Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Направление "честь и бесчестие". Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования, так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой. Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах. Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось, что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем, что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты. Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него замуж.

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича, просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина. Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его, так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества. Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом, заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести «Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей мести.

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство. Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама жизнь.

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется, наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении. «Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле.

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет. Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает. В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и естественность многому его научили. Нравственная чистота народа, способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

«Береги платье снову, а честь смолоду» – так гласит русская поговорка. Так ли важна и актуальна сейчас честь?

Честь – это не закреплённое никакими документами, но важное, ценное чувство. Честь понятие важное, как и справедливость, принципиальность. Эти качества приветствуются в человеке стандарты осуждаются. Но слишком часто в истории человеческих взаимоотношений честь превращается в пафос. Редко когда принципы подходят для любых ситуаций – чаще всего приходится делать их гибкими. Слишком нестабильна жизнь человеческая, чтобы загонять себя в рамки. Но когда твои принципы – органическая часть души, совесть, это другое дело.

Честь рассматривали в своих произведениях многие писатели девятнадцатого века – в те времена понятие чести сформировалось особенно ярко, запечатлелось в истории человечества дуэлями в защиту чести. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв воспитывался в высокой нравственной среде. Жизнь поставила его в трудные условия, испытывала его. Но вместо того чтобы уподобится подлому Швабрину, Гринёв сохранил честь, остался верным себе, не заглушил в себе голос совести.

В величайшем творении Пушкина – «Евгений Онегин» рассматривается жизнь 19 века, в том числе и дуэли. Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Онегин презрительно отнёсся к нежеланной дуэли. Он был искренне огорчен гибелью друга.

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой – Печорин убивает на дуэли своего друга Грушницкого. Вступившись за честь дамы, Григорий Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого показывают, что чести у этого человека нет.

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» происходит дуэль Пьера Безухова с Долоховым. Пьер Безухов – человек тихий, склонный к философии, но никак к агрессии или насилию. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли бесстрашного Долохова. В этом несоответствии Толстой показывает, что честность порой важнее умения обращаться с оружием, что справедливость всегда восстанавливается.

Слово «честь» всегда было громким, важным для людей. Но лишь тогда честь действительно важна, когда за этим словом стоит что-то большее, чем просто пафос. Чувство собственного достоинства не должно превращаться в эгоизм. Человек, защищающий честь должен быть во власти не эмоций и затуманенного гневом разума, а холодного ума. Во всём должна быть мера, даже в чувстве собственного достоинства, чтобы это важное чувство не превратилось в гордыню и эгоизм. Но быть честным с собой, как мне кажется, намного важнее, чем беречь честь от посягательств. Ведь если ты не можешь быть честным с самим собой, то как могут быть честным с тобой люди?

Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Итоговое сочинение по направлению Мечта и реальность

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Нужно ли верить в мечту?
Мечта. Кому не знакомо это слово? Кто не мечтает о смартфоне последней модели, красивом платье, дорогой машине? Кто не представлял себя в роли знаменитого актера, популярного певца или государственного деятеля?

Я думаю, что у каждого человека, ребенка или взрослого, есть своя мечта. Если человек не мечтает, жизнь его скучна и однообразна. Мечта придаёт смысл жизни и вселяет в нас надежду на лучшее. Мечты захватывают дух и уносят прочь от реальности. Благодаря им мы можем представить то, что на самом деле невозможно, а это же так замечательно!

Мечты заставляют человека творить чудеса. Поэтому я считаю, что мечты очень нужны, без них не был бы мир таким прекрасным.

Я верю, что сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. В это искренне верил и автор замечательной повести "Алые паруса" - Александр Грин. Писатель изобразил эту силу, для которой не существует никаких преград, нет ничего невозможного. Нужно только твердо верить в свою мечту и ждать чуда.

В повести «Алые паруса» мы встречаем юную Ассоль, воспитанную добрым и любящим отцом. Живет девочка уединённо: сверстники отталкивают ее, взрослые недолюбливают, перенося на нее нелюбовь к отцу. Ассоль жива своей единственной мечтой, которую ей подарил Эгль – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Как-то он сказал, что когда-нибудь за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. И с тех пор Ассоль с надеждой смотрела на горизонт в ожидании алых парусов.
Вторым главным героем повести является Артур Грэй, который мечтал стать капитаном. В 15 лет он поступил служить на судно простым матросом. После четырех лет упорного труда Артур постигает морское ремесло и встает у штурвала своего корабля.

Узнав, о чем грезит Ассоль, юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он обязательно поможет. Так, утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль.

Вот она - волшебная, всепобеждающая сила мечты. Девочка ждала чуда, была готова к нему, верила в него - и оно произошло.

Мечта, если в нее поверить всеми силами души, становится могучей творящей силой. И в этом наилучшим образом убеждает нас прекрасная и добрая повесть Александра Грина, которая вдохновила режиссера Александра Птушко снять художественный фильм с одноименным названием. Сценарий к нему написали Александр Грин и Алексей Нагорный. Замечательный актерский состав возглавили Анастасия Ветринская и Василиий Лановой. Они реализуют главную идею автора повести и сценария о том, что человеку в своей жизни нужно иметь заветную мечту, глубоко верить и стремиться к ней, и только тогда она обязательно исполнится.

Все в наших руках, надо лишь захотеть, приложить все старания, все свое упорство.

Мечтайте и верьте! Пусть у каждого человека исполнится заветная мечта, ведь это и есть настоящее счастье, иметь то, чего очень сильно хочешь.

Сочинение по направлению: Мечта и реальность

Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").
Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными, предсказуемыми обывателями.

Главная героиня повести А. Грина "Алые паруса" Ассоль - счастливое исключение из этого правила. Выросшая среди приземленных, озлобленных людей, она сумела не только противостоять их колкостям и обидным насмешкам, но и не усомниться в своей судьбе.

С раннего детства Ассоль любила слушать увлекательные истории о морских приключениях, которые рассказывал ей отец - бывалый моряк. Отправляясь в город неподалеку от Каперны, чтобы "снести товар" в лавку, она нередко погружалась в мир фантазий, беседуя с обитателями кораблей и домиков, которые мастерил Лонгрен. Во время одной из таких прогулок девочка повстречала бродячего сказочника Эгля, предсказавшего, что за ней приплывет принц из далекой страны на корабле с алыми парусами, и она станет принцессой.

С этого дня в душе Ассоль поселилось ожидание чуда - и оно было столь искренним, по-детски простодушным, что нашло отклик в окружающем пространстве.

В это время далеко от рыбацкого поселка в родовом замке рос романтичный и мечтательный мальчик, влюбленный в море и корабли. Будучи человеком целеустремленным, смелым и волевым, подросший Грэй решился оставить отчий дом, чтобы осуществить свою мечту. Еще юнгой он сумел добиться уважения и одобрения опытного экипажа. Быстро накапливая знания в области навигации и приобретая необходимые навыки, юноша в конце концов стал капитаном. Его сердце осталось открытым для чудес, поэтому, увидев на лесной поляне спящую Ассоль, а потом узнав ее историю и предсказание, он понял, насколько она дорога ему, и решил осуществить долгожданную сказку: "… когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя".

Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Сочинение «Мечта и реальность» по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"

Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка. И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей. Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле. Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку. Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить. В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну. Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец. В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились. Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.


Сочинение по направлению: Мечта и реальность

Мечта — это заветное желание, которое, исполняясь, делает человека счастливым.
А счастье мечта принесёт только в том случае, если человек идёт к ней.

Заветной мечтой всех членов семьи в рассказе С. Георгиева было приобретение собаки. Первой, кто пытался приблизить свою мечту к реальности, стала мама. Она втайне от всех приобрела собачью миску. Зато маленький мальчик, отказавшись от обедов, купил то, что заставило всех действовать, — ошейник. И вскоре щенок, принесённый отцом, сделал счастливыми всех в этом доме.

Примером мечты, к которой человек шёл долгие годы, может служить история древнегреческого оратора Демосфена. В детстве он очень заикался, но, чтобы избавиться от дефекта, набирал в рот гальку и произносил речи на берегу моря в шуме прибоя. Его мечта осуществилась: он стал величайшим мастером речи.

Если человек упорно стремится к воплощению мечты, она сбудется.

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Подготовка к

итоговому сочинению

«ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (стихотворение в прозе) По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь - довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал - и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

И. С. Тургенев

Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведении?

Нравственная подлость и бесчестие

«Довольный человек»

Делает зло другим

(сочинил клевету)

«многообещающий человек»

ЧЕСТЬ - … ЧЕСТЬ

  • Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.
  • Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти.
  • Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.

Честь или бесчестие?

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

«Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Возможные формулировки тем:

  • Береги честь смолоду…
  • Может ли честь противостоять бесчестию?
  • Согласны ли вы с высказыванием П.Корнеля «Мы не вправе жить, когда погибла честь»?
  • Есть ли в наши дни люди чести?
  • Легко ли жить без чести и совести?
  • Честь и честность: как связаны эти понятия?
  • Какая уж честь, коли нечего есть!
Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

Бесчестие

Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публий Сир

Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.

Корнель Пьер

Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Корнель Пьер

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

Истинная честь не может терпеть неправду.

Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель

Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие. Публий Сир

Честь - это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

(А. С. Пушкин)

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению

Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. ….

Я думаю, что … Несомненно, … Мне кажется, что…. По-моему, ….

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. Так, …

Своё мнение по данной теме

+ переход к аргументам из литературы

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства.

А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, т.к. не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Во многих произведениях литературы честь является мерой человечности и порядочности героев.

Честь как воплощение духовной силы героя Честь как воплощение духовной силы героя

Честь рода - категория народной нравственности. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь жены. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.

Честь как воплощение духовной силы героя

«Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю », – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана.

Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.

Честь как воплощение духовной силы героя Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века

(В. Быков «Сотников»).

Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия.

Литература в помощь

  • Д.Фонвизин «Недоросль»
  • А.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.Пушкин «Дубровский»
  • М.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
  • М.Лермонтов «Беглец»
  • Н.Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л.Толстой «Война и мир»
  • Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.Грин «Зелёная лампа».
  • М.Шолохов «Судьба человека»
  • В.Быков «Обелиск»; «Сотников»
  • Б.Васильев «В списках не значился»
  • Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

Аргументация

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

  • Формулировка своей позиции в виде тезиса;
  • Оформление микро-вывода,
  • с использованием цитаты

И. С. Тургенев

Бесчестие, по-моему, это …………….. Вспомним …………….. Писатель рисует …………………….. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину ………………………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию нам позволяет ирония ……………………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова ….(пословицу)…. + микровывод. Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого - значит лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.

Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что ………………………………. В конце хочется вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека - это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина:

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пожалуй, честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, идти ли дорогой чести или жить без неё, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести. Однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества. Ведь нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа.

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание Составьте и запишите сложный план по каждой из данных тем:

  • Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
  • Что значит идти дорогой чести?
  • Что толкает человека на бесчестные поступки?