Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Материальное и духовное в рассказе юшка. Сочинение на тему: Доброта в повести Юшка, Платонов. Материалы к вступительной части сочинения

Сердце в людях бывает слепое.

А. Платонов

Проблемы нравственности в литературе XX в. С первых строк рассказа Андрея Платонова «Юш­ка» мы знакомимся с его главным героем. Автор под­робно описывает его. Юшка мал ростом и худ, у него редкие седые волосы, сморщенное лицо, «глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стоя­ла влага, как неостывающие слезы». Этого тихого, кроткого человека, помощника кузнеца, на самом де­ле зовут Ефим, но все называют его Юшкой. И ка­жется, что Юшка, плохо видевший, слабый, не пив­ший чай и не покупавший сахар, долгие годы носивший одну и ту же одежду, должен вызывать со­чувствие. Но люди относятся к нему иначе. Дети под­нимали с земли ветки, камешки, бросали их в Юшку. Они не понимали, почему он не сердится на них, не злится, и старались сделать ему больно. Чем объясняется такое поведение детей? Как известно, дети очень часто повторяют поступки старших. Взрослые же вымещали на ни в чем не повинном Юшке свои обиды, злобу, ожесточались еще больше, видя, что он кротко переносит все это, что он так непо­хож на них: «И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забы­вал на время свое горе».

А. Платонов ценил творчество Ф. М. Достоевского, в произведениях этих писателей можно обнаружить немало общего. Достоевский верил в пробуждение в человеке Божественного начала, в возможность жизни по заветам Спасителя. Идею классика воспринял А. Платонов. В его творчестве появляются обра­зы героев, которых можно назвать спасителями. Юшка к таким героям не относится, но он наделен чертами, которые роднят его с Христом. В первую очередь это кротость. Она так поражала, была такой необычайной, что дети даже сомневались: а живой ли это человек? Юшка - это человек, любящий лю­дей, как Христос, верящий в то, что любовь живет и в их сердцах. Юшке живется очень тяжело, люди, терзающие его, не понимают его смирения и любви. Но все же случается, что Юшке дышится вольнее, что отдыхает не только его больная грудь, но и душа. Это происходит на природе. Только здесь, «где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам». С теплотой он относится не только к людям, но и к бабочкам, жукам и даже к цветам. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и поды­мал с тропинки бабочек и жуков, которые пали за­мертво…»

Однажды с Юшкой произошло то, чего с ним ни­когда не случалось, - Юшка «осерчал». Именно «осерчал», а не вознегодовал, не рассердился, не ра­зозлился, не разгневался, не рассвирепел. Я думаю, что это слово очень точно говорит о характере глав­ного героя, еще раз подчеркивает его кротость и доб­роту.

Почему же так жестоки безымянные герои рас- екнза? Почему прохожий толкнул Юшку и спокойно « у шел домой пить чай », оставив умирающего челове­ка? Ответ на этот вопрос дает сам Юшка: «Сердце а людях бывает слепое». Эти два слова - «слепое сердце» - как нельзя лучше характеризуют героев рассказа. Если у человека слепое сердце, значит, он не хочет понимать другого, не испытывает ни жалос­ти, ни сочувствия, не жертвует собой, сам не творит днПро и не замечает, когда добро делают другие.

Юшка искренне верил, что народ любит его. Пн и считаю, что он ошибался. Слепое сердце неспо­собно любить. Юшка не знал радости, живя среди людей. Единственное, что у него было, за что можно было держаться, - это жизнь. И Юшка держался за нее изо всех сил. Даша, дочь хозяина кузницы, жале­ла Юшку, но и она замечала: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?» А Юшка осознавал цен­ность каждого человека в мире и свою ценность, не понимал, зачем ему нужно умирать, ведь он родился, чтобы жить. «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» - восклицает он, «осерчав». Но у Юшки отняли и то единственное, что у него бы­ло в мире людей, - жизнь. Юшка умер, став жерт­вой людской слепоты. Если раньше всех раздражала безответность, покорность Юшки, то теперь прохо­жему не понравилось, что Юшка «заговорил». «Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам по­мудрей тебя. Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!» Прохожего возмутило, что Юшка считает себя рав­ным ему. Действительно, они неравны. Но не потому, что Юшка - «юрод негодный», «божье чучело», а потому, что он неизмеримо богаче духовно. Про­ститься с Юшкой пришли все те, кто «потешался над ним и мучил его при жизни». Но, похоронив Юшку, люди о нем забыли.

Без тихого, безропотного Юшки жить людям стало хуже. Уже не было человека, на котором можно бы­ло бы безнаказанно вымещать зло, который покорно терпел бы все издевательства и насмешки: «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и трати­лись меж ними…» Получается, что смысл жизни Юшки сводился к тому, чтобы принимать на себя людское недоброжелательство? И не было ни одного человека, который бы любил Юшку?

Однажды в непогожий день в кузницу пришла де­вушка. Она искала Ефима Дмитриевича, то есть Юш­ку. Девушка оказалась его приемной дочерью. Это к ней уходил он каждое лето, приносил деньги, что­бы она могла жить и учиться. Юшка не ел сахар, что­бы эта девушка ела его. И девушка по-настоящему любила Юшку - «любила всем теплом и светом сво­его сердца…»

Несмотря на трагический финал - смерть Юшки, писатель говорит о торжестве добра и человечности. Любовь Юшки нашла отклик в другой душе. В том, что девушка стала врачом, что она облегчает страда­ния больных и утешает их, - заслуга Юшки. В горо­де Юшку позабыли, и все же он словно продолжает жить. Он был прав, сказав: «Я тоже всему свету ну­жен». Можно сказать, что Юшкина красивая душа продолжает жить в его приемной дочери. Врача на­зывают «дочерью доброго Юшки, позабыв давно са­мого Юшку и то, что она не приходилась ему доче­рью». Наверное, такому скромному, незаметному человеку, как Юшка, и неважно было, станут ли по­мнить о нем в городе. Гораздо нужнее, чем память после смерти, для него были теплота и участие при жизни.

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным . И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость» , «злое горе и обида» . Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди» . Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков» , встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

Рассказ А. П. Платонова «Юшка» - это история жиз­ни человека, умевшего искренне и бескорыстно любить весь мир, забывающего себя в этой любви. Это также история жестокого и неправильного мира, не умеющего понять: как это - любить «просто так»? Это история ошибок и находок, сострадания и бесчеловечности, жестокости и про­стого человеческого счастья. Юшка - главный герой рассказа - вначале вызывает у нас жалость. Это старый на вид (хотя на самом деле ему сорок лет), плохо видящий, больной человек, работающий подручным помощником у главного кузнеца. Не покла­дая рук трудится он с утра до вечера, выполняет самую черную тяжелую работу. Жалованье он получал малень­кое и жил бедно: вместо чая пил воду, одежду не менял долгие годы. Даже жилья своего не было у Юшки - ноче­вал он на квартире у хозяина кузницы. Дети дразнили Юшку, злобно толкали его, издевались, привлекая внимание и стараясь вызвать его раздражение, но Юшка не трогал их и не отвечал на насмешки. Он верил, что дети любят его, просто никто не научил их по-другому проявлять свои чувства. Взрослые тоже частень­ко вымещали на молчаливом Юшке свои горести и обиды, и били они «блажного» за его непохожесть гораздо ожес­точеннее, чем малыши. И никогда Юшка не отвечал им силой или даже укором. Он молчал, принимая в себя чужие беды, неудачи, злые эмоции. Он был уверен, что народ его любит, но «без понятия». «Сердце в людях бывает сле­пое», - говорит Юшка. Каждое лето на месяц Юшка уходил пешком в какую-то глухую деревню. Никто не знал, кого именно посещает этот странный человек. Предполагали, что там живет Юшкина дочь. Душой и телом отдыхал Юшка во время пути через поля и леса. Болезнь отпускала его, никто и ничто более не могло помешать выражению любви ко всем живым существам. Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, вдыхал ароматы трав, слушал пение птиц. В дороге изму­ченный чахоткой человек чувствовал себя бодрым и здо­ровым. Когда Юшка возвращался обратно в город, его жизнь начинала течь по-прежнему. Болезнь тем временем раз­вивалась, и Юшка чувствовал себя с каждым годом все хуже и слабее. В последнее лето он был так плох, что никуда не ушел, как обычно, а остался в городе. Однажды вечером по пути с работы Юшка встретил прохожего, ко­торый, как обычно, начал над ним насмехаться. В первый раз в жизни не стерпел Юшка обиды, ответил сердито про­хожему: «Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя». Так рассердился встречный на то, что «юрод негодный» равняет себя с ним, что до смерти избил Юшку. Похоронив Юшку, люди забыли о нем, но жизнь людей в городе стала хуже, ведь не на кого было теперь выплес­кивать свою злость, обиды, горечь. Глубокой осенью в кузницу пришла молодая девушка и спросила Ефима Дмитриевича, то есть Юшку. Оказалось, что Юшка уже давно помогал этой сироте, определил ее, еще маленькую, в школу, каждый год приносил ей деньги на жизнь и обучение. Девушка выросла и выучилась на врача, но вылечить того, кто любил ее больше всех на свете, не успела. Девушку провели на могилу, а потом она навсегда ос­талась в этом городе. Всю свою жизнь она посвятила ле­чению и утешению больных людей, не беря ни с кого платы. Все ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя люди давно забыли, кто такой Юшка. Я думаю, что А. Платонов хочет подвести нас к мысли, что доброта, любовь, сострадание, живущие в сердце челове­ка, могут победить жестокость, глупость и непонимание ок­ружающего мира. Нужно делать добро и с легкостью отпус­кать его от себя, как это делал слабый телом, но бесконечно сильный душой и сердцем Юшка - Ефим Дмитриевич.

Доброта и жестокость - два противоположных качества, вечно борющихся внутри человека. Отзывчивость, бескорыстное желание помочь ближним, забота о родных, животных, растениях, умение видеть окружающую нас красоту и делиться ею с другими - все это проявление искренней доброты человека. К сожалению, нечасто мы встречаемся и с неоправданной жестокостью, которая проявляется в бесчеловечном, грубом отношении к другим живым существам, причинении им боли и страданий. Как я уже сказала, в каждом человеке есть и то, и другое. Важно лишь воспитать в себе лучшую сторону и искоренить бессердечие.

Для подтверждения своих слов хочу привести в пример повесть Юрия Трифонова «Обмен». В центре произведения довольно типичная жизненная ситуация, которая тем не менее раскрывает очень важные нравственные проблемы.

Главные герои - инженер Виктор Дмитриев и его семья. Лену, жену Дмитриева, со своей свекровью Ксенией Фёдоровной связывают очень непростые отношения, которые с каждым годом из-за неприязни и непонимания только ухудшаются. К сожалению, обнаруживается, что Ксения Фёдоровна неизлечимо больна, что даёт дорогу Лене, для которой приближающаяся смерть свекрови становится путем к решению квартирного вопроса. О нравственной стороне этого «плана» Лена не задумывается, и вскоре вначале сопротивляющийся Дмитриев сдается под напором жены, поэтому Ксения Фёдоровна и говорит, что обмен уже давно произошел. К сожалению, во всей этой ситуации добрый, милосердный поступок совершает посторонний человек: Таня, бывшая любовница Дмитриева, готова отдать все свои накопленные деньги Виктору, которому они были нужны для лечения матери. Автор акцентирует внимание на том, что в повести происходит обмен в переносном значении этого слова: обмен со своей совестью, обмен нравственности и сострадания на бессердечие и жестокость.

В рассказе А.П.Платонова «Юшка» главный герой так и остается непонятым и непринятым обществом. Юшка - изгой. Все, от мала до велика, не гнушатся оскорбить его и пожелать ему смерти, закидать палками и камнями, избить до полу смерти. Но Юшка искренне уверен, что таким образом люди пытаются выразить свою любовь к нему, что люди действительно нуждаются в нем. Вскоре он погибает от руки очередного человека, пожелавшего ему смерти. После его гибели людям не на ком выместить свою боль и обиды, но они уже забыли, кем он был и как его звали. Поэтому, когда пришедшая осенью молодая девушка зовет Ефима Дмитриевича, они не сразу понимают о ком идет речь. Никто и не догадывался, что Юшка, слабый и ничтожный Юшка, который зиму и лето ходил в старой, грязной одежде и пил пустую воду, зарабатывал деньги для осиротевшей девочки, чтобы обеспечить ей достойное существование в пансионате. Узнав, что ее добродетель умер, девушка остается в селе доктором, которым она стала ради Юшки. Из-за собственной черствости и бессердечия люди так и не смогли увидеть истинную натуру человека, отдающего последнее ради человека, который ему дорог.

Сколько существует человечество, столько будут существовать два вечных качества человека: доброта и жестокость. Каждый человек, с самого рождения, ведет борьбу, в которой в конечном итоге победит только одно. Поэтому нам так важно с детства воспитывать в себе лучшие качества, быть милосердными и чуткими, благородными и доброжелательными. (474 слова)

Обновлено: 2018-10-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли хоть что-то дороже жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.

Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе: чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность. Для человека, которому до́роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее смерти.

Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью смыл бесчестную клевету со своего рода.

Спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе создаст образ настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага, поэтому Мюллер отказывается от идеи убить бесстрашного пленника.

Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть? Наверное, они понимают, что человеческая жизнь — это не только удивительный дар, но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.

Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».