Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Основные даты жизни и творчества с. т. аксакова. Сергей аксаков краткая биография Сергей тимофеевич аксаков расшифруй что здесь написано

Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
К вымыслу у автора «душа не лежала» , а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).
Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди - старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.
В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:

Из послания к М.А.Дмитриеву, 1850

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Т.АКСАКОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. - М.: Худож. лит., 1986.
Всем известен С.Т.Аксаков - «певец родной природы» и сказочник. Но мало кто знает его интереснейшие «Литературные и театральные воспоминания», которые звучат неожиданно современно сейчас, когда русскому театру исполнилось 250 лет. Не пропустите также «Историю моего знакомства с Гоголем», содержащую не только воспоминания о великом друге Сергея Тимофеевича, но и переписку с ним. А посему - читайте все три тома от корки до корки.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи // Сказки русских писателей. - М.: Круг чтения, 2001. - С. 64-89.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи / Предисл. А.Шарова; Рис. Л.Ионовой. - М.: Дет. лит., 1985. - 32 с.: ил.
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
…и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»
Собрался купец по торговым делам за море и обещал каждой из дочерей гостинец, какой она пожелает. А меньшой, самой любимой, - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете…»

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА; АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики: Кн. для ученика и учителя).

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА: Повесть / Худож. А.Иткин. - М.: Дет. лит., 2001. - 349 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Память Аксакова сохранила все события его детства: от первых младенческих лет до поры раннего отрочества. Любовь и ласка матери, «охотничьи походы» с отцом, все звуки, запахи и краски степного края живут в книге, как будто и не прошло с тех пор двух веков…

РАССКАЗЫ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ / Вступ. ст. Н.Пахомова; Рис. Г.Никольского. - М.: Дет. лит., 1988. - 142 с.: ил.
Ранний очерк С.Т.Аксакова «Буран», главы из повести «Детские годы Багрова-внука», главы из «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» очень хороши для первого знакомства с прозой писателя.

СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА; ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА / Вступ. ст. А.Хомякова; Худож. И.Фалалеев. - М.: Новатор, 1996. - 387 с.
«Семейная хроника» рассказывает о двух поколениях семьи Аксаковых, названных здесь Багровыми, с их чадами и домочадцами, крестьянами и дворовыми. На закате XVIII века семейные традиции, уклад жизни русской усадьбы были ещё величественны и незыблемы. Бесценные подробности старины автор передал бережно и любовно.

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.Т.АКСАКОВА

Абрамцево: Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник. - М.: Сов. Россия, 1981. - 217 с.: ил.

Аксаков Сергей Тимофеевич // Театр: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 12-13.

Арзуманова О. Абрамцево времени Аксаковых // Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. - М.: Изобразит. искусство, 1984. - С. 15-72.

Богданов В. Становление человека // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы; Станюкович К. Рассказы; Мамин-Сибиряк Д. Рассказы. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 3-13. - (Б-ка мировой лит. для детей).

Войтоловская Э. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков: Док. очерки. - М.: Дет. лит., 1982. - 220 с.: ил.

Краткая летопись жизни и творчества С.Т.Аксакова; Материалы к биографии С.Т.Аксакова; Критика о творчестве С.Т.Аксакова // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С. 356-482.

Манн Ю. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели: Биогр. словарь: В 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 1. - С. 22-24.

Манн Ю. Семья Аксаковых: Ист.-лит. очерк. - М.: Дет. лит., 1992. - 384 с.

Машинский С. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество. - Изд. 2-е. - М.: Худож. лит., 1973. - 575 с.: ил.

Низовский А. Абрамцево // Усадьбы России. - М.: Вече, 2005. - С. 3-9.

Пахомов Н. Сергей Тимофеевич Аксаков // Русские писатели в Москве. - М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 147-165.

Соколов-Микитов И. Честное слово // Соколов-Микитов И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 4. - С. 214-219.

Стародуб К. Аксаков Сергей Тимофеевич // Стародуб К. Литературная Москва: Ист.-краевед. энциклопедия для школьников. - М.: Просвещение, 1997. - С. 17-19.

Шаров А. Сергей Тимофеевич Аксаков // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 21-49.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Т.АКСАКОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По мотивам одноимённой сказки С.Т.Аксакова. Сцен. Н.Рязанцевой. Реж. И.Поволоцкая. Комп. Э.Денисов. СССР, 1977. В ролях: Л.Дуров, А.Демидова, А.Абдулов и др.
Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке: По мотивам сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Реж. В.Грамматиков. Комп. А.Муравлёв. СССР-Германия-Дания, 1991. В ролях: Е.Темникова, Р.Шегуров, Л.Овчинникова, И.Ясулович и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По одноимённой сказке С.Т.Аксакова. Сцен. Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. Н.Будашкин. СССР, 1952. Роли озвучивали: С.Лукьянов, А.Консовский и др.

Краткая биография Сергея Аксакова, русского писателя, литературного и театрального критика изложена в этой статье.

Сергей Аксаков краткая биография для детей

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича начинается 20 сентября 1791 года . Родился русский поэт в старинной дворянской семье. Под влиянием своей матери, которая была женщиной, по тому времени, достаточно образованной, Сергей Аксаков с самого раннего возраста перечитал всю доступною ему литературу Уфе.

Затем был зачислен в Казанскую гимназию, в которой он прервал учение на год из-за тоски мальчика по дому. В 1805 году Сергей перевелся в недавно основанный Казанский Университет, где проучился до 1808 года. Успеху его учения препятствовали охота и пристрастие к театру. Знакомство со знаменитым Шишковым направило Сергея Тимофеевича на писательский путь славянизма, подготовившее и последующее за ним славянофильство.

С 1812 года Аксаков поселяется в Москве, оставляет прежнее место работы и сходится с кружком московских театралов. Под их влиянием он увлеченно переводил Мольера, Буало и Лагарпа, горячо отстаивая прежние идеи напыщенного направления литературы.

В 1816 году Сергей Тимофеевич женится на Ольге Семеновне Заплатиной и уезжает в заволжскую вотчину своего отца — село Знаменское или Ново-Аксаково. В браке родились четыре сына и семь дочерей. В 1826 году он окончательно переезжает в Москву, где поступает в цензурный комитет. На протяжении 1834 – 1839 годов Аксаков служит в Межевом училище сначала инспектором, а потом директором.

В 1837 году он получает от отца огромное наследство, что позволяет ему теперь гостеприимно и широко жить в Москве. Аксаков имел сильное, здоровое и крепкое телосложение, но с середины 1840-х годов начал страдать глазными заболеваниями — за последние годы жизни болезнь приняла довольно мучительный характер. Умер он 12 мая 1859 года .

Литературный путь Аксаков начал рано. В 1806 году он основал с А. Панаевым и Перевощиковым «Журнал наших занятий», где публиковались идеи Шишкова, которые он разделял до начала 1830-х годов.

Знакомство и близкие дружеские отношения с (познакомились они в 1832 году) оказали определяющее влияние на перелом в воззрениях Сергея Тимофеевича. Первым плодом нового взгляда на творчество стал его очерк «Буран» (опубликован в альманахе «Денница» Максимовича в 1834 году). Произведение имело огромный успех, и Аксаков уже не сворачивал с пути, на который его подтолкнул Гоголь. Дальше были «Записки об ужении рыбы» (1847 год), «Рассказы и воспоминания охотника» (1855год) и «Семейные Хроники».

Правда жизни Сергея Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился, можно сказать, на стыке столетий, когда на смену «екатерининскому» XVIII веку шел «прогрессивный» век XIX-й. Это не могло не сказаться на формировании личности будущего писателя: в его произведениях мы видим честно, без прикрас нарисованную картину помещичьего быта со всем его самодурством, кулачными расправами, полной безнаказанностью всевластных господ. При этом Аксаков не предпринимает попыток склонить читателя к выводу, что это неправильно, бесчеловечно и с этим нужно что-то делать.

Краткая биография

Сережа Аксаков появился на свет в 1791 г. Старшее поколение его семейства, а особенно дедушка, чрезвычайно гордилось старинным дворянством. Дед и в горячо любимом внуке воспитывал уважение к своему происхождению.

Когда подошел возраст, родители отдали мальчика в гимназию, но он не смог там обучаться: к нему привязалась какая-то неведомая болезнь. Мать забрала сына домой, и он прошел всю программу обучения под ее наблюдением. Детство и ранняя юность, проведенные в большом имении, заложили в душе Сережи горячую любовь к родной природе, красивые описания которой позже появились во всех его рассказах и повестях.

В 15 лет одаренный юноша закончил Казанский университет. В 1807 году он уезжает в Москву, а потом перебирается в Петербург. Его служба началась с исполнения обязанностей переводчика, а затем он становится цензором. Между прочим, это была должность, сопряженная с большим риском! Если цензор пропускал что-то, вызывавшее неудовольствие государя или лиц, к нему приближенных, он мог не только лишиться работы, но и попасть под арест. Сергею Тимофеевичу довелось «цензуровать», как тогда говорили, статьи и стихи для журналов в тяжелые годы усиления реакции – после восстания декабристов, с 1826 по 1832 гг.

Однажды произошла история, наглядно иллюстрирующая честность и личную смелость Аксакова. Он ведь не только проверял чужие произведения, но и издавал свои. В «Московском вестнике» была напечатана его статья, вызвавшая гнев правительства. Цензора взяли под стражу, издателя журнала Погодина допросили. Но он отказался сообщить имя автора статьи. Тогда Аксаков явился в полицию и уведомил власть предержащих о своем авторстве. Последствия могли быть весьма печальны для него, но, к счастью, вступились друзья.

С 40-х гг. Аксаков все больше времени отдает творчеству. Он живет в любви и согласии с супругой Ольгой. Начинает подводить здоровье, слабеют глаза. Аксаков продолжает работать над рассказами и хрониками, диктует дочери Вере, которая записывает и редактирует сочинения отца.

Смерть настигла писателя в 1859 г., на 59-м году жизни.

Творчество

Многие из нас знакомы с творческим наследием писателя с детства – мамы читали нам на ночь сказку «Аленький цветочек». Аксаков услышал сказочную повесть из уст ключницы Пелагеи и литературно обработал ее.

Стихией Сергея Тимофеевича была проза. Его стиль не назовешь романтическим или возвышенно-одухотворенным – нет, он с предельной реалистичностью описывал те события, что происходили вокруг него. Огромную роль в его творчестве занимала тема природы, ей посвящены рассказы об охоте и рыбалке, которыми Аксаков увлекался с ранних лет.

Мы знаем писателя также по «Семейной хронике» и «Детским годам Багрова-внука». Обе хроники – колоссальный труд, ему Аксаков отдал годы жизни. Он впервые решается рассказать о повседневной жизни помещичьей усадьбы, поднимая вопрос о рабском положении крестьян и дворовых людей, о нелегкой женской судьбе. Нет, он не обвиняет и не грозит – он пишет «прямо набело» о тех фактах, которые ему доподлинно известны. Но эти, довольно сухо изложенные, без душераздирающих подробностей, факты таковы, что сердце всякого читателя обливается кровью.

Стихотворное наследие Аксакова невелико и гораздо менее известно. У него мало стихов о любви. Одни стихи ближе по жанру к басням (таково, например, ироничное стихотворение «Канарейки»), другие – гражданско-патриотические воззвания («А.И. Казначееву»). Есть и философская лирика («Песнь пира»). Писаны они слогом тяжеловатым, и нам, после «крылатых» строк и серебристо-узорчатых – и Ахматовой, трудно их воспринимать. Однако на его стихах выросло следующее поколение поэтов, ставших настоящими звездами русского литературного небосклона.

Сергей Аксаков – один из мэтров нашей литературы, произведения которых не теряют популярности независимо от того, какой на дворе век. Аксакова будут читать всегда.

Знаменитый русский писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (родился в Уфе 20 сентября 1791 г., умер 30 апреля 1859) происходил из старинного дворянского рода. Под влиянием матери, женщины, по тому времени, очень образованной, Сергей Аксаков с раннего возраста перечитал все доступное ему, что можно было достать в Уфе, затем был отдан в Казанскую гимназию, где, между прочим, учение было прервано на год вследствие тоски мальчика по дому. В 1805 г. Сергей был переведен в недавно основанный казанский университет (до 1808). Успеху его учения препятствовали, между прочим, увлечения Аксакова охотой всякого рода (травлей волков и лисиц, ружейной охотой, уженьем рыбы и ловлей бабочек) и пристрастие к театру. Первое сроднило его с природой, второе – заняло его ум театральными делами и при тогдашнем состоянии театра увлекло на ложную дорогу «возвышенной» литературы. Знакомство с Шишковым направило Сергея Тимофеевича Аксакова на путь славянизма, подготовившего и последующее славянофильство.

С 1812 Аксаков поселился в Москве, оставив службу, и сошелся с кружком московских театралов, под влиянием которых переводил Буало , Мольера и Лагарпа и горячо стоял за старое, напыщенное направление литературы (ожесточенная полемика с Н. Полевым ). В 1820 Аксаков женился на Ол. Сем. Заплатиной и уехал в заволжскую вотчину своего отца, село Знаменское или Ново-Аксаково, в 1826 окончательно переехал в Москву, где поступил в цензурный комитет. В 1834 – 1839 Аксаков служил в межевом училище (впоследствии Константиновском межевом институте) сначала инспектором, потом директором. В 1837 Сергей Тимофеевич получил от отца большое наследство, что позволило ему широко и гостеприимно жить в Москве частным человеком. Аксаков обладал сильным, здоровым и крепким телосложением, но с середины 1840-х гг. начал хворать (глазами); за последние годы болезнь приняла мучительный характер.

Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова. Художник И. Крамской, 1878

Литературная деятельность Аксакова началась рано. В 1806 он завел с А. Панаевым и Перевощиковым «Журнал наших занятий», где проводил идеи Шишкова. Таковы были художественные склонности Аксакова до начала 1830-х годов, когда под влиянием своего сына, Константина Сергеевича Аксакова , Павлова, Погодина и Надеждина вкусы Сергея Тимофеевича принимают другое направление. Знакомство и близость с Гоголем (с 1832) имели решающее влияние на перелом в воззрениях Аксакова. Первым плодом его был очерк «Буран» (Альманах «Денница» Максимовича 1834). Очерк имел большой успех, и Аксаков уже не сходил с пути, на который его толкнул Гоголь. «Записки об ужении рыбы» (1847), «Рассказы и воспоминания охотника» (1855) создали славу Аксакову удивительно цельным и ясным отношением к природе, художественностью слога и описаний, а успех «Семейной Хроники», начатой еще в 1840 г. и законченной в 1856 (отрывки в Московском Сборнике 1846 г., без имени автора) превзошел все надежды автора. Критика как западническая, так и славянофильская , ставила Сергея Аксакова рядом с Гомером , Шекспиром , В. Скоттом ; но первая (Добролюбов) выводила из «Семейной Хроники» мрачную картину деспотизма русской помещичьей жизни, вторая – (Хомяков) утверждала, что Аксаков первый взглянул на нашу жизнь с положительной точки зрения. На самом деле, Сергей Тимофеевич рисовал портреты близких ему по духу и крови людей непосредственно. «Детские годы Багрова-внука» (1858) слабее, потому что автор относится не с такой любовью к предмету своего изображения и только старается быть непосредственным. Успех их был меньше, как и «Литературных и театральных воспоминаний». Последняя повесть «Наташа» (выход замуж сестры Аксакова за известного профессора Карташевского) осталась неоконченной.

Быть может, трудно было бы найти другой пример значения теоретических воззрений для художественного творчества чем то, которое представляет собою замечательная и поучительная история литературной деятельности Аксакова. Идеи ложного классицизма , смешанные с еще более ходульными идеями литературного славянизма школы Шишкова, положительно мертвили художественное дарование Сергея Тимофеевича Аксакова, но влияние Гоголя, освободившее его от всех риторических ходулей и разрушившее его прежнее литературное понимание, пробудило долго дремавшие силы уже в возрасте, когда можно было скорее ожидать их ослабления.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Аксакова Сергея Тимофеевича

Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в Уфе в 1791 году 1 октября (20 сентября по старому стилю). Детство Сергея прошло в имении под названием Ново-Аксаково в среде патриархальных помещиков. Это оказало глубочайшее влияние на формирование доброжелательного и спокойного миросозерцания Аксакова. Его отец – Тимофей Степанович был простым провинциальным чиновником из небогатой, хотя и старинной дворянской семьи. Мать - Мария Николаевна, урождённая Зубова, была очень образованной для своего социального круга и времени женщиной. Она в юности состояла в переписке с известными русскими просветителями А. Ф. Аничковым и Н. И. Новиковым.

В 1799 году Сергей Аксаков был определен на обучение в Казанскую гимназию, старшие классы которой были преобразованы с 1804 года в первый курс новообразованного в ту пору Казанского университета. Сергей Аксаков стал его студентом. Ещё в годы своей учёбы в университете Аксаков участвовал в издании студенческих рукописных журналов. В них же и появились его первые литературные опусы - стихи в наивно-сентиментальном стиле. Закончив Казанский университет, Аксаков переехал в Санкт-Петербурге, где поступил на службу переводчиком и сблизился с кружком «Беседы любителей русского слова». В этот кружок входили , Александр Семёнович Шишков и другие писатели, придерживавшиеся консервативного направления в литературе, отстаивавшие чистоту классического русского языка. Кружок издавал журнал, где Аксаков печатал свои небольшие рассказы и переводы. 2 июня 1816 года Сергей Тимофеевич обвенчался с Ольгой Семёновной Заплатиной и уехал жить в своё Ново-Аксаково, расположенное в Оренбургской губернии. Там у Аксаковых родился их первенец - Константин. Сергей Тимофеевич настолько привязался к сыну, что практически заменял ему няню. В 1819 году у Аксаковых родилась дочь Вера, ещё один сын Ваня появился на свет в 1823 году. Все дети Аксаковых стали писателями и общественными деятелями, идеологами славянофильства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1826 году семья Аксаковых перебралась в Москву. Сергей Тимофеевич получил вскоре место цензора, а впоследствии стал инспектором (и директором с 1835 года) в Константиновском межевом институте. На всё лето семья Аксаковых выезжала пожить в пригородные имения, а начиная с 1843 года и вообще они поселились в подмосковном Абрамцеве. Пристрастие Аксакова к охоте привило русскому писателю тончайшее чувство родной природы. Это отразилось в сборнике «Записки об уженье рыбы», изданном в 1847 году и в «Записки ружейного охотника», вышедшего из типографии в 1852. Обе эти «охотничьи книги» создали Сергею Тимофеевичу славу признанного читающей публикой мастера.

Повесть «Семейная хроника» (1856) и, вышедшие двумя годами позже, «Детские годы Багрова-внука» были посвящены описанию жизни трёх поколений дворян из провинции на переломе XVIII и XIX веков. Далёкий от политической борьбы, происходившей в салонах 40-50-х годов XIX века, Сергей Тимофеевич Аксаков просто рассказал о взаимоотношениях господ и мужиков со свойственной ему спокойной невозмутимостью. Он передал уверенность помещиков в справедливости и неизменности крепостнического уклада.

Российская литературная общественность не находила в произведениях Аксакова следов обличения крепостной действительности Российской Империи. Писатель просто правдиво показывал все, даже самые неприятные и тёмные стороны, в усадебном барстве, однако, он не пытался подвести своих читателей к выводу о необходимости перемены старинного жизненного миропорядка. Н. А. Добролюбов, демократический критик, именно это поставил в вину Аксакову, отметив в своей статье о деревенской жизни помещиков, что писатель Аксаков всегда отличался, скорее субъективной наблюдательностью, чем испытующим вниманием по отношению к внешнему миру.

Однако, несмотря на такую критику, дом Аксакова стал центром притяжения для многих деятелей искусства и культуры. На субботние вечера в Абрамцево приезжали выдающиеся литераторы и учёные: Николай Филиппович Павлов, Михаил Петрович Погодин, Николай Иванович Надеждин, Михаил Александрович Дмитриев, Степан Петрович Шевырёв. Друзьями семейства Аксаковых являлись