Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Краткая биография бунина самое главное. Стихотворение Ивана Бунина "Детство": анализ и история создания

Детство. Отрочество

Родился я 10 октября 1870 года в Воронеже, куда мои родители переселились на время из деревни для воспитания моих старших братьев; но детство (с четырехлетнего возраста) мне пришлось провести в глуши, в одном из небольших родовых поместий (хутор Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губ.) .

Евгений Алексеевич Бунин:

Начну с детства Вани и моей юности.

Хутор наш приходил в упадок, землю большей частью отец сдавал крестьянам, в хозяйстве же оставались две-три коровы и лошадей тоже немного. Себе в посев оставалось очень мало, и все вокруг заросло бурьяном, крапивой, татарками так же, как и сад. Но все это было как-то поэтично: глушь, тишина, только сычи нарушали по ночам эту дремоту, да вблизи, прямо за сараями, была масса перепелов и коростелей. Я любил охотиться за перепелами с сетью и трюкалками подзывать их. Со мной Ваня пристрастился к этой охоте, и мы с ним, половив вечернюю зорю, обыкновенно собирались уходить на утреннюю зорю дальше. Ночи стоят в это время короткие, вот я, бывало, говорю: «Ну я, брат, лягу в амбаре пока поспать, а ты не прозевай, буди меня, карауль зорю». И вот, бывало, стоит прекрасная лунная ночь, и он не спит, бегает вокруг амбаров и не ложится, а как услышит первого перепела, будит меня, и мы с ним отправляемся целиком по ржам, по росе. Еще темно, уж перед утром идем, выслушиваем, где лучший перепел. Так уходим за версту или более и там выберем лучшее место или лучшего перепела, растягиваем сеть, и я предупреждаю Ваню, чтобы сидел смирно, затаив дыхание при их приближении. И он, дрожа от нервности и ожидания, замирает. Случалось даже так, что перепела окружат нас, и до того есть смелые, что иногда вскакивают на ногу и на плечо. Помню, взобрался один смельчак на голову Ване и там орет. Можно представить состояние Вани, - он с замиранием сердца в охотничьем экстазе ждет, пока они соберутся под сеть, и тогда по моему знаку вскакивает, вспугивает их. Они запутываются в сети, и тут уж мы их осторожно, но быстро, чтобы не выпутались сами, извлекаем и кладем в мешок, - тут восторгу уже нет конца. Опять продолжаем ловлю, перетаскивая иногда сеть в другое место. А тут уже заря разгорается, и они с еще большей силой и энергией кричат и перелетают. Но это по большей части скорохваты, а самые бойцы - те более осторожны, выбивают резво, не спеша, раза по три, и отличаются от тех скорохватов выдержкой. Он один иногда выделяется из сотни. Но с таким уже не промахнись: малейшая неправильность - и он сейчас же узнает и не пойдет, а во вторую зорю его уже не приманишь. При удачной охоте Ваня бывал в таком восторге, что подпрыгивая бежал домой. Там сажаем их в клетки. Если пойман ранней весной, то скоро закричит в клетке .

Он, попав на деревенский простор, прежде всего поразился природой, и ему запомнились ‹…› не совсем обычные в младенчестве желания: взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, или просьба к матери, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую он уже запомнил, видя ее из своей кроватки. ‹…›

Маленький Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Но в душе его жила грусть. Услыхав от взрослых фразу: «Ему и горя мало» и поняв ее по-своему, он стал часто задумываться, сидя у окна с ручонкой под подбородком, и однажды, на вопрос, что с ним, - отвечал:

У меня горя мало.

В детстве он картавил, не произносил буквы «р». Он думает, что это было из подражания кому-нибудь, ибо когда брат Евгений накричал на него за это, - ему было уже лет восемь, - он сразу перестал картавить. Но в детстве, выходя из себя, если не исполнялось его желание, он падал на пол и кричал: «Умиаю-ю! умиаю-ю!»

С очень раннего возраста обнаружились в мальчике две противоположные стороны натуры: подвижность, веселость, художественное восприятие жизни, - он рано стал передразнивать, чаще изображая комические черты человека, - и грусть, задумчивость, сильная впечатлительность, страх темноты в комнате, в риге, где, по рассказам няньки, водилась нечистая сила, несмотря на облезлую иконку, висящую в восточном углу. И эта двойственность, с годами изменяясь, до самой смерти оставалась в нем .

Евгений Алексеевич Бунин:

Наш хутор Бутырки, или, как его прозвал отец, - Гуниб ‹…› весь бывал занесен глубокими снегами, которые сравнивали все заносами после недельных метелей. Ни конный, ни пеший не мог туда проникнуть, а если кто и рисковал к нам забрести, то трудно бывало его провести. Часто приходилось посылать работников с лопатами откапывать и прокладывать дорогу, так хутор был занесен - едва виднелись крыши в виде сугробов и макушки деревьев садика. Мы месяцами бывали отрезаны ото всего мира, и если не хватало необходимых запасов, то уже - терпи. Если же кто заезжал к нам, тот переживал с нами эту горькую долю. Да, мало отличалась жизнь наша от жизни самоедов и других северян. Многое я мог бы рассказать про наши семейные длинные вечера, да воздержусь… С каким нетерпением ждал я ранних признаков весны. Часто, бывало, влезаю на чердак, смотрю в слуховое окно и жду - не покажутся ли грачи или ранние весенние птички, или, может быть, овраги уже наполняются полой водой и скоро зашумят по ним с могучим ревом обширные воды. Наш Гуниб бывал в это время окружен водой и становился как бы полуостровом. А Ваня, начитавшись Робинзона Крузо и про индейцев, мастерил себе затейливые дикарские костюмы или доспехи рыцарей вместе со своим преподавателем Н. И. Ромашковым, который у нас проживал. ‹…›

У Вани был свой Пятница, когда он представлял из себя Робинзона. Когда же мы, после смерти бабушки, переехали в Озерки, у нас там был под садом большой пруд, где они с товарищем по целым дням плавали в индейских костюмах на пирогах с шестами, крича: «Кикереки, кикерики, я аллигатор с соседней реки!» - и сражались стрелами .

Лидия Валентиновна Рышкова-Колбасникова:

В детстве Иван Алексеевич и мой брат плавали по пруду на старых воротах, изображая индейцев .

Вера Николаевна Муромцева-Бунина:

С самого детства Ваня стал водиться со сверстниками, сначала с пастушатами, а затем и с ребятишками из Выселок, которые находились в версте от Бутырок. Бывали они и у него в гостях, бывал и он в их избах. С некоторыми из ребят он очень дружил, а одного так полюбил, что требовал, чтобы он оставался у него ночевать, что порой возмущало их строгую, чинную няню. Со всеми он был на равной ноге, и от более сильных ему иногда попадало «под микитки», но он никогда не жаловался дома.

Родители брали Ваню, а потом и сестер, в церковь в селе Рождество, куда ездили на тройке с кучером в цветной рубашке и плисовой поддевке. Бог Саваоф, написанный в куполе, вызывал в нем страх. Несмотря на утомление, он любил церковные службы, нравился ему и почет, которым они в храме пользовались. Священник присылал матери просфору, крестьяне давали им дорогу, когда они немного опаздывали к службе.

Стали брать детей, когда ездили к бабушке, матери Людмилы Александровны, в Озерки, которые находились в нескольких верстах от их хутора. На Ваню произвел впечатление въезд в усадьбу с двумя каменными столбами, поразил дом с необычайно высокой крышей и пленили цветные стекла в окнах гостиной и угловой комнаты. А старую ель перед домом они с сестрой называли «заветной» .

Иван Алексеевич Бунин:

От дворовых и матери я ‹…› много наслушался песен, сказок, преданий, слышал, между прочим, «Аленький цветочек», «О трех старцах», - то, что потом читал у Аксакова, у Толстого. Им же я обязан и первыми познаниями в народном и старинном языке .

Марк Алданов:

Бунин в детстве учился грамоте по русскому переводу «Дон Кихота»…

Как я выучился читать, право, не помню, но правильно учиться я начал только тогда, когда ко мне пригласили гувернера, студента Московского университета некоего ‹…› Ромашкова, человека странного, вспыльчивого, неуживчивого, но очень талантливого - и в живописи, и в музыке, и в литературе. Он владел многими языками - английским, французским, немецким и знал даже восточные, так как воспитывался в Лазаревском институте, много видел на своем веку и, вероятно, его увлекательные рассказы в зимние вечера, когда метели буквально до верхушек заносили вишенник нашего сада на горе, и то, что первыми моими книгами для чтения были «Английские поэты» (изд. Гербеля) и «Одиссея» Гомера, пробудили во мне страсть к стихотворству, плодом чего явилось несколько младенческих виршей .

Евгений Алексеевич Бунин:

Н. И. Ромашков ‹…› был действительно незаменимый человек (конечно, трезвый, если же выпивал, то становился нестерпимым). Он имел неистощимый запас анекдотов и всевозможных рассказов, обладал колоссальной памятью, был человек вообще талантливый. Окончив Лазаревский институт, он затем был, кажется, на юридическом факультете. Не окончил его и в 22 года поступил учителем в гимназии - женскую и мужскую, - но после отставки по случаю пьянства уехал. Он превосходно читал, декламировал, излагал вполне литературно прочитанное, писал стихи, ограничиваясь, однако, только злободневными. Вообще, был он большой комик, умел рассказывать и строил при этом такие уморительные рожи, что все окружающие помирали со смеху. Играл на скрипке и гитаре довольно сносно. Когда же появлялся на столе черфь-ерыч (так он прозвал могарыч), то первое время бывал очень весел и принимался плясать. Однако этот черфь-ерыч быстро на него действовал, и тут уж он начинал ко многим придираться, обыкновенно сучил кулаки и говаривал: «А я вот тебя сейчас в данлевизаж и на манную кашу отсажу», то есть в морду даст и выбьет все зубы .

Иван Алексеевич Бунин:

Повышенная впечатлительность, унаследованная мной не только от отца, от матери, но и от дедов, прадедов, тех весьма и весьма своеобразных людей, из которых когда-то состояло русское просвещенное общество, была у меня от рожденья. ‹Он› чрезвычайно помог ее развитию. ‹…› Та противоположность чувств и представлений, которую он поселял во мне, проистекала из того, что для своих рассказов он чаще всего избирал, совсем не считаясь с моим возрастом, все, кажется, наиболее горькое и едкое из пережитого им, свидетельствующее о людской низости и жестокости, а для чтения - что-нибудь героическое, возвышенное, говорящее о прекрасных и благородных страстях человеческой души, и я, слушая его, то горел от негодования к людям и от мучительной нежности к нему самому, столько от них страдавшему, то млел, замирал от радостных волнений .

Вера Николаевна Муромцева-Бунина:

В детстве он впервые ощутил смерть: деревенский мальчишка из пастушат сорвался вместе с лошадью в Провал, находившийся в поле за усадьбой, нечто вроде воронки с илистым дном, покрытой бурьяном и зарослями.

Вся усадьба кинулась спасать, но и пастушонок, и лошадь погибли. Слова: «мертвое тело», сказанные при Ване, ужаснули его. Он долго жил под впечатлением этой смерти. Часто смотрел на звезды и все думал: «На какой душа Сеньки?»

Иван Алексеевич Бунин. В передаче В. Н. Муромцевой-Буниной:

Я был в детстве и отрочестве правдив необыкновенно. Как вдруг случилось со мной что-то непостижимое: будучи лет восьми, я вдруг предался ни с того ни с сего страшной бесцельной лживости; ворвусь, например, из сада или со двора в дом, крича благим матом, что на гумне у нас горит рига или что бешеный волк примчался с поля и вскочил в открытое окно людской кухни, - и уже душой всей веря и в пожар, и в волка. И длилось это с год, и кончилось столь же внезапно, как и началось. А возвратилось, - точнее говоря, начало возвращаться, - в форме той сюжетной «лжи», которая и есть словесное творчество, художественная литература, ставшая моей второй натурой с той ранней поры, когда я начал писать как-то совершенно само собой, став на всю жизнь только писателем .

Вера Николаевна Муромцева-Бунина:

В конце Святок (1878 г. - Сост.) заболела младшая девочка, очень веселая, синеглазая, на крепких ножках, любимица всего дома.

Гости быстро разъехались, и наступили тяжелые дни, полные тревоги, подавленности и беспомощности. Что была за болезнь? Неизвестно. Все произошло в несколько недель. Приезжал из Предтечева фельдшер, который ничего не понял, и в начале февраля девочки не стало.

Исчезновение из жизни любимой сестренки Саши поразило мальчика так, что он на всю жизнь был потрясен, и никогда уже не проходило у него жуткое изумление перед смертью. ‹…› Тяжкое впечатление оставило и то, что нянька накинула черную материю на зеркало в комнате, где он спал…

Вот как он сам записал об этом:

«В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7–8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапного совершившегося великого, непостижимого события».

Вскоре после смерти Саши кто-то из Ельца привез копеечные книжки «Жития святых», и мальчик набросился на это чтение, стал много молиться, держать посты, даже сплел из веревок нечто похожее на «власяницу» и носил ее под рубашкой. И все бегал к сапожнику, ездившему за товаром в город, давал ему медяки, прося покупать для него все новые и новые книжки о святых. ‹…›

В отрочестве у Вани было еще одно событие, поразившее, даже потрясшее его.

Однажды, выйдя во двор, он увидал грача с подбитым крылом, который ковылял по земле. Неожиданно для самого себя он кинулся в кабинет, схватил со стены кинжал, который восхищал его с детства, и, поймав несчастную птицу, стал колоть ее, она, - как рассказывал он, - сильно защищалась, исцарапала ему руку, но он все же с каким-то упоением прикончил ее, вонзив кинжал в самое сердце… И долго его мучило это убийство, и он втайне ото всех молился, чтобы Бог простил ему это преступление .

Иван Алексеевич Бунин:

Из моих детских воспоминаний: в снежные глухие сумерки под Рождество горят в деревне, на снегу, возле изб костры.

Спросил бабу на пороге: зачем это?

А затем, барчук, чтобы покойники погрелись.

Да ведь они на кладбище.

Мало ли что! все ночью, каждый к своей избе, придут погреться. Им под Рождество это всегда дозволяется .

Из книги Кольцов автора Скатов Николай Николаевич

Детство, отрочество, юность «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильева Чеботарева». Такая запись появилась в октябре 1809 года в

Из книги Единственный мужчина автора Ашкинази Леонид Александрович

Детство и политическое отрочество "Бедность, холод, голод и страх" - этими словами Голда Меир характеризует воспоминания о своем детстве. Она родилась в Киеве, и ее первое воспоминание связано с ожиданием погрома. Его не произошло, но посмотрите, как неожиданно - и,

Из книги Конфуций автора Малявин Владимир Вячеславович

Детство и отрочество Ясно, что рассказы о разных чудесах, которыми ознаменовалось рождение будущего Учителя Куна, – дань позднейших поколений его славе и авторитету. Но есть все основания полагать, что появление на свет маленького Цю из рода Кунов не прошло незамеченным

Из книги Мятеж автора Сысоев Александр Александрович

Детство и отрочество Родился я в 1961 году в Москве в Кунцево вторым ребенком. Мой отец после возвращения с войны окончил с красным дипломом юридический факультет МГУ и работал судьёй в Киевском народном суде города Москвы. Образование своё он на этом не закончил и

Из книги Гемфри Деви автора Могилевский Борис

Детство и отрочество Английское графство Корнуэльс издавна славится горными богатствами. Огромные залежи меди, свинца и олова еще в XVII веке привлекли сюда толпу предприимчивых дельцов. С тех пор не одну тысячу тонн цветных металлов добыли жилистые руки корнуэльских

Из книги Бейкер-стрит на Петроградской автора Масленников Игорь Федорович

ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО Моя старшая сестра. - Это стучит твоё сердце. - У Меркурьевых на Чайковского, 33, и у Глеба Семёнова в Аничковом дворце. - Челябинская баранка и кулёк сахарного песку. - Я читаю Диккенса. - Яшку Кипринского переплюнуть трудно.…Лев Толстой писал, что

Из книги Явка с повинной. Байки от Вовчика автора Быстряков Владимир Юрьевич

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ Нахаленок. Родовые корни. Необычные учителя. Москва: лечение и учение. Гражданская война - зарубки на память. Продинспектор - опасная работа. Маруся-Марусенок, атаманова дочь.

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

Детство и отрочество По праву в списке родителей Александра надо было первой поставить не маму с папой, а бабушку, императрицу Екатерину II Великую. Она была в восторге от рождения внука, права династии в империи закреплены, и в ту же ночь, как он только появился на свет,

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Детство и отрочество Михаил Михайлович Андреев-Туркин. По воспоминаниям родных и близких:В маленьком флигеле из земляного кирпича (самана), обмазанном глиной, состоящем из трех комнаток, площадью всего в двадцать три кв. метра, - 17 января 1860 года родился Антон Павлович

Из книги Ахматова без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Детство и отрочество Анна Андреевна Ахматова:Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии - 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя

Из книги Николай Алексеевич Островский автора Трегуб Семён Адольфович

Из книги Лермонтов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ Бывают в жизни подвиги и бывает жизнь-подвиг.«…Жизнь измеряется не только в длину, - говорил М. И. Калинин. - Есть люди, которые жили 24 года и были старики, которые живали по сто лет, и проходило время, этих стариков все забывали. А 24-летние люди,

Из книги Бунин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Детство и отрочество Михаил Юрьевич Лермонтов:Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать.Павел Александрович

Из книги Джуна. Одиночество солнца автора Савицкая Светлана

Детство. Отрочество Иван Алексеевич Бунин. Из письма к А. Коринфскому. 18 ноября 1895 г.:Родился я 10 октября 1870 года в Воронеже, куда мои родители переселились на время из деревни для воспитания моих старших братьев; но детство (с четырехлетнего возраста) мне пришлось

Из книги автора

Детство и отрочество В моем сердце – не кровь, а боль. … Лица, лица - Как будто «под ноль» Их остригли в ближайшем морге… Где ж вы, юношеские восторги? Джуна Село Урмия Краснодарского края приобрело свое название уже после революции, когда его частично населили

Действие повести передается от лица главного героя – Алеши Пешкова. Он жил в Астрахани, где отцу, мастеру-краснодеревщику, поручили строить триумфальные ворота к приезду царя. Но отец умер от холеры, от горя у матери Варвары начались преждевременные роды. Мальчику запомнился ее крик, растрепанные волосы, оскаленные зубы.

Отца хоронили в дождливый день, в яме сидели лягушки, и мальчика потрясло, что их закопали вместе с гробом. Но плакать ему не хотелось, ведь плакал он редко и только от обиды: отец смеялся над слезами, а мать запрещала плакать.

В Астрахань приехала бабушка героя, Акулина Ивановна Каширина, она забрала их в Нижний Новгород. По дороге новорожденный Максим умер, его схоронили в Саратове. Алеша во время стоянки чуть не потерялся, но матрос его узнал и вернул в каюту.

Все матросы узнали семью благодаря бабушке, которую они угощали водкой, а Алешу арбузами. Бабушка рассказывала диковинные истории, и мальчику казалось, что она вся светилась изнутри. Несмотря на полноту, она двигалась легко и ловко, как кошка.

В Нижнем их встретила многочисленная семья Кашириных. Больше всех выделялся маленький, сухонький дед Василий Васильевич.

II.

Вся семья жила в огромном доме, но жили недружно. Он чувствовал взаимную вражду между дедом и его сыновьями, Михаилом и Яковом. Нижний этаж занимала красильная мастерская – предмет раздоров. Сыновья хотели получить свою часть наследства и отделиться, но дед противился.

Сами дядья часто дрались, и Алеша стал свидетелем их потасовски. Мальчика это напугало, ведь он вырос в дружной семье, где его не наказывали, а здесь дед Каширин в субботу провинившихся внуков сек розгами. Алеша случайно испортил парадную скатерть (хотел покрасить) и этой участи тоже не избежал. Он сопротивлялся деду, укусил его, за что тот засек мальчика до полусмерти.

Алеша потом долго болел; дед пришел к нему мириться и рассказал о своей тяжелой молодости. Еще мальчика поразило, что Цыганок, подмастерье, вступился за него и подставил руку, чтобы розги сломались.

III.

Позже Цыганок объяснял Алеше, как вести себя во время порки, чтобы не было больно. Он был подкидышем, его воспитала бабушка, а из ее восемнадцати детей выжили трое. Цыганку было 17 лет, но он был наивен, как ребенок: воровал на базаре, чтобы привезти больше продуктов и порадовать деда. А бабушка была уверена, что его когда-нибудь поймают и убьют.

Ее пророчество сбылось: Цыганок погиб. По словам мастера Григория, его уморили дядья. Они из-за него ссорились, ведь каждый хотел, чтобы после раздела наследства Цыганок достался именно ему: из него мог стать отличный мастер.

Иван погиб, когда нес вместе с дядьями тяжелый дубовый крест на могилу жены Якова. Ему достался комель, он споткнулся, а дядья, чтобы их не покалечило, отпустили крест - Ивана придавило насмерть.

IV.

Алеше нравилось смотреть, как молится бабушка. После молитвы она рассказывала диковинные истории: про чертей, про ангелов, рай и бога. Ее лицо молодело, она становилась кроткой, а глаза излучали теплый свет.

Не боясь ни деда, ни людей, ни нечистой силы, бабушка до ужаса боялась черных тараканов и будила ночью Алешу, чтобы он убил очередное насекомое.

Видимо, прогневали бога Каширины: загорелась мастерская, бабушка обожгла руки, но спасла Шарапа, бросившись под ноги вздыбившегося коня. В начале пожара от испуга раньше срока начала рожать тетка Наталья и умерла в родах.

V.

К весне дядья разделились: Яков остался в городе, а Михаил обосновался за рекой. Дед купил другой дом и стал сдавать комнаты. Сам поселился в подвале, а Алеша с бабушкой на чердаке. Бабушка хорошо разбиралась в травах, многих лечила и давала советы по хозяйству.

В свое время ее всему научила мать, которая осталась калекой, когда, обиженная барином, выбросилась из окна. Она была кружевницей и всему научила свою дочь Акулину. Та выросла, стала мастерицей, и о ней узнал весь город. Тогда ее и выдали замуж за Василия Каширина, водолива.

Дед болел и от скуки начал учить Алешу азбуке. Мальчик оказался способным. Ему нравилось слушать рассказы деда о детстве: о войне, о пленных французах. Правда, тот ничего не рассказывал о родителях Алеши и считал, что все дети у него вышли неудачные. Обвинял во всем бабушку, даже как-то ударил ее за это.

VI.

Однажды в дом ворвался Яков с сообщением, что сюда идет Михаил убить деда и забрать себе Варварино приданое. Бабушка отправила Алешу наверх - предупредить, когда придет Михаил. Дед его прогнал, а бабушка плакала и молилась, чтобы господь вразумил ее детей.

С тех пор дядя Михаил пьяный являлся каждое воскресенье и учинял скандалы на забаву мальчишкам всей улицы. Он держал в осаде дом всю ночь. Как-то запустив кирпичом в окно, чуть не попал в деда. А один раз Михаил выбил маленькое окошко колом и сломал бабушке руку, которую она высунула, чтобы отогнать его. Дед рассвирепел, окатил Мишку водой, связал и уложил в бане. Когда к бабушке пришла костоправка, Алеша принял ее за смерть и хотел прогнать.

VII.

Алеша давно заметил, что у бабушки и деда разные боги. Бабушка возносила хвалы богу, и он был с ней все время. Было ясно, что ему подчиняется все на земле, а он ко всем одинаково добр. Когда кабатчица поссорилась с дедом и обругала бабушку, Алеша ей отомстил, заперев в подвале. Но бабушка рассердилась и отшлепала внука, объяснив, что не всегда вина видна даже богу.

Дед молился как еврей. Бог деда был жесток, но помогал ему. Когда дед занимался ростовщичеством, к ним пришли с обыском, но благодаря молитве деда, все обошлось.
Зато дед очень обидел мастера Григория: когда тот ослеп, выгнал на улицу, и ему пришлось просить милостыню. Бабушка всегда ему подавала и говорила Алеше: бог накажет деда. Действительно, в старости дед, разорившись и оставшись один, тоже вынужден будет попрошайничать.

VIII.

Вскоре дед продал дом кабатчику и купил другой, с садом. Стали брать квартирантов. Среди всех выделялся нахлебник Хорошее Дело. Его так прозвали, потому что он всегда так говорил.

Алеша наблюдал за тем, как тот в своей комнате плавил свинец, что-то взвешивал на весах, обжигал пальцы. Мальчику было интересно - он познакомился с постояльцем и подружился. Он стал приходить к нему каждый день, хотя дед и колотил Алешу за каждое посещение нахлебника.

Этого человека не любили в доме за странное поведение, считали колдуном, чернокнижником, а дед боялся, что он сожжёт дом. Через некоторое время его все-таки выжили, и он уехал.

IX.

После Алеша подружился с извозчиком Петром. Но однажды Алешины братья подбили его плюнуть на лысину барину. Дед, узнав об этом, выпорол внука. Когда тот, мучимый стыдом, лежал на полатях, Петр похвалил, и Алеша начал его избегать.

Позже увидел за забором трех мальчиков и подружился с ними, но его прогнал полковник, которого Алеша обозвал «старым чертом». Дед его побил за это и запретил общаться с «барчуками». Петр увидел Алешу с ребятами и нажаловался деду. С тех пор у них началась война: Петр выпускал наловленных Алешей птиц, а тот портил ему обувь.
Петр жил в каморке над конюшней, но как-то раз его нашли мертвым в саду. Оказалось, что вместе с подельником он грабил церкви.

X.

Мать Алеши жила далеко, и он почти не вспоминал о ней. Однажды она вернулась и начала учить сына грамматике и арифметике. Дед пытался принудить ее снова выйти замуж. Бабушка все время заступалась за дочь, отчего дед даже избил ее. Алеша отомстил, изрезав его любимые святцы.

У соседей часто устраивали «вечера», и дед тоже решил устроить вечер в своем доме. Он нашел жениха – кривого и старого часовщика. Но молодая и красивая мать ему отказала.

XI.

После ссоры с отцом Варвара сделалась хозяйкой в доме, а он притих. У него в сундуках было много всякого добра. Он разрешил своей дочери все это надевать, ведь она была красива. К ней часто ходили гости, в том числе братья Максимовы.
После Святок Алеша заболел оспой. Его лечила бабушка и рассказывала ему об отце: как познакомились с матерью, поженились против воли отца и уехали в Астрахань.

ХII.

Мать вышла замуж за Евгения Максимова и уехала. Дед продал дом и заявил бабушке, что каждый будет кормиться сам. Вскоре вернулась беременная мать с новым мужем, так как их дом сгорел, но все понимали, что Евгений все проиграл. Бабушка стала жить с молодыми в Сормове.
Родился больной ребенок и через некоторое время умер. Сам Алеша стал учиться в школе, но у него не складывались отношения ни с учениками, ни с учителями. Отчим завел любовницу и бил снова беременную мать, а Алеша его однажды чуть не зарезал.

XIII.

После отъезда матери Алеша с бабушкой снова стали жить у деда. Он считал их нахлебниками, и бабушке пришлось плести кружева, а Алеша с другими мальчиками из бедных семей собирал старье и воровал дрова. При этом он успешно перешел в 3 класс и получил похвальный лист.
Приехала больная мать с маленьким золотушным сыном Николаем. Дед его кормил мало, а сама мать все время молча лежала. Алеша понимал, что она умирает. Вскоре она действительно умерла, а дедушка отправил Алешу «в люди» - зарабатывать себе на жизнь.

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким , Толстым , Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник» .

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Алексеевича –

Выдающийся российский классик И. А. Бунин внёс большой вклад сразу в несколько направлений российской литературы. Его проза и стихи до сих пор пользуются большой популярностью у читателей разных возрастов. Книги этого писателя можно встретить практически в каждом доме, а в школьную программу обязательно входит изучение его произведений. Если попытаться вспомнить, какое количество произведений написано этим автором, то список получится достаточно длинным.

Детство писателя

Ивану Алексеевичу было суждено родиться в семье обедневших дворян в Воронеже 22 октября 1870 года. Отцом Бунина является отставной офицер Алексей Николаевич Бунин, а его матерью - Людмила Алесандровна. Детство юного Ивана прошло в Орловской губернии, куда его семья переехала практически сразу после рождения мальчика.

Именно там, среди природной красоты имения, в котором поселилась семья Буниных, у Ивана начал проявляться первый талант и стремление к сочинительству. Окружающие мальчика дворовые люди и его родители знали много старинных преданий, сказок и песен, которые впечатлительный ребёнок очень любил не только слушать, но и обыгрывать в лицах, развивая в себе незаурядные артистические способности.

Когда Ване исполнилось одиннадцать лет, его родители решили отдать мальчика в ближайшую гимназию, чтобы он мог получить образование. Но денег в семье было мало и, проучившись в гимназии пять лет, юный Иван вынужден был оставить её, перейдя на домашнее обучение. Далее получать необходимые знания юному Ивану помогал его старший брат Юлий, который, в свою очередь, был одним из первых студентов университета. Брат был достаточно строгим, мог и цакнуть на юного Ваню, если тот слишком уж расшалится или разбалуется.

Семья и круг общения

За всю жизнь писатель дважды вступал в брак:

  1. В 1898 его избранницей становится Анна Цакни, но брак был весьма недолгим, и после смерти единственного сына в пятилетнем возрасте семья распалась.
  2. Второй супругой писателя становится Вера Муромцева, которая и оставалась его верной спутницей и музой до конца дней.

Круг общения Бунина также был весьма разнообразен и полон интересных выдающихся людей. Длительное время Иван Алексеевич вёл переписку с Антоном Павловичем Чеховым , а в 1895 году они смогли познакомиться лично. Кроме того, писатель много общался и переписывался с Бальмонтом, Брюсовым и Лохвицкой.

Публикации и творчество

Стихами юный Бунин начал увлекаться достаточно рано. В 1888 году был выпущен первый сборник стихов юного семнадцатилетнего Ивана Алексеевича.

Через год юноша переезжает в Орёл, где его принимают на должность корректора в местную газету. А через непродолжительное время поэтические произведения Бунина вновь были опубликованы в сборнике «Стихотворения». Стихи юного Ивана Алексеевича так понравились читателю, что их автор приобрёл достаточно широкую известность, а сами произведения вошли в состав сборников «Листопад» и «Под открытым небом».

Помимо сочинительства стихотворений, Бунин также был весьма хорошим переводчиком. Удачный перевод поэмы американского поэта Лонгфелло «Песнь о Гавайате», написанной в жанре романтизма, также был сперва опубликован самостоятельно, а позже этот стих вошёл в состав сборника «Листопад».

Замечательная проза, написанная писателем на протяжении всей жизни как в России, так и в эмиграции, принесла Бунину не только заслуженное признание, но и две Пушкинских премии, учреждённых Петербуржской академией наук. А в 1909 году за большие творческие заслуги Академия приняла Бунина в состав почётных академиков.

Творчество Ивана Алексеевича в литературном жанре писателя-прозаика началось с небольших зарисовок из жизни и коротких рассказов. Со временем произведения становятся все более масштабными и наполненными глубоким смыслом.

В своём творчестве автор умел подчеркнуть самобытность России, её традиций и устоев, сформированных веками. Автор умел точно, до самых мелочей, описать портрет и характер каждого из героев, сделав его уникальным и действительно живым.

Если описывать по годам творчество Бунина, хронологическая таблица будет выглядеть следующим образом:

  1. Детские годы
  2. Юношество и период романтизма, лирические стихи.
  3. Период прозы. Первые большие и серьёзные произведения Бунина как писателя.
  4. Иммиграция. Новый виток в творчестве Ивана Алексеевича.

Бунин: краткая биография




Эмиграционный период

Как тонкая личность, писатель не мог не предчувствовать изменений, которые должны были произойти в России. Поэтому испытывающий бесконечную любовь к своей родине он покидает страну.

Дальнейшая жизнь Ивана Алексеевича представляла собой длительную череду переездов и путешествий. За время эмиграции в поиске новых впечатлений и тем писатель объездил множество стран и континентов. И везде, где бы ни был Иван Алексеевич, он находил время для творчества. Путешествия и стали той новой неиссякаемой жилой, которая давала писателю идеи для новых интересных очерков и рассказов.

Некоторые из произведений Бунина, написанных в эмиграции, носят достаточно личный характер, где он фактически делится с читателем частью своей автобиографии. При этом во многих произведениях начинают преобладать ноты трагизма, и они несут в себе некий похоронный дух и ощущение неминуемой смерти.

В 1933 году мировое сообщество оценило деятельность Бунина Нобелевской премией.

Писатель смог прожить достаточно долгую и интересную жизнь, но в Россию он не вернулся - умер во Франции. Официально датой его смерти является 8 ноября 1953 года. И по настоящее время на его могиле в Париже можно увидеть живые цветы от поклонников этого поистине великого русского классика.

Доклад 7 класс.

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года (ір октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины принадлежали к знат­ному роду, среди их предков - В.А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина. В Воронеже Бунины появились за три года до рождения Вани, для обучения старших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был на редкость способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, вернее, совсем не учился, рано бросил гимназию; он был одаренным художником, но в те годы живописью не ин­тересовался, больше гонял голубей. Что же касается младше­го, то мать его, Людмила Александровна, всегда говорила, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный», «ни у кого нет такой души, как у него». Вот как писал И. Бунин много позже в од­ном из своих стихотворений:

«Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, Любовь и радость бытия».

В 1874 году Бунины решили перебраться из города в де­ревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи. Детские годы прошли именно в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, сре­ди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой ти­шине» под присмотром учителя и воспитателя, «престранного человека», увлекшего своего ученика живописью, от которой у того «было довольно долгое помешательство», в остальном мало что давшего. В эту весну Юлий окончил курс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, что­бы поступить на математический факультет университета. В деревне от матери и дворовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как пи­сал Бунин, - связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугри­стые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещест­венного, из чего создан мир», - писал Бунин в автобиографи­ческом романе «Жизнь Арсеньева». Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал, по собственному признанию, «бо­жественное великолепие мира» - главный мотив его творче­ства. Именно в этом возрасте обнаружилось в нем художест­венное восприятие жизни, что, в частности, выражалось в способности изображать людей мимикой и жестами; талант­ливым рассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин на­писал первое стихотворение.

На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала хорошо, все давалось легко; мог с одного про­чтения запомнить стихотворение в целую страницу, если оно его интересовало. Но год от года ученье шло хуже, в третьем классе оставался на второй год. Учителя в большинстве были люди серые и незначительные. В гимназии он писал стихи, подражая Лермонтову, Пушкину. Его не привлекало то, что обычно читают в этом возрасте, а читал, как он говорил, «что попало». Гимназию он не окончил, учился потом самостоя­тельно под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, кандидата университета. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его за­вершается не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окон­чивший университет и отсидевший год в тюрьме по политиче­ским делам, выслан в Озерки и проходит весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал на­чатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.

С осени 1889 года началась его работа в редакции газеты «Орловский вестник», нередко он был фактическим редакто­ром; печатал в ней свои рассказы, стихи, литературно- критические статьи и заметки в постоянном разделе «Литера­тура и печать». Жил он литературным трудом и сильно нуж­дался. Отец разорился, в 1890 году продал имение в Озерках без усадьбы, а лишившись и усадьбы, в 1893 году переехал в Каменку к сестре, мать и Маша - в Васильевское к двоюрод­ной сестре Бунина Софье Николаевне Пушешниковой. Ждать молодому поэту помощи было неоткуда. Многие представля­ют себе Бунина сухим и холодным. В.Н. Муромцева-Бунина говорит: «Правда, иногда он хотел таким казаться, - он ведь был первоклассным актером», но «кто его не знал до конца, тот и представить не может, на какую нежность была способ­на его душа». Он был из тех, кто не перед каждым раскрывал­ся. Он отличался большой странностью своей натуры.

В 1889 году Бунин покидает имение и вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (ра­ботает корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудни­чает в газете). Часто переезжает: живет то в Орле, то в Харь­кове, то в Полтаве, то в Москве. В 1891 году выходит сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Ор- ловщины.

Средняя Россия, в которой прошли детство и юность Бу­нина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которо­го он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обога­щался именно в этих местах.

Вопросы по докладу:

1) В какой части России родился будущий писатель И.А. Бунин?

2) Где прошло детство будущего писателя?

3) Что запомнил И.А. Бунин из своего детства?

4) Какое образование получил И.А. Бунин?

5) Кто оказал сильное влияние на молодого И. Бунина по­сле того, как он оставил Елецкую гимназию, так и недоучив­шись?

6) Почему И.А. Бунин был вынужден рано искать работу?