Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кальдерон де ла Барка – краткая биография. Педро кальдерон де ла барка - биография, информация, личная жизнь Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка Педро" в других словарях

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, - 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском. К 1619-23 относятся первые литературные опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя литературе. В 1651 принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период творчества (примерно до середины 20-х гг.) К. дела Б. под влиянием Лопе де Вега Карпьо написал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623, изд. 1637), «Игра любви и случая» (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно до середины 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка философских и этических проблем, одновременная разработка нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-29, изд. 1636), морально-философская драма «Жизнь есть сон» (1631-32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» (1636, изд. 1650) и др. В «драмах чести» («Врач своей чести», 1635, изд. 1637, и др.) К. де ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая какую-либо ведущую черту в характере героя. В драме «Саламейский алькальд» (1640-45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К. де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных праздников. Писал религиозные драмы - «Поклонение кресту» (1639-32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» (1634, изд. 1636), а также Ауто; философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия.

Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет к так называемой высокой комедии; для них характерны следующие черты: выбор героев только из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести, обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный язык. Унаследовав традиции испанской ренессансной литературы, К. де ла Б. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единственным средством примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и Барокко.

В России знакомство с драматургией К. де ла Б. относится ещё к началу 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й половины 19 в. Интерес представляли постановки: «Поклонение кресту» (1910) и «Стойкий принц» (1915) Вс. Мейерхольда, а также «Жизнь есть сон» (1914) А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся многих сов. театрами.

Соч.: Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1959; в рус. пер. - Соч., пер. и вступ. ст.. К. Д. Бальмонта, в. 1-3, М., 1900-12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского,. т. 1-2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.; Литературно-критические работы, т. 1, М. - Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Балашов. Н. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко в испанской литературе, «Изв. АН СССР. Серия литературы и языка», 1967, т. 26, в. 3; его же, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании, в сборнике: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969; Frutos Cortés Е., Calderon, Barselona, 1949; Shergold N. D., Varey J. Е., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637-1681, Estudio у documentos, Madrid, ; Valbuena Briones A.. Perspectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, ; Karczewska-Markiewicz Z., Calderón de la Barca, Warsz., 1970. Портрет см. на стр. 232.

Н. Б. Томашевский.

  • - де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо Педро - исп. драматург, священник, францисканец-терциарий; род. 17.01.1600, Мадрид, ум. 25.05.1681 там же. Происходил из дворянской семьи...

    Католическая энциклопедия

  • - См. Гамилькар...

    Энциклопедия мифологии

  • - 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое судно дл. ок. 10 м, появившееся впервые в Италии в 17 в. 2) Речное грузовое несамоходное судно облегчённой конструкции, применявшееся с нач. 18 в. до кон. 19 в. на...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - Ильин, автор трагедии "Кальдерон"1844 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое...
  • - испан. писатель. Сначала проф. поэзии и риторики, затем адвокат, позже губернатор в Логроньо и Севилье. Его стихотворения "Poesias del solitario" имели большой успех, равно как и остроумные очерки андалузских нравов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - английский живописец-жанрист, сын испанца, эмигрировавшего в Англию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Кальдерон...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946-48 занимал дипломатические посты...
  • - Кабальеро Кальдерон Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946‒48 занимал дипломатические посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кальдерон де ла Барка, Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - политический деятель, президент Коста-Рики в 1940-1944. Родился 10 марта 1900 в Сан-Хосе. Среднее образование получил в государственных школах Сан-Хосе...

    Энциклопедия Кольера

  • - КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА Барка Педро - испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" , "Дама-неведимка" . В драмах "Стойкий принц" , "Саламейский алькальд" дана христианско-демократическая трактовка чести...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром...
  • - драматург Величайшая победа - победа над самим собой. Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Кальдерон де ла Барка" в книгах

Кальдерон де ла Барка

Из книги Законы успеха автора

Кальдерон де ла Барка Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао дела Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только денег. Кто

ГАННИБАЛ БАРКА

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

ГАННИБАЛ БАРКА (247/246 - 183 до н.э.) Карфагенский полководец. Герой войн против Древнего Рима. Сын карфагенского военного и государственного деятеля Гамилькара Барки получил хорошее по тому времени разностороннее образование. С юных лет Ганнибал участвовал в военных

Гамилькар Барка

Из книги Карфаген должен быть разрушен автора Майлз Ричард

Гамилькар Барка

Из книги Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима автора Габриэль Ричард А.

Гамилькар Барка Гамилькар сильно рисковал, возвращаясь с Сицилии, поскольку его политические противники всячески стремились возложить на него ответственность за поражение на Сицилии. Аппиан сообщает, что его обвинили в незаконном присвоении денег во время войны.

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Педро Кальдерон де ла Барка 1600–1681 гг. Один из крупнейших драматургов Испании. Величайшая победа - победа над самим собой.Вернее побеждает тот, кто побеждает без кровопролития.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681 гг.) драматург Величайшая победа – победа над самим собой.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий.Кто избирает между умом и

Кальдерон де ла Барка

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Кабальеро Кальдерон Эдуарде

БСЭ

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

КАЛЬДЕРОН

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КАЛЬДЕРОН (Кальдерон де ла Барка), Педро (Calderon de la Barca, Pedro, 1600–1681), испанский драматург 20 Ведь самый величайший грех Для человека есть родиться. «Жизнь есть сон», драма (1635), д. I, явл. 2; пер. Д. К. Петрова? Кальдерон П. Драмы. – М., 1989, кн. 1, с. 534 У Сенеки: «Никому не дано счастья –

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт.* * * Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени К концу XVI столетия сложилась испанская национальная драма. В творчестве ее гениального основоположника и крупнейшего представителя Лопе де Веги отчетливо обнаружились и круг проблем, разрабатываемых в драме, и ее основные

Кальдерон

Из книги Вечные спутники автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Кальдерон I Двадцать пятого мая 1681 года, в Троицын день, на сценах всех главных городов старой Испании – Мадрида, Толедо, Севильи, Гренады, в ознаменование торжественного праздника, по обычаю давались аллегорические драмы на сюжеты из Священного Писания. Эти мистерии

«Висенте Кальдерон»

Из книги Просто wasy и Спартак автора Меркин Андрей

«Висенте Кальдерон» Октябрь 72 года, на стадионе «Висенте Кальдерон» в Мадриде идёт проливной дождь. Спартак играет против мадридского «Атлетико» на Кубок кубков.Николай Николаич истошно вопит в микрофон - нашу комментаторскую кабину заливает водой - как будто сам

А именно так звучит его полное имя, аристократ по происхождению, родился в Мадриде 17 января 1600 года. Первоначальное образование получил в иезуитской школе. В пятнадцать лет поступил в университет в Саламанке, где прослушал курс гражданского и канонического права. В первой половине своей жизни Кальдерон – человек шпаги. Он участвовал в военных походах в Италии и Фландрии, в 1637 годы был посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В1640 году принимает участие в подавлении мятежа в Каталонии. В молодости он не раз обнажал шпагу на поединках и даже однажды, посмеявшись над напыщенным красноречием одного проповедника, был посажен в тюрьму за оскорбление духовного сана.
Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо, почетный капеллан короля, а в 1666 году – настоятель братства святого Петра.
Умер Кальдерон глубоким стариком 25 мая 1681 года. На его письменном столе осталась незаконченная духовная драма (ауто).
Первые поэтические лавры Кальдерон снискал себе в 1622 году, участвуя в состязании поэтов на празднике святого Исидора. Лопе де Вега заметил его, поощрив молодой талант лестной похвалой. В 1635 году Кальдерон получил звание придворного драматурга. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, для духовных празднеств по заказам городских властей Мадрида – одноактные духовные представления (аутос сакраменталес).
В полное собрание сочинений поэта, изданное после его смерти (1682-1699), вошло 120 пьес, 80 аутос сакраменталес и 20 интермедий.
Творч. путь Кальдерона можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до середины 1620-х годов) он под влиянием Лопе де Вега создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623), «Мнимый звездочет» (1624), «Игра любви и случая» (1625), национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625) и др. «Синтетический» период (до середины 30-х годов) характеризуется стремлением Кальдерона к широким обобщениям, постановке философ, и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-1629), «Жизнь – это сон» (1631-1632), «Сам у себя под стражей» (1636). В третий, «аналитический» период (до конца 1640-х годов) Кальдерон тяготел к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая одну ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (1635), «Саламейский алькальд» (1640-1645). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.
Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творческой жизни Кальдерон писал также ауто, которым он придал классическую форму, вдохнув в эти символически-религиозные пьесы, утверждающие теологический тезис, подлинную поэзию. Среди его ауто имеются философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто Кальдерона представляют развернутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем испанской контрреформации. Светские пьесы Кальдерона, все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произведений, тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Свыше 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философских драм – «Жизнь – это сон». Драма «Любовь после смерти» (1633) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религиозных драмах – «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чистилище святого Патрика» (1634) и др. – решаются теологические проблемы. Широко известны «драмы чести» – «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в котором чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что воспринималось позднее как революционный призыв. Социальные мотивы сильны и в других пьесах, включая даже некоторые ауто, например «Великий театр мира» (1645).
Комедии в собственном смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (например, «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» (1633), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди которых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий Кальдерона тяготеет к так называемой «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетикой стихотворной речи. Комедии Кальдерона, наиболее близкие к традициям Лопе де Вега, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотворной техникой и изысканным языком.
Унаследовав великие национальные традиции испанской литературы, Кальдерон при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов которого отразил уже М. Сервантес, дает Кальдерону основание для пессимистической переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христианская вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.
Творчество Кальдерона получило широкую известность в Европе с начале 19 века, когда немецкие романтики создали восторженный культ писателя. У нас знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтическое увлечение пьесами Кальдерона получило выражение в переводах и постановках 1-й половины 19 века.

Кальдерон де ла Барка

Кальдерон де ла Барка

КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА Педро (Pedro Calderon de la Barca, 1600-1681) - один из крупнейших драматургов Испании XVII в. Р. в Мадриде, в знатной семье. Отец его был помощником министра при Филиппах II и III. К. воспитывался в иезуитской коллегии, затем учился в университете в Саламанке, где проходил курс теологии, математики и права. Затем поступил на военную службу и участвовал в походах в Италии и Фландрии. После смерти Лопе де Вега (1635) получил звание придворного драматурга, в 1637 - рыцаря ордена Сант-Яго. В продолжение нескольких лет принимал участие в подавлении восстания в Каталонии. В 1653 был назначен настоятелем придворной капеллы. Это соответствовало и желанию короля оставить К. при дворе в качестве придворного драматурга и организатора празднеств и давнему намерению самого драматурга посвятить себя служению церкви.
Это намерение полностью осуществилось в 1663, когда К. стал во главе иезуитского братства святого Петра и одновременно с этим решительно перешел от светской драмы к духовной (autos sacramentales).
Несмотря на разнообразие сюжетов, все произведения К. трактуют один и тот же комплекс религиозно-этических идей, проистекающих из его иезуитско-католической настроенности; характерным для его творчества является также обработка одного и того же сюжета в разных драматических формах (транспозиция светского сюжета в религиозный, духовного - в философский). В этих же целях им использовано и богатейшее наследство прежних испанских драматургов, к-рое он композиционно и идейно подчинил основным целям и задачам своего творчества. Общепринятая классификация делит его произведения на следующие виды: трагедию (dramas tragicas), драму историческую (comedias historicas), мифологическую (comedias mitologicas), религиозную (comedias religiosas), философскую (comedias filosoficas), духовную (autos sacramentales), комедию интриги (comedias de capa y espada), сарсуэлы (zarzuelas) и интермедии (entremeses). Вообще же все многочисленные драматические произведения К. можно по манере обработки сценического материала разделить на три вида: драму аллегорическую, к к-рой относятся аутос и некоторые религиозные и философские драмы, комедию интриги, в к-рой центр тяжести лежит в развертывании интриги, и наконец трагедии и драмы, в к-рых главное действующее лицо воплощает известную религиозно-этическую идею.
Аутос были любимым жанром К. Они по построению были не просто сценическим воплощением религиозной идеи, а напоминали молитвы, обращенные к богу, по той форме напряженной мистичности, которая давала ему возможность сочетать абстрактные религиозные символы с конкретными сценическими образами библейских типов, святых и мучеников. Эта форма выражала на сцене религиозную идею в наиболее чистой форме, не осложненной человеческими страстями и сопряженными с ними волевыми актами. Аутос - одноактные пьесы, оживляемые прологом (loa) и интермедией и заканчивающиеся танцами и музыкой, - пользовались постоянным покровительством королевской власти и духовенства и имели большое значение в смысле поддержания веры в народных массах, особенно во второй половине XVII в., когда разлагавшаяся монархия нуждалась в чрезвычайных мерах для укрепления своего влияния. Наиболее значительной в ряду многочисленных написанных К. аутос является «Пир Валтасара» (La cena de Baltasar). Ауто «Жизнь есть сон» (La vida es sueno) аранжировано драматургом в философскую драму под тем же названием. Грандиозную схему символической драмы дал К. в ауто «Великий мирской театр» (El gran teatro del mundo), в котором в символах власти, богатства, красоты и бедности дана католическая идея тщеты всего земного и вера в воздаяние за гробом.
Переход от духовного жанра к светскому представляет религиозная драма. Она использует сюжетную канву традиционных представлений из жизни святых (comedias de santos), но осложняет действие введением новых мотивов. Важнейшими видами религиозной драмы К. является драма-житие раскаявшегося разбойника и драма-житие обратившегося в христианство язычника. В центре действия - человек знатного происхождения, вынужденный порвать с обществом благодаря преступлению, совершенному им на почве несчастной любви, и во главе разбойничьей шайки мстящий своим врагам. Его трагическая судьба и незаурядная личность возбуждают сочувствие зрителей: он гибнет, но перед смертью примиряется с небом («Devocion de la Cruz»). В пьесах об обращении язычников главным действующим лицом является человек другой веры, язычник или мавр, к-рый в результате сомнений и колебаний все больше и больше укрепляется в христианском сознании, за что небо вознаграждает его и он удостоивается мученической смерти («El magico prodigioso», «El Jose de mujeres», «Los dos amantes del cielo»). Этот цикл пьес, увенчиваемый яркой фигурой стойкого принца из драмы «El principe constante», готового ради церкви и короля пойти на любые жертвы и мученичество, представлял собою могучее агитационное средство в руках драматурга-иезуита. Рисуя идеальный мир героев-мучеников, лишенных обыденных чувств и страстей, поглощенных фанатической верой в потустороннее, религиозная драма К. играла ту же роль, что и аутос, лишь переключая абстракции в очеловеченные символы.
В ряду философских драм К. наиболее значительна драма «Жизнь есть сон» (La vida es sueno), еще сильнее заостряющая проблему, которой посвящены его религиозные пьесы, резко противопоставляющая земную жизнь с ее преходящими радостями и печалями жизни идеальной, утверждающая тезис, что «самое великое преступление человека заключается в том, что он родился на божий свет». Другим вариантом той же концепции является драма «В этой жизни все и истина и ложь» (En esta vida todo es verdad y todo mentira) и «Luiz Perez el Gallego».
Религиозные и философские драмы К. отражают пессимистические воззрения деградирующего дворянства и церковной «аристократии». Христианский мистицизм К. - это поколебленное, сомневающееся христианство. К. раздвоен психоидеологически, а отсюда и в своем художественном стиле. С одной стороны - великолепие феерии и гонгористская расцвеченность драм К., с другой - мучительная рефлексия его героев, чуждая цельному христианскому мировоззрению средних веков, их неистовая борьба за право на жизнь. Когда он награждает их мученическим венцом, он при этом устраивает настоящий праздник звуков и красок, пользуясь блестящими достижениями испанской драматургической техники.
Эта раздвоенность (крайне типичная для творчества испанского барокко) особенно ощутима в тех его пьесах, где им изображаются не абстракции, не аллегорические фигуры, а живые люди и быт (comedias de capa y espada или comedias de enredo).
К. вводит в традиционную комедию интриги новые мотивы, к-рые не только конструктивно видоизменяют ее, но и отвечают мироощущению драматурга. Нет и в помине той легкости и грациозности, с к-рой реалистический театр Лопе де Вега завязывает свою комедийную интригу. Трагическая ситуация, создаваемая К., искусно переводится в третьей хорнаде в плоскость комедийной развязки: с действующих лиц, до тех пор противопоставленных друг другу, совлекается покрывало тайны, во врагах узнаются друзья и родные, в соперниках - горячо влюбленные. Но если внимательно разобрать хитросплетенную ткань интриги, то окажется, что не воля действующих лиц привела к желанному концу, а слепой случай. Так. обр. К. и в комедиях интриги, выводя на сцену живых людей, а не символы, остается верен своей пессимистической концепции. Подлинным героем этих пьес является именно слепой случай. Вот почему центр тяжести этих комедий лежит не в людях и не в их характерах, а в капризной игре случая, выражающейся в пестрой смене ситуаций. К числу лучших комедий интриги К. относятся: «La dama duende», «Casa con dos puertas mala es de guardar», «Mananas de abril y mayo».
Характерными для творчества К. являются и его трагедии, в к-рых выступает ревность не как страсть, а как узаконенная церковной моралью сила, необходимая в целях охранения семейной чести и предотвращения распада семьи. В типичных трагедиях этого рода: «Врач своей чести» (El medico de su honra), «Художник своего бесчестья» (El pintor de su deshonra) и «За тайное оскорбление - тайная месть» (A secreto agravio, - secreta venganza) одно только подозрение в измене влечет за собою жестокую месть со стороны оскорбленного мужа. Тут, с одной стороны, ни в чем неповинная жена, с другой - носитель идеи возмездия за возможное поругание семейной чести, и чем невиннее казалась жертва, тем сильнее давила на сознание жестокая иезуитская мораль К.
Поэт контрреформации и абсолютной монархии, ненавидевший народ, уводивший зрителей в идеальный мир, в к-ром знатные испанцы, изображенные в виде символов и аллегорий, уподоблялись героям и святым, отрешенным от земных страстей и исполненным религиозного и монархического пафоса, - К. сыграл огромную роль как верный певец самой мрачной реакции. Стоя во главе многочисленной плеяды драматургов, большей частью таких же священников-иезуитов, как он сам, К. был наиболее последовательным из них в своем творчестве, создав драму-проповедь, использовав для нее все существующие лит-ые формы и жанры и проводя через них законченное иезуитско-католическое мировоззрение. В эпоху заката испанского абсолютизма его драматическое творчество служило верой и правдой церкви и трону в их борьбе за власть над умами, имуществом и жизнью испанских подданных (характеристику эпохи, в к-рую жил и творил К., см. раздел «Испанская драма», в ст. «Драма» и «Испанская литература») Лит-ра позднейших эпох нередко обращалась к его драмам, заимствуя из его идеального мира образы, оформлявшие реакционные и реставрационные настроения (романтизм, символизм, декадентство).Библиография:

I. Драматические произведения, «Библиотека европейских писателей и мыслителей», изд. В. Чуйко, СПБ., 1884 (Поклонение кресту; Час от часу не легче; Алькад в Саламасе); Жизнь есть сон, перев. Д. К. Петрова, СПБ., 1898; Сочин., вып. I-III, перев. К. Бальмонта, М., 1900-1912. Calderon de la Barca Pedro, Obras, que saca a luz P. de Pando y Mier, 1717, и многочисленные позднейшие издания.

III. Dorer E., Die Calderon-Literatur in Deutschland, 1881; Gunther E., Calderon und seine Werke, 2 Bde, 1888.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Кальдеро́н де ла Ба́рка

(Calderon de la Barca) Педро (1600, Мадрид – 1681, там же), испанский драматург.

Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии, изучал гражданское и каноническое право в Саламанкском ун-те. В 1638 г. участвовал в войне с Францией. В 1651 г. принял сан священника. Был тесно связан с двором, пользовался особым покровительством короля Филиппа IV. Занимаясь драматургией с 1619 г., к концу жизни являлся автором не менее 120 дошедших до нас комедий, 78 ауто (одноактных представлений на религиозные сюжеты) и 200 пьес малых жанров. Начал Кальдерон с подражаний Лопе де Вега (комедии «плаща и шпаги», полные забавных приключений, неузнаваний и в конце концов счастливо разгадываемых тайн: «Любовь, честь и власть», 1623; «Мнимый звездочёт», 1624; «Игра любви и случая», 1625), а также с национально-патриотической драмы, посвящённый одному из эпизодов борьбы Испании с Нидерландами, «Осада Бреды» (1625). Следующий, т. н. «синтетический», период творчества Кальдерона характеризуется тягой к широким обобщениям, постановке важных философских и этических проблем, сплетением в одной пьесе нескольких сюжетных линий («Стойкий принц», 1626-28; «Жизнь есть сон», 1631, – вершина творчества драматурга; «Сам у себя под стражей», 1636). В третий, «аналитический», период Кальдерон под влиянием усиливающихся в европейской литературе классицистических тенденций стремился к сосредоточенной разработке определённой темы, раскрытию в характере героя той или иной ведущей черты («Врач своей чести», 1635; «Саламейский алькальд», 1640-41). В последние десятилетия Кальдерон сочинял для придворных празднеств пьесы, построенные на мелодраматических аллегориях, с музыкой, пением и балетными номерами.
На протяжении всей жизни Кальдерон писал ауто, вдохнув в эти символические пьесы, посвящённые утверждению того или иного богословского тезиса, подлинную поэзию. Откровенно морализаторский характер ауто наиболее ярко выявил в Кальдероне убеждённого приверженца Контрреформации, мощи и всевластия католической церкви. При этом драматург сумел глубоко выявить в своём творчестве трагизм мироощущения барокко – периода кризиса оптимистически-гуманистических ценностей Возрождения ; ощущение бессилия человека перед непредсказуемой силой судьбы («Жизнь есть сон» и др.). Социально-критические мотивы звучат в ряде пьес Кальдерона, воспринимавшихся просветительским 18 в. с его культом «естественного», внесословного человека как революционный призыв («Саламейский алькальд», где чувство чести впервые в испанской литературе выведено за пределы исключительно дворянской добродетели).
Рус. зрителю Кальдерон известен со второй пол. 19 в. («Врач своей чести», «Саламейский алькальд»). Особый интерес представляли экспериментальные постановки пьес «Поклонение кресту» и «Стойкий принц», осуществлённые В. Э. Мейерхольдом (соответственно – 1910 и 1915), а также «Жизнь есть сон» в постановке А. Я. Таирова (1914). Среди рус. переводчиков и ценителей пьес Кальдерона, отличающихся также по-барочному изящной стихотворной техникой, – К. Д. Бальмонт.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка" в других словарях:

    Кальдерон де ла Барка, Педро Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón Дата рождения … Википедия

    Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и… … Большая советская энциклопедия

    - (Calderon de la Barca) Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riano) Педро (1600 1681) Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром. Есть люди … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Don Pedro Calderon de la Barca Henao y Niaño) знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кальдерон де ла Барка П. - KАЛЬДЕРÓН ДЕ ЛА БÁРКА (Calderón de la Barca) Педро (1600–81), исп. драматург. В творчестве, воплотившем трагич. противоречивость мироощущения барокко и завершившем золотой век исп. театра,. – стремление к филос. осмыслению бытия,… … Биографический словарь

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао ла Баррера-и-Рианьо родился 17 января 1600 года в Мадриде в семье секретаря королевского казначейства дона Диего Кальдерона. Мать драматурга – Анна Мария де Энао (родом из Фландрии) умерла, когда Педро исполнилось десять лет.

Звучное имя и горделивый герб с девизом «За веру» вводил в заблуждение многих биографов, распространивших миф об аристократическом происхождение Кальдерона. На самом деле он принадлежал к дворянству средней руки. Дед его был писарем казначейства, а бабка – дочерью оружейника Франсиско Руиса, правда столь искусного в своём деле, что Лопе де Вега даже утверждал, что «его изделия могли украсить любого принца».

Восьмилетним мальчиком Педро был отдан на воспитание в мадридский иезуитский колледж (Колехьо имперьяль). Когда умерла мать, на руках у дона Диего оставалось шестеро детей. В 1614 году отец женился вторично. После смерти отца, случившейся через год после женитьбы, в многочисленной семье начались нелады. Ссоры с мачехой из-за крохотного наследства привели к судебному разбирательству.

По окончании колледжа Педро Кальдерон был отдан в университет Алькала де Энарес, затем перешёл в Саламанкский университет, где изучал гражданское и каноническое право, готовясь согласно желанию матери к духовной карьере. Однако из-за семейных неурядиц Кальдерон вынужден был прервать учение и вернуться в Мадрид.

О юношеских годах Кальдерона сведения отрывочные. Известно только, что 1619 – 1623 годы он провёл в Мадриде, не помышляя о духовной карьере и ведя рассеянную жизнь. В свободное от светских развлечений время Кальдерон не забывал поэзию, к которой, по свидетельству современников, он пристрастился, ещё будучи на попечении у отцов-иезуитов. Первую свою комедию Кальдерон написал, когда ему было тринадцать лет. На поэтических состязаниях в день празднования Св. Исидора в 1620 году Кальдерон удостаивается похвалы Лопе де Вега за сонет, попавший потом в сборник самого Лопе. Последнему обстоятельству удивляться не следует, поскольку в период беспримерной славы «чуда природы» издатели охотно приписывали ему чужие произведения. Выражение «es de Lope» - «это достойно Лопе», - ставшее тогда летучим и применяемое ко всему достойному внимания, вполне объясняет и без того обычный недосмотр издателей.

После 1623 года следы пребывания Кальдерона в столице теряются, предполагают, что 1623 –1625 годы он провёл в северной Италии. Вернувшись в 1625 году в Мадрид, Кальдерон всецело отдаётся литературе и театру. Первая из достоверно датируемых его комедий, «Любовь, честь и власть», относится ещё к 1623 году. Большинство его пьес видят жизнь на подмостках пышного Реаль де Паласьо. Сведения о дальнейшей жизни Кальдерона ещё более скудные…

Однако доподлинно известно, что знаменитый драматург испытал себя и на ратном поприще. В 1638 году французские войска под начальством принца Кондэ вторглись в Испанию возле Бидасоа и обложили крепость Фуэнтерабиа. На помощь осаждённым была снаряжена армия под командованием великого адмирала Кастилии Хуана Алонсо Энрикеса де Кабрера. Патриотично настроенный Кальдерон бросает работу над очередной комедией и вместе со своим братом Хосе поспешает к месту военных действий. Через три года Педро Кальдерон в числе кавалеров Ордена Сант-Яго принимает участие в походе против Каталонии, где началось сепаратистское движение. О воинской доблести великого драматурга сохранилась подробная реляция его начальника Альваро де Киньонеса.

Несмотря на литературные, светские и даже воинские успехи, 40-е годы были для Кальдерона мрачными и суровыми. В 1645 году при обороне предмостного укрепления погибает любимый младший брат Кальдерона – Хосе. Ещё через год умирает его старший брат - Диего. В 1648 году умирает возлюбленная Кальдерона, от которой у Кальдерона остался годовалый сын (также вскорости умерший). К личным горестям примешались и другие, поставившие на карту не только материальное благополучие драматурга, но и его дальнейшую литературную судьбу, - связано это было с общим положением в стране.

Гонения на театр, личные горести и господствующее влияние церкви несомненно повлияли на решение Кальдерона принять духовный сан. 18 сентября 1651 года его рукоположили в священники. В 1653 году Кальдерон получает должность настоятеля собора Новых Королей в Толедо. Назначению Кальдерона пробовал было воспротивиться патриарх Обеих Индий Алонсо Перес де Гусман, заметивший, что написание пьес несовместимо с подобной должностью. Однако сам вскоре заказал Кальдерону ауто для праздника Тела Господня. Кальдерон отвечал горделивым письмом: «Либо нечестиво писать пьесы, либо нет; если нет, то не мешайте мне, если нечестиво - не просите». Тем не менее, начиная с 1651 года, Кальдерон перестал писать светские пьесы, если не считать пышно-постановочных действ, рассчитанных на дворцовые спектакли. В 1663 году король вытребовал Кальдерона из Толедо ко двору, где он получил должность королевского духовника. В 1665 году умирает покровитель Кальдерона Филипп IV, Кальдерон отходит от двора и получает должность настоятеля кафедральной церкви конгрегации Св. Петра, состоявшей из священников, уроженцев Мадрида. Последние годы жизни Кальдерон посвящает свой досуг почти исключительно писанию ауто для Мадрида, Толедо, Севильи и Гранады, что почиталось великой честью.

Кальдерон де ла Барка.

Краткая литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/10.htm

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (полная фамилия — Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо — Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño), Педро (17. I. 1600, Мадрид, — 25. V. 1681, там же) — исп. драматург. Принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкском ун-те, где изучал гражд. и канонич. право. В 1619—23 обратился к драматургии, с 1625 целиком отдался лит. деятельности. В 1637 посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В 1638 участвовал в войне с Францией, в 1640 — в подавлении восстания в Каталонии. В 1651 принял священнич. сан; был тесно связан с двором. С 1665, после смерти своего покровителя Филиппа IV, писал преим. религ. пьесы. В 1680 составил список своих пьес, включавший 111 комедий и 70 ауто. Этот список послужил основой для первого посмертного т. н. полного собр. пьес К. де ла Б. (изд. 1682—91). К наст. времени известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; нек-рые произв. не разысканы и известны только по названиям.

Творч. путь К. де ла Б. можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до сер. 20-х гг.) он под влиянием Лопе Ф. де Вега Карпьо создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor y poder», 1623, изд. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrólogo fingido», 1624, изд. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de amor y fortune», 1625, изд. 1636) и др., нац. -патриотич. драму «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625, изд. 1636). «Синтетический» период (до сер. 30-х гг.) характеризуется стремлением к широким обобщениям, постановке философ. и этич. проблем, одноврем. разработке неск. тем в одной пьесе: «Стойкий принц» («El príncipe constante», 1628—1629, изд. 1636), «Жизнь — это сон» («La vida es sueñno», 1631—32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» («El alcaide de sí mismo», 1636, изд. 1650). В третий, «аналитический» период (до конца 40-х гг.) К. де ла Б. тяготел к концентрированной разработке отд. тем, раскрывая к. -л. ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» («El médico de su honra», 1635, изд. 1637), «Саламейский алькальд» («El alcalde de Zalamea», 1640—45, изд. 1651). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда К. де ла Б. сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.

Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творч. жизни К. де ла Б. писал также ауто, к-рым он придал классич. форму, вдохнув в эти символич. -религ. пьесы, утверждающие к. -л. теологич. тезис, подлинную поэзию; среди ауто имеются философские, на мифологич. сюжеты с теологич. их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и историч. сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто К. де ла Б. представляют развернутую

теологич. расшифровку философ. формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем исп. контрреформации. Светские пьесы К. де ла Б., все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произв., тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Св. 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы историч., философ., религ., библейские, мифологич. и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философ. драм — «Жизнь — это сон». Драма «Любовь после смерти» («Amar después de la muerte», 1633, изд. 1677) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религ. драмах — «Поклонение кресту» («La devoción de la cruz», 1630—32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de San Patricio», 1634, изд. 1636) и др. — решаются теологич. проблемы. Широко известны «драмы чести» — «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в к-ром чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что, несмотря на полную лояльность К. де ла Б. по отношению к монархии и сословному обществ. порядку, пьеса воспринималась позднее как революц. призыв. Она шла с успехом и в годы франц. бурж. революции конца 18 в., и в осажденном фашистами Мадриде во время Нац. -революц. войны (1936—39). Социальные мотивы сильны и в др. пьесах, включая даже нек-рые ауто, напр. «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo», ок. 1645).

Комедии в собств. смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (напр., «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» — «Para vencer a amor, querer vencerle», 1633, изд. 1654), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди к-рых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий К. де ла Б. тяготеет к т. н. «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетизмом стихотв. речи. Комедии К. де ла Б., наиболее близкие к традициям Лопе Ф. де Вега Карпьо, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотв. техникой и изысканным языком, нередко близким к гонгоризму.

Унаследовав великие нац. традиции исп. лит-ры, К. де ла Б. при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов к-рого отразил уже М. Сервантес, дает К. де ла Б. основание для пессимистич. переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христ. вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.

Творчество К. де ла Б. получило широкую известность в Европе с нач. 19 в., когда нем. романтики создали восторж. культ писателя. В России знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтич. увлечение пьесами К. де ла Б. получило выражение в переводах и постановках 1-й пол. 19 в. Во 2-й пол. 19 в. на рус. сцене шли «Врач своей чести» и «Ересь в Англии» (1866), «Саламейский алькальд» (1886). Большой интерес представляли экспериментальные постановки «Поклонения кресту» (1910) и «Стойкого принца» (1915), осуществленные Вс. Мейерхольдом, а также «Жизнь есть сон» (1914) — А. Таировым. На сов. сцене представлены мн. комедии К. де ла Б. («Дама-невидимка», «С любовью не шутят», «Спрятанный кавальеро», «Сам у себя под стражей» и др.) на рус. и др. языках народов СССР.

Соч.: Obras completas, v. 1—3, Madrid, 1959; Teatro selecto, ed. por M. Menéndez y Pelayo, v. 1—4, Madrid, 1909—10; Autos sacramentales, ed. A. Valbuena Prat, — 2, Madrid, 1942; Comedias religiosas, ed. A. Valbuena Prat, Madrid, 1930; Comedias, ed. J. E. Hartzenbusch, v. 1—4 («Biblioteca de autores españoles», v. 7, 9, 12, 14), Madrid, 1944—45; в рус. пер. — Соч., пер. и вступ. ст. К. Д. Бальмонта, вып. 1—3, М., 1900—12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского, т. 1—2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.: Лит. -критич. работы, т. 1, М. — Л., 1934; Петров Д. К., О трагедиях Кальдерона, «ЖМНП». 1901, кн. 1; Шепелевич Л. [Ю.], Драматич. творчество Кальдерона, в его кн.: Историко-лит. этюды, сер. 1, СПБ, 1904; Alonso Cortés N., Algunos datos relativos a D. Pedro Calderóon, «Revista de filologia española», Madrid, 1915, t. 2; Constandse A. L., Le Baroque espagnol et Calderón de la Barca, Amst., 1951; Cotarelo y Morí E., Ensayo sobre la vida y la obra de don P. Calderóon de la Barca, Madrid, 1924; Frutos Cortés E., Calderón, Barcelona, 1949; его же, La filosofía de Calderón en sus autos sacramentales, Zaragoza, 1952 (Diss.); Hilborn H. W., A chronology of the plays of Calderón, Toronto, 1938; Kommerell M., Beiträge zu einem deutschen Calderón, 1, Fr./M., 1946; Margraff N., Der Mensch und sein Seelenleben in den Autos sacramentales des Don Pedro Calderón de la Barca, Bonn, 1912 (Diss.); Menéndez у Pelayo M., Calderón y su teatro, Madrid, 1881; Parker A. A., The allegorical drama of Calderón, Oxf. — L., 1943; Ríos de Lampérez, De Calderón y de su obra, Madrid, 1915; Rubió y Lluch A., El sentimiento del honor en el teatro de Calderón, Barcelona, 1882; Sánchez de Castro F., Calderón. Estudio crítico, Madrid, 1881; Shergold N. D. and Varey J. E., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637—1681, Estudio y documentos, Madrid, ; Valbuena Prat A., Calderón. Su personalidad, su arte dramático, su estilo y sus obras, , 1941; его же, Los autos sacramentales de Calderón, «Rev. Hisp.», 1924, v. 61; Breymann H. W., Die Calderon-Literatur, Münch. — B., 1905.

Н. Б. Томашевский.