Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лео делиб балет коппелия. Делиб. Балет «Коппелия. В Большом театре поставили «Коппелию»

С пектакль Московского академического хореографического училища на сцене Большого театра. Хореография А. Горского, возобновление - А. Радунский, С. Головкина.

Действие происходит в маленьком городке в Галиции. Молодая девушка Сванильда ревнует своего жениха к таинственной незнакомке, каждое утро появляющейся в окне дома напротив. Она тайком с подругами проникает в мастерскую старого Коппелиуса и, обнаружив, что ее соперница всего лишь заводная кукла, переодевается в ее платье и изобличает Франца в мнимой неверности. Балет заканчивается примирением влюбленных и всеобщим праздником.

В 1959 году балерина Большого театра Софья Головкина оставила сцену и посвятила себя преподаванию. Уже через год она возглавила Московское государственное хореографическое училище. А в 1977 году совместно с Михаилом Мартиросяном и Александром Радунским поставила для учащихся Московского академического хореографического училища балет «Коппелия». В основу этой постановки легла хореографическая версия Александра Горского, которая ранее (с 1905 года) существовала в Большом театре.

Это редкая видеозапись, в ней перед началом балета есть небольшое интервью с Софьей Головкиной, которое берет балерина Наталья Касаткина. Роль Сванильды в «Коппелии» исполнила 21-летняя Галина Степаненко – ученица Головкиной, окончившая МАХУ в 1984 году. В то время она была солисткой Московского государственного театра балета СССР (ныне Театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева), а в 1990 году ее приняли в балетную труппу Большого театра. Ее партнер Александр Малыхин также окончил МАХУ и был принят в Большой театр.

История создания балета

Над балетом «Коппелия», ставшим рубежным в творчестве Лео Делиба, композитор начал работать в 1869 году, после того как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался Чайковский. Балет был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера, известного французского писателя, либреттиста, архивариуса Гранд-опера, автора текстов многих опер и оперетт.

В работе над либретто «Коппелии» также принял участие инициатор создания балета, хореограф Артур Сен-Леон. Разносторонне одаренный человек, он дебютировал почти одновременно как скрипач (в 1834 году в Штутгарте) и как танцовщик (в 1835-м в Мюнхене), а затем в течение более десяти лет выступал как ведущий танцовщик на сценах многих городов Европы. В 1847 году Сен-Леон начал работу балетмейстером в парижской Академии музыки (позднее – Гранд-опера), в 1848 году в Риме осуществил свою первую балетную постановку, а с 1849 года стал работать в Петербурге, где за 11 лет поставил 16 балетов. К написанию музыки для балетов он частенько привлекал новичков в этом жанре, в частности Людвига Минкуса и Лео Делиба. Прекрасный музыкант, обладавший удивительной памятью, Сен-Леон ставил балеты и на собственную музыку («Скрипка дьявола», «Сальтарелло»), в которых сам исполнял скрипичные соло, чередуя игру на скрипке с танцем. К тому времени, когда вместе с Делибом и Нюитером Сен-Леон приступил к созданию «Коппелии», он был уже видным маэстро, пользовавшимся заслуженным авторитетом.

В основу сюжета «Коппелии» положена новелла знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» (1817), в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных.

Историческое название – «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами». Премьера спектакля состоялась в парижской Гранд-опера 25 мая 1870 года в присутствии императора Наполеона III и его супруги, императрицы Евгении. Большой успех, выпавший на долю балета на премьере, сопутствует ему до сих пор.

В России он был впервые поставлен 24 января 1882 года в московском Большом театре Йозефом Хансеном, следовавшим хореографии Сен-Леона. 25 ноября 1884 года премьера «Коппелии» состоялась и в столичном Мариинском театре в хореографии знаменитого Мариуса Петипа. Существует также вариант А. Горского (1871–1924), осуществленный в Большом театре в 1905 году.

Для Наталии Касат-ки-ной и Влади-ми-ра Василё-ва балет «Коппе-лия» Лео Делиба — это тре-тий спек-такль по про-из-ве-де-ни-ям Эрнста Теодо-ра Амадея Гофмана.

Они увлек-лись Гофма-ном ещё в самом нача-ле сво-е-го твор-че-ства. Приду-ман-ный ими балет — «Крошка Цахес» или «Волшеб-ный кам-зол» на музы-ку Николая Карет-ни-ко-ва, ждал сво-е-го часа 17 лет. Его запре-ща-ли к поста-нов-ке даже не столь-ко из-за аван-гард-ной музы-ки, сколь-ко из-за сюже-та о Крошке Цахесе — мерз-ком кар-ли-ке, ода-рен-ным феей маги-че-ской силой при-сва-и-вать себе чужие заслу-ги. «А кого это вы име-е-те в виду?!» — зву-чал вопрос и оста-нав-ли-вал реа-ли-за-цию спек-так-ля в тече-ние мно-гих лет.

Их сле-ду-ю-щая встре-ча с Гофма-ном — «Щелкун-чик» П.И.Чайков-ско-го. Стремясь мак-си-маль-но при-бли-зить-ся к замыс-лу авто-ра, они вво-дят в дей-ствие Короле-ву Мышиль-ду, её семи-гла-во-го сына — Принца Мышей и пре-вра-ще-ние Принца-Щелкун-чи-ка в юно-го Дроссельмейера.
Что же каса-ет-ся «Коппе-лии», то на этот раз они взя-ли за осно-ву фабу-лу либ-рет-то, кото-рое архи-ва-ри-ус Grand Opera Шарль Нюиттер и хорео-граф Артур Сен Леон напи-са-ли по «ноч-ной пове-сти» Э.Т. А.Гофма-на «Песоч-ный чело-век» — «жут-кой и насквозь поэ-тич-ной» новел-ле в духе роман-ти-че-ско-го трил-ле-ра. Внача-ле они назва-ли спек-такль «Автома-ты», но, по ком-мер-че-ским сооб-ра-же-ни-ям, ему при-сво-и-ли дру-гое, поэ-ти-че-ское назва-ние — «Коппе-лия или Девуш-ка с голу-бы-ми гла-за-ми» — в духе роман-ти-че-ско-го 19 века. В бале-те моло-дой «сту-ди-о-зус» Франц отвер-га-ет свою неве-сту Сваниль-ду и влюб-ля-ет-ся в скон-стру-и-ро-ван-ный Масте-ром Коппе-ли-усом авто-мат-кук-лу Коппе-лию. Однако, финал, в отли-чие от новел-лы Гофма-на, счаст-ли-вый. Сен-Леон счи-тал сво-им дол-гом раз-вле-кать зри-те-ля, а не поучать его.

Часто срав-ни-ва-ют оче-вид-ную слож-ность мисти-ки тек-ста Гофма-на в новел-ле и неза-тей-ли-вую исто-рию балет-но-го либ-рет-то. Но это раз-ные жан-ры, и Александр Бенуа, у кото-ро-го бла-го-да-ря «Коппе-лии» «про-бу-ди-лась лич-ная эсте-ти-ка», при-ми-рил, как он выра-зил-ся, «вели-кий серьез» Гофма-на и «потеш-ную шут-ку» Делиба: — «Я убеж-ден, что, если бы Гофман услы-хал музы-ку Делиба, он пер-вый при-шел бы в без-ого-во-роч-ный вос-торг. Получи-лось, во вся-ком слу-чае, не урод-ли-вое иска-же-ние, а нечто само-до-вле-ю-щее в сво-ей убе-ди-тель-ной прелести».

«Коппе-лия» — это балет фран-цуз-ско-го ком-по-зи-то-ра Делиба, кото-рый напи-сал музы-ку с вен-гер-ски-ми инто-на-ци-я-ми на немец-кую исто-рию Гофма-на, и в кото-ром «схо-дят-ся» тра-ди-ции фран-цуз-ской, ита-льян-ской и рус-ской хорео-гра-фии. Жизнь людей и авто-ма-та-робо-та, их вза-и-мо-от-но-ше-ния — пусть даже в роман-ти-че-ски-опо-э-ти-зи-ро-ван-ном повест-во-ва-нии жан-ра бале-та, впер-вые постав-лен-но-го 25 мая в 1870 году в Париже, по-преж-не-му нахо-дят-ся на гребне вол-ны зри-тель-ско-го интереса.

Касат-ки-на и Василёв сохра-ни-ли в спек-так-ле атмо-сфе-ру гоф-ма-нов-ской таин-ствен-но-сти, одна-ко, без намё-ка на мрач-ность первоисточника.

Версия «Коппе-лии» теат-ра клас-си-че-ско-го бале-та гото-вит для зри-те-лей мно-же-ство неожи-дан-но-стей: про-цесс созда-ния совер-шен-но-го авто-ма-та — подвиж-ной Куклы, раз-дво-е-ние Коппе-лии; «живые»: крес-ло, шкаф, музы-каль-ный ящик, фан-та-сти-че-ские меха-низ-мы, изоб-ре-та-тель-ные деко-ра-ции и рос-кош-ные костю-мы Елиза-ве-ты Дворки-ной. Новый образ бале-ту при-да-ёт соб-ствен-ная яркая хорео-гра-фия и талант-ли-вая адап-та-ция ста-рин-ных тан-це-валь-ных фраг-мен-тов, выпол-нен-ная хорео-гра-фа-ми-поста-нов-щи-ка-ми Натали-ей Касат-ки-ной и Влади-ми-ром Василевым.

Пересмотрела ради интереса две постановки замечательного балета Делиба «Коппелия» : Мариинка 1993 и Большой 2011.

24 марта 1992 - Мариинский театр, балетмейстер О.М. Виноградов, художник В.А. Окунев (декорации), И. И. Пресс (костюмы), дирижёр А. Вилюманис; Коппелиус - П. М. Русанов, Коппелия - Э. Г. Тарасова, Сванильда - Л. В. Лежнина, Ирина Шапчиц. Франц - Михаил Завьялов.

12 марта 2009 г. Спектакль Большого театра, поставленный Сергеем Вихаревым, повторяет его новосибирскую попытку 2001 г. по восстановлению хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти Второй петербургской редакции балета от 1894 г. Возрождение декораций - Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов. В ролях: Сванильда - Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева Франц - Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко.

Удивительные метаморфозы либретто в этих двух версиях! Самое забавное то, что у Кир.балета Коппелия – это партия, а в Большом партии Коппелии вообще нет, вместе нее только кукла. Причем забавно, что именно Большой ставил задачей этой постановки возродить оригинальную хореографию Мариуса Петипа. Что ж, скажу я вам, что хореография и подход Виноградова мне понравились больше.

Пару слов о балете. «Коппелия» - это нечто больше всего приближенное по настроению и теме к «Щелкунчику». Деревенские праздники, куклы, озорная главная героиня Сванильда и ее возлюбленный Франц (которые продолжает славную традицию классических балетов, в которых большинство мужских характеров – это недостойные мужчины-тряпки). Если «Бах.фонтан», например, можно сравнить с кислородным коктейлем, то «Коппелия» - это зефир. Сладкий, воздушный, но все время желающий перешагнуть границу приторности.

Да еще и музыка Делиба мне показалась довольно однообразной. Не напрягающей, но однообразной. Сюжет в балете развивается в первых двух актах, а третий – это деревенский праздник, который не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки. Вот как раз третий акт иногда кажется необоснованно затянутым, но начну, пожалуй, не с него.

Первый акт – в версии кир.балета – это знакомство с Коппелией, ее танцы с деревенскими жителями, серенада Франца и его друзей под ее окном. В Большом первый акт – бенефис Сванильды. Друзья Франса как-то неотличимы от остального кордебалета, а подруг самой Сванильды в два раза больше, чем в Мариинской версии, плюс, они совсем не включают «драму». Вот что понравилось у Мариинки, так это то, что у них все играют, и главные герои, и их друзья-подруги. Особенно подружки там давали жару. Коппелиус, эдакая версия Дроссельмайера, у Большого обозначен очень схематично. Он вообще не танцует. Получился какой-то бесхарактерный мешок с мукой, страдающий склонностью к черной магии. А вот у Кир.балета, Копеллиус – чистый секас (чем-то напомнил Джека Воробья, благо, в 93ем об этом герое никто не знал, так что не плагиат). Мало того, что у него есть своя хореографическая характеристика, он проводит на сцене раз в 5 меньше времени, чем его московский двойник, и при этом успевает запомниться.

Второй акт – это квинтэссенция «Коппелии». Мы попадаем в мастерскую Коппелиуса, который, как известно, занимается тем, что создает причудливые, реалистичные куклы. Сразу скажу, что Виноградов поставил именно второй акт на 100%. Балет не воспринимается как балет, он воспринимается как приключение, интересное и необычное. Когда Сванильда с подругами (которые прекрасно проигрывают все охватившие их эмоции) оказывается у Коппелиуса, они тут же начинают исследовать пространство и включать одну за одной механические игрушки. У меня в «Щелкунчике» любимый момент, когда Дроссельмайер показывает детям разные игрушки (там танец – не танец, а смесь цирка и акробатики, что очень оживляет классический балет). Так вот в версии Виноградова у каждой куклы есть свой танец. Это неописуемо – очень хорошие находки, плюс в музыке это мое любимое место. В итоге Сванильда находит куклу Коппелию, и когда девушки слышат шаги Коппелиуса, они переодеваются в костюмы кукол, чтобы их не узнали. Небольшой конферанс Сванильды-Коппелии, и второй акт весело и живо завершен.

Что же предлагает нам классическая версия по Петипа в Большом? Сванильда и ее восемь (!) подруг забираются в мастерскую. Тут все игрушки разом начинают танцевать (безлико и однообразно в течении секунд 30-ти), потом появляются Коппелиус и Франц, Коппелиус вырубает Франса, чтобы отдать его душу кукле, в чье платье уже переоделась Сванильда. Пока старый мешок с мукой колдует над черными книгами, девушка разыгрывает перед ним длинную историю вочеловечивания куклы. Все это время Франс без сознания лежит на стуле (вообще должно быть обидно исполнителю роли Франса, ему нормально дали потанцевать только в первом акте). Второй акт тоже превращается в бенефис Сванильды.

Деревенский праздник меня не впечатлил ни в первой, ни во второй версии. Если у Кир.балета – это был набор танцев на деревенскую тематику (танец с прялками – ага, что может быть «динамичнее»), то у Большого деревенский праздник это символическое действие обозначающее, сменяющие друг друга времена суток, все это происходит на фоне огромных часов, на которых сидит старик с косой. Ага, символизм-символизм. Но у Кир.балета все же в самом конце был хороший момент, когда Коппелиус выносит свою куклу-дочь, и все, не обижаясь друг на друга, радостно сливаются в танце дружбы.

Короче, зефир-зефир. Такой веселый, красивый, яркий балет, который можно и нужно показывать детям. Никаких убийств и распутств (сразу вспоминаю «умных» родителей которые водят 4-5ти летних детишек на наше «Танго», балет про бордель).

И еще пару слов про солистов. Моей фавориткой из двух составов стала Ирина Шапчиц, чудная Сванильда, просто идеальная. Про технику не буду, у прим Мариинки и Большого с техникой все ок, но Шапнич потрясающая актриса. Такой характер, такой задор! Сравнивала я ее с небезызвестной Натальей Осиповой из «Большого», если бы я не видела Шапчиц, то пела бы дифирамбы Осиповой, но в сравнении, Осипова не доиграла. Францы – Лопатин и Завьялов как-то даже не очень запомнились.

Общая характеристика

Аделина Жене в партии Сванильды, 1900

Балет входит в избранный круг классических балетов, которые постоянно присутствуют в репертуаре балетных трупп. Вместе с тем, он занимает в этом элитном круге особое место. Комический характер, не отягощенный излишним психологизмом, большое число пантомимных мизансцен, разнохарактерные танцы делает его привлекательным для выпускных и учебных спектаклей хореографических школ, позволяя показать возможности выпускников, а также в качестве премьерного спектакля для молодых, создаваемых коллективов.

Балет появился в тот период, когда европейское искусство балета переживало кризисные явления. В обществе преобладал взгляд на балет как на искусство развлекательное, не способное к решению значимых творческих задач. Балет «Коппелия» был первым шагом на пути преодоления этой ситуации и создания симфонического балета, процесса завершившегося созданием балетов П. И. Чайковского . Балет, созданный выдающимся французским композитором, учеником Адольфа Адана , продолжает лучшие традиции романтического балета. Вместе с тем в пластичной, гармоничной, пронизанной ритмами вальса музыке этого балета развиваются симфонические элементы, большое значение приобретают описательные моменты и жанровый колорит, повышается реалистически-психологическая выразительность индивидуальности образов. Используя опыт создания оперетт, Делиб вводил в балет жанровые зарисовки персонажей. Балетная музыка Делиба высоко ценилась П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым , которым были близки его творческие принципы, в первую очередь симфонизация балета.

Постановка этого балета считается наиболее удачной из работ французского балетмейстера Сен-Леона ; это была последняя в его жизни работа и последовала после его 10-летнего пребывания в России в должности главного императорского балетмейстера; однако, работая в России, он постоянно продолжал ставить новые балеты и в Париже, куда он часто наведывался из России. В прошлом виртуозный танцовщик, Сен-Леон работал много и плодотворно, на русской сцене он поставил, в частности, «Конька-Горбунка » Цезаря Пуни по сказке П. П. Ершова и «Золотую рыбку » Людвига Минкуса по А. С. Пушкину . Стремясь к повышению зрелищного разнообразия балетов Сен-Леон развивал жанр характерного танца, стилизуя для балетной сцены национальные танцы.

Балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами», последний французский балет романтического направления, признается мировой балетной критикой как вершина всего творчества Артура Сен-Леона , .

Став последним французским романтическим балетом, это произведение великолепным образом замыкает жанр балетного романтизма, начатый балетом «Жизель ». По словам Дж. Баланчина , тогда как «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» - величайшая из хореографических комедий . Таким образом, стиль романтизма во французском балете был начат трагедий и окончен комедией.

Спустя четыре месяца после успешной премьеры балета «Коппелия» Артюр Сен-Леон неожиданно скончался в возрасте 49 лет.

Основная сюжетная линия балета даёт достаточный простор для создания альтернативных сценариев, чем и пользовались большинство постановщиков. Здесь приведен краткий пересказ сценария по версии поставленной Петипа и Чеккети и восстановленной Сергеем Вихаревым в Новосибирске и Большом театре. Некоторые другие версии можно найти по ссылкам:

  • вариант Петипа и Чеккетти, реализованный Сергеем Вихаревым

Первый акт

Действие немецкой сказки Гофмана переносится в Галицию , что позволяет включить в балет венгерские и польские танцы. Сцена изображает площадь маленького городка. В окне одного из домов, принадлежащего профессору Коппелиусу, можно наблюдать его дочь Коппелию, прекрасную и загадочную уже тем, что она никогда не бывает на улице и не общается ни с кем в городе. Некоторые юноши в городе пытались подавать ей знаки, но она не отвечает на них. На сцене появляется главная героиня балета, местная девушка Сванильда, которая обручена с Францем, но подозревает, что её жених, как и многие молодые люди городка неравнодушен к Коппелии.

Через некоторое время на площади появляется Франц, сначала он направляется к дому Сванильды, но потом, думая, что его не видят, кланяется Коппелии, та отвечает на его поклон. За этим наблюдает из своего окна Коппелиус и Сванильда из своего укрытия. Она выбегает и гонится за бабочкой. Франц ловит бабочку и прикалывает её к своей шляпе. Сванильда возмущена его жестокостью и порывает с ним.

На площади появляется толпа людей и бургомистр. Он объявляет о предстоящем празднике по поводу получения нового колокола. Он спрашивает Сванильду, не устроить ли заодно и свадьбу с Францем. В танце с соломинкой она показывает, что у неё с Францем всё кончено.

Ночью площадь городка пустеет. Коппелиус выходит из дома в соседний кабачок. Его окружает толпа молодежи, предлагая присоединиться к ним. Он вырывается и уходит, но при этом теряет ключ от дома. Толпа девушек находит ключ. Они уговаривают Сванильду проникнуть в дом Коппелиуса.

Появляется Франц, не зная что девушки в доме, он приставляет лестницу и пытается залезть через окно. В это время возвращается Коппелиус, который видит Франца, пытающегося залезть в дом.

Второй акт

Действие второго акта происходит в ночной мастерской Коппелиуса, полной книг, инструментов, кукол-автоматов. Девушки, осматривающие мастерскую, замечают Коппелию и понимают, что это кукла. Девушки, разыгравшись, нажимают на пружины, и куклы начинают двигаться. Сванильда переодевается в платье Коппелии. Появляется Коппелиус, который прогоняет девушек. Он осматривает куклу, которая кажется целой. В это время через окно влезает Франц. Он направляется к Коппелии, но его хватает старик. Франц говорит ему о своей любви к Коппелии. Тогда у Коппелиуса возникает замысел оживить куклу. Он опаивает Франца вином с снотворным.

С помощью магии он хочет передать жизненные силы Франца. Кажется, это удается - кукла постепенно оживает, танцует испанский танец и жигу . Она двигается всё быстрее, начинает ронять инструменты, хочет проколоть Франца шпагой. С большим трудом Коппелиус усадил куклу на место. Старик хочет отдохнуть. Франц просыпается и с появившейся из-за занавески Сванильдой покидают дом. Коппелиус понимает, что его провели и роль куклы играла Сванильда.

Третий акт

Городской праздник освящения колокола. Франц и Сванильда помирились. Появляется Коппелиус, который требует компенсации за учиненный в мастерской разгром. Сванильда хотела отдать ему свое приданое, но деньги дает бургомистр. Начинается праздник с аллегорическими танцами

Музыка

Aкт I

1 Prelude et Mazurka 2 Valse Lente 3 Scène 4 Mazurka 5 Scène 6 Ballade de L’Epi 7 Thème Slave Varie 8 Czardas 9 Finale

Акт II

10 Entr’acte et Valse 11 Scène 12 Scène 13 Musique des Automates 14 Scène 15 Chanson a Boire et Scène 16 Scene et Valse de la Poupeé 17 Scène 18 Bolero 19 Gigue 20 Scène 21 Marche de la Cloche

Акт III

22 Introduction 23 Valse des Heures 24 L’Aurore 25 La Priere 26 Le Trevail 27 L’Hymne 28 Le Discorde et la Guerre 29 La Paix 30 Danse de Fete 31 Galop Finale

Некоторые постановки

В России и СССР

  • 17 февраля 1894 - в Мариинском театре , балетмейстер Энрико Чекетти и Лев Иванов по хореографии М. Петипа, художники И. П. Андреев (1 акт), Г. Левот (Levot) (2 акт), П. Б. Ламбин (3 акт), Е. П. Пономарёв (костюмы); Сванильда - Пьерина Леньяни (позже Матильда Кшесинская , Ольга Преображенская и др.).
  • 25 февраля 1905 в Большом театре, балетмейстер А. А. Горский . В ролях: Сванильда - Екатерина Гельцер , Франц - Василий Тихомиров , Коппелиус - Василий Гельцер .
  • 6 марта 1918 в Петроградском театре оперы и балета , балетмейстер Чекетти возобновил постановку 1894 г.; дирижёр Лачинов
  • 12 сентября 1924 г. в Большом театре на сцене Экспериментального театра, возобновление по А. А. Горскому, дирижёр Ю. Ф. Файер ; художник К. Ф. Вальц. В ролях: Сванильда - Анастасия Абрамова , Франц - Иван Смольцов , Коппелиус - Владимир Рябцев .
  • Около 1929 г. - труппой Московский художественный балет под руководством В. В. Кригер , которая вскоре вошла в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . «Коппелия» - один из первых спектаклей труппы
  • 4 апреля 1934 в Ленинградском Малом оперном театре балетмейстером Ф. В. Лопуховым , по собственному сценарию в 3 актах с прологом, с кукольной интермедией Е. С. Деммени , художник М. П. Бобышов , дирижёр И. Э. Шерман. В ролях: Сванильда - 3. А. Васильева, Франц - П. А. Гусев , Коппелиус - М. А. Ростовцев.
  • 7 мая 1949 - в филиале Большого театра, балетмейстеры Е. И. Долинская и А. И. Радунский по хореографии А. А. Горского, дирижёр Ю. Ф. Файер , художник Л. Н. Силич. В ролях: Сванильда - О. В. Лепешинская (затем С. Н. Головкина), Франц - Ю. Г. Кондратов , Коппелиус - В. И. Цаплин (затем А. И. Радунский).
  • 1949 г. - новая постановка в Ленинградском Малом театре , сценография Г. Б. Ягфельда;, балетмейстер Н. А. Анисимова , художник Т. Г. Бруни , дирижёр Е. М. Корнблит ; Сванильда - Г. И. Исаева , Коппелия - В. М. Розенберг , Франц - Н. Л. Морозов.
  • 14 декабря 1973 - новая постановка в Ленинградском Малом театре, балетмейстер О. М. Виноградов , художник М. А. Соколова, дирижёр В. А. Чернушенко. В Ролях: Коппелиус - Г. Р. Замуэль, С. А. Соколов, Коппелия - Л. В. Филина, Сванильда - Т. И. Фесенко , B.C. Муханова, Франц - Н. А. Долгушин .
  • 16 июня 1975 Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко, балетмейстер Чичинадзе , сценарий А. В. Чичинадзе и А. С. Агамирова, художник Э. Г. Стенберг , дирижёр - Г. Г. Жемчужин; В ролях: Сванильда - М. С. Дроздова , Франц - В. С. Тедеев , Коппелиус - А. Н. Домашёв, В. Б. Островский.
  • 24.12.1977 - Московское хореографическое училище и Московская консерватория на сцене Кремлёвского Дворца съездов , балетмейстеры Головкина Софья Николаевна, Мартиросян Максим Саакович, А. И. Радунский возобновили постановку А. А. Горского, художник В. С. Клементьев, дирижёр А. А. Копылов. В ролях; Сванильда - И. М. Пяткина (затем и Э. Лузина, И. Кузнецова), Франц - В. И. Деревянко (затем И. Д. Мухамедов, А. Н. Фадеечев), Коппелиус - А. И. Радунский.
  • 1992 - московский «Русский балет» редакция В. М. Гордеева
  • 24 марта 1992 - Мариинский театр, балетмейстер О. М. Виноградов, художник В. А. Окунев (декорации), И. И. Пресс (костюмы), дирижёр А. Вилюманис; Коппелиус - П. М. Русанов, Коппелия - Э. Г. Тарасова, Сванильда - Л. В. Лежнина, Ирина Шапчиц. Франц - Михаил Завьялов.
  • 8 марта 2001 года театр «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце, Хореограф-постановщик и автор новой редакции либретто - Андрей Петров. Сценография - Борис Краснов, художник-постановщик - Павел Оринянский, художник по костюмам - Ольга Полянская. Президентский оркестр Российской Федерации, художественный руководитель и дирижер - Павел Овсянников, в балете использованы фрагменты музыки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Профессор магии - Валерий Лантратов , Франц - Константин Матвеев, Сванильда - Жанна Богородицкая, Коппелия - Нина Семизорова
  • 24 мая 2001 года в Новосибирском театре оперы и балета хореограф Сергей Вихарев восстановил постановку Мариинского театра от 1894. Хореография М. Петипа и Э.Чеккетти была восстановлена с использованием записей Н. Сергеева, выполненных в системе хореографической нотации В. Степанова, из театральной коллекции Гарвардского университета. Художник-постановщик - Вячеслав Окунев восстановил оригинальную сценографию. Дирижёр - Андрей Данилов. Гастроли НГАТОиБ с балетом «Коппелия»: Испания (2002), Португалия (2002), Япония (2003), Таиланд (2004).
  • В 2007 году Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля поставил «Коппелию» в хореографии А.Сен-Леона и М.Петипа. Художник-постановщик - Анна Нежная (Москва). Хореограф-постановщик - Владимир Яковлев.
  • 11 марта 2009 Театр классического балета (Москва) постановка Наталия Касаткина и Владимир Василёв в 2-х актах, в новой редакции либретто. Хореография: Артур Сен-Леон, Энрико Чеккетти, Мариус Петипа, Александр Горский, Наталия Касаткина и Владимир Василёв. Художник - Елизавета Дворкина. Оркестр театра Новая опера. Дирижёр - Валерий Крицков. В ролях: Сванильда - Людмила Доксомова; Франц - Алексей Орлов; Коппелия - Екатерина Березина; Коппелиус - Владимир Муравлев; Екатерина Хапова- в «аллегорических» танцах (Рассвет - Молитва - Работа - Сумерки)
  • 12 марта 2009 г. Спектакль Большого театра, поставленный Сергеем Вихаревым, повторяет его новосибирскую попытку 2001 г. по восстановлению хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти Второй петербургской редакции балета от 1894 г. Возрождение декораций - Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов. В ролях: Сванильда - Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева Франц - Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко .

Постановки в театрах оперы и балета других городов:

  • 1918 - Воронеж, балетмейстер М. Ф. Моисеев
  • 1925 - Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова (Баку), балетмейстер Говорков.
  • 1922 - хореографическая студия под руководством при 1-м Белорусском театре (ныне Белорусский театр им. Я. Купалы) (Минск), балетмейстер К. А. Алексютович (белор.) русск.
  • 1922 - Свердловский театр оперы и балета , балетмейстер К. Л. Залевский
  • 1927 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Рябцев
  • 1928 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Дисковский
  • 1935 - Белорусский театр оперы и балета (Минск), балетмейстер Ф. В. Лопухов , руководитель постановки Г. Н. Петров
  • 1935 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер В. А. Ивашкин
  • 1936 - Днепропетровск, балетмейстер Ф. В. Лопухов
  • 1937 - Горьковский государственный театр оперы и балета имени А.С. Пушкина балетмейстер Сидоренко
  • 1938 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер В. А. Ивашкин.
  • 1940 - Башкирский государственный театр оперы и балета (Уфа), балетмейстер Н. Г. Зайцев, дирижёр Х. В. Фазлуллин (1948, 1963)
  • 1941 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер С. Н. Сергеев
  • 1941 - Киргизский государственный театр оперы и балета (Фрунзе), балетмейстер В. В. Козлов
  • 1943 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в эвакуации балетмейстер С. Н. Сергеев
  • 1946 - Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, балетмейстер С. В. Инсарский
  • 1947 - Узбекский театр оперы и балета имени Алишера Навои (Ташкент), балетмейстер П. К. Йоркин
  • 1948 - Одесский театр оперы и балета , балетмейстер В. И. Вронский
  • 1949 - Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского , балетмейстер Ю. П. Ковалёв;
  • 1948 - Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова (Ереван)
  • 1948 - (Казань), балетмейстер Ф. А. Гаскаров
  • 1949 - Бурятский музыкально-драматический театр (Улан-Удэ)
  • 1953 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Н. С. Сергеев
  • 1958 - Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М.Загурского, балетмейстер А. Д. Гулеско
  • 1959 - Оренбург
  • 1960 - Пермcкий театр оперы и балета, балетмейстер Г. В. Шишкин
  • 1961 - Северо-осетинский государственный театр оперы и балета (Орджоникидзе)
  • 1963 - Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля (Казань), балетмейстер С. М. Тулубьева
  • 1965 - Красноярский театр музыкальной комедии- балетмейстер А. Д. Гулеско
  • 1965 - Узбекский театр оперы и балета имени Алишера Навои (Ташкент), балетмейстер А. В. Кузнецов
  • 1966 - Театр оперы и балета Латвийской ССР (Рига) - балетмейстер И. К. Строде
  • 1967 - Национальная опера «Эстония» (Таллин), балетмейстер М. О. Мурдмаа
  • 1970 - Воронежское хореографическое училище , балетмейстер К. А. Есаулова
  • 1974 - Свердловский театр оперы и балета, балетмейстер М. Н. Лазарева,
  • 1975 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер Г. Д. Алексидзе
  • 1975 - Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, балетмейстер К. А. Есаулова
  • 1978 - Национальная опера «Эстония» (Таллин) - балетмейстер Г. Р. Замуэль
  • 1983 -Красноярский театр оперы и балета - балетмейстер К. А. Шморгонер, по А. А. Горскому
  • 1984 - Новосибирский театр оперы и балета - балетмейстер В. А. Бударин.
  • 1985 - Молдавский театр оперы и балета (Кишинёв) - балетмейстер М. М. Газиев
  • 1987 - Армянский театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (Ереван) - балетмейстер М. С. Мартиросян
  • 1991- Воронежское хореографическое училище, балетмейстеры Н. Г. Пидэмская и Е. В. Быстрицкая)
  • 1993 - Московский детский музыкальный театр имени Н. И. Сац , балетмейстер Ляпаев

В странах Балтии

  • 4 декабря 1925 - первый балет на литовской национальной сцене - Литовский театр оперы и балета (Каунас), балетмейстер П. Петров
  • 1922 - первая полная постановка еще полупрофессиональной балетной труппы театра «Эстония», осуществленная В. Кригер, которая гастролировала в Эстонии.
  • 2002 - национальная опера «Эстония», постановка Мауро Бигонзетти, трагическая трактовка сюжета.
  • 4 марта 2010 - первый балет вновь созданного Эстонского национального балета на сцене Национальной оперы «Эстония» в постановке английского хореографа Рональда Хайнда.
  • 23 января 2009 - Национальная опера Латвии, постановщик балета - директор латвийского балета Айварс Лейманис, художник Инара Гауя. В ролях Сванильды - три состава: Элза Леймане, Байба Кокина и Сабине Гуравска, Франца - Раймонд Мартынов, Артур Соколов и Зигмар Кирилко.

В других странах

  • 29 ноября 1871 - Théâtre de la Monnaie (Брюссель), балетмейстер Иозеф Хансен (или Гансен) (Joseph Hansen) по Сен-Леону. Он же поставит балет в московском Большом театре
  • 1877 - Будапешт , балетмейстер Кампилли
  • 1884 - Венгерский оперный театр , Будапешт, балетмейстер Кампилли.
  • 8 ноября 1884 - Одноактная версия поставленная Бертраном (Bertrand) по Сен-Леону, Эмпайр Тиэтр, Лондон . Сванильда - А. Холт, Коппелиус - В. Уорд.
  • 11 марта 1887 - Метрополитен-опера , Нью-Йорк
  • 26 января 1896 - Ла Скала (Милан), балетмейстер Джорджио Сараччо (Giorgio Saracco),
  • 27 декабря 1896 - Датский королевский балет (Копенгаген), балетмейстеры Г. Глазерман и Ханс Бек, Сванильда - В. Борксениус, Франц - Бек.
  • 21 ноября 1896 - Придворный театр Мюнхена, балетмейстер Александр Жене, Сванильда Аделин Жене (Genee)
  • 14 мая 1906 - восстановление постановки в Эмпайр Тиэтр, Лондон
  • 1912 - Венгерский оперный театр, Будапешт, балетмейстер Н. Гуэрра.
  • 1928 - Софийская народная опера, балетмейстер А. Петров
  • 1929 - в Австралии созданна труппа «Первый австралийский балет» под руководством М. Бурлакова и Л. Лайтфута, дававшие представления на сцене «Савой театре» в Сиднее , «Коппелия» один из первых спектаклей
  • 21 марта 1933 - труппа «Вик Уэллс балле» на сцене «Сэдлерс-Уэллс», Лондон , в 2 актах, балетмейстер Н. Г. Сергеев по Петипа и Чеккетти; Сванильда - Л. В. Лопухова (позднее Нинетт де Валуа), Франц - С. Джадсон, Коппелиус - X. Бриге.
  • 1936 - труппа «Балле рюс де Монте-Карло», балетмейстер Н. Зверев, художник М. В. Добужинский ; Сванильда - В. Немчинова.
  • 22 октября 1942 - Симон Семёнов по Сен-Леону, Балет-тиэтр, Нью-Йорк
  • 1942 - в Японии создана труппа «Кайтани барэдан», под руководством Кайтани Яоко, «Коппелия» - один из первых спектаклей
  • 1948 - Парлич, Дмитрий (Рагlic), Белград
  • 1951 - Пино и Пиа Млакар (Mlakar) - в Любляне
  • 1951 - в Канаде (Торонто) создана труппа «Национальный балет Канады» под руководством Селии Франка (Franca), «Коппелия» - один из первых спектаклей
  • 1953 - Венгрия, балетмейстер Д. Харангозо,
  • 1956 - Государственная опера, Берлин, балетмейстер Л. Грубер.
  • 31 августа 1956 - «Лондон Фестивал Балет» (London Festival Ballet), Лондон Гарольд Ландер (Harold Lander) по Глаземану (Glasemann) и Бек (Beck) Сванильда - Б. Райт, Франц - Дж. Гилпин.
  • 1961 - Милан, балетмейстер А. Д. Данилова
  • 1962 - Чили , Сантьяго , труппа О. Чинтолези «Балет современного искусства»
  • 24 декабря 1968 - American Ballet Theatre, Brooklyn Academy, Нью-Йорк, балетмейстер Энрико Мартинес (Enrique Martinez),
  • 1973 - Paris Opéra Ballet, восстановление Пьером Лакоттом оригинальной постановки Сен-Леона
  • Июль 1974 - «Нью-Йорк Сити Балет» (New York City Ballet, Saratoga Springs) постановка Джорджа Баланчина с участием Александры Даниловой по хореографии Петипа и Чеккетти. Сохранив хореографию Петипа во 2 акте, Баланчин создал новую хореографию для 3 акта и для мазурки, чардаша и вариации Франца из первого акта. В ролях: Сванильда - Патриция МакБридж (Patricia McBride); Франц - Хельги Томассон (Helgi Tomasson), Коппелиус - Шон О’Брайен (Shaun O’Brian)
  • 18 сентября 1975 - Балет Марселя, балетсейстер Роланд Петит (Petit).
  • Апрель 2001 г. - Paris Opera Хореография: Альберт Авелин и Пьер Лакотт. В ролях: Сванильда-Чарлин Гайзерданнер, Франц-Матье Ганьо, Коппелиус -Пьер Лакотт
  • 1 мая 2004 - оперный театр в Хемниц новая постановка Торстена Хендлера (Thorsten Händler). Действие перенесено в школу начала XX века.
  • 19 ноября 2005 - Государственный театр Карсруе, английский хореограф Peter Wright ориентировался на редакцию Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти. Музыка: Баденская государственная капелла Карлсруе.
  • 29 января 2006 Венская государственная опера хореография Дьюла Харангозо воспроизведена его сыном Дьюла Харангозо младшим. Сванильда - Полина Семёнова, Франц - Томаш Tamás Solymosi -Коппелиус - Лукас Гаудермарк (Lukas Gaudernak), Коппелия - Шоко Накамура (Shoko Nakamura)

Исполнители партий в балете

Сванильда

  • Абрамова, Анастасия Ивановна - Большой театр
  • Васильева, Зинаида Анатольевна - первое исполнение в Ленинградском Малом театре
  • Вилль, Эльза Ивановна - Мариинский театр
  • Гаврилова, Александра Ивановна - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев)
  • Гейтен, Лидия Николаевна - первое исполнение в Большом театре
  • Гельцер, Екатерина Васильевна - Большой театр
  • Голикова, Елена Васильевна
  • Головкина, Софья Николаевна - Большой театр
  • Джури, Аделина Антоновна - Большой театр
  • Дроздова, Маргарита Сергеевна - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Жене, Аделин (Genee) - Придворный театр Мюнхена 1896
  • Иванова, Галина Михайловна - Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля
  • Иозапайтите, Мария Иозовна - Литва
  • Иордан, Ольга Генриховна - театр им. Кирова
  • Исаева, Галина Ивановна - ленинградский Малый театр
  • Казинец, Марина Ивановна - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили
  • Кайтани, Яоко - Япония, в собственной труппе «Кайтани барэдан»
  • Кириллова, Галина Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Кокурина, Анастасия Николаевна - Пермский театр оперы и балета
  • Кригер, Викторина Владимировна - Большой театр
  • Кшесинская, Матильда Феликсовна - Мариинский театр
  • Кякшт, Лидия Георгиевна - Мариинский театр
  • Лакатош, Габриелла (Lakatos) - Венгрия
  • Пьерина Леньяни - Мариинский театр
  • Лепешинская, Ольга Васильевна - Большой театр
  • Малейнайте, Ольга Викторовна - Литва
  • Малышева Алла Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Млакар, Вероника - Югославия, Мюнхенский оперный театр
  • Насретдинова, Зайтуна Агзамовна - Башкирский театр оперы и балета
  • Нерина, Надя (Nerina) - Английский Королевский Балет
  • Никитина, Варвара Александровна - Большой театр Санкт-Петербурга
  • Николаева, Александра Васильевна - Белоруссия
  • Преображенская, Ольга Иосифовна - Мариинский театр
  • Рославлева, Любовь Андреевна - Большой театр
  • Савицкая, Ольга (Savicka) - Польша
  • Трефилова, Вера Александровна - Мариинский театр
  • Урусова, Виктория Арнольдовна - Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова
  • Фесенко, Татьяна Ивановна - ленинградский Малый Театр
  • Фонтейн, Маргот (Fonteyn) - Англия
  • Фроман, Маргарита Петровна - Большой театр
  • Шерер, Мойра (Shearer) - Англия
  • Ярыгина, Антонина Васильевна - Украина

Коппелия

  • Битнер, Барбара (Bittnerowna) - Польша
  • Гейтен, Лидия Николаевна - Большой театр
  • Кун, Жужа - Венгрия
  • Кузнецова, Светлана Александровна - Новосибирский театр оперы и балета
  • Куллик, Маргарита Гаральдовна - ленинградский театр им. Кирова
  • Линник, Анна Сергеевна - ленинградский Малый театр
  • Малышева, Алла Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Пирожная, Галина Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Розенберг, Валентина Максимовна - ленинградский Малый театр
  • Статкун, Тамара Витальевна - ленинградский Малый театр
  • Филина, Людмила Владимировна - ленинградский Малый театр

Франц

  • Волинин, Александр Емельянович - Большой Театр
  • Гердт, Павел Андреевич - Большой Театр Санкт-Петербурга, первый исполнитель
  • Гусев Пётр Андреевич - первое исполнение в Ленинградском Малом театре
  • Долгушин, Никита Александрович - ленинградский Малый театр
  • Жуков, Леонид Алексеевич - Большой Театр
  • Кондратов Юрий Григорьевич - Большой Театр
  • Кякшт, Георгий Георгиевич - Мариинский театр
  • Моисеев, Михаил Фёдорович - Воронеж, 1918
  • Островский, Василий Борисович - ленинградский Малый театр
  • Подушин, Василий Серафимович - Красноярский театр
  • Пономарёв, Владимир Иванович -театр им. Кирова
  • Смольцов, Иван Васильевич - Большой театр
  • Соколов, Николай Сергеевич - ленинградский Малый театр
  • Статс, Лео (Staats) - Франция
  • Тедеев, Вадим Сергеевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Тихомиров, Василий Дмитриевич - Большой Театр
  • Фюлёп, Виктор (Fulop) - Венгрия

Коппелиус

  • Булгаков, Алексей Дмитриевич - Большой театр
  • Гельцер, Василий Фёдорович - Большой театр
  • Домашев, Александр Николаевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Орлов, Александр Александрович - Мариинский театр
  • Обухов, Михаил Константинович - Мариинский театр
  • Радунский, Александр Иванович - Большой театр
  • Ростовцев, Михаил Антонович - первый исполнитель в Ленинградском Малом театре
  • Рябцев, Владимир Александрович - Большой театр
  • Саркисов Вячеслав Георгиевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Симкин, Дмитрий Феликсович - Новосибирский театр оперы и балета
  • Сидоров, Иван Емельянович - Большой театр
  • Стуколкин, Тимофей Алексеевич - первый исполнитель в Большом театре Санкт-Петербурга,
  • Харангозо, Дьюла (Harangozo)- Венгрия
  • Хелпмен, Роберт (Helpmann) - Англия
  • Цаплин, Виктор Иванович - Большой театр
  • Ширяев, Александр Викторович - Мариинский театр
  • Хлюстин, Иван Николаевич - Большой театр
  • Ваннер, Вильгельм - Большой театр
  • Чекрыгин, Александр Иванович - Мариинский театр

В астрономии

В честь балета «Коппелия» назван астероид (815) Коппелия (англ.) русск. , открытый в 1916 году

Ссылки

  • Балет «Коппелия» в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва

Источники

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. - М.: Советская энциклопедия
  • Русский балет. Энциклопедия. Большая Российская Энциклопедия, 1997 ISBN 5-85270-162-9 , 9785852701626
Редакция либретто: Наталия Касаткина и Владимир Василёв.
Хореография: Артур Сен-Леон, Энрико Чеккетти, Мариус Петипа, Александр Горский, Наталия Касаткина и Владимир Василёв.
Художник–постановщик, художник по костюмам - Елизавета Дворкина.
Продолжительность спектакля - 2 часа.

Балет «Коппелия» часто называют «последним французским романтическим балетом». По словам Дж. Баланчина, тогда как «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» - величайшая из хореографических комедий. В основе сюжета - новелла Гофмана, в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, созданную искусным мастером. Но если у Гофмана эта история носит мистический и мрачный характер, то создатели балета сделали из нее занимательную и веселую комедию. Кстати, этот сюжет сегодня, когда во всем мире так активно насаждаются стандарты искусственной красоты, особенно современен. Итак, незадачливый студент Франц предпочел механическую куклу Коппелию своей невесте Сванильде. Хорошо, что одумался вовремя! Французский композитор Делиб написал замечательную музыку с венгерскими интонациями, а в танцевальной ткани балета словно «сходятся» традиции французской, итальянской и русской классической хореографии. Как всегда в постановках Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, прекрасный старый балет обретает свой новый образ, динамичный и увлекательный. Старинная хореография не только бережно сохранена, но и талантливо адаптирована, а вновь поставленная - ярка и изобретательна.

Балетмейстеры сохранили в спектакле атмосферу гофмановской таинственности, предлагают зрителям множество неожиданностей: процесс создания совершенного автомата - красивой и подвижной Куклы, раздвоение Коппелии; «живые» кресло, шкаф, музыкальный ящик; фантастические механизмы, изобретательные декорации и роскошные костюмы Елизаветы Дворкиной.

Песочный человек

НАТАНАЭЛЬ - ЛОТАРУ

Вы, верно, все теперь в ужасном беспокойстве, что я так долго-долго не писал. Матушка, конечно, сердится, а Клара, пожалуй, думает, что я провождаю жизнь свою в шумных удовольствиях и совсем позабыл прелестного моего ангела, чей облик столь глубоко запечатлен в моем уме и сердце. Но это несправедливо: всякий день и во всякий час я вспоминаю о вас, и в сладостных снах является мне приветливый образ милой моей Клерхен, и светлые глаза ее улыбаются мне так же пленительно, как это бывало, когда я приходил к вам. Ах, в силах ли был я писать вам в том душевном смятении, какое доселе расстраивало все мои мысли!

Живой кукле Касаткиной и Василева исполняется четыре года

Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева отмечает 4 года со дня премьеры балета «Коппелия». Премьера спектакля состоялась в марте 2009 года в театре «Новая опера». В нынешнем сезоне балет можно будет посмотреть на этой же сцене 8 октября 2013 года.

Кукла на заказ

Блеск музыки Лео Делиба и переделанный Артюром Сен-Леоном и Шарлем Нюиттером незатейливый сюжет из произведений находившегося на пике популярности Гофмана словно глоток шампанского опьянили парижан на премьере балета «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» 25 мая 1870 года.

Играем Гофмана в кругу друзей

Наталья Касаткина и Владимир Василев никогда не боялись соперничества с Большим театром и в советские времена не раз в соревновании побеждали — у Касвасов (как зовут театр «Классический балет» артисты и верные зрители) было легкое дыхание, отсутствие тяжкого тоталитарного давления внутри труппы счастливо сказывалось на качестве танцев. Не боятся хореографы соперничества и сейчас, когда по элементарным финансовым причинам не могут обеспечить уровень труппы, достаточный для сражения с Большим. Накануне премьеры «Коппелии» в главном театре страны (спектакль Мариуса Петипа, восстановленный балетмейстером-реставратором Сергеем Вихаревым, завтра сыграют в первый раз) Касаткина и Василев представили свою версию этого балета.