставках и завоевывает авторитет. Жениться на датчанке. В браке с ней родилось 5 детей, но в возрасте 35 лет он бросает семью, решив посвятить себя полностью искусству.

В 1887 году Поль решает отдохнуть от цивилизации и отправляется путешествовать в Мартинику и Панаму. Спустя год он возвращается в Париж и вместе с Эмилем Бернаром, своим другом, он выдвигает синтетическую теорию искусства. В ее основе неестественные плоскости, цвета и свет. Написанный картины в стиле новой теории пользовались популярность и художник, продав большое количество своих творений, отправился в Таити. Здесь он приступает к написанию автобиографической новеллы.

В 1893 году Гогена возвращается во Францию. Но новые работы не впечатлили публику, и денег он смог заработать совсем не много. Дабы найти свое вдохновение он опять путешествует к южным морям, продолжая рисовать.

Последние годы художника омрачились тяжелым заболеванием – сифилисом. Душевные терзания мучали его душу, и он пытался совершить самоубийство в 1897 году. Умер Поль Гоген в 1903 году на острове Хива-Оа.

Одна из самых узнаваемых картин Поля Гогена — «Женщина, держащая плод», известна также под своим маорийским названием «Куда ты идёшь?». Некоторые исследователи считают, что вопрошающая подпись, которая так свойственна многим работам полинезийского периода, появилась много лет спустя.

В основе сюжета картины лежит бытовое описание заурядного селения острова Таити, которое представляется европейцу диковинным и экзотичным.

На переднем плане изображена молодая девушка, бёдра которой опоясала красная повязка-парео. В руках таитянки некий экзотичный плод, отдалённо напоминающий сосуд, который она бережно держит. Иные искусствоведы утверждают, что в руках у девушки действительно сосуд, вырезанный из тыквы, а значит, героиня собирается идти за водой.

Сама героиня изображено достаточно плоскостно, в стиле Гогена. У неё красивый цвет кожи, крепкое тело. Есть свидетельства, что изображённая на картине никто иная, как Техура – молоденькая жена Гогена.

Фоном для статной таитянки служат две хижины с её обитательницами, лица и фигуры которых развёрнуты к зрителю. Вся природа изображена статично, так как живописец никогда не стремился передать в своих картинах едва уловимые солнечные блики и движения воздуха – своей целью он видел запечатление сиюминутного фрагмента – кадра.

После того, как Гоген был принят художественным сообществом (уже, к сожалению, после смерти самого мастера), исследователи ринулись трактовать художественное наследие мастера, «Куда ты идёшь?» не явилась исключением. Некоторые стали усматривать в островитянке с плодом в руках, своеобразное воплощение Евы, а плод, в свою очередь – как символ материнства и плодовитости. Другие же усматривали в картине намёк на личные обстоятельства художника – справа стоящая женщина с ребёнком, делает намёк на интересное положение жены Техуры, в котором та находилась в период создания работы.

Полотно было приобретено известным российским купцом и меценатом Иваном Морозовым и отправилось в Россию, чтобы дополнить его замечательную частную коллекцию. Как водится, картина Гогена вместе с другими шедеврами были национализированы после революции.

Одним из любопытных, но малоизвестных фактов является тот, что существует две версии этой картины: первый вариант картины на год моложе той, что экспонируется в Эрмитаже, и находится он в Германии в Государственном музее Штутгарта, значительно отличаясь от общеизвестной «Женщины, держащей плод».

Картина художника Поля Гогена «Женщина, держащая плод» 1893 г.
Холст, масло. 92,5 x 73,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

1848-1903: между этими цифрами - целая жизнь крупнейшего, великого, гениального живописца Поля Гогена.

«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».

Поль Гоген

на фото: фрагмент картины Поля Гогена "Автопортрет с палитрой", 1894

Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.

Поль Гоген: ранние годы

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену , что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену , и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы. Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).

«Семья в саду», Поль Гоген , 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Занятия живописью как хобби

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебании принёс в жертву своему увлечению—живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

После участия в 5 выставках импрессионистов имя Гогена зазвучало в художественных кругах: сквозь парижского брокера уже просвечивал художник. И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником». Выбору в пользу искусства способствовал и биржевой кризис 1882 года, подкосивший финансовое положение Гогена . Но финансовый кризис отразился и на живописи: картины плохо раскупались, и жизнь семьи Гогенов превратилась в борьбу за выживание. Переезд в Руан, а позже—в Копенгаген, где художник продавал брезентовые изделия, а его жена давала уроки французского, не спасли от нищеты, и брак Гогена распался. Гоген с младшим сыном вернулся в Париж, где не нашёл ни душевного покоя, ни благополучия. Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш. «Я узнал настоящую нищету, - писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. - Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».


«Цветы и японская книга», Поль Гоген , 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Формирование собственного стиля

Для живописи Гогена это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро , один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро позволило Гогену принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.


«Водопой», Поль Гоген , 1885, х.м., частная коллекция

В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген начал искать свой путь в искусстве. Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм. Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.

Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье и др. Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном. Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».


«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи

Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.

Стиль Поля Гогена

Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству. Стиль Гогена , гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов. Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:

«Для меня великий художник—это формула наибольшего разума».

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.


«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген , 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США

Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах. Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла. В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.

«Девушка с цветком», Поль Гоген

В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму. Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга. В рецензиях на выставку картин Гогена , привезённых с Таити, можно было прочитать:

«Чтобы развлечь своих детей, пошлите их на выставку Гогена . Они позабавятся перед раскрашенными картинками, изображающими четверорукие женские существа, распростёртые на биллиардном столе…».

После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).

«Всадники на побережье», Поль Гоген , 1902 год

Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши. Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена , но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.


«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)

Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги. Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов. Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался. Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.