Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Народный музей композитора Бородина А.П. Основные даты жизни и деятельности а. бородина

Авдотьи Константиновны .

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано , а с 13 лет - на виолончели . В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано .

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии , а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию , которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина .

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В том же году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости » в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии , который принёс автору широкую известность.

Заграничная командировка (1859-1862)

С октября 1859 года Александр Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет) . В сентябре 1860 года Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ . Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 года он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха . По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана , а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу . Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей . А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н. Н. Зинина , вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества .

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли , чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

А. П. Бородин по возвращении в Россию в познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка »). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки . А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка .

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Симфония впервые прозвучала в 1869 году под управлением М. А. Балакирева, партитура её была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения . Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев , Ю. А. Шапорин , Г. В. Свиридов , А. И. Хачатурян и др.)

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой и плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.

Правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была замужем за знаменитым дрессировщиком Юрием Владимировичем Дуровым, их дочь - Наталья Юрьевна Дурова (13.04.1934-27.11.2007) [ ]

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной. Бородин умер вечером 15 (27) февраля в своей собственной казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал. «Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло» .

Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца .

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • Мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Н. Грушке // Русский биографический словарь - СПб. : 1908. - Т. 3. - С. 266–272.
  3. Э. // Музыкальный словарь : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель - М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. - Т. 1. - С. 145–146.

(1833-87)

Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую Медико-хирургическую академию (1856). Доктор медицины (1858). Профессор (с 1864), заведующий кафедрой химии (с 1874), академик (1877) Медико-хирургической академии. Один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885) Женских врачебных курсов. Дружба с прогрессивными учёными - Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, Н. Н. Зининым (педагог Бородина) и др., а также изучение статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена способствовали формированию передовых общественных взглядов Бородина - просветителя-шестидесятника. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство. В 1860-х гг. стал членом «Могучей кучки». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова, а также общения с А. С. Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки. В эти годы написаны 1-я симфония, опера-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторическую оперу), романс «Спящая княжна» и др. Большая занятость научной, педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка 2-й симфонии (впоследствии названной Стасовым «Богатырской») написана в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё несколько лет. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет (не была завершена, её дописали по материалам Бородина и дооркестровали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов).

Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центр, место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика - мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные - пленительные, полные неги и воинственные.

Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым народным песням (по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина - при опоре на народную музыку обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка, в основе своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканный хроматизм), характерна мелодичность насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.

Наиболее значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в музыке - опера «Князь Игорь» (по «Слову о полку Игореве»). В ней объединены черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы. Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его симфонии (1-я написана одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпическое направление в русском симфонизме, вершиной которого стала 2-я симфония. Бородин был также одним из творцов русского классического квартета (особенно выделяется своей лиричностью 2-й струнный квартет). Бородин явился новатором и в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат также сатирические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине и трагичности чувства, благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальней». Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую, а также и зарубежную музыку.

Сочинения:

оперы-

Богатыри (опера-фарс, 1867, Большой театр, Москва.), Млада (опера-балет, 4-е действие, 1872), Князь Игорь (либретто Бородина по «Слову о полку Игореве», 1890, Мариинский театр, Петербург);

для оркестра-

3 симфонии (№ 1, Es-dur, 1867; № 2, Богатырская, h-moll, 1876; № 3, a-moll, 1887, не окончена, 1-я и 2-я части записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым), музыкальная картина В Средней Азии (A-dur, 1880);

камерно-инструментальные ансамбли-

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55), струнное трио (Большое, G-dur, до 1862), фортепианное трио (D-dur, до 1862), струнный квинтет (f-moll, до 1862), струнный секстет (d-moll, 1860-61), фортепианный квинтет (c-moll, 1862), 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881), Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886) и др.;

для фортепиано в 2 руки-

Патетическое адажио (As-dur, 1849), Маленькая сюита (1885), Скерцо (As-dur, 1885) и др.; для фортепиано в 3 руки- Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А.Кюи, А. К. Лядова, 1878);

для фортепиано в 4 руки-

Скерцо (E-dur, 1861), Тарантелла (D-dur, 1862) и др.;

Разлюбила красна девица, Слушайте, подруженьки, песенку мою. Что ты рано, зоренька (50-е годы), Красавица-рыбачка (1854-55), на слова Бородина- Спящая княжна (1867), Морская царевна (1868), Песня тёмного леса (1868), Фальшивая нота (1868), Море (1870), Отравой полны мои песни (1868), Из слез моих (1871), Арабская мелодия (1881), Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881), У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881), Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85), Чудный сад (Septain, 1885);

вокальный ансамбль-

мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72).

12 ноября 1833 года родился известный российский ученый-химик, медик и композитор Александр Бородин. Мальчик, который по праву рождения считался крепостным и не мог получить высшее образование, сумел стать профессором, академиком и членом-учредителем Русского химического общества.

Крепостной у родного отца

Александр Порфирьевич Бородин родился от внебрачной связи 62-летнего князя и 25-летней солдатской дочери. Отец мальчика, Лука Степанович Гедианов, происходил из аристократического грузинского рода, поэтому признать ребенка не мог. Новорожденного записали как сына Порфирия Ивановича Бородина (крепостного слуги Гедианова) и его жены, Татьяны Григорьевны - так мальчик получил чужую фамилию и отчество.

До 8 лет ребенок формально был крепостным своего собственного отца, но перед смертью князь все же дал ему вольную и даже купил для Авдотьи Константиновы Антоновой, матери своего «незаконного» сына, четырехэтажный дом. Там молодая женщина, которую к тому времени уже выдали замуж за другого, и жила вместе с сыном - правда, всем знакомым ей приходилось представлять мальчика как племянника.

Ребенок вырос спокойным, покладистым и очень любознательным.

А. П. Бородин. Портрет работы Ильи Репина (1888 г.) Фото: Commons.wikimedia.org

Учиться, учиться и еще раз учиться

Поскольку сын крепостного не имел права поступить в гимназию, мальчика обучали дома. Уже тогда стало ясно, что Сашу интересует музыка - в 9 лет он написал польку Helen, освоил флейту, фортепиано, а позже и виолончель.

Когда ему было около десяти, ребенок увлекся химией. Спустя какое-то Александра записали в Новоторжское третьей гильдии купечество - так он получил законное право закончить гимназию и поступить в высшее учебное заведение. Сдав экзамены, юноша стал вольнослушателем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

Ученика больше всего интересовала химия. На третьем курсе Бородин обратился к своему преподавателю, профессору Зинину (химику-органику и академику Петербургской академии наук) с просьбой заниматься в академической лаборатории. Все это время студент параллельно с учебой занимался музыкой.

Медицина или музыка?

После выпуска молодой врач работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале (где познакомился с офицером Мусоргским, находящемся на лечении), защитил докторскую диссертацию, совершенствовал свои знания в Гейдельбергском университете в Германии, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ вместе с профессором Зиненко и своим другом Менделеевым… Но музыка по-прежнему занимала Бородина. В его квартире в Гейдельберге (немецком городе, где одно время жил и учился молодой специалист) стояло фортепиано, и ученый частенько играл для своих гостей.

А в 1861 году химик познакомился с Екатериной Протопоповой - молодой пианисткой, которая приехала в Европу на лечение. Но вскоре здоровье девушки еще больше пошатнулось (она страдала от хронического бронхо-легочного заболевания), и врачи посоветовали ей отправиться в Италию - ученый сопровождал ее уже на правах жениха.

Основатели Русского Химического Общества. 1868. Фото: Commons.wikimedia.org

«Князь Игорь» и фтористый бензоил

На родине, куда ученый и музыкант вернулся вместе со своей будущей женой, Бородин одновременно строил научную и музыкальную карьеру. Денег не хватало, поэтому ему пришлось много работать, но для творчества он тоже находил время. Бородин примкнул к кружку Милия Балакирева (позже он получил название «Могучая кучка») и Беляевскому кружку.

Бородин является автором более чем 40 работ по химии и множества музыкальных произведений, самое известное из которых - опера «Князь Игорь». Над последним сочинением музыкант работал 18 лет, но так и не успел дописать - уже после смерти Бородина его труд закончили два других композитора: Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Опера имела огромный успех (ее поставили в 1890-м на сцене Мариинки) и до сих считается одним из шедевров российского оперного искусства.

Но Бородин прославился не только своим «Князем Игорем» - его называют основоположником русского эпического симфонизма.

В химии известный композитор тоже совершил несколько открытий: например, изобрел способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот (так называемая реакция Бородин-Хунсдикера) и получил фтороорганическое соединение (фтористый бензоил).

Несмотря на то, что значительную часть своей жизни деятель посвятил именно химии (он даже был одним из основателей Русского химического общества), наибольшую известность ему все же принесла музыка. Сейчас имя Бородина носит Государственный квартет, а также несколько музыкальных школ и улиц в разных городах России.

Сам ученый и композитор говорил: «Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе».

(1833-1887) - русский композитор, учёный - химик и медик.

Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов. При рождении мальчик был записан сыном княжеского камердинера Порфирия Бородина. Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на музыкальных инструментах.

Краткая биография

В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, где изучал медицину и химию. Занимался научной и педагогической деятельностью. Был доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой химии, академиком Медико-хирургической академии, известным в Европе ученым-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов.

Много времени Бородин отдавал музыке. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он вначале писал небольшие фортепианные пьесы, ансамбли, романсы. Сблизившись в 1862 году с композитором М. А. Балакиревым и войдя в члены созданного им кружка композиторов "Могучая кучка", Бородин стал задумываться над созданием более крупных сочинений. Его интересовали образы русского эпоса, сюжеты народных былин и сказаний. Основой его главного произведения - оперы "Князь Игорь" стал - памятник древнерусской культуры 12 века "Слово о полку Игореве", его 2-я симфония имеет название "Богатырская" (это название дал симфонии В. В. Стасов).

Большая загруженность научной и педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству, привычка работать серьезно и сосредоточенно обусловили то, что Бородин писал свои произведения долгие годы (над оперой "Князь Игорь" он работал 18 лет), некоторые из них остались незаконченными и были завершены после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (опера "Князь Игорь").

Большую роль в формировании творческого мировоззрения композитора сыграли его встречи с Ф. Листом в Германии, куда Бородин приезжал несколько раз на протяжении своей жизни. Во многом благодаря Листу произведения Бородина становятся известны в Европе. В 1880 в Баден-Бадене была исполнена его 1-я симфония, пять лет спустя в Бельгии исполняется несколько крупных симфонических произведений (2 симфонии, симфоническая картина "В Средней Азии" и т. д.).

Не столь плодовитый, как его товарищи по "Могучей кучке", Бородин тем не менее стал автором трех симфоний (3-я осталась незавершенной), двух замечательных струнных квартетов, шестнадцати романсов и т. д. Талант Бородина как композитора-симфониста со всей полнотой раскрылся в "Богатырской симфонии". В 1884 году ему за достижения в области симфонического творчества (формально за сочинение 1-й симфонии) присуждается Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым.

Скромный и отзывчивый, Бородин пользовался огромным уважением и любовью своих коллег композиторов, которые всячески помогали чрезвычайно занятому основной работой Бородину в сочинении произведений.

Слушать онлайн

01. Opera "Prince Igor" - Overture

02. Opera "Prince Igor" - "Polovtsian Dances"

03. Opera "Prince Igor" - "Polovtsian March"

04. Symphonic picture "in Central Asia"

05. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Allegro

06. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Scherzo. Prestissimo

07. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Andante

08. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Allegro

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен |

При жизни Бородин был уникальным человеком (1833-1887). Он был химиком, композитором и даже медиком. Результаты его работ сохранились по сей день и оставили свой отпечаток в истории.

Мальчик был сыном князя Имеретии Луки Степановича Гедианова и обыкновенной крепостной крестьянки Авдотьи Константиновны Антоновой, что в то время считалось неправильным. Именно поэтому при рождении его отдали в семью Бородиных. До 8 лет мальчик был обыкновенным крестьянином, но после смерти князя Александру дали вольную, после чего он стал жить со своей матерью и её мужем в доме, купленном князем перед смертью.

Бородин обучался на дому, но это не помешало ему прекрасно освоить письмо, чтение и языки. С детства у мальчика была предрасположенность к музыке.

С 9 до 15 лет он осваивал уже 3 инструмента: флейту, фортепиано и виолончель.

С 10-ти лет начал интересоваться и химией.

В 1850 году Бородин поступил в петербургскую Медико-хирургическую академию, а в 1857 уже был назначен на должность ординатора. В 1858 году получил докторскую степень, и в этом же году был сослан в город Солигалич для изучения составляющей минеральных вод. Отчёт об этой работе принёс ему широкую известность.

Во время учёбы в академии Бородин продолжал интересоваться музыкой и писал произведения различных жанров, но это абсолютно не нравилось его руководителю. Поэтому на протяжении всего обучения в академии он Бородин тщательно скрывал это, что стопорило его творческое развитие. В 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом музыкального сообщества «Могучая кучка». Работал над своей оперой «Князь Игорь» 18 лет, но так и не окончил её.

Умер Александр Порфирьевич у себя на квартире во время празднования Масленицы. Причиной оказался разрыв сердца.

Для детей

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение "Польку". Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По - этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико - хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно - сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт - профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России. Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу "Князь Игорь", он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни