Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Латыши — простые и трудолюбивые. Латыши – ещё одна паразитная нация? Латыши внешность

Российский этнограф Светлана Рыжакова предполагает, что русские и латыши могли бы ладить лучше, если бы разобрались в том, что принято называть национальными особенностями.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук Светлана Рыжакова более 20 лет исследует латышские культуру, историю и язык. По итогам своих научных изысканий Светлана написала несколько книг и несколько десятков статей.

Ее последний труд - «Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей» - посвящен вопросу, как латышская национальная историография моделирует и воспринимает свою историю и как это отражается в современной жизни.

Любопытно, что второе поле интереса Светланы Рыжаковой лежит на другом конце Евразии - это история и культура народов Южной Азии. Она специалист по индийской этнографии, индийскому искусству… и профессиональная исполнительница танцевального стиля катхак.

«Суббота» встретилась со Светланой и попыталась понять, почему все так непросто складывается у русских и латышей.

Откуда у вас такая страстная любовь к Прибалтике?

Что касается Латвии - я почти родилась тут. В детстве бабушка и дедушка каждое лето снимали дачу в Латгалии - по соседству с нами отдыхало множество представителей питерской и московской интеллигенции. Латышского языка я тогда практически не слышала, но хорошо помню латышские книги в маленькой сельской библиотеке Вертукшне недалеко от Малты. Мне нравилось их рассматривать и пытаться понять, что там написано. Позднее, уже начав учиться в университете, когда услышала латышскую речь - влюбилась, мне очень нравилось ее звучание.

У меня были чудесные учителя. Академик Владимир Николаевич Топоров, представитель знаменитой московско-тартуской школы, который знал все балтийские (и не только) языки, научил быть внимательной к деталям, но смотреть на все широко. Мой другой учитель - выдающийся российский этнограф, японист, эскимосовед, кавказовед Сергей Александрович Арутюнов назвал это умением чередовать «взгляд в микроскоп» с «взглядом в телескоп».

Я тоже всегда много внимания уделяла мелочам, материальной культуре, быту, конкретике: это безбрежное поле возможностей понимания истории, культуры.

Как возникают этнические культуры? Они ведь не существуют вечно, а появляются, самоопределяются, исчезают, переформировываются… Одним словом, живут. Мне стало интересно проследить, как изначально крестьянская латышская культура набирала темы, вырисовывала конфигурацию и грани: историю, язык, литературу, религию.

Латышский язык вам дался легко?

Вполне. Я впитывала его в живом общении с друзьями, шлифовала на курсах в Обществе латышской культуры, выпевала и проживала. Кстати, моих первых учительниц латышского и хинди звали одинаково - Гита. Обычное имя для латышей и индийцев.

То, что латышский язык близок к русскому, даже не надо доказывать. Все языковые группы индоевропейской семьи «родственники», а славянские и балтийские - вообще «сестры». По лексике и грамматике очевидно, что они разошлись позднее других.

Говоря чисто технически, русским не составляет труда выучить латышский. Английский и немецкий - значительно труднее. Все связано с личным желанием и психологическими установками.

Скажем, сербский и хорватский - практически один язык. Но в ситуации этнического напряжения люди воспринимают этот язык как два разных и подчас умудряются «не понимать» друг друга. Уверена, что многие установки существуют лишь в сознании или политике. Подчас очень далекие вещи мы при желании можем соединить, а в совсем близких вещах ощутить границы.

Однако если лингвистически балтское и славянское пространства очень близки, то культурно они отличаются несколько больше.

Латышские крестьяне и русская империя

В чем принципиальные различия русской и латышской культур?

Нужно понять, что русская культура - по сути дела имперская, она вобрала в себя, ассимилировала много этнических начал. Русским становился кто угодно, кто принимал имперское сознание. В этом смысле нет отличия в понятиях «русский» и «россиянин». И в этом русские похожи на британцев, которые тоже включают в себя много разных этнических культур.

Латышская же культура, хоть и находилась долгое время под влиянием России, оформлялась, моделировалась за пределами имперской модели. Дело в том, что латыши долгое время были крестьянским народом, их интеллигенция начала возникать преимущественно в середине XIX века - тогда и начала строиться нация. Россия как империя тогда уже давно существовала.

В эпоху младолатышей проходило проигрывание нескольких возможных концепций Латвии (это видно по биографиям и работам Кришьяниса Валдемарса, Андрея Пумпурса и др.). Возобладала идея отстраненности от Российской империи и местной немецкой дворянской власти.

Латышская этническая культура формировалась, опираясь на свое - крестьянское и то новое, что создавалось. Латышский язык во второй половине XIX века был обогащен значительным пластом лексики. Впрочем, и крестьянская латышская культура создавалась во многих контактах. Тут, например, очень значимой оказалась культура протестантского движения гернгутеров, нашло мощную поддержку движение хоровых коллективов.

Разумеется, латышская культура формировалась как западная (по сравнению с российской), под значительным католическим и протестантским влиянием. Здесь создавалось много нового, зачастую при участии российского капитала и предпринимателей, но именно здесь, а не где-то еще. Здесь всегда было место встреч - хотя подчас эти встречи были трагедиями (если вспомнить войны). А иногда - благом, если посмотреть, что тут было создано.

Что именно вам нравится в латышской культуре?

Лично я восхищаюсь способностями латышей освоения культурного и социального пространства. Как они умеют организовать праздники, быть вместе, красиво убирать кладбища, чтить память своих предков.

Интересное латышское явление - стремление к образованию. Известен факт, что латышские стрелки, чью историческую роль сейчас оценивают по-разному, на деле в своей повседневной жизни любили петь в хорах, ходить в музеи. Один мой коллега - историк из Ижевска обнаружил, что одно конкретное подразделение латышских стрелков не творило там, в Уральском регионе, приписываемых им ужасов, зато они регулярно писали заявки в центр: пришлите нам такую-то подборку книг. Хотя в истории всякое было, разумеется.

Циклон национализма: пережить как ветрянку

Прошедший год стал годом особого напряжения и разногласий между русской и латышской общинами Латвии. Как вы это объясните?

Я не поклонница мистических теорий Гумилева, но волны национализма - они подчас какого-то… чуть ли не геологического происхождения. Есть в них свои приливы и отливы, жара и холод, муссоны, циклоны. Они то вдруг начинаются, то внезапно сходят на нет.

С национальными напряжениями что-то вроде этого. Пока общаешься с человеком один на один, ты можешь в чем-то его убедить, объяснить свою позицию, договориться (очень важно также - услышать и понять). Но как только вступает в силу массовое поветрие, средний фон - с этим ничего нельзя поделать. Он не обязательно связано с чьим-то злым умыслом или мафией. Его не всегда можно четко объяснить конкретной причиной. Его надо пережить как ветрянку.

Современная Россия тоже не избежала националистических, даже фашистских настроений. Хорошо еще, что пока они не доминируют. Но даже в моем университете иногда видишь нарисованную свастику. И это в сердце Москвы, победившей фашизм… грустно.

В Москву стекаются приезжие из Азии - это естественный процесс, обусловленный и экономикой, и политикой, но он подчас вызывает раздражение людей, которые не хотят задумываться. Национализм - это кроме прочего еще и психологическое явление, перекладывание своих беспокойств на «другого», «чужого».

Тема «других» в регионе Балтии выражена, причем «другим» может быть не обязательно «русский», это может быть и гей, и еще кто-то… В этой стране много полей напряжения, «русский - латыш» - лишь одно из них.

Господа - немцы, шведы, поляки, русские

Почему немцев, под которыми латыши страдали веками, здесь ценят, а на русских гонят телеги?

Потому что немцы были раньше, тема тех страданий уже почти совсем изжита. Вы почитайте публикации начала XIX века - там хорошо видна ее актуальность. На самом деле этнические понятия «немцы», «поляки», «шведы», «русские» очень часто используются как аналоги или метафоры социального слоя господ, которые здесь всегда противопоставлялись «латышам» в смысле трудового народа.

Латвия уже по своему географическому положению всегда была такой - розой ветров. Она как будто прижата к морю сильными государствами: Россией, Польшей, Литвой…

По выражению философа А. М. Пятигорского в интервью журналу Riigas Laiks, это «двойная периферия». Идут войны с запада на восток, с востока на запад, как ветра, которые продувают эти земли насквозь, отчего происходит «заострение породы», которая всеми силами старается удержать свою форму.

Именно поэтому тут всегда было обостренное ощущение «своего» и «чужого», что рождало определенные стратегии поведения, с которыми вы и сталкиваетесь в повседневности.

Как же быть русским в такой обостренной ситуации?

Здесь надо соблюдать определенные законы жизни, которые пишет сама история и география.

Типологически ситуацию Латвии я могу в чем-то сравнить с Индией. Туда в разные времена приходили разные группы, но далеко не всех принимали с распростертыми объятиями. Скажем, когда бежавшие из Персии от мусульман зороастрийцы в VIII-IX веках хотели причалить в Гуджарате - местный правитель прислал на их корабль полный стакан молока: мол, самим места нет. Парсы отправили стакан обратно, насыпав в молоко ложку сахара, тем самым ответив: много места нам не надо, а сахар молоко не ухудшит!

Парсов тогда приняли, но заставили подписать хартию - обязательство принять местный костюм, язык, кухню, не распространять свою религию… И они выполняют эти пункты до сих пор. Сохранили свой язык, но выучили гуджарати, их костюм похож и не похож на индийский, еда очень похожа на местную, но имеет свои черты, религия полностью сохранена внутри общины (они женятся только на своих и передают знания в религиозных школах, среди жрецов).

Парсы считаются лучшими переводчиками и предпринимателями (они очень честны), именно они основали киноиндустрию Бомбея, многие сталелитейные концерны…

Среди них нет нищих - они помогают друг другу, как евреи. В общем, парсы заняли свою успешную нишу и заслужили хорошую славу. Чем-то они похожи на староверов. Для Индии они уже не чужие, но все равно для основной массы индийцев-хинду - «другие». Хотя там таких «других» полно.

В общем, чтобы вписаться в любое общество, нужна определенная стратегия. Распался СССР - это смена карты и ландшафта в голове. Многие люди еще не живут в новой карте, а оперируют понятиями прошлого. Это типичная проблема переналожения двух карт. Чтобы ситуация прояснилась, нужно пройти двум-трем поколениям. Как говорил Михаил Жванецкий: «Время лечит, но когда вы вылечитесь - оно уйдет!»

Какую роль в этом процессе сыграл референдум о русском языке?

Вообще, мне кажется, это в чем-то попытка измерить, какая температура, какое умонастроение. Что-то вроде практического эксперимента. Такого рода вещи очень объединяют противоположную сторону, в данном случае латышей. Сравните с ситуацией на Украине. Вообще-то понятно, что в Латвии сильна повседневная роль русского языка. Также ясно, что молодое поколение русских знает латышский.

Просто надо понимать, что значительную часть латышей беспокоит демографическая и экономическая картина, отток населения. И единственный рецепт тут - уважение, желание понять и время.

Жизнь народа Латвии всегда была насыщенной и разнообразной. Их культура, история и кухня являются доказательством богатства прибалтийских народов. Латвия многое переняла у своих соседей, в том числе Белоруссии, России и Эстонии.

История

Точная дата появления латышей неизвестна. Предполагается, что первые племена здесь появились в 3 тысячелетии до н.э. Считается, однако, что первые представители современного народа Латвии появились в Прибалтике в первом тысячелетии до н.э. Жизненный уклад народа формировался под влиянием племен латгалов. Длительный мирный период позволил людям успешно развиваться до конца Средневековья. В конце 12 века католическая Европа обратила взор на Латвию и отправила в страну войско крестоносцев. Ливонский орден захватил территорию современных Латвии и Эстонии, основав здесь Рижское архиепископство.
К концу 15 века происходит установление крепостничества, что сильно сказывается на жизни коренного населения. Уже тогда начинает зарождаться идея реформации и сопротивления феодальным властям. Несколько стран начинают активные споры за здешние территории. В них участвуют сама Ливония, Россия, Швеция, Дания. Ливония переходит от одного государства у другому, позже к борьбе за земли присоединяется Польша.
Первую независимость страна смогла обрести в 1920 году, когда был подписан договор между СССР и Латвией. Однако уже через 14 лет здесь воцаряется диктатура, затем к власти приходит коммунистическая партия. Позже сюда вторгаются войска фашистской армии. В итоге настоящая независимость ждала Латвию только в 1991 году.

Традиции

Культура праздников в Латвии сложилась особая. Зимой латыши празднуют Рождество, весной - Пасху, летом - праздник Лиго, а осенью - Апъюмибас.
Лиго является главным праздником. Вместе с ним отмечают Иванов день. Это два государственных выходных, поэтому 23–24 июня вы вряд ли сможете увидеть много людей на улицах. Большинство уезжает поближе к природе. Лиго считается языческим праздником, что удивительно для сугубо католической страны. В этот день люди пекут хлеб, варят сыр и пьют пиво. На Лиго принято плести венки, чтобы пустить их по реке. Народ поет песни, а парни с девушками прыгают через костер. В период Рождества люди стремятся посетить церковь и поучаствовать в организуемых повсеместно уличных сценках, посвященных празднику. Латыши едят в этот знаменательный день серый горох.
Пасху празднуют примерно так же, как на Украине и в России. Правда, есть одна примечательная особенность: яйца не только красят, но и устраивают соревнование, в ходе которого одно яйцо должно перекатываясь «обогнать» другое.
Апъюмибас традиционно отмечался с окончанием работ в поле. Сейчас празднество отмечают довольно редко. Оно скорее популярно у сельских жителей, чем горожан.

Язык

Население Латвии разговаривает на официальном латышском языке, который признан государственным. При этом русским языком владеет более 81% населения. Это связано с давними отношениями между странами. Еще несколько веков назад в каждой латвийской школе должны были вести уроки на русском языке. Существовали экзамены, в ходе которых ученики были обязаны читать литературу на русском.

Название

Название страны происходит от названия племен латгалов. Немцы называли Латвию «Леттия», а современное название произошло от литовского «латвяй».

Культура


Большой популярностью в Европе пользуются латвийский театр. Одним из первых драматургов, сумевших прославиться, стал Адольф Алунан, поставивший пьесу в 1869 году. Для латвийского театра тогда были характерны экспрессия и гиперболизация. Позже драматурги стали вдохновляться российской сценой. Примечательными стали пьесы Райниса и Аспазии, в которых история перекликалась с фольклором. Отметим, что пьесы Аспазии были посвящены борьбе за права женщин. Они нашли широкий отклик в массах, а тот факт, что пьесы были написаны женщиной, только усиливал эффект.
Музыка у латышей изначально была народной. После крестового похода на Латвию здесь стали проявляться европейские мотивы. В целом музыкальная культура страны очень развита. Правительство уделяет много внимания строительству филармоний и домов оперы. Сюда приезжают именитые музыканты со всего мира.
Самые известные архитектурные шедевры сосредоточены в Риге. Ее исторический центр включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность архитектуры страны заключается в использовании готического модерна. Примером ярчайшего достижения архитектуры является здание братства Черноголовых. Многие дома и крепости строились из дерева.

Танец занимал особое место в жизни людей. Во времена феодализма люди тайно собирались в харчевнях и создавали танцы, которые в будущем стали национальным достоянием. Традиционно все они напоминают о жизни сельчан. В движениях угадываются сбор урожая, посев пшеницы, покос травы.

Еда


Формирование латышской кухни длилось очень долго. В ней явно угадываются мотивы немецкой, белорусской, эстонской и российской кухонь. Европейским и арабским народам всегда было свойственно готовить простую, но сытную еду. Латыши пополняют список.
Одним из известных национальных блюд является скабпутра - кислая каша, хотя сейчас она утратила былую популярность. Повседневная еда латышей хорошо знакома каждому, кто родился и вырос в России или на Украине - это котлеты, овощные салаты, запеченная рыба. Основные блюда можно условно разделить на:

  • рыбные
  • мясные
  • овощные и бобовые
  • сладкие
  • хлеб.

Последний является особым ингредиентом. Из хлеба в Латвии могут приготовить йогурт, мороженое, суп. В магазинах хлеб пекут с добавлением сухофруктов, орехов и моркови. Из наиболее популярных видов мяса латыши предпочитают свинину. Раньше в пищу шла вся тушка - от хвоста до ушей. Во многих рижских ресторанах можно попробовать средневековые блюда из свинины. Самым популярным мясным блюдом остается свиная рулька.
Овощи всегда должны присутствовать на столе. К ним добавляют тмин, картофель, капусту. Очень много людей в Латвии ест гороховые супы, а на Рождество бобовые похлебки становятся главным блюдом на столе.

Наиболее распространенными десертами являются булочки. Они уступают место тортам и пирожным. Булочки выпекают простые: с маком, повидлом или творогом. Экзотическими десертами являются буберте, которые готовятся из манки и взбитых сливок, и хлебный суп с добавлением варенья и изюма. Существует ряд чисто национальных блюд.

  1. Крестьянский завтрак - отварная картошка с копченой корейкой, домашней колбасой, залитая яичницей.
  2. Ржаной овощной пирог скландраусис, похожий на ватрушку с добавлением моркови, яиц, сметаны и картофеля.
  3. Бифштекс клопс, приправленный луковым соусом.
  4. Силькю пудиньш - запеканка с сельдью и картофелем.
  5. Для латышей является обычным сочетание творога и картошки. Такое блюдо они едят каждый день.

Внешность


Различные этнографы по-разному описывали латышей. Например, Густав Паули говорил, что латыши сплошь роста среднего, с длинными лицами, толстыми щеками и длинным носом. Меркель называл латышей сильными, румяными, угрюмыми на вид людьми.
Большинство этнографов сходятся во мнении, что латыши преимущественно стройные. Редко среди них можно встретить толстых людей. От природы они довольно сильные и физически развитые.

Одежда


Народный костюм различается в зависимости от региона. Многих историков удивляет, насколько сложными являются элементы исполнения, ведь в давние времена люди шили традиционные наряды вручную. Изготовление одного костюма могло занять целый год. В основном использовали шерсть и лен. Шерсть требовалось промыть, расчесать и высушить. Пряжа вилась исключительно ручным методом. Лен требовал еще больше внимания, ведь он добывался из стеблей дерева. Чтобы получить пригодный для изготовления наряда материал, требовалось проводить комплексную и длительную процедуру подготовки нитей. Далее следовало отбеливание. Красители использовали исключительно натуральные, что еще больше осложняло процесс.
Основным элементом одежды у латышей служила рубашка, причем женские достигали голени. У мужчин были полукафтаны и длинные штаны.
Головным убором пользовались мужчины и женщины, причем у незамужних женщин был простой венок из цветов, а замужние красавицы носили платки. Мужчина был обязан надевать шляпу. Основным вариантом обуви у женщин служили маленькие туфли черного цвета, у мужчин - сапоги. Одежду украшали брошью и подвязывали тканым поясом.

Жизнь

Жизнь жителей столицы и других городов отличается достаточно сильно. Например, Юрмала, считающаяся наиболее известным курортом Прибалтики, привлекает много туристов и считается наиболее востребованной у студентов благодаря регулярному повышению финансирования. Жители небольших городов часто сталкиваются с безработицей, поэтому устремляются в другие страны Европы или в столицу. Правительство старается поддерживать даже такие города, где фиксируется наивысший уровень бедности. Постоянно выделяются дотации и пособия. Однако наиболее комфортный уровень жизни, по отметкам самих латышей, есть только в Риге.
Рига отличается от многих европейских столиц - здесь довольно тихо, мало автомобилей, много кафе и общественных заведений. Город считается небольшим, поэтому до многих мест можно дойти пешком. Одновременно город считается дорогим, если сложить все расходы среднестатистического жителя. Сами местные говорят, что высокие цены компенсируют море, отсутствие суеты и чистота города. Наиболее дорогим является отопление, однако от него можно отказаться. Государство частично компенсирует расходы на оплату детского сада. Развитость информационной сферы позволяет пользоваться многими услугами через интернет. В Латвии сейчас проживают помимо латышей русские, украинцы, белорусы, немцы и другие народности.

Характер

Латыши доброжелательные и улыбчивые люди, однако историю их страны нельзя назвать простой, поэтому туристы часто отмечают угрюмость местных жителей. Латышам не свойственна пунктуальность, они не любят спешить и считают расторопность скорее недостатком, чем достоинством. О прошлом предпочитают не вспоминать, считая это дурным тоном. Большинство людей много работает, поэтому проводят время в развлечениях не часто.
Латыши - народ, которому предстоит еще много интересного в будущем. Благодаря финансовой помощи Европейского союза и большому интересу со стороны туристов, у их страны есть все возможности для дальнейшего развития. Многообразие культуры и постоянный вклад в нее со стороны правительства делает Латвию еще более привлекательной.

Яркий пример насыщенности народных танцев в исполнении горожан.

Foto: DELFI

"Латыши - роста среднего, иногда и высокого, лицо длинноватое, у мужчин - редко румяное, лоб низкий, нос длинный и прямой, рот малый, щеки толстые, весь стан редко толст", - Густав Теодор Паули (1817-1867), русский этнограф немецкого происхождения.

Рита Гравере собрала наблюдения разных ученых и иных уважаемых людей Латвии и Балтии на рубеже 19-20-го веков о том, как они себе представляли "настоящих латышей". Очень по-разному. Иногда - до смешного, а порой - до слез.

Особенно безжалостен к латышам был известный лифляндский публицист и просветитель немецкого происхождения Гарлиб Хельвиг Меркель (1769-1850), автор книги "Латыши", в которой в самых черных тонах описывалась жизнь лифляндского крестьянства, обличались зверства помещиков-немцев и содержался призыв к правительству России вмешаться в лифляндские дела и облегчить жизнь трудового народа.

Меркель описывал латышей так: "Они (латыши) - высокого роста с сильным строением тела, пунцово-красным лицом, голубыми глазами и гладкими коричневыми волосами. У меня была возможность пожалеть изуродованное человечество в образе латыша. С поугрюмевшими вдруг лицами вам с усмешкой рассказывают о голоде, бесчувственности и рабском труде. Слишком рано истощенный организм никогда не сможет достичь полного расцвета сил…" По его словам, "самая яркая характерная черта лифляндского крестьянина - рабские страхи и недоверие".


Foto: DELFI

"Латышские женщины красивы, а мужчины в молодости не носят бороду", - Карл Филипп Михаэль Снелл (1753-1806), публицист и ректор Домской школы.

"Латыши крупнее и более пропорционально сложены, чем эстонцы, и у них - острый нос", профессор анатомии Тартуского университета Хенрик Фридрих Изенфлам (1771-1828).

"Внешний вид и размер латышей - разные. В целом, они похожи на финнов, больше частью угрюмые, с угловатой головой, тем не менее одаренные, женщины - проворные и красивые". J Georgs (1776), врач.

"У латышей не обнаружил ни славянской округлой полноты, ни эстонских и финских плоских форм", - Иоганн Карл Ульрих Белл (1801-1869), художник, исследователь истории.

"…красивая порода людей, которые по внешнему виду, одежде и укладу похожи на немцев. Они высоки и круглолицы. Волосы у детей желтые, но с возрастом темнеют", - Йохан Эрнест Кристиан фон Траутветтер (1780-1859), немецкий педагог и писатель.

"Латыши - среднего роста, редко высокого, сильные и пропорционально сложены. Полнота встречается редко. Цвет кожи белый, волосы на теле малоразвиты, волосы на голове или гладкие, или более-менее кучерявые, чаще желтоватые, но встречаются и светло-коричневые, реже - темно-коричневые. Цвет глаз в большинстве случаев - серовато-голубой, серый или зеленый, реже - коричневый. Глаза - средней величины, расположение век - горизонтальное. Бороды растут умеренно. Чаще встречаются мужчины с короткой, не очень густой растительностью на щеках, реже - с полной бородой. Усы никто не носит. Большинство латышей бороду полностью сбривают. Голова более-менее длинная и широкая.

Лицо чаще овальное, реже широкое или угловатое, скулы не торчат, только в редчайших случаях лицо слишком вытянутое и худое. Лицо если не румяное, то и не бледное. Лоб высокий, его боковые кости не торчат. Нос прямой и полудлинный, но встречаются также короткие и широкие формы. Рот средней величины, зубы у большинства хорошие и прямые. Губы полные, но не толстые. Про женщин можно сказать примерно то же, но лицо у них чаще румяное, некоторые из них красивы", - Отто Густав Фридрих Вебер (1852-1920), антрополог.

"Их строение тела сильное от природы и от малообразованности (ar primitīvu audzināšanu) еще больше укрепилось. Но ненасытность и чрезмерное употребление алкоголя повредило их нервы и принесло им быструю жизнь и скорую смерть", - рижский врач Отто Гун (1764-1832).

"Курземские крестьяне сравнительно высокого роста со здоровым и сильным строением тела", - профессор Тербатского (Тартусского) университета Даниэл Георг Балк (1764-1826).


Foto: DELFI

"Среди латышей трудно не распознать два типа: один - арийский, другой - финский. Латыши второго типа - никто другие, как ливы, которые переняли латышский язык", - описание в книге "Народы России" (1910-12 годы).

В Коротко о латышах и Латвии

Краткий набор беглых мыслей по итогам визита в Латвию и общения с местными. Так уж сложилось, что среди представителей прибалтийского региона наиболее тесные личные контакты сложились как раз с латышами, может именно поэтому я так хотел посетить Ригу, что и сделал совсем недавно. В хоккейном чемпионате КХЛ игры с рижским "Динамо" всегда были принципиальными для наших. Можно было влететь условным москвичам, богатым питерцам, упорным сибирякам с разницей в несколько шайб, но вот проиграть латышам в хоккей как-то совсем не комильфо. Латышские болелы активно поддерживали своих и в огромном количестве всегда приезжали в Минск.

Несмотря на принципиальное соперничество на ледовой площадке, по-братски брататься почему-то получалось именно с ними. СПбэшники, к примеру, очень надменные и немного хамоватые. После долгожданного визита в столицу Латвию, наконец, получилось сформировать некоторое целостное впечатление об этой стране. На всякий случай - все, что описано ниже - не более, чем субъективные наблюдения и впечатления, вполне допускаю, что у кого-нибудь может быть иной опыт знакомства с Прибалтикой. Ну и самое главное - не бывает условно плохих или хороших наций, хорошими или плохими могут быть только поступки человека.

1. Традиционно для прибалтийского региона молчаливы и внешне спокойны. Признак хорошего тона - тактичность или умение выслушать, признак дурного тона - публичные обнимашки, эмоции и... навязчивое предложение своей помощи. Поскользнешься и упадешь - пройдут мимо. Не потому, что пофиг и они такие бездушные, просто зачем нарушать личное пространство незнакомого им человека? Это только общие черты, с частностями куда более интереснее.

2. У меня сложился коллективный образ эстонца, я понимаю, что из себя гипотетически может представлять этнический литовец, но вот с латышами у меня полная засада ввиду того, что это самый разобщенный и разнообразный в социокультурном плане этнос, хотя больше всего я лично контактировал как раз с ними.

3. Судя по всему, это связано с изначальной многогранностью латвийского этноса. Нынешние латыши - это исторические латгалы, курши, ливы, финно-угорцы, эсты. Сейчас еще добавились и "ассимилированные русские". К чему все это перечисление? Слишком уж разные и неоднозначные, чтобы делать категорические выводы. Еще сложнее издалека внешне идентифицировать. С литовцами и эстонцами гораздо проще.

4. У латышей любопытная модель выражения национализма и эмоциональных патриотичных чувств. Эстонцы, к примеру, гордятся самим фактом независимости и молчаливо это переносят в себе, у литовцев вообще никаких проблем нет с самосознанием и идентичностью ввиду богатой истории государственности и моноэтничной структуры общества. Латыши, в свою очередь, любят говорить о независимости и навязчиво подчеркивать свою роль в истории. Например, они не очень любят советский период своей истории. При этом всегда обязательно вспомнят латышских стрелков, поддержавших большевиков, востребованность Риги у советских кинематографистов, серебро хоккейного рижского "Динамо" в чемпионате СССР. Идеология здесь не причем, просто важно подчеркнуть наличие самого факта нахождения в истории. Думается, это связано с национальными комплексами ввиду небогатой истории своей государственности.

5. В этой связи нужно упомянуть еще один любопытный в указанном контексте факт. Эстонские и литовские коммунисты не особо стремились занять свою нишу в Политбюро ЦК КПСС, предпочитая оставаться где-то на периферии в секретариатах компартий своих республик. Латыши, в свою очередь, вполне были не прочь зацепиться в Москве - те же А.Я. Пельше, Б.К. Пуго. Опять же - свое место в истории, комплексы национально-государственной идентичности.

6. Вадим Галыгин однажды сформулировал коллективный образ Прибалтики следующим образом: "Если у Вас живёт кот, то это Прибалтика: ест на халяву, пьёт на халяву, мелко пакостит и делает вид, что ни хрена не понимает по-русски ". Понятно, что это все условно и в целях юмористического шоу, но насчет "мелко пакостит" - это как раз про латышский случай. Сосед соседу - потенциальный враг, потому что у него может быть лучше, чем у тебя. Я уже писал, что в свое время ошибочно считал, что прибалты - некий единый монолит и по менталитету и по поступкам. Латыши, к примеру, больше всех любят троллить и "мелко пакостить" в адрес своих прибалтийских географических соседей. Упреки и подколки идут в адрес эстонцев потому, что у них лучше, чем у латышей. Упреки и подколки идут в адрес литовцев, потому что у них хуже, чем у латышей. Понимай, как хочешь.

6. Тем не менее, латыши - наиболее беспроблемные в плане личной коммуникации из прибалтов. Да, они могут "мелко пакостить" в твой адрес, но с ними запросто сойтись. Эстонец может близко к себе не подпустить и пройти мимо, литовец сделать вид, что не понял русского языка или просто радикально высказаться, с латышом же общий язык найти можно. Русский язык здесь прекрасно понимают. Даугавпилс - вообще практически полностью русскоязычный город. Однажды в моей практике был комичный случай. Общались с латышом. Рюмки крепкого и почти крепкого присутствовали. Латыш говорил с явным акцентом, периодически вставляя в разговор слова из лексикона латышского языка. По мере того, как количество спиртного в его организме увеличивалось, русский язык собеседника становился все лучше и лучше. Под конец посиделок акцент стал практически незаметным. С чем это связано - я так и не понял.

7. По моему субъективному наблюдению - немного обидчивы. В плане национального вопроса особенно. Эстонец промолчит и больше никаких дел с тобой не будет вести, литовец жестко выскажется и устроит тираду похлеще всем известного "хохлосрача" (кто там был главным в ВКЛ?). А латыш может просто обидеться...

8. Всем известные шпроты являются у нас деликатесом, в Евросоюзе это считается едва ли не мусорной едой, запрещенной к употреблению. Лично мне шпроты нравятся, ем с удовольствием.

9. Если меня попросят сходу назвать случайным образом пять известных латышей, то, в первую очередь, мне придут на ум следующие личности: Сандис Озолиньш, Артур Ирбе, Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, Марис Лиепа.

10. Анатолий Горбунов, Гунтис Улманис, Вайра Вике-Фрейберга, Валдис Затлерс, Андрис Берзиньш, Раймондс Вейонис... Одного только перечисления противоречивых и абсолютно противоположных по взглядам руководителей постсоветской Латвии достаточно, чтобы сделать вывод о неоднозначности и противоречивости этой страны.

11. В российских новостях почему-то любят говорить об "обязательном" крахе латвийской промышленности, в связи с чем, латыши едва ли не "едят" друг друга... Хотя этнические латыши, которым уже давно за сорок пять, нехорошим словом вспоминают А.Я. Пельше, который взял курс на искусственную индустриализацию Латвийской ССР, хотя изначально по своему менталитету в республике больше хуторян и рыбаков. Промышленность априори не была им свойственна, к тому же, строительство новых предприятий привело к искусственному притоку славянского населения, которое ментально разное с латышами.

12. Лично мне нравятся россияне латышского разлива или "ассимилированные граждане". Большинство национальных черт сохранено, зато в голове нет Ленина, выработался конформизм, сформировалась восприятие европейских ценностей. В принципе, это те же самые россияне, но без "вставания с колен", которое проявилось после зимы 2013-2014. Кто захотел приспособиться к изменившимся условиям - давно выучил латышский и сдал экзамен, кто не хочет этого принципиально - "жалуется на притеснения".

13. Возврат к прошлому невозможен. Но если, не дай бог, в Кремле вдруг решат, что в Латвии тоже "Деды воевали" и это "исконно русские земли", где латвийские "бандеровцы" едят мальчиков, то шансы устроить Новороссию #2 велики именно в Латвии. Сыграть на чувствах "убитой промышленности", к примеру. В Литве такое невозможно в принципе, в Эстонии очень слабые связи местных с русскоязычным населением.

14. "Советская Европа" во времена СССР - это именно Латвия. Эстония слишком скандинавская и северная. У литовцев в принципе отсутствует мультикультурализм и толерантность. Рига в плане атмосферы - самый душевный прибалтийский город.

15. Насчет эстонцев писал, что очень маловероятно, что среди них я нашел бы близкого друга. С латышами в этом плане гораздо легче сходиться. Вообще они самые коммуникативные среди прибалтов. Но со своими особеностями.

Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.