Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Опера «Евгений Онегин. Либретто - опера "евгений онегин" Автор музыкального произведения евгений онегин

Детство и семья Евгения Анегина

Евгений Анегин появился в этом мире в российском областном городе Красноярск. Начал занятия музыкой еще в период обучения в школе, уже тогда выступая в школьных самодеятельных концертах как солист.

После завершения поступил на факультет оперного пения в местное Училище искусств, где занимался под чутким руководством Петухова Александра Александровича, профессора Московской консерватории.

Старт певческой карьеры Евгения Анегина: первые песни

Первое признание таланта пришло к Евгению во время конкурса «Пою России», проходившем в Красноярске. Там он лишь ненамного смог опередить своих конкурентов-исполнителей, но и этого на тот момент оказалось вполне достаточно для получения первого Гран-при. После того конкурса для певца начался первый концертный тур.

Дальнейшей ступенькой стал конкурс «Народный артист» в 2000 году. Первый тур отборочный, проходивший в родном Красноярске, судила в том числе и певица Лариса Долина , и судьи сразу отметили появившееся недавно «дарование». Здесь он смог достичь пятого этапа, после которого предпочел отказаться от возможной борьбы, выбрав занятия сольной карьерой. Для жюри хоть и оказалось непонятным решением, но, как стало затем понятно, - оно оказалось наиболее приемлемым для будущего певца Евгения Анегина.

После успешных стартов на двух конкурсах Евгению было предложено постоянное место в ГЦКЗ «Россия». Там он солировал, приняв участие в десятках официальных концертов вплоть до 2006 года. 2004 год ознаменовался присвоением звания «Заслуженный артист Чеченской республики». Это случилось после ряда его выступлений на проходивших в Москве Днях чеченской культуры.

В 2006 году, после закрытия знаменитого ГЦКЗ, ему предложено было место директора по направлению спецпроекты в концертном зале «Мир». Это место для Евгения Анегина стала хорошим «университетом» шоу-бизнеса, там он смог изучить мельчайшие детали уже изнутри.

Выход первого клипа Евгения Анегина и старт самостоятельной сольной карьеры

Декабрь 2007 года стал «трамплином» к развитию Анегина как поп-певца. Именно тогда прозвучала ставшая быстро хитом песня «Луна» на волнах радиостанции «Хит фм». Первые позиции хитпарадов ею были заняты в считанные дни. В январские дни она стала крутиться и на еще одной волне «Русском радио».

Евгений Анегин. Песни о любви

Эта песня стала и первой, по которой было решено снять чуть позже клип. Он вышел весной 2008 года.

Впоследствии песня «Луна» и еще такие 3 композиции, как «Не будь такой жестокой», «Если б только» и «Лето» стали сопровождением к фильму Владимира Дмитриевского. «Эгоист». По мнению режиссера, именно они наиболее ярко отражают современность и помогают отобразить все возникающие перипетии.

Первый альбомы Евгения Анегина

После таких успешных дебютов как поп - исполнителя Евгений решил ненадолго вернуться к своей изначальной профессии – оперного исполнителя. Летом 2008 года было заявлено о старте записи альбома с оперными ариями.


Кроме того, параллельно проводилась запись и эстрадного альбома «Я не тот». Его выход, как и планировалось, выпал на осень того года. Выход второго клипа

Для второго клипа Евгением Ангегиным была одобрена песня «Как же». Его съемку завершили в конце октября 2008 года.

Сам клип в итоге получился максимально красочным. В нем удалось воедино соединить и спасение, и любовь, и ревность. Действие происходит в одном из многочисленных клубов и завершается в пенном бассейне.

После открытия кинофестиваля «Снято!» весной 2009 года многие начали считать, что Евгений Анегин подумывает о переходе в киноиндустрию. Однако сам певец опровергнул данный домысел. Хотя не стал откидывать как вариант развития его творческого пути в будущем.

Евгений Анегин и Юлия Михальчик, певец сегодня

Начиная с 2010 года Евгений Анегин начинает постепенно переходить на выступления дуэтом с еще одним одной талантливой исполнительницей – Юлия Михальчик . Именно с ней была создана популярная «Песня о любви», с которой они попытались пройти и на Евровиденье от России в том году.

Евгений Анегин - Луна

За нее же была получена и такая награда, как «Золотой граммофон». В общей сложности на сегодня им создано уже 2487 песен, многие из которых популярны постоянно и входят в хитпарады. О дальнейших перспективах в кино или музыке певец не особо распространяется. Поэтому поклонники всегда с нетерпением ждут его любые новые произведения.

Личная жизнь Евгения Анегина

Личную жизнь пока особо удачной невозможно назвать. Хотя возраст у Евгения уже перевалил за 30 лет, он так и не смог найти пока половинку. С целью поиска он даже попробовал себя как участник шоу «Давай поженимся», но также безрезультатно особо.

Однако обделенным вниманием его назвать невозможно. Он достаточно пользуется популярностью в среде фанаток и просто женщин. Но среди них пока подходящей кандидатки в качестве спутницы жизни будущей он найти все же не смог. Так что еще у многих поклонниц есть хоть и минимальные, но шансы связать воедино с ним жизнь и получить хоть частичку его славы, которая только растет с появлением все новых хитов.

Музыка Петра Чайковского

Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина

Режиссер - Алексей Степанюк

Отправляясь насладиться самой, наверное, известной оперой русского столпа романтической музыки Петра Ильича Чайковского, я не собиралась записывать впечатления, ведь ее и без меня все знают, но моя радость от встречи с прекрасным и желание растечься мыслью по древу столь велики, что не вижу причин себя сдерживать.

Слышала оперу один раз до этого - ходили с классом по абонементу в Консерваторию. Единственное, что я запомнила, это фразу Гремина «Безумно я люблю Татьяну!». По иронии этот персонаж даже самим Чайковским не считался важным и ключевым, как я где-то вычитала, но его я почему-то лучше всего запомнила.

Сегодня же смотрела я режиссерскую версию на новой сцене Мариинского театра (есть еще версия «старой школы» на основной сцене, режиссера Юрия Темирканова, аж 1982 года!). Это очень важное замечание, поскольку, хотя я старой постановки еще не видела, но сильно подозреваю, что разница в восприятии есть. И ощутимая. Новая постановка была сделана режиссером Алексеем Степанюком, который ставил также и «Пиковую даму» с настолько схожей визуальной эстетикой, что уместно говорить о том, что эти спектакли являются своеобразной серией. И я даже настаиваю на этом, поскольку в третьем действии в сцене петербургского бала через всю сцену дефилирует с тростью престарелая дама, чрезвычайно сильно напоминающая Графиню из «Пиковой дамы» манерой, одеждой и походкой. Не удивлюсь, если там еще где-то пробегают Лиза и Герман, впрочем, это лишь мимолетные впечатления - время действия «Пиковой дамы», судя по костюмам, все же немного другое, пораньше. И речь не об этом.

Поскольку я женщина и в этом смысле немного сорока, любящая все блестящее, то так называемая «яблочная» постановка «Евгения Онегина» потешила мой взор «гламуром» и кинематографичной яркостью красок, даже в тех сценах, где преобладают черный и белый - это всегда очень яркие контрасты. Пасторальная идиллия а ля рус в начале и мрачный гламурный пафос Петербурга в конце! Я в восторге и пищу, как утенок. Есть настоящие декорации, хотя в первом действии это лишь ступени, усыпанные яблоками, стол, стог сена и качели, но зато какие сочные проекции на задник! Кстати, яблоки в столь многом количестве присутствуют не зря - у славян яблоко было символом любви, плодородия и брака, и в начале спектакля они выступают символом радужных девичьих надежд на светлое будущее, наполненное любовью. «Молодильные» яблоки из русских и скандинавских сказок в спектакле как воспоминания из прошлого, как возврат к девичьим желаниям уже замужней Татьяны при встрече с Онегиным - в финальной сцене она трогает яблоки, лежащие на окне, и поскольку в христианстве яблоко считается тем самым плодом с древа Познания, от которого вкусили первые люди и вот мы все здесь, то это еще и символ искушения Татьяны. И все помнят про яблоко раздора из греческой мифологии - тут спор друзей, завершившийся смертью поэта.

Благодаря ярким краскам и некоторой сценической свободе в действиях героев, которую позволил режиссер, постановка получилась очень эмоционально насыщенной, какой-то живой, человеческой, трогательной, страстной и местами даже пикантной. Например, сцена «Письма Татьяны» - она не пишет ее за столом, а по сути лежит и мечтает, но какая девушка в ее возрасте не металась без сна, мечтая и размышляя о своем любимом? Не думаю, что девы 19 века, даже дворянки чем-то отличались (хотя в сорочках по полям вряд ли бегали, это уж точно). И сама опера, как ее задумал автор, очень понятная, вызывающая отклик не как абстракция, а как сопереживание тому, что может произойти с каждым. Такое нечасто встретишь в опере. Недаром Чайковский назвал «Евгения Онегина» лирическими сценами. Там, действительно, нет пафоса высокой трагедии, свойственного «большой опере». Это рассказ о простых по сути людях, об их чувствах, мыслях и желаниях и именно поэтому, думается, опера эта не устаревает и не устареет. К тому же это очень понятный и приятный уху музыкальный материал, который легко слушается всеми без исключения. И все образы, раскрывающиеся на сцене, есть и в музыке - и веселые пасторальные сцены, и народные напевы, романсы, задорные и «трогательные» марши, вальсы и т.п. Великолепно и очень тонко прописаны в музыке все переживания героев, особенно Татьяны, даже природные явления.

Как итог - мне все очень понравилось, особенно ключевая сцена «Письма Татьяны», психологически, на мой взгляд, точно попадающая в цель, сцена первого объяснения Татьяны и Онегина, в которой даже у меня сжалось сердце, и дуэль у мельницы. Отмечу также наличие приятных деталей в костюмах - крестьяне были в лаптях, у маменьки парасоль и фартук специальный, которые хозяйки поместий надевали для «работы» и т.п.

Читала отзывы, что многим не хватает танцев, особенно в петербургском действии, в оправдание режиссера скажу, что по сценографии Онегин стоит на авансцене и смотрит в бальный зал, где все происходит словно в замедленной съемке, несмотря на веселую музыку, а потом поет про скуку. Видимо, режиссер показывал эту сцену глазами героя, которому все «грустно и скучно и некому руку пожать, лучше быть одноногим, чем быть одиноким и ля-ля-ля» (С).

Выскажу крамольную для любителей оперы мысль, но яркостью образов эта постановка приближается к мюзиклам - только в визуальном плане, конечно, - а мюзиклы всегда очень сильно «бьют по глазам», чтобы вызвать эмоции зрителя. И поэтому я бы сказала, что целевая аудитория, в которую метит, постановка - это молодежь. Кстати, и актеры примерно соответствуют возрасту и хорошо выглядят. И это радует. Идеально было бы, если приятному внешнему виду сопутствовал хороший вокал.

Смотрела спектакль, вслушивалась в слова и думала о том, как все же тонко! Как психологически точно. Девушка безответно влюбляется в городского денди, эгоиста до мозга костей, признается, получает отказ. Проходит время, она «взлетает» в блеске своей истинной силы и красоты и тут встречает Его снова. Кто не мечтал о таком, будучи отвергнутым? Из серии «Он еще пожалеет!» и «Вот выпадут у тебя зубки, я тебе жевать не буду!», хотя юная Татьяна чиста душой и помыслами, эти мысли возникают в голове повзрослевшей женщины уже после страстного признания «прозревшего» Онегина и высказываются в качестве упрека. И правильно, что Татьяна его отвергает… потому что все, кто знаком с сюжетом «Анны Карениной» другого великого классика, могут себе представить, чем для женщины света заканчиваются эскапады вроде той, что совершила Анна Каренина, и которую требовал Онегин от Татьяны в словах «Ты для меня должна покинуть всё, всё: постылый дом и шумный свет! Тебе другой дороги нет!». И как точно прописан Онегин - по сути в его поведении ничего не изменилось, поскольку в этом требовании лишь отчаянный вопль эгоиста, требующего желаемое, нет там истинной заботы любящего. Это очень четко показано в опере, выступает всеми прожилками. Хотя женщины всегда женщины, поэтому, думаю, что у многих сердце защемило от жалости при взгляде на коленопреклоненного, страстно молящего Онегина / Алексея Маркова.

Самый красивый Евгений Онегин! Гордый, упрямый и сумасбродный! Идеальный образ для меня. Кто лучше смотрится в боливаре, высоких сапогах и длиннополом пальто? Кого не испортили даже странного вида огромные отвороты на фраке (кстати, почему на нем не было модно завязанного галстука на балу? Красавчик Браммел это бы не одобрил!)? Кто презрительнее и снисходительнее лорнирует на деревенский "бомонд"? Кто еще мог так легко вальсировать и обреченно падать на колени, оставаясь при этом неимоверно красивым? И петь таким чистым, глубоким сверкающим голосом, что хотелось слушать и слушать… И все это именинник сегодняшнего вечера - Алексей Марков, услада моего слуха и отрада моих глаз. Серьезно, созданный им образ Онегина - попадание в «яблочко» ха-ха. Любой бы, встретив Алексея «на бале», сразу сказал: «Друг, Онегин, ты ли это?!» Жаль, нет таких балов уж…

Евгений Онегин (П.И.Чайковский)

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет

Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга. Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом. Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны. И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну. Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.

История создания

Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова. Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.
Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским.
Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.

Билеты на оперу «Евгений Онегин» в Большом театре на сайте Bolshoy-Teatr.com →

Действующие лица:
Ларина, помещица, меццо-сопрано
Её дочери:
Татьяна, сопрано
Ольга, меццо-сопрано
Филипьевна, няня, меццо-сопрано
Евгений Онегин, баритон
Ленский, тенор
Князь Гремин, бас
Ротный, бас
Зарецкий, бас
Трике, француз, тенор
Гильо, камердинер, без слов
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной - Татьяна и Ольга. Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской. Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.

Приезжает сосед Лариных по именью - Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.

Вторая картина. Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.

Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.

Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.

Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.

Второе действие. Первая картина. Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским. Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?

Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются - не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно - дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.

Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.

Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма. Татьяна в смятении, на глазах ее - слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность. Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина. С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь. В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: - Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!

Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.

Создавалась: Москва - май 1877, Сан-Ремо - февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).

Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн . Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.

1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет "Лебединое озеро" , Первый фортепианный концерт , фортепианный цикл "Времена года" и многое,многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин", он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: "На прошлой неделе я был как-то у Лавровской . Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...> Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь <...> как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в "Онегине". Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки."

Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна "Боже, царя храни!". Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.

Сценарий своей новой оперы "Евгений Онегин" Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим "Евгения Онегина" в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - "Лирические сцены" - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " <...> я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку <...> потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.

Живя в Глебово и работая над "Евгением Онегиным", Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: "Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая", - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету "Онегина" принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин".

Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

Оперы, которые предшествовали "Онегину", Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: "Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену." А несколько позже он писал своему другу К.К.Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: "Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена." Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки "Онегина", добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: "Я готов ждать сколько угодно."

Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: "Лирические сцены". Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: "Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах <...> г.Чайковский - несравненный элегический поэт в звуках."

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим. Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского "Снегурочка" с музыкой Чайковского , но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра. На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба "Евгения Онегина" сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного "Онегина", лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы "Евгений Онегин". Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. "Евгений Онегин" до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал как мог."

Евгений Онегин на Викискладе? Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин Евгений Онегин Дуэль Онегина и Ленского И. Е. Репин, 1899 Жанр: роман в стихах (жанр)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, СССР, Ленфильм, 1958, цв., 108 мин. Фильм опера. По одноименному роману в стихах А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского. В ролях: Ариадна Шенгелая (см. ШЕНГЕЛАЯ Ариадна Всеволодовна), Светлана Немоляева (см. НЕМОЛЯЕВА Светлана… … Энциклопедия кино

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин Евгеній Онѣгинъ … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» опера П. И. Чайковского по роману Пушкина «Евгений Онегин» советский фильм опера 1958 года режиссёра Романа Тихомирова «Евгений Онегин» … … Википедия

- (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… … Словарь иностранных слов русского языка

Евгений Нестеренко Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Евгений Онегин. Опера. Клавир , Чайковский П.И.. "Евгений Онегин" П. И. Чайковского - один из шедевров русской и мировой оперной классики. Для концертно-педагогической практики и нотных библиотек…
  • Чайковский и музыкальный театр , Н. Туманина. Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест принадлежит оперному творчеству Чайковского. Его оперы -…