Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Непал. Древняя Архитектура. Рельеф и геологическое строение восточно-европейской равнины Восточная архитектура названия строений

Восточная архитектура очень существенно отличается от западной архитектуры. В странах Востока еще с древнейших времен брали за основу строительных материалов дерево, тростник, а также камень, в отдельных странах это мог быть кирпич. Самые древние народы образовались именно на Востоке, поэтому в те времена в большинстве восточных государств практиковали возведение кирпичных городов. Отдельное внимание можно заострить на храмовой восточной архитектуре. Буддистские храмы, индуистские, мусульманские мечети имеют значительные форменные, стилевые и технические отличия по качеству исполнения от Западных христианских церквей. Небольшие буддистcкие храмы проектировали в Индии и в Китае в горах, в условиях дикой природы. В Индии монастыри выдалбливались в скалах монахами. Сами по себе индийские скалистые сооружения являют собой восхитительный шедевр восточной архитектуры. В конце первого тысячелетия до н.э. ведущими буддийскими сооружениями являлись ступы – памятники в честь деятельности Будды, которые хранили в себе священные реликвии, а также столбы-стамбхи, именно на них высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, которые воплощали собой пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи – это грандиозный земляной холм полусферической формы, облицованный кирпичом, а в некоторых случаях - камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (это хранилище религиозных реликвий), священными дисками. Пластичность каменной массы наиболее ощутима в ступе в Санчи (третий-первый вв. до н. э.). Тяжелая, грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании тридцать два с половиной метра, ступа напоминает большую чашу, однако перевернутую. Лаконизм, а также монументальность формы далеки от геометрической кристальной четкости египетских пирами. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в 1 в. до н. э. по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек - якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед». Основным элементом в восточной архитектуре Малой Азии послужила деревянная колонна, которая стояла на цоколе из камня. Дома и крепости восточного типа зачастую были ассиметричными, но из расчета на прямоугольную форму. Исторически так сложилось, что одним из главных элементов восточной архитектуры была капитель с валютами, которая получила большое распространение в Финикии. Всевозможные, разнообразные использования этой архитектурной особенности нашли свое применение на Кипре, а кроме этого еще и греки использовали это в своих сооружениях. Персидская цивилизация также в значительной степени повлияла на развитие восточной архитектуры. Апогей своего расцвета персидская архитектура получила в эпоху Ахеменидов. Именно тогда возводились миниатюрные храмы из камня прямоугольной формы, которые посвящались единому Богу Ахура-Мазде, а также его символу. Символом служил вечный огонь. Ко всему этому нужно отметить, что возводились и погребельные сооружения, различные мавзолеи и т. п. Позднее персидская архитектура сильно повлияла на арабо-мусульманскую. Этот процесс начался после завоевания Персии мусульманами, тогда же случилось так, что зароастрийские храмы и «башни молчания» (погребельные сооружения округлого типа, без крыши, где хранилось тело покойника) были полностью разрушены, а священные места осквернены. Мусульманские мечеты возводились по конкретному образцу: к ним вдобавок прилагался внутренний двор с молельней и колодцем, а снаружи располагались минареты, все значимые элементы внутри здания обращались в сторону Мекки – священного места у мусульман.

Арабская цивилизация хорошо известна как одна из наиболее оригинальных и высокоразвитых в культурном уровне цивилизаций на планете - достаточно вспомнить хотя бы то, что в культуре повседневного быта и в точных науках арабский мир в Средние века находился далеко впереди Европы. И это тем более поразительный факт, если учитывать, что арабская культура во многом появилась как бы без корней, ниоткуда. Взять хотя бы арабскую архитектуру - ведь до принятия ислама архитектура у кочевых арабских племен находилась на зачаточном уровне. Понадобилось всего несколько веков военных завоеваний, чтобы на основе заимствований арабским миром была создана собственная уникальная архитектура.

Архитектура на религиозном фундаменте

Возникновение, укрепление и распространение самобытной арабской цивилизации непосредственно связано, как известно, с появлением и развитием такой религиозной системы, как ислам. Собственно, ислам и стал двигателем практически всех сторон жизни арабской цивилизации, в том числе и архитектуры. Арабская архитектура на стадии своего зарождения появилась в связи с необходимостью сооружения священных зданий, мечетей. Не имея собственной богатой традиции возведения масштабных и долговечных зданий, арабы позаимствовали саму схему и во многом методику строительства сооружений для религиозных нужд из Ирана.

Арабская мечеть, то есть большое здание с купольным сооружением в центре, имеет явное иранское происхождение. По планировке мечеть имеет две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и непосредственно молельня. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене, где хранится Коран. Основание купола опирается на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны, наиболее распространены были подковообразная, стрельчатая однолопастная или трехлопастная. Снаружи основного здания возводятся высокие минареты, с которых верующих созывают на молитву.

Здания прямоугольной формы со стрельчатыми арками, наиболее часто используемые для возведения мечетей и иных зданий духовной направленности (например, медресе - духовные училища), получили название пештак. Также традиционно популярны айваны, сводчатые здание из четырех стен, открытые только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры являлся обожженный кирпич, реже разные породы камня (песчаник, известняк). В качестве вспомогательных материалов использовали дерево, тростник, гипс, поливную керамику (майолику или фаянс). Мрамор использовался реже, например, для небольших колонн, поддерживавших своды, и чаще всего в тех регионах арабского мира, которые в силу географического положения испытывали наиболее сильное европейское влияние (Северная Африка, Испания).

В будущее благодаря традициям

Однако представление о том, что арабская архитектура это исключительно прерогатива религиозных построек, не совсем верно. Да, главные творческие силы арабской мира были направлены на прославление Аллаха любыми способами, в том числе и архитектурными. Но и гражданская архитектура в арабской цивилизации благодаря векам развития достигла немалых высот. Сооружения этого типа по планировке во многом повторяли концепцию мечетей, это правда, однако они всегда вносили функциональные изменения. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине, причем почти всегда имели один этаж и не имели окон, выходящих на улицу. Зато почти всегда арабский жилой дом зажиточного человека имел сад, несмотря на преимущественно засушливый климат. Арабские инженеры и архитекторы достигли непревзойденных высот в плане строительства гидротехнических сооружений: крытых резервуаров, водопроводов, фонтанов, ирригационных систем и так далее. В городах улицы делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Зачастую отдельные городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами - в первую очередь для создания эффективной системы обороны в случае вооруженного нападения на город.

Современное развитие арабской архитектуры, по мнению исследователей, во второй половине прошлого столетия было осложнено слишком сильным влиянием западных архитектурных стандартов. Специалисты выделили четыре основные направления этого процесса:

  • следование в русле «международного стиля»;
  • формальная стилизация сооружений европейского типа арабскими мотивами;
  • использование стилевых мотивов арабской архитектуры в соединении со средствами современной архитектурной стилистики;
  • творческое использование традиционных типов арабского зодчества с учетом достижений современной техники.

При этом многие ученые с оптимизмом смотрят в будущее самобытной арабской архитектуры, усматривая сохранение и возможность дальнейшего активного использования таких концептуальных ее принципов, как, например, преобладание пространственного мышления над объемным, ограничение и художественное модулирование светового потока, специфический «южный» урбанизм, сформировавшийся под влиянием родственно-племенного расселения и сухого жаркого климата, а также многие другие.

Александр Бабицкий

Министерство образования и науки Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории


Архитектура арабского Востока


Студент группы 2-СУЗС-I

Юрченко Артём

Руководитель

канд. ист. наук, доцент

Е.П. Гурьев


Санкт-Петербург 2014

ВВЕДЕНИЕ


Архитектура арабского Востока представляет огромный интерес для меня, именно поэтому я выбрал данную тему для детального изучения. Сегодня Восток активно развивается, и я, как будущий строитель, считаю необходимым владеть знаниями по представленной мною теме. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре.

К VII веку н.э. возникает культура Арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции.

Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока.

Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же светские возведения - крытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д.

Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.

Всю эту гармонию арабского искусства, проявляющуюся в архитектуре мечетей, дворцов и улиц, я и попытаюсь раскрыть в данном реферате.

МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫ


Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда(570-632 гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная.

Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторонах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны и столбы. Богато украшенная ниша - михраб была расположена на стене, обозначающей направление к Мекке. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей молящихся к святилищу. Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор.

Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана, ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбар - возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями. Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки.

Примером такого рода архитектурного памятника являются одни из знаменитых мечетей: Куббат ас-Сахра или «Купол Скалы» и мечеть Ахмета (см. прил. I). Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Или мечеть Омейядов созданная в 705-715 годах в Дамаске, столице Сирии.

Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком (см. прил. I). В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.

Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой. Однако, не менее красивы дворцы, предназначенные для покоя правителя, а так же для личных приемов.


ДВОРЦЫ. ДВОРЕЦ АЛЬГАМБРА


Одним из высших художественных воплощений мусульманской архитектуры стал дворцовый ансамбль сер. XIII - кон. XIV вв. в эмирате Гранада - Альгамбра (от араб. «аль-Хамра» - Красная). (см. прил. I) Сами дворцовые постройки составляли небольшую часть комплекса, который включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбище и сады. На западном склоне холма расположена его самая старая часть - Алькасаба (от араб. «касба» - крепость). Сама Алькасаба входит общую в оборонительную систему, плотным кольцом (окруженную в 1400м) замыкающую холмом. Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья. Главенствует могучая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров.

В оформлении интерьеров использованы мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Идущая по древним подземным водопроводам холодная и чистая вода снабжает весь дворец, его бассейны и фонтаны, она пробегает ручейками в специальных желобах, устроенных в мраморных плитах пола и, выходя в сад и в город, наполняет его улицы тихим журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Своды и стены дворца покрыты огромным количеством красочных декоративных украшений: сталактиты спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются исполненные арабески; игра света и теней в ячейках сталактитов, во множестве колонн, полуколонн, арок и карнизов придает интерьеру дворца фантастический облик.

Альгамбра, при всех ее невосполнимых потерях и перестройках, вызывает глубокое изумление. Альгамбра - высшее воплощение художественных особенностей искусства арабского Востока, одно из сокровищ мировой культуры.


МАВЗОЛЕИ


Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди них - мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. (см. прил. I). В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Архитектура мавзолеев отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкций.


ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ


Арабские города, в зависимости от своего расположения, различались как внешним видом, так и внутренним.

Характерной особенностью Южно-арабского города является компактность застройки и высокие дома. В Фустате были пяти-, семи, и даже восьмиэтажные дома, причем первый этаж был, обычно, нежилым. В таких домах жили около двухсот человек.

Иранские города состояли из цитадели, официальной части города, имевшей обычно четверо ворот, и торгового квартала, где находились базары.

Раскопки в Самаре показали постройки месопотамского дома III/IX в. Дома построены по определенному плану: крытый вход ведет с улицы или из переулка в просторный двор, спланированный в пропорции 2:3. По короткой стороне двора лежит Т-образный главный зал с небольшими комнатами по углам. В остальной своей части двор окружен рядами прямоугольных жилых и хозяйственных построек. В большинстве домов бывает еще несколько больших смежных дворов с хозяйственными помещениями.

Во всех домах есть канализация, колодцы и бани. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м. В центре высился купол на парусах. Отделка отличалась богатством; в декоре соединились мраморная облицовка и мозаика. Все дома были одноэтажными. Там же, где местность была неровная рельеф, искуснейшим образом использовался под террасы. Количество помещений доходит в одном доме до пятидесяти. Окна встречаются, они были застеклены большими цветными круглыми стеклами от 20 до 50 см. в диаметре…

В общем, в гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. А в городах улицы прокладывались узкие, делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам больше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

дворец мечеть мавзолей арка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями и обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки.

Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран. Арабское влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дворец Ашшурбанипала в Ассирии

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

  • Одна была святилищем с окнами под самым потолком, полом из кипарисовых досок и стенами, обшитыми кедром. У этой части была плоская крыша, поддерживаемая большими бревнами. На стенах и дверях были изображены пальмы, цветы, цепи, херувимы.
  • Во втором помещении Храма Соломона размещалась разная церковная утварь. Там же находился вырезанный из кедра алтарь, небольшого размера с отделкой из золота, разные светильники, а также стол для хлебов. Алтарь располагался, как в Хананейских храмах, перед лестницей, которая вела в другое помещение.
  • Третье помещение в храме называлось «Святое Святых» - обитель Божья. В нем не было окон. Здесь располагались два пятнадцатифутовых херувима, отделанных золотом. Их внешние крылья дотрагивались стен, а внутренние в центре зала соприкасались друг с другом. Считается, что здесь и находился «Ковчег Завета».

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Этот храм строился целых семь лет. Он был освящен на праздник Кущей, и в него внесли «Ковчег Завета». После этого в него вошел сам царь Соломон и прочитал молитву, после которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу. В этом храме всегда проводили самые масштабные и торжественные богослужения.

Замечание 1

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. Он образован уложенными в виде арки каменными плитами. Но сегодня вход заделан гранитной пробкой, а попасть внутрь можно через пролом. Он был сделан в 820 году халифом Джафар аль-Мамуном, который хотел найти внутри пирамиды сокровища фараона, но обнаружил только пыль.

Замечание 2

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Пирамида Хеопса служит компасом. В отдельных структурах этой известной усыпальницы заложены математические величины и соотношения, включая число «пи». Параметры царской камеры сложены в «священный» треугольник, имеющий четкую пропорцию – 3,4 и 5. Считается, что даже углы этой пирамиды отражают современные представления о тригонометрических значениях.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Замечание 3

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.


Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе становится здесь главным архитектурным элементом.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота. Постройки, как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Многое из созданного архитекторами Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко.

Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры . В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность.

Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История культуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай "сам 60" был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.

Колонны дворца в Персеполе имеют высоту до 20 м, а капитель достигает по высоте 5,5 м. Стройная колонна со сложной по форме капителью - типичный элемент фасада и интерьера дворца. Ствол колонны имеет каннелюры, базе придана форма колокола. Капитель завершается скульптурным изображением двух быков. Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий - антаблементов.

Архитектурные традиции Индии

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки.

Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.

Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.

Кроме храмовых сооружений создаются вырубаемые в скалах святилища (чайтья) и монастыри (вихара). Чайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений . Они имеют характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Вихара обычно включает квадратный в плане зал, к которому примыкают кельи монахов. Вход в монастырь строился в виде многоколонного портика.

Оба типа сооружений со временем развивались и видоизменялись. Оформление колонн постепенно становится все более богатым, капители украшаются скульптурной композицией. На фасаде имелись большие по высоте фризы, а все стены были расписаны и украшены рельефами.

Когда-то имевшее простой план и скромное оформление святилище постепенно превращается в сооружение с необычно пышным убранством. К наиболее интересным с архитектурной точки зрения относятся скальные храмы, иногда имевшие и несколько нефов, созданные в период со II в. до н. э. до VII в. н. э.

Очень интересна с архитектурной точки зрения так называемая "ступа", выросшая из простого холмообразного надгробия. Постепенно ступа превращается в монументальный памятник - свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферической тарелки или сплющенного купола, стоящего чаще всего на цилиндрическом основании.

Ступа была окружена оградой с четырьмя монументальными воротами. С течением времени ступы получают все более богатое архитектурное и скульптурное оформление. Примером могут служить ступа в Санчи, одна из наиболее древних (III в. до н. э.), ступа в Бхархуте и наиболее известная ступа Боробудур на Яве. На последующее развитие индийской архитектуры большое воздействие оказал ислам, под влиянием которого ее характер претерпел изменения, обогатив ее новыми формами дворца и мавзолея.