Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Пьеса вишневый сад прошлое и будущее тема. Вишневый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Одним из самых уникальных и интересных творений Антона Павловича, в котором он объединил три периода жизни, является пьеса «Вишневый сад». В этом произведении автор соединил прошлое, настоящее и будущее. Действия произведения показывают, как на смену дворянства наступает купечество. Представляют прошлое такие персонажи как Раневская, Гаев и Фирс. Очень часто их воспоминания касаются старых времен, когда не было забот и они не переживали о деньгах. Для них был важнее, что-то более возвышенное нежели деньги и материальные блага.

Раневская даже не могла себе представить, что придется вырубить весь сад или продать его, для нее это было недопустимо. Ведь именно вишневый сад, являлся воспоминаниями о прошлом и ее жизни.

Гаев, не меньше переживал, для него была важна каждая мелочь. Автор ставит акцент на том как Гаев обращаемся со слезами к старому шкафу. Фирс в свою очередь не нуждался в отмене крепостничества. Он очень любил семью Раевской и Гаева, которым служил и относился с уважением. Его устраивали те порядки которые существовали ранее, как и других представителей того времени.

Лопахин один из тех представителей, для которых важны деньги, они имели огромное значение для него. Родился и рос он в простой семье. Его отец был простым торгашам в лавке. Но это не помешало ему добиться больших успехов и своими собственными усилиями он сколотил себе огромное состояние. Как и многие другие в Вишневый сад был всего лишь источником материальной выгоды и не более того.

Избавиться Раневской он ее плачевного состояния помогает Ермолай. Благодаря его уму и находчивости он смог создать огромный проект. Этому поколению, была важна материальная выгода. Но это не повод избежать настоящее, которое их настигало.

А.П. Чехов, показывает какое изменчивое и смутное может оказаться будущее. К этому поколению автор относит таких персонажей как Анна, Варя, Пётр, Дуня горничная и Яшка лакей. Но несмотря на то что представители ушедшего поколения были во многом схожи, наступающее поколение было абсолютно разным. Все эти герои были полны жизненной энергии и идей. Но многие из них были способны только на красноречивые слова, которые на деле не могли изменить настоящего. Одним из таких персонажей являлся Петя. По сути он ни делает ни чего, для того чтобы изменилось будущее. Хотя и говорит Ане о том, что они отстают по развитию лет на двести. Конечно же Анна была очарована словами и идеями Пети, но это не останавливает ее идти своим путем, и устраивать свою собственную жизнь.

Именно в этом уникальном произведении «Вишневый сад» было объединено все 3 поколения прошлого, настоящего и будущего.

Вариант 2

Драматургия Чехова глубока и полна образных олицетворений. За счет них автор постарался в своем произведении показать в сравнении прошлое, настоящее и будущее. Для этого все герои произведения поделены им условно на три соответствующих лагеря.

Первыми перед читателем предстают герои прошедшего времени: Раневская, Гаев, слуга Фирс. Их разговоры полны ностальгии о былом, они говорят с нежностью и радостью о прошлых временах. Для каждого из них важную роль играют старые вещи, предметы быта, являющиеся немыми свидетелями минувших дней. В самом начале пьесы читатель узнает о комнате, именуемой «Детской», столетнем шкафе и, конечно же, вишневом саде – главном герое пьесы.

Гаев и Раневская – типичные представители русской аристократии. Это проявляется в их речи, манерах и образе жизни. Они привыкли жить на широкую ногу, не считая собственных расходов, принимать многочисленных гостей в имении, устраивать праздники и гуляния. Даже в не лучшие времена денежные траты их неизменны, тем более, что всегда можно написать письмо богатой родственнице и попросить еще денег на текущие расходы. Раневской невыносимо слышать о необходимости врубки вишневого сада и сдачи в аренду участков земли под дачи. По ее мнению, остаться без сада невозможно, не потому что от него есть какая-то выгода, а потому что каждое дерево в нем напоминает ей о счастливом времени из далекого прошлого.

Фирс – это потомственный слуга семейства, глубоко пожилой человек. Для него смысл жизни заключается в служении господам. Его забота и любовь к ним безгранична, он опекает Раневскую и Гаева словно малых беспомощных детей. Но ведь они и в правду совершенно не приспособлены к практической жизни, не хотят признавать грядущих перемен. Хлопотливость Фирса выглядит чудачеством, но он сам убежден, что только в заботе о господах заключается его жизненное предназначение.

Героев настоящего времени в произведении представляет Лопахин. По мысли автора именно такие люди должны «творить» настоящее. Они деятельные, целеустремленные, разумные. Они не строят иллюзий, что проблемы в жизни должны решиться сами собой. Судьба Лопахина – это пример того, как человек сам добивается всего в своей жизни, не уповая на отцовское наследство.

Будущее в финале произведения обозначено весьма туманно. Кто будут его герои? Автор показывает Петю и Аню как людей нового времени. Однако, молодой человек тоже мало приспособлен к жизни, больше его занимают бесконечные размышления о переменах, мечты о светлом будущем. Аню увлекают идеи Пети, она готова действовать – посадить новый вишневый сад «еще краше прежнего».

Сочинение 3

Когда писатель создает собственный труд, он опирается на нынешнюю ситуацию или прежний опыт, а также может простирать свой взор в грядущее. В общем, довольно банальная фраза, однако, этот факт нужно отметить.

То, на чем будет концентрировать автор свое внимание, зависит от его творческой и идейной ориентации. К примеру, современник Чехова Брюсов, как известно, наставлял своих последователей-поэтов «не жить настоящим», ведь «только грядущее – область поэта». Были и такие, кто ориентировался на высокие идеалы античности или других прежних эпох.

На мой взгляд, Чехов не делал отдельных акцентов и на самом деле писал о вечном и вневременном. Этот факт легко подтверждается, когда читаешь его пьесу. Меня просто поразило, как точно некоторые диалоги и фразы описывают и современное состояние не только дел, но и человеческих душ, в частности тех, которые обрели свои тела на территории России.

Конечно, в этом смысле Чехов, если возможно так выразиться, не нов. Он выполняет свою работу, просто качественно выполняет и легко вспомнить того же Салтыкова-Щедрина с его «пьют и воруют», немного пространный прогноз, но точный, также как про «дураков и дороги», которые в нынешней ситуации проявляются удивительно ярко и говорить тут о пространности прогноза даже при его глобальности и обобщении не приходится.

Китайская мудрость считает эпоху перемен довольно негативной ситуацией. Для России предыдущие полторы сотни лет по большей части представляется эпохой перемен, которая разбавляется апатичными периодами застоя. Здесь Чехов оказался в том периоде, который для писателя может быть более чем интересен.

Каким бы не были реформы прежних времен и как не казалось бы история насыщенной все-таки, через призму Вишневого сада мы видим довольно явные временные пласты, которые предстают как: длинное и устойчивое патриархальное прошлое, устойчивое и масштабное; шаткое настоящее с изжившими себя помещиками и дворянами; трагическое и печальное будущее, которое поменяет страну, приведет к измельчанию и пошлости.

Триумф маленького человека, который Чехов видит через превращение садов в дачные участки, действительно состоялся. Более того, автор совершенно верно указал на отсутствие, в целом смысла в этом преобразовании. Поменялся ли сам человек, который заселил дачные участки в том саду, куда раньше мог только приходить работать – вопрос риторический, да и, по сути, он также работает в этом саду, только теперь там не всегда растут фруктовые деревья, а чаще просто пахнет навозом и звучит шансон вперемешку с пустым трепом и руганью.

Безусловно, Антон Павлович, пребывая подобно любому разумному творческому человеку, как бы над ситуацией, видел к чему идет Россия. Конечно, не все дворяне, которых он так критикует в лице безвольных Раневской и Гаева окажутся беспомощными, кто-то станет частью белого движения и не только на словах, но и на деле докажет свое намерение бороться за идеалы и, по сути, сохранность родины, сохранность чего-то ценного. Тем не менее, многие этих людей не поймут, даже лопахины, равно как не понимают в итоге они даже себя.

  • Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи в романе Тихий Дон Шолохова

    Автор в произведении показывает нам нелегкое время донского казачества на переломе 2-х эпох. Шло разрушение семей, погибали мужчины, но особенно все эти испытания легли на плечи женщин. В романе ярко показаны казачки

  • История создания поэмы Руслан и Людмила Пушкина

    А. С. Пушкин начал писать известную сейчас всем поэму «Руслан и Людмила» еще в годы своей учебы в Лицее в 1817 году. В детстве Арина Родионовна часто читала маленькому Пушкину русские народные сказки

  • Образ и характеристика Лонгрена в повести Алые паруса Грина сочинение

    Один из главных героев повести «Алые паруса» Александра Грина. Он отец главной героини Ассоль. Он со своим семейством проживал в небольшой деревушке Каперна.

  • Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.

    В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.

    Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.

    Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.

    Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.

    Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано

    столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.

    Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.

    Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.

    С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.

    Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.

    Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.

    «Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.

    Конец девятнадцатого - начало двадцатого - время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”. У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкновений, но читатель чувствует глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвутся обыденно. Для нового поколения, которое в пьесе представляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без которых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла.
    Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он - символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его. Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, обнаружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бежать во Францию. Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при неизлечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе.
    Таковым был Лопахин. Говорят о нем по-разному: то он “хищник”, то - “тонкая и нежная душа”. В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада. Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи,
    не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом человеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада. Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе.
    Варя - приемная дочь Раневской - по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения. Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.
    Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он - “вечный студент”, своими философскими речами напоминающий Гаева; она - образованная девушка, его невеста. На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем соглашается с Петей и восторгается его умом. И как страшный итог звучит вопрос Ани: “Почему я больше не люблю вишневого сада?” Аня, Любовь Андреевна, Гаев - все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять. Трагедия старшего поколения в неспособности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений - в неспособности оценить и понять ценности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого поколения стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, раскрыл перед читателем трагедию каждого из них. В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX-XXI веков произведение Чехова приобретает оттенок некоего предостережения.

    Особенности драматургии Чехова

    До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

    Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

    Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

    Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

    Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

    Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

    В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

    Связь времен сегодня

    Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

    Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

    Тест по произведению

    Тема урока : «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.

    Новаторство Чехова – драматурга.

    Цели урока:

      Углубить представление у студентов о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: определить принципы группировки действующих лиц.

      Охарактеризовать своеобразие изображения драматургом различных типов людей в переломные моменты их жизни.

      Продолжать формировать интерес к русской литературе.

      Развивать устную речь студентов, развивать умения размышлять на нравственно-философские темы.

    Методы и приемы: тест, беседа по вопросам, аналитическое чтение, анализ эпизодов, слово учителя.

    Ход урока.

    Оргмомент.

    Приветствие, установление дисциплины, записать на доске число, тему урока, проверить наличие учебного материала.

    Эпиграф к уроку.

    2. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

    А.П. Чехов

    Опрос.


    1 В каком городе родился А.П. Чехов?

    а) Тула;

    б) Таганрог ;

    в) Таруса;

    г) Тюмень.

    2 Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

    а) Юрист;

    б) Учитель;

    в) Врач ;

    г) Дипломат.

    3 Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?

    а) Тарханы;

    б) Ясная Поляна;

    в) Мелихово ;

    г) Болдино.

    4 Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
    а) «Крокодил»;

    б) «Ёрш»;
    в) «Стрекоза» ;

    г) «Бабочка».

    5 Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
    а) «Человек без сердца»;

    б) «Человек без желудка»;

    в) «Человек без селезёнки» ;

    г) «Человек без юмора».

    6 Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

    а) В.И. Суриков;

    б) И.И. Левитан ;

    в) О.А. Кипренский;

    г) В.Д. Поленов.

    7 Как А.П. Чехов определил краткость?
    а) Мать учения;

    б) Мать порядка;

    в) Сестра таланта;

    г) Сирота казанская.

    8 Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
    а) Премудрый пискарь;

    б) Карась-идеалист;
    в) Налим ;

    г) Акула Каракула.
    («Налим» - рассказ А.П. Чехова.)
    9. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
    а) «Белый пудель»;
    б) «Му-му»;
    в) «Каштанка» ;
    г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
    («Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» – А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» – Г.Н. Троепольский.)

    10. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
    а) Ионыч ;
    б) Катионыч;
    в) Электроныч;
    г) Протоныч.

    11. Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
    а) Врачом ;
    б) Учителем;
    в) Артистом;
    г) Писателем.

    12.Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
    а) Отец;
    б) Дядя;
    в) Племянник ;
    г) Брат.
    (Михаил Александрович Чехов.)

    -Ребята, вам на дом было задано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Как происходит деградация земского врача Старцева в Ионыча.

    Вывод: Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

    В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

    А теперь давайте перейдем к самому главному вопросу нашего занятия: «Как представлено прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад».

    На ваш взгляд, как представлено прошлое в пьесе?

      Прошлое время в пьесе.

    Раневская Любовь Андреевна

    Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

    Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на Юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

    Отличительные черты героини:

      Безмолвие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

      В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

      Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

    Ребята, домашняя работа будет следующая:

    а) написать мини сочинение на следующую тна истинную любовь?».

    Результаты за урок.

    (Все герои чувствуют нарастающее беспокойство, но дальше дело не идет. Люди пытаются обмануть время и даже в день торгов в имении проходи вечеринка «Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют.»)

    С продажей сада решается судьба Раневской. И она и ее брат очень любят сад, но по-детски прячутся отрешения этого вопроса.

    Скажите, как относится Раневская к своим дочерям?

    (На словах она любит их, но оставляет на произвол судьбы, забирая последние деньги, и уезжает в Париж. Причем она собирается жить на деньги которые прислала Анина бабушка прислала на покупку имения. )

    Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской

      Безмолвный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.

    Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дуплет в угол!»


    ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО

      Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего.

      Настоящее время в пьесе.

    - Кто из героев является представителем времени настоящего?

    Лопахин


    Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.

    Отличительные черты героини:

      Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы, Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

      Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происходящие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

    Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути…»

      Будущее время в пьесе.

    - С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьес

    Петя Трофимов

    Бедный студент – разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Ему уже два раза увольняли из университета, он всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

    Отличительные черты героя:

      Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

    Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

      Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

    Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен.

    Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.


    Вывод: Чехов наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (Героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (Смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и участвовать в ее преобразовании .

    - Скажите, а кто говорит, что именно в образе вишневого сада показано время в пьесе? (Это говорит Петя Трофимов «Вся Россия – наш сад… с каждой вишни, с каждого листка, с каждого ствола глядит на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов» (Действие второе)

    - САД – символ исторической памяти и вечного обновления жизни.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все герои пьесы делятся на три группы: 1. Герои прошлого; 2 Герои настоящего; 3Герои будущего

    Этим деление Чехов показывает, что представители прошлого не могут жить ни в настоящем, ни в будущем, они всегда остались в прошлом. Герои настоящего – живут сегодня и думают о будущем, создают его основу. А будущее в пьесе неопределенно, и никто не знает каким оно будет, хотя герои будущего верят, что оно счастливое.

    В чем же новаторство драматургии Чехова? (Чехов изображает обыденность жизни, используя психологический подтекст как средство выявления внутренний жизни персонажа. Чехов в своих произведениях обличает пошлость жизни, мещанство. Но одновременно он показывает веру в будущее родины, в возможность изменения жизни, показывает новых людей, у которых есть силы для изменения.)

    Эмоциональный финал урока

    - А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.

    - Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.

    (Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)

    Жёлтые

    было трудно

    было скучно

    урок не понравился

    испытывал(а) волнение

    испытывал(а) страх

    Розовые

    было интересно

    было комфортно

    приятно общение с учителем

    я многое узнал(а)

    удивлен(а) судьбой Чехова

    мне понравился урок