Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Нравственная проблема в произведении булгакова собачье сердце. Cочинение «Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце

М.А. Булгаков - один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть «Собачье сердце».

Произведение было написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой критикой реалий советской действительности 20-х годов.

Название повести «Собачье сердце» может быть истолковано по-разному. Первое, самое очевидное, - автор просто выбрал такое название исходя из описанных в произведении событий (герой живет с сердцем собаки). Также можно трактовать слово «собачье» и в переносном смысле, то есть «очень плохое» (например, «собачья жизнь», «собачья работа»). Учитывая это значение, можно сделать вывод, что у Шарикова «собачье» сердце. Из доброго и симпатичного пса он превратился в злобного, корыстного и хамоватого недочеловека.

Тема произведения - это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики. Действие повести начинается с того, что профессор Ф.Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего «донора» - вора и пьяницу Клима Чугункина. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными. Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристаёт к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.

Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы - профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента. Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.

В произведении часто используется приём контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчёркивая недостатки и бессмысленность происходящего.

Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.

М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х гг. ХХ в. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце». Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-е гг. ХХ в. В рассказе элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека - хорошего и плохого. Его помощник, доктор Борменталь, благоговейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.

Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела. И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент - пересаживают бродячему псу гипофиз человека. Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам. Сформированное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора - Клима Чугункина. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо преодолеть путь долгого духовного развития, трудиться над развитием интеллекта, кругозора, овладевать знаниями.

Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского,

Требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского, все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Однако, с точки зрения Швондера и ему подобных, Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для него же стать начальником - это значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя. Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес роман «Белая гвардия», переработанный впоследствии в пьесу «Дни Турбиных». Большой успех имели комедия «Зойкина квартира» и юмористический сборник рассказов «Дьяволиада» (1925 г.). Однако начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы «Бег», «Иван Васильевич», «Багровый остров», роман «Мастер и Маргарита» - далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть «Собачье сердце». Это произведение, написанное в 1925 году, увидело свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя». В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором «Собачьего сердца» именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом «Собачье сердце» и предупреждает читателя.
Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Это крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет...»
В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Борменталя? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уверен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении бывшего пса Шарикова, можно изжить: «Коты - это временно... Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков - тип определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.
Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове - сатирический выпад писателя против Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими любовными похождениями, или же сцену со «страстной дамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие пса. «Ну вас к черту», - мутно подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе»: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту - умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог - юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил... Это еще не значит быть человеком...»
Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатирическом и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. По мнению автора «Собачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия заключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, «душили-душили»... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швондеров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенского. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, - веры этой у писателя нет. Можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона.
В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор...

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес роман “Белая гвардия”, переработанный впоследствии в пьесу “Дни Турбиных”. Большой успех имели комедия “Зойкина квартира” и юмористический сборник рассказов “Дьяволиада” (1925 г.). Однако начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы “Бег”, “ИванВасильевич”, “Багровыйостров”, роман “Мастер и Маргарита” - далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть “Собачье сердце”. Это произведение, написанное в 1925 году, увидело свет лишь в 1987 году в журнале “Знамя”. В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором “Собачьего сердца” именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. Об этом “Собачье сердце” и предупреждает читателя.

Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Это крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: “Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет...”

В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Борменталя? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уверен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении бывшего пса Шарикова, можно изжить: “Коты - это временно... Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться”. Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков - тип определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: “...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!” Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами “гомункула” Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: “Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...” Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове - сатирический выпад писателя против Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими любовными похождениями, или же сцену со “страстной дамочкой” не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие пса. “Ну вас к черту”, - мутно подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда”. Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в “марксистском духе”: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту - умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог - юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: “То есть он говорил... Это еще не значит быть человеком...”

Новаторство же повести “Собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. По мнению автора “Собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия заключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, “душили-душили”... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести “Собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швондеров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенского. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, - веры этой у писателя нет. Можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона.

В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор...

М. А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть “Собачье сердце”.

Произведение было написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой критикой реалий советской действительности 20-х годов.

Название повести “Собачье сердце” может быть истолковано по-разному. Первое, самое очевидное, – автор просто выбрал такое название исходя из описанных в произведении событий (герой живет с сердцем собаки). Также можно трактовать слово “собачье” и в переносном смысле, то есть “очень плохое” (например, “собачья жизнь”, “собачья работа”). Учитывая это значение, можно сделать вывод, что у Шарикова “собачье” сердце. Из доброго и симпатичного пса он превратился в злобного, корыстного и хамоватого недочеловека.

Тема произведения – это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики. Действие повести начинается с того, что профессор Ф. Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего “донора” – вора и пьяницу Клима Чугункина. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными. Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристает к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.

Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы – профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента. Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.

В произведении часто используется прием контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчеркивая недостатки и бессмысленность происходящего.

Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.

(3 оценок, среднее: 3.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Повесть “Собачье сердце” была крайне негативно принята критиками после ее написания, и лишь спустя несколько десятков лет она увидела мир....
  2. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...
  3. Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917...
  4. Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа села Бичевая Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

УМК. Литература.9 класс 2 (ступень)

Урок (второй по теме) литературы в 9 классе по повести «Собачье сердце». На первом уроке ученики знакомились с биографией писателя, историей создания повести и её судьбой, анализировали ключевые эпизоды. Составляли характеристики персонажей. Выявляли авторскую позицию к проблемам, обозначенным в повести.

Литература:

1. УМК Литература

2. Приложение к журналу «Первое сентября». Литература

3. «Собачье сердце»

5. «Словарь терминов»

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой ученики учатся излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. А также выслушивать другую точку зрения, принимать её или оспаривать. Проблема переустройства мира – основная проблема второго урока (для рассмотрения этой проблемы с разных позиций на урок приглашён иерей прихода Сретенье Господне отец Максим).

Тема урока : Нравственная проблематика повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

· Осмысление содержания повести «Собачье сердце»

· Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.

· Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи урока:

· Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

· Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.

· Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

· Создание проблемной ситуации.

· Работа с текстом.

· Беседа по содержанию повести.

· Анализ ключевых эпизодов.

Оборудование:

Портретписателя, тексты повести, словарь литературоведческих терминов,

Фильм по повести «Собачье сердце».

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Слова:

· Нравственность

· Гуманизм

· Сострадание

· Человеколюбие

Ход урока:

· Организационный момент.

· Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Сегодня состоится серьезный разговор на нравственную проблематику.

· Слово учителя.

· Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

· В чём видят спасение человечества представители православной церкви? Слово предоставляется Отцу Максиму.

· Вопрос: «Сущность восхождения Иисуса Христа на плаху». Не была ли напрасной его жертва?

· Учитель.

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, т.е. смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье» Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание.

Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В.Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург , занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

· Создание проблемной ситуации:

Учитель ставит перед учениками следующие задачи (класс делится на микрогруппы, обсуждение, работа со словарём, высказывание своего мнения.)

· 1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.

· 2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?

· 3группа: в каких условиях находился «гомосапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?

· 4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

После дискуссии, выступления групп слово предоставляется Отцу Максиму, который даёт ответ на проблемные вопросы урока:

· Что является основой нравственного воспитания?

· По каким законам должен жить человек?

· Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

Итог урока. Слово учителя.

Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет.

Отметки за урок:

Рефлексия: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

Приложение к уроку

Ожидаемые ответы микрогрупп (краткий комментарий по вопросам заданий)

· Цель эксперимента профессора Преображенского?

Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

· Что необходимо для нравственного воспитания человека?

Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь , умение сострадать, слышать и прощать..

· Были ли созданы условия для нравственного воспитания Шарикова?

Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

· Каков результат эксперимента?

Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность , необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома , идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

· Почему эксперимент профессора Преображенского провалился?

Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её - тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.