Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Образ "маленького человека" в русской литературе. История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом исследовании мы должны узнать, что же определяет собой выражение «Маленький человек» и найти примеры в знакомых всем произведениях.
Цель исследования - узнать истинное значение этого высказывания, а также попробовать найти такой тип людей в литературе, а после и в своём окружении.
Использованный материал можно использовать на уроках литературы и русского языка.
Методы исследования : поисковый, выборочный, семантический, информационный, метод анализа и синтеза.

1. Понятие «Маленький человек».

Так кто же такой маленький человек ? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек - тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом.

2. Примеры в произведениях

Рассмотрим, как появился и развивался образ «маленького человека» в русской литературе, убедимся в том, что он имеет свою историю и своё будущее.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В этом произведении отличным представителем маленького человека может стать главная героиня - крестьянка Лиза , которая обязана обеспечивать свою жизнь сама. Она добрая, наивная, целомудренная, из-за чего её быстро поглощает влюблённость в Эраста. Вскружив ей голову, он, в скором времени, понимает, что не был влюблён в Лизу, а все его чувства были лишь временным эффектом. С этими мыслями он женится на богатой вдове, не обременяя Лизу пояснениями своей пропажи. Наконец, она, узнав, что любимый её предал, не в силах сдержать столь сильной муки - сбрасывается в реку. Лиза показывает себя как маленького человека не только из-за статуса, но и из-за недостатка сил, чтобы выдержать отказ и научиться жить с полученной болью в сердце.

Н.В. Гоголь « Шинель»

Этот персонаж как никто другой может показать натуру маленького человека во всех подробностях. Главный герой этой повести мягкий, простодушный, проживающий совершенно посредственную жизнь. Мал он был и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Страдал от принижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал помалкивать. Акакий Акакиевич до приобретения шинели так и оставался незаметным простолюдином. А после покупки желанной вещицы, он так и умирает от горя, не успевши насладиться проделанным трудом из-за потери шинели. Именно своей закрытостью от мира, от людей и нежеланию менять что-то в своей жизни этот персонаж и прославился как маленький человек.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ярким примером маленького человека может стать герой Самсон Вырин , который показал себя как доброжелательного, беззлобного персонажа, доверчивого и простодушного. Но в дальнейшем - потеря дочери не далась ему легко, из-за тоски по Дуне и всепоглощающего одиночества, Самсон, в конце концов, скончался, так и не повидавшись с ней из-за равнодушия окружающих.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Мармеладов в этом произведении показал себя как незаурядную личность, страдающую из-за бездействия. Благодаря пристрастию к алкоголю, он постоянно терял работу, из-за чего не мог прокормить семью, что и является одним из подтверждений его маленькой натуры. Сам господин Мармеладов считает себя "свиньей", "зверем", "скотом" и "подлецом", которого не нужно жалеть. Это показывает, что он прекрасно осознает своё положение, но не собирается абсолютно ничего менять.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. В конце концов, его слабость и бесхребетность и погубила его - не сумев избавиться от алкогольной зависимости, при этом испортив своё здоровье (о нём говорили: «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»), он попадает в опьяненном состоянии под лошадей и от полученных травм умирает почти на месте. Этот герой прекрасно показывает маленького человека, самостоятельно загнавшего себя в безнадежную ситуацию.

«Маленький человек» в литературе 20 века.

В.Г. Белинский сказал о том, что вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели». Подтвердить сей факт можно, взяв практически любое произведение, написанное позже. В «Шинели» Гоголь показал нам, что порою важно передать не саму ситуацию, а как ситуация сказывается на человеке, на его внутреннем мире и ощущениях, захлестывающих по самую голову. Что важно и то, что происходит внутри, не только снаружи.
Тем самым, мы хотим привести примеры маленького человека, живущего между строк в более современных, произведениях 20 века (в большинстве своём - советских) произведениях, показав, что и в последующем развитии литературы, тема внутренних переживаний не потеряла своей важности, всё также оседая в сюжете любой истории.

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Таким примером может послужить произведение «Петька на даче», где на сей раз главным героем является простой мальчик на побегушках. Он мечтает о простой жизни, где один день не был бы похож на другой. Но Петю никто не слушает, даже не воспринимает ни единого слова всерьез, просто продолжая кричать «Мальчик, воды!». Однажды, удача улыбается ему, и он едет на дачу, где понимает, что это именно то место, куда бы он хотел убежать без оглядки. Однако, судьба вновь играет с ним злую шутку, и Петю отправляют обратно в серость будних дней. Вернувшись, он всё ещё греет себя воспоминаниями о даче, где застыл пик его счастливых дней.
Это произведение показывает нам, что маленьким человеком может являться даже ребенок, с мнением которого, по мнению взрослых, считаться совсем не обязательно. Равнодушие и непонимание со стороны остальных просто сдавливает мальчика, заставляя того прогибаться под нежеланными обстоятельствами.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Эта история может подкрепить ранние доводы. Рассказ «Конь с розовой гривой» также повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём, политого розовой глазурью. Бабушка пообещала ему купить этот пряник, если бы он насобирал туес ягод. Насобирав их, главного героя путём насмешек и взятия «на слабо» заставили их съесть, из-за чего, в итоге, ягод была всего маленькая горсть. После своей проделки, Витя не успевает рассказать бабушке о лжи, она уезжает. Всё то время, что она пребывала вдали от дома, мальчик корил себя за совершенный поступок и мысленно понимал, что не заслужил обещанного пряника.
И вновь мы можем сказать, что притеснение со стороны окружающих, насмешки над чьей-то слабостью, в конечном итоге приводят к разочарованию, ненависти к себе и сожалению.

Заключение

На основе полученного исследования, мы, наконец, можем сделать вывод о том, кто же, всё-таки, такой «маленький человек», и что он из себя представляет.
Прежде, нужно сказать, что тема «маленького человека», с момента её введения первыми произведениями (Такие как «Станционный смотритель; «Шинель») стала одной из важных и актуальных даже по сей день. Нет ни одной книги, где бы теперь не была затронута тема чувств и переживаний героев, где не была бы показана вся важность внутренней бури эмоций, ежедневно бушующей в обычном человека, живущем в своё время. Так кто же, в конечном итоге, такой «маленький человек»?

Им может быть человек, который был загнан в бездну одиночества и тоски внешними обстоятельствами или окружением. А также может быть тот, кто сам не удосужился спасти себя от настигнувшей беды. Маленький человек обычно не представляет из себя чего-то важного. У него нет высокого социального статуса, большого состояния или огромной линии связей. Его судьба может быть получена разными способами.
Но, в конце концов, каждый маленький человек представляет собой целую личность . Со своими проблемами, со своими переживаниями. Не стоит забывать о том, как можно легко потерять всё, и стать точно таким же угнетенным жизнью. Это такой же человек, который тоже заслуживает спасения или же хотя бы простого понимания. В независимости от привилегий.

Список литературы

1) А. С. Пушкин - «Станционный Смотритель». // www.ilibreri.ru

2) Н. В. Гоголь - «Шинель». // Н.В. Гоголь «Повести». - М, 1986, с. 277 — 305.
3) Ф. М. Достоевский - «Преступление и наказание». - т. 5, - М., 1989

4) Н. М. Карамзин - «Бедная Лиза». - М., 2018
5) Л. Н. Андреев - «Петька на даче» //www. ilibreri.ru
6) В. П. Астафьев - «Конь с розовой гривой» // litmir.mi
8) «http ://fb .ru /article /251685/tema -malenkogo -cheloveka -v -russkoy -literature ---veka -naibolee -yarkie -personaji »

Приложение

Список проанализированных персонажей:
Лиза - Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Акакий Акакиевич (Башмачкин) - Н.В. Гоголь «Шинель»
Самсон Вырин - А.С. Пушкин «Станционный Смотритель»

Максим Максимович (Мармеладов) - Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Петька - Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Витя - В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Тема маленького человека - одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков. Впервые данная тема по - явилась в русской литературе именно в XIX веке (в «Бедной Лизе» Карамзина). В качестве причин этого можно назвать, наверное, то, что изображение маленького человека характерно, прежде всего, для реализма, а этот художественный метод окончательно оформился только в XIX веке. Однако эта тема, на мой взгляд, могла бы быть актуальной в любой исторический период, так как она, помимо прочего, предполагает описание отношений человека и власти, а отношения эти существуют с древнейших времен.

Следующим (после «Бедной Лизы») значительным произведением, посвященным данной теме, можно считать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина. Хотя для Пушкина это вряд ли было характерной темой.

Одно из максимальных проявлений тема маленького человека нашла в творчестве Н. В. Гоголя, в частности в его повести «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин (главный герой повести) - один из типичнейших маленьких людей. Это чиновник, «не то чтобы очень замечательный». Он, титулярный советник, до крайности беден, даже на приличную шинель ему приходится долго копить, отказывая себе во всем. Добытую после таких трудов и мучений шинель у него в самом скором времени отбирают на улице. Казалось бы, есть закон, который его защитит. Но оказывается, что никто не может и не хочет помочь ограбленному чиновнику, даже те, кто просто обязан был бы это сделать. Акакий Акакиевич абсолютно беззащитен, нет у него в жизни никаких перспектив - вследствие своего невысокого чина он полностью зависит от начальства, по службе его не повысят (он ведь «вечный титулярный советник»).

Башмачкина Гоголь называет «одним чиновником», и служит Башмачкин в «одном департаменте», и человек он самый заурядный. Все это позволяет говорить, что Акакий Акакиевич - обычный маленький человек, в его положении находятся сотни других чиновников. Такое положение слуги власти характеризует соответствующим образом и саму власть. Власть бессердечна и безжалостна.

Таким же беззащитным показан маленький человек у Ф. М. Достоевского в его романе «Преступление и наказание».

Здесь, как и у Гоголя, маленьким человеком представлен чиновник - Мармеладов. Этот человек оказался на самом дне. За пьянство его выгнали со службы, а после этого его ничто уже не могло остановить. Он пропил все, что мог пропить, хотя отлично понимал, до чего он доводит семью. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею».

Конечно, он больше всех виноват в своем положении, но примечательно и то, что ему никто не хочет помочь, все над ним смеются, лишь немногие готовы ему помочь (например, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Маленького человека окружает бездушная толпа. «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу...», - говорит Мармеладов. «Жалеть! зачем меня жалеть!» - восклицает он и тут же признает: «Меня жалеть не за что!»

Но ведь дети его не виноваты в том, что они нищие. А виновато, наверное, еще и общество, которому все равно. Виноват также начальник, к которому были обращены призывы Катерины Ивановны: «Ваше превосходительство! Защитите сирот!» Виноват и весь господствующий класс, ведь карету, раздавившую Мармеладова, «ожидало какое-то значительное лицо», и потому эту карету не задержали.

К маленьким людям относится и Соня, дочь Мармеладова, и бывший студент Раскольников. Но здесь важно то, что эти люди сохранили в себе человеческие качества - сострадание, милосердие, чувство собственного достоинства (несмотря на забитость Сот ни, бедность Раскольникова). Они еще не сломлены, еще способны бороться за жизнь. Достоевский и Гоголь приблизительно одинаково изображают социальное положение маленьких людей, но Достоевский, в отличие от Гоголя, показывает и внутренний мир этих людей.

Тема маленького человека присутствует и в произведениях; М. Е. Салтыкова-Щедрина. Возьмем, например, его сказку «Мед-; ведь на воеводстве». Все персонажи здесь даны в гротескной форме, это одна из особенностей сказок Салтыкова-Щедрина. В рассматриваемой сказке есть маленький, но весьма содержательны, эпизод, касающийся темы маленьких людей. Топтыгин «Чижика съел». Съел просто так, без, причины, не разобравшись. И хотя его сразу засмеяло все лесное общество, важна сама возможность беспричинного нанесения вреда начальником маленькому человеку.

Маленькие люди показаны и в « », причем показаны очень своеобразно. Здесь они - типичные обыватели. Идет время, сменяются градоначальники, но обыватели не изменяются. Они остаются все той же серой массой, они зависимы полностью, безвольны и глупы. Градоначальники берут город Глупов приступом, ходят на него в походы. Но обыватели к этому привыкли. Они хотят только, чтобы градоначальники почаще их хвалили, называли их «ребятами», выступали с оптимистичными речами. Органчик говорит: «Не потерплю! Разорю!» А для обывателей это нормально. Затем, обыватели понимают, что «бывший прохвост» Угрюм-Бурчеев олицетворяет собой «конец всего», но безмолвно лезут останавливать реку, когда он приказывает: «Гони! «

Совершенно новый тип маленького человека представляет читателю А. П. Чехов. Чеховский маленький человек «покрупнел», уже не так беззащитен. Это проявляется в его рассказах. Один из таких рассказов - «Человек в футляре». Учителя Беликова можно отнести к числу маленьких людей, он ведь не зря живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Он боится начальства, хотя, конечно, его страх сильно преувеличен. Но этот маленький человек «надел футляр» на целый город, весь город заставил жить по тому же принципу. Отсюда следует, что маленький человек может иметь власть над другими маленькими людьми.

Это видно и в двух других рассказах «Унтер Пришибеев» и «Хамелеон». Герой первого из них - унтер Пришибеев - держит в страхе всю окрестность, всех пытается заставить не зажигать свет по вечерам, не петь песен. Это не его дело, но остановить его нельзя. А он ведь тоже маленький человек, если его привлекают к суду и даже выносят приговор. В «Хамелеоне» маленький человек, полицейский, не только подчиняет, но и подчиняется, как и следует маленькому человеку.

Другой особенностью маленьких людей у Чехова является практически полное отсутствие у многих из них положительных качеств. Другими словами, показана нравственная деградация личности. Беликов - человек скучный, пустой, страх его граничит с идиотизмом. Пришибеев туи и упрям. Оба эти героя социально опасны, потому что при всех своих качествах они обладают моральной властью над людьми. Пристав Очумелов (герой «Хамелеона») - маленький тиран, унижающий тех, кто от него зависит. Но перед начальством он пресмыкается. Этот герой, в отличие от двух предыдущих, обладает не только моральной, но официальной властью, а потому опасен вдвойне.

Учитывая, что все рассмотренные произведения были написаны в разные годы XIX века, можно сказать, что маленький человек все же изменяется во времени. Например, очевидна непохожесть Башмачкина и Беликова. Возможно также, что это возникает в результате различного видения авторами проблемы, различных способов ее изображения (например, едкая сатира у Салтыкова-Щедрина и явное сочувствие у Гоголя).

Таким образом, в русской литературе XIX века тема маленького человека раскрывается путем изображения отношений маленьких людей как с властью, так и с другими людьми. При этом через описание положения маленьких людей может характеризоваться и власть, над ними стоящая. Маленький человек может принадлежать к разным категориям населения. Может быть показано не только социальное положение маленьких людей, но и их внутренний мир. Маленькие люди часто сами виноваты в своих бедствиях, так как не пытаются бороться.

Если домашнее задание на тему: » ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Тема «маленького человека» приобретает особую актуальность в русской литературе во второй половине XIX века, когда авторам и читателям уже надоедает читать про чрезвычайно умных и талантливых «сверхчеловеков», им хочется видеть в произведениях обычных людей.

Появление темы маленького человека у Пушкина

Первым в этой традиции был А.С. Пушкин в его «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год), которые содержат в себе пять небольших повестей: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и «Выстрел».

Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положеннное им незначительное место - это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком - маленьким человеком, который достоверно передает простой быт.

Особенно выразительна в этом отношении повесть «Станционный смотритель», в которой мы на примере главного героя понимаем, что не существует «маленьких» людей; у каждого из них свои, важные для кого-то проблемы, на которые не хочет реагировать общество.

Читателю становится жаль «маленького героя» Самсона Вырина и его дочь Дуню, читатель понимает, что любой человек заслуживает счастья.

Развитие темы маленького человека у Гоголя

Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество.

Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни - потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства.

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих - таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной - именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой».

В центре внимания литературы этого периода - обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.

Тема маленького человека у Достоевского

К этому же направлению принадлежал и Ф.М. Достоевский, любимой темой которого было описание жизни «униженных и оскорбленных» .

Эту же тему он и развивает частично в повести Бедные люди , но в основном в своем романе «Преступление и наказание» . Особенно интересен здесь образ главного героя Родиона Раскольникова - хоть он и мнит себя выше всех прочих людей, на самом деле является таким же «маленьким человеком».

Однако «маленький человек» у Достоевского идет дальше предыдущих: он сам говорит о своей тяжелой жизни, он не подчиняется обстоятельствам безмолвно. Такими же персонажами являются и другие герои романа - несчастная Сонечка Мармеладова, сестра Раскольникова Дуня, сам Мармеладов...

Сочинение

«Боль о человеке» — вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А. С. Пушкин.

В 1830 году Пушкин написал пять повестей, объединенных общим названием и общим рассказчиком, — «Повести Белкина». Из них самой трогательной и одновременно самой печальной является, как мне кажется, повесть «Станционный смотритель». В ней поэт впервые вывел на страницы русской литературы «маленького человека» — Самсона Вырина. Пушкин очень точно охарактеризовал его социальное положение — «сущий мученик четырнадцатого класса».

Многое вытерпел смотритель маленькой почтовой станции в своей горемычной жизни, многое перенес. Почти каждый из проезжающих вольно или невольно обижал его, вымещая на нем, безответном чиновнике, досаду за плохие дороги и задержку лошадей. У него была одна отрада — дочь Дуня, которую он любил больше самой жизни. Но и ее он лишился: Дуню увез с собой в Петербург проезжий офицер Минский. Вырин пытался добиться правды, но везде его гнали прочь. И бедный чиновник не перенес обиды — спился и вскоре умер. Пушкин явно с сочувствием показал Самсона Вырина, глубоко несчастного человека, со своей маленькой, но от этого никак не менее горестной драмой.

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник». Всю свою жизнь он «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте. Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, жизненным предназначением. Башмачкин не разгибая спины трудился целый день на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее интересные, переписывал для себя — на память. Жизнь его была по-своему насыщенной и интересной. Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце концов, пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый искусный портной. Существование Башмачкина приобрело новое содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней согревали ему душу долгими зимними вечерами. Эта шинель, ставшая предметом постоянных дум и разговоров Башмачкина, приобрела для него чуть ли не мистическое значение. И когда она наконец была готова, Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель. Для бедного чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни. Он обратился к некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер. Гоголь призывал читателя любить «маленького человека», потому что он «брат наш», потому что он тоже человек.

Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский, очень точно сказавший о себе и о своих современниках: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». Действительно, главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди», «униженные и оскорбленными». Но, в отличие от героя Гоголя, герои Достоевского способны открыто протестовать. Они не смиряются с ужасной действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об окружающем их обществе.

Их духовный мир не так ограничен и убог, как у Башмачкина. Они острее, чем он, чувствуют несправедливость и жестокость мира наживы и денег. Так, бедный чиновник Мармеладов, выброшенный на самое дно жизни, сохранил свою душу, не стал негодяем и подлецом. Он намного более человечен, чем «хозяева жизни» — Лужин и Свидригайлов. Монолог Мармеладова в распивочной — это не только сожаление о своей загубленной жизни, но и горький упрек всему обществу.

Соня Мармеладова была вынуждена продавать себя, чтобы не дать умереть с голоду маленьким детям своей мачехи — Катерины Ивановны. Она страдает за боль всех людей, всех сирых и убогих. Соня помогает не только своей семье, она стремиться помочь совершенно чужим людям. Именно Соня стала нравственной и духовной опорой для Раскольникова: Соня понесла вместе с ним его «крест» — пошла вслед за ним на каторгу. В этом заключается ее сила и ее величие — величие самопожертвования во имя людей, на которое была способна только неординарная личность.

Произведения русских писателей заставляют нас мучительно размышлять о смысле человеческой жизни, о предназначении человека. Вместе с их героями мы учимся уважать человеческую личность, сострадать ее боли и сопереживать ее духовным исканиям.

Образ «маленького человека» в русской литературе

Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года«Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.

Литературная энциклопедия:

"Ма́ленький челове́к" — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль - жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19-20 вв.

«Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьбаего складывается трагично.

Тема "маленького человека” — это "сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.

Маленькие люди —небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь - её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Судьба «маленького человека» впервые показана здесь реалистично, без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но герой повести -Самсон Вырин- вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка.

Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни. Гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу". Несчастный отец! Где ему тягаться с богатым гусаром! В конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…»

Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон после потери любимой дочери, потерялся в жизни, спился и умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

Пушкин «Медный всадник». Евгений

Евгений — «маленький человек». Город сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения теряет невесту. Все его мечты и надежды на счастье погибли. Утратил рассудок. В больном безумии бросает вызов "кумиру на бронзовом коне" Кошмар: угроза гибели под бронзовыми копытами.

В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.

«Страшился бедный не за себя». «Вскипела кровь». «По сердцу пламень пробежал»,«Ужо тебе!».Протест Евгения - мгновенный порыв, но более сильный, чем у Самсона Вырина.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

…Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег.

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, типичного человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана». В состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

Конфликт

Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности.

Сюжетно поэма завершена, герой погиб, но остался и передан читателям центральный конфликт, не разрешённый и в самой действительности, остался антогонизм «верхов» и «низов», самодержавной власти и обездоленного народа. Символическая победа Медного всадника над Евгением - победа силы, но не справедливости.

Гоголь «Шинель» Акакий Акикиевич Башмачкин

«Вечный титулярный советник». Безропотно сносит насмешки сослуживцев, робок и одинок. Скудная духовная жизнь. Ирония и сострадание автора. Образ города, который страшен для героя. Социальный конфликт: «маленький человек» и бездушный представитель власти «значительное лицо». Элемент фантастики (приведение) - мотив бунта и возмездия.

Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях".Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. «Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Он безропотно сносит насмешки сослуживцев, он робок и одинок. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Его духовная жизнь скудна. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. В повести наблюдается развитие образа. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия вего судьбе. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает.

В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Тема бунта находит выражение в фантастическом образе приведения, который появляется на улицах Петербурга после смерти Акакия Акакиевича и снимает шинели с обидчиков.

Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

Н. В. Гоголь углубляет социальный конфликт: писатель показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

Достоевский «Преступление и наказание» Мармеладов

Сам писатель заметил: «Все мы вышли из "Шинели” Гоголя».

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люд и». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.

О судьбе «маленького человека» Семёна Семёновича Мармеладова поведал Ф.М. Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание» . Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть строго Петербурга. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского спившийся отставной чиновник полностью понимает свою ненужность, бесполезность. Он пьяница, ничтожный, с его точки зрения, человек, который хочет исправиться, но не может. Он понимает, что обрек свою семью, а особенно дочь, на страдания, переживает из-за этого, презирает себя, но ничего не может поделать с собой. "Жалеть! Зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с вперед протянутой рукой…- Да! Меня жалеть не за что! Меня распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судья, распни и, распяв, пожалей его!"

Достоевский создаёт образ действительного падшего человека: мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая витиеватая речь - свойство пивного трибуна и шута одновременно. Осознание своей низости («Я прирожденный скот») лишь усиливает в нём браваду. Он отвратителен и жалок одновременно этот пьяница Мармеладов с его витиеватой речью и важной чиновничьей осанкой.

Душевное состояние этого мелкого чиновника намного сложнее и тоньше, чем у его литературных предшественников - пушкинского Самсона Вырина и гоголевского Башмачкина. Им не свойственна сила самоанализа, которого достиг герой Достоевского. Мармеладов не только страдает, но и анализирует своё душевное состояние, он как врач ставит беспощадный диагноз болезни - деградация собственной личности. Вот как исповедуется он в первой же встрече с Раскольниковым: «Милостивый государь, — бедность не порок, это истина. Но… нищета - порок - с. В бедности вы ещё сохраняете всё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто… ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни.

Под пером писателя Мармеладов становится трагическим образом. Мармеладовский вопль - «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» — выражает последнюю степень отчаяния обесчеловеченного человека и отражает суть его жизненной драмы: некуда идти и не к кому идти.

В романе сострадает Мармеладову Раскольников. Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали и главному герою романа Раскольникову одно из последних доказательств правильности «наполеоновской идеи». Но не только Раскольников сострадает Мармеладову. «Не один раз уже жалели меня», — говорит Мармеладов Раскольникову. Пожалел его и добрый генерал Иван Афанасьевич, опять принял на службу. Но Мармеладов не выдержал испытания, снова запил, пропил всё жалование, пропил всё и взамен получил оборванный фрак с единственной пуговицей. Мармеладов в своём поведении дошёл до утраты последних человеческих качеств. Он уже на столько унижен, что человеком себя не ощущает, а только мечтает о том, чтобы быть человеком среди людей. Это понимает и прощает своего отца Соня Мармеладова, которая способна помочь ближнему, сострадать тому, кто так нуждается в сосрадании

Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого",- так считал Федор Михайлович Достоевский.

Чехов «Смерть чиновника», "Толстый и тонкий"

Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» — мелкого чиновника.Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» — вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретациитемы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века - демократизм и гуманизм.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество».

В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Куприн «Гранатовый браслет».Желтков

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь — это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар — это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется фигурой, возвышающейся над окружающими.

Таким образом,тема «маленького человека»претерпевала значительные изменения в творчестве писателей.Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»

В XX веке тема получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.