Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кукрыниксы война. Кукрыниксы и их вклад в победу над фашизмом. Каждый день - в бой

Куприянов Михаил Васильевич

Крылов Порфирий Никитич

Соколов Николай Александрович

(род. в 1903 г.) советские художники

В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Наибольшую же известность получили их карикатуры. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий.

Кукрыниксы начинали по-разному. Правда, каждый из них до ВХУТЕМАСа уже имел художественное образование: Крылов закончил художественную школу Г.Шегаля в Туле, Куприянов - аналогичную школу в Ташкенте, а Соколов - изостудию Пролеткульта в Рыбинске.

Во ВХУТЕМАСе они учились у таких известных художников, как А.Осмеркин, П. Митулич и А. Шевченко, а позже и в аспирантуре у П. Кончаловского.

Их творческое содружество сложилось не сразу. Первыми начали работать вместе Куприянов и Крылов. Свои рисунки они подписывали анаграммами Кукры или Крыкуп. Лишь через два года к ним присоединился Николай Соколов, работавший до этого художником в газете «На вахте».

Впервые карикатура за подписью Кукрыниксы появилась в 1923 году в журнале «Комсомолия». Журналом руководил популярный в те годы поэт-песенник А. Жаров, а членом редколлегии был знакомый художников поэт И. Уткин.

Вначале Кукрыниксы работали в жанре карикатуры, но постепенно перешли от иллюстрирования фельетонов к самостоятельным сатирическим рисункам. Они работали все вместе, каждый рисовал на своем листе, а затем передавал его другому. Так последовательно, поправляя друг друга, они доводили работу до конца.

Вместе с Б. Ефимовым Кукрыниксы явились родоначальниками публицистической графики. Их рисунки постепенно стали появляться не только в газетах, но и в разных журналах. Они часто выполняли и заказные работы. Так, по заданию руководства МХАТа нарисовали шаржи на всех работавших там актеров.

В 1928 году Кукрыниксы сделали оформление для пьесы В. Маяковского «Клоп», поставленной В.Мейерхольдом. Тем самым они попробовали себя в новом качестве - театральных художников.

Поворотным в судьбе художников стал 1932 год, когда они начали сотрудничать в газете «Правда». С этого времени они стали чем-то вроде официальных сатириков. Карикатуры Кукрыниксов печатались во всех центральных изданиях, их стали размножать в виде плакатов и листовок. Но художники все время стремились выйти за пределы сатирического жанра. Они писали станковые композиции, а также пейзажи или делали книжные иллюстрации.

Первой их совместной большой работой стал акварельный цикл по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Рисунки оказались настолько удачными, что украсили несколько изданий романа, а позже, в конце шестидесятых годов, Кукрыниксы повторили их, но уже в цвете, в соответствии с возросшими возможностями полиграфии. Примечательно, что для образа О. Бендера им позировал известный русский художник Ф. Богородский.

Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве коллектива. Художники занимались ею с каким-то особенным удовольствием, часто использовали технику пера. Очень удачными получились также их иллюстрации к рассказу А.Чехова «Дама с собачкой».

Известно также, что М. Горький советовал художникам расширить художественные рамки своего творчества. Он присылал им из-за границы книги и впервые поставил вопрос об издании альбома художников. Однако в тридцатые годы из этой инициативы ничего не вышло. Также ничего не получилось с попыткой Горького пригласить Кукрыниксов на Капри. О том, что Горький хлопотал об этом, они узнали лишь через пятьдесят лет. Оказалось, что часть письма, в которой он им об этом сообщал, была просто вырезана и спрятана в архиве.

В тридцатые годы, как и многие другие художники, Кукрыниксы были вынуждены работать над портретами Сталина и картинами на историко-революционную тематику. Одно их полотно - «Ленин в Разливе» - было показано на выставке «Сталин и люди Советской страны».

Несмотря на то, что художники много лет работали в главном партийном издании, газете «Правда», никто из Кукрыниксов так и не стал членом партии. По словам Н.Соколова, они боялись, что после этого их могут разъединить и направить в разные издания.

Во время войны Кукрыниксы в числе других советских художников стали работать над антифашистской графикой. Они создали целую серию выразительных портретов-карикатур фашистских руководителей, которые привлекли внимание И.Сталина. По его указанию в 1945 году Кукрыниксы были направлены в Берлин, где должны были собрать материал для большой картины «Подписание акта о капитуляции Германии».

Они ходили по улицам города, делали многочисленные зарисовки, портреты солдат, военачальников, а затем переехали в Нюрнберг, где в течение нескольких месяцев работали на процессе над нацистскими преступниками. В результате появилась серия графических листов под общим названием «Обвинение».

В связи с этим привлекает внимание весьма любопытный факт. Рисунки Кукрыниксов, сделанные на процессе, были настолько выразительными, что в 1946 году, сразу после окончания работы над ними, их положили «под сукно», и они были опубликованы только в конце шестидесятых годов.

По материалам поездки в Германию Кукрыниксы написали также несколько больших картин, наибольшей известностью из которых пользовалось полотно «Конец» - коллективный портрет главарей гитлеровской Германии.

В годы войны яркие, разящие рисунки мастеров распространялись не только в СССР, но и во всех странах антигитлеровской коалиции. Часто они становились наиболее наглядным свидетельством побед Красной Армии. Фактически Кукрыниксы возродили народный жанр лубка, сопровождая каждую свою карикатуру меткой стихотворной фразой, обычно принадлежавшей С. Маршаку или одному из самих художников.

В 1942 году Кукрыниксы создали большую картину «Таня», посвященную подвигу З.Космодемьянской. Эта бесстрашная девушка стала олицетворением народной борьбы с оккупантами еще и потому, что, согласно официальной версии, погибла с именем Сталина на устах.

Большую часть жизни Кукрыниксы не только работали, но и жили вместе в огромной коммунальной квартире. Только после войны они смогли получить комфортабельные квартиры и мастерские.

Четырехтомное собрание работ художников было издано лишь в конце восьмидесятых годов. И дело, наверное, заключалось в том, что они всегда стремились вырваться из рамок навязываемой им положительной сатиры.

В послевоенные годы Кукрыниксам удалось наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию и во Францию. Из поездки они привезли множество картин и рисунков. Примечательно, что в последующие годы в Италии с большим успехом проходили выставки их работ.

Постепенно выявился специфический почерк каждого из трех художников. Так, Крылову гораздо больше удавались пейзажи, а Соколову и Куприянову - портреты.

В своих работах они смогли сохранить традиции реалистической школы XIX века - четкий рисунок, проработанность деталей, прописанность фона и портретных образов. Они как бы выстояли в экспериментальных формах русского авангарда и постмодернизма, с тем чтобы впоследствии создать необычайно динамичную и в то же время (прежде всего в пейзажах и портретах) лирическую живопись.

В послевоенные годы Кукрыниксы постепенно сосредотачивают внимание на карикатуре, занимаясь остальными жанрами, за исключением иллюстрации, отдельно. И тем не менее их творческое сотрудничество не распалось и продолжало существовать до 1990 года, когда скончался один из художников.

Кукрыниксы Кукрыниксы

(псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958), действительные члены АХ СССР (1947), Герои Социалистического Труда (П. Н. Крылов -с 1972, М. В. Куприянов и Н. А. Соколов - с 1973). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921-29). Совместно работая с 1924, выступили в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.) с новым типом карикатуры, отмеченным острой злобо- дневностью, уничтожающе-язвительным реше- нием темы, шаржированной характеристикой персонажей (серия "Транспорт", тушь, 1933-34). Огромной популярностью пользовались карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45 ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", гуашь, 1941; "Клещи в клещи", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджигатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Широк диапазон творчества Кукрыниксов в области книжной иллюстрации - от острого графического гротеска (иллюстрации к произведениях И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", тушь, 1933 и 1966, и "Золотой телёнок", тушь, акварель, 1969; к "Левше" Н. С. Лескова, Государственная премия СССР, 1975) до лирически-живописных образов (иллюстрации к "Даме с собачкой" и другим произведениям А. П. Чехова, 1940-46, Государственная премия СССР, 1947; к романам М. Горького "Фома Гордеев", 1948-49, Государственная премия СССР, 1950, и "Мать", 1950, Государственная премия СССР, 1951). В станковой живописи Кукрыниксы, развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда приёмы своей сатирической графики, обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, ГТГ), обличают фашизм ("Конец". 1947-48; Государственная премия СССР, 1949), воплощают тему героизма советских людей ("Таня", 1942-47, ГТГ). Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.

"Потеряла я колечко? (а в колечке - 22 дивизии)". Тушь, гуашь. 1943. Третьяковская галерея. Москва.



Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Дама с собачкой". Черная акварель. 1945 - 1946. Третьяковская галерея. Москва.
Сочинения: Собр. произв., т. 1-2-, М., 1984-. Литература: Н. И. Соколова, Кукрыниксы, 2 изд., М., 1975.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Кукрыни́ксы

(псевдоним по первым слогам фамилий), творческое содружество трёх художников-карикатуристов и иллюстраторов: Куприянов Михаил Васильевич (1903, Тетюши, Татария – 1991, Москва); Крылов Порфирий Никитич (1902, деревня Щелкуново Тульской области – 1990, Москва); Соколов Николай Александрович (1903, Москва – 2000, там же). Учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921–29). Действительные члены Академии художеств СССР (1947), народные художники СССР (1958). Познакомились во время совместной учёбы на графическом факультете Вхутемаса, тогда же начали работать втроём, создавая первые карикатуры для газет и журналов. С 1933 г. работали в газете «Правда».
Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре , книжной иллюстрации , исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.
Кукрыниксы оставили яркий и заметный след в истории советской карикатуры. Виртуозные рисовальщики, зоркие наблюдатели, они обладали непревзойдённым чувством юмора и стиля.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Кукрыниксы" в других словарях:

    Кукрыниксы - Кукрыниксы. Потеряла я колечко... . 1943. КУКРЫНИКСЫ (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (родился в 1903). Злободневные карикатуры на темы … Современная энциклопедия

    - (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… … Русская история

    Кукрыниксы - Куприянов, Крылов, Николай Соколов псевдоним коллектива советских художников карикатуристов СССР … Словарь сокращений и аббревиатур

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией … Википедия

    - (псевдоним по первым слогам фамилий) творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… … Большая советская энциклопедия

    КУКРЫНИКСЫ - Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… … Лингвострановедческий словарь

    Кукрыниксы - псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?»-спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка - эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего - виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату­ры Кукрыниксов беспощадно разо­блачали заговор империалистических держав против республикан­ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про­должение последней войны» и дру­гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту­пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.


С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов

Еще свежи в нашей памяти мно­гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз­громим и уничтожим врага!», «Пре­вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая - грозный удар по врагу» и другие. Отвечав­шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору­жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру­довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ­лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958- 1959 годах были опубликованы ка­рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по­священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Картины художников Кукрыниксов

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто­жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из­вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря­женность момента, хорошо передан­ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими­стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав­шихся поработить нашу социали­стическую Родину.

Патриотическим чувством проник­нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы­тиям Великой Отечественной вой­ны, - «Таня», «Правда», «Конец».

В последней картине в образах большой художественной силы по­казана бесславная гибель гитле­ризма, в разгроме которого Совет­ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Сколько художников Кукрыниксы?

Что означает псевдоним «Кукрыниксы» — расшифровка

*Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Годы жизни

*Михаил Васильевич Куприянов 1903-1991

Порфирий Никитич Крылов 1902-1990

Николай Александрович Соколов 1903-2000 (источник — Википедия)

Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Галерея Мамонтовых показывает уникальную коллекцию сатирических произведений выдающихся советских графиков и живописцев XX века, мастеров политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы, из собрания семьи Мамонтовых — одного из самых крупных частных собраний работ этих художни­ков. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Большинство представленных вещей не встречаются в изданиях, посвященных творчеству Кукрыниксов, и опубликованы только в каталогах галереи Мамонтовых.

Галерея Мамонтовых (Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1.)

Галерея Мамонтовых

Ставший легендарным псевдоним Кукрыниксы объединил трех художников — Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Алексан­дровича Соколова (1903-2000). Их творческий союз сложился еще в 1924-м — в годы учебы во ВХУТЕМАСе. Вместе они прора­ботали более шестидесяти лет, никогда не расставаясь. Имя Кукрыниксы стало не просто коллективным псевдонимом, а символом жанра острой политической карикатуры, принесшей трем художникам мировую известность.

Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Алексан­дрович Соколов

Антифашистские карикатуры появляются у них еще в 1930-е годы. Но только во время войны художники достигают настоя­щей творческой зрелости и заслуженно занимают одно из центральных мест в искусстве Великой Отечественной войны. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами. Их хорошо знали в Советском Союзе и за рубежом.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Все пять лет войны они трудились ежедневно. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропу­сками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Через день эти плакаты появлялись на улицах. Наполненные едким, гнев­ным сарказмом и дерзким юмором, сквозь ужасы войны они несли уверенность в победе над злом. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Художники работали с удивительной самоотдачей. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Шла война… Во время воздуш­ных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить, или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатно­го и сатирического искусства. Их создавали разные хорошие художники. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Ориги­налы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» зани­мают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Особое внимание художники уделяли декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеен­ные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боро­лись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечно­сти. Сами художники считали свое творчество «противостояни­ем». Проникнутое публицистическим пафосом, искусство Кукры­никсов противостояло варварству и жестокости фашизма. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Но сатири­ческие образы врага, созданные художниками, вызывали отнюдь не смех, но гнев, отвращение и ненависть. Плакатная сатира Кукрыниксов не так уж смешна и точно не безобидна, она груба и прямолинейна, зла и желчна. Ее эмоциональные характеристи­ки — искренность и страстность. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Ее историческое значение бесценно.

Творчество Кукрыниксов принадлежит классическим традици­ям сатирической графики, основанной на приемах зрительных характеристик, уподоблений, метафор. Каждое изображение «режиссируется» как трагикомическая мизансцена жестокого и кровавого фарса. Образ врага развивается в связи с изменением хода военных событий, но он всегда жесток, смехотворен и глуп. В начале войны — свирепый завоеватель. С развитием военных действий -жалкий неудачник. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его!», «Доигрался»); визуализи­руют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца»); самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека), используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно вырази­тельна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др.). Остроумие Кукрыниксов неис­черпаемо. Фантазия и изобретательность поразительны. Их сила — в сплоченности. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения.

В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговороч­ной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. В коллекции галереи Мамонтовых хранятся знамени­тые рисунки, сделанные Кукрыниксами в зале суда, шаржи на Гесса и прочих участников процесса, чьи лица за долгие годы войны художники успели изучить по фотографиям и кинохрони­кам. И снова работать приходилось оперативно: рисунки сразу же самолетом отправлялись в редакцию газеты. Главные объек­ты карикатур Кукрыниксов — Гитлер, Геринг и Геббельс были знакомы с их творчеством настолько хорошо, что включили художников в список потенциальных смертников, которые будут публично казнены при взятии немцами Москвы. На Нюрнберг­ском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Война нервов… При виде художников, вооруженных биноклями и карандашами, преступники прятали лица.

Из поездки в Берлин Кукрыниксы, каждый в отдельности, привезли много лирических живописных этюдов — изображений города, превращенного в руины (Н. Соколов. «Берлин. Дворец Вильгельма», «Берлин. Памятник Вильгельму I», «Берлин. Александр-платц»).

В свободное время в Берлине и Нюрнберге Кукрыниксы делают много натурных зарисовок: мирная жизнь города — торопливые рисунки на скорую руку, взахлеб (Н. Соколов. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г.», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). «В основном женщины, дети, старики. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, … матери с детьми, с вещами… Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспомина­ний Кукрыниксов). Как всегда у Кукрыниксов, эти рисунки отличает острота и точность психологических и пластических характеристик.

Своим ежедневным трудом в годы войны Кукрыниксы боро­лись с фашизмом. Боль и гнев выливались в едкую, злую, беспо­щадную сатиру. Рисунки, сделанные в Германии, иные.

Н. Соколов Жители Нюрнберга, 1945.

Не опостылевший враг, а пережившие кошмар войны, возвращаю­щиеся к мирной жизни такие разные люди. И эти мирные зари­совки не хуже плакатов свидетельствуют о том, что война — это ничем не оправданное зло, с которым надо бороться. Лучшей награды и утешения, чем мир, нет.

Выставка продлится по 3 июля в галерее Мамонтовых
по адресу: Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1. Часы работы: с 12:00 — 20:00 , выходные: воскресенье и понедельника.

Трибуна, 1941.

«Многие гитлеровцы, пытаясь избежать ответственности за свои преступления, объявляют себя умершими, изменяют свои фамилии и направляются в Испанию и другие «нейтральные» страны» — из газет.

Его везут на черной колеснице
К испанской, дорогой ему границе
А он кричит: Полегче, дуралеи,
Не то я в самом деле околею!
С. Маршак

Фотографии Татьяны Алешиной

Кукрыниксы – это псевдоним творческого коллектива трех совместно работавших советских живописцев и графиков. Составлен он из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. При этом каждый работал и индивидуально - над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры, шаржи и книжные иллюстрации.

Совместное творчество Кукрыниксов началось в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву они съехались из разных концов страны. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем как Кукры. Соколов, еще в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года художники работали уже втроем как Кукрыниксы. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В полную силу живописный талант художников развернулся в годы Великой Отечественной войны. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Они продолжили традицию Маяковского, создавая плакаты для цикла «Окна ТАСС». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с врагом. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Куприянов, Крылов, Соколов - отразили всю историю Великой Отечественной, создали знаменитые карикатуры на правителей Третьего рейха. Сначала, как правило, появлялся текст - что-нибудь наподобие «У гада Гитлера срываются все планы. В провале их не он, однако, виноват, а красные бойцы - герои-великаны». На плакатах его, гадину, душили, протыкали острым копьем, заковывали в кандалы. Карикатуры были еще одним нашим мощным орудием и били прямо в цель. Наполеон потерпел пораженье то же будет и с зазнавшимся Гитлером!

В Москве калачи,

Как огонь горячи.

По ночам фашистских гадов

Градом огненных снарядов

Угощают москвичи!

Ко Дню Победы приурочена выставка, открывшаяся в Москве. Называется она «История глазами Кукрыниксов». Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Картина «Конец» - вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем - это правда искусства, основанная на глубоком знании жизни. Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин. Вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов зарисовывают живых гитлеровцев, размышляют… Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. За серию картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны - «Таня» (1942 г.), «Конец» (1948) и «Бегство немцев из Новгорода» (1944г.),- творческий коллектив был удостоен Государственной премии (1975). Их искусство остаётся злободневным и в наше время. Особенно, когда НАТО ведёт наступление на восток! Обратим внимание, что все Кукрыниксы – полковники Советской Армии. Характерная примета времени. Кукрыниксы до самой старости работали вместе, поражая всех удивительным для группы творческих людей единодушием. Все картины удалось спасти и восстановить. Сегодня работы художников, выполненные в военные годы, в одних руках - у частного коллекционера.