Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кранахи между ренессансом и маньеризмом очередь. Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром. Выставка «Анатомия кубизма»

Очередная грандиозная выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В Москву привезли картины и гравюры Кранахов, Старшего и Младшего. Привезли из Будапешта, Берлина, Мадрида, Праги, Петербурга, Нижнего Новгорода и германского города Гота. Прежде всего, это, конечно, работы Кранаха Старшего, о котором мы сказали бы, что он - больше, чем художник. Он даже городом Виттенберг управлял, помимо того, что направлял развитие немецкой живописи от Ренессанса к маньеризму, и она, эта живопись, шагнула из одной эпохи в другую. Он и его сын были востребованы всячески и занятие творчеством превратили в настоящее предприятие. Выставка в Музее имени Пушкина даёт чёткое представление о том, что же такого особенного было в этих Кранахах.

Идея одной из картин Лукаса Кранаха Старшего принадлежит Мартину Лютеру. Говоря современным языком, реформатор церкви ее спродюсировал. Тексты из Библии подтверждают замысел - только Хриcтос может спасти грешников от мук ада. Лютер считал, что всякое искусство совершенно бесполезно, если не говорит о величии церкви. Кранах был другом Лютера, спонсировал издание Библии на немецком языке, создавал идейное искусство.

«После Дюрера это самое важное имя немецкой истории, - отмечает директор музея "Замок Фриденштайн в Готе" Мартин Эбурл. - И не только потому, что он был выдающимся мастером, но и потому, что он - художник Реформации. Он работал с образами, с композицией, с красками, чтобы донести новые идеи. Это сопоставимо с тем, какое влияние сегодня имеет интернет».

«Бойся купидонова сладострастия, иначе тобой завладеет Венера», - предостерегает надпись на латыни. Знаменитая «Венера и амур» Лукаса Кранаха Старшего, прекрасная, совершенная. Но, изображая языческий образ, Лукас Кранах Старший остается верным христианином, борцом за реформацию церкви, активистом в пропаганде идей Лютера: искусство должно было служить делу.

Но это не мешало Лукасу Кранаху Старшему брать заказы и у лютеран, и у католиков. Он был эффективным менеджером: владел аптекой, создал преуспевающую мастерскую, не раз избирался бургомистром города. Его фирменный знак - знак качества. Он не означает, что именно этой картины касалась рука самого великого мастера. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» - обычное дело. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Его сын - Лукас Кранах Младший - долгое время копировал работы отца, которые пользовались огромной популярностью, но потом создал свой узнаваемый стиль. Отец и сын - целая эпоха.

«Они определяют очень длинный, очень важный период в истории немецкого искусства и всего европейского. Это Северный Ренессанс и постепенный переход к стилю маньеризм. Хронологически деятельность отца и сына охватывает более полувека в пределах XVI столетия», - отмечает куратор выставки Вадим Садков.

Кранахи работали во многих жанрах, оставили разностороннее наследие. Основа экспозиции - полотна Кранахов из российских музеев и частных коллекций, а также «приглашенные» зарубежные шедевры. Участвуют музеи Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта. Произведения из иностранных коллекций в России впервые. Музей Готы - особый партнер выставки. Картины из этого собрания и фондов Пушкинского музея уже встречались.

«Из этого пространства в 1946 году к нам попали, как следы войны, сорок вещей, которые в музее хранятся, в том числе и вещи Кранаха, привезенные оттуда, из Готы. Шесть произведений Кранахов воссоединились с теми вещами, которые находятся у нас. Это особая история», - рассказывает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Лукас Кранах Старший величайшим мастером стал в ХХ веке. Современность его открыла заново и переосмыслила. Его образы использовали многие художники эпохи модерна, особенно экспрессионисты. В названии выставки заложено движение от Ренессанса к маньеризму. Смену стиля теоретики искусства сопоставляют с изменением картины мира, сдвигом в сознании. А в маньеристской идее, что лучшие образцы уже созданы, многие видят параллели с постмодерном. Так что в XXI веке на полотнах, которым полтысячи лет, появляются новые слои - смысловые.

Лукас Кранах Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония - 1553, Веймар) вернулся в ГМИИ после выставочного вояжа.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение, фрагмент. 1527. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow. Photo by

Кранах был другом и сторонником Лютера в борьбе за Реформацию. Для той эпохи библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы был связан с острейшей религиозной проблемой моральной ответственности человека за свои поступки и грехи. Кранах представляет библейский рай в виде густого леса в Германии. Характерные для его искусства изящные, несколько манерные светлые фигуры красиво выделяются на фоне темной листвы.

3.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее – в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. The Effects of Jealousy (The Silver Age). . Вариант: фотография картины , 14.10.2016

Знакомство Кранаха с гуманистической культурой своего времени открыло путь античным и мифологическим темам в его искусстве, а дружба с Лютером пробудила интерес к дидактике.

Сюжет картины «Плоды ревности», созданной между 1527 и 1535 годами, навеян, вероятно, сочинением древнегреческого поэта Гесиода (между 750 и 650 гг до н.э.) «Труды и Дни», популярным среди гуманистически образованных людей эпохи Возрождения: за счастливым «золотым» веком в истории человечества последовал век «серебряный», когда между людьми стали возникать распри и войны, люди серебряного века впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут.

4.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. ГМИИ. Photo by

Очевидно, сюжет был подсказан художнику его гуманистически образованными друзьями, связанными с Виттенбергским университетом, интересовавшимися морально-этическими проблеми «детства человечества», его первозданной безгрешности. Праведная жизнь и богоугодные дела, как полагали гуманисты, способны после смерти на земле возвратить душу человека в потерянный Прародителями Рай. Возможно, что сюжет также связан с бытовавшими в то время представлениями о легендарной «праистории» Германии, в частности - Саксонии и Тюрингии, описанными в сочинениях римских авторов и средневековых хрониках.

Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

5.

Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Около 1520. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by . Вариант изображения на сайте музея . Эта работа есть на Google Art Project : zoom, 3038 x 4026 , но, кажется, на Google Art она темнее, чем в жизни.

Значительное место в творчестве Кранаха занял образ Богоматери. Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом.

В картине заключены общехристианские символы: виноградная лоза, кисть винограда, струя воды, гора, скалы.

Виноград – «мистическая гроздь» в руке Богоматери, к которой прикасается младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления Первородного греха. Виноградная лоза обозначает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует собой Богоматерь. В левой части – типичный для региона Юго-Восточной Германии гористый ландшафт. Источник-водопад намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе вполне конкретный символический контекст: гора - духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

6.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1520. ГМИИ. Photo by

7.

Лукас Кранах Старший. Голгофа с предстоящими. 1515. Дерево (липа), темпера, масло. 50,5 х 34. Инв. № 1235. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Трофей из Готы. Photo by . Другой вариант: скан из каталога

8.

Лукас Кранах Старший. Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами. 1526 / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Man with Whiskers. 1526. Photo by . Вид без рамы

Кранах был как автором картин на библейские темы, так и выдающимся портретистом. Имя человека, изображенного на этом портрете, до сих пор не установлено; ясно только, что моделью послужило высокопоставленное лицо. Художник умело использует великолепный костюм, чтобы создать декоративное художественное целое.

9.


Фрагмент: дракончик Кранахов. Лукас Кранах Старший. Портрет мужчины с бакенбардами. 1526. ГМИИ. Photo by

10.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Woman. Photo by

Исполненная а те же годы, что и Портрет мужчины с бакенбардами» (1526), картина сильно отличается от наго по художественному решению. Если в мужском портрете яркие полосы костюма выделяются на темном фойе, то в женском выразительный сисуэт выступает на светлом фоне. Кранах передает не только характерную внешность, но и духовный строй моделей – спокойное достоинство мужчины, оттенок иронической отстраненности в улыбке женщины.

11.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. ГМИИ. Photo by

Эти шесть картин Кранаха Старшего находятся в Главном зданим ГМИИ в зале №8 на первом этаже.

Жаль, что в постоянной экспозиции Пушкинского не нашлось места картине с сожжением книг:

12.


Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года (?). Дерево, темпера, масло. 41 х 69 см. Инв. № 968. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Трофей из Готы. В запасниках музея / Lucas Cranach the Elder (?). The Burning of Forbidden Books in Front ofa Prince (The Burning of Arians Books before Emperor Constantine ?). Скан из каталога.


Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. 1532 год. Дерево, темпера, масло. Музей изящных искусств (Будапешт)

В России впервые открылась масштабная выставка, посвященная творчеству знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей его прославленной династии. Более сотни старинных произведений из ведущих музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта и Петербурга привезли в ГМИИ имени А.С. Пушкина, который вместе с немецкими коллегами готовил этот проект в течение нескольких лет.

В блистательной триаде имен выдающихся немецких художников - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший - последнему принадлежит особое место. Лукас среди них был самым предприимчивым и плодовитым. Он основал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его потомкам, создал индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир художественных образов. Главная же заслуга Кранаха в том, что он прошел сложнейший творческий путь от идеалов ренессансного искусства до изящества и замысловатости маньеризма. Созданный им эталон женской красоты вдохновлял Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Эрнста Кирхнера. Настолько близок оказался старинный немецкий мастер авангардным художникам XX века. Более того, западные журналисты по сей день сопоставляют женские образы Кранаха с современными топ-моделями, находя в них общие черты.

Венера и Амур

Огромное полотно "Венера и Амур" (1509 год) занимает на экспозиции центральное место. Это самая значимая работа в раннем творчестве Кранаха. Картина хранится в коллекции Эрмитажа и крайне редко покидает его стены, несмотря на многочисленные просьбы ведущих музеев мира.

Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной, и уже в этом проявил свою тягу к новаторству. Венера Кранаха стала первым женским изображением в стиле ню в искусстве немецкого Ренессанса. До этого так рисовали только Еву.

Прекрасная молодая женщина изображена на черном фоне, и внимание зрителей сразу концентрируется на ее пластичном теле и объемных формах. Наверху картины, как бы невзначай, - золотая надпись на латинском: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера" . Вот так легко и гениально соединил художник искусство итальянского Ренессанса со строгой моралью немецкого гуманизма.

Внимательный зритель заметит на картине маленькую крылатую змейку - фирменный автограф Кранаха, который присутствует на всех его полотнах. Оригинальная подпись не исчезла со смертью художника, став гербом его фамильной мастерской.

Четыре девы-заступницы

К числу лучших произведений Кранаха Старшего искусствоведы относят картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой" (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств Будапешта). На рубеже XIV и XV столетий культ четырех главных дев-заступниц имел большую популярность, и они неоднократно становились героями многих немецких произведений.

Сцена мистического обручения святой Екатерины у Кранаха происходит на фоне скалистого пейзажа, характерного для южной Германии. В центре композиции - маленький Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой Младенец надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой - касается виноградной грозди, символизирующей пролитую на кресте кровь. Сочная палитра красок, идеально красивые женские лица, сложная композиция, необычайная экспрессивность, наполненный символами сюжет - все эти типично "кранаховские" черты как нельзя лучше отразились в данной картине.

Фридрих Мудрый, Мартин Лютер и Сибилла Клевская


Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. Конец 1520-х годов. Холст, темпера, масло. Государственный Эрмитаж
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Открытие выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево,темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Лукас Кранах Старший жил в важную историческую эпоху для Германии, и это не могло не сказаться на его творчестве. Он был придворным художником у Фридриха Мудрого - одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов (князей) Германии, и от бедности, конечно, не страдал. Более того, со временем Кранах был пожалован в дворяне, начал издавать книги, получил привилегию на торговлю лекарствами. Постепенно он стал самым богатым бюргером города Виттенберг и неоднократно избирался его бургомистром.

Высокое социальное положение Кранаха отразилось и на его искусстве. Он достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев огромное число известных современников. Например, художник дружил с Мартином Лютером, и большинство сохранившихся портретов великого реформатора принадлежат именно кисти Кранаха. Часть из них можно увидеть на выставке в ГМИИ.

Работая над индивидуальным и легко узнаваемым стилем, Лукас уделял особое внимание женским портретам. Он создал свой эталон женской красоты - худенькой, вытянутой женской фигуры, со своеобразным овалом лица и несколько раскосыми глазами. Этот стереотип появился благодаря знакомству художника с принцессой Сибиллой Клевской. С тех пор мастер написал огромное число ее портретов, а всех других женщин изображал внешне похожими на нее. Это без труда можно заметить, посетив новую экспозицию.

Кранах-гравёр

Наряду с живописным работами на выставке представлено более 50 гравюр Кранаха Старшего. Среди них - большая композиция "Первый турнир", на которой можно увидеть настоящий калейдоскоп жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю толпу из всадников и пеших, женщин, стариков и детей, музыкантов и представителей знати. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.

До наших дней дошли как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, и этим способом часто пользовался Кранах Старший.

Лукас Кранах Младший

Лукас Кранах Младший (1515-1586 год) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах. После кончины отца он стал главой процветающие семейной мастерской и только тогда окончательно сложился его индивидуальный живописный стиль. На выставке представлено несколько произведений Кранаха Младшего, в том числе "Мадонна и Младенец с гроздью винограда" (около 1537 года, частное собрание) и "Суд Париса" (1540-е годы, Фонд замка Фриденшайн, Гота).

Не просто выставка


Директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле на открытии выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Остается добавить, что выставка получилась крупнейшим проектом не только культурного, но общественно-исторического значения. На ней впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Но это только часть замысла организаторов. Другая и самая важная идея - показать вместе работы Кранахов из Фонда замка Фриденштайн Готы и российских собраний.

Все дело в том, после Второй мировой войны множество произведений из немецких собраний оказались на территории СССР. Так, в 1946 году в Пушкинский музей из Готы поступило около 40 художественных работ, большую часть из них составили картины династии Кранахов. В 1955 году СССР вернул в ГДР значительное количество произведений, однако часть работ старых мастеров, в том числе и Кранахов, все-таки осталась в России. И теперь, впервые за 70 лет, все шедевры Кранахов из прежней (довоенной) коллекции Готы воссоединились на одной экспозиции.

"Мы не забываем те преступления, который были совершены Германией в ходе Второй мировой войны, и особо помним, что благодаря России произведения искусства были спасены от разрушения в 40-е годы, а затем более миллиона работ были возвращены в Германию. Мы очень рады продолжать сотрудничество с Россией", - директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле.

Выставка "Кранахи. Между Ренессансоми маньеризмом" - совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Экспозиция организована при поддержке посольства Германии в РФ.

Что: Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"

Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание, Волхонка, 12)

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей - 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально - он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания - в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль. В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе - имеется в виду сила женской сексуальности. Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.


Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года - именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами - похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» - умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз - совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509

Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов - своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532


Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Забавный результат можно увидеть на выставке - эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений - чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего - то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку - той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём - идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, - такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525

«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520


В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг - сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов - в два раза больше, чем у университетского профессора, - предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Вскоре за труды он получил дворянский титул - невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб - крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.

«Венера и Амур», 1509


На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас - художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).

Работа над полотнами велась конвейерным способом - для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей - и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.

Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина - прелесть, вместе взятые - они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади - настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, - последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга - он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.

«Женский портрет», 1526


И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера - удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком. «В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» - это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа. Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века - Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529


Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. «Грехопадение» - еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.