Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Могучая кучка русских композиторов: Мусоргский. История жизни Биография Мусоргского в ранние годы жизни

Биография

Вслед за тем М. написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки М. сначала выбрал роман Флобера «Саламбо », но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя .

Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов », поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. в г. и сразу же признанная выдающимся произведением в некоторых музыкальных кружках. Это была уже вторая редакция оперы, значительно изменённая драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал её первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября г. «Борис Годунов» снова увидел свет - но уже в редакции, переделанной Н. А. Римским-Корсаковым , который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» на своё усмотрение. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма Бессель и К° в СПб. выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в г. В наше время возрождается интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

В 1875 г. М. начал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки » Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» М. почти успел закончить - но, за исключением двух фрагментов, опера не была инструментована; последнее было сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину» (опять-таки, с собственными переделками) и приспособил её для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавир ( г.). «Хованщина» была исполнена на сцене СПб. музыкально-драматического кружка в г., под управлением С. Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала, в СПб., в г., частным оперным товариществом; у Сетова, в Киеве , в г. В 1960 г. великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал свою редакцию оперы «Хованщина», в которой опера Мусоргского сейчас и ставится по всему миру.

Для «Сорочинской ярмарки» М. успел сочинить два первых акта, а также для третьего действия: Сон Парубка (где он использовал переделку своей симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную еще для неосуществленной коллективной работы - оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак. Оперу ставят в редакции выдающегося музыканта Виссариона Яковлевича Шебалина .

Портрет работы Репина

Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю , сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья М., его быта и интенсивности его творчества. Вследствие этого, после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства М. был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.

Творчество

Мусоргский - большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся - с одной стороны - к оформленному реализму, с другой стороны - к красочному и поэтическому раскрытию слова, текста и настроений через музыку, гибко следующей за ними. Национальное мышление М., как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в её мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец - в выборе сюжетов, главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдаётся своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про «Козла», историю долбящего латынь «Семинариста», влюбленного в поповскую дочь, «По грибы» (текст Мея), «Пирушку».

М. нечасто останавливается на «чистых» лирических темах, и они ему не всегда даются (самые лучшие его лирические романсы - «Ночь», на слова Пушкина, и «Еврейская мелодия», на слова Мея); зато широко проявляется творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Шевченка), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние - на слова самого М.) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашёл здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен.

Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни «Сиротка» и «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина).

В такой тесной, казалось бы, области музыки, как «романсы и песни», М. сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием «Детская» (текст самого М.), в 4-х романсах под общим заглавием «Песни и пляски смерти» ( - ; слова гр. Голенищева-Кутузова; «Трепак» - картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два: «Серенада» и «Полководец»; все весьма колоритны и драматичны), в «Царе Сауле» (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого М.), в «Поражении Сеннахериба» (для хора с оркестром; слова Байрона), в «Иисусе Навине», удачно построенном на оригин. еврейских темах.

Специальность Мусоргского - музыка вокальная. Он образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он часто отводит широкое место монологически-речитативному складу изложения. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского «Каменный гость». Однако, в отличие от Даргомыжского, в своих зрелых сочинениях Мусоргский преодолевает чистую «иллюстративность» пассивно следующей за текстом музыки, характерную для этой оперы.

«Борис Годунов» Мусоргского, написанный по одноименной драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), - одно из лучших произведений мирового музыкального театра, чей музыкальный язык и драматургия принадлежат уже к новому жанру, складывавшемуся в XIX веке в самых разных странах - к жанру музыкально-сценической драмы, с одной стороны порывавшего со многими рутинными условностями тогдашнего традиционного оперного театра, с другой стороны стремившемуся к раскрытие драматического действия в первую очередь музыкальными средствами. При этом обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874 гг.), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одного и того же сюжета. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших тогда рутинных оперных канонов. Именно поэтому в годы жизни Мусоргского господствовало мнение, что его «Борис Годунов» отличается «неудачным либретто», «многими шероховатостями и промахами».

Такого рода предрассудки во многом были характерны прежде всего для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке М. малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. Такое мнение было характерно для советских учебников музыкальной литературы. В действительности же оркестровое письмо Мусоргского просто не укладывалось в ту канву, которая устраивала, в основном, Римского-Корсакова. Такое непонимание оркестрового мышления и стиля Мусоргского (к которому тот, действительно, пришёл практически самоучкой) объяснялось тем, что последний был разительно непохож на пышно-декоративную эстетику оркестрового изложения, характерную для второй половины XIX века - и, особенно, самого Римского-Корсакова. К сожалению, культивировавшееся им (и его последователями) убеждение о якобы «недостатках» музыкального стиля Мусоргского на долгое время - почти что на столетие вперёд - стали господствовать в академической традиции отечественной музыки.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей музыкальной драмы Мусоргского - оперы «Хованщина» на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта), написанную М. на собственный сценарий и текст. Произведение это он писал с большими перерывами, и к моменту его смерти оно осталось неоконченным. (Среди существующих на сегодняшний день редакций оперы, выполненных другими композиторами, наиболее близкими к оригиналу можно считать оркестровку Шостаковича и завершение последнего действия оперы, сделанное Стравинским.) Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается философская тематика власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Чтобы подчеркнуть эту жанровую особенность оперы «Хованщина», Мусоргский дал ей подзаголовок «народная музыкальная драма».

Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали относительно скорое мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к самым часто исполняемым произведениям русской музыки. (Их международному успеху немало способствовало восхищённое отношение таких композиторов как Дебюсси, Равель, Стравинский - а также антерпренёрская деятельность Сергея Дягилева , который впервые за границей поставивил их уже в начале XX века в своих «Русских сезонах» в Париже.) В наше время большинство оперных театров мира стремятся ставить обе оперы Мусоргского в уртекстовых редакциях, максимально приближенных к авторским. При этом в разных театрах идут разные авторские редакции «Бориса Годунова» (либо первая, либо вторая).

К музыке в «законченных» формах (симфонической, камерной и т. п.) М. был мало склонен. Из оркестровых произведений М., кроме упомянутых уже, заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено в г., инструментовано в г.), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» (материал которой впоследствии вошёл в оперу «Сорочинская ярмарка») также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в г. в СПб.; это - ярко колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога».

Ещё одно выдающееся произведение Мусоргского - «Картинки с выставки », написанные для фортепиано в 1874 году , как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Форма этого произведения - «сквозная» сюита-рондо со спаянными между собой разделами, где основная тема-рефрен («Promenade») выражает смену настроений при прогулке от одной картины к другой, а эпизодами между этой темы являются сами образы рассматриваемых картин. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которой принадлежит Морису Равелю (одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского).

В XIX веке произведения М. были изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб.; многое было издано и в Лейпциге, фирмой М. П. Беляева (см. каталог её на г.). В XX веке начали появляться уртекстовые издания произведений М. в оригинальных версиях, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский музыковед П. Я. Ламм, впервые издавший уртекстовые клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», авторские редакции всех вокальных и фортепианных сочинений М.

Произведения Мусоргского, во многом предвосхитившие новую эпоху, оказали громадное влияние на композиторов XX века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграла важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К.Дебюсси и М.Равеля (по их собственному признанию!), стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л.Яначека, И.Стравинского, Д.Шостаковича (характерно, что все они - композиторы славянской культуры), А.Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О.Мессиана и многих других.

Основные произведения

  • «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872)
  • «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым , 1883)
  • «Калистрат»,
  • «Сиротка»
  • «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи , 1916),
  • фортепианный цикл «Картинки с выставки » (1874),
  • вокальный цикл «Детская» (1872),
  • вокальный цикл «Без солнца» (1874),
  • вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1877)
  • симфоническая поэма "Ночь на лысой горе"

Память

Улицы имени Мусоргского в городах

Памятники Мусоргскому в городах

  • село Карево

Другие объекты

  • Уральская Государственная консерватория
  • Театр оперы и балета в С.-Петербурге
  • Музыкальное училище в С.-Петербурге

Библиография

  • Рерих Н. К. Мусоргский // Художники жизни. - Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. - 88 с.
  • В. В. Стасов , статья в «Вестнике Европы» (май и июнь г.).
  • В. В. Стасов , «Перов и М.» («Русская Старина», 1883, т. XXXVIII, стр. 433-458);
  • В. В. Стасов , "М. П. Мусоргский. Памяти его («Истор. Вестн.», 1886, март); его же, «Памяти М.» (СПб., 1885);
  • В. Баскин, «М. П. М. Биографич. очерк» («Русс. Мысль», 1884, кн. 9 и 10; отдельно, М., 1887);
  • С. Кругликов, "М. и его "Борис Годунов («Артист», 1890, № 5);
  • П. Трифонов, «Модест Петрович Мусоргский» («Вестн. Европы», 1893, дек.).
  • Туманина Н., М. П. Мусоргский, М. - Л., 1939;
  • Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954;
  • Орлова А., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963
  • Хубов Г., Мусоргский, М., 1969.
  • Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975
  • Рахманова М. Мусоргский и его время. - Советская музыка, 1980, № 9-10
  • М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989

Ссылки

О Модесте Мусоргском

  • Мусоргский Модест Сайт о Мусоргском.
  • Мусоргский Модест Сайт о жизни и творчестве русского композитора.

Мусоргский Модест Петрович - известный русский композитор, виртуозный пианист, член «Могучей кучки».

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве - Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени - М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов - Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя - Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Основные достижения Мусоргского

  • Музыкальный язык и драматургия нового жанра Мусоргского, музыкальной драмы, обозначили разрыв с рутиной оперного театра того времени, её действие с тех пор совершалось специфически музыкальными средствами. Первой музыкальной драмой стала опера «Борис Годунов».
  • Его «Хованщина» стала первой народной музыкальной драмой, в которой поднимаются пласты глубинной народной жизни, раскрывается тема народной духовной трагедии.
  • Музыкальные произведения Мусоргского оказали большое влияние на многие поколения композиторов: на их основе сформировались стили М. Равеля, К. Дебюсси, а также музыкально-театральные сочинения Л. Яначека, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, А. Берга, О. Мессиана и других.
  • Специфическая мелодика, гармония музыкальных произведений Мусоргского предвосхитили многие черты музыкальной гармонии XX века.

Важные даты биографии Мусоргского

  • 1839 год - рождение
  • 1849 год - поступление в немецкое училище Петришуле (Санкт-Петербург)
  • 1852–1856 года - обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков
  • 1852 год - издание первое фортепианной пьесы «Подпрапорщик»
  • 1856–1858 года - служба в Преображенском полку в чине прапорщика
  • 1863–1867 года - государственная служба чиновником Инженерного управления
  • 1867 год - «Ночь на Лысой горе»
  • 1868–1880 года - служба чиновником в ревизионной комиссии Государственного контроля
  • 1869 год - опера «Борис Годунов»
  • 1972 год - работа над «Хованщиной», «Детская»
  • 1874 год - начало работы над «Сорочинской ярмаркой», цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки»
  • 1877 год - вокальный цикл «Песни и пляски смерти»
  • 1879 год - гастроли по югу России с певицей М. Леоновой
  • 1881 год - смерть
  • Мусоргский обладал прекрасной музыкальной памятью, мог запомнить сходу сложнейшие оперы Вагнера. Однажды он, только познакомившись с «Зигфридом», тут же сыграл на память сцену Вотана.
  • Букву «г» в своей фамилии композитор стал писать только с 1863 года, а до этого времени все документы подписывал как «Мусорский».
  • Единственный прижизненный портрет Мусоргского сделал И. Е. Репин в военном госпитале, после белой горячки композитора, перед самой его смертью.
  • В 1935–1937 годах Некрополь мастеров искусств был реконструирован. В результате площадь перед Александро-Невской лаврой была расширена и перенесена линия Тихвинского кладбища. При этом многие могилы, в том числе и Модеста Петровича, были закатаны асфальтом. Теперь на месте захоронения великого композитора находится автобусная остановка.

Основной фигурой данной статьи будет Модест Мусоргский. Биография композитора начинается с 16 марта 1839 г. в одной из небольших деревень Псковской области. С ранних лет родители, которые принадлежали к старинному роду дворян, приобщали мальчика к музыке. Мать обучила его игре на фортепиано, и в семилетнем возрасте он уже исполнял пьесы. Через несколько лет будущий гений уже осиливал целые концерты.

Биография Мусоргского в ранние годы жизни

Мало кто из предков Модеста мог предположить, что он станет великим музыкантом и композитором. Все родственники Мусоргских были преданы государству, и мужчины служили в армии царя. Исключением сначала стал отец - Петр Мусоргский, который отличался большой страстью к музыке, а потом и его сын, который унаследовал этот дар. Первой учительницей по специальности фортепиано была мама Модеста - Юлия Чирикова.

В 1849 году Модест Мусоргский отправляется в Петербург, и там начинаются его первые профессиональные занятия по музыке с педагогом А.А. Герке. Под его началом он выступает на камерных концертах, семейных вечерах и прочих мероприятиях. А уже в 1852 он пишет и публикует собственную польку под названием «Подпрапорщик».

Период основания «Могучей кучки»

С 1856 года биография Мусоргского разворачивается в в Петербурге, где он параллельно знакомится с композитором Они становятся очень близкими друзьями, которых объединяет не только общее дело, но и творчество - музыка. Некоторое время спустя он также знакомится с А. Даргомыжским, М. Балакиревым, Ц. Кюи, а также с братьями Стасовыми. Все эти композиторы знакомы нам благодаря группе «Могучая кучка», которую они и основали.

Основной фигурой в их «плеяде» был Балакирев - он стал учителем и духовным наставником для каждого композитора. Вместе с ним Мусоргский учил новые концерты и произведения крупной формы таких как Бетховен, Шуберт, Штраус. Посещение филармонии, оперных постановок и прочих музыкальных мероприятий поспособствовало тому, что для Модеста целью жизни стало познание прекрасного и сотворение его же.

Биография Мусоргского в период нового творчества «Могучей кучки»

В следующем десятилетии композиторами «Могучей кучки» было принято правило о том, что они должны следовать всем музыкальным канонам М. Глинки. В этот период Мусоргский написал музыку к повести Софокла «Царь Эдип», а после занялся оперой «Саламбо». К сожалению, она так и осталась неоконченной, но многие произведения, написанные для нее, вошли в шедевр композитора - в оперу «Борис Годунов».

Период путешествий и расцвета творчества

В 60-е годы биография Мусоргского разворачивается на новых землях. Он отправляется в путешествие, в котором главным пунктом становится город Москва. Именно это место вдохновило его на написание его оперы «Борис Годунов», так как, по его мнению, подходящие для постановки «бабы и мужики» встретились ему именно там.

В дальнейшем композитор не забывал давать инструментальные концерты, вокальные выступления. Среди пианистов ему не было равных, а его собственные произведения восхвалялись многими ценителями прекрасного. Именно в этом мире провел свои молодые годы композитор Мусоргский.

Биография его круто меняется в 80-е годы. Тогда нарушилось его здоровье, пошатнулось материальное положение. У него более не было так много времени для творчества, поэтому он начал пить. Скончался он в свой день рождения, в 1881 году, в военном госпитале.

| | | | | | | | | | | | | | | |

Мусоргский - гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов » и «Хованщина ». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие - Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», - так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения - оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти ».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали - мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием - психологией, философией, литературой, - пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо » около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат » на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна » на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист », также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение - «Иванова ночь на Лысой горе ». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба » на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского . Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Л. Михеева

Основные даты жизни и творчества:

1839. - 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских - помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

1846. - Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

1848. - Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

1849. - VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. - Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

1851. - Исполнение Мусоргским "Рондо" А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

1852. - VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. - Издание фортепианнной пьесы - польки "Подпрапорщик" ("Porte-enseigne Polka").

1856. - 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. - 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. - X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. - Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

1857. - Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. - Начало занятий композицией под руководством Балакирева.

1858. - 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

1859. - 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. - VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

1860. - 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

1861. - I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). - 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

1863. - VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. - XII. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Флобера. - 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

1863-65. - Жизнь в "коммуне" с группой молодых друзей (под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского).

1864. - 22 V. Создание песни "Калистрат" на слова Н. А. Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

1866. - Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

1867. - 6 III. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. - 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

1868. - Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. - 23 IX. Показ "Женитьбы" в доме Кюи. - Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. - 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

1870. - 7 V. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Е. Маковского. - Запрещение цензурой песни "Семинарист".

1871. - 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов".

1871-72. - Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией "Бориса Годунова".

1872. - 8 II. Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. - 5 II. Исполнение финала 1-го д. "Бориса Годунова" в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. - II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. - 3 IV. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - VI. Начало работы над "Хованщиной".

1873. - 5 II. Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М.

1874. - 27 I. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - 7-19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. - VII. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

1875. - 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. - 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

1876. - 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

1877. - 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. - Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

1878. - 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - 10 XII. Возобновление "Бориса Годунова" (с большими купюрами) в Мариинском театре.

1879. - 16 I. Исполнение сцены в келье из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). - 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). - 27 XI. Исполнение отрывков из "Хованщины" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

1880. - I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. - 8 IV. Исполнение отрывков из "Хованщины" и "Песни о блохе" в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. - 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. - 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании "Хованщины" (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

1881. - II. Резкое ухудшение здоровья. - 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского - 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. - 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Модест Петрович Мусоргский

Одним из особых членов «Могучей кучки» был Модест Петрович Мусоргский . Идейный воплотитель размышлений , он стал самым ярким композитором из всей компании. И, в общем-то, обоснованно.

Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, и до десяти лет Модест со своим старшим братом Филаретом получал очень достойное образование. У Мусоргских была своя история. Они в свою очередь происходили из князей Смоленских, рода Монастыревых. Вот как раз один из Монастыревых, Роман Васильевич Монастырев, носил прозвище Мусорга. Вот он-то и стал родоначальником Мусоргских. В свою очередь, дворянская фамилия Сапоговых также является ответвлением Мусоргских.

Но это было давно. А сам Модест родился в имении не такого уж и богатого помещика. Произошло это 21-го марта 1839-го года, на Псковщине.

Итак, вернемся к его биографии. Начиная с шести лет, его мама взяла на себя руководство музыкальным образованием сына. А потом, в 1849-м году, он поступил в Петропавловскую школу, что располагается в Санкт-Петербурге. Спустя три года он перешел в Школу гвардейских прапорщиков. В то время Модест совмещал учебу в Школе с обучением у пианиста Герке. Примерно тогда же было опубликовано первое произведение Мусоргского. Это была полька для фортепиано под названием «Подпрапорщик».

Примерно в годы своей учебы, то есть 1856-57-м гг. он познакомился со Стасовым и со всеми вытекающими последствиями и для русской классической музыки в том числе. Именно под руководством Балакирева Мусоргский приступает к серьезным занятиям по композиции. Тогда же он решил посвятить себя музыке.

По этой причине в 1858-м году он ушел с военной службы. В то время Мусоргский написал немало романсов, а также инструментальных произведений, в которых уже тогда стал проявляться его индивидуализм. Например, его неоконченная опера «Саламбо», написанная под вдохновением от одноименного романа Флобера, изобиловала драматизмом народно-массовых сцен.

Для описываемого времени это был блестяще образованный молодой офицер. У него был красивый баритон, и он прекрасно играл на пианино.

Модест Петрович Мусоргский – композитор из “Могучей кучки”

Правда, в середине шестидесятых годов он стал больше художником-реалистом. Кроме того, некоторые его произведения стали особенно близки духу революционеров тех времен. А в таких его произведениях, как «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» он стал особенно ярко проявлять себя как талантливый бытописатель. А чего только стоит его, поставленная по мотивам народных сказок, «Ночь на Лысой горе»?!

Не чуждался Мусоргский и экспериментальных жанров. Например, в 1868-м году он закончил работу над оперой, написанной на произведение Гоголя «Женитьба». Там он старательно претворял в музыку живую разговорную интонацию.

В эти годы Модест Петрович словно развивался. Дело в том, что одним из его величайших произведений стала опера «Борис Годунов». Эту оперу он написал по мотивам произведений Пушкина, и после некоторой переработки она была представлена в Мариинском театре Петербурга. Какие же изменения были внесены? Ее попросту сократили, причем весьма существенно.

Тогда композитор работал и над впечатляющей «народной музыкальной драмой», в которой рассказывал о стрелецких бунтах конца семнадцатого века. Его вдохновители остались все те же. Например, идею «Хованщины» подсказал ему Стасов.

В то же время он пишет циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти» и прочие произведения, по которым становится ясно: композитору нынче не до шуток. И действительно, последние годы жизни Мусоргский сильно мучился от депрессии. Впрочем, у этой депрессии были свои, вполне реальные причины: его творчество так и осталось непризнанным, в быту и материальном отношении он не переставал испытывать затруднения. И, кроме того, он был одинок. В конце концов, он умер бедняком в Николаевском солдатском госпитале, а его незаконченные работы завершали за него другие композиторы из « », как, например, .

Как же так случилось, что он писал столь медленно, непродуктивно, да вообще, что, черт возьми, сломало ему жизнь?!

Ответ прост: алкоголь. Им он лечил свое нервное напряжение, в итоге скатился до алкоголизма, а признание все как-то не приходило. Он слишком много думал, сочинял, а потом все стирал и записывал готовую музыку с чистого листа. Он не любил всяческие наброски, эскизы и черновики. Поэтому и работал так медленно.

Когда он уволился из лесного ведомства, то ему оставалось лишь уповать на финансовую помощь друзей, да на собственный кой-какой, весьма случайный, заработок. И он пил. Да и в госпиталь-то попал после приступа белой горячки.

А время лечит все раны. Сейчас над могилой одного из величайших русских композиторов возвышается автобусная остановка. А то, что нам известно как место его захоронеия – на самом деле лишь перенесенный памятник. Жил один и умер в одиночестве. Вот удел подлинного таланта в нашей стране.

Знаменитые произведения:

  • Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874)
  • Опера «Хованщина» (1872-1880, не окончена; редакции: Н. А. Римского-Корсакова, 1883; Д. Д. Шостаковича, 1958)
  • Опера «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г. Н. Рождественского, 1985)
  • Опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи, 1917; В. Я. Шебалина, 1931)
  • Опера «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979)
  • «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.
  • «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877); оркестровки: Э. В. Денисова, Н. С. Корндорфа
  • «Ночь на Лысой горе» (1867), симфоническая картина
  • «Детская», вокальный цикл (1872)
  • «Без солнца», вокальный цикл (1874)
  • Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Блоха»), «Раёк»
  • Интермеццо (первоначально для фортепиано, позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»).