Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кто такие художники передвижники? Школьная энциклопедия Организатором и идеологом передвижных выставок был

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х - начала 60-х годов.

Творчество передвижников

Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей — это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников — картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.

Знаменитые художники-передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887)
Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской -главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра. Его знаменитая картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: «Старики-родители на могиле сына», «Тройка». Его знаменитые картины «Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие», «Последний кабак у заставы». Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Перов, как никто другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
Мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели», в которой он сумел раскрыть всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом. Это перевернуло всякие представления современников о родной русской природе. Его другие картины не менее популярны – «Лесная дорога», «У ворот монастыря», «Весенний день».

Ге Николай Николаевич (1831-1894)
Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавший свое творчество с монополией академизма. Ге — приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: «Екатерина II у гроба Елизаветы», «А.Пушкин в селе Михайловском». Многими работами Ге был часто недоволен, не все из них он завершал до конца. Картину «Милосердие» он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему принесла картина «Выход с тайной вечери», которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью. Такие картины, как «Что есть истина?», «Христос и Пилат» — подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Мастер — живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Творчество художника было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра, создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях, он стремился передать эпический характер руси, навеянные искренней поэтичностью. Его известные работы в этом жанре: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка и Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный» и многие другие.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам. Его картины известны очень широкой публике. Шишкин, как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами, освещенные солнцем и воздушностью. Знаменитые картины Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Ручей в лесу». Многие его картины снискали огромную популярность, эти картины известны и сегодня. До Шишкина никто с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.

Архип Иванович Куинджи (1841-1910)
Это полотна с живописным колоритом цветов и света. Лучи света, пробивающиеся сквозь туман, играющие в лужицах на раскисших дорогах – они заметно подчеркивают мастерство художника. Знаменитая картина «Ночь» привлекает спокойным величием природы. В картине «Днепр утром» описан сюжет раннего степного утра. «Березовая роща» — в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания. Он раскрывает возвышенный образ пейзажа, сверкающим необычным колоритом и контрастом чистых красок. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней, находя понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Воспевая природу Верхней волги, он показал миру прекрасные шедевры: «Хмурый день», «После дождя», «Над вечным покоем», мастерски написанные вечерние пейзажи: «Золотая осень», «Вечер на Волге», «Золотой плес», «Вечер», «Тихая обитель», «Вечерний звон». Картины Левитана требуют внимательности и вдумчивости, их нельзя быстро рассмотреть.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность. Путешествуя по Волге, он написал много этюдов, которые впоследствии использовал для написания своей известной картины “Бурлаки на Волге». После этой работы к Репину пришла ошеломляющая известность. Также не малое впечатление произвела картина «Крестный ход в Курской губернии», в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. Репин также написал ряд работ на историческую тему: «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали» и другие. Очень плодотворно работал над портретами. Самые значительные из них — портреты писателей Л. Н. Толстого, А. Ф. Писемского, Тургенева, Гаршина, ученых Сеченова и Пирогова, военного инженера А. И. Дельвига, композиторы Мусоргский и Глинка, художники Суриков и Крамской и другие. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Иногда, работал как театральный художник. Серов, как ни кто другой знал, что такое портрет и как рисовать портрет. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему много позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его портреты: «Девочка с персиками», «Девушка освещенная солнцем», портрет М. Н. Акимовой и многие другие.

19 век — это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое количество известных художников России, которые оставили своим потомкам богатое наследие. Его ценность просто неизмерима. Благодаря передвижникам — самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить представления о жизни тех лет.

Материал подготовлен при помощи: tphv, art-portrets
Фото: feldgrau

Передвижниками называют Товарищество передвижных художественных выставок.

Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма . Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II .
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

Иван Крамской (фотография 1860-х годов)
Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «...Просим позволения сказать перед Советом несколько слов... Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор.
Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство... во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством... б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного... Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея
На картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков , знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.
Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.
Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.
Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II , он приобрёл её для Эрмитажа.

Особенности творчества передвижников и их значение

Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм .
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.
Большую помощь передвижникам оказал коллекционер и меценат П. М. Третьяков. Он постоянно обновлял свою галерею работами передвижников, умел понять талант и увидеть будущее не известной пока картины. Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Например, известный портрет Л.Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П.М. Третьякова.

И. Крамской «Портрет Льва Толстого»

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
И сейчас творчество передвижников востребовано и не забыто, это наше национальное богатство.

термин, обозначающий группу художников, отстаивавших традиции реализма, народности и демократических идеалов в искусстве, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок (1 8 7 0 - 1923). Идейные руководители: И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЕРЕДВИЖНИКИ

русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму. Целью объединения, организованного в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. В ноябре 1870 г. был утвержден Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Первая выставка состоялась в 1871 г. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др. города. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. городах. Объединение существовало до 1923 г., когда была устроена последняя, 48-я выставка, но расцвет искусства передвижников пришелся на 1870–80-е гг.

Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Это позволяло поддерживать материально нуждавшихся членов ТПХВ, помогая им сосредотачиваться целиком на творчестве. Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. 1880-х гг. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. В 1890-х гг. многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др.) вошли в состав Петербургской академии художеств.

Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Любой вымысел, идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Благодаря творчеству передвижников, искусство становится в России общественной трибуной; художники обращаются к острым социальным и этическим проблемам, решают просветительские задачи. Передвижники мыслили свое занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.

Убежденным пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов, провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатленный во всем многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880–83). Важную роль в становлении передвижничества сыграла собирательская деятельность купца и мецената П. М. Третьякова, основателя галереи русского искусства, сумевшего стать не только покупателем картин участников ТПХВ, но также подлинным другом и вдохновителем многих художников.

Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Главным объектом художественного постижения становится крестьянство и люди из низов, которые предстают не только жертвами социальной несправедливости, но и воплощением красоты и силы. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; Г. Г. Мясоедов. «Страдная пора», 1887; И. М. Прянишников. «Порожняки», 1872); портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. «Странник», 1870; И. Н. Крамской. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883; И. Е. Репин. «Мужичок из робких», 1878); пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится. В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера.

Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам. Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871; Ф. М. Достоевского, В. И. Даля; И. С. Тургенева; все – 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева; все – 1871; Л. Н. Толстого, 1873; И. А. Гончарова, 1874; Н. А. Некрасова, 1877; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876; И. Е. Забелина, 1877) и др. Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881; «Курсистка», 1883).

Важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др. художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. В. М. Васнецов обращался в своем творчестве к образам русского народного фольклора. В 1880–90-е гг. цветовая палитра в полотнах многих передвижников становится ярче и светлее, манера письма – свободнее, композиционные приемы разнообразнее (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.).

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи - Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации. После кровавых событий 1917 года и распада ТПХВ общий уровень русской живописи пошел стремительно вниз, уже никогда более не достигнув того уровня, что являли нам Суриков и Левитан.

Годы деятельности ТПХВ стали самыми благодатными и волнующими для всей нашей многострадальной русской живописи.

Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России - как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.

В итоге предварительных встреч и переписки создавшаяся в Москве инициативная группа направила 23 ноября 1869 года письмо, обращенное в петербургскую Артель. В нем содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок (слово "передвижные" пришло позже) и просьба к Артели — "по возможности представить этот проект в одном из Ваших четверговых собраний, на общее усмотрение". Оканчивалось обращение следующими строками: "Надеемся, что идея устройства подвижной выставки найдет в Вас сочувствие и поддержку и что Вы будете так добры не оставить нас без ответа". К письму приложен был Проект Устава, составленный, по-видимому, не одним Мясоедовым. Проект Устава содержит и некоторые комментарии, дающие возможность проникнуть сквозь сухие официальные строки в существо нового начинания. Комментарии эти касаются, прежде всего, вопроса о творческой и материальной независимости художника, о его свободе от начальственной опеки. "Мы считаем совершенно необходимым, — говорится в проекте, — совершенную независимость товарищества от всех других поощряющих искусство обществ, для чего находим необходимым особый утвержденный устав, идея которого сохранится. Хотя бы общество по обстоятельствам и прекратило свои действия (чего боже упаси), оно может быть возобновлено на готовых уже основаниях". Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников к независимости, к творческой свободе, так же как и у их предшественников, меньше всего носило индивидуалистический характер. Так, Крамской, касаясь этого вопроса, в другой связи восклицает: "... свободы от чего? Только, конечно, от административной опеки... но художнику, — продолжает он, — зато необходимо научиться высшему повиновению и зависимости от... инстинктов и нужд своего народа и согласию внутреннего чувства и личного движения с общим движением...". Эти слова очень глубоко и ярко раскрывают подлинный смысл борьбы организаторов Товарищества за создание своего самостоятельного творческого центра. Четким по своей направленности является и определение цели Товарищества, данное в первом пункте проекта Устава: "Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства и русской живописи". Таким образом, с самого начала вопрос об огромном расширении круга зрителей, сферы воздействия вставал с полной ясностью для инициаторов Товарищества. Крамской же в другой связи, имея возможность высказаться более открыто, говорил, что искусство передвижников должно привлечь симпатию "в той огромной массе общества, которая еще находится в состоянии усыпления". Письмо и проект были действительно зачитаны на одном из "четвергов" Артели. Аудитория встретила их с большим подъемом. Тут же многие из присутствующих своими подписями подкрепили предложение москвичей. Замечательный документ этот хранится ныне в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. Все подписи под текстом — их двадцать три — отчетливо различимы. Почти все это имена художников обеих столиц. Приведем их полностью: Г.Мясоедов,В.Перов,Л.Каменев,А.Саврасов,В.Шервуд, И.Прянишников,Ф.Васильев,А.Волков,М.П.Клодт,Н.Дмитриев-Оренбургский,Н.Ге, И.Крамской, К.Лемох, К.Трутовский, Н.Сверчков, А.Григорьев, Ф.Журавлев, Н.Петров, В.Якоби, А.Корзухин, И.Репин, И.Шишкин, А.Попов.

В целом идея Товарищества Передвижных Художественных Выставок по сравнению с идеей Артели обладала огромным преимуществом: ознакомление с искусством широких общественных кругов прямо декларировалось как центральная, основная форма выступлений. С точки зрения организационной Товарищество также представляло более совершенную, точнее, более отвечающую своему времени форму. Знаменитая Артель "14-ти бунтарей" и скромная вторая Артель внесли в свою деятельность утопические уравнительные начала, связали ее с бытовой коммуной. Принципы эти были благородны и великодушны, но нежизненны в условиях России, вступившей на путь капиталистического развития. Основатели Товарищества Передвижных Художественных Выставок не повторили ошибок своих предшественников. Учли они и тяжелый опыт сотрудничества с благотворителями и покровителями различных толков. Цель была поставлена совершенно ясная: создать организацию, руководимую самими художниками — членами коллектива, объединенными общностью идейных и творческих устремлений.

Если Артель была первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение, независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею.

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.

Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.

От бунта к разъездам


История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».

14 бунтарей


Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Своей целью новое объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, которые могли бы путешествовать по провинциям России, знакомя жителей с искусством.

Принципы и цели


Возглавил товарищество , вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
  • организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
  • развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
  • облегчить для художников процесс сбыта картин.
В устройстве и правления Товарищества царила демократия – все вопросы решались через голосование на общем собрании всех членов. Устав в своём неизменном виде просуществовал 18 лет. Все предстоящие поправки в уставе были направлены на сужение демократических принципов.

Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.

В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу или на , написанные для зарубежных салонов.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, А. Архипов, и многие другие.

Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.

За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли на самый высокий уровень.