Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание картины. Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание, история

Возрождённый шедевр Леонардо да Винчи March 4th, 2017

Новость из мира искусства


Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов ".
Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.


Поконение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.
Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.
Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.
Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.
Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.


Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.


Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".


Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Ещё несколько публикаций о Леонардо да Винчи

В "Поклонении волхвов" да Винчи скрыта тайна тамплиеров

На картине Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов" изображена сцена тайного возрождения ордена тамплиеров. Так считает Маурицио Серачини, итальянский исследователь творчества Леонардо, известный своими конспирологическими теориями. Результаты четырехлетнего исследования Серачини изложил британской газете Guardian.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов (1472-1477)

Картина Леонардо "Поклонение волхвов" была начата художником в 1481 году. По мнению большинства специалистов, на деревянной доске, расписанной маслом, остались фрагменты нескольких замыслов, не связанных с основным сюжетом - Богоматерью и младенцем Христом. Кроме того, на картине нет ряда обязательных для этого сюжета символов, например, осла и быка.

Маурицио Серачини по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Ему удалось рассмотреть детали здания, находящегося в левом верхнем углу. Большинство интерпретаторов полагают, что Леонардо изобразил руины античного храма - традиционный символ заката язычества. Серачини разглядел, что колонны этого странного сооружения напоминают египетские: на снимках видны капители, увенчанные цветками лотоса. Кроме того, по стенам здания передвигаются люди, в которых исследователь видит рабочих. Следовательно, Леонардо изобразил древний храм в процессе строительства.

Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине.

Искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания, но не торопятся с выводами.

Картина "Поклонение волхвов" в последние годы была объектом такого исступленного любопытства со стороны профессионалов и дилетантов, что поискам конспирологических обстоятельств вокруг этой работы да Винчи нет числа.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Менее года понадобилось художнику для этого произведения, которое было вполне закончено в начале 1498 года.
Леонардо писал картину в трапезной зале монастыря Санта-Мария делле Грацие. Да Винчи чрезвычайно любил, чтобы посетители, приходившие смотреть его произведения, свободно высказывали о них свои мнения. Леонардо часто приходил рано утром в монастырь, бегом взбирался на свои леса. Здесь, забывая даже о пище, художник работал, не покидая кисти, с восхода солнца до тех пор, пока совершенная темнота не делала работу положительно невозможной.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. (1494 -1498)

Иногда проходило дня три-четыре, когда Леонардо даже не прикасался к картине. Он приходил и проводил подле неё час или два, со скрещенными на груди руками. Он созерцал свои фигуры и сам критиковал их. Гёте в одном из своих сочинений говорит, что каждая из фигур "Тайной вечери" есть превосходный портрет. Это слишком слабо сказано: каждая представляет собой нечто выше портрета, а именно тип.

Один писатель XVI века, Джиральди, слышавший о Леонардо от его современников, следующим образом поясняет метод, которому следовал художник, комбинируя черты лиц живых людей и бессмертные типы: "Этот великий художник, когда ему надо было ввести какую-либо личность в одну из своих картин, сначала задавался вопросом о качествах данной личности: благородна ли она или вульгарна, весёлого или сурового нрава, следует ли изобразить её тревожной или спокойной, старой или молодой, доброй или злой. Ответив после долгих размышлений на эти вопросы, Леонардо старался вращаться в обществах, где встречаются обыкновенно люди сходного типа.

Он внимательно наблюдал их обычные движения, физиономию, ухватки; как только попадалась малейшая черта, годившаяся для его предмета, он её отмечал карандашом в маленькой записной книжке, которую всегда носил с собой. Когда, после долгих поисков, художник наконец убеждался, что собрал достаточное количество материала, только тогда он брался за кисть". Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. Он изо дня в день ходил в Боргетто, район, где жили все мошенники и негодяи столицы, но не находил ни одного злодейского лица, достаточно его удовлетворяющего. Наконец, он нашёл то, что искал, и быстро окончил фреску.

Великий художник создал бессмертные типы, воспроизводящие основные идеи христианства и ту борьбу, которую пришлось и приходится выдерживать этим идеям. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. Ангельская душа Рафаэля создала тип мадонны - это высочайшая концепция материнской любви, женской нежности и целомудрия; античный лишь по пластике, но полный демонических противоречий и мук, характер Микеланджело создал атлетов, нагих юношей и мрачную картину Страшного суда - героические, эротические и демонические типы. На долю Леонардо выпало воплотить в поразительно сильных и глубоко продуманных образах моральное торжество христианской идеи, выражающееся более всего там, где ей грозит самое низкое предательство.

Для большинства предшественников и преемников Леонардо, бравшихся за тот же сюжет, "Тайная вечеря" была либо чисто религиозным обрядом, либо театрально обставленным историческим сюжетом. Не так отнесся к своей задаче Леонардо. Он понял, что наиболее драматический момент "Тайной вечери" - это тот, когда Иисус говорит своим ученикам: "Один из вас предаст меня". Изобразить душевные движения всех двенадцати апостолов - людей, различных по возрасту, темпераменту, общественному положению,- и не впасть при этом ни в однообразие, ни в преувеличения - такова была необычайно сложная задача, поставленная перед Леонардо да Винчи. Но эта задача ещё ничто по сравнению с изображением фигуры Христа, которая должна была выделяться даже среди таких людей, каковы любимейшие и пламеннейшие из его учеников.

Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом. Чем более критика изучает это высочайшее из произведений великого художника, тем более приходится сознаться в полной несостоятельности теории, придающей первостепенное значение инстинкту и вдохновению и ставящей мысль на втором плане. В этой картине - всё мысль, здесь нет ни одной черты, ни одной детали, которая не была бы сотни раз взвешена и продумана. Многие позы, выражения лиц и т. п. точно взяты из "Трактата о живописи", написанного самим Леонардо. Описать фигуру Христа невозможно: её надо видеть, если не в Милане, то по крайней мере на лучших копиях, дающих хотя бы слабое указание на красоты оригинала. Выражение лица грустно, но величественно и спокойно,- но это только бледный намек на общий характер этого лица, в котором Леонардо сумел воплотить идею бесконечной любви и кротости. Тициан в своем "Вечере в Эммаусе" воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения.

Все далее рассчитано и обдумано. Евангелист Иоанн дремлет на груди Христа и вдруг пробуждается от его слов; Петр гневно и скорбно спрашивает у Иоанна имя предателя. Движение бровей, опущенные глаза, поза Иоанна у да Винчи - всё указывает на юношу, только что видевшего сладкие грёзы и вдруг пробужденного поразившим всех страшным известием, скорбным предсказанием или указанием на предателя. Созерцательная и любящая душа Иоанна испытывает скорее скорбь, чем гнев.

По правую руку от Иоанна сидит Иуда. Он отодвигается от стола. Он поражён тем, что его предательство известно Христу. Судорожно протянута его левая рука, ещё более конвульсивно сжимает он правой рукой кошелёк: это не символ полученных им серебряников, а настоящий кошелек, потому что Иуда был казначеем апостольской общины. Сделав выдающее его движение, Иуда опирается локтем о стол и переворачивает солонку - дурная примета у многих народов Востока. Главная черта Иуды - жадность к деньгам, ради которых он способен на самый низкий поступок, схвачена превосходно. Но Леонардо не желал, чтобы взор зрителя слишком останавливался на этой фигуре, хотя взгляды почти всех апостолов невольно обращаются к истинному предателю, который как будто собирается бежать, но останется и совершит свое предательство.

Петр, гневный и пылкий, поднимается с места, чтобы спросить Иоанна. Левая рука его протягивается к Христу, правая хватается за короткий меч. Кроткий, преданный Андрей остолбенел от ужаса. Он раскрыл руки, губы его сжаты, углы рта опустились, брови дугообразно поднялись, на лбу усилились морщины. Леонардо был глубокий физиономист и даже теоретик в этой области. Надо прочесть в его трактате о живописи "О выражении лица старика, пораженного словами оратора", чтобы тотчас же вспомнить фигуру Андрея.

Иаков Алфеев, двоюродный брат Христа, сходный с ним, согласно преданию, лицом и станом, изображён так же и у Леонардо. Иуда во время акта предательства поцеловал Христа именно для того, чтобы воины отличили его от весьма сходного с ним Иакова,- об этом есть указания в письме Игнатия к Иоанну евангелисту. Лицо Иакова у Леонардо выражает изумление, тревогу за любимого учителя, но нет ни гнева, ни жажды мщения предателю. Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером "походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери". Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола.

На шестом месте находится Варфоломей. Чёрные кучерявые волосы, большие глаза, тонкий нос, смуглое лицо и коренастая фигура этого апостола указывают на его египетское происхождение. Он сомневается, правильно ли понял услышанное, и приближается, чтобы узнать более, привставая и опираясь обеими руками на стол. Иаков-старший охвачен ужасом. Голова наклонена вперёд, брови опущены и сжаты, взор блуждает, рот полуоткрыт, грудь сильно дышит. Он гневен, но его гнев не так сильно выражается, как у Петра и у Фомы: последний поднимает палец, как бы грозя предателю. Филипп выражает кротость, дружбу; он как бы протестует, прижимая руки к груди, чтобы убедить всех, что он вполне невинен и даже в мыслях не способен на позорное дело.

Нетрудно узнать Матфея, по одежде и типу отличающегося от апостолов и очевидно принадлежащего к более богатым классам общества.

Фаддей изумлён и поворачивается несколько к соседу. Симон, сидящий против Варфоломея,- величавый мудрец, проникнутый христианским милосердием. Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы: так, у Петра верхняя одежда наброшена на самое плечо и правая рука свободно может делать сильные движения. Грандиозная и вместе простая туника Христа с мелкими складками на груди, красная с лазурного цвета паллиумом - род верхней накидки; написанная полутонами, неяркая одежда Андрея, туника орехового цвета и зеленая верхняя одежда,- все это поразительно гармонирует с фигурой каждой личности.

Обстановка такова, какую и следовало ожидать в доме богатого человека, Иосифа Аримафейского, где происходила вечеря,- ковры в восточном вкусе, с листьями и цветами. Момент действия, по-видимому, противоречит Моисеевой традиции: лучи солнца ещё светят, озаряя окно, и их отблеск освещает всю картину. Но в этом Леонардо следует тексту евангелиста Иоанна: Христос праздновал свою последнюю Пасху до заката солнца.

Эта гениальная фреска испорчена не только временем, но, прежде всего, варварством доминиканских монахов, которые, желая увеличить свои врата, отрезали нижнюю часть картины, не пощадив даже ног Христа и ближайших к нему апостолов. После этого можно простить солдат Бонапарта, которые в 1796 году превратили храм в конюшню и забавлялись тем, что бросали в головы апостолов кирпичи.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи сама по себе создала целую школу. Не говоря уже о множестве копий, из которых лучшая была сделана Марко д"Оджоне, эта картина была родоначальницей целого ряда картин, миниатюр, мозаик. Храм Santa-Maria delle Grazzie превратился в музей, воспитавший несколько поколений художников. О Леонардо можно сказать, что он в живописи создал настоящий тип Христа и апостолов.

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.

Леонардо Да Винчи. «Поклонение волхвов». Масло. 1481–1482.

Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства. Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников. Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними. Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление. Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо. Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения». Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела». Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами. Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение». Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.


«Нет такого человека, который не любил бы тайн». Таким высказыванием Дэн Браун предваряет свою краткую информацию о незаконченном шедевре Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов». В романе «Код да Винчи» Браун пересказывает историю о том, как флорентийский искусствовед‑диагност (его можно также назвать современным археологом от искусства) Маурицио Серазини обнаружил, что под верхним слоем краски на картине Леонардо скрыт совсем другой живописный сюжет. Руководство флорентийской галереи Уффици, не зная, как отнестись к этому открытию, убрало картину в запасники. Устами своих героев Браун сообщает об этом на страницах романа, ссылаясь на некую публикацию в «Нью‑Йорк таймс мэгазин» под названием «Тайная операция Леонардо».

В статье рассказывается о находке, полученной в результате исследований Маурицио Серазини - реального лица, действительно проживающего во Флоренции, человека, который на самом деле является диагностом‑искусствоведом.

Серазини прославился применением медицинской методики для обнаружения секретов старых мастеров‑живописцев. Он сделал ряд заключений по картинам Боттичелли, Караваджо и Рафаэля, а также других великих художников прошлого. Галерея Уффици, в которой хранится «Поклонение волхвов», поручила Серазини обследовать картину и таким образом положить конец бушующим в мире искусства спорам: нужно или нет отправлять ее на реставрацию, как недавно случилось с «Тайной вечерей» Леонардо? Многие искусствоведы уверены, что картина находится в неподходящем для реставрации состоянии, другие - главным образом директор Уффици - утверждают, что картина долгое время хранилась крайне небрежно и сильно пострадала от этого и более всего нуждается в улучшении условий хранения или по крайней мере в хорошей очистке.

Серазини пришел к важным и противоречивым заключениям в отношении «Поклонения волхвов», заключениям, которым еще предстоит получить должную оценку и одобрение представителей мира искусства. Как говорит сам Серазини: «Краски того изображения, которое мы видим на „Поклонении волхвов“, были нанесены не Леонардо, а другим художником. Одному Богу известно, кто это сделал, но явно не Леонардо». Серазини считает, что неуклюже нанесенные слои краски коричневого и оранжевого оттенков - результат работы некоего художника, приложившего руку к картине несколько позже. Он также утверждает, что многие элементы картины совершенно лишены присущего Леонардо изящества, особенно в прорисовке человеческих тел. Помимо этого, Серазини обнаружил свидетельства того, что под слоями краски и вековой пыли скрывается совершенно другой сюжет.

Так что автор «Кода да Винчи» прав в отношении того, что говорится на страницах его романа о «Поклонении волхвов». Более того, Дэн Браун, видимо, намекает на то, что руководство галереи Уффици убрало картину из зала после публичного заявления Серазини о сделанном им открытии. Но дело вовсе не в этом. Картина была убрана в запасники в то время, когда Серазини проводил ее сканирование и когда руководство художественной галереи приняло решение осуществить данное обследование. В Уффици, в зале №15, посвященном творчеству Леонардо, вывесили табличку, извещающую посетителей о том, что картина на реставрации - так всегда поступают в подобных ситуациях.

Открытия Серазини привели в замешательство как руководство галереи, так и представителей мира искусства, считающих, что Леонардо закончил картину сам. Идея о том, что существует некий тайный мотив, скрытый за истинным смыслом «Поклонения волхвов», неведомый широкой публике, скорее всего имеет далеко идущие последствия.

Тем не менее совершенно ясно, что работа Серазини выявила то, что раньше было скрыто под внешним слоем краски. То, что находится под слоем краски и лака, было изучено в инфракрасных лучах. Новоявленный сюжет отличается от старого, привычного. Похоже, Леонардо хотел изобразить мир, восстановленный из руин, являющийся отражением чувств великого художника эпохи Возрождения, Первоначальная версия картины изображает здание и лестницы. Другой ее элемент представляет собой несколько столкнувшихся в беге лошадей и наводит на мысль о набросках Леонардо да Винчи, сделанных к его легендарной картине «Битва при Ангиари».

В настоящее время Серазини занимается поисками знаменитой «Битвы при Ангиари», которая, как считается, была написана на стене Зала Пятисот флорентийского палаццо Веккьо. Он убежден, что картина вполне могла сохраниться до наших дней и ее удастся обнаружить на одной из стен этого дворца.

Заказ на «Поклонение волхвов» Леонардо получил в 1481 году. Картина имела большие размеры - 96 на 97 дюймов и написана на десяти склеенных вместе деревянных досках. Она считается гениальным творением великого мастера, и до сенсационного заявления Серазини к картине относились с огромным почтением, поскольку она удивительным образом сочетает технику работы красками и карандашного наброска. На ней изображена сцена - ныне поблекшая - встречи трех царей с младенцем Иисусом и его матерью Марией,

В картине имеется несколько любопытных и, возможно, даже символических элементов, оставшихся незамеченными автором «Кода да Винчи». На заднем фоне, за фигурами людей, видно рожковое дерево. Как отмечают Клайв Принс и Линн Пикнетт в своей книге «Открытие тамплиеров», рожковое дерево обычно ассоциируется с Иоанном Крестителем - главным персонажем картин Леонардо да Винчи. Вокруг него на заднем плане в почтительных позах располагаются фигуры людей. Один из них вытянул указательный палец в жесте, типичном для Иоанна Крестителя (по утверждению К. Принса и Л. Пикнетт). Второй человек, стоящий возле Марии и младенца Иисуса, также поднял палец в том жесте, который Леонардо неоднократно изображал на своих живописных полотнах. Жест Иоанна по‑прежнему остается самым загадочным элементом картин Леонардо.

См. также: Леонардо да Винчи.