Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Коллекции русского музея. Русский музей: как пройти, цены, экскурсии, залы, картины Какие известные картины находятся в русском музее

Высочайший указ об учреждении в Михайловском дворце Санкт-Петербурга «Русского музея императора Александра III» был подписан 120 лет назад, 13 апреля 1895 года.

В настоящее время Государственный Русский музей является крупнейшим музеем русского искусства в мире. Его коллекция насчитывает 407,5 так называемых единиц хранения. В преддверии памятной даты сайт вспомнил 10 шедевров живописи, которые увидеть можно в Русском музее.

Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880

Берег реки. Линия горизонта бежит вниз. Серебристо-зеленоватый свет луны отражается в воде. «Лунная ночь на Днепре» - одна из самых известных картин Архипа Куинджи.

Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича, который приобрел ее за большие деньги прямо из мастерской художника. С любимой картиной князь не захотел расстаться даже во время кругосветного путешествия. В итоге его прихоть чуть не погубила шедевр Куинджи - из-за морского воздуха изменился состав краски, пейзаж стал темнеть. Но, несмотря на это, картина и по сей день обладает магической притягательностью, заставляя зрителей долго вглядываться в нее.

Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича. Фото: www.russianlook.com

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830—1833

«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!» - так написал об этой картине поэт Евгений Баратынский. А британский писатель Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Полотно размером 465,5×651 см выставлялось в Риме и в Париже. В распоряжении Академии художеств она оказалась благодаря Николаю I. Картину в дар ему преподнес известный меценат Анатолий Демидов, и император решил выставить ее в Академии, где она могла бы служить руководством для начинающих живописцев.

Стоит отметить, что Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины.

Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины. Фото: Commons.wikimedia.org

Илья Репин. «Бурлаки на Волге». 1870-1873

Лето 1870 года, проведенное художником на Волге в 15 верстах от Самары, оказало большое влияние на творчество Ильи Репина. Он начинает работу над полотном, в котором многие потом усмотрели философский смысл, воплощение покорности судьбе и силу простого народа.

Находясь среди бурлаков, Илья Ефимович Репин знакомится с бывшим священником Каниным, с которого он позже создаст много эскизов для картины.

«Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак», - говорил о нем мастер.

"Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза!" Фото: Commons.wikimedia.org

Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-1891

«Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» По легенде так начиналось письмо, которое запорожские казаки написали в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение. Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина.

Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина. Фото: Commons.wikimedia.org

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». 1878

Поэтический дух народных преданий мастерски передан в работе Виктора Васнецова. Впервые полотно было представлено на суд зрителей в 1878 в рамках передвижной выставки.

Над картиной художник работал несколько лет. В первых вариантах богатырь был обращен лицом к зрителю, но позже композиция была изменена. В Русском музее хранится более поздняя версия картины - 1882 года. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее.

Стоит отметить, что сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.

Над картиной художник работал несколько лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Иван Айвазовский. «Девятый вал». 1850

Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I.

Девятый вал, в представлении мореплавателей, является самым сокрушительным. Именно его предстоит пережить героям картины, потерпевшим кораблекрушение.

Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I. Фото: Commons.wikimedia.org

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн вдохновляла многих художников: Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Леона Бакста и Валентина Серова.

Русский живописец, которого считают мастером портрета, увидел ее впервые на парижской сцене. В 1910 году он создает ее портрет.

«Монументальность есть в каждом её движении, просто оживший архаический барельеф», - восхищался ее грацией художник.

Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубенштейн вдохновляла многих художников. Фото: Commons.wikimedia.org

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Посещение Кносского дворца на острове Крит оказало на него большое впечатление. В 1910 году картина, в основу которой легла легенда о похищении Зевсом Европы, дочери финикийского царя Агенора, была закончена.

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано шесть вариантов картины.

Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Фото: Commons.wikimedia.org

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве», - так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.

Работа над картиной велась в квартире живописца. Комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.

Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Мастерская, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Фото: Commons.wikimedia.org

Казимир Малевич. Черный круг. 1923

Одна из самых известных картин основоположника супрематизма - Казимира Малевича - имеет несколько вариантов. Первый из них, созданный в 1915 году, сейчас хранится в частном собрании. Второй - созданный учениками Малевича под его руководством - экспонируется в петербургском Русском музее.

Эксперты отмечают, что «Чёрный круг» для Казимира Малевича был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.


















Описание

Государственный Русский музей – один из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга, коллекция которого насчитывает более 400 тысяч экспонатов. В России это крупнейший музей представляющий коллекцию национального изобразительного искусства.

История создания музея относится к XIX веку. Здание Михайловского дворца, в котором впоследствии и был основан Русский музей, построено по проекту архитектора Карла Росси в 1819-1825 годах, архитектурный облик которого признан выдающимся образцом дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма. Первым хозяином дворца был великий князь Михаила Павловича - четвертый сын императора Павла I.

В Европе XIX века уже существуют общедоступные музеи изобразительного искусства, идея об открытии государственного музея национального искусства обсуждается и среди образованной элиты русского общества.

В 1889 году император Александр III приобретает картину И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» - это событие и связывают с идеей государя, которую он высказал об основании всенародного национального музея.
Осуществил же замысел Александра III, его наследник император Николай II, в 1895 году был учрежден Русский Музей Императора Александра III. В этом же году начинается перестройка залов Михайловского дворца для экспозиций музея, под руководством архитектора В. Ф. Свиньина.

Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» состоялось 7 (19) марта 1898 года.
Коллекция музея была составлена из произведений искусства, переданных из Эрмитажа, Академии художеств, Гатчинского и Царскосельского Александровского дворцов, а также переданных в дар коллекции частных собирателей.

По замыслу экспозиция музея должна была быть представлена тремя отделами:
- мемориальным отделом, посвященным памяти Императора Александра III;
- этнографическим и художественно-промышленным отделом;
- художественным отделом.
Строительство помещения Памятного отдела затянулось и он так и не был открыт.

Коллекция этнографического отдела экспонировалась в Русском музее, но в 1934 году была передана в открывшийся Государственный музей этнографии народов СССР.
Коллекция художественного отдела активно пополнялась и развивалась, в итоге Русский музей стал крупнейшим собранием национального изобразительного искусства.

К 1914 году залы Мехайловского дворца уже не вмещали всю коллекцию Русского музея и в 1914 -1919 годах возводится новое выставочное здание по проекту архитекторов Л.Бенуа и С.Овсянникова, получившее название по фамилии автора – корпус Бенуа.
В залах Государственного Русского музея широко представлено национальное искусство, начиная с Древней Руси и до нашего времени.

Древнерусские иконы из коллекции Русского музея, экспозиция которой начала формироваться еще при основании музея и пополнялась в течении XX века - являются не только памятниками древнерусского искусства, но шедеврами мирового значения.

При формировании коллекции станковой живописи основой послужили лучшие произведения художников XVIII – XIX веков. Это полотна портретной живописи И. Вишнякова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, картины античной тематики Ф. Бруни, Г. Угрюмова, известный на весь мир шедевр К. Брюллова «Последний день Помпеи» и другие его великие полотна, картины непревзойденного мариниста И. Айвазовского и его знаменитый «Девятый вал». Особое место в коллекции Русского музея занимают плотна художников второй половины XIX начала XX веков - А. Иванова, В.Васнецова, К.Маковского, И.Репина, К. Савицкого, В.Поленова, В. Верещагина В. Сурикова, М. Врубеля. Выдающиеся русские пейзажисты широко представлены в музее – всем известные И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи. Особый интерес вызывают произведения художников объединения «Мир искусства» работавших не только в направлении станкового искусства, но и театрального, создавая декорации и театральные костюмы.

В послереволюционный период коллекция Русского музея пополняется за счет национализированных частных коллекций и произведений, созданных художниками «новых течений».

На первом этаже корпуса Бенуа экспонируется большая коллекция произведений советского периода и проводятся тематические выставки.
В наши дни музейное собрание постоянно пополняется не только за счет государственных закупок, но и путем безвозмездной передачи частных коллекций в дар музею.

Сегодня Государственный Русский музей является музейным комплексом и включает в себя Михайлавский, Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, Домик Петра I, садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но все-таки не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея, в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире.

Любитель искусств Александр III

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. А официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.


Александр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г

Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил, и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут-то Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял патриотические настроение и все такое прочее.

Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

Особый статус Русского музея

К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский дворец.

В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены особые правила создания коллекции, например, произведения современных художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей.

Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки вечные - то есть их нельзя было забрать или передать в какое-нибудь другое место.

Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был принадлежать к Императорскому дому.

Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
С миру по нитке - музею коллекция

Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин, которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным пожертвованиям.

Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был зачислен «цвет нации» - самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.

Жизнь музея в XX веке

Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.

В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 30-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 40-х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом.


Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Куда сходить и что посмотреть?

В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть позже - кирпичным чехлом.

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском музее.


Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Лучше один раз увидеть — если запланируете путешествие по Санкт-Петербургу, обязательно посетите Русский музей.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Одним из самых знаменитых собраний российского искусства в мире является Государственный Русский музей. Более того, это собрание - крупнейшее из всех существующих (речь идет о коллекциях произведений именно российских авторов).

Общая территория музея, находящегося в центре северной российской столицы, по-настоящему огромна. Музей состоит из нескольких зданий, которые сами по себе являются памятниками истории и архитектуры, также на музейной территории расположены два сада. Коллекция музея составляет четыреста десять тысяч девятьсот сорок пять единиц хранения : это живопись и графика, нумизматическая экспозиция и скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства и шедевры народного творчества, а также ряд архивных материалов.

Рождение Русского музея

Императорский указ о создании музея был издан в середине 90-х годов XIX столетия . Согласно положению о музее, предметы, вошедшие в его коллекцию, не могли больше передаваться ни в какое иное учреждение, навсегда оставаясь музейной собственностью. Правила отбора единиц хранения были весьма строгими. Особенно эта строгость касалась произведений авторов конца XIX века (то есть, живший и творивших в период открытия музея). Управляющий новым музеем должен был непременно принадлежать к императорской фамилии. Все эти правила подчеркивали особый, исключительно высокий статус музея.

Его официальное открытие состоялось фактически на границе двух столетий (в конце 90-х годов XIX века). Тогда же в музей поступило несколько сотен картин. Императорская Академия художеств передала сто двадцать две картины; из Эрмитажа поступило восемьдесят картин; Зимний дворец и два пригородных дворца передали девяносто пять картин. Также музей получил несколько произведений из частных коллекций; одной из дарительниц стала княгиня Мария Тенишева , передавшая музею великолепные акварели и рисунки. Так было положено начало знаменитому собранию одного из самых известных музеев мира.

История коллекции

Коллекция стремительно росла. Уже через десять лет существования музея она увеличилась в два раза. Произведения приобретались на средства из государственного бюджета, специально выделенные для этой цели. Также музей принимал финансовые пожертвования, которые, согласно императорскому указу, расходовались на пополнение коллекции.

В послереволюционное время собрание музея стало увеличиваться еще быстрее. В него поступало большое количество национализированных произведений искусства . В 20-е годы XX века была открыта новая экспозиция, в которую вошли работы авторов того периода времени.

В середине 20-х годов музейное собрание уже насчитывало три тысячи шестьсот сорок восемь картин . На этом стремительный рост коллекции не закончился: произведения искусства в огромном количестве продолжали поступать в музей. Возникла необходимость расширения экспозиционных площадей, что и было сделано в 30-е годы XX века.

В начале 40-х годов, в военное время, большая часть музейного собрания была эвакуирована в Пермь (тогда этот города носил название Молотов). Было вывезено более семи с половиной тысяч экспонатов, являвшихся наиболее ценной частью музейного собрания. Оставшиеся произведения искусства были тщательно упакованы и размещены в подвальных помещениях здания. Ни один из этих экспонатов не пострадал. Эвакуированные произведения искусства по окончании войны также были благополучно возвращены в музей. В первый же послевоенный год открылось несколько новых экспозиций. С середины 50-х годов XX века пополнение музейного собрания стало проводиться в соответствии с определенным планом, оно лишилось всякой спонтанности и хаотичности, став более целенаправленным.

В начале XXI века территория музея вновь расширилась: ее частью стал Летний сад вместе с находящимися в нем зданиями и мраморными изваяниями (в саду насчитывается более девяноста скульптур).

На что обратить внимание

Из каких же произведений состоит знаменитое музейное собрание, какие шедевры экспонируются в музее? Расскажем о некоторых из них.

В музее можно увидеть великолепные образцы древнерусского искусства . Это иконы, самые древние из которых датируются XII столетием. Все произведения этой коллекции созданы не позднее XV века. В числе их авторов прославленные, даже легендарные иконописцы: Дионисий, Симон (Пимен) Ушаков и, конечно, Андрей Рублев.

Но в собрании музея находятся не только древнерусские образа: экспонируются в его залах и иконы , написанные в более позднее время, и даже произведения иконописцев начала XX столетия. Собрание музея включает в себя около пяти тысяч различных икон.

Но, разумеется, иконами музейная коллекция не исчерпывается. Те, кто интересуется российским искусством конца XVIII века и начала XIX столетия , увидят здесь такую великолепную экспозицию, какой нет, пожалуй, больше ни в одном музее мира. Лучшие произведения прославленных российских живописцев того периода времени украшают стены музейных залов. Если сравнивать различные коллекции музея, то именно эта, безусловно, является наиболее полной и одной из самых интересных.

Те, кто интересуется произведениями второй половины XIX века , также получат от посещения музея огромное удовольствие. Коллекция шедевров этого периода времени по своему богатству несколько уступает той, о котором говорилось в предыдущем абзаце, но все же она тоже великолепна и неизменно производит на посетителей большое впечатление.

Не меньшее восхищение вызывает у горожан и гостей города коллекция советского искусства , также не оставляет посетителей равнодушными и собрание работ конца XIX века и начала XX столетия.

Отдельно нужно сказать несколько слов о произведениях новых, экспериментальных видов искусства , представленных в музее. Для того, чтобы включать их в музейную коллекцию, в 80-е годы XX века был создан специальный отдел, занимающийся современными течениями в искусстве. Сегодня в музейных залах можно увидеть не только шедевры российских классиков, но и множество инсталляций, ассамбляжей и других произведений современного искусства.

Территория музея

Как уж было сказано выше, здания музея сами по себе являются памятниками истории и архитектуры. Расскажем подробнее о некоторых из них:

Одним из зданий, в которых размещена основная экспозиция музея, является Михайловский дворец . Он был построен в середине 20-х годов XIX века. Автор проекта здания - Карл Росси. В середине 90-х годов XIX века дворец передан музею. Примерно тогда же началась перестройка здания. Она была необходима для того, чтобы дворец, ставший одной из экспозиционных площадей, полностью соответствовал своему новому назначению. Общая площадь дворца составляет более двадцати четырех тысяч квадратных метров. В начале XX века к нему был пристроен новый корпус, названный в честь архитектора Леонтия Бенуа (автора проекта).

Еще одно здание, в котором находится часть основной музейной экспозиции, - это Инженерный замок , известный также как Михайловский. Он был выстроен на рубеже XVIII и XIX столетий. Некоторое время являлся резиденцией Павла I; именно в ней император был убит. Позже в здании, несколько переделанном, располагались квартиры, затем здесь открылось училище, готовившее инженеров. В послереволюционное время в замке находились различные организации. Лишь в 90-е годы XX века здание было передано музею. Его общая площадь - около двадцати двух тысяч квадратных метров.

- Мраморный дворец - одно из пяти зданий, в которых размещается наиболее интересная и посещаемая часть музейной экспозиции. Здание было выстроено во второй половине XVIII века. После революции оно было национализировано. Передано музею лишь в 90-е годы XX века. Тогда же во дворце были начаты масштабные реставрационные работы. Общая площадь здания - приблизительно десять с половиной тысяч квадратных метров.