Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

М равель биография. Творческий путь и краткая биография мориса равеля. исполнительские и методические аспекты

Рапсодия для скрипки «Цыганка », Квартет , Трио, сонаты (для скрипки и виолончели , скрипки и фортепиано), фортепианные сочинения (в т. ч. Сонатина , «Игра воды », циклы «Ночной Гаспар », «Благородные и сентиментальные вальсы», «Отражения », сюита «Гробница Куперена », части которой посвящены памяти друзей композитора, погибших в годы первой мировой войны), хоры , романсы. Смелый новатор, Равель оказал большое влияние на многих композиторов последующих поколений.

Он родился в семье швейцарского инженера Жозефа Равеля. Отец был музыкально одарен, хорошо играл на трубе и флейте. Он приобщил юного Мориса и к технике. Интерес к механизмам, игрушкам, часам сохранился у композитора на всю жизнь и даже нашел отражение в ряде его произведений (вспомним хотя бы вступление к опере Испанский час с изображением лавки часовщика). Мать композитора происходила из баскской семьи, чем композитор гордился. Музыкальный фольклор этой редкой национальности с необычной судьбой Равель неоднократно использовал в своем творчестве (фортепианное Трио) и даже задумывал Концерт для фортепиано на баскские темы. Мать сумела создать в семье атмосферу согласия и взаимопонимания, способствующую естественному развитию природных дарований детей. Уже в июне 1875 г. семья переехала в Париж, с которым связана вся жизнь композитора.

Музыкой Равель начал заниматься в 7 лет. В 1889 г. он поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает по классу фортепиано Ш. Берио (сына знаменитого скрипача) с первой премией на конкурсе 1891 г. (вторую премию в тот год получил крупнейший французский пианист А. Корто). Окончание консерватории по классу композиции не было для Равеля столь счастливым. Начав заниматься в классе гармонии Э. Прессара, обескураженного чрезмерным пристрастием своего ученика к диссонансам, он продолжает занятия в классе контрапункта и фуги А. Жедальжа, а с 1896 г. обучается композиции у Г. Форе, который, хотя и не принадлежал к защитникам чрезмерной новизны, оценил дарование Равеля, его вкус и чувство формы и сохранил до конца дней теплое отношение к своему ученику. Ради окончания консерватории с премией и получения стипендии для четырехлетнего пребывав Италии Равель 5 раз участвовал в конкурсах (1900-05), но так и не был удостоен первой премии, причем в 1905 г. после предварительного прослушивания его даже не допустили к участию в основном конкурсе. Если вспомнить, что к этому времени Равель уже сочинил такие фортепианные пьесы, как знаменитая «Павана на смерть инфанты », «Игра воды », а также струнный Квартет - произведения яркие и интересные, сразу завоевавшие любовь публики и оставшиеся до наших дней одними из самых репертуарных его произведений, решение жюри покажется странным. Это не оставило равнодушной музыкальную общественность Парижа. На страницах печати разгорелась дискуссия, в которой на стороне Равеля выступили Форе и Р. Роллан. В результате этого «дела Равеля» Т. Дюбуа вынужден был покинуть пост директора консерватории, его преемником стал Форе. Сам Равель не вспоминал об этом неприятном инциденте даже в кругу близких друзей.

Нелюбовь к излишнему общественному вниманию и официальным церемониям была ему присуща на протяжении всей жизни. Так, в 1920 г. он отказался от получения ордена Почетного легиона, хотя имя его было опубликовано в списках награжденных. Это новое «дело Равеля» опять вызвало широкий отзвук в прессе. Сам он об этом говорить не любил. Однако отказ от ордена и нелюбовь к почестям вовсе не говорит о равнодушии композитора к общественной жизни. Так, в годы первой мировой войны он, будучи признан негодным к военной службе, добивается, чтобы его отправили на фронт сначала в качестве санитара, а потом водителем грузовика. Не удалась лишь его попытка перейти в авиацию (из-за больного сердца). Небезразличной оказалась ему и организация в 1914 г. «Национальной лиги защиты французской музыки» и ее требование не исполнять во Франции произведений немецких композиторов. Он написал в «Лигу» письмо с протестом против подобной национальной ограниченности.

Событиями, вносившими разнообразие в жизнь Равеля, были путешествия. Он любил знакомиться с чужими странами, в юности он даже собирался отправиться служить на Восток. Мечте побывать на Востоке суждено было сбыться в конце жизненного пути. В 1935 г. он посетил Марокко, увидел увлекательный, сказочный мир Африки. По пути во Францию он проехал ряд городов Испании, в т. ч. Севилью с ее садами, оживленной толпой, корридой. Несколько раз композитор бывал на родине, присутствовал на празднике в честь установления мемориальной доски на доме, где он родился. С юмором Равель описывал торжественную церемонию посвящения в звание доктора Оксфордского университета. Из концертных поездок наиболее интересными, разнообразными и успешными были четырехмесячные гастроли по Америке и Канаде. Композитор пересек страну с востока на запад и с севера на юг, концерты везде проходили с триумфом, Равель пользовался успехом как композитор, пианист, дирижер и даже лектор. В своей беседе о современной музыке он, в частности, призывал американских композиторов активнее разрабатывать элементы джаза, проявлять больше внимания к блюзу. Еще до посещения Америки Равель открыл в своем творчестве это новое и колоритное явление XX в.

Стихия танца всегда привлекала Равеля. Монументальное историческое полотно его обаятельного и трагического «Вальса», хрупкие и изысканные «Благородные и сентиментальные вальсы», четкая ритмика знаменитого «Болеро», Малагуэнья и Хабанера из «Испанской рапсодии», Павана, Менуэт, Форлана и Ригодон из «Гробницы Куперена» - современные и старинные танцы различных народов преломлены в музыкальном сознании композитора в лирические миниатюры редкостной красоты.

Не остался глух композитор и к народному искусству других стран («Пять греческих мелодий », «Две еврейские песни », «Четыре народные песни» для голоса и фортепиано). Увлечение русской культурой увековечено в блестящей инструментовке «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Но на первом месте для него всегда оставалось искусство Испании и Франции.

Принадлежность французской культуре сказывается у Равеля и в эстетической позиции, и в выборе сюжетов для своих произведений, и в характерности интонаций. Гибкость и точность фактуры при гармонической ясности и остроте роднит его с Ж. Ф. Рамо и Ф. Купереном. В искусстве Франции коренятся и истоки взыскательного отношения Равеля к форме высказывания. В выборе текстов для своих вокальных произведений он указал на особенно близких ему поэтов. Это символисты С. Малларме и П. Верлен, близкий искусству парнассцев Ш. Бодлер, Э. Парни с ясным совершенством его стиха, представители французского Возрождения К. Маро и П. Ронсар. Равелю оказались чужды поэты-романтики, разбивающие бурным наплывом чувств формы искусства.

В облике Равеля законченно полное выражение получили отдельные истинно французские черты, его творчество естественно и закономерно входит в общую панораму французского искусства. В один ряд с ним хочется поставить А. Ватто с мягким очарованием его групп в парке и скрытой от мира скорбью Пьеро, Н. Пуссена с величаво-спокойным обаянием его «Аркадских пастухов», живую подвижность смягченно-точных портретов О. Ренуара.

Хотя Равеля справедливо называют композитором-импрессионистом, однако характерные черты импрессионизма проявились у него лишь в некоторых произведениях, в остальных же преобладает классическая четкость и соразмерность структур, чистота стиля, ясность линий и ювелирность в отделке деталей.

Как человек XX в. Равель отдал дань увлечению техникой. Подлинный восторг вызвали у него огромные массивы заводов во время путешествия с друзьями на яхте: «Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один - он похож на романский собор из чугуна... Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас. Над ними - красное, темное и пылающее небо... Как все это музыкально. Непременно использую». Современная железная поступь и скрежет металла слышатся в одном из самых драматичных произведений композитора - Концерте для левой руки , написанном для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку.

Творческое наследие композитора не поражает количеством произведений, объем их как правило невелик. Подобный миниатюризм связан с отточенностью высказывания, отсутствием «лишних слов». В отличие от Бальзака у Равеля было время «писать короткие рассказы». Обо всем, что связано с творческим процессом, мы можем лишь догадываться, т. к. композитор отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий - все говорит о внимании к каждой «мелочи», о длительной работе.

Равель не относится к числу композиторов-реформаторов, сознательно изменявших средства выражения и осовременивавших темы искусства. Стремление донести людям то глубоко личное, интимное, что он так не любил выражать словами, заставляло его говорить на всеобщем, естественно сложившемся и понятном музыкальном языке. Круг тем равелевского творчества очень широк. Часто композитор обращается к чувствам глубоким, ярким и драматичным. Его музыка всегда удивительно человечна, ее обаяние и пафос близки людям. Равель не стремится решать философские вопросы и проблемы мироздания, охватить в одном произведении большой круг тем и найти связь всех явлений. Иногда он концентрирует свое внимание не на каком-то одном - значительном, глубоком и многогранном чувстве, в других случаях с ноткой затаенной и пронзительной грусти говорит о красоте мира. Хочется всегда с чуткостью и осторожностью обращаться к этому художнику, интимное и хрупкое искусство которого нашло путь к людям и завоевало их искреннюю любовь.

В. Базарнова

Сочинения:

оперы - (L’heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, т-р «Опера комик», Париж), (L’enfant et les sortilèges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло); балеты - (Daphnis et Chloé, хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж), Сон Флорины, или (Ma mère l’oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Р., пост. 1912 «Т-р искусств», Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Р., 1911, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж); кантаты - Мирра (1901, не опубл.), Альсион (1902, не опубл.), Алиса (1903, не опубл.); для оркестра - увертюра Шехеразада (1898), (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prélude à la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), (хореографич. поэма, 1920), Веер Жанны (Leventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927), (1928); концерты с оркестром - 2 для фортепиано (D-dur, для левой руки , 1931; G-dur , 1931); камерно-инструментальные ансамбли - 2 сонаты для скрипки и фортеиано (1897, 1923-27), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faure, для скр. и фп., 1922), соната для скрипки и виолончели (1920-22), фортепианное трио (a-moll, 1914), струнный квартет (F-dur, 1902-03), Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06); для фортепиано в 2 руки - Гротескная серенада (Sérénade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte, 1899, также орк. вариант), Игра воды (Jeux d’eau, 1901), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur locéan (также орк. вариант), Альборада, или Утренняя серенада шута - Alborada del gracioso (также орк. вариант), Долина звонов - La vallée des cloches; 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poémes daprés Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom dHaydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере... Бородина, Шабрие (A la maniére de... Borodine, Chabrier, 1913), сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917); для фортепиано в 4 руки - Моя матушка-гусыня (Ma mère l’oye: Павана Красавице, спящей в лесу - Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик - Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод - Laideronnette, impératrice des pagodes, Красавица и Чудовище - Les entretiens de la belle et de la bête, Сказочный сад - Le jardin féerique; 1908), Фронтиспис (1919); для 2 фортепиано - Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов - Entre cloches; 1895-1896); для скрипки с фортепиано - концертная фантазия Цыганка (Tzigane, 1924; также с орк.); хоры - Три песни (Trois chansons, для смешанного хора a cappella, сл. Равеля: Николета, Три прекрасные птицы рая, Не ходите в лес Ормонды; 1916); для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем -

Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

· I – с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

· II – 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), произведения Римского-Корсакова (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно, художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантовименовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.



1 период творчества (1895-1914)

В I период творчества были созданы:

· фортепианные произведения «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

· вокальные циклы «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

· опера «Испанский час»;

· балет «Дафнис и Хлоя»;

· «Испанская рапсодия».

В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.

Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом – доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».

2 период творчества (1917-1932)

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл – сюиту «Гробница Куперена» – «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.

«Гробница Куперена» открыла новый – послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).

Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:

A. – стремление к отчетливости мелодического рисунка и его преобладанию над колоритом; при этом на смену кратким мотивам приходят протяженные мелодии широкого дыхания (они встречались эпизодически и раньше). Яркий пример – тема «Болеро».

B. – возрастает роль полифонии;

C. – усиливается роль конструктивного начала;

D. – усиливается контрастность музыкальной формы, действенность развития;

E. – в произведениях послевоенных лет Равель чаще обращается к традициям прошлых веков, к искусству XVII – XVIII веков, т.о. его стиль соприкасается с эстетикой неоклассицизма. Очень ярко это проявилось в «Гробнице Куперена», в Первом фортепианном концерте.

F. – новым было и увлечение джазом. Равель был в числе музыкантов, увидевших в джазе источник обновления традиционных форм.

· Произведения 2-го периода

· фортепианные – цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

· вокальные – «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

· симфонические – хореографич. поэма «Вальс», «Болеро»;

· камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля:

· тяготение к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются народные истоки;

· интерес к фольклору, особенно испанскому;

· огромная роль танцевальных элементов; тяготение к танцевальной ритмике самых разных жанров, от менуэта до фокстрота;

· четкость музыкальной формы. К Равелю, в отличие от многих других композиторов рубежа веков, вполне применимы критерии классичности (стройность, уравновешенность формы). В отличие от Дебюсси, Равель вполне лоялен к традиционным формам, в частности, к сонатной, которую часто использует;

· мастерство оркестрового письма («виртуоз оркестровки»

9. Оркестровые сочинения М. Равеля. « Испанская рапсодия», «Болеро»

Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Этот двутакт (здесь он повторен дважды, прежде чем вступит тема) будет звучать непрерывно на протяжении всего «Болеро». Флейта еле слышно запевает извилистую, упругую, чисто инструментальную мелодию, которая четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Закончив напев, флейта присоединяется к барабану, дублируя его ритм на доминантовом звуке (соль), а мелодию начинает петь кларнет. Далее она переходит к фаготу, затем - кларнету-пикколо, гобою д"амур, дуэту флейты и трубы, саксофону. (Тот редкий случай, когда саксофон введен в состав симфонического оркестра.) Его напряженный, полный экспрессии звук придает особую краску мелодии, проходящей поочередно у саксофонов - тенора, сопрано и сопранино. Одновременно с переходом темы от одного к другому инструменту, увеличивается и мощь аккомпанемента. От еле слышных пиццикато начала он разрастается: вступают новые инструменты, у струнных появляются арпеджио в ритме, установленном малым барабаном, вместо отдельных звуков слышны красочные аккордовые пятна. Постепенное неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце: все три линии (мелодия, аккомпанемент и ритмическая фигура) многократно дублируются в полнозвучном tutti, причем в заключительных тактах Равель использует крайне редкий и очень сильный эффект - глиссандо тромбонов. Все резко обрывается на высшей точке кульминации.

Испанская рапсодия

Испанская рапсодия открывается прелюдией «К ночи» - образом ночного южного пейзажа. Тончайшая оркестровая звукопись вызывает в воображении таинственную, полную любовного томления ночь. На фоне тихого тремоло скрипок непрерывно слышится мотив из четырех нисходящих звуков. Он проходит сначала у скрипок и альтов, затем передается гобою, английскому рожку, флейте, челесте. В нежных оркестровых красках, в ладовой, ритмической и гармонической переменчивости создается изысканная импрессионистская картина. Два кларнета в октаву вступают с грустно-меланхолическим напевом, который сменяется мотивом танца, затем вступает новая каденция - на этот раз фаготов, которую сопровождают тихие шорохи, смутные отзвуки танца, обрывки напевов, смешивающиеся в общем движении. Замыкает часть возвращение нисходящего мотива ночи.

«Малагенья» - любовная песня-танец, одна из самых распространенных в Андалузии. Здесь это колоритная танцевальная сценка, изящная, проникнутая подлинным испанским духом. Она открывается короткой (всего три такта) рельефной темой, звучащей у виолончелей и контрабасов пиццикато таинственно, даже тревожно. Она повторяется, причудливо раскрашивается. Новая, импульсивная тема, у трубы с сурдиной, затем мечтательно повторяемая скрипками, вызывает в воображении выход солистов-танцоров, кавалера и дамы. Все более оживляющийся танец внезапно прерывается монологом английского рожка - призывным, полным страстного томления. В завершающую его каденцию врывается нисходящий мотив из первой части (челеста, солирующие скрипки, альты и виолончель с сурдиной). Возвращается ненадолго движение танца, которым и завершается «Малагенья».

«Полная выдумки поэтичная "Хабанера" чарует нас своим трепетно-томным характером, ритмикой и ностальгической образностью; прелесть насыщенной и точной оркестровки придает пьесе тембральное богатство и красочность», - пишет о третьей части Рапсодии А. Корто. На протяжении почти всей «Хабанеры» слышится повторяемый в неизменном ритме один и тот же звук - своего рода стержень, вокруг которого обвиваются краткие мотивы, изысканные гармонии, полные томной неги. Танцевальные мелодии словно наплывают издалека и снова исчезают, облеченные в красочный, своеобразный оркестровый наряд. Отдельные краткие нисходящие интонации, вступая в противоречие с общим восходящим движением мелодий, придают особое лирико-драматическое напряжение музыке. Короткие всплески у скрипок вызывают ассоциации с порывистыми танцевальными движениями (хабанеру «танцуют всем станом и особенно руками, которые взлетают ввысь как птицы»).

Заключительная часть, «Ферия», являет собой яркую картину народного празднества. Слышатся наигрыши флейт, рокот малых барабанов, характерное пощелкивание кастаньет, звон гитар, имитируемый струнными. Разворачивается хота: начинаясь у флейты, тема ее постепенно захватывает весь оркестр. Звучат подлинные мотивы самого яркого народного танца Испании, знакомого по «Арагонской хоте» Глинки. Появляются и мотивы из предшествующих частей Рапсодии. После захватывающего tutti наступает внезапный спад. На фоне чуть слышных «вздохов» низких струнных звучит, как во второй части, импровизация английского рожка. Мотивы, напоминающие о прелюдии «К ночи», приводят к возвращению начального раздела. Хота разворачивается все ярче и зажигательнее, заканчиваясь ослепительным вихрем.

10. Фортепианное творчество М. Равеля в его эволюции. « Гробница Куперена», Концерты для ф-но с орк. Соль мажор, Ре мажор.Как и Дебюсси, Равель много сочинял в области фортепианной музыки, создав свой особый фортепианный стиль. Он тоже был блестящим пианистом и часто исполнял свои сочинения. Произведениями для фортепиано Равель начал свой творческий путь, поэтому можно сказать, что именно здесь формировалась его творческая индивидуальность.\ Дебюсси, и Равель обновили фортепианную музыку, опираясь на сходные истоки – романтический пианизм и творчество французских клавесинистов. Но если Дебюсси претворял, главным образом, шопеновскую традицию, то Равелю ближе был Лист«Старинный менуэт» – первое сочинение, которое Равель счел достойным публикации – свидетельствует о его стремлении к возрождению старинных национальных жанров, что является важной приметой неоклассицизма. Близость к этому течению проявляется у Равеля более определенно, чем у Дебюсси, особенно в поздних сочинениях («Гробнице Куперена» и 1-м фортепианном концерте, стилизованном в духе Моцарта).Уже ранние фортепианные сочинения Равеля можно назвать подлинными шедеврами – это «Павана на смерть инфанты» и «Игра воды».Популярность «Паваны» во многом объясняется напевной, вокальной по природе мелодией. Она неотделима от фактуры и, вместе с тем, не заслоняется ею. Простая на первый взгляд, эта мелодия оригинальна и характерна для Равеля: в ней избегается вводнотоновость. Характер пьесы созерцательно-спокойный, в котором чуть ощутима светлая печаль. От лирического образа уснувшей инфанты смысловые нити тянутся к сюите музыкальных сказок «Матушки гусыни» (так во Франции называют няню).«Игра воды» – образец импрессионистической красочности, который можно поставить в один ряд с такими «манифестами» импрессионистского стиля, как картина Клода Моне «Восход солнца» или оркестровая прелюдия Дебюсси «Послеполудень фавна». Созданная в 1901 году, эта пьеса предшествовала импрессионистским фортепианным произведениям Дебюсси; таким образом, Равель с полным правом может оспаривать у Дебюсси славу основоположника нового фортепианного стиляПоэзия водной стихии – излюбленная тема фортепианной музыки, особенно романтической. Фактура «Игры воды» показывает, что Равель многое воспринял от живописных пьес Листа из цикла «Годы странствий» («У ручья», «На Валленштадском озере», «Фонтаны виллы д,Эсте»). Развивая эти традиции, композитор создает колоритную пейзажную зарисовку, музыка которой в своем непрерывном движении никуда не стремится: она фиксирует «прекрасное мгновение».Таким же поэтическим настроением окрашена Сонатина (1905). Она состоит из трех миниатюрных частей, лишенных сильных контрастов. Лирическая напевность I части сменяется танцевальной грацией Менуэта и четкой пассажностью финала. Общая композиция объединяется тематической «аркой»: главная партия первой части возвращается в слегка измененном виде в побочной партии финала.Совсем иная атмосфера – в фортепианном цикле «Ночной Гаспар»(1908). Это первое проявление драматизма в творчестве Равеля. Здесь получила развитие традиция «мефистофельских» образов Листа. Цикл состоит из трех пьес: «Ундина», «Виселица», «Скарбо», в музыке которых преобладает атмосфера мрачных видений.Следующее сочинение для фортепиано – «Моя матушка – гусыня» –цикл 4-ручных детских пьес «Павана Спящей красавицы»,

· «Мальчик-с-пальчик»,

· «Дурнушка, императрица китайских статуэток»,

· «Разговор Красавицы с Чудовищем»,

· «Волшебный сад».

Они словно перенося слушателя в мир детства, добрых фей. Равель впоследствии создал оркестровый вариант этого цикла, а потом, сочинив сценарий, превратил его в детский балет «Сон Флорины», сюжет которого напоминает сказку о Спящей красавице.

Аналогичным образом фп. цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» со временем был переработан в балет «Аделаида, или Язык цветов».

Последнее произведение Равеля для фортепиано – сюита «Гробница Куперена». По словам самого композитора, это памятник всей французской музыке XVIII века. Состоит из 6 пьес: прелюдия с фугой предваряют три танца – форлану, ригодон, менуэт, после чего следует финальная токката. Первой исполнительницей цикла стала Маргарита Лонг.

11. М. Равель и музыкальный театр(опера « Испанский час», опера-балет «Дитя и волшебство»)

Значение Равеля определяется яркой оригинальностью его музыки, исключительным совершенством композиторского мастерства. Музыка Равеля характеризуется сжатыми формами, четким и непринужденным построением мелодических фраз, большой динамичностью. Большое место в творчестве Равеля занимает хореография, народный танец.

Его одноактный балет "Дафнис и Хлоя" явился новаторским произведением в этом жанре. В балете использована звучность хора (без слов), музыка отличается подлинно симфоническим характером, живостью ритмов и яркостью оркестровых красок. Второй одноактный балет - "Моя матушка гусыня" (по мотивам французских сказок, переделан из фортепианной сюиты, пост. 1915, Париж) проникнут глубоко народным складом музыки, в нем проявилось богатейшее дарование Равеля-мелодиста. Все хореографические произведения Равеля вошли в симфонический репертуар оркестров многих стран.

Первая опера Равеля "Испанский час" (1907, пост. 1911, Париж) обновляет жанр лирической музыкальной комедии; она отмечена тонким юмором, блеском вокального и оркестрового стиля. Вторая его одноактная опера "Дитя и волшебство" названа автором "лирической фантазией"; в ней оживает фантастический мир игрушек, зверей, даже предметов домашнего обихода - часы, кушетка и т. д. Опера овеяна поэзией детства. В то же время в ней проявилась и тонкая ирония Равеля.Естественные истории" подготовили меня к сочинению "Испанского часа", музыкальной комедии на текст г-на Франк-Ноэна, которая является не чем иным, как своего рода музыкальным разговором. Основной замысел этого произведения - возрождение жанра оперы-буфф.Совсем иного плана "Дитя и волшебства", лирическая фантазия в двух действиях, в которой преследуются, однако, те же цели. Мелодическое начало, господствующее в ней, опирается на сюжет, который мне хотелось трактовать в духе американской опер етты. Либретто г-жи Колетт позволяло подобную вольность в музыкальной феерии. Тут господствует пение. Оркестр, хотя и не лишенный виртуозности, остается на втором плане.«ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО». В опере, которую сам автор назвал «лирической фантазией» оживает мир игрушек, зверей и предметов домашнего обихода. Среди действующих лиц – старое кресло, разбитая чашка, деревья, звери, птицы и даже… учебник арифметики – всё овеяно поэзией детства. Ее герой – шестилетний мальчик, наказанный матерью за непослушание. Он срывает своё недовольство, пытаясь «назло» всё сломать и испортить. В его сне мир неузнаваемо преображается, и мальчик начинает постигать, что всё вокруг него полно жизни. Тяжело вздыхает раненное его ножом дерево, белка жалуется, что мальчик мучает её подружку. Он пытается подружиться с животными и растениями, но они его боятся из-за тех обид, что он им причинил, когда они ещё были неодушевленными…Во время Второй мировой войны директор Парижской оперы Жак Руше попросил известную французскую писательницу Сидони-Габриель Колетт подготовить текст для сказочного балета. В оригинале история называлась «Дивертисменты для моей дочки». После того, как Колетт выбрала Равеля, ему в 1916 году был прислан на фронт текст, но письмо потерялось. В 1917 году Равель, наконец, получил копию текста и согласился написать партитуру. Работа длилась долго, и Колетт уже потеряла надежду на то что она когда-нибудь завершится, но, 21 марта 1925 года опера была поставлена в Монте Карло с хореографией Жоржа Баланчина. Равель сравнивал её со своей предыдущей работой («Испанский час») «Больше, чем когда-либо я за мелодию. Да, мелодия, бельканто, вокализы, вокальная виртуозность – это главное. Здесь лирическая фантазия зовет мелодию и ничего, кроме мелодии... Партитура «Дитя и Волшебства» это смесь стилей и эпох, от Баха до... Равеля».Опера «Дитя и волшебство» – является признанным шедевром Мориса Равеля. Музыкальный язык сочинения свидетельствует об активных экспериментах композитора в области гармонии, ритма, лада, оркестровки. Это проявляется в обращении к бытовым жанрам (вальс, марш, городской шансон), ритмам новых для того времени танцев (фокстрота, канкана, регтайма), использование не «музыкальных» звуков (шумов, скрипа, треcка). Музыка отдельных сцен, таких как марш-скерцо Часов, фокстрот Чашки и Чайника, сцена Задачника, дуэт Кота и Кошки содержит джазово-блюзовые звучания, характерные для эстетики мюзикла, мюзик-холла.

12. «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и пути симфонизации балета

Дафнис и Хлоя пасут свое стадо. С другими пастухами они приносят дары изваяниям трех нимф, высящимся над гротом в священной роще. Дафнис и Хлоя прекраснее всех, и пастушка пытаются соблазнить девушки, а юноши ухаживают за Хлоей. В обоих это вызывает ревность. Особенно сильна она у Дафниса, который видит, как Хлою хочет поцеловать волопас Даркон. Девушки подбивают Даркона соревноваться с Дафнисом в танце. Дафнис одерживает верх, и Хлоя целует победителя. Все расходятся, Дафнис ложится на землю. Влюбленная в него Ликейон пользуется одиночеством пастушка, чтобы соблазнить его, но он остается равнодушным. В досаде Ликейон убегает, а тишина рощи нарушается криками и звоном оружия: через лес бегут пираты. Они похищают девушек, грабят и убивают мужчин. Дафнис бросается на поиски Хлои, которая ищет защиты у трех нимф. Пираты хватают Хлою, и прибежавший на крики Дафнис видит лишь обрывки ее одежды. В мольбах он падает к подножию нимф. Они спускаются с пьедестала и призывают Пана. Бог является Дафнису.

В разбойничьем стане пир по случаю богатой добычи. Идет дележ. Самая прекрасная добыча - пастушка Хлоя. Бриксис заставляет ее танцевать со связанными руками, под ударами бичей. Несчастная молит Пана о спасении, и бог насылает на пиратов панический ужас. С Хлои спадают узы, на ее голове, как знак покровительства Пана, появляется сосновый венок. Она возносит Пану благодарственные моления.

«Тишина, нарушаемая лишь журчанием ручейков росы, стекающих со скал... Постепенно рассветает» (Равель). Дафнис приходит в чувство перед гротом нимф. Друзья приводят спасенную Хлою. Старый Ламон соединяет Дафниса и Хлою, они клянутся вечно любить друг друга. Ламон рассказывает легенду о Пане и нимфе Сиринкс, превратившейся в тростник, из которого Пан сделал свою флейту. Он играет на флейте, а Дафнис и Хлоя танцем передают содержание мифа о боге и убегающей от него нимфе.

Равель назвал «Дафниса и Хлою» хореографической симфонией. «Это произведение построено симфонически, по строгому тональному плану на нескольких темах, развитием которых достигается единство целого»,- читаем в одном из его писем. В партитуре балета пластичность и танцевальность органично сочетаются с непрерывностью развития. Музыка «Дафниса и Хлои» отличается сдержанной страстностью, роднящей ее с романтическими произведениями, яркостью гармонических красок, разнообразием и изяществом оркестровых средств. Значительную роль играет при этом особая краска - хор, поющий с закрытым ртом.

Морис Равель - французский композитор-импрессионист, вошедший в историю как реформатор музыки начала 20 века. Балет «Болеро», композицию для которого сочинил Равель, и сейчас с успехом идет на сценах мировых театров. Музыкант известен также как критик, пианист и дирижер.

Детство и юность

Музыкант родился в южном французском городке Сибуре в семье инженера путей сообщений. Отец – выходец из Швейцарии, обожал музыку, виртуозно играл на флейте и трубе. Мама по национальности басконка, верно хранила традиции этого древнего народа, живущего на границе Франции и Испании. В детстве Морис часто слышал баскскую музыку, элементы которой в будущем отразились в его творчестве.

Вырос Морис Равель в Париже, куда вскоре после появления наследника перебрались родители. С семи лет мальчика обучали музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Учителями юного дарования стали знаменитости того времени – музыкант и композитор Габриэль Форе, пианист Шарль Берно, которые помогли таланту Мориса раскрыться, и Андре Жедальж.

Путь к получению диплома оказался тернистым и долгим: смелые взгляды, независимость суждений и стремление демонстрировать собственный стиль в музыке руководство консерватории принимало в штыки, Равеля отчисляли на пару лет, восстанавливали, затем снова выгоняли.

Музыка

Преподаватели сразу разглядели талант музыканта. На последних курсах Морисом плотно занялся Форе. По настоянию композитора юноша начал писать музыку. Из-под его пера вышел «испанский» цикл, включивший произведения «Хабанера», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».

Композиция Мориса Равеля «Хабанера»

Однако настоящий интерес к сочинительству проснулся после того, как Морис Равель познакомился с творчеством Эрика Сати. Родоначальник импрессионизма, «музыкальный проказник», который славился экстравагантностью и смелостью, находился в глубоком «подполье». Еще одним кумиром стал пианист Рикардо Виньес.

В первые 15 лет после получения диплома консерватории Равель много работал, создав множество композиций. Но до славы и признания в академических кругах никак не мог дотянуться. Хотя его музыка тогда уже вполне соответствовала критериям произведений искусства, но он слыл новатором, яркая музыка отличалась импрессионисткой эстетикой.


А это раздражало представителей старой школы, особенно композиторов, членов жюри музыкального совета Академии искусств. Молодой человек трижды пробовал силы в состязании на вожделенную Римскую премию, однако неизменно проигрывал соперникам. Четвертая попытка изменила жизнь не только мужчины, но и привнесла новизну в музыкальный мир Парижа.

Неугодному молодому композитору отказали в участии в конкурсе, аргументируя тем, что уже не позволяет возраст. Претендовать на премию разрешалось музыкантам, не достигшим 30 лет. Но Равель еще не успел отпраздновать юбилей (оставалось несколько месяцев), поэтому посчитал отказ неправомерным.

Композиция Мориса Равеля «Игра воды»

Разразился скандал, который в итоге вырос до внушительных размеров – открывались все новые и новые факты о конкурсе и противозаконных действиях членов жюри. Верхушка Академии искусств отправилась в отставку, а у руля встал Габриэль Форе.

А Морис Равель превратился в глазах парижской богемы в героя, популярность музыканта возрастала с каждым днем, в домах разгорались споры по поводу этой любопытной личности, сочинения звучали на концертах и издавались огромными тиражами. По сути, Равель стал вторым после лидером импрессионизма.


Творческую биографию на время прервала Первая мировая война. Морис Равель рвался на фронт, но его браковали – из-за низкого роста. И все же музыканту удалось попасть на войну, три года служил в автомобильном дивизионе и авиационном полку.

После демобилизации композитор продолжил творческий путь, однако работал уже в несколько других жанрах. Если до войны сочинял оперы, то теперь обратился к инструментальным пьесам. Карьера получила новый виток: Морис сочинил «Гробницу Куперена» и завел знакомство с россиянином, постановщиком балетной антрепризы «Русские сезоны» .

Композиция Мориса Равеля «Альборада» из цикла «Отражения»

Это вылилось в интересное сотрудничество – Равель написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс». В первой постановке главная партия досталась легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому.

Звезда Мориса Равеля разгоралась все ярче. Композитор отправился с гастролями по Европе, тепло встретили фанаты в Италии, Англии и Голландии. К французу обращались с заказами именитые представители музыкального мира. Так, в то время Морис написал оркестровку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского для дирижера Сергея Кусевицкого.


Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало произведение для оркестра «Болеро». История создания любопытна. Идею автору подкинула балерина, чье имя гремело на весь мир – Ида Рубинштейн. Работая над партитурой, Равель писал другу, что в ней «нет формы и нет развития», переплелась классика и ритмы испанской музыки.

Впервые «Болеро» Рубинштейн поставила в 1928 году на сцене парижской Гранд-Оперы. Позднее танец стал частью репертуара .

Композиция Мориса Равеля «Болеро»

В последние годы жизни композитор работал мало. В 1932-м, во время европейских гастролей, которые проходили в компании с пианисткой Маргаритой Лонг, музыкант получил серьезную черепно-мозговую травму в автомобильной катастрофе. Точку в творчестве поставило произведение «Три песни», написанное для .

Личная жизнь

Личная жизнь музыканта – тайна за семью печатями. Удивительно, но Морис никогда не имел жены и не оставил наследников. В биографии композитора не видны следы любовниц, имена возможных партнеров мужского пола тоже отсутствуют.

Смерть

В 1933 году у французского композитора диагностировали неврологическое заболевание. Врачи предполагали, что недуг – это следствие травмы, полученной в той аварии.


Спустя четыре года виртуозному музыканту сделали операцию на головном мозге. Хирургическое вмешательство оказалось роковым – Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года. Прах музыкального новатора захоронен в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

  • Отец Мориса, Жозеф Равель, относится к числу французских изобретателей «самоходной повозки» (или автомобиля).
  • Главным кумиром композитор называл .
  • Длительность «Болеро» составляет 17 минут.
  • В 1932 году Равель написал фортепианный концерт для левой руки. С такой просьбой к композитору обратился товарищ, австрийский пианист, потерявший в огне Первой мировой правую руку.

Цитаты

«Для нас, басков, песня и танец – это то же, что хлеб и сон».
«Знаю: для современной музыки почти нет правил. Начинают без всякой надобности с того, что попадётся под руку. Похоже на изготовление дамской шляпки, хотя и менее искусно».
«Мне хотели устроить завтрак с , но я сообразил, что это будет не слишком забавно для нас обоих. Он не знает ни слова по-французски».
«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана».
«Безумие - это повторение одного и того же действия».

Произведения

  • 1895 - «Старинный менуэт»
  • 1898 - «Шехеразада»
  • 1905 - «Отражения»
  • 1907 - «Испанская рапсодия»
  • 1907 - «Испанский час»
  • 1908 - «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи»
  • 1912 - «Дафнис и Хлоя»
  • 1917 - «Гробница Куперена»
  • 1920 - «Вальс»
  • 1924 - «Цыганка»
  • 1925 - «Дитя и волшебство»
  • 1926 - «Мадагаскарские песни»
  • 1928 - «Болеро»
  • 1933 - «Три песни Дон Кихота к Дульсинее»

Морис Равель, наряду со своим старшим современником Клодом Дебюсси, является основоположником музыкального импрессионизма. Композитор расширил понимание этого стиля, а порой и выходил за его рамки, обогащая свое творчество чертами романтизма, неоклассицизма, и некоторыми другими.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

* I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

* II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси Равель сделал их фортепианные переложения., произведения Римского-КорсаковаС русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию.. Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты французского Ренессанса), восхищался творчеством французских клавесинистов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских. В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

В I период творчества(1895-1914) были созданы:

* фортепианные произведения: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

* вокальные циклы: «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

* опера «Испанский час»;

* балет «Дафнис и Хлоя»;

* «Испанская рапсодия».

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена», которую посвятил погибшим друзьям «…дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века» .

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Возрастает роль полифонии, усиливается роль конструктивного начала, усиливается контрастность музыкальной формы, теперь стилистика более ориентирована на эстетику неоклассицизма.

Произведения 2-го периода:

* фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

* вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

* симфонические - хореографическая поэма «Вальс», «Болеро»;

* камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Образная сфера Равеля тесно связана с этапами его жизненного пути, со сменой его мировоззрения, с войной. Война стала гранью в творческой жизни Равеля. Если в произведениях довоенного периода (от «Античного менуэта» до «Дафниса и Хлои») раскрываются образы природы, человеческого характера, психологии впечатлений, яркие фольклорные образы, испанская тема, образы детства, античность. Образ у Равеля хотя и схвачен предельно метко, точно и даже объективно, не редко выступает как прекрасная данность в созерцании и любовании им.

Эстетика Равеля заключает в себе переплетение различных эстетико-стилевых тенденций. На разных этапах проявляются черты классицистские, романтико-импрессионистские и мелодико-конструктивистские, а также элементы экспрессионизма. Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народные основы искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им в духе французской, испанской, восточной музыки. Таким образом, несмотря на основополагающее значение эстетики импрессионизма в его творчестве, согласно которой художник передает, прежде всего, свое, субъективное видение, своё восприятие мира, Равель ставит перед собой цель объективного описания. Сами сюжеты его пьес конкретны и определенны, тематизм отличается мелодической рельефностью и опорой на фольклорные истоки.

Неоклассицизм НЕОКЛАССИЦИЗМ - одно из направлений в музыке 20 в., представители которого стремились к возрождению стилистических. черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920 Ф. Бузони опубликовал открытое письмо к П. Беккеру под заглавием «Новый классицизм», которое стало манифестом этого направления. «Под новым классицизмом, - писал Бузони, - я понимаю развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твёрдую и изящную форму». в музыке Равеля является одной из ведущих стилистических тенденций. Уже в ранних фортепианных произведениях композитора ярко проявляется связь с классическими традициями. Одно из таких ранних произведений - «Античный менуэт». Композитор, как бы предлагает свое видение танца, используя изысканные гармонические новшества. Продолжением этой же линии в его творчестве является и знаменитая «Павана в честь усопшей инфанты». Это один из лучших образцов ранних сочинений композитора. Ясная классическая форма, напоминающая рондо клавесинистов, и прозрачность изложения превосходно выявляет строгую простоту музыки. Стилевая линия равелевского классицизма идет от «Античного менуэта» и «Паваны» к Сонатине. Это произведение опирается на традиции добетховеской сонаты (Моцарта, Скарлатти) и приемы старинных французских мастеров (Куперена и Рамо).

В дальнейшем стремление к преодолению импрессионистской тенденции и развитию классической линии становится одним из важнейших направлений в творчестве Равеля. В этом отношении характерны «Менуэт на тему Гайдна», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», произведения, созданные в последние довоенные годы, а также и во время войны.

Сюита «Гробница Куперена» может рассматриваться как законченное воплощение равелевского неоклассицизма. Сюита посвящена Куперену, но можно сказать, что она посвящена и всей французской музыке 18-го века. Это произведение отчетливо показывает, что обращение композитора к старинным традициям французских классиков вызвано не узко стилизаторскими целями, а имеет глубокие духовные корни. Равелю близки лучшие идеи 18 века: гуманизм, гармоничное единство прекрасного и нравственного, требование ясности во всем, примат разума, стремление к уравновешенности художественных элементов.

Романтические черты стиля по-разному проявлялись в различные творческие периоды композитора-импрессиониста. Вначале Равеля увлекает поиск необычных фантастических образов стремление к програмности и звукописи Российский музыковед и музыкальный критик Л.Е Гаккель называет эти романтические черты «листианством». По его словам, это один из важнейших показателей фортепианной манеры Равеля. Гаккель предлагал рассматривать эти черты на двух уровнях: колористического (регистрово - тембральные, педальные решения) и виртуозного концертного пианизма, достаточно необычного для фортепианной музыки 20-го века.. Линия равелевского романтизма впервые явно обозначилась в пьесах для двух фортепиано, носивших название «Слышимые пейзажи», которые не были опубликованы при жизни Равеля, но их интересные тематические идеи были использованы композитором в более поздних произведениях. Этот маленький цикл состоит из двух пьес: «Хабанеры» «Хабанеру» композитор включил в симфоническое произведение «Испанскую рапсодию», не изменив в ней ни одной ноты. Жанровые признаки испанского фольклора в ней приобрели необычное, свежее звучание в соединении с утонченной импрессионистической техникой письма. и «Среди колоколов» Музыкальный материал «Среди колоколов» развивается в пьесе «Долина звонов» из цикла «Отражения». .

Импрессионистские черты наметились в произведении «Игра воды», написанным в 1901 году. Композитор писал о том, что здесь «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Фактура «Игры воды» показывает, что Равель не прошел мимо достижений Листа в его пьесах из «Годов странствий» и, прежде всего, «Фонтанов виллы д"Эсте». Вместе с тем Равель проявляет свою независимость от великого романтика и сохраняет равновесие между эмоциональным и описательным началом. Интересен в этой пьесе и обертоновый принцип письма, который рождает ощущения звуковой среды, атмосферы, что является продолжением идей фортепианного романтизма. Вместе с тем здесь явно сказывается и влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии).

Далее черты импрессионизма с наибольшей отчетливостью проявились в пьесах цикла «Отражения». В этом цикле ощущаются и романтические тенденции. Прототипом пьес послужили не только программные.живописно - виртуозные листовские пьесы, но и исконно французские программные миниатюры Куперена и Рамо, с их чувством меры и уравновешенности. В «Отражениях» автор использует новые выразительные средства. Это касается гармонического языка, динамики, гибкой ритмики. Находки, сделанные Равелем в «Отражениях», в отстоявшемся и отобранном виде войдут и получат стройное завершение в цикле пьес «Ночной Гаспар». «Ночной Гаспар» написан по стихотворениям в прозе французского писателя Алоизиуса Бертрана. Новелла Бертрана давала повод композитору создать типично импрессионистскую пьесу. Цикл «Ночной Гаспар» оказался блестящим достижением виртуозного пианизма 20-го века.

Любивший работать в контрастных планах, Равель параллельно создает еще один цикл, совершенно не похожий на «Ночной Гаспар», - пять детских пьес для фортепиано в четыре руки «Моя матушка Гусыня», по французским сказкам 17-18-го века. Именно после «Ночного Гаспара» становится особенно наглядным, чем был мир детских образов для Равеля - его дневной свет противостоял ночному; его добро отрицало зло; его незамутненная ясность была твердой и верной моральной опорой.

Также в произведениях композитора проявилось глубокое чутьё к народно - национальному началу. Он широко использовал народные лады в своих музыкальных сочинениях. Уже с консерваторских времен проявляются испанские симпатии Равеля. Тема Испании в творчестве композитора вошла с «Хабанерой» и была продолжена затем в «Испанской рапсодии», «Испанском часе», рапсодии «Цыганка», «Трех песнях Дон - Кихота».

Ярким примером испанской темы является «Альборада» из цикла «Отражения». Здесь встречаются лады народной музыки стиля фламенко, а также и мажоро - минор испанского происхождения.

На протяжении всей жизни не оставляло композитора очарование Востоком. Это подтверждает такие произведения как ранняя незаконченная опера «Шахерезада», одноименный вокальный цикл, замысел оперы на сюжет «Тысяча и одной ночи» - «Моргиана». А также в пьесе «Дурнушка - императрица пагод» из цикла «Моя матушка Гусыня», главным выразительным средством является лад на основе пентатонике, что и создает восточный колорит. Равель проявлял также интерес к афроамериканскому искусству, в частности, к джазу В качестве примера можно привести фортепианные концерты, сонату для скрипки (2ч.- «Блюз»)..

Музыку для фортепиано Равель писал необычайно красочно. В его произведениях встречаются многие, чисто фортепианные эффекты с использованием правой педали - тонкие наслоения различных гармоний, создание «звуковой атмосферы», вибрация и истаивание на педали отдельных звуков, октав и аккордов. Композитор использовал в фортепианных сочинениях оркестровые краски Давая рекомендации пианистам по поводу исполнения своих произведений, Равель часто делал сравнения с тембрами различных оркестровых инструментов. Так раскрывая интерпретацию «Скарбо», он говорил: «Первый такт нужно играть - как «конрфагот», тремоло в следующих тактах - как «малый барабан», а октавы в т.366-369 - как «литавры»». Часто композитор мыслил фортепианные пассажи, исполненными как бы на арфе - одном из своих любимейших инструментов.. Почти все фортепианные пьесы Равеля существуют в оркестровом варианте - («Античный менуэт», «Павана», «Альборада» из цикла «Отражения», «Гробница Куперена», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Вальс» и др.).

Таким образом, фортепианный стиль М. Равеля - явление, заслуживающее особого внимания. Необычный, красочный, завораживающий, бесконечно привлекательный, он остался достоянием музыкальной культуры Франции 20 века, и, шире, общемировой культуры.

французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века

Морис Равель

Краткая биография

Жозе́ф Мори́с Раве́ль (фр. Joseph Maurice Ravel, 7 марта 1875 - 28 декабря 1937) - французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиз, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом - Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» или «Прекурсором».

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриелю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Старинный менуэт». После окончания консерватории в 1900-1914 годах он пишет множество сочинений.

Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых три раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле (получив так называемую «Малую римскую премию»), второй раз - ученику профессора Шарля Леневе Эме Кунцу, и наконец, в третий раз его обошёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки . Это был последний возможный для него год, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии ввиду того, что приближался к установленному для участников конкурса предельному возрасту - тридцати годам. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе) в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе.

И вот, в результате этого, четвёртого и последнего выдвижения разразилось так называемое «скандальное дело Равеля», немало укрепившее славу молодого музыканта и одновременно покрывшее исторической позолотой французских академиков от музыки… В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Таким образом, Морис Равель не смог поставить свой возрастной рекорд получения Римской Премии (и стать «самым старым» лауреатом, в противовес члену жюри и самому молодому лауреату Эмилю Паладилю). Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала, разумеется, не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»). Комментируя решение жюри, маститый академик Эмиль Паладиль ворчал: «Мсье Равель волен считать нас бездарными рутинёрами, но пусть не думает, что нас можно принимать за дураков…» Это решение Музыкального совета Академии искусств, в состав которого входили композиторы Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, вызвало целую бурю негодования и протестов как среди музыкантов, так и околомузыкальной печати. Скандал приобрел особенно острый, «антикоррупционный» характер, когда кроме всего прочего выяснилось, что абсолютно все кандидаты на Большую Римскую Премию, допущенные к конкурсу 1905 года - являлись учениками одного и того же профессора - Шарля Леневе.

«Беспрецедентный цинизм жюри!», «Позорное решение пристрастных судей!» - примерно под такими заголовками большинство парижских газет напечатало возмущённые отклики композиторов, писателей, художников и просто любителей музыки. Сам Равель, впрочем, воспринял решение академиков внешне спокойно и почти не высказывался по этому поводу. Но известный музыкальный критик Жан Марно, все симпатии которого находились в сфере постепенно набирающего силу импрессионизма, выступил с разгромной статьёй, кончавшейся следующей гневной тирадой: «…Ради будущего французской музыки пришло время наконец разогнать эту клику педантов, лицемеров и жуликов, этих трёх ослов - Паладиля, Дюбуа и Леневе!..» (Jean Marnold, «le Temps», 15 mai 1905).

Набор трёх фамилий, названных Жаном Марно, по существу не был случайным, но представлял собой собрание трёх символов: «Академия, Консерватория и Профессура» - вечно противостоящих всему новому и живому в искусстве. Скандал получил настолько широкий общественный резонанс, что содействовал не только резкому повышению авторитета и популярности самого Мориса Равеля, но и некоторому обновлению музыкальной жизни Парижа. В результате многолетний директор консерватории, консерватор и ретроград Теодор Дюбуа был вынужден уйти со своего поста. На его место был назначен Габриэль Форе. Этим было положено начало нового времени в парижской консерватории, несколько освежившей затхлую атмосферу этого учреждения и одновременно встряхнувшей музыкальную жизнь Парижа.

Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля», в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.

В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни. Патриотический порыв Равеля уже после войны не раз служил предметом для ехидных подтруниваний его вечного «учителя» и соперника, Эрика Сати, поскольку оба они, и Равель, и Сати относились к государству чрезвычайно недоверчиво и скептически:

«Итак, не сомневайтесь, это дело решённое: …в будущую войну Равель будет ещё и авиатором - на грузовом автомобиле, разумеется…»

- (Эрик Сати, «Тетради млекопитающего», L’Esprit noveau, apr.1921.)

После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В. Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время расцвета славы Мориса Равеля.

Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Морис Равель , 1912

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом.

В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работать над новым произведением - балетом «Жанна д’Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.

Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Сочинения

  • «Старинный менуэт» для симфонического оркестра (1895)
  • «Шехеразада», увертюра для симфонического оркестра (1898)
  • «Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
  • «Игра воды» для фортепиано (1901)
  • Струнный квартет № 1 (1903)
  • «Шехеразада» , цикл песен для сопрано или тенора с оркестром (1903)
  • Сонатина для фортепиано (1905)
  • «Отражения» для фортепиано (1905)
  • «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907)
  • «Испанский час», опера (1907)
  • «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908)
  • «Матушка Гусыня» , пьесы для фортепиано (1908-1910), для оркестра (1911), балет
  • «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), для оркестра (1912)
  • «Дафнис и Хлоя», балет (1912)
  • Фортепианное трио ля минор (1914)
  • «Гробница Куперена», фортепианная сюита (1917), 4 пьесы оркестрованы (1919)
  • «Вальс» , хореографическая поэма для оркестра (1920)
  • «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924)
  • «Дитя и волшебство», опера (1925)
  • «Мадагаскарские песни» , цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано (1926)
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1927)
  • «Болеро» для симфонического оркестра (1928)
  • Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра (1931)
  • Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (для левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну (1930)
  • «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» , цикл песен для баритона и симфонического оркестра (1933)
Категории: