Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Молитвослов канон покаянный. Канон совмещённый: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю. История создания правила

Православная вера несёт в себе радость и очищение. Напускная скорбь и строгость в облике, хороши только для определённых случаев. В православии всё должно быть светлым и радостным, в том числе и покаяние.

Для человека непосвящённого, сам термин покаяния может быть не совсем понятен. А всё потому, что в современном мире, редко когда приветствуется самоанализ, разбор состояния своей души и ощущения чувства вины. Православные, готовые к покаянию используют для этой цели, канон Господу Иисусу Христу. При чтении канона приходит осознание скоротечности времени, очищение души, понимание значения истинных ценностей.

В богослужении, самыми важными и чаще всего употребляемыми формами православных молитв, являются каноны. Более распространённым считается канон покаянный ко Господу нашему. Его читают в храмах как неделимую часть богослужения. Само слово «канон» значит - установленное правило.

Поэтому все каноны разделяются на девять песней, но по сути их является восемь, поскольку вторая пропускается и читается только когда идёт Великий Пост. Любая песнь начинается с ирмоса, как называется первый из тропарей. Следом за ирмосом читается тропарь, перед которым следуют запевы, прославляющие Господа или молящие о прощении.

Важно! Понятие «канон» в православной церкви означает многострофное произведение, прославляющее святого либо посвящённое церковному празднику. Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу является неотъемлемой частью любого молитвослова.

История появления

Доподлинно неизвестно, кто является истинным автором покаянного канона. Но среди православных бытует мнение, что его составителем является граф А. Суворов. На написание молитвослова его вдохновил Великий покаянный канон Андрея Критского.

В девяти песнях канона выразилось множество чувств, присущим истинным христианам. Это и надежда на прощение, и благодарность Господу за милосердие, и сожаление о совершённых грехах. Написанный несколько столетий назад, покаянный канон является до сих пор актуальным.

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.

Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Для чего используется

Довольно часто люди, только начавшие посещать церковь, расстраиваются из-за сложности подготовки к таинству причастия. Ведь несколько дней перед событием необходимо поститься, усиленно молиться, ходить в церковь. Покаянный канон помогает настроить человеку его душевное состояние на нужную волну.

Он даёт возможность православному осмыслить своё поведение, поступки, слова и мысли. В результате, человек становится готов остепениться и принять спасение. Готовясь к Причастию, необходимо очистить душу и сердце, чтобы они были избавлены от грехов.

Сделать это возможно только с искренним покаянием, которое должно владеть верующим человеком всегда. Но особенно оно важно перед Исповедью. Настроившись на такой серьёзный шаг, будьте готовы к тяжёлой работе, ибо покаяться искренне, от всей души, это очень непросто. Покаянный канон Иисусу Христу, поможет подготовиться к исповеди, подойти к ней правильно, с должным настроем и мыслями.

Толкование

Канон, посвящённый Господу Иисусу, представляет собой поэтическое сочинение в виде гимна. Читать его, как и другие молитвы, нужно вдумчиво, неспешно. А чтобы настроиться на необходимое умиротворённое состояние, следует стараться понять значение произносимых слов.

Ветхозаветные события в покаянном каноне преподносятся как новозаветные и описывают свершившееся уже после того, как на Землю пришёл Иисус Христос. Православная Церковь вкладывает в подобное соотношение особый смысл. Народ Израиля восклицает «Воспоём Богу победную песнь!» - так начинается покаянный канон.

Воззванием «Помилуй мя, Боже», пропетым между первым тропарём и вторым, христиане молят Господа о прощении. Они просят наставить их на путь покаяния, дать им ум. В каждой строчке звучит призыв к покаянию. Обращаясь к Богородице в седалене, входящем в покаянный канон, грешники просят принять их молитвы, охранять от зла.

Как правильно настроиться на чтение

Каноны как церковный гимн входят в храмовое богослужение. Но каждый волен читать его и дома, в одиночестве. Чтобы правильно это сделать, нужно знать, что тропари читаются, а ирмосы поются.

Подготавливаясь к Причастию, православный человек обязан в молитвенном правиле прочитать покаянный канон Господу Иисусу Христу. Чтобы настроиться на его прочтение, нужно его предварять утренними либо вечерними молитвами. Подходить к прочтению следует морально подготовленным, в правильном душевном расположении.

Сердце должно быть смиренным, мысли чистыми, душа светлой и готовой к покаянию. Не должно быть никаких проявлений злости или раздражения. Только смирение, терпение и спокойствие. Не допускайте лишних мыслей, которые могут отвлекать вас от понимания сути читаемого текста.

Слушать онлайн:

  • Первая песнь даёт возможность человеку выразить своё сожаление по поводу грехов. Попросить больше слёз, чтобы оплакать злодеяния. Звучит призыв забыть о лености, обращение к Богу и просьба к Пресвятой Богородице о напутствии.
  • Третья песнь является напоминанием о Страшном Суде. Чтобы избежать адских мучений, душа должна покаяться.
  • В седален входят размышления о необходимости с правильным душевным состоянием представать пред Бессмертным Царём.
  • Четвёртая песнь восхваляет Господа и рассказывает о простых житейских радостях, доступных любому человеку. Но всё же в попытке испытать все наслаждения, нельзя забывать о Небесном Царствие.
  • В пятой песне звучит призыв Божественного света и раскаяние о своей грешной душе.
  • Шестая песнь является прошением уберечь душу от греховного состояния. Ведь только так можно её восстановить, чтобы поклониться Творцу.
  • Седьмая песнь напоминает человеку о тщетности его надежды на земные блага, ибо всё это не вечно.
  • Восьмая песнь показывает, что перед Судом Божиим все равны, бедные и богатые, молодые и старые. А потому, нужно успеть покаяться.
  • В девятой песне призываются ангелы, праведники, святые, все избранники Христа, чтобы они молились о спасении души.
  • В завершении канона звучит молитва, в которой человек просит Иисуса простить его и не отворачиваться.

Нужно отметить, что канон ко Господу Иисусу входит в любой молитвослов. Это один из трех канонов, который в обязательном порядке читается перед подготовкой к Таинству Причащения. Из названия видно, что именно он направлен на то, чтобы размягчить душ верующего и настроить его на покаянную волну. Также его чтение связано с таинством Покаяния. Как известно именно это таинство предшествует к причастию.


Нужно отметить, что очень часто людей, которые только начинают ходить в церковь расстраивает и огорчает сама подготовка к причастию. Она подразумевает специальную подготовку на протяжении трех дней. В эти дни нужно постится и ограничивать себя в жирной и молочной пище. Кроме того, по возможности необходимо все три дня посещать церковь и усердно молится.


Непосредственная подготовка начинается на церковной службе на кануне проведения самого обряда. А именно на вечерней службе. И только после строгого соблюдения такой подготовки, священнослужитель может провести обряд Причастия. Но стоит помнить о том, что Покаяние - это не просто канон и церковная традиция, это самостоятельная молитва, которую необходимо читать в любое время, когда расположена к этому душа человека.

Глас 6-й, Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.


Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.


Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.


Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.


Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.


Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.


Припев:


Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!


Припев:
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!


О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!


И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.


Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.


В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.


Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!


Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!


Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!


И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.


Богородичен

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Связан многими ныне пленицами грехов и содержим лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.


Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!


Слава, и ныне: Богородичен:


Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.


Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


очему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!


Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!


И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душа бо моя грешная того восхоте.


О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?


Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?


И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


огородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.


Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!


Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!


И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Кондак

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.


Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Икос

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.


Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.


Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!


Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!


Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!


И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. (Дважды)


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.


Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).


Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!


И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь.


Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.


Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!


Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!


Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.


И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.


Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Даруй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне умиления, нет во мне слезы утешительной, приводящей детей к своему наследству. Омрачился я разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя – не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, воспитай меня с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Ирмо́с

(греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; поэтому ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Ирмосы собраны в богослужебной книге «Ирмологий».


Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.


Верьте в то, что Ваши молитвы будут услышаны. Главное – это искренняя вера в произнесенные слова и в милосердие Господнее. Для того, чтобы искренне просить о чем-то, необходимо делать это с чистой душой, а для этого необходимо покаяться.

Канон покаянный ко Господу Иисусу входит в состав любого молитвослова. Это – один из трех канонов, читаемых православным христианином при подготовке к таинству Святого Причащения. Название канона говорит само за себя: он должен размягчать душу верующего, настраивать ее на покаянную волну, открывать для общения с Богом и принятия Его Святого Тела и Крови.

Покаянный канон Иисусу Христу перед причастием читается еще и потому, что в православной традиции таинству Причащения всегда предшествует другое таинство – Покаяние. Что это за таинство и почему без него нельзя приступить к причастию? Многие путают покаяние и исповедь, потому что два эти понятия неразделимы, но все же не стоит забывать, что покаяние – это внутренне состояние души, а исповедь – следствие этого состояния, его внешнее проявление.

Покаянный канон ко Господу Иисусу как часть подготовки к Причастию

Человека, который только начинает ходить в церковь, часто огорчает необходимость такой длительной подготовки к Таинству Причащения – прежде, чем приступить к чаше с Телом и Кровью Христовыми, нужно в среднем три дня поститься, по возможности посещать богослужения, усерднее молиться. Непосредственная молитвенная подготовка к Таинству начинается накануне вечером или утром в день причастия – именно в это время православный христианин должен прочитать три канона, среди которых важное место занимает Покаянный канон Господу Иисусу Христу. После них читается Последование ко Святому Причащению, последние молитвы которого мысленно произносятся верующим непосредственно перед причастием. Все перечисленное – не просто ритуал, это правило, которого придерживается каждый православный. Но нельзя забывать и о том, что Покаянный канон Иисусу Христу – не только часть правила, но и самостоятельная молитва, которую можно читать в любое время при соответствующем душевном расположении.

Как Покаянный канон ко Господу Иисусу способствует покаянию?

Автор христианского канона покаянного ко Господу Иисусу достоверно неизвестен, но в православных кругах можно услышать мнение, что его составил граф А. С. Суворов, вдохновившись Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Он состоит из девяти песней, каждая из которых выражает множество чувств – сожаление о грехах, надежду на прощение, благодарность за великое милосердие и долготерпение Божие. Ирмосы канона повествуют о значимых ветхозаветных событиях, а также содержат догматические пояснения, касающиеся Спасителя и Его Пречистой Матери. Таким образом, чтение Покаянного канона Иисусу Христу имеет не только душеполезную, но и просветительскую функцию.

Слушать на видео Покаянный канон Иисусу Христу

Текст Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу

Глас 6. Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и, видя гонителя фараона утопающим, взывал: «Богу победную песнь воспоем!»

Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, моему; но не смею взирать на небо, только молю, взывая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

О горе мне, грешному! Более всех людей несчастен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слезы, чтобы горько оплакивал я грехи мои!»

Слава: Безумный, несчастный человек, в лености ты тратишь время! Подумай о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и горько плачь о грехах своих!

И ныне: Матерь Божия Пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сетей диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

Ирмос: Превыше всех Свят Ты, Господи Боже мой, вознесший в славе верных Твоих, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в грехах твоих!

Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде кончины покайся в грехах твоих!

Слава: Увы мне, многогрешному! Делами и мыслями осквернившись, ни капли слез не пролил от жестокосердия! Ныне воспрянь от земного, душа моя, и покайся в грехах твоих!

И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и учит нас творить добро; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь я в грехах своих!

Господи, помилуй (трижды)

Седален, глас 6-й

Помышляю о Дне Страшном и оплакиваю злые мои деяния. Какой я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!

Слава, и ныне, Богородичен:

Связанный узами множества грехов и угнетаемый тяжелыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»

Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, о Господе торжествуя.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Широк путь здесь и легко поддаться наслаждениям, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от этого, человек, ради Царствия Божия!

Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, ближнего твоего не любишь, блудом и гордыней согрешаешь? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!

Слава: О безумный человек! Сколько еще будешь, тонуть и вязнуть, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты более стремись получить Царствие Божие.

И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы не умер я скоропостижно, будучи неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!

Ирмос: Божественным светом Твоим, Благой, озари души с утра призывающих Тебя, – молюсь я, – чтобы познать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, из тьмы греховной всех призывающего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, злому зверю, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирал, ушами слушал, языком говорил злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Слава: Блудника и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злыми делами порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!

Ирмос: Видя житейское море, волнуемое бурей бед и искушений, я к тихой пристани Твоей пристал и взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!

Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности этой и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!

Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!

И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и принеси их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»

Подумай, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»

Ирмос: Ты соделал так, что печь окроплял росою Ангел святым отрокам, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на кратковременную красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.

Ирмос: Из пламени Ты для святых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Как мне не плакать, когда думаю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)

Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»

И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют даже чины Ангельские взглянуть; но через Тебя, Всечистая, явился людям Слово Воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от вечных мук!

Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!

Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!

И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Сораствори в моем теле благодать от Животворящего Тела Твоего, и услади душу мою Твоей Честной Кровью после горечи, которой напоил меня враг.

Возвысь к Тебе мой ум, от суеты мирской, и возведи из пропасти погибельной. Ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слез утешительных, возводящих чада к своему наследию на небесах.

Помрачился я умом в житейских страстях, в болезни не могу , не могу согреться слезами любви к Тебе!

Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Источник всех благ, даруй мне покаяние полное и трудолюбивое сердце, чтобы найти Тебя, даруй мне благодать Твою и верни меня к образу Твоему.

Если я оставлю Тебя — Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, возрасти меня, напитав хлебом Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

***

Это одна из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - глазу.

Всевидящее Око Божие Круг первый, центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

Круг второй представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста. Надпись по окружности: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем".

Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица. И третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: "Очи мои на верныя земли посадити и с собою". Надпись на окружности: "Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая".

Круг четвёртый, самый большой, изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями: "Серафим слово Бог", или же в этом круге четыре ангела, из которых два внизу со свитками.

Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено "Небо небес" с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: "Бог с небесе сияния своего сподоби мя". На всей же окружности четвёртого круга надпись: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея". Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах - четыре круга евангелистов, от третьего круга - за четвёртый; на окружностях - имена и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

***

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Глас 6-й

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Яко по суху - как по суше. Пешешествовав - пройдя пешком. Богу победную песнь поим, вопияше - (Израильский народ) воскликнул: Воспоем Богу победную песнь!" (именно так, с кавычками, следовало бы писать при передаче современным письмом это место, тем более что несколько необычный для нас порядок слов затрудняет понимание).

Припев:

Примечание: В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и Сыну, и Святому духу и И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава:

Безумне, окаянне, человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делах твоих горько.

И ныне:

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешнаго и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Аз - я. Глаголя - говоря. Даждь - дай. Паче - более. Несть - нет.

*В некоторых древних рукописях есть надписание: "Творение Кир (господина) Андрея Критского". - Примеч. протоиерея Сергия Правдолюбова.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Несть свят, якоже Ты - Нет столь святого, как Ты. Вознесый рог - возвысивший силу (рог - сила, крепость, преимущество; вознести рог - прославить, укрепить силу, даровать победу на врага). Верных твоих - верующих в Тебя (но, несомненно, и верных Тебе).

Утвердивый нас на камени исповедания Твоего. Слово исповедание означает здесь также завет: на камне Завета Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас; темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава:

Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне:

Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостливая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Внегда - когда. Ведущи - зная. Праведницы - праведники. Помощи - помочь. Темже - здесь; поэтому, из-за этого. Возникни - поднимись, возвысься (из согнутого - ниц - положения).

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава, и ныне:

Богородичен: Связан многими ныне пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Седален - краткое церковное песнопение, при исполнении которого молящимся дозволяется сидеть в храме - садиться для слушания следующего за ним чтения из Священного Писания или жития святого. После 3-й песни канона следовало в храме уставное чтение (поучений, житий), перед которым и располагался седален.

В этой статье Вы найдёте канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу: полный текст с толкованием слов.

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу

Глас 6

Песнь 1

Ирмос : Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

[перевод : Морскую бездну точно сушу стопами Израиль попирал, гонителя фараона видел потопляемого и восклицал: “Богу победную песнь воспеваем”.]

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

[Ныне приступил я, грешный и обремененный, к Тебе, Владыке и Богу моему; не смею же взирать на небо, только молюсь, говоря: “Дай мне, Господи, ум, да плачу о делах моих горько”.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

[О, горе мне, грешному! Более всех людей окаянен я, покаяния нет во мне; дай мне, Господи, слезы, да плачу о делах моих горько]

Слава: Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

[Безумный, окаянный человек, в лености время губишь; подумай о жизни твоей, и обратись ко Господу Богу, и плачь о делах твоих горько]

И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

[Мати Божия Пречистая, взгляни на меня, грешного, и от сети диавола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, да плачу о делах моих горько]

Песнь 3

Ирмос : Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

[Никто не свят, как Ты, Господи Боже мой, вознесший мощь верных Твоих, Благий, и утвердивший нас на камне веры Твоей]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

[Когда поставлены будут престолы на Суде страшном, тогда всех людей дела обнажатся; горе там будет грешным, в муку отсылаемым; и то зная, душа моя, покайся в злых делах твоих]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

[Праведники возрадуются, а грешные восплачут, и тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас; того ради прежде кончины покайся, в злых делах твоих]

Слава: Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

[Увы мне, великому грешнику, делами и мыслями осквернившемуся, ни одной слезы не имею из-за жестокосердия моего, ныне воспрянь от земли, душа моя, и покайся в злых делах твоих]

И ныне: Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

[Вот взывает, Госпожа, Сын Твой и поучает нас добру, я же, грешный, от добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй меня, да раскаюсь в злых моих делах]

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

[Помышляю о дне страшном и плачу о деяниях моих лукавых: как отвечаю бессмертному Царю, или как дерзну воззреть на Судию я блудный? Благосердный Отец, Единственный Сын и Дух Святой, помилуй меня]

Слава, и ныне:

Богородичен:

Связан многими ныне пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

[Связан я ныне многими цепями грехов и одержим лютыми страданиями и бедами, к Тебе припадаю, моему спасению, и взываю: “Помоги мне, Дева, Мати Божия”]

Песнь 4

Ирмос : Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи

[“Христос моя сила, Бог и Господь”, – досточтимая Церковь достойно Бога поет, взывая в чистоте разума и торжествуя в Господе]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

[Зачем убогого обижаешь, удерживаешь плату работника, брата твоего не любишь, ревностно стремишься к блуду и гордости? Оставь все это, душа моя, и покайся ради Царства Божия]

Слава: О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.

[О, безумный человек, долго ли будешь увязать, собирая, как пчела, богатство твое? Вскоре ведь оно погибнет все, словно прах и пепел; старайся же более искать Царства Божия]

И ныне: Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.

[Госпожа Богородица, помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, да внезапная смерть не похитит меня неготового, и доведи меня, Дева, до Царства Божия]

Песнь 5

Ирмос : Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

[Божиим светом Твоим, Благой, души с утра взыскающих Тебя любовию озари, молюсь Тебе, да Тебя ведаем, Слове Божий, истинного Бога, от мрака греховного взывая]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

[Вспомни, несчастный человек, что лжи, клевете, разбою, немощам и лютым зверям ты из-за грехов порабощен; душа моя грешная, этого ли возжелала ты?]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геене предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

[Трепещут все члены тела моего, ибо всеми я согрешил: очами взирал, ушами слышал, языком злое говорил, всего себя предавая геенне огненной; душа моя грешная, этого ли возжелала ты?]

Слава: Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

[Блудника и разбойника кающихся принял Ты, Спаситель, лишь я леностью греховной отягчен и злым делам порабощен; душа моя грешная, этого ли возжелала ты?]

И ныне: Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душе бо моя грешная того восхоте.

[Дивная и быстрая помощница всем людям, Мати Божия, помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная сего возжелала сейчас]

Песнь 6

Ирмос : Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

[Житейское море вижу, возмущаемое напастей бурею, к тихому берегу Твоему пристаю, взывая к Тебе: “От гибели спаси жизнь мою, Многомилостивый]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земле блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.

[Жизнь земную блудно прожил и душу во тьму предал, ныне же молю Тебя, Милостивый Владыка, освободи меня от порабощения врагу и дай мне разум, да творю волю Твою]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

[Кто творит подобное мне? Ибо как свинья лежит в грязи, так и я в грехе валяюсь. Но ты, Господи, извлеки меня из этой гнусности и дай мне расположение сердечное, да творю заповеди Твои]

Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.

[Воспрянь, несчастный человек, к Богу, вспомнив свои согрешения, припади ко Творцу со слезами и стоном; Он же по милосердию даст тебе ум, дабы ты знал волю Его]

И ныне: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

[Богородица Дева, от видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и донеси их Сыну Твоему, да даст мне ум творить волю Его]

Кондак

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

[Душа моя, что грехами обогащаешься, что волю диавола творишь, на что надежду возлагаешь? Оставь это все и обратись к Богу с плачем, взывая: “Милосердый Господи, помилуй меня, грешного”.]

Икос

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

[Помысли, душа моя, о горьком часе смерти и Страшном суде Творца твоего и Бога: Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Итак, покайся прежде смерти, взывая: “Милосердный Господи, помилуй меня, грешного”.]

Песнь 7

Ирмос : Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

[Раскаленную печь отрокам сделал Ангел как бы источающею росу, опаляющее же халдеев повеление Божие вынудило мучителя возопить: “Благословен Ты, Боже отцов наших”.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

[Не надейся, душа моя, на тленное богатство и на неправедно собранное имущество, ибо не знаешь, кому все это оставишь, но воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного”.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

[Не уповай, душа моя, на телесное здоровье и на скопреходящую красоту, ибо видишь, как сильные и молодые умирают; но воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного”.]

Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

[Вспомни, душа моя, вечную жизнь, Царство Небесное, ожидающее святых, и тьму вне Царства и гнев Божий, ожидающий злых, и воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного”.]

И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

[Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо не медля помогает она кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и помилует Он меня, недостойного]

Песнь 8

Ирмос : Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

[Из пламени святым Своим росу источил Господь и праведного жертву зажег водою, ибо все творишь, Христе, что только захочешь, Тебя превозносим мы вовеки]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. (Дважды)

[Как не заплакать мне, когда вспоминаю смерть, ибо видел я во гробе лежащего брата моего, славы и образа Божия лишенного? Чего я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде кончины покаяние]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Слава: Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

[Верую, что придешь Ты судить живых и мертвых, и тогда каждому будет определено место, старым и молодым, владыкам и князьям, девам и священникам. Где окажусь я? Поэтому взываю: “Дай мне, Господи, прежде кончины покаяние”.]

И ныне: Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых. Аминь.

[Мати Божия, помоги мне, на Тебя крепко надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит меня, недостойного, с праведниками справа от Себя, когда воссядет судить живых и мертвых, аминь]

Молитва

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

[Владыко Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими раны мои залечивший, даруй мне, много пред Тобою прегрешившему, слезы умиления; да проникнет во все мое тело благоухание животворящего Тела Твоего, душе же моей, подай сладость драгоценной Крови Твоей вместо горечи, которой меня напоил враг; поникший мой ум возвыси к Тебе, и возведи из пропасти погибели, потому что я не имею ни покаяния, ни сокрушения, ни слезы утешительной, возводящих детей Божиих к их наследию. Помрачился умом в житейских страстях, не могу воззреть к Тебе в болезни, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне покаяние полное и сердце, трудолюбиво ищущее Тебя, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего Образа. Я оставил Тебя – не оставь меня; выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними злаками Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь]

В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” и “И ныне и присно и во веки веков. Аминь”.