Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Отречение апостола петра. Погибель Иуды

Господь Иисус Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. Все апостолы оставили Спасителя и в страхе разбежались. Только двое из них, Пётр и Иоанн, издали следовали за Ним.

Была глубокая ночь. Вооружённые воины и храмовая стража привели связанного Спасителя на суд к первосвященникам: к престарелому Анне и его зятю, действующему первосвященнику Каиафе.
Апостол Иоанн, знакомый первосвященнику, вошёл во двор, а затем ввёл и Петра. Увидев Петра, служанка, стоявшая при дверях, спросила его: " " Пётр ответил: " ". Ночь была холодная. Служители развели во дворе костёр и грелись. Вместе с ними стоял у огня и Пётр.

Вскоре другая служанка, указывая на Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом Назореем".

Но Пётр опять отрёкся, сказав, что не знает этого Человека. Приближался рассвет, и служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: " ". Тут же подошёл родственник того самого Малха, которому Пётр отсёк ухо, и сказал, что видел Петра вместе со Христом в Гефсиманском саду.

Тогда Пётр начал клясться и божиться: " ".

В это время запел петух. И вспомнил Пётр слова Спасителя, сказанные Им на Тайной Вечери: "Прежде, чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня".
В эту самую минуту Господь, которого вывели из дома, посмотрел на Петра. Взгляд Спасителя проник в самое сердце ученика. Стыд и жгучее раскаяние охватили его душу. Апостол вышел со двора первосвященника и горько заплакал о своём грехе.

С той минуты Пётр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что апостол всю свою последующую жизнь, при первом пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своём отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своём, простил его.
Наступило утро пятницы. Для суда над Иисусом собрался весь синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Господь Иисус Христос был осуждён на смерть за то, что называл Себя Сыном Божиим.

Когда Иуда-предатель узнал о смертном приговоре, то понял весь ужас своего безумного поступка. Ослеплённый сребролюбием, он не думал о том, к чему приведёт его предательство. Мучительное раскаяние овладело его душой. Но это раскаяние было соединено в нём с отчаянием, а не с надеждой на милосердие и прощение Божие.
Иуда пошёл к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать сребреников, которые получил от них за предательство Сына Божия. Холодно и насмешливо отнеслись они к Иуде. "Что нам до того, - сказали они, - сам отвечай за свои дела".

Мучения совести без надежды на Божие прощение и веры в Его любовь оказались бесплодны. Иуда не мог своими человеческими силами исправить содеянное. Не найдя сил бороться с душевной мукой, в ту же ночь он повесился.
Первосвященники решили купить на деньги, возвращённые Иудой, участок земли для погребения странников.

ОТРЕЧЕНИЕ И РАСКАЯНИЕ ПЕТРА

(Матфей, 26:69-75; Марк, 14:66-72; Лука, 22:55-62; Иоанн, 18:25-27)

(69) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (70) Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. (71) Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. (72) И онопятьотрексясклятвою,чтонезнаетСегоЧеловека.(73) Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (74) Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. (75) И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

(Мф. 26:69-75)

Прежде чем комментировать то, как художники изображали отречение (или все три отречения) Петра, необходимо уяснить себе, как это событие описали все четыре евангелиста и как оно было предсказано Христом. Отречение Петра, это свидетельство слабости человеческой, быть может, и не имело бы большого значения, если бы не являло собою осуществление пророчества Христа, причем не просто предсказания того, что Петр отречется, но и того, когда и при каких обстоятельствах это произойдет. Предсказание это описано всеми евангелиста­ми, но с некоторым отличием рассказа Матфея, Луки и Иоанна от свидетель­ства Марка. Богословы не придают особого значения различиям этих рассказов в том, что касается места происшествия и вовлеченных в него персонажей, считая их «небольшими различиями, не переходящими в противоречия» (Тол­кование четырех Евангелий..., с. 190). В живописи, однако, можно встретить примеры скрупулезного следования рассказу того или иного евангелиста. Пото­му приведем свидетельства каждого из них:

Матфей: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 16:34).

Марк: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк.14:30).

Лука: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34).

Иоанн: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Ин.13:38).

Как быстро произошли перемены в этом преданном ученике Христа! Проро­чество сбылось. Только что, в Гефсиманском саду, он вступился за Учителя, выхватив свой меч и отсеча ухо слуге первосвященника. Но уже этой ночью, до первого крика петуха - крик петуха (за отсутствием указания на стражу, в час которой произошло это событие) символизирует окончание ночи и наступле­ние утра - Петр трижды отрекся от Него.

Само отречение Петра каждый евангелист описывает в соответствии с тем, как он приводит предсказание. Иными словами, по Матфею, Луке и Иоанну петух пропел после третьего отречения Петра; по Марку, петух прокричал дважды - после первого и третьего отречений. По поводу этого разногласия евангелистов д-р Джон Д. Грассмик пишет: «Почти во всех основных греческих манускриптах содержатся в конце ст. 68 слова «и запел петух». Это, а также то обстоятельство, что в ст. 72 говорится о том, что «петух запел во второй раз», свидетельствует о подлинности упомянутых слов «и запел петух». Но поскольку в параллельных местах других Евангелий о пении петуха упоминается лишь однажды (ср. Мф. 26:74; Лк. 22:60; Ин. 18:27), некоторые из ранних переписчиков Евангелия от Марка могли выпустить их «в целях согласованно­сти» с другими Евангелиями. Между тем описание Марка просто могло быть более точным и подробным, так как строилось на непосредственном свидетель­стве Апостола Петра; он же первому крику петуха мог не придать значения (ведь это случалось каждое утро!), и только при втором - вздрогнуть, вспомнив...» (Толкование четырех Евангелий..., с. 191).

Для верного понимания момента, который избрал художник, чтобы проил­люстрировать отречение Петра, необходимо также представлять себе последова­тельность событий, которую можно восстановить только при сведении воедино рассказов евангелистов.

Итак, поскольку Христос из Гефсиманского сада был доставлен, согласно Иоанну, в дом первосвященника Анны, то первое отречение, описанное также Иоанном, произошло именно в доме этого первосвященника. Иоанн даже точно называет ту прислужницу, которая опознала Петра, когда тот грелся у костра в ожидании, чем кончится допрос у Анны: «Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека?» (Ин. 18:17). В полном соответствии с этим рассказом изображает первое отречение Петра Дуччо на оборотной стороне своего алтарного образа «Маэста». (Дуччо): это клеймо делится на две половины - в верхней половине изображен допрос Христа у Анны (именно у Анны, а не у Каиафы - от апартаментов последнего интерьер Анны отличается своими характерными архитектурными деталями, креслом первосвященника, его местом слева, в отличие от кресла Каиафы, установленного в сценах с ним справа; на этом первом допросе Христа еще нет созванных членов Синедриона - только Каиафа, который в данном случае, поскольку допрос ведет Анна, стоит у него за спиной; именно на допросе у Анны Христа ударил «один из служителей, стоявший близко» (Ин. 18:22), что и изображено у Дуччо); в нижней половине - двор дома Анны, где собравшиеся, и в их числе Петр (с нимбом), греются у костра (из других евангелистов о костре упоминает только Лука); к Петру обращается «раба придверница». В данном случае это клеймо иллюстрирует одновременно происходящие действия - внутри дома первосвященника и во дворе, причем нельзя не признать у художника известного дара архитектора, позволившего ему так остроумно соединить эти два пространства (связующим звеном здесь является лестница).

В соседнем (слева от предыдущего) клейме, также разделенном на верхнюю и нижнюю половины, Дуччо изобразил - в качестве дополнительных сюжетов к Христос перед Каиафой и Поругание Христа - второе и третье отречения Петра.

Дуччо.Сцены из жизни Христа (оборотная сторона алтарного образа «Маэста»)

(1308-1311). Сиена. Музей собора.

В трактовке этого клейма возникают определенные трудности. Основные сюжеты обеих половин заставляют читать это клеймо, как и большинство (хотя далеко не все), снизу вверх, то есть сначала, естественно, нижняя половина - сцена Христа перед Каиафой, когда этот «первосвященник разодрал одежды свои» (Мф. 26:65; подробнее см. СУД НАД ХРИСТОМ , Христос перед Каиафой), а затем - верхняя половина - Поругание Христа. Единство интерьера (кстати, такое же, как и единство интерьера в трех сценах Тайной Вечери или в шести сценах во дворце Пилата, где о римской власти говорит не только облачение прокуратора, в частности типично римский лавровый венок у него на голове, но также и архитектурные детали, например колонны коринфского ордена) однозначно доказывает, что место действия этих двух сюжетов - резиденция Каиафы.

Но как быть с эпизодами отречения Петра? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, какое из Евангелий лежит в основе этих иллюстраций? Воспользу­емся методом определения «от противного».

Это не Евангелие от Марка, поскольку из его рассказа ясно, что женщина, обличавшая Петра во второй раз, была та же, что и в первый раз. Между тем, Дуччо облачает эту служанку в другую одежду, тем самым явно указывая, что он не ставит знака равенства между ними. Программой для этого клейма не мог быть и рассказ Луки, поскольку, согласно его повествованию, во второй раз Петра уличал один мужчина («Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!» - Лк. 22:58), у Дуччо же изображены двое мужчин (внизу) и одна женщина (вверху). Что касается Иоанна, то и его рассказ не подходит, поскольку, согласно ему, второй и третий раз Петра уличают одни лишь мужчины.

Остается свидетельство Матфея, по которому, как уже было отмечено, изображены основные сцены этого клейма. Второе и третье отречения Петра, взятые сами по себе, вполне согласуются с описанием Матфея: второй раз его узнала «другая служанка», когда он выходил за ворота (так это и изображено в верхней половине клейма). Затем, как можно догадаться, к Христу подошли еще несколько мужчин («подошли стоявшие там» - Мф. 26:73) - в сцене нижней половины Дуччо изображает двух мужчин, обращающихся к Петру.

Итак, источник программы, по-видимому, установлен. Но остается без ответа вопрос: почему второе (у Матфея) обличение Христа («другой женщи­ной») Дуччо связал с Поруганием Христа (то, что это, в представлении художника, является третьим отречением Петра, доказывается тем фактом, что Дуччо именно здесь изобразил петуха, пение которого напомнило Петру о пророчестве Христа), тогда как третье отречение он связал с допросом Каиафы. Ответ на этот вопрос, по-видимому, еще только предстоит найти иконографам.

Жорж де Ла Тур. Отречение Петра (1650). Нант. Музей изящных искусств.


В живописи эпохи Контрреформации часто можно встретить изображения раскаивающегося Петра, проливающего слезы - Петр «плачет горько» (Жорж де Ла Тур , «Слезы Петра»; несколько тонких деталей указывают на литератур­ный первоисточник - рассказ Луки, согласно которому - и только ему - третье отречение Петра произошло в присутствии Христа: «(61) Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слова Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (62) И, выйдя вон, горько заплакал» - Лк. 22:61-62; взгляд Петра устремлен в невидимую для зрителя точку и выражает богатую гамму чувств Петра - восторг, скорбь, изумление, которые могла вызвать лишь реакция Христа на слова отречения Петра; с поразительным мастерством художник изобразил слезу в уголке глаза Петра; петух молчит; сцена происходит ночью, что караваджист де Ла Тур мастерски передает в изображении фонаря и льющегося от него света).

Жорж де Ла Тур. Слезы Петра (1645). Кливленд. Художественный музей .

Петух в этом сюжете почти всегда фигурирует на видном месте, обращая на себя внимание зрителя с явным намерением быть узнанной аллюзией. В качестве одного из символов Страстей он фигурирует в изображениях инструментов Страстей Господних.

Известный рост популярности сюжета Раскаяние Петра, как и других христианских сюжетов, связанных с покаянием, например Кающаяся Мария Магдалина, объясняется усилением значимости Св.Таинств, в частности Таин­ства Покаяния в эпоху Контрреформации, что явилось реакцией на протестан­тизм, который отрицал сакраментальную сущность Покаяния.

© Александр МАЙКАПАР

Вконтакте

Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся.

Этот сюжет встречается во всех четырех Евангелиях (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:15-18, 18:25-27).

Эпизод относится к Страстям Христовым и следует за арестом Иисуса в Гефсиманском саду после поцелуя Иуды. По хронологии евангельских событий это произошло в ночь с четверга на пятницу.

В Новом Завете

Предсказание

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос сказал своим ученикам заранее, во время Тайной Вечери:

«Он отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).

anonimus , Public Domain

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке - у огня). Тут к нему подошла одна служанка (по Марку - служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином». (По Иоанну Пётр еще был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница, мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать - рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз. По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.
  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею - другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку - та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.
  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху, которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку - во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение
От Матфея
(Мф. 26:69-75)
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. (…) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка
(Мк. 14:66-72)
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. (…) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки
(Лк. 22:55-62)
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна
(Ин. 18:15-18, 25-27)
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (…) Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

anonimous , Public Domain

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21:15-17)

Русский богослов Павел Флоренский критикует католическую трактовку данного фрагмента как восстановления Петра в апостольстве или как дарования ему чрезвычайных полномочий среди других апостолов. Обращаясь к оригиналу текста, он отмечает, что русским словом «любишь» переведено два разных греческих слова:

  • агапэ - «общечеловеческая любовь», в первых двух вопросах Христа;
  • филия - «личная, дружеская любовь», лишь в последнем вопросе.

Отсюда Флоренский делает вывод, что отрывок касается сугубо межличностных отношений Христа и Петра, который своим отречением предал Его дружескую любовь, но в итоге был прощён.

Anton Robert Leinweber (1845–1921) , Public Domain

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Фотогалерея








Богословские толкования

Отречение Петра и связанные с этим его душевные терзания находят отражения в богословских толкованиях. Описывая приход Петра в дом первосвященника «Толковая Библия Лопухина» еще до начала рассмотрения события отречения поднимает вопрос о душевном состоянии апостола:

«То, что происходило внутри, в душе Петра, не было никому заметно; а во вне было только видно, что он грелся у огня! Естественно, если, находясь около вещественного пламени, Петр должен был усиленно гасить и сдерживать всякое внутреннее пламя, просто потому, чтобы не выдать себя и своих намерений. Он находился в положении человека, который видит с берега утопающего и не имеет ни сил, ни средств, чтобы хотя чем-нибудь ему помочь. Это вообще одно из самых мучительных состояний всех добрых и любящих людей. Какие душевные муки переживал Петр, греясь у огня, это сокрыто от глаз людей».

Феофилакт Болгарский подробно останавливается на толковании образа служанки, которая попыталась уличить Петра: «Пётр уличается служанкою, то есть человеческою немощью, вещью низменною и приличною рабам». Петух, который привёл апостола в чувства по мнению Феофилакта является «слово Христово, не позволяющее, чтобы мы расслабели и спали, но говорящее: „бодрствуйте“ и „востани спяй“».

Евангелисты по разному помещают сцену отречения Петра в контекст событий суда синедриона. Синоптики помещают рассказ о всех трёх отречениях без промежутков (только у Луки сказано, что между вторым и третьим отречением прошло около часа - Лк. 22:59). При этом евангелист Лука помещает отречение перед осуждением Христа на суде у первосвященника, а Марк - после осуждения. Указывается, что версия Луки является более достоверной:

«Вероятно, что сначала последовало отречение Петра, а потом уже осуждение Христа, так как едва ли такое осуждение могло быть произнесено ранее утра: членам Синедриона нужно было некоторое время для того, чтобы собраться в достаточном числе и чтобы как следует обсудить такое важное дело».

; Лк. ; Ин. , ).

В Новом Завете

Предсказание

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос сказал своим ученикам заранее, во время Тайной Вечери :

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке - у огня). Тут к нему подошла одна служанка (по Марку - служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином». (По Иоанну Пётр еще был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница , мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать - рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз. По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.
  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею - другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку - та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.
  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху , которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку - во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение

«Пётр и служанка»

«Пётр у костра»

«Пётр слышит пение петуха»
От Матфея
(Мф. )
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. (…) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка
(Мк. )
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. (…) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки
(Лк. )
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна
(Ин. )
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (…) Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Апостол Пётр и петух , Четвероевангелие из Мокви, 1300

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих
  • агапэ - «общечеловеческая любовь», в первых двух вопросах Христа;
  • филия - «личная, дружеская любовь», лишь в последнем вопросе.

Отсюда Флоренский делает вывод, что отрывок касается сугубо межличностных отношений Христа и Петра, который своим отречением предал Его дружескую любовь, но в итоге был прощён .

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент , его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача . Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Писание на своих страницах открывает нам удивительные тонкости духовного мира. Наша жизнь только кажется простой. В действительности, каждый человек представляет собой сложнейшее переплетение мыслей, эмоций, оценок, желаний, мотиваций и решений. Когда-то внутренний мир человека был гармоничен и красив. Абсолютно все внутри него было наполнено покоем и удовлетворением. Но эта картина резко поменялась после грехопадения.

Внутренний мир человека как будто перемешался, порядок превратился в хаос, гармония - в диссонанс. Чувства покоя и удовлетворения сменились неуверенностью, страхами и ожиданиями нападок и подвохов со стороны людей. Это - последствия греха. Обращение ко Христу радикально изменяет это положение. Когда человек принимает Христа своим Господом и Спасителем, его внутренний мир приобретает прочное основание, делая возможным строительство новой, гармоничной и уверенной жизни в Нем. Это строительство не происходит мгновенно. Оно представляет собой постепенный процесс духовного роста, связанный с серьезным трудом, дисциплиной, настойчивостью и посвящением. В процессе этого строительства, или созидания, возникает достаточно много трудностей. Часто нагрузки оказываются тяжелее, чем мы предполагали: неблагоприятные обстоятельства, сложные люди...

Но, пожалуй, самые большие трудности в жизни христиан связаны с кризисами, которые внезапно вскрывают слабость и нищету нашего внутреннего мира. Писание не скрывает этой реальности, детально описывая кризисы, возникавшие в жизни, практически всех духовных лидеров, упоминаемых в нем. В жизни апостола Петра тоже был кризис. Речь идет о его отречении. Это печальное событие в жизни великого апостола, пожалуй, было самой трудной и болезненной точкой в процессе его духовного роста. Тем не менее, несмотря на всю тяжесть того, что произошло в ту ночь в Гефсиманском саду и позже во дворе дома Каиафы, этот глубокий кризис не разрушил жизнь и служение Петра, а, наоборот, сделал его сильнее. Именно так переносят кризисы истинные дети Божьи, в отличии от тех, кто веруют только формально.

История отречения Петра преподает важный урок каждому, кто честен к своей жизни и кто серьезно относится к своему следованию за Христом. Эта история такова. После неудачной попытки защитить своего Учителя в Гефсиманском саду, Петр был одним из немногих учеников, кто решился следовать за Христом в дом Каиафы.

Мф 26:57-58
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

Глядя на происходившее, Петр не верил своим глазам и поэтому, не смотря на опасность, решил следовать за толпой издали, чтобы видеть, чем все это закончится. В тот момент, он не думал об опасности, не помнил о предупреждении Христа о том, что в эту ночь он отречется от Него. Он просто не мог примирить в своем уме факты происходящего. Почему Тот, в кого он поверил как к Мессию, позволил Себя арестовать?

Неужели идея восстановления Царствия Божьего, которая была там близка к осуществлению, и на которую он возлагал такие большие надежды, рухнула в один момент? Воспользовавшись знакомством Иоанна с кем-то из живших в дома Каиафы, апостол Петр, эмоционально раздавленный, в состоянии полного замешательства, пришел все-таки туда, где происходил первый суд над его Учителем. Смешавшись с многочисленными слугами и воинами, Петр грелся вместе с ними у костра, в подавленности и смущении ожидая конца. В этот момент и возникла маленькая еприятность. Одна из служанок невзначай отметила, что ей кажется, что Петр может быть одним из последователей находящегося под судом Галилеянина.

Мф 26:69
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

Евангелист Лука говорит об этом немного подробней, рисуя картину у костра, который развели посреди двора, и группу людей вокруг него.

Лук 22:55-56
Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

По всей видимости эта служанка когда-то была свидетельницей проповеди Иисуса Христа, и обратила внимание на Петра, бывшего в числе учеников. Реакция Петра на столь неожиданный вопрос была суетливой и совершенно нетипичной для этого смелого по своей натуре человека.

Мф 26:70
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

Неизвестно какие мысли проносились в этот момент в голове Петра, но он явно понял, что ему лучше уйти и начал продвигаться к выходу. Но неудачи преследовали его. Теперь придверница видит в нем ученика Подсудимого.

Мф 26:71
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

Петр, реагируя на него с еще большей паникой, стал не просто отказываться. Для большей убедительности, он отрекся с клятвою, возможно даже упомянув имя Бога, что, впрочем, было обычным в то время.

Мф 26:72
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

На этом, к сожалению, его мытарства не закончились. Смешавшись с толпой слуг и рабов у ворот, через некоторое время Петр опять услышал вопрос:

Мф 26:73
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. На этот раз Петра заподозрили в связях со Христом по его речи.

Люди, жившие в Галилее, по всей видимости, говорили с небольшим акцентом, отличаясь от тех, кто жил в Иудее. Это было последней каплей в возрастающем давлении на Петра. Апостол отказываться от Иисуса Христа еще более активно. В этот момент произошло то, что внезапно напомнило Петру о словах его Учителя.

Мф 26:74-75
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Весьма печальная история. Петр сокрушен не только тем, что все его планы рухнули, не только тем, что его любимый Учитель поруган и неправедно осужден, но, более всего тем, что в этот момент он сам оказался настолько слабым и трусливым, что не смог открыто стать на Его сторону. «Плакал горько...» - Петр плачет от безнадежности, от жалости к своему Учителю и от ненависти к самому себе. Читая эти строки, трудно поверить, что речь идет об одном из наиболее выдающихся апостолов Иисуса Христа. Примечательно, что Петр был лидером среди апостолов не только до этого момента, но и после того. Буквально через несколько недель после этого, Иисус Христос доверил Петру самое дорогое, сказав ему - «паси овец Моих». Петр действительно стал одним из великих основателей Церкви. История отречения апостола Петра может научить нас очень многому. Она открывает нам, как возникают кризисы, почему Бог допускает кризисы, а также, как правильно подходить к кризисам, чтобы они превращались в благословение. Об этом читайте в дальнейших блогах.