Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Описание. Урок литературного чтения Паустовский К. "Корзина с еловыми шишками" Тема идея произведения корзина с еловыми шишками

Интегрированный урок чтения и музыки в 4 классе по теме: «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (обобщающий урок)

Образовательная цель:

Показать прекрасные души художников слова и музыки - писателя и композитора. Раскрыть то прекрасное, ради чего стоит жить. Формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной форме.

Воспитательная цель:

Воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном. Прививать любовь к искусству, воспитать понимание классической музыки.

Развивающая цель:

Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Оборудование: учебник «Любимые страницы», презентация.

Ход урока.

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

Начнём наш урок. Прошу вас принять позу внимательного слушателя. Сегодня на уроке мы вместе постараемся показать всё то, что узнали из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Должны будем продемонстрировать свои творческие способности: артистизм, умение говорить правильно, умение слушать и понимать классическую музыку.

    Сообщение о писателе. ( 2 слайд)

Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Назовите их. (3 слайд).

Викторина : « Откуда взяты эти строки?»

    «Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей» («Заботливый цветок»)

    «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» («Стальное колечко»)

    «…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами…» («Барсучий нос»)

    «…Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера…» («Заячьи лапы»)

    «Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная.» («Растрёпанный воробей»)

    «…кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел» («Кот – ворюга»)

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

    Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе . (слайды 4 – 8)

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»)

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

IV . Игра «Синквейн» (слайд 9) Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры»

Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)

    Запишите существительное – музыка

    На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему

    На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия

    Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию

    Запишите синоним к этому слову

Вот какая может быть музыка.

    Мозговой штурм (работа в группах)

1. - У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

Затем зачитываются выбранные слова (слайд 10)

Грибной воздух

Осенний наряд


Лес


Зелёные пряди мха

Шелест листьев


Золото и медь листьев

Шум прибоя

Раздаётся эхо

Дрожат листья


Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (сценка «Встреча в лесу»)

Как тебя зовут, девочка?

    Дагни Педерсен.

    Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

    У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

    Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

    Ой, как долго!

    Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

    А что это такое?

    Узнаешь потом.

    Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

    Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

    Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

    Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)

Как вы думаете , почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

Выслушиваются предположения детей (слайд 11)

(1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

Что надеялась получить Дагни в подарок? Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Сколько лет будет Дагни?

3. -Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки. (работа в группах) Слайд 12 (Звучит музыка Э.Грига концерт ч.2)

- Какое настроение композитора в момент творчества? (Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

4. В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Что изменилось в жизни Дагни?

Какой она стала?

Кем были родственники девушки?

5. - Куда любила ходить Дагни в городе?

Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

- Случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес? Почему такое бывает?

Выслушиваются рассуждения детей.

Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве. Только теперь она взрослая девушка.

Попробуйте составить портрет Дагни. (работа в группах) Слайд 13

    Какое чудо происходит на концерте?

    Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

    Что представляла Дагни, слушая музыку Грига?

(Звучит музыка концерт ч.3)

6. – Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет?

Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом. Как вы поняли, о чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном)

    Итог урока.

Мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки «жизнь коротка – искусство вечно»

ГБОУ Школа №224

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

«К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Подготовила и провела: Павленко Е.В. ,

учитель начальных классов

Москва,2016

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:
« Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»

Автор: Панченко Татьяна Михайловна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Тема: « Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»
Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи:
Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
- развитие речи учащихся;
- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- воспитание любви к музыке и литературе.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Тип урока: урок – исследование
Оборудование: текст произведения, иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка, презентация к уроку, компьютер, экран, портреты
К.Г. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев, записи на доске.
Цели:
*провести исследовательскую работу над произведением;
* учить выделять главное в содержании и делать выводы;
*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;
*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;
* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
Планируемые достижения на уроке:
умение анализировать прочитанное;
умение анализировать эмоциональное состояние героев;
воспитание любви к музыке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Много есть в году различных праздников:
Именины, день рождения, Новый год.
И у нас сегодня с вами праздник,
К нам пожаловали гости на урок!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей!
Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!
(Звучит музыка Бетховена «лунная соната»
- Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.
- Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.
- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.
У вас прекрасное настроение - начинаем урок.
II. Сообщение темы и цели урока. (учащиеся называют сами)
- Сегодня мы поговорим с Вами о жизни замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Мы завершаем работу с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». А это значит, что цель нашего урока такова…?????
Поправки учителя:
«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
Это слова Дагни Педерсон.
Сегодня, на завершающем уроке по рассказу Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы попробуем разобраться в смысле этих слов, поговорим о том, что делает человека счастливым. На уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.
Я предлагаю вам работу по следующему плану:
1.Беседа. Вспомним изученное
Какова тема рассказа?
2.Сообщения о К.Г.Паустовском и Э.Григе. Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)
3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План рассказа.
4.Работа над 1 частью. Проверка Плана. Инсценирование эпизода «Встреча композитора и Дагни»
5.Исследовательская работа по группам(3).Вопросы для групп.
6.Физминутка.
7.Работа со второй и третьей частью рассказа.
8.Работа с 4 частью рассказа. Прослушивание отрывка из произведения Э.Грига «Утро»
9. Исследование «Почему Дагни плакала». Вывод.
10.Что же находится в шкатулке?
11.Итоги урока.
12.Задание на дом.
13.Рефлексия.
14.Оценки за урок
III. Работа над произведением.
Целеполагание:
Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
(ответы детей)
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.
Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
Беседа:
- Какой рассказ мы читали?
("Корзина с еловыми шишками")
- Кто написал этот рассказ?
(Константин Георгиевич Паустовский)
-Какова тема рассказа?
(Паустовский в рассказе "Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)
Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в тексте.
Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.
(рассказ детей)
1. Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
2.Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Слово учителя
В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
(о композиторе Эдварде Григе)
- И я снова предоставляю слово группам
(Рассказ детей о Григе)
* Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
*А ещё у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
Учитель
Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)
Вы дома озаглавили части этого рассказа.
* Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з
(обмен тетрадями, проверка)
Работаем над 1 частью рассказа.
-Как вы ее озаглавили? (по одному человеку от группы)
Примерный план
1. Встреча. 1 Встреча
2. В доме композитора. 2 Рождение музыки
3. Дагни в гостях. 3. В гостях у тетушки
4. На концерте. 4 Благодарность Дагни
- Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.
(Инсценирование. В это время звучит музыка Э.Грига. "Песня Сольвейг")
Трек 1
А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы может выбрать себе вопрос и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки 2 минуты.
1 группа: карточка с заданием
Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»
1. Какой стала Дагни? Опишите её. Устное словесное рисование.
2. Куда её отправил отец?
3.Куда любила ходить Дагни?
4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
2 группа:
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (исследовательская работа по группам)
(написать музыку)
1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.
2. Почему он решил сделать ей подарок?
(у нее доброе сердце; умеет думать о других)
3. Почему он не захотел сделать его сразу?
(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
3 группа.
1.Рассказать, как звучала музыка? Перечитайте отрывок из рассказа.
2.Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.
3.Как называют этот приём в литературе?
(Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка Э.Грига)
(Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)
(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)
Работа под музыку Трек 2 (Сольвейг. Флейта)
Вопросы всему классу:
*А разве может быть музыка живой? (Ответы детей)
Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
* Что представляла Дагни, слушая музыку?
(Представляла встречу с Э.Григом и жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)
Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжим работу над произведением.
Переходим ко второй части.
- Как вы ее озаглавили? (по 1 человеку от группы)
- Что украшало дом композитора?
(рояль)
- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?
(да)
- Найдите в тексте, как он рассуждает.
1 абзац – читает ………….
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?
(больше месяца)
-Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте. (Вывешивается список слов).
*это были синицы на дереве
*загулявшие матросы из порта
*прачка из соседнего дома
*сверчок
*снег, слетавший с нависшего неба
*Золушка в заштопанном платье.
Посмотрите внимательно на список «слушателей» композитора, значение какого слова вам непонятно? Обратимся к толковому словарю.
Вывод: (последний абзац)
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?
- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?
(выборочное чтение)
В восемнадцать лет Дагни окончила школу.
По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.
Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?
-Какой исследовательский вывод следует из этой части?
(Дагни уехала из дома)
- Переходим к заключительной, четвертой части. Как мы ее озаглавили?
(на концерте)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".
(прослушивание музыки)
Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
- Какие картины предстали перед глазами Дагни?
(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
-А какую картину нарисовало ваше воображение?
(ответы детей)
Какой же подарок был сделан Григом Дагни?
(ответы детей)
Проведем следующую исследовательскую работу
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
(слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? (последний абзац)
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.
Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?
(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)
VI. Учитель: А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы)
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!
VII. Итог урока.
Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ
- Так чему же учит это произведение?
(надо жить, принося радость другим людям)
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.
VIII. Д/З
Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?
Прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.
IV. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, ведь это значит, что вам надо немного созреть.
X. Оценки за урок.
Я благодарю вас всех за работу на уроке!
В конце урока я хочу обратиться к таким словам
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
- Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ

Паустовский К., рассказ "Корзина с еловыми шишками"

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа "Корзина с еловыми шишками" и их характеристика

  1. Эдвард Григ. Великий норвежский композитор, человек влюбленный в музыку и красоту природы и человека.
  2. Дагни Педерсен. Сперва маленькая девочка, потом девушка. Романтичная, веселая, красивая.
  3. Магда. Тетка Дагни. Театральная портниха. Суетливая и заботливая.
  4. Нильс, муж Магды, парикмахер. Романтик и фантазер.
План пересказа рассказа "Корзина с еловыми шишками"
  1. Осенний лес в горах
  2. Девочка с шишками
  3. Разговор с Григом
  4. Обещание подарка
  5. Дом Грига
  6. Старый рояль
  7. Как Григ писал музыку
  8. Слушатели Грига
  9. Дагни в Христиании
  10. Магда и Нильс
  11. Театру надо верить
  12. Черное платье
  13. Симфонический концерт
  14. Человек во фраке
  15. Подарок
  16. Родной лес и горы
  17. Слезы Дагни
  18. Радость Дагни
  19. Смех Дагни.
Кратчайшее содержание рассказа "Корзина с еловыми шишками" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В осеннем лесу Эдвард Григ встретил девочку Дагни Педерсен и пообещал сделать ей подарок.
  2. Дома Григ начал писать музыку для Дагни и старался вложить в нее все, что он знал о жизни.
  3. Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, она поехала в Христианию.
  4. Дагни жила у тети Магды и дяди Нильса и часто бывала в театре.
  5. Однажды Дагни пошла на симфонический концерт и услышала музыку, которую Григ посвятил ей.
  6. Дагни плакала и смеялась, она была счастлива и знала, что ее жизнь не пройдет зря.
Главная мысль рассказа "Корзина с еловыми шишками"
Жизнь прекрасна и удивительна.

Чему учит рассказ "Корзина с еловыми шишками"
Рассказ учит любить природу, любить музыку, любить красоту этого мира. Учит верить в то, что жизнь дана человеку не напрасно. Учит верить в лучшее. Учит верить в чудо. Учит тому, что все самое лучшее скрыто в нас самих, в нашей душе.

Отзыв на рассказ "Корзина с еловыми шишками"
Мне очень понравился этот рассказ. Он трогательный и красивый. Мне понравился Эдвард Григ, потому что у него было большое и доброе сердце. Мне понравилась наивная, но очень хорошая девушка Дагни, которая поняла, что мир такой прекрасный, а жизнь такая удивительная.

Пословицы к рассказу "Корзина с еловыми шишками"
Каждому свой край сладок.
Всякому мила своя сторона.
Не дорог подарок, дорога любовь.
От счастья не бегут, счастье догоняют.
Доброе дело питает и душу и тело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Корзина с еловыми шишками"
***
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах возле города Берген. Он любил бродить по усыпанным золотом листвы горным лесам и слушать красивое эхо.
Однажды он встретил в лесу маленькую девочку, которая несла корзину с еловыми шишками. Девочка сказала, что ее зовут Дагни Педерсен и она дочь лесника Хагерупа. Она была такой красивой, с такими зелеными глазами, что Григ пообещал подарить ей одну вещь, только не сейчас, а через десять лет, когда девочке исполнится восемнадцать.
Дагни просила сразу отдать ей подарок, убеждая, что не разобьет и не сломает его, но Григ сказал, что такие подарки не дарят детям.
Он решил, что напишет для Дагни музыку.
***
Дом композитора Грига в Бергене, по словам его друзей, был похож на жилище дровосека. В нем стоял только рояль. Но этот рояль мог петь обо всем на свете.
Больше месяца Григ писал музыку для Дагни, он писал о красоте девушки с зелеными глазами, сравнивал ее с белыми ночами и блеском зари. Он словно говорил девочке, что жизнь прекрасна и удивительна.
Музыку Грига слушали синичка, матросы, сверчок и Золушка. И этих слушателей Григ ценил больше всех на свете.
***
В восемнадцать лет Дагни закончила школу и отец отправил ее в Христианию, к своей сестре Магде. Магда была театральной портнихой, а Нильс, ее муж, служил в театре парикмахером. Поэтому в доме Магды всегда было много театральных вещей, которые приходилось подшивать, чинить и гладить. А в открытые окна проникал шум далеких пароходов.
***
Дагни часто ходила в театр, но после спектакля долго не могла заснуть и даже плакала. Магда убеждала ее, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, но ее муж считал иначе. Нильс напротив говорил, что всему в театре надо верить. Нильс говорил, что Магда имеет колдовскую власть над людьми, ведь она шьет костюмы, в которых актеры преображаются. Сегодня актер был убийцей, а завтра народным героем.
Как-то в июне Дагни вместе с Магдой и Нильсом пошла в театр. По этому поводу она надела красивое черное платье, которое Магда принесла из костюмерной. В этом платье Дагни была чудо как хороша.
Концерт начался сразу после захода солнца и Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она производила на нее странное впечатление.
Вдруг Дагни показалось, что мужчина во фраке назвал ее имя. Она посмотрела на Нильса. Нильс глядел на нее с каким-то суеверным восхищением, а Магда зажимала рот платком.
Дагни спросила, что случилось, и Магда схватила ее за руку и велела слушать.
Дагни услышала, как человек во фраке повторил, что сейчас будет исполнена музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Дагни Педерсен. У Дагни от волнения выступили слезы и она закрыла лицо руками.
Некоторое время она ничего не слышала, но потом пастуший рожок запел словно ранним утром и ему тихонько вторил оркестр. Дагни услышала свой лес, горы, море. Ветер трубил в снастях кораблей, в лесу перекликались колокольчики и пели птицы, где-то аукали дети, и чей-то голос пел о любимой девушке.
Дагни плакала. Она понимала, кто был тот незнакомец в лесу и какой подарок он пообещал сделать ей. А музыка все росла и вдруг незнакомый голос отчетливо сказал Дагни, что она счастье, она - блеск зари.
Музыка кончилась и Дагни пошла к выходу. На нее оглядывались, но вряд ли кто знал, что это она была той девушкой, которой была посвящена музыка.
Дагни шла и думала о том, что Григ умер. Она жалела, что не может подбежать к нему, прижаться и сказать спасибо.
По пустынным улицам Дагни вышла к морю, не замечая, что следом шел Нильс, покачиваясь как пьяный и бормоча о каком-то чуде.
Дагни почувствовала всю красоту лежащего перед ней мира и крикнула ему, что любит жизнь. Она засмеялась.
А Нильс, услышав ее смех, развернулся и пошел домой. Он был спокоен за Дагни и знал, что ее жизнь теперь не пройдет напрасно.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Корзина с еловыми шишками"

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.

М Пляцковский

Не жалейте сердца, не таите Ни своих прозрений и открытий

Доброты и нежности своей, Не держите втайне от людей.

Торопитесь все отдать при жизни…

Татьяна Кузовлева

Сегодня на уроке мы отправимся на встречу именно с такими людьми, которые все отдали при жизни людям: с великими волшебниками в области литературы и музыки К.Г.Паустовским и Э.Григом. Будем работать не только над художественным произведением, но и учиться слушать – читать музыку, узнаем, как рождается музыка, как она влияет на наши чувства, какие вызывает эмоции. (Портреты К.Паустовского, Э.Грига.) (Презентация. К.Паустовский.)

К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве. Уже в школе зарабатывал на хлеб. Поменял много профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Хотел все знать, видеть, чувствовать и путешествовать. Писать начать рано. Его произведения наполнены удивительным теплом, трепетным чувством любви к родной земле. Они вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Автор раскрывает в самом обычном предмете чудесное и неповторимое. Основное содержание рассказов – поиск красоты в простом и скромном. Его рассказы любят читать и взрослые, и дети.

А какие произведения К.Паустовского знаете вы? («Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб», «Какие бывают дожди», «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Снег», «Грач в троллейбусе», «Жильцы старого дома»…)

Слайды о книгах Паустовского. Выставка книг Паустовского.

К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Сбылась его мечта: он много путешествовал, бывал в Англии, Франции, Италии. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Паустовский писал о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех людей к миру прекрасного.

На дом вы получили задание внимательно прочитать произведение К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества известного норвежского композитора Эдварда Грига.

Эдвард Григ (1843 – 1907) – норвежский композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. (Портрет Э.Грига; Норвегия, фьорды. Берген. Портреты родителей. Вилла. Домик.)

Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов – фьордов. Красоту скандинавских напевов весь мир узнал, благодаря Григу. Родился он в Бергене (столице царства троллей) 15 июня 1843 года. (Слайд.) Отец – английский купец, британский консул. Мать Гезина Григ - незаурядная пианистка. Талант проявился рано, заниматься музыкой начал с 6 лет. Главная тема творчества Грига – тема Родины.

Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, на каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря (слайды).

(Его вилла Тролльхауген, что означает «холм троллей»; ему нравится это сказочное название; лесной домик, здесь в тишине в окружении природы рождались замыслы произведений.)

Словарная работа: фьорды, тролли.

Прослушивание музыки Грига. «Утро». (Слайды восхода солнца.)

Музыка – всегда тайна, это язык чувств. Она словно зовет: находите в жизни доброе. Помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать ее и увидеть все богатство красок природы. И хорошо, что есть люди, которые дарят нам эту радость и красоту.

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Слайд.

1.Определите жанр произведения. (Это рассказ, в нем небольшое количество героев, небольшой объем, реальные события, два эпизода, повествовательная форма).

2. О чем заставляет задуматься К.Паустовский? (О смысле жизни, о счастье, о красоте).

3. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ. Грустно и легко стало на душе.

Осталось ощущение радости, счастья, нежности.

Радость за Дагни, за прекрасный подарок.

Много любви, доброты людей. Прекрасно, что люди живут ради других.

Думаю, что все девушки хотели бы получить такой подарок.

Рассказ заставил задуматься.

Впечатления, которые получили после прочтения рассказа, вы выразили и в своих творческих работах. Вы видите, что класс оформлен работами ваших одноклассников по теме урока. Почему именно эти эпизоды из произведения они выбрали, расскажут сами авторы этих работ (Ловчикова Катя, Свиридова Вика, Воробьева Алена). Слайды работ учащихся.

4. Обратимся к началу рассказа

а) Где проводил Григ осень? (Близ города Бергена.)

б) Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Любовался природой. Черпал вдохновение из красоты. Природа вдохновляет человека, обогащает его, делает благороднее, чище.)

5. Прочитаем описание горного леса (ученик читает наизусть).

6. Что привлекает внимание Грига? Какие звуки наполняют лес?

а) Шелест листьев. Грибной воздух. Шум прибоя. В них разрастается мох. Живет веселое эхо.

7. Какие изобразительно-художественные средства помогают писателю описать осень в горных лесах?

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. Сравнение (мох – зеленые пряди; веселое эхо – птица-пересмешник)

б) Метафора (осенний наряд).

в) Олицетворение (Эхо живет, ждет, швыряет).

8. А что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Часто применяется при изображении природы.)

9. Прочитаем описание осени (ученик читает наизусть).

Красота леса вдохновила композитора. Видно, что осень он любит.

Подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

Мне кажется, что писатель хочет, чтобы мы увидели красоту, почувствовали ее.

Когда я оказываюсь в лесу, то чувствую, что преображаюсь, становлюсь лучше.

10. Какое важное событие описывается в этой части? Озаглавьте эту часть.

«Встреча в лесу». Слайд. Встреча Грига и Дагни Педерсон, маленькой дочери лесника.

11. Как вы думаете, встреча явилась фактом из биографии Грига или вымыслом? (Это правда и выдумка. Писатель имеет право на худ. вымысел. Паустовский использовал отдельные факты из жизни Грига и соединил их с вымыслом. Образ Дагни собирательный.)

12. Во время прогулки Григ – известный всему миру композитор, знаменитый человек- с удовольствием беседует с дочкой лесника. (Слайд. Григ и Дагни.)

У нее были очень красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Дагни очаровала его.

13. А вы бы разговаривали в лесу с незнакомым человеком?

14. Почему Дагни доверилась и даже пригласила в гости?

15. Что решил подарить Григ маленькой девочке? Почему у него появилось это желание?

Григ с любовью относится к Дагни. Свяжите это с фактами жизни. (К.П-й знал об этом.)

Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. Она прожила год.

В каждой девочке он видел свою дочь. С Дагни он общался как со своей дочерью.

Наивность, открытость, вера в доброту, какую Григ пытался увидеть во всем, была у Дагни.

Ему понравились размышления о старой маминой кукле.

Григу понравилось то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

С душой рассказывала о своем доме, приглашала в гости.

Рассказывала о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот, стеклянная лодка.

Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни. Значит, она трудолюбива, заботится о дедушке.

Общее у Грига и Дагни, что они любят природу, чувствуют ее.

Григ решил подарить ей музыку. Не смог сделать это сразу, потому что она была еще мала.

Григ задумал духовный подарок – музыку. Пообещал его подарить через 10 лет, потому

Дагни вырастет и сможет понять подарок композитора – «серьезную музыку».

16.Рождение музыки. А теперь перенесемся в лесной домик Грига. Что он представляет собой?

О чем рассказывает читателю описание домика композитора?

Словарная работа: дровосек (лесоруб) – древнейшая профессия. Задачей является рубка деревьев и их подготовка к траспортировке.

Григ не решался выбросить старый диван, потому что на нем могли разместиться до десятка гостей.

Уют комнате придавал рояль, он был украшением дома. Слайд. (Лесной домик у моря. Рояль.)

Словарная работа: рояль – клавишный муз-й инструмент со стоячим треугольным

корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно.

«Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа и о любви…». Олицетворение.

17. Какие звуки еще жили в доме Грига? Что напоминало звучание маленькой струны?

18. Зачем нужно красивое описание зимы в Бергене? (Спокойствие. Тишина. Красота природы.)

Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало, и отражал в произведениях свои чувства: красоту, добро.)

Зима. Снег. Чистота помыслов. Цвет чистоты. Все бело. Воспоминания о Дагни

тоже чистые, легкие. Дагни – светлое создание.

19. О чем музыкальная пьеса, посвященная Дагни? Что представлял Григ, когда писал музыку?

Писал и видел, как навстречу бежит, задыхаясь от счастья, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его и благодарит.

Дагни нравится Григу. Он признается: «От твоего голоса вздрагивает сердце».

- «Ты как солнце, - говорит Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны».

- «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

20. С чем сравнивает композитор Дагни? С солнцем, ранним утром, с белой ночью с ее загадочным светом, с блеском зари, с белым цветком…

21. Почему с солнцем? (Солнце излучает тепло, любовь, нежность, добро).

22. Каких слушателей Григ ценил больше? Какие чувства пробуждала музыка?

Любимые слушатели – синицы за окном. (Они волновались, вертелись…)

Сверчок, который подглядывал в щелку. Снег, слетавший с неба. Золушка…улыбалась.

Загулявшие матросы, которые слушали, всхлипывая.

Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза.

Настоящее и волшебное рядом. Музыка производит волшебное впечатление.

23. Как вы думаете, трудно описывать музыку словами?

Невозможно описать музыку словами, как бы богат ни был наш язык.

24. Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

Григ отдал все без возврата. Он считает, что счастливее Дагни, потому что все отдал.

Я считаю, что человек, который отдает, радуется больше, чем тот, кто получает.

Самые важные слова в этой части: «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата».

25. Назовите примеры изобразительно-выразительных средств в этой части.

Дремали пароходы, посапывали. Клавиши тосковали, убегали, смеялись. Капли

твердили. Снег слушал звон. Туфельки вздрагивали. (Олицетворения.)

Загадочный свет, нежный ветер, сияющие глаза. (Эпитеты.)

Писатель представил нам композитора человеком простым в общении, любящим. В его жизни и творчестве природа многое значит. Между правдой и сказкой в творческом воображении Грига нет границ. Григ - прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.

Часть 3. «В гостях у тетушки Магды».

26.Словарная работа.

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми нитями.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги с раструбами (с расширением кверху).

Конферансье – артист, ведущий конферанс (эстрадный жанр – выступление на

сцене, связанное с объявлением номеров программы).

Симфоническая музыка – большое музыкальное произведение (обычно из 4 частей).

Бархат - плотная шелковая ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Магда - тетушка (театральная портниха), Нильс – парикмахер в театре. Жили

под крышей театра. В комнате много театральных вещей. Милые, добрые люди.

27. Чем занималась Дагни в гостях? (Часто ходила в театр.)

Почему после театра часто плакала? (Дагни была очень впечатлительная, отзывчивая, доверчивая, как в детстве. Верила в то, что происходило на сцене. Автор подготавливает нас к еще более сильному чувству.)

Магда успокаивала, а Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить».

28. Что говорил Нильс о музыке? («Музыка – зеркало души».) Музыку надо понимать.

29. Как вы понимаете эти слова? (Нильс – человек не ученый, университетов не кончал, но он любил размышлять. Его учила жизнь. Он добрый и в делах, и в размышления.)

«Духовный подарок». Июнь. Белые ночи. Городской парк. Концерт.

Белые ночи можно наблюдать в начале лета на севере. Светло. Легкие сумерки.

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. (А.С.Пушкин.)

30. На что была похожа Дагни, по словам Нильса? (Н а 1-ый аккорд увертюры.)

Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.

Дагни молода, только вступает в жизнь. Вот поэтому такое сравнение.

31. Случайно ли автор устраивает концерт в июне, в пору белых ночей? Помните, как была одета Дагни? (Хотела надеть белое, но Нильс посоветовал черное. «В белые ночи надо быть обязательно в черном и…в темные сверкать белизной платья».

Писатель говорит, что платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в

жизни Дагни должно произойти что-то невероятное, загадочное.

32. Обратите внимание на переливы и переходы цветов друг в друга.

Белый цветок на сердце Дагни – цвет радости, великолепия.

Желтый цвет вытеснен золотом. Золото осени, золото косы. Позолота северного рассвета.

Это означает, что у девушки впереди большая и насыщенная жизнь

33. Как Дагни слушала пьесу, симфоническую музыку?

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие.

Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Давайте прочитаем, что объявил конферансье? «Сейчас будет исполнена…»

«Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! … Так вот тот подарок…»

А теперь и мы послушаем музыку, которая потрясла Дагни мощью, богатством красок.

(Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром.)

Да, хочется помолчать, подумать. Не растерять то, что услышали: шум прибоя, веселое эхо, шелест листьев.

34. Почему плакала Дагни? (Дагни плакала слезами благодарности.)

Жаль Грига, что он умер, и она не скажет ему спасибо.

За то, что он не забыл ее.

Люди плачут не только от горя, от боли, но и от больших, нежных, хороших чувств.

35. Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? Какие звуки упомянуты в тексте?

Она напомнила ее детство, разбудила самые лучшие воспоминания.

Она представила картины страны, где никто не отнимет друг у друга счастья.

Музыка пробуждает надежды на лучшее. Веру в счастье, в любовь, в лучшее.

36. За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

За щедрость души. Музыке он отдал свое сердце, душу.

За то, что открыл то прекрасное, чем должен жить человек.

37. Как Дагни назвала его?

Волшебник и великий музыкант.

Чтение заключительных строк рассказа (с.183)

38. За что Дагни любила жизнь?

За то, что живет. За то, что счастлива. За то, что ее окружают любимые люди.

За то, что может наслаждаться музыкой, красотой мира.

39. Понравился Дагни подарок? (Слайд. Памятник Григу)

Да. Мы тоже получили его вместе с ней. Грига с нами нет, но его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя, свою душу людям сделала его вечным, живым.

Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания у слушателей. Мне подарок очень понравился. Музыка то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, то звучит тихо, то громко.

40. Почему Нильс решил, а вместе с ним и Паустовский, что жизнь Дагни не пропадет даром?

Он услышал ее счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает плохо.

В жизни ее будет обязательно большая любовь.

Дагни – человек красивой и чистой души. Жизнь ее будет полна добра и света.

Дагни будет щедрым человеком, как и Григ. Музыкой он научил ее любить жизнь.

41. Вернемся к заключительной части текста. Творческая работа Вики. Огни пароходов.

В финале Дагни испытывает бурю противоречивых чувств. Она скорбит, и ликует от новых ощущений. Она оказалась у моря, надеясь обрести покой. Здесь приходит понимание нового чувства. Путь в мир прекрасного только начинается. Возникает романтический образ парохода с горящими огнями. Извечный символ продолжения пути. «Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя».

42. А что осталось у нас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ?

Искусство делает человека лучше.

В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора.

Это рассказ о красоте мира, роли музыки в жизни человека.

Природа, детское очарование вдохновили композитора.

Поразила музыка, ее звучание.

Настоящей музыкой можно творить чудеса.

Я не отношусь серьезно к классической музыке, не слушаю ее сам, но сегодня что-то так защемило. Я не ожидал от себя такой реакции.

Важная мысль творчества Паустовского - мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».

42. А какая же главная мысль рассказа?

Человек должен жить, видя, слушая и чувствуя все прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Через годы великий композитор Григ передал свой подарок очаровательной девушке, музыка открыла ей «красоту этого мира».

Вернемся к эпиграфу урока: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря».

43. Кого мы называем волшебниками и почему?

  • Григ подарил талантливо написанную музыку.
  • Паустовский подарил замечательный рассказ.
  • Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. И мы благодарны и признательны им. Оба являются творцами. Этот путь они выбрали сами по доброй воле. Они любят родину, свой народ. Отдали всего себя людям.
  • Искусство обладает волшебной силой. Настоящей музыкой можно творить чудеса. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса, делиться счастьем, жить для других. А когда ты кому-то нужен – это счастье. Я желаю вам этого счастья. Несите это счастье, дарите его другим. И вы будете нужны людям!

К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
План рассказа был, примерно, таким:
1. Встреча в лесу
2. В доме Э.Грига
3. Дагни на концерте.
4. Долгожданный подарок.
Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».
Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
"Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ