Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мусоргский. Избушка на курьях ножках. Знакомим детей с музыкой С.С.Прокофьева Прокофьев сказочка рисунок к музыкальному произведению

Сборник Сергея Сергеевича Прокофьева «Детская музыка», состоящий из 12 лёгких пьес, продолжает традицию детских фортепианных сборников. Прокофьев — композитор ХХ века, и его музыкальный язык заметно отличается от языка Шумана и Чайковского.

Музыка ХХ века смелее использует красочные, порой диссонирующие аккорды, более свободно относится к ладу, в котором чаще появляются хроматические, «чужие» звуки, часто применяет причудливую фактуру, заметно отступает от «правил» музыкальной формы.

Сборник «Детская музыка» написан в 1935 году. Есть в нём и картины природы («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер»), и зарисовки ребячьей жизни («Прогулка», «Пятнашки»), и танцы (Тарантелла, Вальс), есть два комических марша, о которых мы с вами когда-то говорили («Шествие кузнечиков», Марш), есть и «Сказочка», и пьеса «Раскаяние», затрагивающая серьёзные детские переживания, и вариации на мелодию, близкую русской народной песне («Ходит месяц над лугами»).

«Сказочка» — одна из самых лёгких пьес этого сборника. Хотя она очень коротенькая, в ней можно найти несколько разных музыкальных образов, каждый из которых имеет свой музыкальный материал. Её двухчастная форма с включением устроена не совсем обычно. Первый период состоит из трёх, а не из двух предложений.

Пример 110

Первые два такта — вступление. Что это — мелодия или аккомпанемент? Иногда ученики принимают эти два такта за основную мелодию и играют звучно, размашисто. На самом деле это тихий фон, на котором разворачиваются события, и играть его нужно осторожно, не выделяя никаких звуков. Но всё-таки это не совсем привычный аккомпанемент. Он одноголосен и наполнен интонациями, как мелодия. В нём уже заключён один из музыкальных образов: тихая монотонная речь рассказчика. На этом фоне разворачивается певучая мелодия, похожая на русскую народную песню. Это ещё один музыкальный образ: русская сказка о старинных, давно забытых временах. А голос, рассказывающий её, всё звучит и звучит.

Во втором предложении русская мелодия уходит в нижний голос, интонации рассказчика слышатся яснее, они становятся богаче, разнообразнее и наконец сливаются с событиями сказки. Как в кино: сначала мы видим рассказчика, потом наплывают события его рассказа, затем снова выразительное лицо рассказчика крупным планом. Вспомним, что Прокофьев жил уже в эпоху кинематографа, да и сам писал прекрасную музыку к фильмам.

В третьем предложении снова появляются «кадры» с событиями сказки.

Необычность этого периода не только в том, что у него «лишнее» предложение, но и в том, как предложения соединяются. В них нет кадансов. Они «вмонтированы» друг в друга. Новое предложение мы узнаём только по изменению «этажей» фактуры. А последний звук периода (первая нота в двухчетвертном такте) — это и первый звук следующего раздела: снова резкий «монтажный стык».

Второй раздел открывается новой темой. Ещё один музыкальный образ.

Пример 111

Мелодии нет. Тихие звоны пробегают по всем регистрам, гудят на педали. Это бубенчики звенят в дальней дороге, или праздничные колокола запели, или ларец волшебный открывается? Тем и интересен музыкальный язык, что он позволяет нам вообразить сразу многое. Ясно одно: происходит что-то новое, загадочное, интересное.

Пробежал лёгкий ветерок коротенькой гаммы, и исчезло, испарилось волшебное видение. Снова мы слышим широкую русскую песню на фоне монотонного рассказа. Оба звуковых пласта теперь звучат октавой ниже. В самом конце снова неожиданно мелькнула яркая картинка… Исчезла… Вот и сказке конец.

WWW

Послушать пьесу «Сказочка» целиком (исполняет Фредерик Чиу)

Ещё одна маленькая пьеска: «Дождь и радуга» .

Два образа — и в названии, и в музыке. Простая двухчастная форма с маленькой кодой.

Музыка первого раздела необычна. Мелодии нет. Даже тональность определить почти невозможно. Какие-то аккордовые пятна-кластеры из больших секунд. Вся эта звуковая «неразбериха» крепко собрана мерным, «барабанящим» ритмом. Но всё очень понятно: это дождь. И не просто дождь, а последние его капельки. В конце каждой фразы аккордовый «туман» рассеивается в звучаниях чистых октав, разнесённых по разным регистрам. Кажется, мы и в самом деле видим между тучами клочки ясного голубого неба. Сначала соль, потом до. И вот нам уже ясно, что это светлый, солнечный до мажор.

Пример 112

И вдруг в высоком-высоком регистре появляется чистая, светлая мелодия — радуга. Жёсткие секунды дождя сменились красивыми мягкими терциями в аккомпанементе к мелодии радуги. Терции чередуются с глубокими басами, отстоящими от них на несколько октав. Надо хорошо потренироваться, чтобы попасть на правильные ноты! Но когда научитесь, то вдруг обнаружите столько воздуха, столько простора!

А в коде — последние весёлые капельки тёплого летнего дождя.

Пример 113

WWW

Послушать пьесу «Дождь и радуга» целиком (исполняет Любовь Тимофеева)



ПРИРОДА И МУЗЫКА

Вечер

1-е занятие

Программное содержание . Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты природы, музыки, поэтического слова.

Ход занятия:

П е д а г о г. Все вы наверняка любовались красотой природы вечером, когда день угас, всё вокруг затихло, устало, замерло.

Русский поэт Афанасий Фет много стихотворений посвятил природе, воспевая её красоту. Вот одно из них:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. В звуках, красках, словах они по-своему выражали свои чувства, изображали дивные, таинственные картины засыпающей вечерней природы. Вот ещё одно стихотворение. Его написал Иван Алексеевич Бунин - русский писатель и поэт:

Серп луны под тучкой длинной
Льёт полночный слабый свет.
Над безмолвною долиной -
Темной церкви силуэт.
Серп луны за тучкой тает, -
Проплывая, гаснет он.
С колокольни долетает,
Замирая, сонный звон.
Серп луны в просветы тучи
С грустью тихою глядит,
Под ветвями ив плакучих
Тускло воду золотит.
И в реке, среди глубокой
Предрассветной тишины
Замирает одинокий
Золотой двойник луны.

А вот как в музыке передана картина вечерней природы. В пьесе С. Прокофьева «Вечер» вы услышите сходные со стихотворением И. Бунина настроения. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Спокойная, нежная, задумчивая.

П е д а г о г. Да, музыка задушевная, ласковая. Она звучит то, как протяжная русская песня (исполняет фрагмент), то затаённо, заворожённо, умиротворённо (исполняет среднюю часть), то снова задушевно, плавно, нежно (играет окончание фрагмента пьесы, затем весь фрагмент).

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать музыкальные произведения с одинаковыми названиями, стихотворения, картины.

Ход занятия:

П е д а г о г. Что вам нравится в ночной природе?

Д е т и. Звёзды на небе, тишина.

П е д а г о г. Вы слушали стихи о вечерней природе, пьесу С. Прокофьева «Вечер». Давайте сравним её с другой пьесой, композитора Роберта Шумана, с похожим названием - «Вечером». Какая по характеру пьеса С. Прокофьева «Вечер»? (Исполняет её.)

Д е т и. Певучая, нежная, задумчивая.

П е д а г о г. Да, музыка широкая, песенная, певучая. Только в середине мелодия исчезает, и появляются мечтательные, светлые интонации (исполняет фрагмент). А как звучит пьеса Р. Шумана? (Исполняет её.)

Д е т и. Тоже нежно, светло, задумчиво.

П е д а г о г. Да, обе пьесы близки по настроению, но в музыке Р. Шумана мелодия звучит более зыбко, переливчато, мерцает, словно свет волшебных звёзд. Это произведение входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». В этой музыке и впрямь рождается картина фантастической, сказочной красоты ночи, вечера: сияние звёзд, волшебный свет луны, таинственные шорохи листвы... (Пьеса звучит повторно.) У русского поэта Николая Михайловича Языкова есть стихотворение, созвучное этой музыке:

Вечер

Прохладен воздух был; в стекле спокойных вод
Звёздами убранный лазурный неба свод
Светился; тёмные покровы ночи сонной
Струились по коврам долины благовонной;
Над берегом, в тени раскидистых ветвей,
И трелил, и вздыхал, и щёлкал соловей .

Стихотворение русского поэта К. Р. тоже перекликается с музыкой Р. Шумана по духу, по настроению. В нём чувствуется ожидание какой-то тайны, заворожённость красотой:

Ни звёзд, ни луны. Небеса в облаках.
Ветер замер. В лесу тишина.
Не дрогнет ни единый листок на ветвях.
Эта ночь тайной неги полна!
Ни слёз, ни борьбы, позабыт мир земной,
И одна лишь в душе благодать.
В упоении так сладостно с нежной тоской
Этой ночи безмолвной внимать!
Она овладела таинственно мной...
Ожидая чего-то, стою...
Полновластная ночь, я один пред тобой:
О, поведай мне тайну свою!

(Фрагмент пьесы Р. Шумана звучит ещё раз.)

А вот ещё одно стихотворение о вечерней природе – Ивана Сергеевича Тургенева:

Весенний вечер

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветер в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зелёный, тёмный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

(Звучит пьеса С. Прокофьева.)

Нарисуйте дома картины вечерней природы, которые родились в вашем воображении, когда вы слушали стихи и музыку.

(На занятиях могут быть использованы репродукции картин художников с изображением вечерних и ночных пейзажей. Их можно сравнить с музыкой и стихами.)

С. Прокофьев. Вечер
Рекомендации по исполнению . Пьеса спокойного, нежного характера. Мелодия напоминает русскую протяжную песню. В начале пьесы в аккомпанементе важно услышать мелкие лиги, подчеркнуть их мягкие окончания. В мелодии необходимо дослушивать длинные звуки и осторожно играть её продолжение.
В 12-20-м тактах (середина фрагмента) мелодия исчезает, появляются разложенные гармонии, которые исполняются мягко, легко, подчёркивая светлые верхние звуки. В третьей части фрагмента (21-28-й такты) мелодия повторяется вновь и оплетается аккомпанементом из середины фрагмента.

Р. Шуман. Вечером
Рекомендации по исполнению. Умиротворённый, светлый характер пьесы создаётся мягким покачивающимся аккомпанементом и скрытой мелодией, которая рождается из верхних звуков фактуры аккомпанемента. Три верхних звука восьмыми в правой руке в каждом такте образуют триоль. Аккомпанемент тоже состоит из триолей, но звучащих более мелкими, шестнадцатыми длительностями.
Триоли мелодии не совпадают с акцентами аккомпанемента, что рождает полиритм, зыбкость звучания, заворожённость. Исполняя пьесу, важно найти разные краски для звучания мелодии и остальных звуков фактуры. В третьем такте один из звуков мелодии попадает в левую руку, что создаёт определённые трудности для исполнения, так как линия звучания не должна прерываться. Важно объединить звуки мелодии единой линией, движением нисходящих, потом восходящих звуков, услышать кульминацию: 12-14-й такты.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вечер, mp3;
Шуман. Вечером (из цикла Фантастические пьесы), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, dp

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Утро

Сергей Сергеевич Прокофьев. Утро
Пётр Ильич Чайковский. Зимнее утро


1-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы писали музыку о природе.

Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.

Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка спокойная, светлая.

П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).

В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты).

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран.

Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.

Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка тревожная, жалобная.

П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).


2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать музыкальные произведения, стихотворения, картины, близкие и контрастные по настроению.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте две пьесы, с которыми вы познакомились на прошлом занятии: «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняет пьесы, дети определяют характер музыки).

Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки.

Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным.

Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок - воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,
По плечу молодцу все тяжёлое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Какой музыкальной пьесе оно близко по духу?

Д е т и. «Утру» С. Прокофьева.

П е д а г о г. Да, в музыке С. Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то светлые интонации (исполняет фрагмент). И стихотворение И. Никитина начинается со слов: «Звёзды меркнут и гаснут».

Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню (исполняет 18-23-й такты). И в стихотворении И. Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.

В стихотворении Сергея Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому музыкальному произведению она близка?

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Д е т и. «Зимнему утру» П. Чайковского.

П е д а г о г. Да, в музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 17-24-й такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней... (Играет 25-й - 32-й такты, потом всю пьесу целиком.)

А вот ещё одно стихотворение С. Есенина:

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

С каким музыкальным произведением можно сравнить это стихотворение?

Д е т и. С пьесой С. Прокофьева «Утро».

П е д а г о г. Да, в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его - приветливое, милое, задушевное! (Могут быть использованы репродукции картин художников с изображением восхода солнца, разные по настроению.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Утро
Чайковский. Зимнее утро
Чайковский. Занялася заря, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.




Биография. Прокофьев родился 11(23)апреля 1891 года в селе Сосновка в Екатеринославской губернии в Украине, где его отец был управителем имения Сосновых. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Умер Прокофьев в Москве 5 марта Бокова С Ю


Детство и юность. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 годов - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. Бокова С Ю




Становление Прокофьева… Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Бокова С Ю


С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет "Ромео и Джульетта" по В. Шекспиру (1936); Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Бокова С Ю


Прокофьев оставил огромное творческое наследие 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония- концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально- симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. "Русская увертюра", "Симфоническая песнь", "Ода на окончание войны", 2 "Пушкинских вальса"); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.). Бокова С Ю


Музыка для детей. симфоническую сказку на собственный текст "Петя и волк" с инструментами- персонажами (1936); Среди них балет «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Музыка для детей». Бокова С Ю



Что такое танец? ТАНЕЦ, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Бокова С Ю


Полька. Полька. Танец чешского происхождения, в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Полька широко использована также в опере Сметаны Проданная невеста и опере Шванда-волынщик Яромира Вейнбергера. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др Бокова С Ю




Вальс. Вальс. Свое начало в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen – «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы – лендлеры, которые вошли в моду ок Бокова С Ю
Тарантелла. Очень живой танец в размере 6/8; его название связано либо с городом Таранто в Южной Италии, либо с пауком тарантулом, который встречается в этом районе. Легенда гласит, что укушенный тарантулом заболевает болезнью («тарантизм»), которую можно исцелить только безудержной пляской. Для музыки тарантеллы, во многом похожей на сальтарелла, типично движение сплошными триолями. Хорошо известные образцы тарантеллы в профессиональной музыке можно найти у Ф.Листа, Ф.Шопена, К.М. фон Вебера, Д.Обера; финал Итальянской симфонии Ф.Мендельсона также напоминает по стилю тарантеллу. Бокова С Ю

  1. 1. Знакомим детей с музыкой С. С. Прокофьева «Детская музыка» Иванченко Наталья Владимировна музыкальный руководитель СП «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
  2. 2. Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891- 5 марта 1953), композитор, пианист, дирижёр. Для детей им написаны: Симфоническая сказка «Петя и волк», балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», альбом пьес для молодых пианистов «Детская музыка».
  3. 3. Детская музыка для фортепиано Сборник из 12 легких фортепианных пьес «Детская музыка» появился в 1935 году, после возвращения Прокофьева на родину из 15-летнего пребывания за рубежом. Его появлению способствовало бурное развитие детской самодеятельности, рост сети детских музыкальных школ. Композитор почувствовал в дыхании сегодняшней жизни интонации и образы, близкие детворе. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки.
  4. 4. «Утро» В пьесе «Утро» между аккордами, звучащими в разных регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, свежей «утренней» мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны остатки уходящей ночи: там все еще в тени, туда еще не дошли первые лучи наступающего дня.
  5. 5. «Прогулка» Но вот исчезли последние тени. «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
  6. 6. «Сказочка» Тихая и нежная, русская по мелодии и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника. Мелодия напоминает русский жалеечный наигрыш, который выразительно оттенен подголосочной полифонической тканью пьесы.
  7. 7. «Тарантелла» «Тарантелла» − итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале.
  8. 8. «Раскаяние» «Раскаяние» − самая серьезная из всех 12 пьес. Как хорошо она передает чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими- то очень важными вопросами, и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
  9. 9. «Вальс» Чудесный светлый «Вальс», пленяющий пластичностью мелодии, заставляет вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. Вторая тема вальса изящна и капризна, воспринимается как выразительный диалог.
  10. 10. «Шествие кузнечиков» «Шествие кузнечиков» – очень забавное, с чертами маршевости и преобладанием фанфарных энергичных интонаций.
  11. 11. «Дождь и радуга» «Дождь и радуга» − музыка рисует унылое, грустное настроение – нельзя из-за дождя на улицу выйти! Потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
  12. 12. «Пятнашки» «Пятнашки» – безудержно-шаловливая беготня, словно перекликающиеся с «Тарантеллой». Музыка полетна, в пьесе много веселого озорства, юмора, улыбки, неожиданных акцентов.