Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Описание героев ночлежки. Истории героев в пьесе «На дне

Судьбы героев пьесы "На дне" Горького

В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки - имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.

Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.

По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе...

Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

Иногда человеку требуется прочитать какое-либо произведение и суметь его пересказать. Но что же делать, если на это совсем не хватает времени? В таком случае можно ознакомиться с кратким содержанием книги, которое поможет понять общую идею написанного, познакомит с героями и сюжетом.

В пьесе Максима Горького «На дне» ведётся повествовани е о жителях ночлежки. К ним пришёл странный старик и ведёт беседу с каждым из них, узнаёт о мечтах, стремлениях, прошлом и настоящем. Он внимательно слушает рассказчиков, когда нужно подбадривает, сопереживает или даёт совет. Поговорив со всеми, старик бесследно исчезает, унеся с собой все услышанные секреты.

Информация о произведении

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году , в то время её посчитали дерзкой и новаторской по своему жанру. Эта социально-философская драма не имеет традиционного сюжета, все действия развиваются только в диалогах главных героев. События происходят в дешёвой ночлежке, где проживают люди потерявшие всё и оказавшиеся на самом «дне». Основным вопросом пьесы является размышление об истине и сострадание. Что из этого выбрать? Что лучше, пожалеть человека или открыть ему глаза на его ошибки?

Что же всё-таки нужнее? Проблематика этого драматического произведения многогранна. В нём говорят о месте человека в жизни и о его роли, о вере, выясняют имеет ли право на существование лож во имя утешения. Размышляют о том , имеет ли человек возможность изменить собственную жизнь, или все уже предрешено.

Познакомившись с героями и кратким содержанием «На дне», вы сможете получить представление об основных конфликтах, рассмотренных в пьесе. Это произведение включено в школьную программу по литературе, так как заставляет думать и несёт в себе множество дилемм.

Характеристика героев пьесы

В первую очередь стоит познакомиться с персонажами пьесы, так как именно их мысли и диалоги служат для развития сюжета.

Главные герои

Второстепенные персонажи

  1. Настя - девушка лёгкого поведения, сожительница Барона. Живёт мечтами о настоящей и чистой любви.
  2. Анна - жена Клеща, спокойная и добрая женщина тридцати лет. Очень устала от безрадостной и бедной жизни. Умерла в ночлежке от чахотки.
  3. Абрам Медведем - пятидесятилетний мужчина, служит полицейским, приходится дядей Наташе и Василисе. Считает, что человек должен жить тихо и смирно.

Еще герои:

Переходим к краткому содержанию пьесы Максима Горького «На дне» . Для удобства, пересказ будет поделён на акты, как и само произведение.

Акт первый

Утро ранней весны, подвал ночлежки, похожий на пещеру.

Клещ пытается подобрать ключи к старым замкам. Квашня «хозяйничает» у большого, но грязного стола. На нарах расположился Бубнов, собравшийся подлатать свою кепку. За старой занавеской кашляет Анна, лежащая на кровати. На печке ворочается Актёр.

Квашня рассказывает Барону о том, что бывала замужем и одного раза ей хватило. Клещ дразнит женщину и говорит, что она рада будет выйти за Медведева. Барон отбирает у Насти книжку, и увидя её название «Роковая любовь», начинает смеяться.

Анна просит всех перестать ругаться и дать ей спокойно отойти в мир иной.

Сатин, Актёр, Клещ и Бубнов беседуют. Появляется хозяин ночлежки, он ищет свою жену. Стучится в комнату Пепла, чтобы поговорить, но тот прогоняет его. Костылев уходит.

Обитатели подвала обсуждают роман Василисы и Пепла. Сатин просит у Пепла денег, тот не отказывает в просьбе. Сатин начинает рассуждать о работе и жизни .

Сатин и Актёр выходят.

Появляется Наташа, она привела нового постояльца - Луку. Пепел начинает приставать к Наташе, но та не воспринимает его заигрывания.

Приходит пьяный Алешке, он не может понять, почему его отовсюду гонят. Появившаяся Василиса, выгоняет его и ругается из-за грязи. Она спрашивает у постояльцев была ли у них Наташа и говорила ли с Васькой Пеплом. Получив ответ, выходит.

В сенях слышны крики, Василиса пытается побить Наташу. Квашня, Бубнов и Медведев спешат разнять девушек.

Акт второй

Бубнов играет с Медведевым в шашки. Лука расположился возле кровати Анны. Несколько человек играют в карты, Актёр и Клещ за ними наблюдают. Анна жалуется Луке на свою жизнь. Тот успокаивает её, говоря о том, что после смерти она получит отдых.

Актёр хочет рассказать старику стихи, но забывает их, из-за чего сильно расстраивается. Лука говорит, что не все потеряно, и уговаривает Актёра перестать пить. Он утверждает, что существуют бесплатные больницы для пьяниц.

Приходит Пепел и интересуется у Медведева сильно ли избита Наташа. Тот отказывается отвечать, на что Василий угрожает рассказать следователю о воровстве, на которое его подбили Костылев с женой.

Лука пытается вмешаться, но Пепел обрывает его. Васька спрашивает зачем старик всем врёт. На что тот советует не искать правды, а идти в Сибирь «золотую сторону», чтобы найти свой путь.

Приходит Василиса, Пепел говорит, что в ней нет души и она ему надоела. На что Василиса предлагает ему свою сестру в жены, в обмен на убийство мужа.

Входит Костылев, ссорится с Пеплом и между ними вспыхивает драка, но её предотвращает Лука. Он советует Пеплу не связываться с Василисой. Затем странник замечает, что Анна умерла и все собираются у её кровати.

Акт третий

Действие происходит во дворе ночлежке. Настя рассказывает о своей любви, а Бубнов и Барон смеются над её рассказом. Настя плачет, Лука успокаивает её.

Постояльцы ночлежки рассуждают о правде и лжи .

Пепел зовёт Наташу уйти с ним, та теряется в раздумьях, но всё-таки соглашается. Василиса, слышавшая разговор, пытается столкнуть Михаила и Василия, но Лука вовремя их успокаивает.

Хозяева ночлежки просят старика уйти.

Сатин и актёр заходят в подвал, они спорят о словах странника. Лука спрашивает у Сатина, как он очутился в таком месте и тот рассказывает о сестре, убийстве и тюрьме.

Приходит Клещ, он очень расстроен, так как чтобы похоронить жену ему пришлось продать все инструменты.

Из квартиры Костылевых слышны крики Наташи. Актёр и Сатин выходят, чтобы разнять сестёр.

Квашня и Настя помогают Наташе идти, та сильно избита, а ноги обварены кипятком. За ними идут все обитатели ночлежки. Пепел видит Наташу и сильно бьёт Костылева, тот падает. Василиса начинает кричать, что её мужа убили. Василий говорит, что она сама пыталась подговорить его на убийство мужа.

Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре, затем теряя сознание, просит забрать себя в тюрьму.

Акт четвёртый

Ночь, ранняя весна. За столом сидят Клещ, Сатин, Барон и Настя. На печи лежит Актёр. Там, где раньше была комната Пепла расположился Татарин.

Обитатели ночлежки вспоминают Луку, обсуждают его философию. Барон называет его шарлатаном.

Насте стала противна жизнь в таком месте, она хочет уйти. Барон предлагает взять с собой Актёра и смеётся над его мечтой об излечении.

Сатин приказывает молчать о страннике, он говорит, что тот обманывал из жалости.

Жители ночлежки переходят к обсуждению убийства Костылева. Они говорят, что Наташа вышла из больницы и пропала, Василиса, скорее всего, выкрутится из ситуации, а Пепел попадёт в тюрьму или на каторгу.

Сатин говорит о том , что человека нужно уважать, а не унижать своей жалостью. Актёр спускается с печи и убегает.

В ночлежку входят другие её обитатели, несколько человек поют, а кто-то готовится ко сну.

Распахивается дверь, Барон кричит, что Актёр повесился на пустыре.

Сатин вздыхает: «Эх, испортил песню, дурак!».

«На дне» Горького М.Ю.

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне». Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «...все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу...» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «...отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи...» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу... <...> Ты — тоже уходи...» Пепел уговаривает Наташу: «...в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища... ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.

Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился...» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь.

Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь... всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх... испортил песню... дурак».

Философский подтекст пьесы. Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький. Их образы и описание

Один из персонажей пьесы, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес.

Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж.

Один из наиболее жалких обитателей ночлежки в пьесе, бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами.

Один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств.

Жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.

Постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как и его отец. С такими напутствиями он и вырос. Ваське 28 лет отроду. Он молодой, жизнерадостный и от природы добрый человек. Он не хочет принимать такую жизнь и всячески пытается найти другую правду.

Одна из персонажей пьесы; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в больной Анне, которую даже муж не жалеет. Она часто подкармливает больную, ухаживает за ней.

Один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать.

Один из главных действующих лиц в пьесе, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей.

Один из второстепенных персонажей в пьесе, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он является участковым района, где располагается ночлежка Костылева. Часто наведывается, чтобы следить за порядком.

Одна из жительниц ночлежки в пьесе, падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Сестра хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Её образ заметно отличается от других постояльцев. В Наташе сочетаются доброта, чистота, достоинство и гордость. Именно этими качествами она очаровала Ваську Пепла. Интрига пьесы в том сумеет ли она сохранить эти качества под влиянием грубой и жестокой среды.

Молодым свойственно строить "воздушные замки", мечтать о чем-либо. Мало кому в юности приходят в голову мысли о том, что он так ничего и не добьется в жизни, будет влачить жалкое существование или вовсе - опустится на самое "дно" жизни. Чаще всего люди мечтают о вечной любви, славе, безбедной жизни, служении народу и о простом человеческом счастье. Пьеса М. Горького "На дне" как раз таки о таких людях, людях, которые оказались "на дне".

Изначально пьеса имела другое не менее говорящее название "Без солнца". Затем это название трансформировалось в "Ночлежку". Но и этот вариант был отброшен автором. После долгих раздумий утверждается новый вариант - "На дне жизни". Перед самым выходом пьесы в свет - в 1902 году - название сократилось на одно слово. В окончательном варианте название оказалось наиболее подходящим из всех ранее озвученных. В пьесе нашли свое отражение многие противоречия начала ХХ века. Здесь отражен и социальный, и философский конфликт. Есть место и любовной драме. Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых, где "все некрашеное и грязное", "каменные своды...с отвалившейся штукатуркой". Обитатели «дна» - жители костылевской ночлежки - оказались выброшены обществом из своих рядов. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. Здесь оказались люди с различными характерами, судьбами и различным социальным происхождением: рабочий и вор, разорившийся барон и спившийся актер, женщина легкого поведения и праведница. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Горький намеренно не дает полной биографии героев. Ее мы можем выстроить лишь по отдельным репликам. Итак, что мы можем сказать о каждом герое?

В целом, всех обитателей ночлежки можно разделить на три группы. Первые - это те, кто примирился с существующим положением вещей. Найдя спасительную мечту, лживую и неосуществимую по своей сути, они нашли себе оправдание в отказе от активной жизненной позиции. Вторые - это те люди, которые хотели бы начать новую жизнь, выбраться со "дна". И третьим, последним образом является Сатин, взятый отдельно от других. Рассмотрим теперь каждую группу по-отдельности.

Представителями первой группы являются Бубнов, Настя, Барон, Актер и Анна. О Бубнове мы узнаем по его рассказам: некогда он был владельцем красильной мастерской. Его жена скоро сошлась с мастером, и Бубнов, опасаясь за свою жизнь, предпочел просто уйти. По его теории сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего, ставит его в полную зависимость перед собой. Правда Бубнова - правда внешних обстоятельств, в которой человеку отказано в личной инициативе. Здесь мы наблюдаем истинного приверженца фатализма. Среда, которая его окружает - подлая и грязная. Здесь нет добрых людей, а следовательно и самому нечего себя "раскрашивать".

Настя - девушка легкого поведения. Несмотря на всю жестокость, унижения и оскорбления, она не отчаялась, не стала жестокой и бездушной. Напротив, она искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности нет места чистой любви, кроме ее номинальной стоимости на бумажках. Не желая трезво смотреть на действительность, она сотворила себе прошлое, в котором якобы "жила" большая и чистая любовь. Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

Барон - также как и Настя живет прошлым, но в отличие от нее действительно имевшем место. Время от времени, вспоминая свое былое состояние, свой знаменитый род, Барон не в силах бороться с тяжелой действительностью. Спасение от воспоминаний и горечи потерь он находит на дне стакана. Авторское отношение к такому герою выражено следующей фразой: "В карете прошлого далеко не уедешь". Так оно и есть: стоит на месте "карета" Барона, да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своей жизни.

Актер - еще один обитатель ночлежки. Настоящее имя героя не известно. В прошлом он - представитель творческой интеллигенции, а сейчас это просто человек "без имени". Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Спасается от горькой "правды жизни" также как и предыдущий герой - пьянством.

Самым жалким и трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем. Горьковская Анна - это собирательный образ обычной женщины начала ХХ века. Свою жизнь она описывает следующим образом: "Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости. Образ Анны является скорее нейтральным, характеризующим общую массу серых людей: не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.

Все эти люди, опустившись на самое «дно» после многих лишений, стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы они получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со "дна" - это Клещ - представитель второй группы. Да, он озлоблен на людей, порой жесток с Анной - своей женой. Но единственный кто видит спасение в изнурительном, тяжелом, но честном труде: "Я - рабочий человек...мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".

И, наконец, третья, последняя группа. Ее единственным представителем является Константин Сатин. Почему он особняком выделяется среди прочих? Он является носителем философии правды жизни в споре с Лукой. По его мнению не стоит опускать руки, необходимо открыто смотреть на неприятности и пытаться их решать. О нем мы знаем лишь то, что в настоящем он карточный шулер. Ранее он работал телеграфистом, но после преступления, совершенного им, оказался на "дне". Во многом он выделяется на фоне общей массы "серых" ночлежников: своими репликами, образованностью и интеллигентностью. В споре с Лукой их объединяет то, что оба стоят на позициях уважения человека. Но только каждый по-своему видит это. Сатин в своем пламенном монологе утверждает, что "ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека". Он также против любого сострадания к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". А потому, видимо, он и раскрывает всем глаза на обман Луки: Актера уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Ваську Пепла шуткой подталкивает к преступлению. И к чему в итоге привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Пепла в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина.
Убогими и жалкими предстают перед нами ночлежники. Ни один из них так и не смог вылезти со "дна", не смог ничего в себе изменить. Так и остались все они доживать свой короткий век "на дне".