Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мастер-класс "упражнения на сплочение коллектива". Игры на сплочение группы

Работа с людьми - вещь сложная. Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречают других на своем жизненном пути на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они находятся вмести достаточно долго (работают в одном коллективе).

В последнем случае необходимо терпение, постоянный поиск компромиссов, примирение с особенностями коллег. Всем ясно, что каждому работнику важен психологический комфорт,

а работодателю - эффективность работы подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо коллектив

сплотить. Но что для этого необходимо? Как сплотить коллектив?

На предприятии поможет, например, проведение корпоративного тренинга на сплочение коллектива . Но сейчас существует огромное количество разнообразных методик. Вариант, который освещается в данной статье, - игры на сплочение коллектива:

  1. Игра «Солнце светит для тех, кто...»
    Группа составляет стулья в круг и усаживается на них. Стульев должно быть меньше, чем участников группы, на 1. Оставшийся человек становится внутрь круга.
    Задача стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть. Для этого он начинает говорить что-то правдивое относительно себя. Звучит это примерно так «Солнце светит для тех, кто носит синие джинсы» или «Солнце светит для тех, кто рыжий». Чем дальше заходит игра, тем больше можно усложнять задачу - говорить не о внешности, а о личных качествах; привычках; причудах; о том, что приносит радость или огорчение; любимых цветах и животных; о плюсах и недостатках; профессиональных интересах. В идеале необходимо вспоминать не только хорошее, но и плохое. (Не всем это придётся по вкусу, но даст более объективную картину для окружающих) Кто знает, может, у Вас больше общего с окружающими, чем Вы думаете?
    Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы. Как результат участники получат массу новой информации о людях, работающих бок о бок с ними.
    Данная игра подойдет для новоиспеченного коллектива.
  2. Игра «Найди свою пару»
    Для игры необходимы карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются.
    Группа садится в круг. Задача каждого участника - не показывая никому карточку, выйти в центр круга и при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки - это слишком просто.
    Эта игра подходит для случаев, когда необходимо разрядить обстановку в коллективе.
  3. Игра «Рисунок на спине»
    Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так,например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).
    Данная игра - хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
  4. Игра «Эмпайр стейт билдинг»
    Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:
    - Нарисовать здание в 10 этажей.
    - Контур здания должен быть фиолетового цвета.
    - Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.
    - На здании должен развиваться синий флаг.
    …и так далее.

    Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.

  5. Игра «Молчанка»
    Для игры понадобятся листы бумаги, фломастеры, карандаши или маркеры. Группа разбивается на пары (если нечетное количество участников, то будет одна группа из 3 человек). Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 5 минут. Данная игра развивает чувство сотрудничества в участниках.
  6. Игра «Многоножка»
    Данная игра рассчитана на большое количество участников. Участники игры распределяются в несколько колонн. Обуславливается линия финиша. Каждый участник поднимает левую ногу и берет ногу впередистоящего участника за лодыжку (голеностопный сустав). Задача колонн - как можно быстрее прийти к финишу и не покалечить друг друга. Выигрывает та команда, что быстрее пришла к финишу. Игру можно использовать как разминку и тренировку уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.
  7. Игра «Сквозь кольцо»
    Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников - пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Данная игра предназначена на улучшения координации совместных действий в коллективе.
  8. Игра «Снежки»
    Для игры понадобится много газет (1 разворот на каждого участника) и бумажный скотч. При помощи скотча размечается две линии параллельно друг другу на расстоянии четырех - пяти метров друг от друга. Каждый участник берет лист газеты и делает из него комок поплотнее. Участники делятся на две группы, берут свои комочки, становятся друг против друга за ранее отмеченными линиями. Во время игры участникам нельзя пересекать линии, за которыми они находятся. По сигналу ведущего обе команды начинают бросать «снежки» в сторону противника. Все комочки, что прилетели, необходимо отправить назад как можно быстрее. По команде «Стоп» боевые действия прекращаются. Выигрывает та команда, на чьей стороне меньше «снежков».
  9. Игра «Что такое?»
    Заранее для игры, в идеале, необходимо подготовить карточки со сложными для объяснения словами (Например, цирюльник, жребий, микрорайон, интерпретация и тд.), но можно обойтись и обычными словами (кресло, телефон, светофор и тд.). Участники разделяются на группы по три - четыре человека, карточки разделяются между ними. По сигналу каждая из команд начинает совещаться. После того, как окончится совещание, каждый из участников забирает себе одну или более карточек, которые будет объяснять. Важно, чтобы он задал присутствующим вопрос о предмете на карточке так, чтобы все остальные смогли понять что это и дать ответ. Например:
    - Удобное сиденье с подставками для рук?
    - Кресло.
    Игра развивает чувство сотрудничества у участников.
  10. Игра «Путанка»
    Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Перед началом игр во время тренинга на сплочение коллектива сотрудников важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка - важные составляющие здоровых отношений в коллективе. Не забывайте от этом, обращайтесь к нам, если хотите приобрести программу тренинга на сплочение коллектива в которую входят не только эти упражнения и игры на сплочение коллектива

Сплочённая команда единомышленников – главная мечта каждого начальника или школьного учителя. В дружном коллективе легче работать и учиться, да и результаты деятельности, по данным психологов, более высокие.

Чтобы сплотить команду, необходимо создать благоприятный климат, способствующий самовыражению каждого участника. Создать психологически комфортную обстановку на рабочем месте или в школе (институте) поможет тренинг на сплочение коллектива.

  • 1 Цели и виды тренинга
  • 2 Задачи тренингов
  • 3 Примеры упражнений
  • 4 Результат тренинга на сплочение коллектива

Цели и виды тренинга

Существует огромное количество психологических упражнений, которые направлены на формирование дружной команды единомышленников. Различаются они методиками и формами проведения.

При грамотной работе психолога позитивные изменения наблюдаются уже через 5-6 занятий, проведённых без перерывов. Короткий тренировочный курс поможет решить конкретную проблему или просто поддержит нормальный психологический климат в команде.

Тренинг на сплочение рабочего коллектива бывает нескольких форм и разновидностей:

  1. Специальные игровые занятия, помогающие членам группы познакомиться, сдружиться, понять собственную ценность. Игры обучают взаимодействовать с другими людьми, принимать выверенные совместные решения. Чтобы провести такие игры, предварительной подготовки, как правило, не требуется.
  2. Спортивные конкурсы, на которых отрабатываются умение взаимодействовать в команде. Соревнования помогают научить переживанию за членов своей группы. Для проведения спортивного конкурса потребуется специальное место (или помещение) и определённые принадлежности (мячи, клюшки и т.д.).
  3. Тимбилдинг – проведение мероприятий, подразумевающих выезд на природу и проход особых преград и препятствий. К примеру, совместное собрание у реки или озера, поход, преодоление верёвочных городков. Подобные тренинги требуют тщательнейшей подготовки.
  4. Сотворчество – мероприятия, которые подразумевают совместное участие в каком-либо творческом конкурсе. Это может быть песенное соревнование, фотографическая сессия, придумывание эмблемы для своей компании, написание сценария.

Психологи утверждают, что наиболее действенной формой сплачивающего тренинга является тимбилдинг. Большим плюсом подобных мероприятий становится неформальная обстановка, помогающая раскрепощению участников. Часто таким видом занятий пользуются учителя при работе с классом.

Основная цель тренингов на сплочение коллективов – создание доверительных взаимоотношений между членами команды. Поэтому не следует воспринимать эти занятия в качестве простого и необременительного приятного времяпрепровождения.

Задачи тренингов

Любой член коллектива – яркая индивидуальность, обладающая собственными чертами личности и выраженной точкой зрения. Чтобы обеспечить продуктивную работу или учёбу, важно соединить личностные особенности в единое целое.

Вот почему главная задача тренингов – определение главных положительных качеств каждого человека и внедрение их в общую рабочую систему.

Другими задачами, которые преследует тренинг на сплочение коллектива взрослых и подростков, являются:

  • формирование «неофициальных» связей и взаимоотношений;
  • помощь членам коллектива в определении наиболее удобного (с психологической точки зрения) положения в команде;
  • выработка умения работать вместе и решать различные проблемные вопросы сообща;
  • налаживание наилучшей психоэмоциональной совместимости между членами коллектива.

Следует понимать, что тренинг на сплочение коллектива детей, подростков и взрослых – это не стихийное мероприятие, а тщательно продуманный цикл упражнений.

Примеры упражнений

Упражнение № 1. Квадрат

Цель: понимание и прочувствование каждого участника команды.

Как проходит занятие?

Ведущий выстраивает всю группу в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. После выполнения задания не следует сразу же осматриваться. Психолог спрашивает, все ли участники уверены, что им удалось построить квадрат. Открывать глаза можно лишь после того, как все будут уверены, что находятся именно в квадрате.

Упражнение № 2. Коллаж

Цель: сплочение группы и близкое знакомство с каждым участником коллектива.

Как проходит занятие?

Участники рассаживаются за общим столом, на котором разложен ватман, клей, различные цветные картинки, рисунки, карандаши, краски. Членам коллектива предлагается выбрать картинку, которая максимально соответствует их ощущению и видению себя в этой группе. Сделав выбор, каждый участник, воспользовавшись клеем, размещает картинку на ватмане таким образом, чтобы продемонстрировать своё положение в команде. Затем можно дополнительно украсить картинки при помощи красок и цветных карандашей.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Чем вы руководствовались при выборе картинки?
  2. Насколько расположение картинки соответствует вашему желанию?
  3. Насколько сложно было выполнять это упражнение?

Упражнение № 3. Пьеса и актёры

Цель: выбор результата, устраивающего всех участников группы.

Как выглядит ход занятия?

Коллектив необходимо разделить на 4 группы, в каждой из которых должно находиться не менее 4 человек:

  • первая команда – «сценаристы»;
  • вторая – «режиссёры»;
  • третья – «актёры»;
  • четвёртая – «критики».

Всем участникам даётся одно задание – создать и поставить такую пьесу, которая устроила бы всех по всем показателям (заголовок, содержание, выбор актёров). «Авторы сценария» пишут 1-й акт, отдают на утверждение «критикам», затем текст получают «режиссёры», которые и репетируют пьесу с «актёрами». В этот момент «сценаристы» пишут уже второй и третий акты. После полной готовности пьесы «актёры» начинают играть, а остальные участники усаживаются в «зале».

Обсуждаемые вопросы:

  1. Насколько устроил вас полученный результат?
  2. Что не получилось?
  3. Насколько просто или тяжело было работать в команде?
  4. С кем было проще всего сотрудничать и почему?

Результат тренинга на сплочение коллектива

Не всегда удаётся наладить прямую связь с вопросами и ответами. В некоторых случаях определить текущую обстановку в команде можно, наблюдая за участниками при выполнении задания и по результатам теста. Подобное изучение необходимо проводить анонимно, предлагая каждому участнику оценить определённые показатели психологического комфорта в группе:

  • дружелюбие;
  • результативность;
  • комфортность;
  • агрессивность;
  • враждебность (и прочие).

Проанализировав полученные данные тестов и наблюдений, психолог определяет главные проблемы коллектива (если они имеются) и формирует следующий тренинг, который призван корригировать «слабые места» группы.

Если грамотно и деликатно подходить к сплочению сотрудников или подростков, результатами тренингов может стать:

  • оптимизирование внутригрупповых взаимоотношений;
  • формирование способности действовать в команде;
  • умение правильно выходить из конфликтной ситуации;
  • продуктивность рабочего или учебного процесса.

Конечно, главная задача тренинга – это добиться сплочения коллектива, выработать умение сотрудничать. Однако не стоит забывать и про психологический комфорт участников команды.

Нельзя силой заставлять принимать участие в упражнениях, важно проговорить возможные проблемы и помочь каждому человеку. Именно во взаимопомощи и проявляется настоящая сплочённость коллектива!

Тренинг на сплочение коллектива

Цель: достижение гармоничных межличностных отношений, демократического уровня в коллективе

Задачи:

    Формирование эмоционально-позитивной, психологической атмосферы в коллективе;

    Активизация и укрепления доверия членов коллектива;

    Осознание разных моделей в общении взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение;

    Развитие у членов коллектива способности к рефлексии.

Необходимые материалы: листы бумаги, пластиковый стакан с водой, блюдце, карточки с названиями животных, веселая музыка.

ХОД ТРЕНИНГА

    Разминка. Игра «Малекулы».

Члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок), атомы объединяются в малекулы по два человека, затем по три, четыре, пять. В конце упражнения атомы соединяются в одну большую малекулу.

    Игра - фантазия «Магия нашего имени».

Участники передают друг другу мягкую игрушку и обсуждают:

    От кого я получил своё имя?

    Есть ли мои тезки среди известных людей?

    Знаю ли я литературных или кино-героев носящих тоже имя?

    Как имя влияет на моё поведение в жизни?

    Нравится ли мне моё имя (если нет, то какое имя я бы хотел иметь)?

    Знаю ли я что означает моё имя?

Рефлексия:

    Понравились ли вам эти упражнения?

    Комфортно ли было вам?

    Как вы себя чувствуете?

    Игра «Найди пару»

Участникам предлагается найти себе пару. Каждому участнику раздаются карточки с названиями животных, у каждого животного есть своя пара. Педагоги должны найти свою пару, имитируя звуки животного.

    Упражнение «Самолетик»

Участки тренинга работают в парах. Им необходимо одну руку убрать за спину, а свободными руками сделать бумажный самолетик.

Рефлексия: попытались ли вы договориться друг с другом в паре, распределить кто что будет делать. Кто занимал лидирующую позицию в вашей паре?

    Упражнение «Тарелка с водой».

Группа участников стоя в круге, молча с закрытыми глазами передают стакан (блюдце) с водой по кругу. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера, до момента передачи тарелки предупреждение о передаче прикосновением.

Рефлексия: Что по вашему мнению не удалось, как это можно исправить, что необходимо сделать, какие эмоции испытывали во время данного упражнения.

    Упражнение «Пилка дров».

Работа в парах, участники стоят в две шеренги.

Инструкция: «Мы сейчас с вами будем пилить дрова. Представьте что у вас есть двуручная пила и бревно; одно условие: пила должна сохранять свой размер, то есть не уменьшаться и не растягиваться. Пилим!. (Через 1 минуту.) Можете менять темп, попробовать пилить быстрее и медленнее. Поменяйтесь партнёрами… Снова пилим!».

Вопросы для рефлексии:

    С кем пилил дрова?

    Легко ли было пилить?

    Кто был ведомым, а кто ведущим?

    «Щепки на воде»

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывёт Щепки. По очереди щепки должны «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встаёт рядом с другими. В это время следующая щепка начинает свой путь.

    «Чему я научилась».

    Я научилась…

    Я узнала что…

    Мне понравилось…

    Я была разочарована тем, что…

    Самым важным для меня было…

    Я буду использовать в своей работе…

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Психологический тренинг на сплочение группыпреследует цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том, что сплочение – это реальная возможность для любого коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.

Любая группа подростков имеет общие цели,
будь то цель обучения и получения хорошего образования, перспектива спортивных достижений и какая-либо иная, все равно, чтобы эффективно добиваться поставленных целей, каждый член сообщества нуждается в поддержке. Эту поддержку можно получить как раз в своей группе. Только сплоченный коллектив добивается побед. Задачей школьного психолога является умение объяснить это подросткам, показать, что психологический тренинг на сплочение для подростков – это эффективное решение многих проблем, возникающих в коллективе, проблем, которые связаны непосредственно с межличностным общением участников группы.

В задачи психологического тренинга на сплочение для группы подростков входит:

1.формирование благоприятного психологического климата в группе

2.нахождение сходств у всех участников группы для качественного улучшения взаимодействия

3.первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе

4.осознание каждым участником своей роли и функций в группе

5.развитие у подростков умения работать в команде

6.сплочение группы вокруг сверхзадачи

Психическим развитием детей, а также психологическим климатом внутри школьного коллектива должны озаботиться не только педагоги и школьные психологи, но и родители. К сожалению, в современных семьях общение детей и родителей сводится к обмену информацией. Но этого недостаточно, чтобы почувствовать мир ребенка, помочь ребенку определиться с выбором профессии и жизненного пути.

Однако практический тренинг на сплочение коллективаподростков поможет им взглянуть на родной коллектив с другой точки зрения, выбрать наилучшую тактику для достижения результатов и разобраться в новом для них мире, в мире взрослых, в который они вступят, став выпускниками школы.

Важность развития коммуникативных навыков невозможно переоценить. Успеха добиваются те люди, которые умеют свободно общаться с окружающими. Итак, сплочение коллективов подростков является важным фактором социализации члена общества. Психологический тренинг на сплочение коллектива студентов поможет развить навыки лидерства и командный дух, хорошую память, которая даст возможность ориентироваться в потоке информации и обращаться к ней для принятия правильных решений.

Правила и методы проведения тренингов

Ведущий тренинга должен знать правила тренинговых групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.

Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Выделяют базовые методы , которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод даёт участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряжённости, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как человек ведёт себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется.

Техники развития сенсорной чувствительности - с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.

Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приёмам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость участников тренинга к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределёнными или незнакомыми ситуациями.

Также существуют и специальные методы, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.

Упражнения на сплочение

1 . «Мой идеальный коллектив»

Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.

Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».

Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечении времени обсуждения команды одновременно при­ступают к выполнению задания. За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргумен­ тируя ее не более 2 минут.

2. «Выбор»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях в круге, по команде «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытя­нутой руки на одного из других участников.

Задание: добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары.

Правила: участникам нельзя разговаривать, участникам нельзя вставать со стульев, участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до следующей команды.

Примечание: ведущий дает команды в быстром темпе.

3. «Автопортрет»

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя поло­вина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников: участники сидят за столом, каждому участнику ведущий выдает игровой листок.

Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине иг­рового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписы­вая его.

Время на выполнение: 5 минут.

Правила:

1. По истечении времени на выполнение участники сдают авто­ портреты ведущему.

2. Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произволь­ ном порядке.

3. Каждый участник пишет на самой нижней полоске под авто­ портретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисо­ ванному на портрете. Время – 1 минута.

4. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу.

5. Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

6. Участники, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску.

7. Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. За тем участники разбирают автопортреты.

8. По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам .

Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоя­нии стоит один из студентов. Он начинает падать в какую-либо сторо­ ну, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важ­ но, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддерж­ ки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необ­ ходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было ком­ фортно и безопасно.

Примечание: физически сильные и слабые студенты должны че редоваться.

6. «Поддержка на доверие»

Группа делится на пары, которые встают один затылком к друго­ му на расстоянии 0,5 м друг от друга. Тот, кто стоит впереди, не сгибая ног, падает на стоящего сзади. Тот, кто сзади, должен поймать падаю­ щего как можно мягче и нежнее. Затем стоящие меняются местами и повторяют упражнение.

Примечание: для обеспечения безопасности тот, кто ловит, должен занять удобное положение (см. «Маятник»); принимать падающего не­ обходимо всем корпусом, а не только руками. Если расстояние кажется большим или наоборот маленьким, его можно изменить, приближаясь или отходя на полшага до тех пор, пока участникам не станет удобно.

7. «Фотоаппарат»

Группа делится на пары. Один в паре становится фотографом, вто­ рой – фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении или на улице и, слегка нажимая на его голову, «делает снимок» (фотоаппарат во время нажатия на секунду открывает глаза и вновь их закрывает). Потом фотоаппарат должен уга­дать, в каком месте были «сделаны снимки». Роли меняются.

Затем студенты садятся в круг, и проводится обсуждение произо­шедшего. Наиболее важные моменты, на которые необходимо обра­ щать внимание: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике; насколько фо тоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он дове­рял ему; кому приятнее было быть фотографом (ведущим), а кому фо­ тоаппаратом (ведомым).

8. «Веревочка»

Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «зам­ком». Между первым и вторым студентами висит веревочка со связан­ ными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится меж­ ду вторым и третьим студентами, потом третий повторяет действия вто­ рого и так далее по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.

9. «Карета»

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выпол­нения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студен­ тов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие комму­ никативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолю­бивые и ответственные;

лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», ко­ торые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств дан­ных людей.

10. «Слепые фигуры»

Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается зак­рыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны уви­ денным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треуголь­ ник, равнобедренный треугольник и т.д.

Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.

11. « NITRO »

Трое из группы берутся за руки, они и ec ть NITRO . Группа должна их перенести по прямой на расстояние 2 – 4 м так, чтобы они не каса­ лись земли, а также не меняя положения их корпуса и не разрывая рук этих студентов. При этом все члены группы должны заботиться об удоб­ стве и безопасности NITRO .

12. «Глаза в глаза»

Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с сосе­ дями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все вста­ют и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "догово­риться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студен­ ты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

13. «Общие объятия»

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.

Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходи­мо предлагать выпрямиться (для этого студентам придется ближе по­ дойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становится не уютно или очень сложно стоять.

14. «Енотовы круги»

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получа­ется кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равно­ мерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить студентам:

- всем присесть, а затем встать;

- отпустить одну руку;

- пустить волну по веревке (покачать веревку).

Затем обсуждают работу в группе: чувствовали ли студенты под­держку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были ак­куратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.

15. «Консилиум»

Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».

- мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, мало летние брат и 2 сестры,

- парень 20 лет, который попал в аварию во время медового ме сяца, его жена ждет ребенка,

- женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортив ной ходьбе.

Затем группе дается на обсуждение 20 – 40 мин. (в зависимости от числа студентов и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.

В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направ­ лена на снятие подавленного состояния участников группы и напряжен­ ной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему не­которые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали про­блемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему. Общее время на обсуждение: от 30–40 мин. до 1 ч.

Примечание: куратор во время обсуждения внимательно наблю­ дает за группой и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.

16. «Мечты»

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу до­ верия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мысля­ми о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каж­дый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что дача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсу­ дить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предло­жить построиться по цвету глаз, по цвету волос.

18. «Два зеркала»

Все ребята выстраиваются в линию в одной части площадки, на­ против, лицом к ним встает один из участников – «немое зеркало». Пе­ред всеми участниками, лицом к немому зеркалу встает «говорящее зер­ кало». Потихонечку, по одному каждый из членов группы подходит к спиной стоящему «говорящему зеркалу», а «немое зеркало» должно объяснить жестами и мимикой этого человека. «Говорящему зеркалу» необходимо отгадать, кто подошел. Постепенно участники упражне­ ния меняются местами, так чтобы каждый участник попробовал себя в главных ролях. Затем упражнение анализируется, кто что чувствовал, узнал ли кто-то что-то новое о себе.

19. «Маленькие зелененькие человечки». "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

20. «Спонтанный пересчёт» Все встают в круг, не касаясь друг друга локтями и плечами. По команде ведущего все закрывают глаза, опускают носы вниз и пробуют посчитать до … (цифра зависит от количества участников). Каждую цифру должен произнести только 1 человек. Если два человека скажут какую-то цифру, счёт начинается сначала.

Результат деятельности предприятия зависит от продуктивной работы сотрудников. Логично, что только сплоченно трудящаяся команда среди ожесточенной конкуренции сможет добиться Поэтому психологами был разработан тренинг на

Что такое тимбилдинг?

Данное слово произошло от двух английских: team - команда и building - построение. Тимбилдинг - это профессиональное объединение всех работников (особенно конфликтующих между собой) при помощи тренинга для создания идеальной команды, способной добиться многих целей в бизнесе. Подобные мероприятия обучают и развивают способности людей. Они проводятся в игровой форме чаще всего на общем отдыхе или других корпоративах. Это может быть:

  • анализ конфликтных ситуаций;
  • обсуждения;
  • ролевая игра;
  • разбор сложных вопросов.

Пример готовой программы

Тренинг на сплочение коллектива построен на развлекательных заданиях. Например, «Подача объявления в газету». Его суть заключается в том, что каждый участник создает публикацию в рубрику «Ищу друга». Написанные работы сдаются ведущему и не подписываются. Затем игроки освобождают свои места, а ведущий раскладывает листочки на столе в разном порядке. Каждый участник должен обойти все объявления и поставить плюсик на том, которое больше всего понравилось. В конце игры анализируются те работы, у которых было поставлено больше плюсов.

«Веревочный курс» - это спортивное состязание, где все должны встать в круг и взяться за веревку. В центре находится ведущий, который подходит к участникам и задевает их руки. Люди, находящиеся в круге, должны успевать убрать их до прикосновения. Если кто-то не смог это сделать, становится ведущим.

В тренинг на сплочение коллектива может быть включена игра «Пузырь». Всем участникам нужно взяться за руки, образовав круг. Затем его нужно расширять до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит руки. Проигравший человек выходит из игры.

Игра «Репа» проводится следующим образом: все участники должны стоять друг за другом, обхватывая впереди стоящего руками вокруг пояса. Тот, кто стоит в начале этой цепочки, держится за столб. Цель водящего - тянуть последнего игрока, стремясь отсоединить его от других.

Психологический тренинг на сплочение коллектива пройдет веселее с игрой «Золотые ворота», где все должны разделиться на две команды. Первая формирует круг и поднимает руки вверх, имитируя ворота. Игроки второй группы должны держать друг друга за руки. Затем они, словно змейка, быстро перемещаются, стремясь обойти все ворота. Ведущий произносит речь, по завершении которой игроки первой команды опускают руки (закрывают ворота). Те, кто оказался в середине круга, становятся пойманными.

Чтобы организовать эффективный и запоминающийся тренинг на сплочение коллектива, могут потребоваться отдельные специалисты: менеджеры, ведущие, сценаристы, фотографы и другие. Качественное мероприятие не только принесет удовольствие, но и будет более полезным. Сегодня существует много агентств, предлагающих эти услуги. У них обычно есть своя программа тренинга на сплочение коллектива, но при необходимости могут разработать индивидуальный сценарий.