Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Онегин и ленский общие различные черты. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

План
  1. Противопоставление Онегина и Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  2. Что роднит Онегина и Ленского
    1. Нерусское воспитание
    2. Стоят выше других
    3. Благородство, высокое понимание личности человека
    4. Вольнолюбие
  3. Онегин и Ленский – представители новой, молодой России

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил двух представителей молодого поколения современной ему России – Онегина и Ленского. Онегин и Ленский «различны меж собой», как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни, стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них имеется много общих черт.

Что же роднит Онегина и Ленского? Как известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов, привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от русской действительности:

«Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил».

Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды», он жил и воспитывался за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским».

Но не только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского, оно помогло им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил света шум», он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я модный свет ваш ненавижу».

Среди приниженной глупости и тупости поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен «вольнолюбивыми мечтами», а Онегин стремится быть свободным от света, от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает своих крестьян.

И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро, мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и младшему Бестужеву – декабристам.

В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев». Хотел сблизить Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением своего времени.

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил» . Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость: * Мы все учились понемногу * Чему-нибудь и как-нибудь, * Так воспитаньем, слава богу, * У нас немудрено блеснуть… Далее он дает характеристику Онегину; * Он по-французски совершенно * Мог изъясняться и писал; * Легко мазурку танцевал * И кланялся непринужденно; * Чего ж вам больше? * Свет решил, * Что он умен и очень мил. По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру: * Хандра ждала его на страже, * И бегала за ним она, * Как тень иль верная жена. От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его» . В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности: * Ярем он барщины старинной * Оброком легким заменил; Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света» . В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: "Он из Германии туманной привез учености плоды, дух пылкий и довольно странный… " Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт» . У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради» , хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин. Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой» . «Не столь различны меж собой» . Объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу

ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Пушкин работал мод романом свыше восьми лет, это было самое
любимое его произведение, в нем воплотилась вся душа поэта. Роман
был, по словам Пушкина, "плодом ума холодных наблюдений и сердца
горестных замет". На широком фоне картин русской жизни показана
драматическая судьба лучших людей передовой дворянской
интеллигенции. Принадлежа к высшим аристократическим кругам,
Пушкин хорошо знал жизнь света. Его герой, Евгений Онегин, лучшие
свои годы тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры,
любовные приключения. Очень скоро он начинает понимать, что эта
жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царят
скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки и
томятся

, не зная, как выйти из заколдованного круга. Евгений получает
типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва
маман за ним водила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя,
но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался
обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы
вспоминает свою молодость: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь
и как-нибудь, Но вocnumaньем, слава богу, У пас немудрено блеснуть...
Далее он дает характеристику Онегину: Он по-французски
совершенно
Мог изъяснятъся и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся
непринужденно. Чего вам больше? Свет решил, Что он умен и очень
мил.
По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал
немного классическую литературу, имел представление об Адаме
Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим,
пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкости политического
протеста, как у грибоедовского Чацкого. Резкий, охлажденный ум и
пресыщение удовольствиями света привели к
тому, что Онегин теряет
интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:Xaндpa ждала его на
страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.
От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо
деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка не
привела ни к чему. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его".
В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще
одну попытку практической деятельности:Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем
надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед...
Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие
и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил
от "высшего света".
В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип
дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в
постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он
младше Онегина. Он получил образование в Германии: Oн из Германии
туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный...
Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он
"поклонник Канта и поэт". У него над разумом давлеют чувства, он
верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый

идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский
смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную
душу в Ольге, которая является самой обыкновенной девушкой.
Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле
он
погибает от грубого прикосновения жесткой действительности. Что
общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к
привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по
своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая
душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это
прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин
пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла
надежда, и мира новый блеск и шум". Онегин слушал пылкие речи
Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию.
Пушкин пишет: "И думал, глупо мне мешать его минутному
блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да
верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и
юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин
же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не
знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный
тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в
жизни Онегин.
Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает
общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись: волна и камень,
стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? "Не столь
различны меж собой"? Как понимать эту фразу? На мой взгляд,
объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие
индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы
неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами
- себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин
вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его
мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства
чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба
Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а,
может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман,
считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин.пишет: "Во
многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне
счастлив и рогат носил бы стеганый халат". Я думаю, Онегин все-таки
был внутренне глубже Ленского. Его "резкий, охлажденный ум" гораздо
приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы
исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность
жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе
Онегин, он пишет о себе и о нем:
Я был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жuзнъ
обоих нас, В обоих сердцах жар угас.
Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические
отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это
можно понять из строк: "Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не
хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне
крепка! Чего мне ждать? Тоска. Тоска. "Пушкин воплотил в Онегине
многие из тех черт, которые позднее развернутся в отдельных
персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других. А
такие романтики, как-Ленский, не могут противостоять ударам жизни:
они либо примиряются с ней, либо гибнут.