Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кто придумал хохлому и почему она популярна. Золотая хохлома – драгоценный народный промысел.…

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись. Более трехсот лет умельцы изготавливают невероятно красивую посуду, которую уже можно назвать визитной карточкой русского народа. Процесс создания шедевра достаточно сложный, включает как создание заготовок и их обработку, так и дальнейшая роспись. Но освоить это мастерство сможет каждый, достаточно лишь узнать об характерных особенностях творческого процесса.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись

Сложные орнаменты принято наносить на изделия с помощью трафарета, но для того, чтобы научиться этой разновидности росписи, необходимо освоить азы. Самые простые узоры наносятся кистью.

Новичкам лучше освоить сначала следующие из них:

  • травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;
  • завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;
  • капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;
  • кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;
  • листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.

Галерея: хохломская роспись (25 фото)


















Мастер-класс по хохломской росписи (видео)

Элементы хохломы для детей-дошкольников: поэтапные шаблоны

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки . Чтобы создать узор, достаточно изготовить штамп из трубочки и бумаги, в который и будет обмакиваться краска. Более мелкие элементы уже рисуют кистью.

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки

Рисуем с детьми:

  • брусничка. С помощью штампа рисуются красные кружочки, дополнять которые другими элементами нет необходимости;
  • смородина. Возле травинки собираются ягодные кружки, на которых кистью необходимо расставить золистые точки;
  • рябина. Штампом рисуются ягоды, а кисточкой добавляются достаточно узкие и вытянутые капельки, а также листики в основании получившейся грозди. Дополнительно нужно сделать вкрапления золотого цвета;
  • малина. Штампом рисуются шесть кругов, не соблюдая при этом определенного расстояния, но немного накладываясь один на один. Блики добавляются используя технику травинок. Дополнительно кистью ставятся точки;
  • чашелистик. Вместе собираются травинки, рисуется веточка и листочки.

Украшаем кухонную доску: роспись под хохлому по дереву

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву . Нередко умельцы прибегают к украшению классическими узорами кухонных досок. Такое изделие можно преподнести в качестве сувенира гостям, либо же украсить собственную кухню.

Что понадобится:

  • разделочная доска;
  • клей;
  • гуашь;
  • яичный белок;
  • бумага;
  • карандаш;
  • кисти для рисования;
  • малярная кисть.

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву

Ход работы:

  1. Доску промазать яичным белком и оставить высыхать.
  2. Взять бумагу и на ней карандашом нарисовать эскиз.
  3. На доску теперь нанести золотую краску и дать время ей высохнуть.
  4. Рисунок перевести на доску.
  5. Цветочные орнаменты и ягоды раскрасить в красный цвет.
  6. Прорисовать стебельки и прожилки тонкими полосками.
  7. Обвести тонко кисточкой все контуры.
  8. Раскрасить доску таким образом, чтобы рисунок получился на черном фоне.
  9. После высыхания краски продолжить раскраску.
  10. Добавить зеленую травку.

После полного высыхания доски нанести на всю ее плоскость лак.

Хохломская роспись на тарелке: пошаговое описание

Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.

Что понадобится:

  • акриловые краски;
  • карандаш;
  • кисточки;
  • палитра;
  • одноразовая тарелка;
  • баночка;
  • орнамент.

Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно

Ход работы:

  1. Выбрать узор, который будет наноситься на тарелку. Это может быть петух, птица или простые ягоды.
  2. Перенести орнамент на тарелку.
  3. Бон сделать красным.
  4. Аккуратно раскрасить все остальные элементы.
  5. Обязательно сделать ободок черного цвета как по внутренней стороне тарелки, так и по краю.
  6. Добавить по ободку капельки.
  7. Оставить тарелку до полного высыхания в подходящем месте.
  8. Нанести лак и дать изделию высохнуть.

Шкатулка под хохлому: мастер-класс

Само название этого изделия указывает на его благородство и изящество. Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной.

Что понадобится:

  • краски;
  • фоновая краска (бронза или медь);
  • малярный скотч;
  • беличьи кисти;
  • кисточка для лака;
  • карандаш;
  • калька;
  • наждачная бумага;
  • шкатулка из дерева.

Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной

Ход работы:

  1. Все неровности на шкатулке заштукатурить. Только после того, как поверхность станет гладкой, можно приступать к работе.
  2. Покрыть поверхность изделия фоновой краской и подождать, пока она высохнет.
  3. На бумаге нарисовать рисунок, который в дальнейшем будет нанесен на шкатулку.
  4. После того, как шкатулка высохнет, карандашом перенести на нее подготовленный эскиз. Для этого прикрепить бумагу к самой шкатулке с помощью скотча.
  5. Обвести контур рисунка черной краской, используя самую тонкую кисть.
  6. Закрасить и более крупные элементы черным цветом.
  7. Подождать, пока черная краска просохнет.
  8. После этого разукрасить все остальные элементы и дать краске еще время просохнуть.
  9. Дополнительно украсить изделие усиками, капельками.

Нанести на шкатулку лак (не менее двух слоев) и дать ему просохнуть.

Самые популярные орнаменты хохломской росписи

Перед тем, как приступить к столь оригинальному крашению кувшина или тарелки, необходимо узнать, какие из орнаментов чаще всего используются в процессе творчества.

В большинстве случаев мастера прибегают к нанесению следующих из них:

  • травяной узор. Трава в данном случае лишь отдаленно напоминает растущую на лугу осоку. Наносят ее на изделия лишь в черном либо красном цвете, но тем не менее воспринимается этот узор травяным;
  • рыжик. Это узор из отдельных травинок. Его используют в процессе обрамления различной кухонной утвари;
  • Кудрина. Для орнамента характерны всевозможные завитки, колечки, ненавязчиво огибающие ягоды и цветы. Применим при росписи округлых предметов, а также плоских, таких как стулья и столы;
  • Пряничный. Это геометрическая фигура, которая вписывается в ромб либо же квадрат. В центре орнамента рисуют солнца с закрученными лучами.

Хохлома: уроки росписи (видео)

Роспись по дереву – это настоящее искусство, овладеть которым при желании может каждый. Естественно, что с появлением современных материалов, необходимость в закалке таких изделий уже отпадает. Кроме того, все заготовки можно приобрести в специализированных магазинах. Творческий процесс при этом становится максимально простым, но не менее увлекательным.

Хохлома — это лишь малая часть богатого культурного наследия русского народа

Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Одним из наиболее совершенных художественно народных промыслов считается хохлома, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России.

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.

Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.


Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.


Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

Особенности промысла

Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.


Золото хохломы выглядит очень богато

Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.


Роспись хохломой довольно разнообразна

Характерные черты следующие:

  • определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков;
    Популярное сочетание красного и золотого
  • высокая художественность рисунка;
    Для хохломы характерно наличие множества мелких деталей
  • исключительно ручная работа;
    Работа тонкая и кропотливая
  • отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий;
    Изысканные узоры хохломы
  • большая образная выразительность росписи;
    Роспись хохломой — это четкие акценты и яркие узоры
  • особые технологии нанесения рисунка;
  • классическая роспись выполняется, как правило, по дереву.
    Чаще всего — это деревянная посуда

Такого уникального эффекта добиваются при помощи особых технологий, основы которых неизменны на протяжении нескольких веков.

Ручная роспись под хохлому

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым мастера следуют и сегодня:


Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.


Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.


Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:



Красивая хохлома под ягодку

    Орнамент «пряник». Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».


Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.


Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Не посудой единой

Сегодня хохлома используется не только в производстве сувенирной продукции или посуды. Хохломские узоры — это новый тренд в современном мире высокой моды. Именно они являются частью популярного во всем мире стиля a la russe, который уже успел покорить многих. Первым, кто использовал хохломские орнаменты в одежде, стал Денис Симачев. Блузки, юбки, топы, брюки, — все это щедро украшалось хохломой, что стало настоящей революцией в мире моды. Кроме невероятно самобытных вечерних нарядов, была представлена уникальная коллекция спортивной одежды, которая также была украшена народными хохломскими мотивами.

С тех пор такой орнамент украсил не одну коллекцию, с каждым сезоном только набирая обороты популярности. Аутентичные принты в современной моде помогают в создании неповторимого и оригинального образа. Но есть важный совет от стилистов: если вы надеваете яркий топ, украшенный пестрым золотым орнаментом, дополнить образ следует однотонными брюками или юбкой, чтобы достичь гармонии и баланса.

Сегодня хохломской орнамент воспринимается нами, как нечто родное, легкое и невероятно живописное. Роскошная роспись не только способна украсить наше жилище или модный образ. Глядя на филигранные узоры, на ум приходят приятные воспоминания, глаз радует буйство красок, сочность и витиеватость орнамента. Безупречная хохлома, как ни один другой промысел, способна нам передать тепло рук мастера и частичку его души.

Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.

Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось « деревянное золото».

Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.

Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.

Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.

Доклад Деревянное золото

Деревянное золото – издавна этим термином начали называть деревянную посуду с хохломской росписью.

Хохлома или хохломская роспись впервые появилась в 17 веке в русском селе с одноименным названием Хохлома в нынешней Нижегородской области. По праву заслуживает роль самобытного русского ремесла.

Особенностью росписи является цветовая гамма, используются лишь несколько цветов, а именно красный, зелёный, золото, в дополнение используют оранжевый и немного голубого, последние 2 цвета встречаются гораздо реже. Яркими сочными цветами расписывают деревянную посуду, сувениры и мебель. Предварительно заготовки покрывают черной краской. Несмотря на темный фон роспись выглядит очень насыщенно и величественно.

К традиционным элементам росписи относятся: красные ягоды рябины и земляники, их элегантно и нежно окутывают золотые ветки, листья и цветы, нередко можно встретить животные мотивы.

Издавна каждая заготовка под роспись изготавливалась мастером вручную этот способ является традиционным. Сейчас осталось немного мастеров, которые проходят весь процесс создания шедевра вручную. Производство в основном поставлено на конвейер, но при этом было сохранено основные этапы изготовления шедевров, такие как грунтовка деревянной заготовки, роспись, покрытие специальным лаком и длительная сушка в печи. Как и в давние времена посуда с этой росписью очень ценится, издавна её преподносили в дар самым близким и дорогим гостям.

Хохлому хоть и называют деревянным золотом, но непосредственно к нему, как к драгоценному металлу она не имеет никого отношения, при росписи не используется золото. А желтоватый отлив дает специальный лак на основе олифы которым покрывается деревянная посуда. Хохлому прозвали деревянным золотом по той причине, что при росписи золотой цвет краски используется гораздо чаще остальных.

Деревянное золото ценят за неописуемую красоту, но также её ценят за долговечное лаковые покрытие, благодаря ему посудой пользуются долгое время в быту, и она не теряет свой привлекательный внешний вид.

Хохломская роспись популярна не только на родине, но и за рубежом. Иностранцы в обязательном порядке увозят ложки, тарелки бокалы с этой знаменитой росписью, иногда можно встретить хохлому в качестве декорирования одежды, дома и даже различных чехлов для смартфонов. Роспись стала неотъемлемой частью русской культуры.

2, 3, 5, 6 класс

    За все время существования человечество создало множество памятников и достопримечательностей. По сей день современные люди находят памятники исторического значения, хранящиеся глубоко под слоем

  • Южная Америка - сообщение доклад (2, 5, 7 класс)

    На планете располагаются два материка Америки. Северная и Южная. Если Северной Америке уделяется большое внимание, благодаря мировым державам, находящимся на этом материке, то на Южной Америке находится большое количество стран

  • Ценность образования подчеркивается нами с самого раннего возраста - начиная с того, что наши учителя подталкивают нас к достижению более высоких оценок, до желания наших родителей продолжать обучение в колледже.

    Ростов Великий – это один из самых примечательных городов в нашей стране. Он входит в состав Золотого кольца России и считается старейшим из всех городов, входящих в этот состав.

  • Доклад Гриб рыжик сообщение

    Среди грибов встречаются разные экземпляры: съедобные и ядовитые, пластинчатые и трубчатые. Некоторые грибы растут повсеместно с мая по октябрь, другие редкие и считаются деликатесом. К последним относится гриб рыжик.

Выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:

1 версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

2 версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д.Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д.Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски . Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

Первая версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Вторая версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества.
В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».



Отличительна черта росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.
Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.

Сейчас в городе Семенове работает художественное училилище, готовящее мастеров хохломской росписи.
















Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле - хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще - отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись - уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!


Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа - Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.


При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время - алюминия) , но результат тот же - изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!


Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» - самая простая из хохломской:




А это роспись «под листок», «под ягодку»:
Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:
Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» - причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:
Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.
Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами - ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.И, вот такой шедевр современной хохломы






В XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение.
С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы.
Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени.
Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши.
Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».
Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.
Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись».
Изделия с хохломской росписью - это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом.
Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России.
Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий.
В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения - это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники , вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель.
Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи.
А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи.
В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий
Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области.