Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Литературные направления: романтизм и классицизм. Отличие романтизма от классицизма

Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.

Микеланджело Караваджо "Блаженство святого Франциска" 1595

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Питер Пауль Рубенс "Венера перед зераклом"

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Собор Св. Петра в Риме

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.


Собор Св. Петра В Риме. Интерьер

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Среди самых известных его скульптур — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

Лоренцо Бернини "Экстаз Святой Терезы"

Классицизм - художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.

Жак - Луи Давид "Сафо и Фаон"

Романтизм - направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

Карл Брюллов "Сон молодой девушки перед рассветом"

Романтизм в живописи

Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.

Материал подготовила Татьяна Несветайло искусствовед, старший научный сотрудник ГРМ

Большой театр в Варшаве.

Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Живопись

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

Скульптура

Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Архитектура

Пример британского палладианизма - лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).

Чарльз Камерон. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Вальхалла - повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Художники:

Романтизм

Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.

Зарождение. Аксиология

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

Парадоксы романтизма

Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества - с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, - с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт - с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления - обладанию, динамики - статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Поэзия как философский камень

В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» - наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума есть акт эстетический Поэзия становится наставницей человечества; не станет более философии Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля - главных теоретиков немецкого романтизма - вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой - духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».

Новый взгляд на внутренний мир

Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).

Понимание прошедших эпох

В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея и Диониса. В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше.Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.

Влияние на науку

Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых - адептов раннего Шеллинга - таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).

Этапы

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западн ой культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Философы-романтики

Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.Важнейшие представители романтизма в искусствеВ изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. И. Е. Репин , В. И. Суриков , М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Просвещение

Обычно считается, что неоклассицизм является следствием того насыщения, что в определенной степени производит барокко. В случае с Канарскими островами уместно сделать некоторые уточнения. Со второй половины XVIII в. присутствие при Дворе элиты с архипелага обеспечивало культурную связь привилегированного меньшинства Канарских островов с эрудированными мадридскими кругами, что отражалось на обновлении взглядов элиты в сторону космополитизма. С другой стороны, отдаленность от метрополии влияла на то, что на Канарских островах был слабый идеологический контроль; здесь свободно распространялись тексты, запрещенные на остальной территории государства. К этому нужно добавить мобильность немногочисленных, но влиятельных жителей островов, которые соприкасались с новыми веяниями, появлявшимися за пределами Испании, упрочняя эту связь по возвращении из путешествий. Кружки и общества (особенно Экономические общества друзей страны) являлись «двигателем» изменений не только в художественном, но также в научном, экономическом, сельскохозяйственном и промышленном аспектах.

Однако Просвещение всегда являлось культурой меньшинства по отношению к религиозной традиции, согласующейся с идеями Инквизиции, на которые влияли низшее духовенство и религиозные ордены, связанные барочной традицией.

Более того, сами деятели Просвещения были далеки от того, чтобы принять поистине академическое прочтение неоклассического стиля; они были неспособны основать свои идеи на теоретических и идеологических убеждениях. В большинстве случаев это было подражание тому, что называли неоклассическим стилем. Об этом свидетельствует полемика в отношении порядка колонн, которые Хуан Непомусено Вердуго хотел использовать в будущем соборе Лос Ремедиос в Ла Лагуне. Маркиз Вильянуэва дель Прадо одобрил решение убрать основание, поскольку так делали в Париже. А старший священник Педро Бенкомо требовал оставить их, поскольку так делал Вентура Родригес. В основном, при отсутствии теоретической базы и твердых убеждений, можно говорить о существовании на Канарских островах неоклассической архитектуры, однако не как продукта идеологии, а почти всегда как результата подражания. К одним из первых зданий в этом стиле относится собор Сантьяго де лос Кабальерос (Santiago de los Caballeros) в Гальдаре с удачным пространственным решением, однако фасад его более напоминает маньеризм, нежели новые веяния неоклассицизма.

И все же некоторые архитекторы в это время уже начинают использовать новые приемы. Диего Николас Эдуардо, строитель, заложивший основы перемены вкусов, выполнил одно из наиболее изящных зданий того времени. Создавая эскиз будущего собора в Лас Пальмас, он вдохновлялся собором Гранады – работой Кано в стиле барокко. Однако он решил пойти по пути отказа от всяческих украшений и принятия строгих и простых форм.

Конечно, такие создатели были в меньшинстве. Архитектурная панорама Канарских островов, главным образом, ограничивалась работами мастеров, не имеющих профессиональных титулов. Здесь существовал коллектив консервативной направленности, их знания о новом стиле были весьма поверхностными. Один из примеров – Хуан Перес де Леон, руководивший строительством церкви Сан Себастиан (Iglesia de San Sebastián) в Агуимесе.(Agüimes), спроектированной Диего Николасом Эдуардо. Там, где архитектор проявлял свою креативность, обнаруживается некачественное исполнение работы.

Решающую роль в изменении стиля сыграли военные инженеры, однако работали они лишь в определенных местах на архипелаге, где и чувствуется их веяние.

Из великих мастеров того времени можно назвать четыре имени, и ни у одного их них не было официального титула. Наиболее важна фигура Диего Николаса Эдуардо, который учился в Академии Сан Фернандо и в Артиллерийской академии Сеговии. Он хорошо знал существующие на тот момент теории (в его библиотеке был трактат Тоски) и применял их с полной свободой воплощения. Так, чтобы подчеркнуть уникальность интерьера собора в Лас Пальмас, он использовал приемы атлантической готики.

Ясность идей отличает такого архитектора, как Хуан Непомусено – военного, учившегося в Академии инженеров. Он играл немалую роль в строительстве фасада собора в Ла Лагуне, а несколько позже выполнил оригинальный и изящный фасад здания Муниципалитета (Ayuntamiento) города.

Антонио Хосе Эдуардо и Хосе Лухан Перес – авторы менее изящных работ. Первый, работы которого можно увидеть в Гальдаре, предлагает нашему вниманию чересчур академичные образцы, результат неглубокого знакомства с архитектурой того времени. Второй архитектор был в первую очередь скульптором; он заканчивал западный фасад кафедрального собора Гран Канарии в весьма скудном решении. Интересны в его исполнении хоры – в свободе композиционной архитектурной мысли читается влияние его учителя Эдуардо.

Благодаря тенденции к либерализации островов, в это время в местной архитектурной панораме появляются работы профессионалов национального уровня. Наиболее известный пример – это, без сомнения, проект Вентуры Родригеса для реконструкции собора Консепсьон (Templo de la Concepción) в Ла Оротаве. Также можно отметить Мануэля Мартина и Хоакина Родригеса, проектировщиков нового собора в Канделарии (Templo de Candelaria). Вероятно, первому принадлежит также великолепный проект часовни для созданного чуть раньше кафедрального собора Ла Лагуны. Вместе с обновлениями чертежей, в которых угадывается влияние Вентуры Родригеса, актуальным в это время становится, например, вопрос о расположении хора на клиросе (одна из наиболее спорных тем во времена Просвещения).

Ни один из вышеперечисленных проектов не был воплощен в реальности, но, что еще хуже, планировщикам пришлось их уничтожить, что лишило последующие поколения необходимых знаний о непрерывной линии развития и преемственности стиля. На Канарских островах были созданы два образовательных центра. Один из них был образован командующим армией маркизом де ла Каньяда в 1779 г. в Санта Крус де Тенерифе для подготовки чиновников среднего звена; из-за удаленности островов они исполняли функции инженеров, владея начальными знаниями. Второй центр был создан при поддержке Академии священником кафедрального собора Канарских островов Херонимо де Роо в 1782 г. Благодаря ему, острова получали значительную автономию в области строительства, а Академия удовлетворяла свои потребности в том, что касалось раздачи официальных титулов в области общественного строительства. Обе школы просуществовали недолго: первая закрылась через пять лет, вторая – на год раньше, но она затем превратилась в Чертежную школу, существовавшую под защитой короля и Академии.

В Санта Крус де Тенерифе ситуация складывалась таким образом, что здесь располагалось руководство инженерным корпусом. Это являлось причиной присутствия в городе военных инженеров, которые с годами создавали прочные узы дружбы с местными семьями. Иногда благодаря этому они занимались своей профессиональной строительной деятельностью и с «невоенными объектами». Примером может служить дружба между Матиасом Родригесом Карта и инженером Франсиско Родригесом Гонсалесом, что, вероятнее всего, повлияло на архитектурные особенности дворца Карта (Palacio de Carta) на площади Ла Канделария (Plaza de La Candelaria).

Такие дома, как, например, дом Альмасенес Эль Глобо (Casa de los Almacenes El Globo), отличаются от традиционных схем. Бесспорно здесь влияние неоклассицизма. Строители не видели необходимости использовать греко-романские элементы для претворения в жизнь новых рациональных форм, основанных на строгости и аскетизме. Это и отличает работу военных инженеров. Если работа с камнем в строительстве жилых зданий на Канарском архипелаге не была новшеством, то сам тип его использования изменяется. Теперь устанавливаются широкие связи между формой здания и его функциями. Естественно, остается необходимость создания разных канонов и соблюдения новых правил. Внешняя монументальность также связывается с законами рационализма. С годами традиционная архитектура стала примером рационализма.

На Ла Пальме, несмотря на долгое пребывание там Хуана Непомусено Вердуго, ключевой фигурой в смене вкусов является не он, а пресвитер Хосе Хоакин Мартин де Хуста. Образование, полученное им в Лас Пальмас де Гран Канария в начале XIX в., позволило ему близко познакомиться с веяниями Просвещения. По возвращении в Санта Крус де Ла Пальма, разносторонне образованный, он стал здесь одним из лучших проектировщиков и зачинателей процесса архитектурного обновления. Его первая работа – дом Хосе Гарсия Карбальо (Casa de Jose García Carballo) 1811 г. представляет архитектуру неоклассицизма: три уровня, фронтон как практически единственное украшение и многое другое… В остальном его работу характеризует скромность (каменные карнизы, окна с пологими арками…); традиционные элементы (балкон, венецианское окно) находятся не на главном фасаде.

При реконструкции церкви Эль Сальвадор (El Salvador) привычный орнамент не использовался вообще. Второй крупный представитель классицизма на Ла Пальме, пресвитер Мануэль Диас вместе с Мартином де Хуста убрали большинство фламандских и барочных запрестольных образов, вместо них разместив в церкви скромные образцы неоклассицизма. Наиболее ярко стилевые изменения можно наблюдать в трансформации сводов собора: крыша в стиле мудехар уходит в прошлое.

В первой половине XIX в. Санта Крус де Ла Пальма постепенно превращается в крупный город в неоклассическом стиле. Те жители, что не перестраивают свои дома, изменяют их фасады; здесь наблюдается стремление к ровным прямым линиям. В общем, эта тенденция отвечала веяниям моды. Внутреннее же убранство домов оставалось прежним: сохранялся традиционный канарский дворик. Только в конце XIX в., с началом использования новых материалов, таких, как железо и стекло, в некоторых домах появляются альтернативы традиционным приемам.

Романтический классицизм

Появление на Канарском архипелаге в 1847 г. Мануэля де Ораа знаменовало изменение приемов строительства традиционных жилищ. Первые задания он получил в Санта Крус де Тенерифе и в должности муниципального архитектора мог без проблем вводить новшества в строительство. Большую роль играли также его личный авторитет, незаурядность личности и широкие связи с высшим классом канарского общества. Если проследить хронологически порядок работ Ораа, не всегда можно говорить о прямой прогрессивной линии эволюции стиля.

Романтический классицизм - стиль, преобладавший в архитектуре во второй половине XIX в., имел на Канарских островах свои особенности и вариации:

В Санта Крус де Тенерифе :

Фасад представляет собой весьма скромную работу, минимум орнамента и строгость.

В некоторых зонах выделяются особые элементы фасада (оконные и дверные проемы).

Постоянным становится использование тесаного камня, что до этого встречалось скорее случайно.

В Лас Пальмас де Гран Канария :

Более выразительные фасады, чем на Тенерифе, с использованием орнамента.

Тонкая работа с камнем, что позволяло даже вызывать каменотесов Гран Канарии на другие острова.

Украшения из необтесанного камня как декоративные формы.

На обоих островах можно выделить общие тенденции :

Канон исполнения дверных и оконных проемов приобретает уникальную стройность и вытягивается по вертикали.

Повсеместным становится использование железа – как в структуре здания, так и для украшения.

Примеры архитектуры этого времени представляют собой как следование строгой академичности, так и свободные вариации. Среди крупных инженеров архипелага наблюдается концептуальная зрелость, что давало большую свободу в работе.

Во второй половине XIX в. в крупнейших канарских городах наблюдается такой феномен, как полное обновление в области строительства зданий. Архитектура вступает на путь служения обществу; особенности конструкции теперь тесно связаны с общественной функцией здания. Новый административный центр Канарского архипелага – Санта Крус де Тенерифе – требует сооружения зданий, в которых разместились бы различные институты власти и чиновники. Новая буржуазия, в свою очередь, также требует создания различных центров. Новый статус города привлекает сюда целый поток мигрантов, а также позволяет реализовать новые строительные модели.

Поэтому менее чем за 40 лет здесь появляются все необходимые типы общественных заведений, отвечающие требованиям буржуазии, а также новые административные центры. К тому же разворачивается широкое строительство частных домов - как по личной инициативе, так и благодаря различным строительным организациям.

Лас Пальмас де Гран Канария представляет собой крупный город, также боровшийся за звание столицы. Постепенно инфраструктура достигает здесь соответствующего уровня, а по некоторым показателям в последующие годы Лас Пальмас даже превосходит Санта Крус де Тенерифе. В это время меняется облик города, во многом благодаря инженеру Мануэлю де Леон и Фалькон. Удачная политика ведет к обновлению города: появляются проспекты, рынки, театры, площади, мосты и бессчетное количество зданий по личной и административной инициативе.

На Ла Пальме второй период классицизма не был столь блистательным. Романтическому классицизму не хватало здесь тех качеств, которые были присущи архитектуре в предыдущие 50 лет. В общем, мастера поддерживали здесь свой характерный стиль, однако в меньших масштабах. Стиль оказался уже устаревшим и повторял старые варианты, не предлагая ничего нового. Однако здесь также происходили трансформации в каноне дверных и оконных проемов, а камень использовался все реже и реже, его заменяла древесина.

Наиболее яркая фигура этого периода – Фелипе де Пас Перес. Самоучка, он построил на Ла Пальме немалое число зданий и даже участвовал в постройке здания Муниципалитета (Ayuntamiento) в Санта Крус де Ла Пальма. Проблема была в том, что ему приходилось выдерживать натиск мастеров, которым несправедливо присваивались титулы и заслуги.

Качество работы Фелипе де Паса можно созерцать в том, как он изменил эскизы столичной рыночной площади Пласа дель Меркадо (Plaza del Mercado) Луиса Б. Перейры. Фелипе де Пас предложил весьма свободный классицизм, близкий к идеям Мануэля де Ораа. Позднее в его работе классицизм сменился эклектизмом, что видно в проекте больницы Оспиталь де Долорес (Hospital de Dolores).

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются2-3вопроса(повыборуучащихся)издомашнегозадания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII-начало XIX в. - важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей» * .

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый ) - художественное направление в литературе и искусстве XVIII-начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом - основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира,басня,«призванныеотражатьсовременнуюдействительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» - времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям ** .

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство, чувствительный ) - художественноенаправлениевлитературеиискусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности - любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж - это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самыйяркийпредставительрусскихсентименталистов-Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм - дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique - нечто таинственное, странное, нереальное ) - художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII - начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм - литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события,наобщество, на их позиции в обществе были резко несхожими - от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения - консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это - желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это - унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это - любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта - расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои - исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis - вещественный ) - художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин,Н. И. Новиков,А. Н. Радищев,И. А. Крыловидругие писатели. ВсатирическихжурналахН. И. Новикова,вкомедияхД. И.Фонвизина,в«ПутешествииизПетербургавМоскву»А. Н. Радищева,в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма - умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке - это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин - великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистамибылиЛ. ТолстойиФ. Достоевский,М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire - империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир - военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии - Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус, в Великобритании: - Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти - В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм - это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в ХVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А.В. и Ф. Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Ф.Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798-1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Артура Шопенгауэра (1788-1860), Серена Кьеркегора (1813-1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воедино сливаются все виды деятельности - теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. В его главном произведении «Мир как воля и представление» (1819-1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание - наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эгоизма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение «воли к жизни». Влияние Шопенгауэра испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России - Л. Толстой, А. Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор создал субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящую три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) человека. Внешний мир, какой бы ни была его онтологическая структура и как бы совершенен или несовершенен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир - это «разбитое» и бессмысленное бытие, ответом на него должны быть страх и отчаяние («Страх и трепет», 1843). Земное существование - это «жизнь в парадоксальном». Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т. е. проводить «жизнь в религиозном». Думать «экзистенциально», т. е. исходя из подлинного существования, - значит, быть беспредельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (в этом признавался основатель квантовой механики Н. Бор).

Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (1772-1801) являлся видным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию «магического идеализма», утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фантазии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) являлся разносторонней личностью: он был еще талантливым композитором и блестящим художником. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска. В своем творчестве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. Героем большинства его произведений выступает музыкант-бессребреник, презирающий материальные блага, находящий смысл своей жизни в любви к искусству («Житейские воззрения кота Мурра», 1822).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая личность, выражали в своем творчестве не только немецкие, но и английские романтики. Крупнейшим среди них был Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766-1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» (1819-1824) и лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Им создан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала ХІХ века, в том числе «русского».

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802 - 1885) создал вдохновенные романы «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и др., где обличал общественные язвы и социальную несправедливость. Писатель доказывал, что несправедливость ведет к нищете - рассаднику преступлений и что только радикальные перемены в обществе позволят их изжить. В предисловии к драме «Кромвель» (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выступил против классического правила «трех единств» и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и комического.

Пессимистический взгляд на будущее, умонастроения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) называют «поэзией упадка и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», считают основоположником символизма. Пренебрегая общепринятыми условностями, он выражал в своем творчестве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэтическом сборнике «Цветы зла» (1857) выражена тоска по идеальной гармонии.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия», горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии». Великий американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809-1849) умер в возрасте 40 лет. Он начал писать в 16 лет, но его поэтические произведения не получали признания, пока Ш. Бодлер не перевел их на французский язык. На склоне жизни он страдал депрессиями и переживал глубокий душевный кризис. Эдгар По так и остался известен в основном благодаря мастерски написанным «страшным» и детективным новеллам.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770-1800); зрелый романтизм (1800-1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делакруа); расцвет романтизма - с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм - полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый «романтическим движением», господствующее положение заняла концепция гения, воплотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.

Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер.

Главой романтической школы живописи во Франции был Эжен Делакруа (1798-1863), признанный величайшим декоратором своего времени. Шедевр его творчества - картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 году и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Делакруа был не только самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем.

Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Он снискал славу на поприще создания портретов испанской знати и представителей королевского двора. Гойя становится самым модным художником, избирается членом в Мадридской академии художеств, становится придворным художником короля Карла IV. Искусство Гойи наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Появившиеся в конце 80-х годов фантастические элементы в 90-е годы складываются в целостную концепцию художественного видения мира. Она базируется на фантасмагории, религиозном прозрении и социальном гротеске. В 1799 г. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр - альбом «Капричос» (80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование.