Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Первый русский профессиональный актёр Фёдор Волков. Создание профессионального театра в россии Русский публичный театр

Его называли «движителем общественной жизни», «отцом русского театра», а имя его ставили в один ряд с М. В. Ломоносовым.

Биография Федора Волкова

Родился в небольшом городе Костромской области. Он был выходцем из купеческой семьи. Отец будущего актера умер, когда тот был еще ребенком. После его смерти мать (Матрена Яковлевна) вскоре познакомилась со своим будущим мужем и вступила в брак вновь, после чего вся семья обосновалась в Ярославле. Федор Полушкин (отчим Феди) был купцом и владел несколькими заводами.

Обучение

Мальчик обучался грамоте у местного пастора и уже на этих занятия проявил свои способности в разных областях. Волков в раннем возрасте начал помогать отчиму в делах. В связи с этим с Санкт - Петербургом мальчик знакомится рано. Здесь он впервые видит итальянскую оперу, немецкие постановки и русские спектакли. Заметив у мальчика живость ума и способности к обучению, Полушкин даже решил сделать Федора наследником и продолжателем дела своей жизни. Отношения в семье складывались хорошо, а Федор Полушкин прекрасно принял не только младшего сына, но и остальных его братьев.

Для продолжения обучения Волкова отправили в Москву, в академию. Здесь он изучал Закон Божий, немецкий язык, а также математику. Мальчик имел большую склонность к изучению языков, а немецким овладел в совершенстве. Уже в то время Федор с большим удовольствием участвовал в театральных постановках, проходивших в академии. Он играл на святках в драмах, комедиях и трагедиях. Мальчик отличался от сверстников не только своими талантами, но и живостью ума и воображением, умением легко перевоплощаться.

Когда Федору Волкову исполнилось 17 лет, Полушкин решает отправить мальчика учиться бухгалтерии и торговле. Федор Волков отправляется в Санкт-Петербург и устраивается там в немецкую контору. Именно здесь юноша влюбляется в театр и у него даже возникает желание открыть театр у себя на родине - в Ярославле, где бы он мог ставить постановки русских классических сочинений. Петербург со своей архитектурой способствовал формированию вкуса и чувства красоты. Здесь Волков делает чертежи, модели и рисунки, которые в последующем лягут в основу построенного им театра. Актер Федор Волков, фото которого можно увидеть в данном материале, уже тогда не мыслил свое будущее без творчества. Так и произошло.

Первые постановки

Актер Федор Волков (дата рождения которого 20 февраля 1729 года) в возрасте 19 лет остается без отеческой поддержки - умирает его отчим. В наследство Полушкин оставляет мальчику свои заводы. После оформления имущества и получения финансовой самостоятельности Федор Волков еще больше увлекается театром. Он со своими друзьями начинает ставить спектакли, проводя представления в амбаре, где раньше хранились товары. В июне 1950 года в свет выходят две пьесы, музыку для которых сочинил сам Волков («Эсфирь» и «Эвмон и Берфа»). Местные жители оценили творчество молодых дарований, и вскоре Федору удается найти покровителей в высшем обществе. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков предлагают членам высшего света оказать материальную помощь начинающим актерам и поддержать их в желании построить театр, где бы все жители города могли комфортно проводить время, наслаждаясь спектаклями.

Федор Волков: театр как воплощение мечты

В начале 1751 года происходит открытие театра, на котором представляют оперу «Титово милосердие», переведенную Волковым с итальянского языка. В театре было сыграно огромное количество пьес, а впоследствии под руководством Федора Волкова работало немало именитых актеров.

Известность

Известность театра города Ярославль росла день ото дня и вскоре слава о нем дошла до самой императрицы. К этому времени необходимость создания государственного театра возрастала, что было связано с возможностью повышения престижа страны и становления современного европейского государства. пожелала непременно увидеть все своими глазами. В начале 1952 года актер Федор Волков уже давал представления в Санкт-Петербурге. При дворе были сыграны комедия «О покаянии грешного человека», трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет» и другие. Отпускать театр императрица уже не пожелала, быстро стал придворным артистом и играл уже на профессиональной сцене. Товарищей же Федора по сцене (наиболее одаренных) отправили на обучение в кадетский корпус, а остальных - обратно на Родину с вознаграждением. Братьев Волкова тоже не обошли вниманием, вскоре их зачисляют для обучения в кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге.

Обучение в корпусе проходило по усиленной программе, актерам преподавали не только стандартные дисциплины: они изучали также иностранные языки, науки и гимнастику, сценические приемы декламации. За обучение кадеты получали жалование.

Русский публичный театр

В августе 1756 года императрица издает указ об учреждении Русского публичного театра. Созданный Российский театр сильно отличался от существовавшего ранее придворного театра. В него пускали всех жителей города, а просмотр спектакля был платным. Директором театра назначают А. П. Сумарокова. Федор Волков становится главным актером и помощником директора. А после смерти Сумарокова заменяет его на посту (1761 год).

Талант актера

За Волковым закрепилось звание главного трагика театра. Уж очень хорошо давались ему эти роли, которых он успел сыграть большое количество (например, американца в «Прибежище добродетели», Гамлета, Ярополка в постановке «Ярополк и Демиза» и другие). Однако не менее хорошо он играл и комедийные роли. Столь разносторонне развитый талант был редкостью в театральной сфере. Характер игры главного актера также отличался от принятой. Он очень хорошо и тонко чувствовал театральное искусство, знал все его правила и каноны. Это позволяло ему порой не соблюдать установленные нормы и играть по своему желанию. Учитывая его талант, Сумароков написал для него немало ролей, которые давались ему легко и оставляли неизгладимое впечатление у зрителей. Волкова называли значительнейшим и лучшим Талант его был отмечен такими уважаемыми людьми того времени, как Д. И. Фонвизиным, Я. Штелиным, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным и другими. Волкову приписывают не менее пятнадцати различных пьес.

Другие таланты Волкова

Способности Федора Волкова не ограничивались театром, а распространялись и на другие области. Он был прекрасным скульптором - резные в Николо-Надеинской церкви в городе Ярославль были сделаны именно им. Он также изготовил мраморный бюст Петра Первого. Живописцем Федор тоже был умелый и написал немало картин.

В 1759 году Федор Волков, биография которого начиналась в небольшом городке Костромской области, отправляется в Москву для преображения московского театра. С этой целью он берет с собой несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Роль в политике

Актер Федор Волков сыграл и немалую роль в политической жизни страны. Он принимал участие в свержении Петра III. Он играл роль советника у императрицы Екатерины и помогал ей при восшествии на трон. В благодарность Екатерина возвела Волкова в дворянское сословие. Однако, несмотря на его приближенность ко двору и к самой Екатерине Алексеевне, Волков смог удержаться от соблазна стать человеком государственным и остался верен себе, отдав предпочтение труду своей жизни - театру. Он отказался и от должности кабинет-министра, а также от ордена Св. Андрея Первозванного, которым его хотела наградить императрица.

Личная жизнь Волкова

С головой отдаваясь делу своей жизни и тратя на это все время, Федор Волков так и не обзавелся семьей.

Братьям Федора даровали дворянские звания за верность Родине и императрице Екатерине.

«Торжествующая Минерва»

Во время восшествия на престол Екатерины II было решено устроить большой праздник в Москве. Событие пришлось на масленичную неделю, когда по городу ходили ряженые и развлекали народ. К этому мероприятию Волков подготовил театрализованное представление в виде маскарада, которое получило название «Торжествующая Минерва». Суть представления состояла в том, чтобы объяснить народу, что свержение Петра III было большой удачей и счастьем для населения, а именно благодаря смене власти справедливость смогла восторжествовать. Постановка восхваляла новую императрицу как торжествующую Минерву (Минерва - богиня мудрости и правосудия, покровительница искусств, наук и ремесел). В этом представлении Волков смог показать большинство своих талантов и заслужить повышенное внимание публики. Однако во время проведения праздника, простудился и заболел горячкой. В апреле 1763 года он скончался.

Федора Волкова похоронили на кладбище возле Андроньева монастыря, но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и следы местонахождения могилы великого актера были утрачены. Несмотря на это, на кладбище в Ярославле установили памятную доску в честь знаменитого актера.

Удивительно и по-русски нелогично место и среда, откуда явился основатель первого русского театра: случилось так, что не в столицах, а в провинциальном городе сын купца смог организовать профессиональный театр, привлечь консервативных зрителей и меценатов, а после поразить выступлением саму императрицу. Сколько же сил и таланта, способностей к образованию и самосовершенствованию, жизненной стойкости было отмерено Федору Волкову судьбой, которую без остатка посвятил он стремлению к сцене?

Будущий основатель первого русского профессионального театра родился в Костроме, детство и юность провел в Ярославле. Его отчим, богатый и предприимчивый купец Полушкин, видел в юноше своего приемника и помощника, а потому старался дать основательное образование. Федор три года учился в Заиконно-Спасской Академии, а по возвращении стал помогать отчиму в торговых и заводских делах. Все он выполнял с усердием и вниманием, но ум и душу его занимало иное – его манили подмостки театра. В душе теплилась искра, зажженная то ли впечатлением от комедии, виденной на городской ярмарке, то ли участием в ученических спектаклях в Академии. Через три года по торговым делам и для обучения коммерческому ремеслу Федор был отправлен в Петербург, где молодому человеку удалось увидеть итальянскую оперу. Здесь он будто бы очутился на небесах, искорка страсти к искусству вспыхнула мыслью создать свой театр. Посещения спектаклей в придворном театре и кадетском корпусе стали для Волкова «университетами», где он познавал искусство сцены.

Вскоре после возвращения Федора в Ярославль, его отчим умер, оставив пасынкам управление заводами. Но стремление к сцене заставляло Волкова забывать о торговых делах – не потехи ради задумывал он театр, а хотел достичь сути искусства, чтобы сценическое действо рождало в зрителе трепетные чувства и мысли, делало его добрее, смягчало душу.

Сначала он и братья разыгрывали пьесы в своей комнате, а потом они вместе с несколькими молодыми ярославцами устроили театральные подмостки в кожевенном амбаре, соорудили места для зрителей. Федор был вдохновителем и руководителем дела, а также автором музыки и декораций, режиссером, актером и машинистом сцены.

В июне 1750 года было дано первое публичное представление. Играли драму «Эсфирь», переведенную Федором с немецкого. Присутствующие были поражены правдивой игрой актеров, которая «проникала в душу», организацией спектакля, двигающимися декорациями.

Невиданная забава заинтересовала ярославцев, среди купцов и дворян нашлись меценаты, пожертвовавшие средства на устройство более удобного театра. Присоединив к этим деньгам часть своего состояния, Ф. Волков устроил театр в деревянном доме, вмещавший тысячу зрителей, завел билетное хозяйство. Репертуар театра составляли переводные пьесы и оперы, трагедии , бытовые комедии, написанные Федором. Давняя греза стала реальностью – храм Мельпомены процветал на ярославской земле.

Молва о провинциальном театре, организованном купцом Ф.Волковым, достигла ушей императрицы Елизаветы Петровны, и ее велению , где они сыграли перед высочайшими очами трагедию «Хорев». Государыня была очень довольна и повелела оставить актеров при дворе, выдавать жалование и отдать для обучения наукам в кадетский корпус. Вскоре был учрежден русский придворный театр, в труппу которого вошли ярославцы и певчие кадетского корпуса, основное руководство было отдано Сумарокову, а Волков стал главным актером и душой театра. Первый русский профессиональный театр, созданный волковским гением в провинции, развивался теперь под государственным покровительством.

Так театр Федора Волкова воплотил мысль о публичном театре и стал первым общедоступным русским профессиональным театром, в отличие от частных дворянских и школьных театров. Русская сцена получила первых профессиональных актеров, которые силой своего таланта и священным отношением к искусству снискали уважение современников к сценической деятельности. По сей день русская драматургия стремится к естественности и правдивости актерской игры, трогает сердца, волнует мысли, опираясь на традицию, заложенную Волковым.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

ВОЛКОВ Фёдор Григорьевич (9(20) февраля 1728, Кострома — 4(15) апреля 1763, Москва) — выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра.

Волков был пасынком ярославского купца и промышленника Ф. Полушкина. Детство Волкова прошло в Костроме. С 1735 семья живет в Ярославле. В 40-х гг. Волков был послан Ф. Полушкиным в Москву, «в науки», для изучения основ коммерческого дела. В Москве происходит знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром. Первый биограф Ф. Г. Волкова Н. И. Новиков указывает, что встреча Волкова с итальянским театром произошла в Петербурге в 1746, где Волков знакомится« с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском итальянском театре… Ходил он несколько раз на театр, чтобы обстоятельно рассмотреть оного архитектуру, махины и прочие украшения; и как острый его разум все понимать был способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели…» Пребывание в столице, посещение Петербурга значительно расширило кругозор будущего организатора русского национального театра.

После смерти отчима Волков становится наследником его состояния, получив в полное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков неохотно управлял заводами, все вдохновение и время он отдает театру, к созданию которого приходит, обладая талантом, энергией и необходимыми знаниями. С 1750 в Ярославле начинаются регулярные представления труппы« охочих комедиантов»(любителей), возглавляемой Волковым. В составе этой труппы были знаменитые в будущем актеры И. Дмитревский (Нарыков), Я. Шумский, А. Попов и другие. Первоначально театр помещался в т.н. «кожевенном амбаре»(помещении для хранения кож), оборудованном для театральных представлений. Спектакли пользовались большим успехом у ярославской публики. Однако небольшой театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Волков обращается к зрителям, к публике, дабы собрать средства для постройки нового театра. По словам Новикова, новое театральное здание, построенное под наблюдением Волкова, вмещало до тысячи зрителей.

Волков отличался завидной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а потом директором, режиссером и первым актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Димитрия Ростовского , пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии было значительным явлением — профессиональный общедоступный театр, созданный в Ярославле, становился национальным театром.

В 1751 вести о ярославском театр доходят до Петербурга. Сенатский чиновник Игнатьев, находясь в Ярославле по казенным делам, посещает спектакли волковской труппы, а затем сообщает о ярославском театре в своем отчете о поездке. 5 января 1752 был издан высочайший указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, з братьями Гаврилом и Григорьем(которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»

В конце января 1752 ярославцы прибыли в Царское Село. Подробный и достоверный рассказ о дебюте волковской труппы в Петербурге можно найти в работе П. И. Сумарокова «О российском театре от начала оного до конца царствования Екатерины II»: «Приказано было на другой день представить им «Хорева». Они дали еще в след за сим четыре представления: «Хорева» в другой раз, «Синава», «Артистоны» и «Гамлета».

Наиболее способные и талантливые актеры-ярославцы были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где проходили общий курс вместе с кадетами, за исключением военных дисциплин. Через четыре года, когда время обучения подошло к концу, 30 августа 1756 от имени императрицы был дан Указ правительствующему Сенату: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр…» В отличие от типа придворного театра, театр Волкова являлся общедоступным и был рассчитан на широкие слои городской публики.

1756−62 — годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию его таланта, славе первого актера Российского театра. Волков отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Театр Волкова отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства и гордости.

Волков был не только актером, но и театральным деятелем в самом широком смысле этого слова. Он принимал активное участие и в политической жизни страны. Волков явился одним из прямых участников заговора против императора Петра III, в результате которого свершился дворцовый переворот, царь был убит, а на трон вступила Екатерина II. Волков уверовал в утопическую легенду о монархине как великой просветительнице народа, в ее слова о театре: «Театр есть школа народная, а государыня в ней старшая учительница».

В начале 1763 Волкову была поручена важная государственная задача: на его плечи было возложено полное руководство работами по созданию грандиозного маскарада« Торжествующая Минерва» — празднество должно было проходить в Москве по случаю коронации Екатерины II. Маскарад должен был оправдать дворцовый переворот, объяснив его как победу справедливости и разума, прославить императрицу как« торжествующую Минерву», покровительницу искусств и просвещения. Но маскарад имел целью и осмеяние социальных язв, беззакония, произвола власть предержащих. Волков в резких контрастных масках сталкивал богатство и бедность, зло и добро, бессердечие и любовь, и не Торжество Минервы-императрицы становилось центром карнавала. В числе государственных пороков были представлены Невежество, Несогласие, Обман, Мздоимство, Спесь, Мотовство, Превратный Свет. В толпе карнавала шли Обираловы и Обдираловы, надменные Кривосуды, плутнеписатели и крючкотворцы, волокитчики и бюрократы XVIII в. Независимо от намерений Екатерины II, маскарад приобретал иной, более грандиозный смысл. Это массовое зрелище было и великой утопией, в которой выражалась народная мечта о «Золотом веке», времени без войн и раздоров, крови и оружия, о равенстве и свободе. Но Маскарад явился и великой сатировой драмой. Великолепная организация массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова, о его умении привлечь творческие силы народа к участию в маскараде.

Огромное напряжение сил, затраченных Волковым, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 Волков скончался.

Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря(монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Именем Волкова названы ярославский театр(Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова), центральная площадь и одна из улиц в Ярославле. В 1975 в связи с 225-летием театра в Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру(скульптор

Издала указ об официальном создании на Руси театра: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом... А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число...»

То было знаменательное для русской культуры событие. С этой даты, 30 августа 1756 года, и ведёт точку отсчёта наше профессиональное искусство театра.

Поначалу всё казалось радужным. Директором Российского театра был назначен Александр Петрович Сумароков . На содержание труппы отпускали деньги. Для наблюдения за театральным зданием был определён специальный надзиратель - бывший копиист Дьяков, получивший в связи с новым назначением (как об этом сообщал указ) чин армейского подпоручика.

Спектакли должны были быть платными, общедоступными.

Труппа определялась небольшая - всего двенадцать человек, но разрешалось набирать новых актёров и даже актрис.

Вскоре по городу стали рассылаться афиши, которые сообщали, что труппа Российского театра начинает свои выступления и что пропуск будет по билетам; «в партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления кончится в четыре часа пополудни, а представление начнётся в шесть часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и протчие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут».

Но прошли первые спектакли, и радужное настроение начало постепенно рассеиваться. Из восьми предназначенных к театральной деятельности певчих способными оказалось всего четверо. Под предлогом «неимения места» их пришлось отпустить, и они вынуждены были бить челом императрице о «всещедром» её призрении. Из четверых же других один, по-видимому самый способный, - Пётр Сухомлинов незадолго до организации театра попал под караул. Он украл из покоев А.Г. Разумовского золотую табакерку, осыпанную бриллиантами, разломал её, часть бриллиантов поменял на клавикорды, несколько других продал «да отдал долгу два рубля, купил двое чулки нитяные, а протчия на булки, на яблоки» издержал. Кражу обнаружили, и он не только (как хотел просить о том Разумовского) обратно ко двору не попал, но и не был на первых порах взят в труппу Российского театра.

Таким образом, вначале под руководствам Сумарокова актёров оказалось всего семеро : Фёдор и Григорий Волковы , Дмитревский, Попов, Уманов, Сичкарёв и Татищев. Набрать же новых комедиантов и комедианток удалось не сразу. Да и на содержание новых актёров понадобились бы дополнительные средства. А денег явно не хватало.

Императрица приказала выдавать на содержание театра всего 5000 рублей в год. Из них 1000 рублей предназначалась на жалованье директору, а 250 - надзирателю. Выручка же от продажи билетов шла в казну. Впрочем, выручка от спектаклей была небольшая. Театр на Васильевском острове посещался плохо. Да и билеты по тем временам были дорогие. Те же, кому они были по карману, предпочитали попадать на придворные зрелища во дворцовых театрах, которыми по-прежнему были заполнены вечера .

Русским актёрам ни о каком соревновании с подвизающимися при дворе иностранными труппами, получавшими плату по 20-25 тысяч рублей в год, и думать не приходилось. Русский театр не имел даже постоянных музыкантов и вынужден был довольствоваться оркестром, обслуживавшим придворные маскарады.

Положение актёров тоже было не из лучших. Скудное жалованье, которое они получали, выдавали им с перебоями. Положение в обществе они занимали низкое. Жили в том же, сыром и тёмном, головкинском доме. Денег на мало-мальски приличные еду и одежду им не хватало. Тут было на что сетовать Сумарокову . Прошло всего четыре месяца после учреждения Российского театра, а он уже с отчаянием писал всесильному фавориту : «...я сижу, не имея платья актерам, будто бы театра не было... Помилуйте меня и сделайте конец, милостивый государь, или постарайтесь меня от моего поста освободить...»

За этим письмом последовали другие, ещё горше и отчаяннее:

«Никто не может требовать, чтобы русский театр основался, ежели толикия трудности не пресекутся» (29 апреля 1757 года).

«Нет ни одного дня комедии, в которой не только человек не был возмущен в таких обстоятельствах, ангел бы поколебался... Жаль только тово, что... не можем работать, да и актёров ни актрис сыскать без указу нельзя, а которые и определены... отходом мне стращают» (7 января 1758 года).

«От начала учреждения театра ни одного представления ещё не было, которое бы миновалося без превеликих трудностей, не приносящих никому плода» (19 мая 1758 года).

При таких «хлопотных и всем бесполезных обстоятельствах», делал удручающий вывод Сумароков , он «лишён всех поэтических мыслей» и не может «ничего зачать к удовольствию двора и публики».

И вероятно, не окажись в труппе человека уравновешенного, энергичного, не менее Сумарокова любящего театр, но куда более жизнестойкого, умеющего преодолевать препятствия, вряд ли бы Российский театр сумел устоять.

Фёдор Григорьевич Волков стал не только исполнителем главных ролей, но и ближайшим помощником директора Российского театра. Все тяготы, о которых писал Сумароков, ложились прежде всего на него.

В результате неустанных хлопот Сумарокова Российскому театру в 1757 году было разрешено играть сначала по четвергам, а потом и в те дни, «когда опер, французских комедий и интермедий представлено не будет», не только в головкинском доме, но и на придворной сцене - в принадлежащих императрице «городовых» зданиях.

Представления и здесь были платными, публичными. Об этом извещало объявление, помещенное в тот год в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «По четверткам будут на Большом театре, что у летнего дому, представляемы русские трагедии и комедии, и будут зачинаться всегда неотменно в шесть часов пополудни. Цена та ж, которая была прежде».

Русская труппа смогла вздохнуть свободнее».

Куликова К.Ф., Российского театра первые актёры, Л., «Лениздат», с. 38-41.

Возникновение публичного (общедоступного) театра. После восхождения на престол в 1741 Елизаветы Петровны продолжилось внедрение европейского театра. При дворе гастролировали иностранные труппы – итальянские, немецкие, французские, среди них – драматические, оперно-балетные, комедия дель арте. В этот же период были заложены и основы национального русского профессионального театра, именно в период воцарения Елизаветы в Москве учился будущий «отец русского театра» Федор Волков , принимавший участие в святочных представлениях и впитывающий опыт гастролирующих европейских трупп.

ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ ВОЛКОВ

В середине 18 в . организуются театры в учебных заведениях (1749 – Петербургский Шляхетный корпус , 1756 – Московский университет ), устраиваются русские театральные представления в Петербурге (организатор И.Лукин), в Москве (организаторы К.Байкулов, канцеляристы во главе с Халковым и Глушковым, «чернильных дел мастер» Иванов и др.), в Ярославле (организаторы Н.Серов, Ф.Волков). В 1747 происходит еще одно важное событие: написана первая стихотворная трагедия – Хорев А.Сумарокова.

Все это создает предпосылки для появления национального общедоступного театра. Для этого в 1752 из Ярославля в Петербург вызывают труппу Волкова. Талантливых актеров-любителей определяют на учебу в Шляхетный корпус – А.Попова, И.Дмитревского, Ф. и Г.Волковых, Г.Емельянова, П.Иванова и др. Среди них – четыре женщины: А.Мусина-Пушкина, А.Михайлова, сестры М. и О.Ананьевы.

Первый русский постоянный публичный театр был открыт в 1756 в Петербурге, в Головкинском доме . К актерам, прошедшим обучение в Шляхетном корпусе, был добавлен еще ряд актеров ярославской труппы Ф.Волкова, в том числе, комический актер Я.Шумский. Театр возглавил Сумароков, классицистские трагедии которого составили основу репертуара. Первое место в труппе занимал Волков, сменивший Сумарокова на директорском посту, и занимавший это место вплоть до своей кончины в 1763 (этот театр в 1832 получит название Александринского – в честь жены Николая I.)

Первые публичные спектакли в Москве относятся к 1756, когда учащиеся университетской гимназии под руководством своего директора, поэта М.Хераскова, образовали театральную труппу в стенах университета. На представления приглашались представители высшего московского общества. В 1776 на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший название Петровского (он же – театр Медокса). От этого театра ведут свои родословные Большой (оперы и балета) и Малый (драматический) театры России .

В 1763 году Дмитревский отправился в Париж . Он хотел перенять опыт французских актеров. Однажды в одном солонее встретились Дмитревский, Гарик-английский трагик и французский актер Лёкен. Присутствующие там устроили из этой встречи некий аттракцион. Актеров попросили сыграть что ни будь перед публикой и кто победит в этом состязании, тот утвердит первенство своего театра. Гарик прочел трагический монолог. Потом Лёкен посмешил всех. А Дмитревский вышел и сказал, что русский театр не может претендовать на первенство, потому что он существует менее 10 лет. Сказал это, потом побледнел и упал. Все бросились к нему, послали за доктором. И когда доктор склонился над ним, он вскочил и сказал- а вот что может русский актер. Это был не трюк, он вызвал сопереживание. Такого не было еще в европейском театре.


(52.00)- про то, как Дмитревский нарушал установленные ранее традиции театральной игры. О его новаторстве

Он умер в 1821 году, прожил долгую жизнь. Он был учителем первых русских актеров, а не лицедеев.

Театр как учреждение был оформлен при Екатерине 2 . Она собрала комиссию, которая составила уложение по театру, включающее в себя основные положения. Во-первых театр стал называться императорским. Таких театров два в Москве и Питере. Но со временем зданий становилось больше. Допустим в Москве сперва был только большой, а в 1824 году появился и малый. И в Петербурге возникло тоже 3 здания (Александринский, Мариинский, Михайловский ), но это уже было в 19 веке. Сперва же было по одному театру. А контора была одна общая, в которой заседает директор императорских театров.

Внутри театр имел подробную регламентацию, определялись амплуа актеров и принимались на работу по амплуа (первый трагик, первый комик, благородный отец, злодей…). Артистам определялось годовое жалование, квартира, дрова, бенефис, который можно устроить после 5 лет службы. Актер сам себе назначал пьесу и исполнителей и доход шел бенефицианту. Цены были завышены. Билеты порой привозили купцам билеты на дом и получали больше. А в конце спектакля на сцену летели кошельки и прочее. Можно было год потом безбедно жить.

Актрисы и актеры работали в собственных костюмах и порой из-за того, что вначале за одеждой персонажей никто не следил, бывали случаи, когда служанка была одета богаче своей госпожи. Поэтому появилась должность, которая контролировала по мимо каких-то других организационных моментов и этот процесс. Но в творчество он не вмешивался. Пока это был еще не режиссер.

На изучение трагедии было отведено 2 недели, на изучении комедии 10 дней и предполагалось 3 репетиции. На первой репетиции искали общий тон, на второй мизансцены, а третья была уже генеральная. Можно представить какого качества были эти спектакли и как долговечны они были. Репертуар был текучий. Больше двух трех раз спектакль не игрался. (Исключения- Мочалов в Гамлете играл 12 раз!, Свадьба Кречинского прошла 15 раз)

Мейерхольд ставил «Донжуана» и напротив его спектакля указали цифру 72. Но это не его спектакль шел 72 раза. Это за всю историю императорского театра пьеса показывалась 72 раз. Каждый спектакль шел 2-3 раза, сходил со сцены, потом через время снова появлялся. Иногда к спектаклю брошенному уже давно обращались в бенефисы.

Была введена театральная монополия . И в столицах были запрещены все частные театры. Могли быть народные, любительские, но не профессиональные. Театральная монополия просуществовала 100 лет и была отменена в 1882 году. Островский всю жизнь боролся с этой монополией, потому что понимал, что в таких условиях создание русского театра невозможно.

Итак, в Москве и Петербурге работали только императорские театры, а по всей периферии только частные театры . Антрепренеры во время великого поста собирали труппу и договаривались с городской управой какого-то города, что эта труппа будет работать у них сезон.

19 век наступил, не принеся никаких новых решений. Но однако, если 18 век был подражательным, то 19 век, начиная со 2 четверти русский театр начинает развиваться самобытно. Начинает утверждать непривычные для западного театра методики и постепенно запад начинает подражать русскому театру.