Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Почему комедия называется мещанин во дворянстве. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии. Что означает классицизм

Классицизм формируется во Франции в конце XVI века. Связано это литературное направление с именем поэта Малерба. Его перу принадлежат высокие оды. Дальнейшее же развитие можно увидеть в творчестве таких авторов, как Корнель, Лафонтен, Расин, ну и, конечно, Мольер. Черты классицизма легко найти и в знаменитой комедии великого драматурга «Мещанин во дворянстве».

Классическая комедия всегда отражала повседневную жизнь в ее обычных бытовых проявлениях. Причем, чаще всего в отрицательных. Герои же – люди, далекие до нравственного идеала. Их несостоятельность показывалась при помощи смеха, либо доброго, либо же злого, сатирического. Цель комедии классицизма – высмеять недостатки, отрицательные качества человека, такие, как лень, глупость, грубость, расточительность, чудаковатость.

Но все же комедии имели и общественную значимость. Идеальным человеком был тот, который выше личных ставил государственные интересы. Черты, выходящие за рамки таковых, также высмеивались на страницах произведений.

В комедии « » показана попытка буржуа вырваться из привычного сословного круга и войти в высшее общество. Мольер осуждает Журдена за его стремление жить в аристократической роскоши, пустой и никчемной, за желание разорвать связь с тем окружением, в котором родился и жил. Автор считает, что необходимо сохранить чистые человеческие чувства и не претворяться тем, кем ты на самом деле не являешься.

Таким образом, в этой комедии четко прослеживается принятое в классицизме назначение комедии – через смех воспитывать «отбившихся» представителей общества.

Занимает стабильное положение, которого он сам же и добился, причем постоянным трудом и наличием определенного таланта. Но его претензии просто зашкаливают! Невежество и необразованность толкают Журдена на необдуманный поступок – преклоняться перед чужой, мало известной культурой.

Для комедии Мольера характерно и классическое триединство – времени, места и действия. События разворачиваются в Париже в доме господина Журдена, все время заключено в рамки одного дня. Основные же события показаны вокруг главного героя. В произведение включается и любовная линия, но она имеет второстепенный характер. Это небольшое отклонение от нормы, но благодаря таким нововведениям комедия только интереснее.

Что касается языка пьесы, то в основном он также соответствует принятым в то время канонам. Правда, для раскрытия персонажей, не принадлежащих к аристократическому кругу, автор использует народные обороты речи.

Итак, просмотрев все основные уровни художественной системы, мы видим, что на всех них в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» прослеживаются черты, характерные для классицизма. Их можно обнаружить в композиции, способах изображения героев, средствах выражения комического, речи персонажей.

Я думаю, что произведение «Мещанин во дворянстве» Жан-Батиста Поклена (такова настоящая фамилия Мольера) - наиболее яркая и выразительная комедия эпохи классицизма.

Давайте рассмотрим несколько признаков, согласно которым поэму можно смело отнести к произведениям эпохи классицизма.

Согласно классическим канонам все герои должны подразделяться на положительных и отрицательных.

Возьмем, к примеру, самого господина Журдена. В начале комедии мы выясняем, что главный герой «помешан» на том, чтобы стать аристократом. Нам это кажется отрицательной чертой, но в сравнении с учителями он выигрывает в наших глазах.

Их претензии, самовлюбленность, забота о выгоде, грубое соперничество, невежество так резко подчеркнуто Мольером, что, например, я прониклась невольным сочувствием к Журдену. А он, между прочим, бескорыстен в своих желаниях, наивен, доверчив. А если сравнивать этого героя с его женой: женщиной грубой, деловой, ревнивой, - то на ее фоне он кажется человеком деликатным.

На основании произведенных сравнений и примеров я могу сказать, что Журдена нельзя со 100% уверенность отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. Он - персонаж, который может проявлять, как хорошие, так и сомнительные стороны. Но если рассматривать его с позиции классического жанра, я бы отнесла его к положительным героям, так как в нем доминируют хорошие качества.

Согласно классическим канонам сюжет произведения должен основываться на «любовном треугольнике».

В пьесе «Мещанин во дворянстве» мы можем отметить не один, а даже два «любовных треугольника».

Первый треугольник - это треугольник с маркизой Дорименой во главе. Посмотрим, как он выглядит:

Второй «любовный треугольник» можно составить из трех лиц: господина Журдена, госпожи Журден и Маркизы Доримены.

К классическим признакам относится стереотип: в конце произведения зло наказано, добро торжествует.

Так происходит и в поэме «Мещанин во дворянстве».

Ведь вышла же Люсиль замуж за Клеонта (по крайней мере, должна была состояться свадьба) - а это значит, что добро восторжествовало. Влюбленным разрешили быть вместе. А это разве не счастье, а счастье всегда результат победы. Помимо всего прочего в комедии соблюдается принцип трех единств: времени, места и действий.

От основного места разворачивания сюжета повествование практически не отступает. Только один раз, когда госпожа Журден пошла в гости к сестре, но и это не описывается. Где действие начиналось, там оно и завершается. Еще все действие комедии разворачивается на протяжении одних суток: началось все утром с учителей, закончилось вечером балетом.

Утро, т.е. начало пьесы, мы встречаем с учителями танцев и музыки. «Но как можно начинать действие «суточного» произведения с второстепенных героев?» - спросите вы. Но их роль не так второстепенна, как кажется на первый взгляд. Именно они «расскажут» нам тайну господина Журден. Даже можно сказать, что учителя - заложили фундамент нашего отношения к главному герою.

Из всего выше написанного можно понять, что «Мещанин во дворянстве» - произведение эпохи классицизма. Но мы также наблюдаем, что Мольер немного, но все же отступает от классического жанра.

Последняя великая комедия Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670)

Центральный герой комедии буржуа Журден экономически уже властелин, перед ним заискивают не только люди искусства, но и дворяне. Однако в социальной и культурной сфере он еще полное ничтожество.

Конфликт его комедии строится на «безумной» борьбе Журдена с разумным порядком вещей. В творчестве Мольера еще сохраняется, хотя и не во всеобщем значении, и видоизмененная, ренессансная концепция «единой цепи бытия» как воплощения высшей разумности. Согласно этой концепции, все в мире связано и восходит от камня к богу. В каждом звене «единой цепи» тоже действует закон восхождения: среди камней благороднейшим является алмаз, среди металлов - золото, в государстве все восходит к королю, в семье - к отцу, в мире небесных светил - к солнцу и т. д. Мир, таким образом, связан едиными законами. Эта концепция позволила Мольеру придать своей комедии значительность, ни в коей мере не нарушая требования классицизма изображать в комедиях только частные ситуации, отдельные пороки людей.

В комедии два тесно связанных частных сюжета. Как классицист Мольер опирался на античную традицию, итальянскую «ученую» комедию, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люстиль дважды пародийно оттенена: во-первых, более приземленной, но полной искренности любовью слуг - Николь и Ковьеля, во-вторых, расчетливыми отношениями, прикрытыми прециозностью, между графом Дорантом и маркизой Дорименой Вторая сторона сюжета представляет собой развитие традиции французского фарса, изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его.

Обе линии неразрывно связаны (единство действия!), создают цельную систему образов.

Стремление попасть в мир дворян, ставшее характером буржуа Журдена, разрушает гармоничный семейный порядок. Вспомним о «единой цепи бытия»: отец семейства уподобляется королю в государстве, солнцу среди светил. Обязанностью главы семьи является мудрое и гуманное управление в этой маленькой ячейке общества. Журден же становится в одно и то же время и самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на его дворянских пристрастиях.

Устами Клеонта (частично выполняющего функции резонера) изложена идея пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости». Обращает на себя внимание противоречие этой тирады дальнейшему развитию сюжета комедии. Благородный Клеонт буквально через час (обратите внимание, что действие развивается без всякого перерыва) выдает себя за сына турецкого султана, а честные г-жа Журден и Люсиль помогают ему в обмане.

Это объясняется тем, что в эпоху Возрождения концепция «единой цепи бытия» требовала от каждого соответствия своему месту и предназначению. Если какое-то звено разрушилось, вся цепь утрачивает гармонию (например, у Шекспира убийство монарха сопровождается бурей, ливнем, мертвецы выходят из могил и т. д.) и восстанавливается только тогда, когда «вывихнутое» звено «вправляется». Мольер же воспринимает мир не в гармонии, а в движении, он все отчетливее видит невозможность вернуться к прежнему состоянию общества (нужно отметить, что Мольеру уже не свойственно целостное восприятие мира как вселенной, живущей по единым законам, мир для него - это общество и царящие в нем нравы).

Мольер гениально предугадывал идеи, которые будут высказаны через многие десятилетия просветителями и романтиками. Классицисты видели мир соразмерным герою и соответствующим ему (так, героизму корнелевского Родриго соответствовало героическое состояние художественного мира, воссозданного в «Сиде»). Мольер одним из первых изобразил несоответствие мира и живущего в нем героя.

Французские романтики, изображавшие трагическое противоречие личности и общества или способность сильной романтической личности подчинять себе обстоятельства, не случайно будут видеть в Мольере одного из своих великих предшественников. Но несоответствие мира и героя, т. е. то, что для романтиков предстанет в драматическом, трагическом свете, для Мольера было еще источником комического.

Разделы: Литература

“Поскольку назначение комедии состоит в том,чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного,чем бичевать пороки моего века...”.

Ж.-Б. Поклен

Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", слайдовая презентация, запись сюиты Штрауса “Мещанин во дворянстве”, шахматная доска, таблица.

Цели урока.

1. Рассмотреть пьесу Мольера “Мещанин во дворянстве” как классицистическое произведение.

2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы.

3. Проанализировать эпизоды пьесы, выражающие авторское понимание своей задачи как драматурга.

4. Воспитывать критическое отношение к себе, окружающим и действительности.

1. Вступительное слово учителя.

2. Театр Мольера.

Сравнение с шахматной игрой.

3. Принципы классицизма.

4. Характерные черты классицизма в тексте.

5. Сообщение ученика “Особенности эпохи”.

6. Слайд “Два мира”.

7. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

8. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

9. Актуальность пьесы.

Ход урока

1. Театр Мольера

Живут в веках гордые колонны древнегреческого Парфенона, многоцветно сияют витражи Собора Парижской Богоматери, высятся статуи Микеланджело, приводит в трепет и ныне “Сикстинская Мадонна” Рафаэля… (Слайды)

Пока физически невредимы гранит, мрамор и краски – незыблемы и сами творения резца и кисти.

У театра этого свойства нет. Он бессилен перед неумолимым ходом времени. И должен умереть в тот миг, когда иссяк срок самого представления, но зато он обладает чудодейственным свойством воскрешения из мертвых… Сценический образ, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла, герои вновь поднимаются на сцену, и театральная ветвь снова зеленеет и распускается цветами. Быть сразу в двух эпохах – такова норма классической драмы, и театр – посредник между гениями прошлого и нами.

2. Объявление темы, цели урока. Эпиграф (Слайды)

Девиз классицистического театра: “изображая и высмеивая, воспитывать”. Как мы сегодня понимаем эти слова?

Перед вами шахматная доска. Что общего в шахматной игре и классицизме?

Назовите принципы классицизма. (Слайд)

Назовите характерные черты классицизма в пьесе. Докажите примерами из текста?

Почему М. обратился к этой теме?

Сообщение ученика “Особенности эпохи 17 в.”. (17 век - это время расцвета абсолютной монархии во Франции…).

Прежде чем обратиться к содержанию пьесы, попробуем увидеть эту непростую эпоху в остановленных мгновениях на полотнах западноевропейских художников 17-18 веков. Репродукции картин сгруппированы на доске следующим образом: одна часть - картины, отражающие жизнь придворных кругов, так называемые “галантные празднества”, другая представляет сюжеты из жизни торговцев, богатых ремесленников.

Два мира. (Презентация).

Два мира мы увидели в этих остановленных мгновениях: мир аристократов и мир буржуазии, так называемого третьего сословия.

К какому из них принадлежит главный герой комедии Мольера. Почему вы так решили? (Мир Ж.- мир покоя и уюта,комфорта, простых радостей и удовольствий. Люди, представляющие его, довольны, богаты, но просты в своих нравах.)

Есть ли в этом мире что-нибудь привлекательное. Что в нём главное? (Конечно, есть. В этом мире можно не притворяться, всё достаточно просто и понятно, деньги дают возможность получать от жизни все её радости. Ведь достаток, комфорт, уют – главные ценности этого мира)

Кто представляет его в комедии Мольера? (Журден, г-жа Ж, Люсиль, Клеонт)

Почему Ж. тянет в другой мир? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на другую половину нашей выставки. Как выглядит этот мир в глазах мещанина?

(И на картинах, посвящённых жизни придворных кругов, повторяются те же сюжеты: пиршества, концерты, гулянья и т.п. Но они более изысканны, утончённы, одежды героев роскошны, позы и жесты жеманны, иногда даже искусственны. Всё это больше похоже на праздник, на карнавал, чем на повседневную жизнь. Может быть и вся жизнь аристократов - бесконечный праздник?)

Всё это так привлекательно и заманчиво для мещанина!..

Что ещё привлекает Ж. в мире дворян-аристократов?

В высшем свете Ж. привлекают изысканные манеры, изящные костюмы, приобщение к культурным ценностям, возможность общения со знатью и приближение к самому придворному кругу.

Кто представляет этот мир в комедии Мольера?

(Дорант и Доримена. Они одеты по последней моде….Это те люди, которые являются для него воплощением аристократического мира). Но с другой стороны…

Вывод. Какой вывод следует из того, что вы сказали? (Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни).

На партах лежат карточки (озвучить). Подберите к данным словам контекстные антонимы, опираясь на текст. Вспомните, какие слова называются контекстными антонимами. (Контекстный антоним – лексическое средство выразительности. Слова противоположные по значению в контексте; словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте)

Особенности характера Журдена.

Глупость – сметливость (чтение диалога).

Невежество – стремление к знаниям.

Прозаичность, косность – чувство языка.

Подражание дворянству – стремление к преодолению мещанской ограниченности.

Тирания, самодурство – чувство семьи.

Вывод. Образ Журдена неоднозначен. Странно. В эпоху классицизма невозможно было появление такого героя (он должен быть только отрицательным или только положительным). Как невозможно появление такой фигуры (на шахматную доску поставить чёрно-белую пешку) в шахматной игре. А у Мольера так получилось… Это является одной из особенностей в тв-ве Мольера. Раньше такое было невозможно.

Журден будто примеряет маску. Маска дворянина, а сущность мещанина. На протяжении всей пьесы М. использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Ж.

Какая черта явно доминирует в образе Ж?

(Чудачество…. Давайте выстроим цепочку нарастания смыслового и эмоционального значения. Чудачество –– страсть – мания - этот стилистический приём называется градацией.

Градация расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. (Запись на доске)

3. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

Назовите основную идею пьесы (в словах какого героя пьесы она сформулирована).

(Клеонт: “Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости”)

К этими словами оппозиционирует чудачеству главного героя. Так ли это. Что происходит в конце пьесы. (Клеонт идёт на обман…)

Обратимся к особенностям композиции.

3. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

В чём особенность жанра произведения?

1. Комедия-балет (отрывок).

2. Какой приём из комедии дель-арте ввёл автор? (Сцена “любовная досада” – диалог)

Кто над кем смеётся в этой сцене? Автор и зрители смеются над всеми, т.к. индивиды относятся к своим целям крайне серьёзно, они выступают” как объект чужого смеха”. Карнавальный же смех предполагает, герой смеётся над собой вместе со всеми. Сатирический и карнавальный смех довольно сложно сочетаются в пьесе.

Комедия дель-арте (в которой объединяется слово, танец, пантомима, музыка, изобразительное искусство, и черты комедии характеров, построенной на изобличении черт характера, которые вызывают смех).

Мольер стоял у истоков комической оперы - оперного жанра.

3.Отход от рамок классицизма. Нет абсолютно положительного и отрицательного героя.

4. Образ главного героя неоднозначен.

5. Две сюжетные линии. (Почему две? Первый сюжет представляет традиции французского фарса – М. изображает утратившего разум отца семейства, желающего приобщиться к дворянскому обществу. Вторая линия Клеонта и Люсиль. Она дважды пародийно оттенена - Николь и Ковель, Дорант и Доримена). Нарушает ли Мольер каноны классицизма? Нет. Обе линии связаны. Комедия характера предстаёт на фоне комедии нравов (худ. своеобразие).

6. Создал жанр социально-бытовой комедии , (сатира) в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом.

8. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека.

9. Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.

10. Создал “комедию характера” на фоне “комедии нравов”.

11. Актуальность. Мольер - мостик из прошлого в будущее. Чем сегодня современному читателю, зрителю может быть интересна пьеса. Актуальна ли она?

Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом - ведущим направлением во французской литературе XVII века.

Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным. Композиция мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры. Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).

Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами. На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным. Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия). Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив, способствовали более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.

Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.

Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину. Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны. Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.

Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.

Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант - это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.

Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.

Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.

Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.

Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.

Комедия «Мещанин во дворянстве» выдержана в основном в духе требований классицизма. В ней соблюдены правила трех единств. Действие происходит в пределах одного помещения - в доме буржуа Журдена - и не выходит за рамки одних суток. Единство действия выражается в том, что все события подчинены раскрытию характера одного центрального персонажа - Журдена.

Не перегружая комедию событиями, автор раскрывает характеры персонажей и их взаимоотношения средствами диалога, использует разные формы создания комического эффекта: тонкий интеллектуальный юмор, которым насыщены его диалоги, комизм внешних положений, заимствованный из фарсовой традиции (сцены ссоры учителей, переодевание Журдена, Ковьеля и Клеонта, церемония посвящения Журдена в «мамамуши», сопровождающаяся палочными ударами), комические сцены, основанные на недоразумениях и взаимном непонимании (сцена ссоры двух влюбленных пар, сцена маскарада, во время которого действующие лица не узнают друг друга и попадают в смешное положение). Мольер создает веселое живое зрелище. Все формы смеха Мольер подчиняет выполнению одной общей задачи: раскрытию комедийного конфликта, имеющего глубокий социальный смысл.

Согласно правилам классицизма, комедия имеет пять актов. Ее композиция отличается стройностью и внутренней гармонией. Язык комедии приближается к разговорному языку. Отступления от правил классицизма в этой комедии выразились в комическом показе дворян и в использовании форм фарсового смеха.

Жан Батист Мольер явился создателем комедии классицизма. Влияние Мольера испытали все крупные комедиографы XVIII в. не только во Франции, но и в других странах.