Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Конспект занятия по изо старшая группа. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Осенний лес

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект непосредственной образовательной деятельности по ИЗО Тема: «Золотая Осень» Образовательная деятельность по теме: «Золотая осень» (для детей старшей группы) Автор-составитель: Черкасская С.Л. воспитатель по ИЗО Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Оборудование и материалы: - белый лист бумаги А2 (для образца), альбомные листы для детей, репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», мольберт, акварельные краски, гуашь, кисти 2,4, 6 (белка), влажные и бумажные салфетки, вода, синтетическая сетка, клей-карандаш, сосновые веточки. Предварительная работа: знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, печать осенних листьев и сосновых веточек, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени), посещение музея изобразительных искусств. Используемая литература: 1.Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. Р.на Д., Елкина Н.В. 1000загадок. Я.,2004.

2 3.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М., Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников М., Копцева Т.А. Природа и художник. М.,2008. Ход деятельности: Дети заходят в групповую комнату, образуют круг. Воспитатель: В любое время года наша природа прекрасна. Но осенью, перед тем как заснуть глубоким сном до весны, она вспыхивает особенно яркими разноцветными красками. Что вы знаете об осени? (Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень бывает ранней, золотой, поздней. Ранняя осень тихая и теплая. Золотая очень нарядная, яркая, пестрая. Поздняя осень серая, дождливая, унылая, хмурая.) Ребята, как вы считаете какая осень сейчас? (ответы детей). Воспитатель: Многие поэты посвящали осени свои произведения. Кто хочет прочитать стихотворение об этом времени года? (Дети по желанию читают стихотворение) А какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?(ответы детей) Воспитатель: Многие композиторы сочиняли замечательную музыку, воспевающую осень. Художники писали чудесные полотна. (Неожиданно раздается стук в дверь). Воспитатель: Кажется у нас гости. Вы кто? Гость: Я, почтальон Печкин принес вам посылку от самой Царицы Осени, распишитесь. Воспитатель: Спасибо. (Почтальон уходит). Что это? (Вос-ль открывает посылку). Как вы думаете? (Это иллюстрация картины.) Вспомните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзажи). А кто пишет картины? (Художники.) Кто знает как зовут художника, написавшего эту картину? (-) Воспитатель: Исаак Ильич Левитан. Ребята, как бы вы назвали эту картину? (высказывания детей) Эту картину И.И. Левитан назвал «Золотая осень». Почему? Как вы думаете? Когда художник изображает на картине золотую осень или солнечный день, какие краски он использует? (Краски теплых тонов: разные оттенки красного, оранжевого и желтого) А если художник хочет изобразить позднюю осень, пасмурный день? (Краски холодных тонов: разные оттенки зеленого и синего) Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Чем? (ответы детей) Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красиво? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками. Воспитатель: А где же хранятся настоящие картины? (В музеях, а также в картинной галерее.) Воспитатель вновь обращает внимание на посылку. Воспитатель: Ребята, в посылке еще что то есть.

3 (Дети достают по одному предмету и называют их). Белый лист, не до конца закрашенный. Странно! Большая кисть, акварельные краски, стакан-непроливайка. Как вы думаете, зачем всё это здесь? Для чего? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, здесь письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Царевна Осень, предлагает вам стать маленькими волшебникамихудожниками. А почему волшебниками? Вы поймете если выполните мое первое задание: Перед вами белые листы. Вам необходимо их затонировать Воспитатель: Ну с этим заданием мы с вами справимся легко и быстро. Кто мне скажет, что значит затонировать лист? (закрасить). Воспитатель: Какой краской из предложенных Царевной Осенью мы будем работать (голубой). Дети занимают свои рабочие места. Воспитатель: Прежде, чем мы приступим к работе нам надо размяться. Разминка:«Ветер и листья» Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал. (Дети бегут вокруг воспитателя на носочках, взмахивая руками. Останавливаются, поочередно загибают пальцы) Вот дубовые, вот кленовые, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист осинки Ветер бросил на тропинку. (Опускают руки, приседают) Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. (Дети бегут вокруг вос-ля на носочках, взмахивая руками. Останавливаются, поочередно загибают пальцы) Вот дубовые, вот кленовые, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист осинки Ветер кружит над тропинкой. (Дети кружатся на месте) К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. (Дети садятся на корточки. Поочередно загибают пальцы) Вот дубовые, вот кленовые, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.

4 И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. Дети занимают свои рабочие места (звучит музыка «Октябрь-Осенняя песнь»п.и. Чайковского) и приступают к работе: большой кистью слева направо быстрыми движениями голубой акварелью тонируют белую бумагу. Во время тонирования на листе проявляется силуэт березы: ствол и ветви. Воспитатель: Что это? (Дерево). А какое дерево, как вы думаете?(береза) Почему вы решили, что это берёза? (ответы детей) Чего не хватает на дереве? (листьев) Какого цвета листья у берёзы осенью? (Желтые) Каким способом, уже вам знакомым, мы можем нарисовать листья березы (примакивание, ватной палочкой, печать мятой бумагой). А что же нам предлагает Царевна Осень (воспитатель читает письмо) Ребята, воспользуйтесь синтетической сеткой, с ее помощью вы нарисуете листья на березе. (Воспитатель достает синтетическую сетку и демонстрируя ее начинает показывать и рассказывать детям правило рисования) Воспитатель: Синтетическую сетку необходимо свернуть в «мешочекузелок», затем набрав небольшое кол-во краски легкими движениями, способом «тычка» рисовать крону дерева. (Во время самостоятельной работы звучит музыка П.И.Чайковского «Ноябрь На тройке» После завершения всеми детьми работы воспитатель предлагает соединить все березы (листы склеить) вместе). Ребята, что у нас получилось? (картина) А как мы ее назовем? (Березовая роща) А почему? (Много берез) Ну вот, ребята, у нас с вами теперь есть своя собственная картина. Но это еще не все, Царевна Осень прислала нам сосновые веточки. Как вы думаете зачем? (ответы детей) А давайте прочитаем дальше письмо и узнаем, что предлагает нам Царевна Осень: С помощью сосновых веток нарисуйте на своих картинах елки. Желаю вам удачи и успешной работы!!! Воспитатель предлагает детям завершить картину нарисовав на ней елки, солнце, улетающих птиц Картина готова. Воспитатель: Ребята, а название картины «Березовая роща», которое мы придумали мне кажется теперь не подходит. Как вы думаете? Почему? Как мы ее назовем? (Ответы детей).

5 Давайте мы ее по почте отправим Царевне Осени пусть полюбуется нашей картиной. (Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин, которому дети отдают свою картину и просят передать ее Царевне Осени) Воспитатель: Что необычного произошло сегодня? Какое время года изобразили в своих рисунках? Какие краски использовали? Какими способами рисовали? (тонирование, тычок, отпечаток) Попробуйте закончить предложение: Сегодня я узнал Мне было интересно Я хочу похвалить (Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин с посылкой от Царевны Осени с угощениями для ребят).


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 62 Конспект НОД для детей старшего возраста «Краски осени» (НТР) Подготовила: воспитатель по изодеятельности Комарова Елена Борисовна

Выполнила: Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 17 с. Озерское» Керечун Ксения Алексеевна Конспект открытого занятия для детей среднего дошкольного возраста «Осень - чудная пора» Цель: Закрепить знания

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад 6» г. Торжок Открытое занятие по художественному творчеству (рисование) на тему: «Осеннее дерево» средняя группа Паршина О.А. Октябрь 2013 г. Программные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей 6» структурное подразделение детский сад «Дельта» Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию

Конспект интегрированного занятия «Разноцветная осень» Провела воспитатель: Слива Н.В. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально коммуникативное, речевое, физическое, художественно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 «Радуга» Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы и инклюзивного образования детей

Интегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень - дивная пора» Составили: Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Конспект занятия: «Листопад». Возрастная группа: 4-5 лет Цель занятия: Закрепить знания детей об осени. Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних

Осенними вечерами рисуем вместе с малышами! Вечер 1. «Веточка дуба» Осень. Ноябрь. Последние осенние денечки, осенние листочки! Ах, как разнообразна осень красками! Вы хотите запечатлеть неповторимую красоту

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Золотая осень» Задачи: 1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит

Художественно-эстетическое развитие. Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Осень». Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Зиновьева Ольга Николаевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородская область КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫХ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куркинская начальная общеобразовательная школа» Сценарий развлечения для дошкольников Подготовила: Климахина Т.В. Воспитатель одо Июль 2015 год Цели:

Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Родионово-Несветайского района «Дом детского творчества» Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности Для детей 5-6 лет «Осень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект занятия по теме: «Волшебный лес» с использованием нетрадиционных

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 53 Колпинского района Санкт-Петербурга Конспект Непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровье сберегающих

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект занятия по лепке «Падают, падают листья в нашем саду листопад» (для детей первой младшей группы) Подготовила: Скозобцева

Конспект открытого урока по ИЗО в 6 классе учитель Пронина Н.Н. «В осеннем лесу, парке.» Цели урока: - обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ООД) по теме «Осень» Возрастная группа: старшая Вид (разновидности) деятельности детей: -двигательная (гимнастика) «ФР» -изобразительная (рисование) «ХЭР»

Воспитатель Зайцева Ирина Валентиновна (I кв. категория) Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Здравствуй, гостья зима» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ. Интеграция образовательных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 365» г.о. Самара) адрес: 443042, Самарская область, г.

МБДОУ «Подпорожский детский сад 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы по художественно-эстетическому

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного типа Конспект НОД «Художественное творчество» (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» Воспитатель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Белая береза под моим окном» Старшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного типа Конспект НОД «Осеннее дерево» (художественно-творческая изобразительная деятельность во второй младшей группе)

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы 3 «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Русская красавица береза» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

Непосредственно образовательная деятельность «Деревья -наши друзья» (Подготовительная группа) Подготовила: воспитатель Е.В. Жабина. Цель: Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа Самара детский сад 309 План конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Колокольчик»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 14 «Центр образования» города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное

МБДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад 2» Мастер- класс «Рисуем осень» Выполнила воспитатель: Кравцова Г.М. Осень - излюбленное время года русских поэтов и художников, воспевших ее красоту

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление детьми описательных

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 26 города Дубны Московской области Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Осенний

Интегрированное занятие по ИЗО деятельности в средней группе детского сада Тема: «Москва осенняя» ГБОУ Школа 1240 Воспитатель Зареченская С.А. 2 Программное содержание Формирование познавательного интереса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

НОД. ТЕМА: «ВЕСНА - КРАСНА». Образовательная область: Художественно эстетическое. Интеграция с другими областями: познание, социальнокоммукативное, развитие речи, физическое развитие. ЦЕЛИ: Развивать художественно

Конспект по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе «Яблоки на тарелочке» Выполнила Иванова Наталья Игоревна Воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад 392 «Яблонька»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 17 Комплексное занятие «Осенняя песня» для детей подготовительной группы Подготовили и провели: Постникова Ирина Евгеньевна музыкальный

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 34 «Аленушка» Павлово Посадского муниципального района Московской области Конспект непосредственно образовательной

ГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «И снова осень к нам пришла Рисование осеннего дерева» План-конспект открытого занятия в студии «Ботега» 2-й год обучения Составила Хлебникова

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области Конспект мастер-класса по изобразительному искусству Тема: «Пейзаж

Образовательные задачи: 1. Формировать представление о России. 2. Расширить и уточнить представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить знания и представления

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект занятия по рисованию «Звездное небо» (оттиск мятой бумагой) (для детей первой младшей группы) Подготовила: Громова Е.С.,

Конспект организации НОД по рисованию для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Секреты художников (Различные варианты расположения линии горизонта в картине)». Воспитатель высшей квалификационной

Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Конспект ООД «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)

МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема «Хоровод осенних листьев» (нетрадиционное симметричное вырезание в технике «вытынанка») ОО Художественно-эстетическое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 «Светлячок» муниципального образования Староминский район Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Аистёнок» Улица Новикова, дом4,кор.3. / интегрированное занятие в старшей группе «ЗВЁЗДОЧКА»/ Воспитатели:

Тема: «Красный, жёлтый, золотой, как хорош ты лист цветной» Задачи: закрепить знания детей о цвете, величине осен них листьев, уточнить понятия «один-много», «лёг кий-тяжёлый»; закрепить названия деревьев

ГБОУ ООШ 23 города Чапаевска СП «Детский сад» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветное лето». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района г.санкт-петербурга

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск» Выполнила: Педагог дополнительного образования по ИЗО Семёнова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Конспект организованной образовательной деятельности в виде открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: «У Лукоши в лукошке» Автор (ФИО, должность) Любавина Оксана Сергеевна, воспитатель Образовательные области познание, коммуникация, труд,

Конспект НОД по рисованию «Праздничный наряд для мамы» Материал был представлен на конкурс «Ко Дню Матери». Подготовила воспитатель: Петрова Ю.А. Цель: Расширять представления детей о празднике «День матери».

МБДОУ 21 «СВЕТЛЯЧОК» Конспект занятия по изобразительной деятельности младшая группа Тема: «Дерево весной» Выполнила: Тахтарова З.Ю 2017г. Конспект занятия по изобразительной деятельности в младшей группе

Конспект занятия по изобразительной деятельности

для старшей группы по теме: «Осень золотая»

Программные задачи :

    Расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства;

    Учить отражать в рисунке осенние впечатления.

    Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

    Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

    Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

    Закрепить умение смешивать краски для получения третьего цвета (оранжевый, коричневый).

Материал для занятия:

    Альбомный лист, размер А4;

    Набор гуашевых красок;

    Кисти;

    Стакан с водой;

    Салфетка;

    Образцы картин «Осень золотая»; образцы разных способов изображения деревьев;

    Палитра для смешивания красок.

Предварительная работа:

наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:

«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом - парком».

Педагог.

Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети.

- Это листопад.

Педагог.

Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.

Листья опадают осенью со всех деревьев. На следующий год на деревьях появляются новые листики.

Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с клёнов…

Мы с яблонь…

Мы с вязов…

Мы с вишен…

С осинки…

С черёмухи…

С дуба…

С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

Ю. Капотов

Педагог.

Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, но и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Давайте рассмотрим этот рисунок (демонстрация образца 1): что на нем изображено? Какая осень? Какие краски вы видите? Как его можно назвать?

Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..

И. Михайлова

Физкультминутка .

«Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.

Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.

Закружились, полетели Бег в разных направлениях.

И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.

Практическая часть.

Педагог : Итак, сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осенний лес и листопад. В лесу растет много разных деревьев, угадайте, какие (художественное слово).

Если дует ветерок,

Задрожит её листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок …

Дети : Осины

Педагог :

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Дети : Рябина

Педагог :

На дереве этом

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные.

Дети : Дуб, желуди.

Педагог : Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке?

Дети : Клен, береза, липа.

Педагог : Много деревьев вы знаете. Давайте рассмотрим, какими способами можно их изобразить (демонстрация образца 2). Теперь давайте их наконец нарисуем. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.

Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.

Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев (использование образцов педагога).

Педагог : Для создания осеннего пейзажа нам понадобятся разные цвета, вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев? давайте вспомним, как получить коричневый и оранжевый цвета? (смешивание красок на палитре). А теперь подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем лесу, и как они будут расположены на вашем рисунке, каких цветов будут у вас листья, будет ветер или дождь?

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь) и дети начинают рисовать. (Педагог подходит по просьбам детей, помогает смешивать краски, подсказывает в создании композиции)

Педагог : Напоминает ребятам, кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы. (Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.

Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.

Техника рисования тычком и жесткой кистью.

Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.

Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве).

Педагог : Поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью, изображение дождя или солнца и т. д.

По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):

Педагог : А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.

Листик с дерева намажу

Снизу желтенькой я краской.

Сверху я его проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

Итог занятия:

1. Выставка и анализ детских работ

Педагог : Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле?

Дети : Волшебная.

Педагог : Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут, мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).

А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы (исследовательский).













Конспект занятия
по изобразительной деятельной
в старшей группе
на тему:
«Осенний лес»

Цель: учить детей рисовать деревья разные по форме и строению.
Задачи: 1. Учить детей располагать изображения на всём листе, используя разные приёмы рисования (рисовать по мокрому листу, концом кисти, всем ворсом, мазками);
2. Закреплять знания детей о жанре живописи – пейзаже;
3. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: вводная беседа, художественное слово (стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»), рассматривание картин с изображением осенних пейзажей.
Материал к занятию: картины с изображением пейзажей, схемы изображения различных деревьев, альбомные листы, простые карандаши, краски акварельные, кисти, тряпочки, банки с водой.
Предварительная работа: циклические наблюдения заявлениями природы и сезонными изменениями, беседы об осени, составление описательных рассказов об осени по картинкам, знакомство с разнообразными приёмами в рисовании, дидактическая игра «С какого дерева листок?», дидактическая игра «Перспектива»

Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомни, какое время года наступило? (осень)
- А какие признаки осени мы с вами знаем? (дети перечисляют признаки осени).
- Правильно, ребята. Видите, как много вызнаете об осени. Многие писатели, поэты, художники любили это время года и называли осень золотой. Вот послушайте, какие замечательные стихи написал А. Плещеев.
Осень наступила, Вянет и желтеет
Высохли цветы,
· Травка на лугах
И глядят уныло Только зеленеет
Голые кусты Озимь на полях.

Туча небо кроет, Воды зашумели
Солнце не блестит. Быстрого ручья.
Ветер в поле воет Птицы улетели
Дождик моросит. В тёплые края.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а какое настроение навевает это стихотворение и почему? (ответы детей).
- Молодцы, ребята, вы правильно отметили, что перед нами рисуется грустная картина. Но осень может создавать и радостное, праздничное настроение. Посмотрите на эти картины и скажите, что помогло автору создать яркую праздничную атмосферу? (Дети отмечают яркость красок, прозрачность воздуха).
- Вот и сегодня окажемся в осеннем лесу, каждый в своём. Кто-то в грустном, дождливом, кто-то в золотом, радующим глаз. Но прежде давайте вспомним: какие деревья мы можем увидеть в осеннем лесу и как правильно их нарисовать?
Дети отвечают на вопрос, воспитатель для облегчения задачи демонстрирует схемы рисования разных деревьев.
- А сейчас мы немножко отдохнём.

Физкультминутка

Ребята, закройте глаза, представьте осенний лес. Возьмите карандаши или краски и приступайте к работе.
Дети рисуют осенний лес. Воспитатель оказывает помощь. По окончании работы вывешиваются на стенд. Воспитатель вместе с детьми отмечает достоинства и разнообразие рисунков.

Подготовила: Сушко Анастасия Владимировна. педагог МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Петропавловск-Камчатский. 2014г.

Занятие 25 мин, рассчитано на детей 5,5 – 6 лет, обучающихся на отделениях раннего эстетического развития учреждений дополнительного образования. Так же занятие может быть адаптировано для старшей и подготовительной группы детского сада и начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по ИЗО

Тема: «Красавица Осень»

Подготовила: Сушко Анастасия Владимировна. педагог МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Петропавловск-Камчатский. 2014г.

Занятие 25 мин, рассчитано на детей 5,5 – 6 лет, обучающихся на отделениях раннего эстетического развития учреждений дополнительного образования.

Осень - одно из самых ярких живописных времен года. Тема осени как нельзя больше подходит для овладения различными практическими умениями и навыками в работе с красками в дошкольном возрасте. Она помогает раскрыть богатую цветовую палитру, создать яркий эмоциональный фон на занятии.

Тема занятия: «Красавица Осень».

Цель: Создание условий для практического применения учащимися знаний, умений и навыков при изображении осеннего пейзажа и использования различных приёмов работы восковыми мелками и акварельными красками.

Задачи :

Учебные :

· Закрепление навыков рисования деревьев;

· Гармоничное заполнение всей поверхности листа;

· Использование различных приёмов работы кистью;

· Передача настроения цветом.

Воспитательные :

· Воспитание усидчивости, трудолюбия;

· Воспитание любви к родной природе.

Развивающие :

1.Создание творческой эмоциональной атмосферы, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;

2.Развитие наблюдательности; внимательности.

Вид деятельности : Рисование по памяти, представлению.

Тип занятия : занятие по практическому применению знаний, умений и навыков.

Материалы : бумага, восковые мелки черного и коричневого цвета, кисти, баночка для воды, палитра.

Оборудование: репродукции работ художников с изображением осени-2-3репродукции, рисунки детей с осенними пейзажами, сказка об осени.

Практическая деятельность : изображение ствола и ветвей дерева восковыми мелками, рисование листьев акварелью.

Структура занятия :

· Организационный момент – 1минута

· Актуализация знаний – 1 минута

· Беседа – 2 минуты

· Постановка целей занятия – 1 минута

·Показ приемов работы - 1 минута

· Практическая работа - 15 минуты

·. Итог занятия. Выставка своих рисунков – 3 минуты

·. Уборка рабочего места –1 минуты

Ход занятия:

Организационный момент : 1мин Приветствие. Подготовка рабочего места. Проверка готовности.

Актуализация знаний :1мин - связь с предыдущими занятиями (предлагается вспомнить как мы рисовали деревья)

Кто сегодня в парке нашем
Листья красками раскрасил?
И кружит их, с веток сносит?
Это наступила осень!

Мы с вами уже знаем, как рисовать деревья. Они все разные, но у всех деревьев есть ствол. Он более толстый внизу, а ближе к верхушке становится все тоньше. Ствол покрыт корой. Она бывает разного цвета и разных оттенков. Из ствола растут ветки – они тоже разные – толстые и тоненькие, длинные и короткие.

Беседа-сказка.

Ребята, я думаю, что все из вас знают какое сейчас время года?

(-осень).

А я приглашаю вас отправиться в сказку – в сказку вместе с красавицей Осенью.

Сказка «Красавица Осень».

Красавица Осень долго путешествовала по полям и лугам и наконец-то добралась до леса, решив навестить старых друзей.

Сначала она направилась в гости к ёжику Митрофану и не узнала его. Он так подрос за прошедший год. Осень принесла в подарок своему другу грибов и спелых румяных яблок.

От ёжика Осень направилась к белочкам, но по дороге остановилась на лесной поляне. Ей захотелось усыпать землю разноцветным ковром из листьев, чтобы стало красивее.

А вот и белочки! Они так обрадовались Осени, что весело забегали по веткам дуба, собирая жёлуди, чтобы угостить гостью. А Осень подарила им чудесный букет из осенних листьев – желтых, оранжевых, красных.

Осень долго бродила по лесным тропинкам. Она покрывала деревья теплыми красками, укрывала землю ярким покрывалом из листьев. Лес был сказочно прекрасен.

Но нигде Осень не встретила зайца. А она так по нему скучала.

А вот и зайчик! Осень встретила своего старого друга. Они долго играли вместе, пока не наступил вечер. Тогда они попрощались до утра, чтобы утром вновь встретиться и вместе приняться за украшение леса.

Постановка цели занятия : 1мин – Но когда утром Осень встретилась с зайцем, они увидели, что еще так много деревьев в лесу остались без осеннего наряда и подумали - им самим не справиться с украшением леса.

А давайте им поможем и украсим лес осенней листвой? (да, поможем!)

Тогда давайте начнем!

Листья каких цветов бывают на деревьях осенью? (желтые, оранжевые, красные –теплые цвета, зеленые)

· Показ приёмов работы : 1мин - Показать детям, как нарисовать восковым мелком ствол (снизу - толще, кверху – тоньше) и ветки дерева.

· Практическая работа : 7 мин

Дети рисуют ствол дерева и закрашивают его коричневым цветом, добавляя разные оттенки коричневого и черного, стараясь передать фактуру коры, затем рисуют основные ветки и добавляют много аккуратных маленьких тоненьких веточек.

Физкультминутка «Листочки» -1-2 мин

Мы-листочки (стоят на месте, руки вверх)

Мы-листочки

Мы- осенние листочки.(покачивание)

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели.(разбегаются в разные стороны)

Полетали, полетали, (бегают, кружатся)

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- (приседают на корточки)

Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул (вновь разбегаются)

И листочки быстро сдул. (машут руками над головой)

Все листочки полетели (приседают)

И на землю тихо сели.

· Практическая работа: 7 мин

А теперь нам пора подарить нашему дереву осенний наряд. Нарисуем ему осенние листочки акварельными красками. Какие же краски возьмём на палитру?(желтый, оранжевый, красный, зеленый)

- Повторяем приёмы работы кистью :

А) примакивание кисточкой;

Б) примакивание кончиком;

В) смешивание красок на палитре.

Дети красками рисуют листья на дереве.

Помощь по необходимости.

Некоторые листики опадают (листопад) и вы можете нарисовать, как они падают с дерева вниз, к земле, а другие листья уже покрыли землю, словно накрыли ее теплым уютным одеялом, защищая от холодов. .
На палитре осень
смешивала краски:
Жёлтый цвет – для липы,
для рябины – красный.
Охра всех оттенков
для ольхи и ивы –
Все деревья будут
выглядеть красиво
.
(О. Корнеева)

9. Итог занятия .

Просмотр работ. Самооценка.

Выставка -3мин

Вот какие замечательные работы у нас получились, Осень с зайчиком будут очень довольны нашей помощью!


10. Уборка рабочего места - 1мин


Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Вальс осенних листьев».

Автор: Рудометкина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка», город Озерск, Челябинской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Вальс осенних листьев». Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по изобразительной деятельности. Дети на занятии продолжают знакомиться с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Закрепляют знания о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока).
Занятие направленно на воспитание чувства прекрасного и развитие творческих способностей детей.

Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, печать листом от дерева, выдувание трубочкой от сока).
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Развивающие:
Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.
Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Вызвать желание детей сохранять её красоту в картинах.
Материал для занятия: альбомные листы с готовым фоном (выполненным на предыдущем занятии), гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, трубочки от сока, клей, кукурузная крупа.
Репродукции картин И.Левитана, И. Шишкина, А. Васильева, И. Остроухова.
Интеграция разных видов деятельности: экскурсия в лес, рассматривание деревьев; знакомство с репродукциями картин И.Шишкина, И.Левитана,
А. Васильева; чтение стихов русских поэтов; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Деревья» игра-лото.
Словарная работа: золотая, пурпурная, серебряная, теплая, холодная осень, листопад, приметы осени, пейзаж.
Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Ход НОД:
Воспитатель: Сейчас, мы с вами будем собирать листья. Приготовьте руки. Повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец)
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
- Ребята, а где растут эти деревья?
Загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)

- Правильно, в лесу.
Сегодня, мы отправимся с вами в лес.
Полюбуйтесь картинами художников и послушайте стихотворение
Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес»
. Тихо звучит музыка.
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идет лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.
Мы заметим муравейник
И большой замшелый пень;
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Возле пня растет кислица,
В травах ландыши цветут,
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.

Ребята, назовите деревья, которые растут в лесу?
Ответы детей: (Ель, рябина, дуб, береза, клен, сосна, лиственница)
Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.
Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «От какого дерева плоды и листья?»
На доске висят рисунки с разными деревьями. Дети выходят к столу, на котором лежат листья и плоды от разных деревьев. Берут по листу и плоду, подходят и прикрепляют на нужное дерево.
Задаю вопросы:
какое дерево поит нас сладким соком? (береза)
Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)
Как называют плоды дуба? (желуди)
Ягоды какого дерева любят птицы? (рябины)
Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосна).
Кто любит питаться шишками от ели? (белка, медведь, дятел).
Что можно сделать из семян клена? (поделки).
Что можно приготовить из яблок? (варенье, пирог, сок).
Почему яблоки в сказках называют «молодильными»? (они очень полезные, в них много витаминов).
Воспитатель: Посмотрите на дерево и вспомните его строение.
Ребенок выходит к доске называет и показывает части дерева.
Воспитатель: Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж). Какое время года изобразили художники на своих картинах? (осень) Осень очень красивое время года. Назовите месяцы осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Какая бывает осень? (теплая и холодная).
На фоне музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение
В. Авдиенко «Осень»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.

Что рисует художник на пейзажах? (деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома). Верно.
Осень – это точно сказка, не сравнимая ни с чем,
Я желаю эту осень в памяти оставить всем!

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и создать свой осенний пейзаж. Но рисовать дерево мы будем необычным способом. Нам понадобятся краски акварель, кисть, вода и трубочка от сока.
Подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево? (Со ствола)
Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведу прямую линию. Каким цветом будем рисовать дерево? (Коричневым) Получился ствол дерева.
А если – берёзу, (то берем белую краску).
Что еще надо дорисовать, чтобы получилось дерево? (Ветки)
Правильно, ветки. На стволе дерева у меня образовались капельки, эти капельки я буду раздувать при помощи трубочки от сока в желаемом направлении. Вот так (показываю). И на глазах подрастают ветки у дерева.
Ребята, получилось дерево? (Да) Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтый, красный, оранжевый, светло - зеленый).
Давайте, вспомним, чем можно нарисовать листья на дереве? (кисточкой, пальчиком, ватной палочкой).
А ещё сухими листьями и кукурузной крупой, но для этого нам ещё понадобится клей.
Какими красками будем рисовать? Посмотрите, какие стоят на столе? (акварель, гуашь)
Самостоятельная деятельность детей.
Способ изображения листьев дети выбирают сами. Дети рисуют деревья разными способами. Играет мелодия "Времена года" П.И.Чайковского. Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения.
Воспитатель:
Что ещё можно нарисовать возле дерева? (Травку, облака, лужи, улетающих птиц, ёжика). Траву можно тоже нарисовать с помощью трубочки из под сока. Ставим небольшую кляксу кисточкой и раздуваем капельку с помощью трубочки. Вот так.
А ещё, у вас на столах лежат печатки разных форм – дома, маленькие деревья), - ими можно дополнить свой рисунок. Для этого надо раскрасить краской печатку с плоской стороны и отпечатать на рисунок (показ воспитателя).
Какие, замечательные пейзажи у вас получились. Расскажите, кто какое дерево нарисовал? (ответы детей)
Когда работы высохнут, оформим выставку «Вальс осенних листьев».
Спасибо вам за работу.
Я, знаю, что дети выучили стихи про деревья.
И сейчас нам расскажут.

Дуб. И. Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.

Березка А. Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

Рябина. С.А.Васильева
Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный спелый шарик -
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!

Клен
Распускается весной
Клен нарядный – лист резной.
Каждый листик, как звезда,
Клен узнаешь без труда.

Яблоня.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка
.

Елочка О. Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

Вот такие работы получились у детей.