Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману Тургенева «Отцы и дети»). Кирсанов, Павел Петрович (персонаж)

Для Ивана Сергеевича Тургенева, так же как и для Николая Васильевича Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в романе “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.
Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице.
История любви Павла Петровича и княгини Р. перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (она была известной певицей). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.
Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с княгиней Р. не смог выбросить мыслей об этой женщине. Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене она и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч со своим бывшим возлюбленным. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он пронес в себе на протяжении всей жизни.
В этой истории есть одна загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс - это она. После смерти княгини Р. он получает обратно конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.
Первая версия решения этой загадки - то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях и этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая версия заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекала Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.
Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. В этом мифе рассказывается о сфинксе, полуженщине-полульвице, которая загадывала всем путникам загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скалы. Можно предположить, что княгиня Р. - это сфинкс, а Павел Петрович - Эдип. Но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.
История трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в произведении. Она душевно сближает главных героев, Павла Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы.

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной». В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом». Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли».

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине. Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт. Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека. Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным. Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р. вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных... сил». А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом. Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс. Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом. При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая <...>, на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды. Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому. В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор).

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына. В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора. Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии. Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и заводит «ферму», используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию. Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета». Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н<иколай> П<етрович> — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны». С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича <...>. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »

Я думаю, что очень важно определить для себя черту, где здоровый эгоизм переходит в неоправданное самопожертвование. Именно на этой территории можно достичь гармонии с миром и самим собой. То есть, по значимости можно уравнять свои интересы с интересами других. Только тогда, не забывая свою личную жизнь, человек, тем не менее, будет полезен и для других. Жить «со всеми и для всех» - это умело разграничивать и, одновременно, совмещать свою жизнь с деятельностью окружающих людей. Здесь особенно важна «золотая середина», поскольку и в том и в другом случае сильное отклонение ведет к одиночеству и разочарованиям. Эгоистичный человек испытывает эти состояния, поскольку не ценит душевное тепло и расположение других людей. А тот, кто всю жизнь посвятил кому-то, вдруг понимает, что так ничего и не добился, поскольку отведенное ему время было впустую потрачено на чужие заботы и интересы.

Писателей девятнадцатого века также немало занимала эта проблема. В произ-ведении Тургенева «Отцы и дети» одни из главных героев, братья Кирсановы, по-своему понимают свое предназначение и цель в жизни. Старший брат , влюбившись, решил полностью посвятить свою жизнь возлюбленной. Его не остановило, что его любимая женщина была замужем и имела репутацию странной особы. Кирсанов неожиданно для всех вышел в отставку, в одну минуту загубив свою блестящую военную карьеру. Он объездил за дамой своего сердца полмира, однако его любовь не принесла счастья ни ему, ни его возлюбленной. Постоянное преследование быстро наскучило, и женщина постаралась избавиться от надоедливого любовника. Павел Петрович тяжело перенес разрыв. После этого он полностью сосредоточился на самом себе. Этот человек стал жить для себя. Переехав в деревню, Кирсанов-старший практически полностью отгородился от окружающего мира. С этого момента с соседями он не знается, местное общество не посещает и вообще редко покидает свое поместье. Все его помыслы ограничиваются поддержанием безупречной чистоты костюма и сохранением военной выправки. Безусловно, он испытывает некоторую привязанность к своему брату и племяннику. Даже готов сражаться на дуэли за честь Николая Петровича, однако это не спасает его от одиночества. Павел Петрович чувствует себя очень несчастным и опустошенным. Его брат - человек совершенно иного склада характера и ума. Николай Петрович Кирсанов в молодости не был так удачлив, как старший брат. Он не обладал его обаянием и внешностью. Однако этот человек жил в гармонии с окружающими и самим собой. Он искренне любил свою жену, а после ее смерти - Фенечку. И получал взамен ответное чувство. Он понимает, что не зря живет на этом свете, тем более, что мужает один и подрастает другой сын. Николай Петрович переживает от того, что они со старшим сыном отдалились друг от друга. Ему не безразлична Аркадия, поэтому он пытается понять и принять идеи молодых. Он старается быть в курсе новых открытий в науке, более того, не боится применять их на практике. Случайно он слышит разговор сына с Базаровым о самом себе. Евгений уверяет Аркадия, что хоть его отец и «добрый малый», но «его песенка спета». Это был удар для Кирсанова, однако Николай Петрович не опустил рук. Скорее, наоборот, еще с большим рвением занялся хозяйственными делами. Этот человек не отделяет себя от своей семьи, от родных и близких ему людей. Я думаю, что именно он способен жить «со всеми и для всех». Отец Аркадия совершенно лишен каких-либо эгоистических побуждений. Он привык заботиться о других. Сначала о жене, затем о маленьком сыне, когда Аркадий поступает в университет и становится самостоятельным, о беззащитной молодой девушке, которая впоследствии становится его женой, о своем брате, о своих крестьянах. Однако нельзя сказать, что он приносит себя в жертву другим людям. Он живет, не отказывая себе в удовольствии быть любимым и почитаемым женой, родными, друзьями. Именно поэтому он чувствует удовлетворение от своей жизни. По-своему, он даже счастлив. В любом случае, его никто не сможет упрекнуть в излишней черствости или жертвенности по отношению к другим людям.

Я думаю, Николай Петрович не одинок в своем умении гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими и самим собой. Так же строит свою жизнь и Одинцова, и ее сестра, и родители Базарова. Эти люди, особо не задумываясь и не разглагольствуя, руководствуясь определенной житейской мудростью, находятся в гармонии с внешним и внутренним миром. Это помогает им чувствовать уверенность в будущем дне и наполняет смыслом их существование. На первый взгляд, например, жизнь родителей Базарова наполнена мелкими заботами и никому не нужными переживаниями. Однако, познакомившись с этими людьми поближе, начинаешь понимать, насколько много любви и душевного тепла способны дать эти люди окружающим. А доброжелательность и радушие - это уже первая ступенька лестницы, ведущей к гармонии.

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями - Аркадием и Базаровым - как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все - манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли. Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому - это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.

Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы - герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”. Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов - утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации - самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:

Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки - Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.

Очень похож на него его сын Аркадий - восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.

Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.

Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, - носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.

Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств. Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” - жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек - не мужчина, не самец”.