Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мордва: внешность и происхождение. Упрямая и мудрая мордва

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

На вопрос какие свойства характера присущи мордве заданный автором Невропатолог лучший ответ это Обитая в плодородных лесных местностях, изрезанных реками и испещренных озерами, мордва с незапамятных времен (ранее XIII столетия) занималась земледелием, лесными промыслами, звериною охотою и рыбною ловлею. Подобные занятия рисуют миролюбивый характер мордвы. Но мирные ее занятия нередко нарушались опустошительными набегами завистливых сосе-дей - с северо-запада русских, с юго-востока татар. От столь страшных погромов часть мордвы покорилась русским, часть бежала к истокам Мокши (в нынешний Наровчатский уезд) , притаилась в лесах и основала поселение.
Мокшане крепко отстаивали свою независимость и только после сильных поражений уступали силе, покорялись то русским, то татарам, платили дань произведениями земли или звериными шкурами и, усыпляя таким образом врага, снова принимались за свои любимые занятия. Нам кажется, что только миролюбивым характером мордвы и можно объяснить, почему это племя так редко заявляло о своем политическом существовании и почему мы так мало знакомы с ее гражданским бытом. Впрочем, изучение быта нашего простонародья составляет современную задачу, за которую давным бы давно пора было приняться нашим ученым. Как бы то ни было, смотря на теперешнего мордвина, любуясь его кротким, но в то же время мужественным характером, нам невольно приходит в голову, что предки этих добрых людей терпеливо сносили иго своих победителей.
С покорением царства Казанского мордовская страна окончательно подчинилась владычеству русских. Плодородие земли влекло сюда служилых людей для поселения. Русские остроги росли с каждым годом и мало-помалу превращались в много-людные села и города. Словом, русский элемент с помощью колонизации постепенно усиливался, мужал и брал перевес над туземным. Пятивековое соседство русских, разумеется, не осталось без влияния: оно неминуемо должно было отразиться на характере и быте мордвы. Умственная неподвижность, грубые обычаи, суеверие и несознание необходимости улучшения хо-зяйства и домашней жизни, наверное, заимствованы мордвой от русских пришельцев.
Отличительные черты характера мордвы объяснить нетрудно. Наткнувшись на местность плодородную, довольно щедро наде-ленную дарами природы, защищенную густым лесом, богатую водой, мордва, естественно, должна была остановиться на ней. Когда же приложенные силы и уменье к обеспечению существования щедро вознаградились местными климатическими усло-виями, мордва крепко полюбила свою новую страну, и любовь к ней ясно выразила одиннадцативековым постоянным на ней пребыванием.
Обрисованные мною патриархальность мордвы, привязанность ее к родному селению, уважение к лесу, довольство и давно развившееся посильное умение пользоваться дарами окружающей природы - без сомнения, не что иное, как прямые следст-вия глубоко укоренившегося расположения к обитаемой ею стране.
Обычаи, обряды и суеверия. Мордва, говоря о массе, наделена от природы хорошими умственными способностями, имеет ост-рую память и довольно удачно судит о предметах серьезных. Но до сей поры она неграмотна и груба. У большинства ее умст-венные способности находятся еще в младенчестве и сильно подавлены различными заблуждениями и предрассудками.
Причина неграмотности и отсталости та, что мордвин крепко предан старине и недоверчив к нововведениям; по понятию его хорошо только одно старое, дедовское, хотя бы то было совершенная нелепость и бессмыслица. Отсюда ясно, почему мордва от чистого сердца верит домовым, лешим, оборотням, колдунам, ведьмам и богата она старинными обрядами, обычаями, приме-тами и поверьями для различных случаев семейной и общественной жизни. Многие из последних общи с русскими. Укажу более резко выдающиеся из них.

- 9534

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 18 138 человек, относящихся к мордве (0,5 процента от общего количества жителей). В 1989 году было 27 095 (0,7 процента).

Когда я начал готовить материал о мордве Южного Урала, сразу поразился нескольким моментам. Оказывается, те, кого мы привычно именуем мордвинами и мордовками, сами себя так никогда не называли, это имя им дали другие народы. Но неоднородность этносов, объединенных словом «мордва», не помешала им стать в ряд коренных народов страны. Взаимопроникновение зашло так глубоко, что разобраться, где мордва, русские и другие россияне, очень трудно.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Появление на Южном Урале

Мордва переселялась в наши края в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с русской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Дальнейшей миграции способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей.

Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства. Было решено переселять людей на восток, в частности, в наши края.

В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору. Весной 1928 года началось заселение поселка № 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Построили землянки. Занялись землепашеством. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. В 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали.
В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 человек. Житель этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной стал Героем Советского Союза, участником Парада Победы.

В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе за «палочки» работали. Люди отправлялись на восток, в Челябинске они устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселилось в поселках Малакуль и Партизан.

Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах. «Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат и сестра приехали. Сестра - Анастасия Бурлакова, брат – Петр Паршин». Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.
Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина. Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах.

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).
- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, - с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, - и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Гордые люди

Насколько я понял, самые главные качества мордвы – гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана).

Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я это понял, когда заглянул на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. Большая часть «паспортных» мордвинов живет за пределами республики.

Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения. В эти дни звучат призывы «помнить имя свое». Эрзяне считают себя потомками арийцев (эрзя – от слов «эрий», «арий» – житель) и возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое – это история Руси.








Разноликая Россия: заметки очеркиста об одном из самых трудолюбивых наших народов

Любящая родные песни и мифы поэтическая натура мордвина не может жить… без работы. Это самая суть его - неуемная жажда деятельности и упорство, которое помогает ему преодолевать все препятствия, лишь бы сделать дело хорошо и правильно. Есть чему поучиться у этого народа.

Глухой ночью в крестьянской избе что-то страшно запищало. Писк разбудил обитателей дома и не на шутку перепугал их. Но тут хозяин увидел в углу крошечное, с наперсток, существо и облегченно вздохнул:

Куйгорож!

Без работы жить с ним невозможно, и если не дашь ему занятия по душе – все в доме порушит от избытка сил. Настырность Куйгорожа в работе дойдет до того, что придется давать ему невыполнимые задания, например, вычерпать воду из болота или свить веревку из песка...

Куйгорож – мордовский гном. Его видит только хозяин. Хозяин-мордвин про него и легенду сложил. Знал, что этот невидимый миру, но сильный малыш – суть самого мордвина: его неуемная жажда деятельности и упорство, доходящее порой до необузданного, дикого упрямства. «Запрячь» мордвина, погонять его трудно. Спасаясь от крепостного права, мордва рассеялась по всей Руси великой, ушла в Сибирь и частично даже в Армению, и говорить о мордовской диаспоре столь же исторически корректно, что и о диаспоре китайской, еврейской или армянской.

Но сначала мордва жила кучно в громадном углу между Окой и Волгой, будучи отдельной и самостоятельной нацией, принадлежащей к большой финно-угорской семье языков и народов.

К ней, напомню, относятся эстонцы, финны, карелы, удмурты, марийцы, коми и др. – с одной стороны, и венгры, ханты и манси – с другой.

Впрочем, любой, даже не слишком ученый мордвин может тут же, на месте, упрекнуть меня в том, что мордва отнюдь не единая нация: есть мордва-мокша и мордва-эрзя (а я ему отвечу, что знаю об этом, да еще добавлю, что есть и маленькая подгруппа шокша, сама о ней писала). Два мордовских языка похожи, но различий между ними больше, чем между русским и белорусским. На мокшанском и эрзянском языках в Мордовии издается литература и периодика, они изучаются в школе и вузах, таблички на учреждениях делаются на трех языках, но... читают прохожие обычно только третью надпись. В столице Мордовии Саранске вам, правда, намекнут, что и здесь на удобренном свободой поле чудес выросло в 90-е годы некое подобие межнационального дискуссионного клуба: кто «лучше», кто древнее, кто культурнее – мокша или эрзя, но успокаивает хотя бы то, что разговаривают спорщики на общем для всех и более привычном русском языке (на котором и делается третья надпись на дверях учреждений)…

Все это только надоевшая всем политика, а вот то, что языковедческие и этнологические мордовские тонкости быстро отходят в прошлое вместе с поэтическим эпосом мордвы, вызывает громадное сожаление. И если бы не ученые...

В Саранске нет, пожалуй, большего знатока всего мордовского, чем профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ Валерий Анатольевич Юрчёнков. Некоторое время назад мы с ним говорили об особенностях мордвы.

Когда любого соседа – татарина, чуваша, марийца – спросишь о главной национальной черте мордвина, все они в один голос называют упрямство. Но с положительным оттенком. Попытаешься уточнить: упорство? Нет, именно упрямство. Моя дипломница провела опрос на эту тему, и процентов 85 респондентов сказали это слово. Выделяют еще доброжелательство, контактность... Справедливо! Смотрите: мордва – это единственный финно-угорский народ, который имеет огромнейшую диаспору, значит, умеет жить вместе с другими народами. Хотя в средние века мордва под руководством своих князей сильно сопротивлялась русскому завоеванию. И только когда монголы пошли на Русь, бывшие неприятели стали союзниками.

Мордва – люди православные; в Мордовии замечательные храмы. За триста лет с начала крещения мордовского народа на территории, где он проживает, появилось около 650 храмов и 42 монастыря!

После потрясений первой половины ХХ века, связанных с разрушением церквей, православная жизнь восстановилась. Была создана Саранская и Мордовская епархия. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии. Сейчас в Мордовии больше 250 храмов, 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 8 монастырских подворий, есть духовное училище.

7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской и Мордовской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, что под городом Темниковом. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей.

В начале 80-х годов я, между прочим, побывала там, в «бывшем» тогда монастыре. Из окошек полуразрушенного главного здания выглядывали головы веселых пэтэушников. Некоторые окна, выбитые ими же, были заткнуты подушками. Но в центре монастырского двора цвела аккуратная клумба, а поодаль я совершенно неожиданно для себя увидела ухоженную могилу великого русского флотоводца, адмирала Федора Ушакова. Впоследствии мне стало известно, что была там и вторая могила – родного дяди адмирала, старца Феодора Санаксарского.

В 2001 году Ф.Ф. Ушаков был причислен Русской Православной церковью к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков (6 октября 2004 года Архиерейский собор РПЦ причислил Феодора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных).

В 2006 году в честь Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске был возведен величественный кафедральный собор.

…А что касается Куйгорожа и языческих верований вообще, то мордовская женщина может обращаться к богине Толаве, просить ее о чем-то и при этом креститься. Да и мы-то, русские, уже тысячу лет как христиане, разве не суеверны бываем?..

Летом 1957 года в поселке Торбеево, что к западу от Саранска, узнали, что их земляк, гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев удостоен высокого звания Герой Советского Союза. Было за что.

До войны Михаил, по происхождению мордвин-мокша, окончил в Казани речной техникум, выучившись на речного капитана. Но стал летчиком-истребителем. После тяжелого ранения он был переведен, в точности, как в фильме «Небесный тихоход», в тихоходную авиацию. Только после встречи с легендарным Александром Покрышкиным в мае 1944 года Девятаева вернули в авиацию истребительную. В том же году он был сбит подо Львовом. Спускаясь с парашютом, потерял сознание, ударившись о собственный самолет, и был взят в плен. В Лодзинском лагере для военнопленных осуществил первую – неудачную – попытку побега. Далее был лагерь смерти Заксенхаузен, где ему удалось поменять свой статус со смертника на штрафника. Наконец, остров Узедом, знаменитый полигон Пенемюнде, где нацисты испытывали крылатые и баллистические ракеты «Фау». Вот отсюда-то упрямый мордвин и сбежал, усадив в «Хейнкель-111» еще девять заключенных.

Михаил Петрович дожил до 85 лет. Долго ходил по Волге на речных судах капитаном, участвовал в испытании новых судов, водил «Ракеты» и «Метеоры», которые ныне, увы, так редко увидишь на волжских просторах…

Если вы любитель искусства, и вам вдруг предложат командировку в любой город России, без сомненья выбирайте столицу Мордовии. В Саранске – Эрьзя.

Его работы, разумеется, есть и в Русском музее, и в Третьяковке, но там другие шедевры помешают вам рассмотреть работы мордовского гения. А в Саранске, в музее собственного имени, он весь на виду.

Не мною замечено, как имя влияет на судьбу человека. Останься талантливый Степан, как был по метрикам, Нефедовым – может, и не видать ему мощной мировой славы. Но он выбрал себе псевдоним по имени своего народа. Правда, большую часть своей жизни скульптор писал свою новую фамилию латинскими буквами – Erzia. Италия, Франция, Аргентина… – куда только не забрасывали его судьба и творчество.

Упрям был, зол, своеобычен. В конце концов, нашел для себя материал твердый, как каррарский мрамор, но, в отличие от камня, - живой. Из полноводных южноамериканских рек неистовый мордвин выуживал тяжеленные стволы кебрачо, или квебрахо – дерева с человечьим цветом древесины: от розового до исчерна-смуглого. И альгарробо с его болезненными наплывами древесины тоже полюбилось скульптору.

Какие личности были увековечены Эрьзей в его ни на чьи не похожих работах: Ева, Моисей, Христос, Ленин, Толстой, Сталин!

Ну, а кроме них – просто мордвин, просто аргентинка, просто казашка, мордовская девушка, неизвестная русская, а также собственная мать Степана Дмитриевича. А «портреты состояний»? А знаменитая «Страсть»...

В конце своего жизненного пути Степан Дмитриевич вернулся на Родину, еще работал в Москве, а похоронить завещал в Мордовии, что потом и было сделано. Надгробный памятник был выполнен вечным соперником Эрьзи Сергеем Коненковым.

Через большое село Баево, родину Эрьзи, всегда проезжал, бывало, направляясь к соседям в Чувашию, бывший глава Республики Мордовия, ныне губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин, с которым мы знакомы много лет. Он рассказывал мне как-то о селе Баево:

Вот смотрите: буквально за несколько лет появилась в этом селе улица Новая. И ведь какие дома стоят красивые! При этом люди сами себе их построили, своими силами, помогая односельчанам вскладчину. Но откуда же средства, спрашиваю, в это тяжелое время? Оказывается, в радиусе едва ли не ста километров дома и колодцы построены руками баевских мастеров. Вообще всегда очень много было на мордовской земле отходников, сезонных рабочих, которые уезжали работать за тысячи километров. По 40-50 мужчин из одной деревни уезжали, создавали бригады по 4-5 человек и работали по 14-16 часов в день.

В основном, это мастера по дереву: поставить колодец, срубить дом, украсить фронтон резьбой, окна – наличниками. И за всю эту красоту берут меньше, чем частные фирмы.

Николай Иванович стал рассказывать мне о мордовской деревне.

Малонаселенных деревень в Мордовии мало – напротив, здесь есть села по 4-5 тысяч человек. Сохранились они, по мнению Н.И. Меркушкина, потому, что мордовские крестьяне всегда хорошо работали на земле, стремясь к обеспеченности, к хорошей жизни.

Да, собственно, и отходничество-то развилось потому, что на своей земле часто не хватало работы: много работников. А мордовский мужик, как трудоголик Куйгорож, без работы жить не может. И уж если поставил себе цель – заработать, будет настойчиво стремиться к ее осуществлению, никто его не остановит.

Повидала и я еще в советское время много мордовских полей и ферм. Это были настоящие поля – то есть места, где произрастает пшеница, рожь, ячмень, овес как таковые, а не сорняки. Это были настоящие фермы, молоко и сливки с которых таковы, что вкуснее их в России я нигде и не пробовала: купишь на ужин и сидишь пьешь в гостинице, никакого ресторана не надо.

Кстати, о ресторане. Моя первая командировка в тогдашнюю Мордовскую АССР в качестве собкора «Комсомольской правды» состоялась больше тридцати лет назад. Стояла зима, всегда какая-то особенно белая и чистая в этом лесном и сельском краю. С делами справились быстро. «А теперь обедать», - сообщили мне. Дорога, шедшая сквозь снежные поля, скользнула на мост и взлетела к опушке соснового бора. Мы поднялись на второй этаж лесного ресторана, где принимавшие меня работники обкома комсомола накормили всю компанию вполне по-европейски и даже шампанского дали выпить под привычный тост «за успех нашего безнадежного дела». В путь? Но хозяева загадочно улыбались и глядели на лестницу, ведущую с первого этажа. Вдруг показалась голова девушки в диковинном уборе, потом сама девушка в мордовском национальном наряде… Она несла на блюде стопку чего-то массивного и воздушного одновременно.

Никогда не пробовали? Наше кушанье, сугубо мордовское.

Это были пшенные блины. Пышные, нежные, мягкие, они запомнились мне столь же ярко, как домашний хлеб, что пекла в станице Березовской моя двоюродная бабка – донская казачка, как украинский борщ – произведение моей тети-украинки, как белорусские драники – кулинарная попытка мужа, как еврейский цимес в доме друзей, как огненная грузинская, испанская и корейская еда, чешские кнедлики и настоящий узбекский плов, которые я пробовала в своих многочисленных путешествиях. Не стоит, право, относиться с пренебрежением к гастрономическим жизненным впечатлениям: поварские традиции точно так же входят в культуру народа, как песни, легенды и вышивки.

Главное – ко всякому доброму делу относиться с любовью. А если прибавить к любви мордовское упорство, которое здесь с таким упорством называют упрямством, то результаты окажутся впечатляющими. Так оно, кстати, и есть.

Пока в каких-нибудь иных регионах России власти дружно ноют от бессилья и доводят поля до полной неузнаваемости, а бывшим скотным дворам позволяют «удобрять» бывшие поля битым кирпичом, агропромышленный комплекс Мордовии пребывает вот уже который год в звании одного из ведущих в стране, а по производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения этот регион вообще редко кто когда обходит.

Живы и здравствуют большинство промышленных предприятий республики. В 2012 году Саранск, столица Мордовии, занял второе место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в России».

Итоги специального исследования показали, что зарегистрировать фирму, получить разрешения на строительство, подключиться к электросетям и оформить право собственности проще всего именно в Саранске. Заодно этот чистенький, приятный во всех отношениях город стал четыре года назад победителем конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России». А что? Когда всё чисто и правильно , легче работается. Труд же, как мы уже знаем, - любимое дело мордвина.

Специально для «Столетия»


На данной карте представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке.
Это не придуманные и не выдуманные территории, это официальная позиция учёных и исследователей, а именно эрзя это междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; мокша это бассейн р. Цна, Мокша и верховья р.Суры.
Помимо этого отображены и территории современной национальной автономии народов эрзя и мокша, это республика Мордовия(зелёным цветом). Почему эрзя и мокша а не мордва, откуда появилась Мордовия, и почему её территории значительно уступают историческим землям этногенеза этих народов? Итак по прядку.
Всем наверное приходилось слышать о таком народе "мордва", а кто-то наверное и поговорки о мордве слышал: "упрямый как мордвин", "поперечная мордва", "мордовский гвоздь - сучок" ну и подобные. Многие слышали о таком субъекте федерации как республика Мордовия(РМ) или ранее Мордовская автономная советская социалистическая республика (МАССР) и её столица - Саранск, кто-то наверное даже знает, что в 2018 году там будут проводиться матчи, не много не мало, а ЧМ по футболу. И вроде бы нет вопросов, мордва - Мордовия, и всё это где-то непонятно где. Но давайте разберёмся откуда пошло это название(мордва).
Итак, мордва это экзоэтноним, т.е внешнее название народов, которые именуют себя(на родных языках) эрзя и мокша. Внешнее, означает то, что мордвой народы эрзя и мокша называли их соседи, а не они сами. Сама форма слова "мордва" русскоязычная и в таком виде распространилась из русского языка т.е с запада(стоит заметить что восточные соседи этого слова никогда не применяли, они применяли наши этнонимы: чуваши называли нас - irse, татары - мухша.) Но корень слова имеет более древнее происхождение, а именно иранское от mard, murd - мужчина или человек. Так каким-же образом это слово из ираснких языков попало в русский? Для этого необходимо обратиться к древней истории народов Восточной Европы. Приведём первое упоминание "мордвы": Оно относится к 6 веку н.э, готским историком Иорданом упоминается некий народ "морденс", который числится в списке покорённых в 4 веке народов, готским королём Германарихом: thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas ” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins ” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Википедия (Мещера)

Если речь идёт действительно о "мордве", то можно заметить, что корень слова тот-же "mord" добавляется окончание "ens" из германских языков. Исходя из того что готы и ранние славяне в те времена находились чуть-ли не вперемешку(это эпоха переселения народов), то скорее всего именно от готов славяне приняли обозначение наших народов, которое стало иметь славянскую форму "мордъва". Но как из иранских языков данный экзоэтноним попал к готам? Здесь уже поможет такая наука как археология. В начале 1 тысячилетия н.э на обширных территориях Европейской части России учёными выделены родственные археологические культуры Дьяковская и Городецкая. Кто не знает что это, но хочет узнать - в общих чертах описано в википедии, в том числе и территории, на которых располагались данные археологические культуры. Они определяются как финно-угорские, т.е народы оставившие артефакты данных культур говорили на финно-угорских языках, и родственных эрзянскому.
Кстати вот фрагмент этнической карты Европы, которая показывает расселение этносов в 1-2 в. н.э:(полный вид см. тут: http://www.roman-glory.com/images/img050101-05.jpg)


Чтобы примерно было понятно какие территории занимали Городецкая и Дьяковская культуры(на карте "финно-угорские племена") нанёс точки расположения некоторых нынешних российских городов. Как видно они занимали основную часть восточно-европейской равнины. В начале нашей эры начинается так называемое великое переселение народов, на север вторгаются группы южных соседей тиссагетов(так Геродот называет племена Городецкой культуры) - сарматы-аорсы. Опытные воины-аорсы жестоко подавляют сопротивление местных лесных охотников - тиссагетов, подчинаяют их себе, и образуют что-то вроде фактории на средней Оке, которая впоследствии обособляется. Именно тогда по всей видимости и приходит слово"mord", происходившее от ираноязычных аорсов на территорию Мещеры. Позднее до Оки дотягивается и империя готского короля Германариха не задолго до её крушения в результате вторжения гуннов. Готы берут под контроль среднюю Оку, после чего начинают формироваться Рязано-Окские племена(3 век). Именно тогда готам становятся известны племена на Оке под названием "mordens". Позже Рязано-Окские племена независимы и начинают развиваться самостоятельно, готская верхушка ассимилируется среди местного населения. Именно тогда они начинают движение на земли восточнее от Оки в Оксо-Сурское междуречье и участвуют в этногенезе народа Эрзя, другая часть оседает на Цне и верхвьях Суры, формируюя Мокшанский этнос, с самого начала имевший отличия от эрзянского в ориентации грунтовых могильников, мокшанские были ориентированны головой на юг, юго-восток, эрзянские-же - на север, на северо-запад. Уже это говорит о различиях в религиозно-мифологических представлениях народов(обряд погребения целиком связан с религиозно-мифологическими представлениями народов). Однако, не смотря на то, что эрзя и мокша народы разные, на западе, среди славянских племён всё-таки сохраняется общее название этих народов со времён сарматского властвования над их предками - "мордъ" с собирательным окончанием "ва". Именно по-этому много веков спустя, летописец Руси - Нестор упоминает «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык» . Стоит заметить финно-угорский народ мурома(дорусское население Мурома), так-же формируется под влиянием Рязано-Окцев, но летописец пишет о разности языка "мордъвы"(в данном случае эрзи) и "муромы".
Итак, мы разобрались с тем откуда к нам пришло название "мордва". Очевидно это иноэтническое название, а не народ, народы-же эрзя и мокша не определяли себя таким образом. Т.е определение мордвы как народ - ошибочное, но при этом оно достаточно широко муссируется властями и официальной наукой. На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою» . Очевидно оба этноса имели и меют собственное самосознание(эрзянское или мокшанское).
Часто со стороны сторонников мордвинизации можно услышать упрёк, в котором сравнивается "мордва" и марийцы. Сущность упрека заключается в том, что марийцы делятся по языку на луговых и горных, но при этом остаются марийцами. А мы, мол, несправедливо делим мордву по языкам на эрзя и мокша. Часто они это объясняют населению, опираясь на его неподкованность в знаниях о своём народе, тем самым убеждая их в своей правоте. Однако они несколько лукавят и многого не договаривают.
Во-первых, до революции марийцы определялись экзоэтнонимом "черемис"(Нестор их упоминает, см. выше). После революции черемисы добились того, что-бы их народ определялся их собственным этнонимом(названием на своём языке) - мары, мари. С этого момента они становятся широко известны под названием мари, а так-же возникает их автономия - Марий-Эл со столицей Йошкар-Ола(красный город), до этого было русское название - Царевококшайск. Очевидно это стало возможно благодаря тому, что как луговые, так и горные черемисы - это мари, у них родной этноним един, что говорит о единстве марийского народа. У "мордвы" этого нет. Нет родного этнонима у эрзи и мокши, который бы объединял их, исторически так сложилось, что нет. По-этому сегодня власти, чтобы усидеться на креслах начинают приставлять к инородному слову "мордва" окончание "сь", в итоге получается кошмар под названием "мордвась", ещё "вась-вась" не хватает подставить...
Вообще можно собрать целый список различий, по которому видно, что эрзя и мокша два народа, а не субэтносы одного.
1)Эрзянский и Мокшанский языки - разные языки.(как известно нет языка - нет народа) Общая лексика в эрзянских и мокшанских сёлах отдалённых р-онов Мордовии - 73%, для примера: русского и украинского - 86%, Что касается литературных языков, то власти подогнали общую лексику до 90%, но на чистом литературном никто не общается. По-этому такая цифра -лишь на бумаге.
2) Эрзя и Мокша - этнонимы двух народов, общего этнонима нет, есть только инороднический экзоэтноним.
3) Отличались в религиозно-мифологическом плане(выше описывал), так-же дохристианские божества имели разные названия (Инешки паз, Чам паз - эрзя; Вярде шкай, Шкабавас - мокша) - верховне боги. Тоже касается и других божеств.
4) Национальный костюм и орнамент различаются.
5) Зодчество
6) Антропологический тип

7) Что касается шокши - как раз она и есть этнографическая группа эрзи: они так-же себя называют эрзя. Т.е эрзя является общим этнонимом и для эрзи и для эрзи теньгушевского р-она(шокши). По-этому эрзя и шокша - один народ.
8) На исторических землях отсутствует чересполосное проживание эрзя и мокшан, т.е народы эрзя и мокша жили по соседству, но не в перемешку. Только после татар-монгольского нашествия эрзянский и мокшанский народы пришли в движение - эрзянские сёла появились в Пензенской обл. в перемешку с мокшанскими. Но даже при этом они сохраняют свое мокшанское или эрзянское самосознание .(и это спустя много веков!) Существует ещё множество более незначительных различий, не вошедших в список.
Однако не смотря, на то, что мы два народа - остаёмся близкородственными. У нас немало общего, и сформировались на одной "платформе" с обрусевшими народами меря, мурома, мещера.
Когда в 30-х годах 20 века обсуждался вопрос об образовании автономии для эрзян и мокшан, были варианты назвать автономию Эрзянско-Мокшанской, однако по причине, того, что, мол нас мало кто знает под своими названиями, решили назвать автономию в честь нашего экзоэтнонима - Мордовской, мол под этим названием нас точно все знают.(у меня вопрос неужели марийцы, удмурты больше чтят свои корни нежели мы? Почему они этим вопросом не задавались? Почему "черемисы" без вопросов стали марийцами, "вотяки" - удмуртами, а "мордва" как была "мордвой" так и осталась, где гордость-то? Откуда этот пофигизм?
Как видно по самой первой карте РМ сильно уступает в размерах этно-историческим территориям эрзян и мокшан. Причина в общем-то банальная, просто когда создавали МАССР, то в неё включались только те территории, где процент численности эрзян и мокшан был не менее 30%, те территории, где этот процент был ниже - просто включались в состав соседних областей, и в состав МАССР уже не входили, даже если эти территории исконные - эрзянские и мокшанские. Как только сегодня эрзянские земли не называют, то "земля Серафима Саровского", то "Земля Нижегородская" то ещё как нибудь, но только не Эрзянская, всячески скрывая реальную историю края, иначе говоря историю подчинения края.
Кстати пучему важно гнуть свою линию сейчас. Менталитет эрзян и мокшан таков, что когда приходит гость - ему тут-же подают лучший стул, а сами посидят у печки, когда гость - русскоязычный - тут-же все в доме начинают говорить по-русски, ну типа, что-бы ему(гостю) было комфортно. Вот таки дела, несомненно это хорошие качества в плане этики, они говорят о высокой нравственности народа, о заботе о ближнем, но привели они к очень нехорошим последствиям - полное обрусение многих сёл. Свой язык второсортным считался, типа "русский главнее и все понимают, так удобнее", когда телевизор с утра до вечера глаголит лишь по русски, то волей-неволей(см. психология) становишься убеждённым, что говорить надо непременно так-же. Однако крестьянин не тот человек, что-бы осознавать, что там за рекой нет страны Эрзянии, и то, что Эрзяния сохраняется лишь в его доме - ему было не важно, важно осознание того что вся скотина во во дворе накормлена, что корова надоена... Ему было не важно, что эрзянский под угрозой, в то время как русский язык - это более ста миллионов человек, в деревнях, в сёлах, в городах, что русский язык под защитой огромной Российской Империи/Советского Союза/Российской Федерации его все ОБЯЗАНЫ учить. У нашей культуры -защиты нет. По-этому пора осознать, что родная культура по угрозой, пора уважать своё, пора бросить куда подальше губительный фатализм и развиваться, развивать своё. Слишком дорогую цену эрзянский народ отплатил истории, слишком много народа не вернулось с чужих войн, слишком много налогов оплачено за чужие яхты, слишком много родного потерянно.