Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Нарышкинское барокко (Московское барокко) Зарождение стиля. Стиль русских церквей – нарыкшинское барокко

Само понятие «нарышкинское или московское барокко» довольно условно. Не смотря на то, что общепризнанного архитектурного стиля с таким названием не существует, знатоки прекрасно понимают, о чем идет речь. Этот стиль наиболее ярко проявил себя в тридцатилетний период с конца 17 до начала 18 веков, причем затронул он не только московский регион, но и весьма удаленную от центра периферию. Впоследствии нарышкинское барокко переживало период возрождения уже в 20-м веке, в частности элементы, свойственные этому стилю можно обнаружить в оформлении Комсомольской кольцевой станции московского метрополитена, здания гостиницы Ленинградская, в архитектуре и декоративном оформлении здания Казанского вокзала.

Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и симметрия, наличие белых элементов на красном фоне. Большинство известных памятников архитектуры, относящиеся к нарышкинскому барокко, демонстрируют заимствованность форм от западноевропейских объектов архитектуры, относящихся к барокко и позднему ренессансу: это и разорванные фронтоны, и балюстрады с вазами, и спиралевидные колонны, а также геммы, раковины, маскароны, картуши.

Расцвет стиля нарышкинское барокко отмечен строительством всем известной церкви Покрова в Филях, Новодевичьего монастыря и Спасской церкви в Уборах. Колокольня Новодевичьего монастыря многими специалистами признается образцом нарышкинского стиля. Одними из последних были возведены церкви Иоанна Воина на Якиманке и Ризположения на Донской. Искусствоведы отмечают в архитектуре этих объектов следы заката стиля, выраженные в более плоских деталях, бледности и невыразительности цвета в сравнении с более ранними объектами. В декоративном оформлении этих объектов можно заметить проявление уже других стилей.

  1. Живопись Киевской Руси 11 в.

ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев.Но, как и в архитектуре, в русской живописи рано начинается переработка византийской т Мозаики и фрески Киевской Софии позволяют представить систему росписи средневекового храма, дошедшую до нас хотя и не целиком, но и в настоящем виде поражающую своей грандиозностью. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Метафизические идеи христианской религии живописцы облекали в человеческие образы, создавая впечатление, что «Бог с людьми пребывает», как некогда писали побывавшие в константинопольской Софии послы князя Владимира. Живопись должна была, как и во всех средневековых храмах, выражать связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарное. В куполе в окружении четырех архангелов – хранителей трона Всевышнего – изображен Христос Вседержитель (по-гречески Пантократор). В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, – евангелисты, на подпружных арках в медальонах – «40 мучеников севастийских».традиции. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.

Начинаем здесь новый жанр - иллюстративный материал к лекционному курсу по истории русской архитектуры. Пока нет никаких сил и возможностей изготовить полноценный текст, а то был бы сразу уже учебник, хоть в издательство неси. Лекции читают многие, как раз там и можно познакомить (и познакомиться) с самыми последними концепциями, развеять устойчивые заблуждения, ну и просто изложить известный материал в некоей логической системе, чтобы во многих головах что-то прояснилось. Увы, эти новые концепции (как и вообще новые сведения) с сильным опозданием приходят в Интернет, по разным причинам. Вот и выходит, что в виртуальном пространстве гуляют старые тексты, продолжающие умножать давно устаревшие представления.

Не знаю, удасться ли выложить здесь со временем весь курс по русской архитектуре, который я читаю в МАРХИ (слишком уж безразмерный материал для обработки), но начну с одной из самых интереснейших ее страниц - НАРЫШКИНСКОГО СТИЛЯ. Уж очень я его люблю, хотя и не занимаюсь им специально. Оказалось, что в Интернете до сих пор нет ни одного внятного и цельного материала по этой теме.

Нет текстов принципиально важных диссертаций И.Л. Бусевой-Давыдовой, Н.А. Мерзлютиной, Л.К. Масиеля Санчеса, нет многочисленных статей М.Н. Микишатьева, даже давних публикаций М.А. Ильина и О.И. Брайцевой. Из качественных общих текстов есть только обзорная журнальная статья В.В. Седова, а также несколько статей И.Л. Бусевой-Давыдовой по разным отдельным вопросам архитектуры 17 века. Вместо профессиональной литературы зато на видных местах висит нечто невразумительное , хотя и написанное явно "от души". Википедия по данному вопросу тоже отжигает всякими несуразностями, наука там и рядом не стояла. Ну и кроме всего прочего полно устаревших биографических статей по т.н. зодчим нарышкинского стиля, особенно по Якову Бухвостову. И хотя сейчас мы уже не склонны считать эти фигуры именно архитекторами в современном понимании этой профессии, нам сложно переломить устоявшиеся стереотипы. Читайте побольше новые исследования, это единственный способ избежать архаизмов в собственных представлениях об истории искусства. Она меняется с каждым новым поколением, и это нормально.

Новый серьезный текст по теме я здесь не предлагаю, это технически пока невыполнимо (т.е. его просто надо для начала написать), зато будет логически выстроенный иллюстративный материал. При желании, по нему можно будет разобраться как в общей проблематике, так и в частностях специфики нарышкинского стиля. Картинки старался подбирать весьма наглядные.

Вопрос о термине и его условности. О терминах, как известно, договариваются. Данного явления это касается в первую очередь, ибо все существующие варианты уязвимы. Во-первых, почему СТИЛЬ? Потому что цельная и узнаваемая по набору приемов и деталей система. Традицию узнают по устойчивости типа и конструкции, стиль - по узнаваемым и повторяющимся деталям. В нарышкинском их набор исключительно богат и разнообразен.

Почему НАРЫШКИНСКИЙ?

Справедливости ради, стиль мог бы называться стилем Милославских или стилем царевны Софьи. Но не сложилось.

Разговор об эпохе перемен, о движении русской култьтуры 17 века навстречу Западу, о Польше и ее месте в московской жизни той эпохи.

Архитектура накануне нарышкинского стиля. Определенный тупик, когда многократно повторяются одни и теже формулы - наложение на стандартный четверик дробного декора. Декором увлекаются все больше, но конструктивная основа долго не меняется, мастера и заказчики упорно держатся за старое.

Начало перемен. 1681 год - Карп Золотарев едет на Украину, с его возвращением в Москву заносятся новые конструктивные типы церквей. В 1681 году закладывают первый четырехлепестковый храм на Пресне, который не сохранился и даже не был достроен. Начало мощного украинского влияния в московской архитектуре

Новую архитектуру патронирует царевна Софья, особенно деятельно во всем этом участвует ее фаворит князь Голицын.

На новшевства сразу откликается высшее боярство. Ранние украинизирующие храмы почти не имеют декора, они еще как бы даже и не нарышкинские по стилистике. Но типология уже сильно обновилась.

Еще один импортированный с Украины тип. И он тоже оставил свой след на московской почве.

На строительстве Новодевичьего монастыря (там кроме старого собора почти все возведено при Софье) впервые в таком разнообразии форм и мотивов опробовали новую декорацию фасадов. В 1686 году был заключен мир с Речью Посполитой (Польшей), после чего культурное влияние Польши на Москву усилилось. На смену аскетизму ранних украинизирующих памятников пришла декоративная роскошь европейского маньеризма. Он начал проникать сюда в первую очередь через польский корридор. Уместно еще вспомнить, что значительная часть церковных иерархов были выпускниками Киево-Могилянской академии, так что и через них шло западничество (пусть и в православном обличье), уже внутри церкви.

Здесь в декоре появляются раковины, которые потом эта архитектура очень полюбит. В данном случае раковины указывают на царственный характер постройки. Несмотря на то, что мотив раковин распространен в декоре европейского маньеризма, здесь у него, видимо, свое местное происхождение - от раковин алевизовского Архангельского собора в Кремле, бывшего царской усыпальницей.

Происходит обновление и такого типа постройки, как отдельно стоящая колокольня. В узорочье они были шатровые, затем патриарх Никон в Новом Иерусалиме построил колокольню на манер кремлевского Ивана Великого. И вот, дальнейшее развитие темы ярусных колоколен.

Помимо украинско-польской возникает еще одна тема происхождения нарышкинских форм - голландская или, шире - нидерландская. С голландцами много торговали, их знали лучше, чем многих других иноземцев. И у Петра не случайно с детских лет возник интерес именно ко всему голландскому. Так что голландские образцы станут очень важными при создании нового архитектурного языка Московии.

Колокольня Новодевичьего не одинока. Их выстраивается целая линия.

Итак, для разговора о начале стиля важны два момента - появление новых объемно-планировочных структур из украинского контекста и рождение нового декора путем синтеза также занесенных с Запада (преимущественно, через Украину-Польшу и Голландию) образцов. Скрещивание того и другого привело к расцвету стиля в его лучших шедеврах, уже в самом начале 1690-х гг. У побежденных Милославских инициативу заказа перехватывают Нарышкины, и давшие название этой архитектуре.

Теперь, когда уже имеется представление о некоторых важных памятниках нарышкинского стиля, необходимо перейти к более детальному разбору источников его форм.

нары́шкинское баро́кко

(московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690-93; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698–1704, и Спаса в селе Уборы, 1694-97; обе – архитектор Я. Г. Бухвостов). В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны , полуколонны, пилястры, арки ), а также украшения в виде раковин и волют . В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объёмов – восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь. Просторные галереи-гульбища с широкими лестницами связывают постройки с окружающим пространством. В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С. Турчанинов), церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), Сухарева башня (1692-95, архитектор М. И. Чоглоков), заново украшены в кон. 17 в. палаты Троекуровых и Аверкия Кириллова.





(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  • - Павильон "Грот" в усадьбе Кусково.Москва. баро́кко стиль в архитектуре конца XVI — середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью...

    Москва (энциклопедия)

  • - нары́шкинское барокко см. московское барокко...

    Москва (энциклопедия)

  • - общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине - середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - заимствованное из историко-искусствостроведч. терминологии обозначение одного Из периодов развития античного искусства, а именно эллинистич. скульптуры и архитектуры. Как культурно-историч...

    Словарь античности

  • - БАРОККО - литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания...

    Литературная энциклопедия

  • - одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI-середины XVIII в. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - , один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств и получило наибольшее...

    Художественная энциклопедия

  • - нары́шкинское баро́кко, условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных...

    Художественная энциклопедия

  • - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к...

    Энциклопедия культурологии

  • - - художественный стиль конца XVI в. - середины XVIII в., родиной его является Италия...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII веков. воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его...

    Архитектурный словарь

  • - условное название стиля московской архитектуры конца XVII в отличавшегося богатством резных украшений. Русскую архитектуру этого времени неправильно относят к барокко...

    Архитектурный словарь

  • - условное название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 - нач. 18 веков: светски-нарядные многоярусные церкви и светские здания с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера...

    Архитектурный словарь

  • - осн. стилистич. направление в искусстве стран Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв., пришедшее на смену стилю Ренессанс...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - - художеств. стиль, господствовавший в изобразит...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"нарышкинское барокко" в книгах

Барокко

Из книги Сальвадор Дали автора Нюридсани Мишель

Барокко

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Барокко Если и является соблазн, не отрываясь, сейчас же довести до конца изучение венецианской живописи, то этому мешает наше незнакомство с дальнейшими условиями развития прочего итальянского искусства, повлиявшими отчасти и на Венецию. Мы подходим теперь к тому

Зал 12 Барокко

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Зал 12 Барокко

Барокко

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Барокко Если вы являетесь владельцем загородного дома, архитектурные элементы которого выполнены в стиле барокко, вы вполне можете оформить в этом стиле (рис. 3) и интерьер

Барокко

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Барокко Барокко – это дворцовый стиль и, как правило, его выбирают владельцы загородных домов, архитектурные элементы которых выполнены именно в этом

БАРОККО

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

Барокко

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Барокко Ювелиры словом барокко называли нестандартные жемчужины. Оно стало синонимом всего странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Ж. Базен пишет, что стиль барокко вплоть до конца XIX века (во Франции даже до окончания Второй мировой войны)

ВЕК БАРОККО

автора Коллектив авторов

ВЕК БАРОККО

ВЕК БАРОККО

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ВЕК БАРОККО Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.Всеобщая история архитектуры. М., 1969. Т. 7.Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. 4.История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Музыка.

Барокко

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Барокко Дать определение барокко чрезвычайно сложно. Барочное искусство и архитектура XVII в. характеризуются мощью, театральностью, энергией и прямым эмоциональным посылом, хотя, как мы видим, все эти качества проявляются в разных произведениях в той или иной мере. Между

Барокко

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Барокко Барокко (итальянское barocco, буквально – «странный, причудливый»), одно из главных стилевых направлений в европейской и американской культуре конца XVI – XVIII века. Характерными чертами искусства данного периода являются грандиозность, пышность и динамика,

Что такое «нарышкинское барокко»?

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Что такое «нарышкинское барокко»? На рубеже XVII–XVIII веков в Москве и Подмосковье появился ряд построек, стиль которых сильно отличался от привычной архитектуры того времени. Поскольку большинство церковных зданий было построено в имениях Нарышкиных, а архитекторами

Барокко

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Барокко Барокко - стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI–XVII вв. (в некоторых странах - до середины XVIII в.). Название происходит от итальянского Ьагоссо - причудливый, странный. Для барокко характерны драматическая патетика, склонность к заостренным

Барокко

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Барокко

Из книги Аэростат. Течения и Земли автора Гребенщиков Борис Борисович

Барокко Само слово «барокко» значит «жемчужина неправильной формы». Барокко, один из самых волшебных периодов европейской музыки, наступило после Возрождения; это же время принято называть эпохой Просвещения. Именно тогда общественное мнение склонилось к тому,

Нарышкинское барокко - плод заимствования западного стиля в архитектуре, начавшегося в нашей стране накануне петровских преобразований. В основном этот стиль существовал в московском регионе с 1680-х по 1710-ые и чуть дольше - на периферии России. Своим названием он обязан боярскому роду Нарышкиных, на территориях имений которых в Филях, Кунцево, Свиблово, Троице-Лыково и др. и сегодня можно найти образцы , заказанных ими в этом стиле. Они узнаваемы по традиционной старорусской конструкции и при этом нарядным цветам и обильному, чаще белокаменному .

Развитие стиля нарышкинского барокко

Есть некоторая ирония истории в том, что первыми, кто стал заказывать барочные храмы на Руси, были бояре Милославские (так, София начала строить Новодевичий монастырь), которых Нарышкины одолели в соперничестве за власть. Упрочняя свое положение, они развернули «просвещенное» строительство, показывающее их власть, богатство, и также - открытость новым веяниям.Так их именем стал называться самый заметный вариант московского барокко (наряду с менее самобытным голицынским барокко и редкими следами петровского барокко за пределами имперской столицы).

Исторический смысл нарышкинского барокко состоял в проникновении западного духа и , однако получившиеся на этом пути шедевры удивительно раскрыли глубоко русскую эстетику. Собственно сегодня искусствоведы предпочитают использовать название «нарышкинский стиль», потому что барокко в своем раннем русском варианте приобрело особую форму. Если Петр I требовал полного заимствования нового художественного языка, то создатели нарышкинского стиля бережней пересаживали западную архитектуру на родную почву. По свидетельству Игоря Грабаря, иностранцами нарышкинский стиль и вовсе воспринимался как исконно русское архитектурное явление.

Итак, русские мастера заимствовали не всю целостность барочного стиля. В своих зрелых образцах барокко - это активное формирование пространства, моделирование динамических объемов, линии с энергией столкновения, противоречия, соединение возвышенных образов Ренессанса - с земной весомостью, горизонтальные членения, тяжеловесность и обильный декор. Заимствуя же формы позднего , барокко, маньеризма, используя новые формы фасадного декора из него: , с вазами, и - тем не менее не нарушали привычного ясного членения пространства и сложившихся канонов русского формосложения. Фактически, у них и не было такой возможности - патриарх Никон издал особый указ по унификации формы храмов (т.н. «освященного пятиглавия»), закрепив каноны строительства. Поэтому именно разнообразное варьирование декора стало главным в нарышкинском стиле, хотя роль этого богатства для конструкции зданий оставалась символической, знаковой. Функционально излишние надстройки, фальшивые фронтоны, чрезмерная пышность украшений указывали на европейский вкус заказчика, служили выражением культурных интересов, но не могли выражать собственно перехода к архитектуре Нового времени.

В нарышкинском стиле и стал переходным звеном от к общеевропейской архитектуре «обмирщения».

Значение нарышкинского стиля для архитектуры

Нарышкинский стиль является переходным не только потому, что отражает частичное заимствование нового языка, но потому, что пришелся на слом исторических эпох, перемешав разные мировоззрения. В этом причина того, что о мастерах, создавших его, известно меньше, чем о заказчиках. Название так и закрепилось за последними, а большинство мастеров остались средневековыми анонимами, главами соответствующих артелей. Удалось восстановить лишь несколько имен зодчих того периода, среди которых Яков Бухвостов, Сергей Турчанинов, Петр Потапов. Известно однако, что многие из рядовых строителей этого стиля - выходцы с территории Речи Посполитой, после заключения вечного мира с которой в 1686 году обращение к Западу и его культуре развернулось свободно. Исследователи усматривают родство нарышкинского барокко с украинским, с польскими образцами и находят в нем корни белорусской народной декоративной культуры.

Храм Покрова в Новодевичьем монастыре

Большинство привычных нам нарышкинских памятников - красные с белокаменным декором, но с уверенностью судить об их изначальном цвете нельзя (так, выяснилось, что в церкви Воскресения в Кадашах (см. иллюстрацию) первый красочный слой был желто-голубым), также с использованием изразцов малороссийского типа. Другой аспект нарышкинского стиля кроме наружного декора - это центрическая композиция в храмовом зодчестве. Примерно в этот период кирпич входит в более широкий оборот, давая новые возможности строительства. Праздничная декоративность, радостный и «мирской» характер храмовой архитектуры по сравнению с традиционно строгим русским зодчеством - тоже бросающаяся в глаза примета стиля.

Образцы нарышкинского барокко

Основные образцы нарышкинского барокко сосредоточены в Москве. Это, прежде всего, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1694): ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы и расположены на одной вертикальной оси, так называемый на . В Новодевичьем , внесенном в реестр архитектурных памятников Юнеско, сохранились прекрасные образцы московского барокко: это ныне действующий Успенский храм (1685-1687) и надвратная церковь Покрова Богородицы (1683-1688). Другое здание периода расцвета стиля - упоминавшийся Храм Воскресения Христова в Кадашах (1687), имя архитектора которого история сохранила - это Сергей Турчанинов. Уже на излете стиля, при его переходе в более «чистое западное» петровское барокко Иваном Зарудным было построено другое известное московское здание - Меньшикова башня (1705-1707). Вскоре Петр запретил каменное строительство за пределами Петербурга, и облик новой столицы уже в меньшей степени отразил древнерусскую традицию, оставив нарышкинское барокко создавать ностальгический образ старомодной провинциальной Москвы. Вторую жизнь этот тип зодчества получил уже в 20 веке, воодушевив архитекторов модерна на псевдорусский стиль.

Использованы материалы сайтов: http://ru.wikipedia.org/, http://www.temples.ru/n_style.php http://www.projectclassica.ru/school/12_2004/school2004_12_01a.htm, http://commons.wikimedia.org/

Доктор исторических наук В. ДАРКЕВИЧ

Стоит задуматься, почему во времена кризисов и сломов, в периоды пограничных ситуаций в жизни народа, накануне глобальных перемен происходит (правда, далеко не всегда) недолгий расцвет всех видов художественного творчества. В Москве под условным термином "нарышкинское барокко" на рубеже XVII - XVIII веков возникает эфемерный, но полный грации стиль - вскоре увядший причудливый цветок. Стиль народен и самобытен. Барочные декоративные кружева способствовали его жизнеутверждающему духу. Округлые объемы нарышкинских церквей не имеют ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств в архитектуре Западной и Средней Европы. На почве активного взаимодействия элементов западноевропейской стилистики с основами русского творческого сознания московское зодчество, преобразуясь, явно доминирует, оставаясь (но никак не в строящемся Петербурге) типично национальным явлением. Налицо преобладание русских вкусов и традиций в полихромности и разнообразии даже сакральных сооружений. Еще долгое время Москва будет хранить традиции древнерусского архитектурного гения.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Церковь Покрова в Филях (1693) воплотила в себе все черты, характерные для нарышкинского барокко (Москва).

Широкие лестницы церкви Покрова в Филях выводят на гульбище, откуда можно попасть в "холодную" церковь, увенчанную куполами.

Храм Спаса в Уборах (1694-1697).

Лестница к дверям церкви Спаса в Уборах выводит на парапет-гульбище. Белокаменные вставки украшены изобильным узором из листьев и плодов.

Церковь Троицы в Троицком-Лыкове, построенная в 1698-1703 годах, стоит на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора.

Верхние ярусы церкви в Троицком-Лыкове.

Белокаменное убранство храма Троицы богато и разнообразно.

Белокаменная Знаменская церковь в Дубровицах около Подольска (1690-1704) - самый загадочный памятник русской архитектуры начала XVIII века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Церковь в Дубровицах. Портал, фланкированный статуями святых. На снимке вверху - скульптура и богатый декор карниза.

Церковь Архангела Гавриила, получившая название "Меншикова башня" (1704-1707).

На рубеж XVII-XVIII веков приходится закат древнерусской цивилизации в художественном творчестве. В Москве и близлежащих землях усиливаются западные влияния. Они идут в большей мере через Украину, в свою очередь воспринимавшую культурные воздействия Польши и Восточной Пруссии. Молодой Петр задумывает планы сближения с технически передовыми государствами Запада, расширяет контакты дипломатические и торговые. Об этом блестяще сказал А. С. Пушкин в "Полтаве":

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Умаляется церковное начало, в России закладываются основы новой, светской культуры. В церковную и дворцовую архитектуру приходит пышное барокко (предположительно от португальского perola barroca - жемчужина причудливой формы) - стиль, господствующий в Европе с конца XVI века. Влияние западноевропейского барокко прежде всего сказывается в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам. Храмы начинают украшать орнаментом, доселе невиданным на Руси.

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО, РОЖДЕННОЕ В РОССИИ

Русская земля, восприняв особенности европейского барокко, создает свой, уникальный архитектурный стиль - так называемое "московское", или "нарышкинское", барокко. Впервые храмы в таком стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших родственников Петра I по материнской линии.

Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет. В нем органично слились особенности именно московского зодчества, которому, прежде всего, была чужда перегруженность пышной объемной лепниной и скульптурой западного барокко. Напротив, проявилось стремление к ажурной легкости зданий. При этом никак не умалялась увлеченность в архитектуре устремленными кверху массами, красноречием силуэта. Нарышкинское барокко - это, помимо всего, контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора. Для таких памятников характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные, окна.

Вместо ясности и лаконичности допетровской архитектуры усадебные церкви нарышкинского барокко демонстрируют сложность плана и повышенную декоративность. Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр. Например, в церкви Покрова в Уборах был создан грандиозный семиярусный иконостас - уникальное барочное творение. Но, к сожалению, в годы советской власти шедевр погиб.

Переходное время ломает или преображает привычные каноны. По словам академика А. М. Панченко, "Петровская эпоха, начертавшая на своем знамени лозунг полезности, нетерпимая к рефлексии, созерцанию и богословствованию, - это, в сущности, эпоха мечтателей". И далее совершенно справедливо автор отмечает: "Петровская эпоха есть эпоха глубокого культурного расслоения и соответственно культурного "двуязычия". "Петра творенье" на берегах Невы все более отходит от строительных традиций Московской Руси. Да и "обмирщение" в крестьянских массах почти не прививалось.

Наиболее талантливым воплотителем идей нарышкинского барокко со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного крестьянина из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он, несомненно, относился к числу "мечтателей", хотя и обращенных в прошлое, но отнюдь не чуждых современным веяниям. В своих творениях Бухвостов отразил не только божественные откровения, но и привязанность ко всему сущему, к земной плодоносящей природе. Как человек барокко, он, вероятно, пытался примирить мистические порывы и гедонизм (наслаждение), выдвигая принцип "двойной жизни", насколько это было достижимо в ту переходную эпоху. Но духовная радость зодчего-новатора, словно обитавшего в двух мирах - земном и небесном, не могла не найти отражения в его творчестве. И сегодня трудно оторваться от созерцания церкви Покрова в Филях, пожалуй, лучшего создания Бухвостова. Недалеко от станции метро "Фили" в Москве перед вами вдруг предстает стройный "терем", дивящий продуманностью устремленных вверх пропорций и сияющий золотыми причудливыми главками.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ

Богат и горд был боярин Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи Кирилловны Нарышкиной - матери Петра. Дядю царя окружали почет и уважение. Во время стрелецкого бунта он чудом спасся. В 26 лет стал боярином. На время своей первой поездки за границу царь поручил государственные дела думе из ближайших людей, в которой Лев Кириллович занимал видное место: он входил в состав Совета, управляющего государством. А в 1698-1702 годы Нарышкин руководил Посольским приказом.

В 1689 году Петр пожаловал дядю многими поместьями и угодьями, среди них - и Кунцевской вотчиной с дворцовым селом Хвили (по речке Хвилка, ныне Фили). В 1690-е годы Нарышкин, прикупив к Филям соседнее Кунцево, усиленно занялся обустройством своих владений. Он выстроил боярские хоромы, увенчанные башней с часами, разбил обширный парк с прудами и сад, создал разные службы, конюшенный двор. На месте древней деревянной церкви Лев Кириллович возводит величественный храм Покрова Богородицы - классический памятник нарышкинского барокко. Прямых указаний на авторство Бухвостова здесь не найдено, но аналогичные по стилю храмы, построенные зодчим несколько позднее, такие указания имеют.

Деньги на строительство филевской церкви дали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр. По преданию, Петр неоднократно бывал в Филях и даже частенько пел на клиросе Покровской церкви. Она относится к древнему типу храма XVII века "иже под колоколы", то есть в нем совмещены колокольня и церковь. Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Мерный ритм арок галереи с широко и живописно раскинувшимися лестницами подчеркивает эффект движения архитектурных масс кверху. Церковь двухэтажная. Ее широкие лестницы выводят на гульбище, откуда попадаешь в "холодную" церковь, увенчанную куполами. Над основным четвериком последовательно расположены два восьмерика и восьмигранный барабан главы. Постановка восьмерика на четверике издавна применялась в русском деревянном зодчестве, а затем в каменном. В подклете - зимняя (то есть отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней - церковь Спаса Нерукотворного. Посвящение храма Спасу молва связывала с тем, что во время стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович, спрятавшись в покоях царицы, молился перед образом Спаса Нерукотворного, милости которого и приписывал свое избавление от гибели.

Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами - все это придает церкви сказочную легкость и затейливость "терема" с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.

Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные церкви возвышаются на высоких крутых берегах рек. Ярусные башни с ослепительно блестящими куполками в те времена виднелись за десятки километров, сразу приковывая внимание среди безмерных пространств лесов и полей. Сейчас многие из них вошли в черту Москвы.

ФАНТАЗИИ ЯКОВА БУХВОСТОВА

Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же годы - лучшая пора творчества Бухвостова. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего, "на глазок", чертежи могли заменяться простыми набросками или эскизами орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех сохранившихся документах за Якова "прикладывал руку" кто-либо другой.

Жизнь Бухвостова - непрерывное строительство монументальных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная судьба создания замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села - "У бора"), в Москву-реку впадала речка Уборка, а по старой дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин монастырь. В XVII веке этими землями владели бояре Шереметевы. По поручению П. В. Шереметева Бухвостов взялся за возведение каменного храма в его усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани. Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в темницу. Дьяки Приказа каменных дел приговорили зодчего "бить кнутом нещадно", а затем "каменное дело ему доделать". Однако, словно предчувствуя близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Шереметев подал царю челобитную с просьбой отменить наказание.

Завершенная церковь в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним из шедевров древнерусской архитектуры. Как и в церкви в Филях, у нее ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.

План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже переводившихся тогда трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.

Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости. Поднятый на вершину пологого холма, окруженный хороводом стройных берез и сосен, памятник царил над округой. "Помню, как однажды подъезжали мы к Уборам в 1889 году, - писал в своих воспоминаниях граф С. Д. Шереметев. - Был канун Петрова дня, вечер теплый и тихий. Издали доносился до нас протяжный благовест... Мы вошли в эту церковь, переполненную молящимися. Стройное крестьянское пение раздавалось под высокими сводами храма. Диакон, древний старик, отчетливо и выразительно вычитывал прошения. Величественный иконостас поразил меня строгостью и законченностью отделки. Лампада ярко горела у местной иконы Спаса. Старою Русью повеяло на нас".

Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях.

Как мог гениальный зодчий, зависимый от прихотей знатных заказчиков ("Якунка", "Янка", едва избегший телесного наказания), создать за столь короткий срок такие монументальные работы, как Успенский собор в Рязани, стены и башни Ново-Иерусалимского монастыря с надвратной ярусной Входо-Иерусалимской церковью, а также три храма, послужившие основой этой статьи? Очевидно, среди его помощников были яркие художники, внесшие неоценимый вклад в создание той или иной постройки. Но талант главного мастера, приоритет его главных идей оставались решающими.

В конце XVII - начале XVIII века нарышкинское барокко нашло многих почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Их отличительным признаком служит белокаменный декор, но уже сильно русифицированный. Фронтоны и наличники обрамляют волютами - архитектурными деталями в виде завитков, спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: "разорванные фронтоны", раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и гермы, балюстрады с вазами... Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные гирлянды и букеты, словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный орнамент - сложнейшие переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами, расположенными рядами.

В 90-х годах XVII века резьба по камню (известняку) становится одним из основных элементов монументального декоративного искусства. Мастера научились виртуозно использовать светотеневые и пластические эффекты резного белого камня. Этим занимались специально приглашенные артели: окончив отделку одного здания, они заключали новый подряд и переходили к другому заказчику.

Нарышкинское барокко - абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление. Оно сложно по своей природе и не имеет аналогий среди мировых архитектурных стилей. "Нарышкинские сооружения", пожалуй, самое яркое явление русского зодчества конца XVII - начала XVIII века. В их праздничном, жизнерадостно-просветленном облике видны и торжественная парадность, и "обмирщенная" религиозная концепция петровского времени. Глядя на такие сооружения, ощущаешь некоторую хрупкость, прозрачную бестелесность этих удивительных памятников.