Методы музыкального обучения и воспитания. Методы музыкального воспитания младших школьников
УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89
Яфальян А.Ф.
Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с. : ил. - (Высшее образование).
ISBN 978-5-222-13910-3
В пособии раскрываются наиболее важные вопросы музыкального воспитания в начальной школе, с учетом имеющихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, разнообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.
Данная работа представляет собой учебное пособие нового поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкальному образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирования, работа с музыкальным дневником, крупные и малые формы внеклассной музыкальной работы. С целью создания целостной музыкальной картины мира у детей в большом объеме представлен материал по музыке Востока и восточной педагогике.
Пособие написано для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов и учителей начальных классов.
УДК 373.3/.5(075.8)
ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73
© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Там, где кончаются слова, - начинается музыка.
Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и музыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенаправленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае", как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Однако на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по музыкальному образованию детей рассчитаны на специалистов - учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных музыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинному пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю - при непосредственном участии детей.
Учитель начальных классов закладывает духовно-нравственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир искусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспитания школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминутно, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бессознательные процессы, влияет на психику и соматику ребенка.
Разнохарактерность и многообразие музыкального искусства агрессивность некоторых современных музыкальных
Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Деятельность педагога начальных классов в области музыкального воспитания должна быть направлена на общее разви
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музыкальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музыки в начальной школе.
Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тематика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особенности музыкального мышления различных народов, рассматривается музыкальное искусство не только народов Запада, музыкальная культура которого явилась основой русской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями музыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.
Такой подход позволит приоткрыть глубины национальной культуры, прикоснуться к источникам древнейших цивилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным музыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Востоком, и в ней причудливым образом и в особом преломлении отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классического искусства, сложившегося на основе западноевропейской музыкальной культуры.
Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос - это единственный уникальный музыкальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкальной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.
В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью повышения общего уровня детей, активизации их умственной, физической, творческой деятельности.
Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погружение детей в мир большого музыкального искусства не учитывает их возрастные особенности. Существует колоссальный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не обремененным слушательским опытом и многовековыми музыкальными традициями. Важно пройти с детьми семимильными шагами за короткий промежуток времени многовековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный - шумовой и звуковой - мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой развития у них произвольного внимания, их слушательской культуры в процессе не только учебно-воспитательной деятельности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.
Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки будущих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.
В первом разделе даются теоретические основы, исторические подходы к музыкальному образованию, воспитанию и развитию детей. Причем, в отличие от традиционного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и западного музыкального мышления, в данном пособии уделено внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.
Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены материалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включения их в различные виды фантазирования. Этот раздел отражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.
Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использованию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже несколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.
Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми младшего школьного возраста, но и в работе с детьми дошкольного и среднего школьного возраста, так как отсутствие осмысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.
\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинтересованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт человека, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.
Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Индии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за возможность использовать его материалы.
Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь отчасти, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических факультетов.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна
Глава 2 Содержание музыкального образования в начальной школе (I–IV классы)
В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с образцами шедевров музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.
В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой деятельности композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы цели занятий музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет – пространство – объем – звуки).
Музыкальное воспитание младших школьников строится на идее такого преподавания музыкального искусства, которое было бы сообразно природе ребенка младшего школьного возраста и природе самого искусства. Для младшего школьника это, в первую очередь, принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.
Рассмотрим примерное содержание музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Темы учебных четвертей исходят из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления периодически повторяется и обобщается.
Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила АлександровнаРаздел 1 История музыкального образования и
Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия АлександровнаГлава 3 Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся
Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко НатальяРаздел 2 Теория музыкального образования
Из книги Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования автора Скворцов Павел МихайловичГлава 1 Общие вопросы теории музыкального
Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора Федорович Елена Наримановна1. Сущность теории музыкального образования Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке
Из книги автора Из книги автора2. Принципы музыкального образования Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как
Из книги автора5. Методы музыкального образования В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы по музыкальному образованию зависит от особенностей содержания учебного
Из книги автораРаздел 3 Методика преподавания музыки в начальной
Из книги автораГлава 3 Музыкальный фольклор в начальной школе Повернуться лицом к кладезю народной мудрости: народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству – одно из приоритетных направлений современной
Из книги автора3.2. Овладение навыком чтения учащимися в процессе обучения в начальной школе Чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы –
Из книги автора Из книги автора Из книги автора1.1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе Сведения об использовании наблюдений за природными объектами для решения образовательных задач мы можем найти уже в Византийской империи, на
Из книги автораГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 1.1. Зарождение фортепианной педагогики в РоссииПонятие «российская фортепианная педагогика» возникло во второй половине ХIХ в. –
Из книги автораГЛАВА 2. НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 2.1 Музыкальные учебные заведения России в конце ХIХ – начале ХХ векаПетербургская и Московская консерватории положили начало системе профессионального
Музыкальное воспитание младших школьников
Введение
Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.
Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть подменялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о музыке и записей текста песен.
Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной школы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слаборазвитых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
1. Музыкально-нравственное просвещение учащихся
В современных условиях социально сложного переходного периода развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности младшего школьника.
Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта культурного развития.
Музыкальное искусство с позиций нравственного просвещения должно служить выполнению главной цели нашего общества - формированию человека практичного, но с высокой духовной культурой. Каждый тип искусства, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, по-разному воздействует на человека.
Музыка - это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственного просвещения и образования.
Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной художественной деятельности. Важная роль отводится музыкально-нравственному просвещению учащихся на уроках. Нравственное просвещение на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности: беседы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы.
Беседы по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.
Наиболее действенной формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. А значит, чтение специальной музыкальной литературы учащимися должно направляться учителем.
«Исследования российских педагогов показали, что правильно поставленный процесс обучения ведёт к развитию в человеке тех качеств, которые необходимы для успешной деятельности в какой-то определённой области. Решающее значение при этом имеет умение учителя осуществлять руководство познавательным процессом, воспитывать учащихся через осмысленное, активное, целенаправленное усвоение музыкально-нравственных ценностей».
Среди форм нравственного просвещения учащихся, как в классной, так и во внеклассной работе особая роль принадлежит возможности непосредственного восприятия искусства. Речь идёт о просмотре музыкальных кинотелефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм нравственного воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственного опыта младших школьников. «Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит учащихся к её пониманию и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных утренников, вечеров, просветительских бесед важно чётко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное - позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч».
Программа по музыке для общеобразовательной школы служит ярким примером того, как на уроке, используя конкретный тематический материал, учитель должен воспитывать у школьников чувства патриотизма, национальной гордости и интернационализма, восхищения подвигом и героизмом на благо Родины.
Школа должна научить детей любить и понимать искусство, воспитать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями, что и является нравственным просвещением учащихся.
Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить, преждевсего, младшим школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлечённо рассказывать детям о музыке, её формах и жанрах, на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен, квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также музыкальные произведения, давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме, вести различные виды внеклассной работы.
Богатство музыкального воображения, вдумчивое отношение к содержанию произведения подсказывают исполнителю и пути для его реализации. Сплав идей, мыслей, чувств и стремлений педагога-музыканта образует то состояние его психики, которое рождает замысел и предвосхищает результат творческой деятельности.
«Развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи нравственного воспитания с эстетическим, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это эмоциональность восприятия благодаря особому свойству музыки, вызывающему сопереживания слушателей».
На музыкальных занятиях активизируются познавательная и умственная деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значении, если перед ребенком будут поставлены задачи: вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу эмоций и переживаний ребёнка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-нравственного просвещения считается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, присущие младшему школьному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. «Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических просветительских задач:
Воспитывать любовь и интерес к музыке, так как развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивая элементарную музыкальную грамотность, что позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;
Развивать общую музыкальность детей, их сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений, ибо если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей;
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, в связи с чем на основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение с исполняемым произведениям, формируется музыкальная потребность;
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах с применением новых сочетаний знакомых танцевальных движений, а также импровизацией попевок, что помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать, ибо такие проявления более характерны для детей младшего школьного возраста».
Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации, отбирать произведения действительно достойные и значительные. Уроки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.
Задачи предмета «Музыка» чётко изложены в программе разработанной лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского, и главная из них - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве ее" форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
В настоящее время большой популярностью пользуется программа по музыке, разработанная коллективом учёных под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Принципиально важным в содержании этой программы является то, что она активно реализует один из основных принципов дидактики - связь с жизнью. «Не менее важны, - подчёркнуто в программе, - и задачи развития у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического, динамического и тембрового), музыкального мышления, воображения, памяти, всех музыкально-творческих способностей».
Вокального воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры... Игровой метод в развитии музыкально -просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. М.: ...
Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников
Курсовая работа >> Педагогика... воспитанию младших школьников» Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников . Предмет исследования – формы и средства эстетического воспитания школьников ... искусства. Визуальная и музыкально -звуковая грамоты, способствующие...
Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников
Курсовая работа >> ПедагогикаВлияющие на эстетическое воспитание младших школьников ; Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников . Гипотеза исследования... занятии (комплексное использование литературных и музыкальных произведений). Умелое использование игр и...
Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе
Реферат >> Педагогика... воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6 Теория гражданского воспитания в историческом контексте - Воспитание гражданственности в современной школе … 9 Глава II. Гражданское воспитание младших школьников ... и музыкальным стал обобщающий...
Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников
Педагогика и дидактика
Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы
Лекция 1.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников
План лекции
1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.
С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере чувств.
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.
1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;
2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;
3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ
о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;
5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи
з ни»;6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво
р ческий потенциал человека;7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн
о го средства общения.2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.
Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).
Задачи учебного предмета «Музыка»
Воспитание любви к музыке;
Освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;
Приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
Воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
Развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.
Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.
В музыкальной педагогике существует множество различных по структ
у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.
Общедидактические методы
К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.
Комплексные методы
1. Метод эмоциональной драматургии.
Данный метод реализуется в следующих приемах:
- Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, в ы светить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
- Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характ е ра, по принципу сходства и контраста.
- Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
- Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель н а мечает способы ее достижения).
2. Метод музыкального обобщения
Данный метод реализуется в следующих приемах.
- Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для у с воения и обобщения материала (темы).
- Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым мат е риалом
- Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.
Частные методы
1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.
Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".
Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с
о стоящих из трех связанных моментов:Четко сформулированная учителем задача;
Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;
Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.
Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к
о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.- Метод создания художественного контекста.
Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе
с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.- Метод создания "композиций".
Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр
о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач
а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.
В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.
Урок музыки это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад
а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:
1. Урок введения в тему.
Основной признак усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:
Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.
Создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.
Закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.
2. Уроки углубления и закрепления темы.
Основной признак применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.
3. Урок обобщения темы.
Основной признак наличие в его содержании более обобщенной хара
к теристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.4. Урок-концерт.
Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.
Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре
х частная форма урока.«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 4 класс, 1 час в неделю.
Сверхзадача предмета «Музыка»
выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков
», «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.
Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.
- Мир звуков. Возникновение музыки;
- Музыка искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
- Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
- Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
- Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент;
- Развитие музыки. Способы музыкального развития повтор, контраст, варьирование;
- Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
- Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.
2. Функционирование музыки в жизни человека
- Музыка язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
- Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
- Импровизация. Аранжировка. Инструментовка;
- Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
- Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
- Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
- Запись и чтение нотного текста.
3. Отечественная и мировая музыкальная культура
- Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре;
- Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений;
- Народные истоки в творчестве композиторов;
- Музыка народов, проживающих в РБ;
- Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
- Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI - XX веков;
- Сегодняшний день белорусской музыки;
- Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
- Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители;
- Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
- Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
- Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.
5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.
В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.
Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.
К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.
Литература
- Концепция учебного предмета «Музыка» / 2009. № 3 . С. 3-1 0 .
- Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. Минск: БГПУ 2010. 216 с.
- Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. С. 81-94.
- Музыка в начальных классах: м етод . пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. М. : Просвя щение, 1985. 140 с., нот. (Б-ка учителя нач. классов)
- Музыка. I - IV классы: учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. Минск, 2009. 32 с.
- Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання 2009. № 3 . С. 10 -11.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
3110. | Проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль | 212.5 KB | |
Введение В курсовой работе разработан проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль. Проект разработан в соответствии с выданным заданием. Объёмно-планировочное и конструктивное решение здания соответствует требованиям нормативной до... | |||
3111. | Инвестиции как сбережения. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | 165 KB | |
Введение: Государственной думой 6 июля 2007 года, был принят Федеральный закон о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который предусматривал создание фонда в целях безопасного и благоприятного условия проживания гр... | |||
3112. | Оружие Правды | 192 KB | |
Долгие годы коммунистического владычества оставили после себя духовную пустыню, нет уголка, которого не коснулось бы страшное разорение. Наша надежда на выздоровление Родины и ее восстановление питается верой в беспредельное милосердие Божие и в сам... | |||
3113. | Феномен общественной морали | 22.6 KB | |
Феномен общественной морали Уже само название предлагаемых заметок предельно прозрачно определяет выбранный подход к анализу как структуры морали, так и ее функционирования. Однако следует согласиться с Р.Г. Апресяном в том, что сохраняется концептуа... | |||
3114. | Организация и вооружение мсб на БТР (БМП) | 233.28 KB | |
Организация и вооружение мсб на БТР (БМП). ТТХ АК-74 Мотострелковый батальон состоит из: (имеет 517 человек л/с) управление батальона штаба ·взвода связи (ВС) 3-х мотострелковых рот (МСР) минометной батареи (Мин.Бат.) противотанкового взвода (П... | |||
3115. | Разработка и исследование двухконтурной структуры подчиненного регулирования скорости электропривода постоянного тока | 386 KB | |
Очень трудно представить себе современную жизнь человека без систем автоматического управления (САУ). Методы автоматического управления широко используются в производстве и научных исследованиях. Одной из главных задач автоматики является... | |||
3116. | ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ | 111 KB | |
Лабораторная работа №1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств ограждения и принципам анализа основных параметров, хара... | |||
3117. | ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ | 99.5 KB | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств оконных заполнений. Приборы и оборудование: фрагмент светопрозрачного оконного ограждения, комплект смонти... | |||
3118. | Алгоритм диагностики трансмиссии автомобиля Daewoo Matiz | 243.29 KB | |
Daewoo Matiz - микролитражный городской автомобиль класса «А». Разработан и выпускается южнокорейским подразделением General Motors (Daewoo), а также другими автозаводами по лицензии. | |||
Лекція 3. Види музичної діяльностї молодших школярів та методика їх організації
1. Види музичної діяльностї молодших школярів
2. Методи музичного виховання молодших школярів
1. Виды деятельности младших школьников в процессе музыкального воспитания
Музыкальное воспитание направлено на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства через следующие виды музыкальной деятельности:
а) хоровое пение, имеющее ряд очевидных преимуществ (общедоступность, песенное начало российской музыкальной культуры, адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к активным формам освоения искусства);
б) музыкально-ритмические движения, тесно связанные с моторной, мышечной реактивности ребенка;
в) игра на музыкальных инструментах детского оркестра, развивающая творческие способности учащегося посредством музицирования в оркестре;
г) восприятие музыки, имеющее в музыкальной педагогике два значения (естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров).
Под методами музыкального воспитания «понимаются определенные действия педагогов и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания младших школьников». В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы (по источнику знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод; по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, игровой и др.), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:
Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);
Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин);
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и др.
Кроме того, думается, целесообразно использование в практической деятельности педагога метода моделирования эмоций, разработанного музыкальным психологом В.И. Петрушиным. В своих работах он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходные средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:
Медленный темп + минорный лад моделируют эмоцию печали, грусти, уныния;
Медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;
Быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;
Быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоцию радости, оптимизма.
Таким образом, метод моделирования эмоций можно использовать в практической работе с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.
Література
1. Ветлугіна Н. Музичний розвиток дитини. –К.: Музична Україна, 1978. – 254 с.
2. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1995. – 124 с.
3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. –М.: Просвещение, 1990. – 207 с.