Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Обломов основные проблемы. История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция. Смысл жизни человека

Урок 1

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.)

Основные этапы жизни и творчества.

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. Знакомство с романом «Обломов» и его структурный анализ

Оборудование : портрет И. А. Гончарова кисти друга И. А. Гончарова Н. А. Майкова; образцы таблиц, которые учащиеся будут заполнять.

Личностные УУД: Самостоятельно подготовленные сообщения (в том числе и из Интернета); Действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

Регулятивные УУД Составление хронологической таблицы по материалам сообщения учащихся и учителя; внесение изменений в собственные ответы, повторение формулировок литературоведческих терминов. Предварительная работа над сообщениями о романе «Обломов». Исторические и литературные источники информации.

Коммуникативные УУД : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ход урока.

    Оформление тетрадей.

Эпиграфы:

В таланте Гончарова главную роль

играет «изящность и тонкость

кисти», «верность рисунка»,

преобладание художественного

мыслью и приговором .

В. Г. Белинский

План.

1. Биографическая и творческая справка. (выступает ученик, заранее подготовивший сообщение о жизни и творчестве писателя)

Знакомство с биографией И. А. Гончарова. (Сообщения учащихся и учителя с одновременным составлением учащимися хронологической таблицы.)

« Обыкновенная история » (работал около 10 лет);

Приступил к « Обломову »

Июль 1849 г.

Симбирск у родных

Задумал « Обрыв»

Лето 1852 г.

Плавание на фрегате «Паллада»

Книга очерков « Фрегат « Паллада»

1855

Старший цензор

1857 (около 2-х месяцев)

Лечение на заграничном курорте Мариенбаде

Семь недель пишет « Обломов»

1859

« Обломов» в № 1 – 4 «Современника»

5 лет

Совет Главного управления по делам печати

1868

Отставка

1869 г.

« Обрыв » (20 лет работы)

1891

Сжёг автографы произведений. Смерть.

2) Общая характеристика романа «Обломов».

Сообщение учителя.

В 1852 г . опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова . Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

Роман «Обломов»: (учащиеся делают записи в тетради)

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

2) Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3 ) 1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный » план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

4) В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада . В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

5) В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная « обломовщина»?

6) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца , борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец . Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

7) 4 – я часть романа посвящена описанию « выборгской обломовщины ». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы , и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток , благодарен . Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

8) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова . Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

9) Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

10) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части . Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

11 ) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку .

12) 6-11 главы этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

13) Кульминация 12 глава 2-й части . Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву . Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части , которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

14 ) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

15 ) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги .

16 ) В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Таким образом , показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой . И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

(в течение лекции учителя учащиеся заполняют таблицу №2)

3. Подведение итога урока, ответы на вопросы, выставление оценок.

Примерные вопросы:

Происхождение писателя? (купеческого рода)

Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)

Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов)

Его профессия? (морской офицер)

Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)

С кем встретился в 1832 г. в Московском университете И. А.? (Пушкиным)

В каком городе провёл служебную часть своей жизни И. А.? (Петербурге)

Кем служил 16 лет? (переводчиком)

Назови 3 романа на «Об…», написанных Гончаровым.

Кто положительно отозвался о романах? (Л. Н. Толстой, Белинский, Добролюбов, Дружинин, Тургенев)

Какое совершил путешествие И. А. на фрегате «Паллада»? (кругосветное)

Где похоронен И. А. Гончаров? (Александрово – Невской лавре)

Сколько частей в романе «Обломов»? (4)

Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? (русско-немецкое)

Героиня романа? (Ольга Ильинская)

4. Дом. задание: 1) 1 – 10 главы, индивидуальные задания:

Кто такой И. И. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1-й главе)

Приёмы характеристики Манилова («Мёртвые души», 2 глава) и Обломова:

а) портрет;

б) обстановка комнаты;

в) личность раскрывается через вещи, которые его окружают.

Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? Из-за чего ссорятся Обломов и Захар? (1, 7-8,10 гл.)

Парад гостей. Рассказать, кто они, из занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (2 – 4 главы).

Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (прошлое) (5 гл.)

Образование Обломова, его отношение к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава)

9 глава «Сон Обломова» Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование.

- Парад гостей:

- Волков:

    «духовное» его увлечение

    Почему в описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия? Найти их.

    Судьбинский.

    Почему этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников? (Каково его «духовное» увлечение? Смысл его жизни? Какую он принёс новость?)

    Беллетрист Пенкин ? Чем он занимается? Каково его «духовное» увлечение?

    Приятель Обломова Алексеев. 2 гл., конец 4 гл. Какого гоголевского героя из «Мёртвых душ напоминает? Что рассказано о его фамилии? Какой образ жизни ведёт?

    Тарантьев . 3, 4 главы. Какого гоголевского персонажа напоминает? Как Гончаров характеризует его? Какие слова употребляет? Привести примеры.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №6

муниципального образования г. Новороссийск

Предмет : литература

Класс: 10 «б»

Тема: Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.

Тип урока : Открытие нового знания.

Роман И. Гончарова - величайший литературный памятник второй половины 19 столетия. В данном произведении отражен не только привычный быт человека того времени, но и его мировоззрение, мысли, страдания, словом, сама жизнь! Проблемы в романе «Обломов» столь значительны, что о них возникает необходимость говорить снова и снова. Все очень неоднозначно и глубоко.

Гончаров «Обломов». Проблемы романа

Истоки мироощущения Ильи Ильича весьма примечательны, имеют свои корни. В главе «Сон Обломова» показаны причины той глубокой душевной дремы, от которой страдал главный герой. Имя тому - «обломовщина». Это страшное слово толкуется в произведении как подсознательное нежелание жить, развивать деятельность, стремиться к высоким результатам и достижениям.

Может быть, такой характер у героя сформировался в результате того, что в детстве его чрезмерно опекали, но забота эта оказалась пагубной для развития, постепенно ограничила ум и сердце. Если на дворе стояла ненастная погода, то маменька с батюшкой не только не отпускали его выйти во двор погулять, но и не отправляли в этот день учиться «к немцу». Такая излишняя опека постепенно сделала из мальчика изнеженное, ни к чему не приспособленное существо. Он боялся холода, любой болезни и много времени проводил дома.

Быт и образ жизни

Проблемы Обломова в романе «Обломов» видны читателю не сразу, но постепенно открываются сообразно тому, как их начинает осознавать главный герой повествования. Илья Ильич живет, словно в глубоком сне: его не волнует окружение, не хочется вести активную светскую жизнь - он находит ее скучной. Сначала он еще выходил в гости, а потом и вечера надоели. Вскоре он бросил службу в департаменте, так как она наводила на него тоску. В какой-то момент Обломов решил, что ему вполне достаточно того состояния, что он имеет, и работать больше не нужно - он не находил в том необходимости.

Нормальным состоянием героя обозначено лежание. Он отдыхает не от физической или душевной усталости, а просто потому, что не знает другого образа жизни. Это для него норма. Илья Ильич в каждом своем действии ищет смысл и, прежде чем сделать какое-то движение, наперед продумывает его полезность. Он быстро устает, его утомляют светские беседы. Душа жаждет чего-то возвышенного, поэты «задели его за живое». Главного героя можно назвать излишне нежной и впечатлительной натурой. Проблемы произведения «Обломов» пронзительны и глубоки: когда читаешь, возникает чувство сопереживания, но не осуждения.

Тема дружбы

Несмотря на свою некоторую отстраненность и замкнутость у Обломова есть единственный близкий друг - Андрей Штольц. Они сблизились еще в детстве, когда вместе учились в гимназии. Однако, достигнув зрелого возраста, один стал важным влиятельным человеком, а другой так и остался наивным ребенком, который пытается всюду укрыться от жизни. Проблемы Обломова в романе «Обломов» открываются одна за другой, но постепенно, все больше интригуя и завораживая читателя.

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба - личности, самодостаточные и искренние.

Непревзойденное чувство

Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.

Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.

Отношение к труду

Проблемы Обломова в романе «Обломов» затрагивают все сферы жизни человека. Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. В самом деле он с гораздо большей охотой посвятил бы день отдыху, чем ехать в гости только потому, что там можно познакомиться с влиятельными людьми и завести полезные связи.

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Поиски смысла жизни

Так уж устроен Илья Ильич, что душа его постоянно искала невидимый источник вдохновения. Хождение на службу он воспринимал как каторгу и вскоре ее оставил. Но и находясь дома, он не нашел ничего для себя важного, ничем не занял свое воображение, которое на самом деле требовало от него напряженной внутренней мысли. Не найдя высокой идеи, которой можно было бы служить годами, ум героя скучал и постепенно начинал сосредоточиваться на сне. Илья Ильич засыпал не только физически, а долгое время также не пробуждался душой. Проблемы в романе «Обломов» действительно насущные, они заставляют о многом задуматься. Роман будет особенно полезно прочесть тем людям, которые в зрелом возрасте до сих пор ищут свой уникальный путь.

Таким образом, проблемы Обломова в романе «Обломов» рассматриваются с чрезвычайным мастерством. Литературный талант, которым обладал И. Гончаров, породил замечательное произведение, не теряющее своей актуальности и в наши дни.

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» - социально-бытовой роман. Бытовой - потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта - хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы - обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить». Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов – человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром - его слугой. Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу. Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать». Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей. Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено. смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить - душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров говорит о Захаре, что он «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать действительно качественно, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину. Сопоставив все эти качества в одном человеке, Гончаров вывел типического героя, создал собирательный образ, с помощью которого автор показывает, насколько пагубны для обеих сторон барско-крестьянские отношения.

Здесь искали:

  • проблемы в романе обломов
  • обломов проблемы
  • проблемы романа обломов

http://briefly.ru/goncharov/oblomov/

К середине девятнадцатого века общественно-политическая ситуация в России изменяется. Аристократия в литературе отходит на второй план. «Новое» время выявляет новых героев. Первой знаменательной личностью этого периода мы назвали русского помещика Илью Ильича Обломова. Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда. «Новые» герои - «разночинцы» - образованные дети средних слоев российского общества,- оттолкнувшись от «обломовщины», начали свое существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого, примером которых может служить Штольц. Этический максимализм порождал иногда скеп­тическое отношение к окружающему, а то и типичную русскую хандру, апатию... «обломовщину». Но трагедия Обломова заключалась в том, что дальше крити­ки деловой штольцевщины он не шел и не был способен пойти. Широта его претензий к миру вырождалась в бесплодное про­жектерство и пустые словопрения.

Обломов - это яркий и красочный персонаж, но его основными характерными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность. Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича.

Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже “ни разу не натянул себе чулок на ноги...”. Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов “лишних людей”.

Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и многогранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Он отличается душевностью, совестливостью, мягкостью. Он добр («у него сердце, как колодезь, глубоко»). Обломов чувствует, что в нем «закрыто, как в могиле, светлое и доброе начало». Он не способен на зло, наделен мечтательностью. Эти положительные черты раскрыла в нем Ольга Ильинская.Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом.

Но он оказался не способным бороться за свою любовь. Ему нужна не равноправная, а материнская любовь, которую ему подарила Агафья Пшеницына.

Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа.

“Обломовщина” - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава “Сон Обломова”. Гончаров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. В такой обстановке воспитывали маленького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обломова.

Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением всей русской действительности. Автор наделил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие “обломовщина” же входит целый патриархальный уклад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны.

Чтобы противопоставить «обломовщине» активность и целеустремленность «нового поколения»разночинцев, автор вводит образ предприимчивого Андрея Штольца. Его образ не однозначен, как и образ Обломова. Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. Благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости он стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий «железный» характер. Но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь. Ему необходима равная по взглядам и силе женщина, которой и стала бессильная перед обломовской ленью Ольга Ильинская. Он любит и понимает Обломова, пытается «разбудить» его. Но он также понимает, что никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно, в то время как самому Штольцу присущи такие качества, которые ему необходимы для успеха, а это – хитрость и изворотливость.

В России не приживается деятельный Штольц с его рационализмом и прагматизмом. Гончаров воплотил в своем Обломове протест против “западничества”, которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянским традициям.

В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением всей русской действительности.