Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Передо мной картина грачи прилетели. Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова. Что можно увидеть на полотне

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» наверняка знакома практически каждому. Хотя кроме нее художник написал еще множество талантливых полотен. Однако, несмотря на явную одаренность, под конец жизни Саврасов спился до такой степени, что просил милостыню у крыльца художественного училища, где он когда-то сам преподавал.

Против воли отца

Будущий художник появился на свет в 1830 году в Москве. Отец Алексея Кондратий Соврасов (до 1850-х годов эта фамилия писалась через «о») был купцом, поэтому неудивительно, что художественные способности сына его только раздражали. Кондратий мечтал о том, чтобы Алексей продолжил его дело. Но мальчик оказался упорным. Вопреки желанию Саврасова-старшего юноша поступил в училище живописи и ваяния. Он сам платил за свое обучение. Деньги Алексей выручал от продажи собственных картин.

Многие маститые художники и критики в те годы хвалили произведения Саврасова. Его наградили высоким званием академика и предложили место преподавателя в том училище, которое он закончил. Алексею Кондратьевичу даже выделили служебную квартиру, за которую с него не взимали плату.

Неприятности начинаются

Жизнь шла своим чередом. Саврасов вел класс в училище, писал картины, путешествовал. В 1857 году он женился. Его избранницей стала уже немолодая по меркам того времени 31-летняя Софья Герц, которая являлась сестрой однокашника художника. Жена родила Саврасову пятерых детей. Однако трое из них умерли еще в детстве. Выжили только две девочки. Но беды на этом не закончились.

В 1870 году Саврасова и его жену просят покинуть служебную квартиру, мотивируя это тем, что в классе живописца занимаются слишком мало учеников. Однако платить за другую жилплощадь Алексей Кондратьевич не в состоянии: не по карману. Тогда семья временно перебирается в Ярославль. Там он продолжает рисовать. Тем не менее денег вечно не хватает. Кроме того, работы художника получают все более и более низкие оценки экспертов в области искусства.

Смерть в больнице для нищих

Саврасов впадает в депрессию. Масла в огонь подливает супруга, которая регулярно попрекает мужа отсутствием средств к существованию. В конце концов Софья Карловна не выдерживает, забирает дочерей и уезжает к сестре в Петербург. Алексей Кондратьевич остается один и начинает злоупотреблять спиртным.

С каждым днем Саврасов опускается все ниже и ниже. Доходит до того, что он позволяет себе не являться на службу в училище. Понятно, что терпеть подобные выходки никто не собирается, и в начале 1880-х годов его увольняют.

С тех пор художник перебивается случайными заработками, рисует копии, в том числе собственных картин, и продает их практически за бесценок. Иногда он появляется возле училища и просит своих бывших коллег о помощи.

В какой-то момент Саврасову удалось-таки взять себя в руки. Он сошелся с женщиной, которая родила ему двоих детей. Однако ни здоровье, ни почет ему так и не удалось вернуть. В последние годы жизни Алексей Кондратьевич потерял зрение. Он умер в возрасте 67 лет в больнице для малоимущих.

Среди всех картин, символизирующих наступление какого-то времени года, показывающих природу и определенное настроение, работа А.К. Саврасова «Грачи прилетели» является одной из самых интересных, узнаваемых и ярких. Полотно было написано в 1871 году, и практически сразу стала интересна для людей. Она привлекла к себе внимание современников, прежде всего, это произошло, потому что картина отдает простотой, несмотря на то, что несет в себе сильные образы, говорит о смене погоды и ощущений. Шедевр уже вскоре после написания был приобретен известным меценатом и добавлен в коллекцию Третьякова.

Основная идея картины

Картина говорит о том, что природу вскоре ждут серьезные изменения. Она говорится к приходу весны, к пробуждению после длительной зимы. Нельзя не отметить, что в картине нет прямых «слов» о том, что близится наступление весны. Здесь все состоит из намеков, которые автор сумел преподнести таким образом, что они не выбиваются из общей картины, а гармонично дополняют друг друга, показывая, что вскоре наступит самое долгожданное время года - весна.

Момент, изображенный на картине

На картине изображена не природа в целом, а непосредственный момент, который говорит нам о том, что вот именно сейчас приближение весны чувствуется особенно остро. Такие моменты бывают, когда, например, человек, идет по улице в зимней одежде, он суров и погружен в свои мысли. Но вдруг он решает поднять глаза, и тут понимает, что природа и все вокруг него сильно изменилось. Он видит, что небо стало синее, что солнышко начало ярче светить, а снег уже не такой холодно-неприступный, как раньше, а практически растаял, сменившись звонкими ручьями, а где-то вдали слышно пение птиц, которые радуются приближению весны.

Что можно увидеть на полотне

На картине совершенно привычный пейзаж, здесь можно различить природу, которая пока что находится в состоянии зимней спячки, однако уже есть все предвестники скорого наступления весны.

Можно сказать, что это уже почти что весна. На переднем плане в картине можно увидеть уже не белоснежный снег, а грязный, немного растаявший. О том, что на картине весна, нам также говорят:

  • Большого размера проталина, расположенная в правой части картины;
  • Луч весеннего солнца, который тайком освещает всю картины;
  • Особенное дыхание дает картине ощущение воздуха, в изображении которого Саврасову попросту не было равных.

Присмотревшись к этим деталям можно точно понять, что перед нами на картине наступление весны.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

Алексея Кондратьевича Саврасова. Прежде чем начинать говорить о ней, следует обмолвиться о ее авторе.

Детство и молодость художника

А. К. Саврасов появился на свет в семье человека, занимавшегося торговлей, купца третьей гильдии.

Алеша с самых ранних лет начал интересоваться живописью и рисовать. В подростковом возрасте он зарабатывал деньги тем, что продавал свои картины. Позже он поступил в Московское училище живописи и ваяния, решив стать художником-пейзажистом. Но никто еще тогда не мог представить, что однажды «Грачи прилетели» Саврасова прославят его на весь мир.

Творчество, заказы известных людей

В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Вот так жил и творил Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Работа и страсть к путешествиям

Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе.

Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать.

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Судьбоносным для Алексея стал 1871 год, именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Мир увидел ее в 1893 году, и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла - за это время многое изменилось.

Алкоголизм и увольнение с работы

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Однако Саврасов продолжал творить, и работа определенно приносила ему удовольствие. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Скорее всего, именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Это было настоящей трагедией для него. Затем в 1882 году его уволили с работы. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

«Грачи прилетели»: описание картины

Давайте рассмотрим известное полотно, которое прославило Саврасова. На нем изображена русская весна: в это время воздух уже становится теплым, а небо - ярким и необыкновенно притягательным. Снег чернеет, а потом совсем пропадает. И прилетают грачи. Вскоре они осваиваются и начинают вить гнезда.

Саврасов был высоким и плотным человеком, но в этом теле была заключена детская душа. Лишь ребенок мог настолько ярко чувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Именно так ощущал это Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие.

Внимательно присмотритесь к полотну. Небеса затянуты облаками, линия горизонта темная, и лишь вверху виден ярко-голубой участок. А внизу уже подтаявшие и посеревшие сугробы сияют под яркими лучами, и на снегу можно заметить неровные тени от деревьев.

В водоеме, который уже избавился ото льда, отражаются сине-серые небеса. Видны в нем также еще голые деревья. На тот участок, где в воде заметен можжевеловый куст, Саврасов добавил немного бледно-зеленого цвета. Все потрясающе гармонично. Картина поразительно точно передает ощущение весны, возможно, немного наивное, но искреннее.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Также на них заметны птичьи гнезда. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Необходимо основательно к этому подготовиться. На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Картина написана с чувством и с любовью, и вы наверняка это понимаете, читая описание. «Грачи прилетели» - полотно, которое открывает нам душу художника.

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.

Затянет небо облаками, задует ветер… После этого можно ожидать и снежок. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться - она длится совсем недолго. Ветер вскоре выглянет солнце, и птицы будут радоваться его появлению. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». поэтому включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.

Передний план

Если говорить о композиции, то полотно имеет несколько планов. Обратите внимание на передний: здесь сугробы, по которым разлит свет и рассыпаны серые тени. Тут же находятся деревья. Некоторые из них имеют далеко не идеальный вид, особенно те, которые погнулись под воздействием непогоды и ветра. Но есть также ровные и изящные березки. Но самое главное здесь - птицы. Целая стая кричащих, сидящих и летящих грачей.

Задний план

Продолжим осматривать картину. На заднем плане можно увидеть небеса, которые изображены в характерном для художника стиле. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них? Однозначно ответить нельзя. Здесь что-то смешанное: и покой, и тревога одновременно. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. На среднем плане мы видим серое пятно. Единственная яркая деталь здесь - это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова - это настоящий шедевр на все времена.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Алексей Саврасов

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России!

А. К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти».

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

XXXII. А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, Н. Н. Дубовской, И. С. Остроухов Кроме Куинджи и Шишкина в 70-х и 80-х годах блистали еще несколько художников, которых можно назвать уже прямыми предшественниками Левитана, соединившего в своем лице все их искания и давшего гениальный синтез

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Алексей Плещеев * * * Когда я в зале многолюдной, Тревогой тайною томим, Внимаю Штрауса звукам чудным, То полным грусти, то живым; Когда пестреет предо мною Толпа при свете ярких свеч; И вот, улыбкой молодою И белизной прозрачных плеч Блистая, ты ко мне подходишь, В меня

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Алексей Толстой * * * Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

Царь Алексей Царь Алексей рос тихо в тереме московского дворца. До пятилетнего возраста он был окружен многочисленными мамками, а после его отдали на попечение дядьки Бориса Ивановича Морозова. После Морозова самым влиятельным лицом из приближенных царя стал Назар

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Алексей Намзин Я заметил, что у меня получается под 7-струнку петь лирику и прочее, а под 6-струнные гусли хорошо получается только драться.Ощущения во время игры разные. Бывает, играешь, но не берёт за живое. А вот когда песню «Дватсат лет» подобрал, пропел, аж мурашки пошли,

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ (род. 24.05.1830 г. – ум. 26.09.1897 г.) Выдающийся русский художник-пейзажист, зачинатель демократического направления в русской пейзажной живописи. …1883 год. В одном из московских трактиров над пустым стаканом склонился осунувшийся человек с

Из книги Художники автора Дангулов Савва Артемьевич

Из книги Алогичная культурология автора Франк Илья

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Саврасов «Грачи прилетели» Погода начала к весне ломаться, Теплее стало – вот и прилетели, И, словно дети малые, резвятся На зимней неразобранной постели. Земля и небо, церковь, снег и воды, Три домика, над ними колокольня, А за забором даль и ширь природы, Душа глядит – и

Из книги автора

АЛЕКСЕЕВ Алексей Григорьевич наст. фам. Лившиц;4(16).7.1887 – 3.12.1985Актер разговорного жанра, конферансье. В начале 1920-х работал в театрах миниатюр «Гротеск» (Киев; Москва), «Кривой Джимми» (Москва), в «Свободном театре» (Ленинград). Автор комедий и либретто, в том числе

Из книги автора

БАХРУШИН Алексей Александрович 9(31).1.1865 – 7.6.1929Фабрикант, меценат, коллекционер, театральный и общественный деятель. В 1894 на основе своих коллекций создал в Москве частный литературно-театральный музей. В 1913 передал музей Академии наук.«Алексей Александрович был высок,

Из книги автора

ГАСТЕВ Алексей Капитонович 26.9(8.10).1882–1939 или 1941Поэт, революционный и профсоюзный деятель. Публикации в газетах и журналах «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал», «Заветы», «Правда», «Правда труда», «Рабочая правда» и др. Сборник «Поэзия рабочего удара» (Пг., 1918). Книги

Из книги автора

ГРУЗИНСКИЙ Алексей Евгеньевич 21.4(3.5).1858 – 22.1.1930Филолог, переводчик, педагог. Ученик Ф. Буслаева и Н. Тихонравова. С 1886 преподавал на Высших женских курсах Герье, в Московской консерватории, Московском Народном университете, Московском университете (проф. с 1911). С 1896

История художника Алексея Саврасова - одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова - гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания - общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти - природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна - снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем - лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов - один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все - птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии - «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных - вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины - каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт - в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно - порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму - так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.