Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Картины художников и их названия. Русские художники-портретисты и их работы

Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
Автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».Родился в семье художника.Учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств.В 1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. В 1831-1858 годах он постоянно жил в Италии.Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Но в Петербурге художник прожил всего шесть недель. Жизнь А.А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры 3 (15) июля 1858 года на квартире у С.П. и М.П. Боткиных.


А. Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.



А. Иванов. Явление Христа народу



А. Иванов. Приам просит Ахиллеса возвратить тело Гектора. 1824


А. Иванов. Беллерофонт, отправляющийся на войну с Химерой.

Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск - 1887, Санкт - Петербург)
Родился в семье писаря.Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей таких как: Лев Николаевич Толстой, Шишкин Иван Иванович, Павел Михайлович Третьяков, Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович - все находятся Третьяковской галерее, портрет Боткина- частная коллекция. Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» написаная в 1872 году.
Художник умер 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.


Христос в пустыне, 1872


Иродиада, 1886


И. Крамской. Лунная ночь. 1880


И. Крамской. Майская ночь. 1871

Поленов Василий Дмитриевич.( 1844-1927)
Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863-1871) и параллельно - на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872-1876 Италию, Францию и Германию как "пенсионер" Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881-1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877-1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом "Товарищества передвижников".
Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 - Поленово) 18 июля 1927.

Христос и грешница, 1888


В. Поленов. Семейная сцена. 1876


В. Поленов. Арест гугенотки. 1875


В. Поленов. Право сеньора. 1874

Больная, 1886

Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859)
Родился в городе Бежецк в мещанской семье. А. В. Тыранов - один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова, портретист и жанрист.
В 1859 году умер от чахотки.

А. Тыранов. Ткачихи.

СВЕДОМСКИЙ Павел Александрович (7 июня 1849 Санкт-Петербург-9 сентября 1904 Швейцария)
Образование получил в дюссельдорфской Академии художеств (1870), занимался в мастерской М. Мункачи в Мюнхене, поселился в Риме, где и прожил всю жизнь. (Заметим, что все указанные действа он совершил вместе со своим старшим лишь на год братом и тоже художником - Александром Сведомским.) Работал над своими картинами художник в Риме, регулярно отправляя их на выставки в Петербург и другие города Европы, где часто получал медали за свои полотна. Все же бывали годы, когда П.А. Сведомский появлялся в Петербурге и даже в своем имении в Пермской губернии. Особое место в его жизни и творчестве занимает участие в росписях Владимирского собора в Киеве, где его вклад в общую работу значителен.
П.А. Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.


П. Сведомский. Римлянка у водоёма. 1888


П. Сведомский. Мария Гамильтон перед казнью. 1904

Постников Сергей Петрович (1826 Москва – 9 апреля 1880 Рим)
Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После него он три года (1855-1858) занимался в Академии художеств.
С. Постников едет за свой счет в Рим и, проводит там пять лет в напряженной работе. По возвращении на родину две из многих привезенных с собой из Италии картин - «Прощание Гектора с Андромахой» и «Вакханка с тамбурином» - послужили поводом для присуждения художнику звания академика (1863) исторической живописи.

С. Постников. Прощание Гектора с Андромахой. 1863

Тупылев Иван Филиппович (1758-1821)
исторический живописец и портретист, воспитанник Императорской Академии Художеств с 1764 г.
Совершенствовался в Париже. По возвращении в Санкт-Петербург получил звания: назначенного в академики в 1785 г., академика и адъюнкт-профессора в 1794 г. и, наконец, профессора, в 1800 г. Был директором Императорской шпалерной мануфактуры. Писал исключительно образа и портреты особ царской фамилии и других знатных лиц.


И. Тупылев. Александр Македонский перед Диогеном. 1787

Плутовская игра.

Иван Акимович Акимов (22 мая (2 июня) 1755, Санкт-Петербург - 15 (27) мая 1814, Санкт-Петербург),
российский живописец, представитель классицизма.
Сын наборщика Сенатской типографии, десяти лет от роду написал прошение о приёме в Академию художеств, изложив несчастные обстоятельства и бедность своей жизни и был принят в воспитанники.
Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках.


Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. 1773,
Третьяковской галерее, Москва


И. Акимов. Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета. 1782

Сергей Иванович Васильковский (7 октября 1854, Изюм, Харьковская губерния - 8 октября 1917, Харьков)
- российский и украинский живописец-пейзажист.
Первые навыки в изобразительном искусстве Сергей получил в Харьковской гимназии, его учителем был Д. И. Безперчий (1825-1913) - бывший крепостной, соученик Тараса Шевченко по мастерской Карла Брюллова. С 1876 по 1885 год он обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств, в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832-1902) и В. Д. Орловского (1842-1914). Академию Художеств Васильковский закончил с большой золотой медалью.
Художник Сергей Васильковский оставил почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них он передал Харьковскому художественному музею. К сожалению, большая часть из них погибла во время Великой Отечественной войны, и сегодня в музеях и частных собраниях находится около 500 его произведений.

J
Околица


"Казак в степи.Тревожные знаки"



«Запорожец в дозоре»


С. Васильковский. Два всадника.

Ковалевский Павел Осипович (1843-1903)
Имевший склонность к живописи сын профессора Казанского университета Павел Осипович Ковалевский выбрал батальный класс, когда в 1863 году поступил в Академию художеств. К тому времени в Академии уже сложились определенные традиции обучения батальной живописи, мощный толчок для развития которой дала Отечественная война 1812 года. Окончив под руководством Б.П. Виллевальде Академию, художник в своей пенсионерской поездке в Италию за картину "Раскопки в окрестностях Рима" (1867) получил звание академика.
В 1880-е годы эскизы Балканской кампании были использованы П.О. Ковалевским при написании полотен для Военной галереи Зимнего дворца. Хотя художник писал и жанровые сцены (например, "Объезд епархии", 1885), его привязанность была определена еще в детстве. Именно поэтому профессор (1881) Академии художеств П.О. Ковалевский, возглавив в 1897 году батальную мастерскую Академии художеств, руководил ею и будущими художниками-баталистами до своих последних дней.


П. Ковалевский. Объезд епархии.

Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря 1859, Москва - 17 декабря 1930, Москва)
- русский живописец-реалист, член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма.
Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1883), где его главным наставником был В. Г. Перов.


Соперницы, 1890


Кто! 1897


В коридоре окружного суда, 1897


Н. Касаткин. В рабочей семье. 1900

Крендовский Евграф Федорович (1810-1854)
В 1830 году приезжает в Петербург, чтобы продолжить обучение в школе А.Г. Венецианова. Выпускной картиной Е. Крендовского в Академии стало полотно "Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце" (1835). В 1836 году Е.Ф. Крендовский уезжает на свою малую родину - в Кременчуг, где живет и творит в имении помещицы В.М. Остроградской. Он обучает рисунку и живописи детей хозяйки усадьбы и пишет картины. До нас дошло совсем немного из выполненного художником - немногим более двадцати его полотен, С 1854 года сведения о художнике отсутствуют.

Е. Крендовский. Приготовления к охоте. 1836

Басин Петр Васильевич (1793-1877)
Творчество П. В. Басина характерно для художника русской академической школы середины XIX в. С Петербургской Академией Художеств Басин был связан почти всю жизнь. Большая золотая медаль, полученная за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1818), дала ему право на пенсионерскую поездку в Италию.
На родине Басин почти сразу же начал преподавать в АХ и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет (1831- 69), регулярно получая ордена и очередной чин. В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, действительным статским советником. Ничего яркого, выдающегося в эти годы он не создал. Написал несколько неплохих портретов: рано умершей жены О. В. Басиной (1837-38), Ю. П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850-х) и др., а также жанровую картину в духе школы Венецианова "Чердак здания Академии художеств" (начало 1830-х).


П. Басин. Чердак здания Академии художеств. 1831


Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822г.


Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима. 1830г.

Михаил Шибанов (отчество и г. рождения неизвестены - умер после 1789),
русский художник, живописец из крепостных крестьян. С 1783 г. «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.
Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.


М. Шибанов. Брачный договор. 1777


М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774

Рассматривая необычайно красивые монументальные полотна, зритель понимает, что в любой работе великого художника скрывается тайна жизни, трагические истории, глубокие переживания. Только погружаясь и соприкасаясь с небольшим эпизодом талантливого человека можно попробовать предугадать эпоху, которая осталась далеко в прошлом. Кто они русские мастера живописи и что современный человек знает о них?

10 Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910 гг.)

Лицо загадочного существа, приснившегося ночью, стало пророческим. Михали был одержим, и хотел поскорее закончить портрет. В это время юноша встречается с Надеждой Забелой, которая становится его женой. Рожденный сын с заячьей губой для Врубеля явилось знаком. Художник перестает замечать всех и усиленно работает над «Демоном». Трагические события сломали нервную систему мастера и его поместили в психическую больницу. Так прояснение соседствовало с помешательством, а признание с проклятием.

9 Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887 гг.)


Известную картину «Незнакомка» соотносили ко многим женщинам того времени. К Анне Карениной, императрице Марии Федоровне, крестьянке Матрене Саввишне. Но окончательный прототип так и не определился. Работа «Русалка», приобретенная Третьяковым, носила мистический характер. По ночам из залы, где висело полотно, веяло холодом, слышались какие-то звуки. Человек, побывав возле картины, чувствовал себя утомленным, сонливым. Знаменитый шедевр перевесили в темный угол, и жалобы прекратились.

8 Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 гг.)


Еще в детстве Алексей любил создавать небольшие зарисовки, которые с удовольствием раскупались местными жителями. Юноша собирался поступать в художественное училище, но из-за смерти матери учебу пришлось отложить. Отец не одобрял занятия рисованием и отправил сына жить на чердак, где из всех щелей дул ветер. Молодой талант спас обер-полицмейстер. В 24 года Саврасову присвоили звание академика. Его называют «художником одной картины». Работа «Грачи прилетели» рассказывает о безграничной любви к родной земле.

7 Илья Ефимович Репин (1844 – 1930 гг.)


Полотна художника – настоящий отдельный мир, рассказывающий о переживании, боли, радости и сострадании. Современный зритель, рассматривая картины мастера, начинает задумываться об искренности и доброте, которой так не хватает в жизни. Работа «Иван Грозный и сын» отразилась на здоровье художника. Некоторые считали это проклятием за ложные факты. У него перестала работать правая рука и впоследствии он писал левой. «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы» и много других картин – прекрасное наследие потомкам.

6 Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852 гг.)


Карл окончил Академию художеств с золотой медалью и в качестве поощрения за трудолюбие был награжден поездкой в Рим. После путешествия художник начинает работу над знаменитым полотном «Гибель Помпеи». Картины Брюллова пользуются большой популярностью. Мастер загружен работой, пишет портреты известных людей, расписывает церкви. Его полотна навсегда останутся достоянием народа – «Всадница», «Итальянское утро» и другие.

5 Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 гг.)


Великого русского художника-живописца называли «истинным богатырем». Родившись в семье священника, его будущее было предсказуемое. В духовной семинарии юноша увлекается рисованием и на последнем курсе решается на крутые перемены. Сдав успешно экзамены, Виктор по нелепой случайности не решается услышать вердикт и уезжает, чтобы через год вновь вернуться и попробовать свои силы. Когда же неуверенный Васнецов возвращается в Академию для прохождения повторного испытания, будущий художник узнает, что он уже год является студентом знаменитого учебного заведения. Картины мастера всем известны – «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.

4 Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.)


Потомственный казак среди друзей именовался «композитором» за умение построение композиции и выбор сочного колорита. Академию Василий закончил с золотой медалью. Сразу же после учебы художник приступил к картине «Утро стрелецкой казни». Она произвела настоящий фурор, и Третьяков приобрел ее прямо на выставке. Следующие полотна – «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» также переехали в особняк к Третьякову. Мастер прекрасно видел прошлое, как будто бывал в нем. Исторические шедевры покоряют до сих пор зрителя – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»» и другие.

3 Валентин Александрович Серов (1865 – 1911 гг.)


Художественный талант проявлялся уже в детстве. Мальчишка постоянно рисовал. Учителя жаловались на его несобранность, отбирали тетради с рисунком, ставили в угол. Но портрет преподавателя гимназии принес признание. Взрослые удивились умению, сменили злость на восхищение. Серьезный и целеустремленный юноша рисовал портреты и воплощал в них душу. «Девушка с персиками», «Портрет княгини Ольги», «Портрет императора Николая» и многие другие работы – наследие великого портретиста.

2 Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.)


Морские пейзажи прославили талантливого художника. Армянин по происхождению, в душе он был настоящим русским человеком. Многим интересно, почему море было главным сюжетом картин? Возможно, это воспоминания детства, где соприкосновение с величием водной глади стали ярчайшим вдохновением. Кроме рисования Иван прекрасно играл на скрипке и татарские мотивы, услышанные Глинкой, композитор сохранил в опере «Руслан и Людмила». Вспомним самые известные картины – «Девятый вал», «Черное море», «Чечменский бой», «Хаос в Ватикане».

1 Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 гг.)


Знаменитый русский пейзажист был родом из купеческой семьи и не испытывал трудности в материальной сфере. Слава пришла к нему достаточно рано. Когда Иван заканчивал академию художеств, фамилия его была известно за рубежом. Личная жизнь складывалась неудачно. Первый брак прервался трагически. Умерла супруга, а затем маленький сын. Но и второй брак также принес тяжелые испытания. Жена скончалась, оставив художнику двух дочерей. Умер мастер за работой в возрасте 66 лет. Наследие получило в дар великие творения – «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Сосновый бор», «На севере диком» и другие полотна.

По-разному сложились судьбы талантливых художников, чьи полотна известны всему миру. Но все они, безусловно, совершили в своей жизни великий подвиг, оставив на картинах собственные видения природного явления, исторического события, человеческого образа. Пусть кто-то из них считается не достаточно правильной и совершенной личностью. Однако вклад мастеров несоизмерим с глупыми высказываниями.

Живопись в России 19 века богата и интересна.

19 век принято называть “золотым веком русской культуры”. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет.

На небосклоне то и дело вспыхивала новая, яркая, самобытная звезда, образуя созвездия талантливых художников. Каждый из них имел свой индивидуальный почерк, который не возможно было не узнать или перепутать.

Художник из “медвежьей России”

Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 г. - 17 октября 1836 г.) Маститые итальянские профессора живописи поначалу не поверили, что портреты, выполненные в великолепной технике, передающие и характер, и настроение, и душевное состояние изображенной персоны, принадлежат никому не известному художнику Оресту Кипренскому из дикой России.

О.Кипренский портрет А.С.Пушкина фото

Мастерство полотен Кипренского, бывшего незаконнорожденным сыном помещика и крепостной крестьянки, ничуть не уступало таким мэтрам как Рубенс или Ван-Дейк. Этого живописца по праву считают лучшим портретистом 19 века. Жаль, что в своем собственном отечестве он не был оценен по заслугам. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского напечатан таким тиражом, какого нет, пожалуй, у другого художника.

Живописец народного быта

Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.


Венецианов. картина На пашне. Весна фото

Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. - 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.

“Римский затворник”

Александр Андреевич Иванов (28 июля 1806 г. - 15 июля 1858 г.) явление неоднозначное в русской живописи. Он писал в строго академической манере. Сюжеты его картин - библейские и античные мифы. Самая знаменитая из них «Явление Христа народу”. Это полотно, грандиозное по своим размерам, по-прежнему притягивает зрителя, не позволяет ему просто скользнуть взглядом и отойти.


А.Иванов картина Явление Христа народу фото

В этом и заключается гений этого живописца, который четверть века не покидал римской мастерской, боясь потерять свободу личности и независимость художника из-за возвращения на Родину. Умение мастерски передать не только внешнее, но и внутреннее содержание, он намного опередил не только современников, но и последующие поколения. От Иванова нити преемственности тянутся к Сурикову, Ге, Врубелю, Корину.

Как люди на свете живут…

Певец бытового жанра - так можно определить творчество художника Павла Андреевича Федотова (4 июля 1815 г. - 26 ноября 1852 г.), прожившего совсем короткую, но очень плодотворную жизнь. Сюжеты всех его немногочисленных картин - буквально какое-то одно событие, зачастую довольно короткое по времени. Но по ней можно написать целую повесть не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем.


П.Федотов картина Сватовство майора фото

И это при том, что картины Федотова никогда не были перегружены деталями. Загадка настоящего талантливого художника! И печальная, трагическая судьба, когда подлинное признание приходит только после смерти.

Время перемен

Перемены, происходящие в Российском обществе второй половины 19 века, вызвали к жизни не только новые политические движения, но и направления в искусстве. На смену академизму приходит реализм. Впитав в себя все лучшие традиции своих предшественников, новое поколение живописцев предпочитает работать в стиле реализма.

Бунтари

9 ноября 1863 года четырнадцать слушателей выпускного курса Академии художеств в знак протеста против отказа разрешить писать конкурсные работы на свободную тему, покинули Академию. Инициатором академического бунта стал (8 июня 1837 г. - 5 апреля 1887 г.) Прекрасный портретист и автор необычайного по глубине, философско-нравственного полотна «Христос в пустыне». Бунтари организовали собственное “Товарищество передвижных художественных выставок”.


Иван Крамской картина Христос в пустыни фото

Социальный состав “Передвижников” был очень разношерстым - разночинцы, сыновья крестьян и ремесленников, отставных солдат, сельских дьячков и мелких чиновников. Они стремились послужить своему народу силой своего таланта. Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833г. — 29 мая 1882г.) идеолог и духовный наставник “Передвижников”.

Его картины полны трагизма от тяжелой доли народа «Проводы покойника», и, одновременно он создает полотна, наполненные юмором и любовью к природе. («Охотники на привале») Алексей Кондратьевич Саврасов в 1871 написал небольшую по размеру картину «Грачи прилетели» и стал родоначальником русской пейзажной живописи. Знаменитое полотно висит в одном из залов Третьяковской галереи и его принято считать живописным символом России.

Новая эпоха русской живописи

Мир нужды, бесправия и гнета предстает перед зрителем на картинах великого русского художника (5 августа 1844 г. - 29 сентября 1930 г.) Его знаменитые “Бурлаки на Волге” - это не только изображение каторжно тяжелого труда, но и воспевание силы и мощи народа, его бунтарского характера. Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. - 4 августа 1900 г.) по-прежнему остается непревзойденным мастером русского пейзажа.


Илья Репин картина Бурлаки на Волге фото

Ученик Саврасова, он совершенно по-другому воспринимает и изображает природу. Обилие солнца, воздуха, бескрайних просторов в любое время года на полотнах а создают настроение покоя, умиротворенности и тихого счастья. Душа отдыхает от этих милых российских речных излучин, заливных лугов, осеннего леса.

Летописцы

Исторические сюжеты привлекали живописцев своим драматизмом, накалом страстей, желанием изобразить известных исторических личностей. Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 г. - 13 июня 1894 г.), живописец своеобразный, предельно искренний, художник мыслитель и философ, сложный, противоречивый и очень эмоциональный.


Николай Ге картина Петр 1 допрашивает царевича Алексея фото

Он рассматривал живопись как высокую нравственную миссию, открывающую путь к познанию и истории. Он считал, что художник не обязан доставлять зрителю только наслаждение, а должен уметь заставить их рыдать. Какая сила, какой трагизм, какая мощь страстей на его самом знаменитом полотне, изображающим сцену допроса Петром I своего сына Алексея!

В.Суриков картина Переход Суворова через Альпы фото

(24 января 1848 г. - 19 марта 1916 г.) потомственный казак, сибиряк. Учился в академии художеств на средства красноярского купца - мецената. Его великий талант живописца питался глубоким патриотизмом и высокой гражданственностью. Поэтому его полотна на историческую тему восхищают не только мастерством и высокой техникой, но и наполняют зрителя гордостью за мужество и отвагу русского народа.


В.Васнецов картина Витязь на распутье фото

(15 мая 1848 г. - 23 июля 1926 г.), знаменитый живописец, стремился в своих работах соединить сказочные, мифические сюжеты с национальными чертами русского народа. Он сам называл себя сказочником, былинником, живописным гусляром. Поэтому и “Аленушка”, и “Три богатыря” давно стали символами русского народа и России.

Легендарная буденовка и длиннополая шинель бойцов Первой Конной армии Буденного была придумана художником Виктором Васнецовым. Головной убор напоминал шлем древнерусских дружинников, а шинель “с разговорами” (нашивные поперечные полосы на груди) была подобием стрелецкого кафтана.

Говоря о жанре пейзажа невозможно не обратиться к творчеству великих пейзажистов. Сейчас трудно себе представить, что двести лет назад такого понятия как пейзаж, ещё не существовало. Традиции российской пейзажной живописи начали формироваться лишь в конце XVIII столетия. До этого художники писали под влиянием итальянских и французских мастеров, облагораживая природу согласно академическим законам построения, считавшимися обязательными в живописи того времени.

Огромный вклад в развитие русского пейзажа внесло Товарищество передвижных выставок (передвижники) под руководством И. Н. Крамского. Художники воспевали красоту неброской русской природы, простоту сельских пейзажей, необъятные просторы Руси.

Крупнейшие мастера пейзажа:

  • Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897 гг.)
  • Иван Константинович Айвазовский (1817–1900 гг.)

Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.)

Искусство И.И. Шишкина удивительно ясно и прозрачно. Его картины – гимн живой природе, её красоте. Он создал ландшафтное искусство с хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простотой северного пейзажа.

В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.) талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв.

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., до истечения срока своего стипендиатства.

В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.; медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие.

Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения - сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.), на этих экспозициях.

Иван Ильич Левитан (1860-1900 гг.)

Родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву. В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.

Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка» (1892 г.). В 90-х гг. Левитан совершил ещё одно путешествие, на этот раз по Волге. Там родилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891-1895 гг.). Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.

Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту. Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался.

Пейзажи певца русской природы не просто фотографическое изображение натуры - художнику удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл картины Левитана эмоциональными поэмами. При этом Левитан был не только великолепным пейзажистом. Его творческое наследие составляют также рисунки, акварели, книжные иллюстрации.

С именем Исаака Левитана связывают город Плёс. Левитан приезжает в Плёс три лета подряд, в 1888-1890 годах. Нет в окрестностях Плёса ни одного уголка и тропинки, где бы ни бывал великий мастер. Вдохновленный волшебными красотами Плёса, он пишет здесь почти 200 картин и этюдов! Сейчас известные картины: «Над вечным покоем», «После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Березовая роща» и многие другие – стали украшением коллекций Третьяковской галереи, Русского музея и многих собраний в России и за рубежом.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927 гг.)

Родился 1 июня 1844 г. в усадьбе Борок (ныне Поленово в Тульской области) в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. После получении среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств (1863 г.), а чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете.

В 1872 г. окончивший оба курса с отличием Поленов награждается поездкой за границу за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже. Визит домой был недолгим; в 1876 г. художник отправился добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну.

В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-1882, 1899, 1909 гг.), Италии (1883-1884, 1894- 1895 гг.). В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882-1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В признание заслуг Поленова в 1893 г. избрали действительным членом Академии художеств. С 1910 г. он занимался развитием провинциальных театров, став через три года руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов.

Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам - «Христос и грешница» (1886-1887 гг.), «На Тивериадском озере» (1888 г.), «Среди учителей» (1896 г.); в 1877 г. создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат; в разное время делал театральные декорации. По его эскизам были построены церкви в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой (1906 г.). Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Лето» (оба 1879 г.), «Заросший пруд» (1880 г.), «Золотая осень» (1893 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.

Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Здесь с 1927 г. действует музей-усадьба В. Д. Поленова.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 - 1897)

Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К.И.Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» он был удостоен звания неклассного художника.

Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В ранних произведениях С. преобладают романтические эффекты ("Вид на Кремль в ненастную погоду", 1851, Третьяковская галерея).

В 1850-60-х гг. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869, там же), к усилению эмоционального звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина "Грачи прилетели" (1871, там же), где Саврасов, изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Лирической непосредственностью, интересом к пленэру, отличаются и последующие произведения Саврасова ("Просёлок", 1873, "Дворик", 1870-е гг.; "Могила над Волгой", 1874, частное собрание, Москва).

Алексей Саврасов, один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 - начала 20 вв.

Cкончался А.К. Саврасов 26 сентября 1897 года, похоронен в г. Москве, на Ваганьковском кладбище. Аллея, на которой он похоронен, носит его имя. Его любимым учеником был Исаак Левитан

Архип Иванович Куинджи (1841-1910 гг.)

Родился в январе 1841 г. в Мариуполе в семье сапожника, грека по происхождению. Осиротев, воспитывался в семье родственников. Рано начал рисовать и освоил живопись в основном самостоятельно.

В 1855 г. пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у И. К. Айвазовского. Влияние знаменитого мариниста на юного Куинджи было несомненно. В конце 60-х гг. Куинджи приехал в Петербург. Первые работы художник представил в 1868 г. на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа: «Осенняя распутица» (1872 г.); «Забытая деревня» (1874 г.); «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.) и др.

В 1870 г. впервые побывал на острове Валааме, где впоследствии много рисовал. Как считали современники, именно созданные там пейзажи привлекли внимание зрителей.

Картина «Украинская ночь» (1876 г.) просто ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве. С неё Куинджи начал свою «погоню за светом» - он стремился достичь полной иллюзии естественного освещения. В наивысшей степени это проявилось в картине «Ночь на Днепре» (1880 г.) со сверкающей лунной дорожкой, в бархатной тьме.

Живописец по-новому раскрыл возможности пейзажа, преображая, очищая и возвышая реальность. Он добивался необычайной интенсивности и яркости красок, новых цветовых решений. Характерны для него многочисленные «солнечные» картины и эскизы (в их числе «Берёзовая роща», 1879 г.).

Напряжённый контраст насыщенных тонов, световые эффекты - всё это было необычным для живописи XIX в. явлением. Непонимание коллег вынудило Куинджи в момент наивысшего успеха отказаться от участия в выставках. В последний раз он экспонировал свои работы в 1882 г.

Художник жил отшельником в Крыму, где создал серию больших полотен и сотни этюдов, продолжая экспериментировать с красками и цветом. Среди поздних произведений Куинджи - единственная у него сюжетная картина «Христос в Гефсиманском саду» (1901 г.) и дышащее необычайной гармонией «Ночное» (1905-1908 гг.)

В 1909 г. Архип Иванович основал Общество художников (получившее затем его имя), которое оказывало поддержку людям искусства. Этому Обществу живописец завещал всё своё состояние и находившиеся в мастерской произведения.

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре





Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта






Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы ,