Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Картины поля синьяка. Биография поля синьяка. Картины, написанные в море

Синьяк Поль (Signac Paul) (1863–1935), французский художник-постимпрессионист, представитель направления пуантилизма. Родился Поль Синьяк 11 ноября 1863 года в Париже в состоятельной семье владельца магазина. Систематического художественного образования не получил; работал в основном в Париже. В ранний период творчества Синьяк был близок к импрессионизму ("Две модистки", 1885, частное собрание, Цюрих).

Клиппер, 1887
Частное собрание


Дерево в окрестностях Сен-Тропез
1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Понтон Бейнс Байле, 1885
Частная коллекция

С 1886 под влиянием Жоржа Сера Синьяк примкнул к движению неоимпрессионизма, писал пейзажные виды юга Франции, спокойные по композиции, выдержанные в сдержанной, сбалансированной гамме ("Песчаный берег моря", 1890, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Папский замок в Авиньоне", 1890, Национальный музей современного искусства, Париж). Под влиянием творчества Жоржа Сёра Поль Синьяк с увлечением изучает научные работы Э. Шеврейля, Г.Л.Ф. Гельмгольца и других ученых, посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета.

Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Поль Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета. Вскоре он становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода – дивизионизма, или пуантилизма. Главное место среди пейзажных работ Поля Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.


Папский дворец в Авиньоне
1900, Музей Орсэ, Париж


Деревенские дома в Сент-Бриак
1885, частное собрание

В 1887 году Синьяк побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Жоржа Сёра ("Порт Коллиур", 1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Вид Коллиура", 1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.

Принимая в целом манеру Жоржа Сёра, Поль Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы. Поль Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая ("Линии и паруса", 1896, частное собрание; "Песчаный берег моря", 1890, ГМИИ, Москва; "Лодки на солнце", 1891, частное собрание; "Красный буй", 1895, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Тропез", 1897, Музей Аннонсиад, Сен-Тропез; "Порт Роттердама", 1907, Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; "Марсельский порт", 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Сосна в Сен– Тропезе", 1909, ГМИИ, Москва). Работу в мастерской Поль Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.

Поль Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь ("Тартаны, разукрашенные флагами", 1893, Городской музей Вупперталь; "Папский дворец в Авиньоне", 1900, Музей Орсэ, Париж; "Константинополь. Ени-Джани", 1909, частное собрание, Брюссель). С большой охотой и увлечением Синьяк писал Париж, его мосты, каналы, набережные – вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж). Так, сопоставляя в картине "Сена. Гренелль", 1899, частное собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего.

Портретные работы Поля Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи ("Завтрак", 1886-1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Среди них выделяется "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками" (1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный динамики завихряющихся орнаментальных узоров и свидетельствующий об интересе автора к проблемам монументально-прикладного искусства.

Картина Поля Синьяка "Папский дворец в Авиньоне".
Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне. Сера был против абсолютизации своих идей, однако его ранняя смерть дала возможность Синьяку создать теорию, подробно обосновав использование цвета в неоимпрессионизме. Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета. Скончался Поль Синьяк в Париже 15 августа 1935 года.

СИНЬЯК Поль (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.



Herblay, Sunset, 1889

Термин «неоимпрессионизм» появился после демонстрации на выставке импрессионистов 1885 года работ двух молодых художников: Ж.Сёра и П.Синьяка. Их техника письма настолько отличалась от привычной для импрессионистов, что возникла необходимость выделить это новое направление в живописи и дать ему название.
Данная техника письма состояла в формировании изображения путем нанесения на полотно разноцветных точек. К этому времени физиологами был раскрыт механизм восприятия цветов человеком. На протяжении веков художникам был известен принцип смешения красок определенных цветов, для получения нового цвета. Однако П.Синьяк и Ж.Сера использовали иной принцип формирования необходимых цветов: не путем смешения красок, а не смешанное раздельное точечное нанесение красок разного цвета, чтобы на определенном расстоянии от изображения глаз человека сам формировал новую цветовую гамму. Это специфика живописного письма приводит к неожиданным последствиям: при репродукции этих работ, данный эффект трудно воспроизводим, поскольку требует определенного расстояния от зрителя до изображения.



Кроме того, как показала художественная практика, данная техника позволяет создать новый художественный образ в пейзажной живописи, но дает крайне ограниченный эффект в портретном жанре. Возможно, именно поэтому портрет не считался сильной стороной творчества П.Синьяка



Поль Синьяк.Песчаный берег моря
Первое, что привлекает внимание в "Песчаном берегу моря", это своеобразная живописная манера: вся поверхность полотна, как мозаикой, выложена красочными мазками. Отсюда и название этой живописной техники - "пуантилизм", т.е. живопись точками.



Папский замок в Авиньоне", 1890
Картина Поля Синьяка "Папский дворец в Авиньоне".
Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне, под влиянием которого находился Синьяк в ранний период своего творчества.



П. Синьяк - Нотр-Дам-де-ла-Гард. 1848



П. Синьяк - Маяк в Груа. 1847



П. Синьяк – Залив. 1854


Поль Синьяк. «Женщины у колодца». 1892 г.

Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.


Поль Синьяк. "Красный буй". 1895 г.

П. Синьяк был не только талантливым художником, но и страстным путешественником. Он с большой охотой и азартом принимал участие в парусных гонках и нередко побеждал.



Поль Синьяк. «Регата в Конкарно». 1891 г.

И много путешествовал. Восхитительные виды Венеции, Константинополя, Роттердама не оставались незамеченными для внимательного глаза живописца и были воссозданы на его полотнах. Наблюдая картины приморских городов, постоянное движение волн, покачивающиеся на воде яхты, художник стремился воспроизвести увиденное в своих работах. Быть может, поэтому морские картины Синьяка наполнены движением. Глядя на них, как будто ощущаешь дыхание ветра, видишь, как переливаются солнечные блики на морской глади.



Поль Синьяк. «Порт в Ла-Рошель». 1921 г.

Одним из таких живых, легких полотен стала его картина «Вход в порт Ла-Рошель», которую он написал в 1924 году. На картине изображена яхта, стремительно несущаяся сквозь волны. Никогда душевные переживания не отражались мрачной тенью на произведениях живописца. Созданный на картинах мир оставался наполненным гармонией и светом. Хотя начало XX века принесло с собой немало волнений. Первая мировая война, революция в России – все эти события художник остро переживал, придерживаясь прогрессивных взглядов.

В 1900-е годы художник написал много пейзажей, связанных с его путешествиями в Лондон, Венецию, Голландию, Турцию.



Поль Синьяк. «Венецианская лагуна». 1904 г.



Поль Синьяк. «Большой канал (Венеция)». 1905 г.



Поль Синьяк. «Венеция, утро». 1908 г.

Искусствоведы называют венецианские пейзажи Синьяка "декоративными фантазиями", а в голландских видят особое напряжение трудовой жизни.



Поль Синьяк. «Голландская мельница». 1898 г.

Синьяк интересно работал и в графике. Он был уверен, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая - радости, а нисходящая - печали. С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы.



Поль Синьяк.Порт в Сен-Тропе. 1901г



Поль Синьяк. Форт Сен-Жан в Марселе. 1907.

Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета.



Поль Синьяк. "Порт в Марселе". 1906.

Творчество Синьяка - пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм.
Особое место в наследии Синьяка занимают труды по искусству. Он автор книги «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). Его перу принадлежит монография, посвященная пейзажисту Йонгкинду (1927), а также ряд предисловий к каталогам выставок художников различных направлений.










Поль Синьяк (11 ноября 1863, Париж - 15 августа 1935, Париж) - французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Биография Поля Синьяка

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже, в самой обыкновенной буржуазной семье. Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес» процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).

В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках. Особенно был доволен им учитель литературы. Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет, а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен. К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что ни на есть прогрессивному.

Творчество Синьяка

В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски с работ Дега. Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со словами: «Здесь не копируют!»

Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи. После лицея насущным сделался вопрос - где научиться писать.

В 1882 , в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов, главным образом Моне.

В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата» Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то, чтобы «изготавливать ремесленников». Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов, где продавались их произведения.

В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка и, в сущности, всей французской живописи вообще. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты жюри официального Салона.

В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 он был награждён Орденом Почётного легиона.

Работы художника

  • Les Andelys (1886)
  • Femme lisant (1887), Музей Орсей, Париж. Масло, дерево
  • Château de Comblat (1887), Музей Льежа, Бельгия
  • La bouée rouge (1895) Музей Орсей
  • L’orage, (1895) Musée de l’Annonciade,
  • Le phare d’Antibes, (1909)
  • Capo di noli, Bei Genua (1898)
  • Папский дворец в Авиньоне (1900), Museum D`Orsey, Paris

Библиография

  • Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. Пер. с франц. М., 1913.
  • Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

Отец Поля был владельцем лавки и сумел обеспечить семью так, что нуждаться им не пришлось и после его смерти — он умер, когда сыну исполнилось 17 лет. Учился Поль хорошо, в гуманитарных науках вообще обращал на себя внимание преподавателей особым талантом и мог рассчитывать на доходную профессию. Но окончив колледж Роллен, Поль заявил, что единственный его интерес — живопись. О Школе изящных искусств он даже слышать не желал, академизм ему был чужд. Мать поначалу не одобрила выбор сына, но вскоре стала самой рьяной поклонницей его искусства.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов. Тогда 16-летнего юношу, делавшего наброски с работ Дега, прогнал Гоген, заявивший: «Здесь не копируют!». Поля это ничуть не смутило. В качестве официального обучения он некоторое время посещал мастерскую Эмиля Бина, но отзывался об этом периоде весьма пренебрежительно. А вот визиты на выставки импрессионистов и в лавки маршанов, благосклонных к авангарду, считал делом важным и нужным. А спустя пять лет произошло событие, изменившее ход мировой живописи. Отвергнутые официальным Салоном художники создали свой Салон независимых. В 1908 году Синьяк его возглавит…

Знаменитое письмо Клоду Моне Поль написал в 1885 году. Он признался маэстро в искреннем восхищении и попросил о встрече. Увы, вдохновенный юный художник («Я пришел к нему, как к мессии!», — рассказывал впоследствии Синьяк) совершенно не тронул великого импрессиониста, в характере которого напрочь отсутствовали наставнические черты. Не то чтобы Синьяк ему был как-то особо неприятен, просто Моне всерьез интересовала только его собственная живопись. Поэтому ключевое влияние на становление Синьяка как художника оказали другие знакомства.

Имена Жоржа Сёра и Поля Синьяка чаще всего произносят вместе. Познакомились они в 1884 году, и Сёра сразу же увлек друга своей техникой пуантилизма — это метод написания картины посредством расположенных рядом точек чистых контрастных цветов. Также это направление называли дивизионизмом и неоимпрессионизмом — последний вариант Сёра и Синьяку нравился больше прочих (Синьяк даже написал портрет критика Феликса Фенеона, автора термина «неоимпрессионизм»).

В отличие от общительного последователя, Жорж Сёра был человеком замкнутым и отнюдь не дружелюбным, так что заслуга популяризации пуантилизма принадлежит Полю Синьяку. Вскоре к неоимпрессионизму ненадолго примкнул даже Камиль Писсаро, который, в отличие от увлеченного собственной работой Моне, старался еще и поддерживать молодых художников. У Синьяка с Писсаро сложились особенно теплые отношения, впоследствии Поль даже женился на его дальней родственнице Берте Робле.

Верный друг и почитатель Жоржа Сёра, Поль Синьяк был обезоружен внезапной, преждевременной смертью предводителя неоимпрессионизма. Он сделал очень много для того, чтобы Сёра не забыли — разобрал его работы, устроил несколько ретроспективных выставок, а вскоре написал исследование «От Делакруа к неоимпрессионизму». Впрочем, отдавая дань своему наставнику, сам художник вскоре после смерти Сёра простился с неоимпрессионизмом. «Я всё больше и больше ненавижу мелкую точку и сухость», — пишет он уже через несколько лет.

Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обретет свой стиль. Он чаще всего продолжает следовать теории сочетаний контрастных цветов как способу создания света, но точки ему заменяют мазки. Впрочем, отличие не только в замене точки на мазок. Эмоциональному, чувствительному, легкому Синьяку был чужд научный, рассудочный подход Сёра. Он говорил, что подчиняет краски и линии тому душевному движению, которое хочет передать, а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.

Первую яхту Поль Синьяк купил в 1883 году и назвал ее отнюдь не какой-нибудь «Чайкой» или «Победой». На борту было начертано «Мане — Золя — Вагнер». Поль Синьяк не только в живописи был силен, но также понимал и любил литературу, все же не зря его гуманитарные способности хвалили в юности. Синьяк был дружен со многими писателями, а в его мастерской, куда более комфортной, чем у большинства коллег по кисти — ведь финансовые проблемы ему были неведомы, — собирались поэты, писатели, художники и нередко засиживались до утра.

За свою жизнь Поль Синьяк сменил 32 яхты. Он любил путешествовать, яхты без дела не стояли. Хорошо известны марины Синьяка, написанные не с берега, а с моря. Даже смерть его застала почти в путешествии — на 72-м году жизни практически сразу по возвращении с Корсики.

Постоянный его дом с 1882 года был в райском уголке Сен-Тропе — море Синьяк очень любил и не мог жить вдали от него, в Париже быстро начинал тосковать.

При этом Поль Синьяк активно интересовался общественной жизнью. Он симпатизировал советской власти, считал картины, написанные в духе соцреализма, яркими, радостными и красочными. В 1933 году даже написал предисловие к каталогу выставки советских художников в Париже. Впрочем, увлечение соцреализмом и благосклонность к социализму не отразились на его живописи — картины его оставались всё такими же светлыми, легкими и сияющими, «аполитичными».

Хорошие отношения сложились у Синьяка и с фовистами, особенно с Матиссом и Марке, и с художниками группы Наби. Удивительная особенность — легкий характер художника делала открытым даже его творческий процесс. К нему в мастерскую легко могли в любой момент входить домашние и друзья. Процесс написания картин был для него не мучительным надрывом, как для многих соратников, а радостью и приятным вдохновенным состоянием, которые оказывалось вполне возможно разделить с окружающими.

Не то чтобы склочный характер являлся непременным атрибутом уважающего себя художника, но такая легкость все же явление уникальное. Писатель Вайян-Кутюрье сказал о нем: «Синьяк любил искусство, человечество и море». Пожалуй, это достаточно ёмкая характеристика.

По материалам Алены Эсауловой.

Сен-Тропе обязан своей известностью французскому художнику Полю Синьяку. Поль Синьяк в свою очередь обязан Сен-Тропе самыми плодотворными годами своей творческой жизни. Местные морские пейзажи возвели художника на вершину мировой живописи. Здесь он оттачивал необычную живописную технику пуантилизма. В Сен-Тропе Синьяк написал своеобразный манифест нового направления европейской живописи «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Только посетив Сен-Тропе я осознал, что художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Этот пост о жизни и творчестве великого художника в одном из наиболее престижных мест отдыха в мире.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Houses in the Port Saint Tropez, 1892

Сен-Тропе — город художников

Город Сен-Тропе (Saint Tropez) настолько знаменит, что не нуждается в особом представлении. В массовом сознании уже сложился определенный образ этого элитного курорта и гламурного места: гавань, полная дорогих яхт и изысканных парусников, селебрити, очаровательная набережная, бары, бутики, светская сутолока, шоппинг, кинозвезды, виллы, богема.


Порт Сен-Тропе — вид на набережную. сентябрь 2015

Нужно еще добавить живописные пейзажи, пастельные краски старого города, провансальский колорит, зонтичные сосны, великолепные пляжи, яркое солнце и лазурное море.

До конца XIX века Сен-Тропе было скромным поселением рыболовов и виноделов, хотя историю свою город ведет еще с античных времен. Именем город обязан Святому Тропесу: лодку с телом римского центуриона, казненного в I веке н.э. при императоре Нероне за исповедание христианства, прибило к берегу залива, где он был погребен в специально построенном храме.


Сен-Тропе, вид из городской крепости. Сентябрь 2015

Расположенный на востоке департамента Вар, городок Сен-Тропе в течение всего года находится в исключительных климатических условиях, благодаря чему город окружен великолепными садами, парками и лесами, а улицы украшены множеством зелени и цветов.

Удачное расположение Сен-Тропе сделало город одним из главных портов Франции, однако своей популярностью Сен-Тропе обязан прежде художникам.

В 1892 году Поль Синьяк причалил к берегу Сен-Тропе на своей яхте «Олимпия» и был так очарован городком, что приобрел здесь дом, из которого сделал студию. Позже за ним последовали и другие известные живописцы – Анри Матисс, Андре Дерен, Анри Кросс, Пьер Боннар, Альбер Марке, Крис ван Донген, Шарль Камоэн, Пабло Пикассо.

С их творчеством в Сен-Тропе я познакомился в прекрасном городском музее живописи Аннонсиад, который находится прямо на набережной (очень рекомендую).


Альбер Марке — The Port of Saint Tropez, 1905

Под впечатлением от работ художников, в Сен-Тропе стала постепенно съезжаться аристократия со всей Франции, и город настолько им понравился, что они быстро разнесли весть об этом райском уголке. Так и возник сегодняшний элитный и гламурный Сен-Тропе.

Художники до сих пор любят Сен-Тропе. В большом множестве их можно встретить на набережной и на площади Лис, где они выставляют на продажу свои картины.


Алексей Наумов — Сен-Тропе, 2014 (Акрил, Холст — 90х130)

Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм

Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ Поль решил записаться на курсы живописи.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.

Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.


Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890

Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм – система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.

На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)

В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм , чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники - среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.


Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015

Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе

Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.

Зато как ему удаются морские пейзажи!


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895

А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе — картина «Шторм» Поля Синьяка:


Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)

Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски, созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография, 1895 (Петербург, Эрмитаж)

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.


На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво ).


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02

Поль Синьяк — художник моря

Один из его первых значительных морских пейзажей — «Крест моряков» — написан в 1885 году в Сен-Бриаке, поселке на берегу моря. Картина напоминает о тех, кто нашел смерть в море. С этого места открывается наилучший вид на побережье, и Синьяк писал здесь в часы прилива и отлива. Точка зрения, композиционное решение напоминают о морских видах Моне, но в строгом соответствии горизонтальных и вертикальных акцентов чувствуется влияние Сёра. Сюжет картины, овеянный печальной романтикой, — дань мастера поэтической традиции сравнивать превратности жизни человека с игрой морской стихии.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint-Briac, The Sailors’s Cross, 1885

Исполненный в 1888 году на северо-западном побережье Франции пейзаж «Порт в Портрие» созерцательным настроением очень напоминает морские виды Жоржа Сёра. Горизонтальные линии плавно катящихся волн создают ощущение покоя. Синьяк был уверен, что горизонтальная линия на картине дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Portrieux, The Swell, 1888

Синьяк в то время прилагает силы к совершенствованию гармонического строя картин. Он нумерует их, как музыкальные опусы, дает характерные подзаголовки, например, «Заходящее солнце, ловля сардин. Адажио».


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sardine Fishing, Concarneau, Opus 221 (Adagio), 1891

За свою жизнь Поль Синьяк владел минимум 28 яхтами. Художник много путешествовал на собственных яхтах, не раз участвовал в парусных гонках и выходил победителем.


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Port at Sunset. Saint Tropez, 1892

По приглашению Анри Кросса Поль Синьяк в апреле 1892 года отчалил на своей яхте из устья Сены, вошел через Атлантику в Средиземное море и обосновался в Сен-Тропе на следующие двадцать лет.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Red Buoy (Harbour at Saint Tropez) Musee d’Orsay, 1895

Подлинным кумиром Синьяка в юности был Клод Моне, с любовью писавший виды Сены с парусными лодками. Вода — текучая, непостоянная, была излюбленным мотивом Моне, помогала раскрыть своеобразие его живописной манеры. Главное здесь — передача изменчивости в природе. Импрессионисты использовали прием разделения цветов, не смешивали краски на палитре, а накладывали прямо на холст мазки чистого цвета, один возле другого. Поэтому их так привлекал мотив отражения лодок, береговой зелени в подвижном зеркале вод - сама стихия разрушала четкие контуры рябью цветных пятен на сверкающей поверхности.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez, Coup de Vent d’Est, 1895

Модное увлечение того времени — гребля и парусный спорт. Художники отдали ему своеобразную дань. Еще предшественник импрессионистов Ш. Добиньи писал виды Сены не с берега, а из специально приспособленной лодки. Построил себе скромное суденышко для работы и К. Моне. Там можно было переночевать; однажды он даже проплыл на этой лодке вместе с семьей от Парижа до Руана.

В 1883 году купил свою первую лодку и Синьяк. Двадцатилетний юноша дал ей тройное имя «Мане — Золя — Вагнер», утверждая тем самым свои идеалы в искусстве. Э. Мане — признанный вождь новой живописи, старший товарищ импрессионистов; Э. Золя — прогрессивный писатель, выступавший в их защиту; и, наконец, Р. Вагнер — знаменитый немецкий композитор, чьи художественные идеи вдохновляли многих поэтов и художников нового поколения.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Steeple in Saint Tropez, 1896

Особенно хорошо художнику удаются наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Lighthouse. Saint Tropez, 1895

В Сен-Тропе художник построил дом. «Отсюда, — писала ученица Синьяка Л. Кутюрье, — от взора моряка не укроется приближение судна, а от взора художника не ускользнет ни драма, ни праздник на море: буря с запада, пожар заката, парус или порыв ветерка. …Чтобы понять, в каком переливающемся, текучем свете видит мир Синьяк, надо знать его мастерскую 9 на 15 метров, где он работает лицом к лицу с морем. Лазоревый свет вливается через огромный проем, съедает материальность, объемность предметов, сводя их к окрашенным пятнам на светлых стенах…


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906

…Синьяк, можно сказать, ставит свои полотна прямо на небе, пишет его оттенки и работает все время в общении с пространством».Теперь мастер не пишет картины прямо на открытом воздухе, как раньше. Он делает на месте лишь зарисовки, акварели, а живописные произведения создает в мастерской.

…Марины Синьяка полны движения — на воде искрится солнце, ветер надувает паруса, легкие корпуса яхт покачиваются на волнах. Он любил города, жизнь которых связана с морем. Непрестанно изучая эффекты освещения на воде, будучи знатоком ветров и морских течений, он создавал картины, в которых опирался на классическую традицию мастеров XVII столетия в создании эффектов захода и восхода солнца на море».


Поль Синьяк (Paul Signac) -Saint Tropez, the Pointe de Bertaud, 1897

Положить рядом два сильных цвета не значит создать цвет и тем более свет. Достичь максимума света и цвета можно, только соблюдая закон контраста. Цвет становится прекрасным тогда, когда он воздействует на соседний цвет, гармонизируя и успокаивая его, к их общему благу. Из этого чудесного дуэта рождается совершенная гармония… Это великий научный и философский закон контраста - и вне его нет спасенья!

(Поль Синьяк. Из дневников, 1895)


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Quay Saint Tropez, 1899

(в тексте использованы материалы статьи К.Богемской «Синьяк -художник моря»)