Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какова основная проблематика капитанской дочки. Анализ «Капитанская дочка» Пушкин. Главные герои и их характеристика

Литература, 8 класс

Тест по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина
а) 1801-1825 б) 1799-1838

в) 1799-1837 г) 1789-1837

2. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»
а) роман б) историческая хроника в) повесть

3. Какова основная проблематика романа «Капитанская дочка»?

а) проблема любви б) проблема чести, долга, милосердия

в) проблема роли народа в развитии общества г) проблема дружбы

4. Повествование в произведении ведётся от лица:
а) автора б) Гринёва в) нескольких персонажей

5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»
а) «Назвался груздем, полезай в кузов» б) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива
в) «Береги честь смолоду» г) «Береги честь смолоду, а платье снову»

6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?
а) Николай I и Емельян Пугачёв б) Степан Разин и Александр I
в) Екатерина II и Степан Разин г) Екатерина II и Емельян Пугачёв

7. Петр Гринёв был записан на военную службу
а) по достижении совершеннолетия б) сразу после рождения в) до рождения

8. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:
а) «Береги честь смолоду» б) «Держать в ежовых рукавицах»
в) «Работать спустя рукава» г) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»

9. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за
а) дуэль б) мошенничество в) воровство г) пьянство

10. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:
а) карточный долг б) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой
в) нечестная игра в бильярд г) стихи, написанные Петром Гринёвым

11. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от
а) Савельича б) Швабрина в) Маши Мироновой г) капитана Миронова

12. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?
а) осталась в крепости б) в Москву в) в Петербург г) в Оренбург

13. От пугачёвцев Машу Миронову прятала
а) её мать б) попадья в) служанка

14. Укажите название любимой песни Пугачёва:
а) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»
б) «Дубинушка»
в) «Вниз по матушке по Волге…»
г) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»

15. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
а) противопоставления

б) сопоставления

в) взаимодополнения

16. С какой целью в роман вводится сон Петруши?

а) характеризует Гринёва б) предваряет развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

17.Узнайте героя по описанию.

«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

а) Емельян Пугачёв б) Савельич

в) Алексей Швабрин г) Зурин

18. Узнай героя по описанию.

«…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

а) Зурин б) Алексей Швабрин

в) Емельян Пугачёв г) капитан Миронов

19. Узнай героиню по описанию.

«…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

а) Василиса Егоровна Миронова б) Маша Миронова

в) Палашка г) Екатерина II

20. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».

а) интерьер б) пейзаж в) ремарка г) портрет

21. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

а) о Вороне и Лисице б) о Соколе и Змее

в) о Вороне и Орле г) о Буревестнике и Чайке

22. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву?

а) Хотел сравнить себя с Вороном, который живет долго.
б) Хотел сравнить Гринёва и его единомышленников с Вороном.

в) Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил, когда его слушали.

г) Пугачёв выразил свою жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.

23. Почему произведение, посвящённое в большей степени Гринёву, названо «Капитанская дочка»? Укажите неверное утверждение.

а) Маша – человек сильной воли. На её долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала.

б) Капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

в) Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную.
г) Маша – самый важный герой в произведении

24. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...» ?

в) Петруше Гринёву д) Савельичу

ЭССЕ

Какие вечные проблемы поднимает А.С. Пушкин

в повести "Капитанская дочка"?

В основе повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина лежит крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева - одно из главных исторических событий XVIII века. Но, так как это художественное произведение, автор может использовать не только факты истории, он создает свой мир, своих героев, свою историю. И, конечно же, как и любой другой писатель, А.С. Пушкин вкладывает особый смысл в свое творение, воспроизводит в нем вечные проблемы.
В повести поднимается проблема чести и долга. На примере П. Гринева и А. Швабрина мы видим: молодые люди по-разному смотрят на эти ценности. Петр Гринев на протяжении всей повести доказывает нам, как важны честь, долг и достоинство. Он офицер, поэтому не может позволить себе запятнать свое имя, но в то же время молодой человек готов ослушаться приказа ради исполнения своего долга. Даже игральный долг П. Гринев считает обязательным, поэтому отдает большую часть своих денег, которые дали ему родители на службу. Швабрин же пренебрегает и своей честью, и долгом. Он готов на любой обман, месть и подхалимаж. Чувство долга ему не свойственно. Швабрин не может защитить вою Родину. Он руководствуется лишь собственной выгодой и местью. Эпиграфом к повести является пословица: "Береги платье снову, а честь смолоду". Таким образом, А.С. Пушкин с самого начала обращает внимание читателя на значимость чести. По моему мнению, долг и честь - это ценности, которые должны быть в приоритете у каждого человека, иначе подрываются принципы морали в обществе.
Другим вопросом в данном произведении является проблема верности. Её можно рассмотреть с нескольких сторон, на тех же героях: П. Гриневе и А. Швабрине. Пётр Гринев всегда был верен Маше Мироновой и, несмотря ни на что, самоотверженно бросился её спасать и был с ней до самого конца. Но и о верности своей Родине нельзя забывать. Пётр Гринев противостоял восставшим пугачевцам как и другие офицеры Белогорской крепости, но ради спасения своей возлюбленной ему пришлось прибегнуть к хитрости и пойти на переговоры с бунтовщиком. Из-за этого по наводке А. Швабрина старшие офицеры решили, что Гринев изменил Родине, был в сговоре с Пугачевым. На самом же деле все не так, он всеми силами пытался защитить то, что было ему дорого. А А. Швабрин легко смог предать свою Родину и, примкнув к Пугачеву, стал начальником Белогорской крепости. Он же и донёс на П. Гринева об измене, чтобы того арестовали. Швабрин не имеет в своей душе ни капли светлых чувств, лишь ложь движет им. Даже любовь он пытается заполучить. Насильно молодой человек хотел выдать Машу Миронов за себя замуж, не обращая внимания на желания девушки. Итак, верность - ещё одно ценное качество человека, которое может проявляться во всем, а А. Швабрин не верен ни себе, ни другим, ни любви, ни Родине.
Так же актуальна для повести проблема "отцов и детей". Петруша Гринев воспитывался строгим отцом. Переломным моментом в воспитании мальчика является его взросление. Отец, несмотря на все свои связи, благодаря которым мог обеспечить сыну место в Петербурге, отправляет Петрушу в Белогорскую крепость. А все это для того, чтобы юноша ощутил все тяготы настоящей службы, которые смогли бы из озорного мальчишки воспитать мужчину. Пётр Гринев не мог ослушаться отца, потому что очень уважал его и хотел доказать, что может добиться всего сам. Родители всегда переживали за сына и, желая ему только лучшего, запретили жениться на Маше Мироновой. Однако Пётр продолжает делать то, что решил. Он отправляет Машу вместе с Савельичем в родной дом с просьбой принять сироту. Родители не могут ему отказать. Но при всем этом девушке все равно приходится доказывать, что она достойна любви Петра. Таким образом, возникает противостояние в отношениях родителей и детей. Но семья - важная часть жизни любого человека, это люди, которые всегда помогут и поддержат. Маша Миронова, потеряв родителей, обретает новую семью.
И это далеко не все проблемы, которые А.С. Пушкин поднимает в повести "Капитанская дочка". Эти же вопросы затрагивают во многих произведениях другие русские классики. Я считаю, что данное произведение даже через столько лет остаётся актуальным, ведь раскрывает важные жизненные проблемы.

«Капитанская дочка» - историческое произведение. А к истории, как вы знаете, можно обращаться по-разному.

Можно исходить из того, что в истории меняются только костюмы, технические средства, мода, интерьер и предметы, а психология людей остается неизменной. Примерно так думал Лион Фейхтвангер (рис. 2), и в своих исторических романах, действие которых происходит либо в начале христианской эры, либо в XVIII веке, он писал о своих современниках.

Рис. 2. Лион Фейхтвангер ()

Можно уходить в историю, как в эмиграцию. Настоящее время настолько скучно, скверно, что обращение к истории становится некой отдушиной, попыткой глотнуть свежего воздуха. Может быть, этим во многом объясняется лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича» (рис. 3). Вспомните знаменитые строчки из «Бородина»:

Да, были люди в наше время.

Когда-то люди были сильные, смелые, яркие. Сейчас «печально смотреть на наше поколение».

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов ()

Бывает совершенно сознательное стремление найти в прошлом параллели с настоящим. В 30-40 гг. ХХ века в советской литературе и в советском кино необычайно популярно было обращение к времени Ивана Грозного и Петра I. Понятно, что в этом обращении содержался (не открыто выражался, но улавливался) заказ оправдать деспотизм Сталина, сталинский террор. В этом смысле обращение к Ивану IV и Петру I было совершенно прозрачно.

«Капитанская дочка» была напечатана в 4 томе журнала «Современник» за 1836 г. Посмотрите, как выглядела первая публикация пушкинского романа (рис. 4).

Рис. 4. Первая публикация «Капитанской дочки» ()

«Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы. Бунтовщики их секли, били по щекам, издевались над ними, разграбили дома, изнасильничали жен. Пятнадцать лекарей убито. Спасся один при помощи больных, лежавших в лазарете. Убив всех начальников, бунтовщики себе выбрали других».

Рис. 5. П.А. Вяземский ()

Это всего лишь одно единственное частное проявление пушкинского интереса к народу и к народному бунту, которое вообще отличает 30-е гг. нашего первого поэта.

Еще в 1825 году Пушкин интересовался Степаном Разиным. В начале 30-х гг. Пушкин получает разрешение работать в архивах. 17 февраля 1832 года М.М. Сперанский прислал Пушкину подарок Николая I - «Полное собрание законов Российской империи». В 20 томе этого собрания был перепечатан приговор о наказании смертной казнью изменника-бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников с присоединением объявления о прощаемом преступнике.

Среди имен активных участников возмущений упоминалось имя Михаила Шванвича. В окончательной редакции повести этот исторический персонаж превратился в Швабрина. Первоначально Пушкина интересовала фигура дворянина, который переходит на сторону восставших крестьян. Первоначально это должен был быть характер, похожий на характер Дубровского. Но чем больше Пушкин об этом знал (а в 1833 году Пушкин уже ознакомился с материалами о секретной экспедиции военной коллегии), тем ему яснее было, что этот замысел не может быть воплощен. Посмотрите на цитату из замечаний Пушкина о бунте, написанных для Николая I (рис. 6):

«Весь черный народ был за Пугачева. Одно только дворянство было открытым образом на стороне правительства. Выгоды их были слишком противоположны».

Рис. 6. Николай I ()

Перейти на сторону восставшего, бунтующего крестьянства дворянин мог, только будучи Швабриным - изменником, предателем, человеком без чести. Такое серьезное изменение в замысле романа произошло в ходе работы. Причем в ходе работы над «Капитанской дочкой» Пушкин пишет «Дубровского», «Историю Пугачевского бунта», печатает ее (в этом помогает государь Николай I). И только в 1836 году выходит том «Современника» уже с художественным произведением - с «Капитанской дочкой».

Черновое вступление к роману, написанное в 1833 году, выглядит так:

«Любезный друг мой Петруша, часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть, в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Но не решился я исполнить свое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Конечно, твой батюшка не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно. И лучше было бы, если б ты на него походил».

Дальше говорится о том, что Петруша походит на своего деда, не очень послушного и не очень добронравного в молодости. Но важно не это. И даже не то, что это вступление во многом совпадает с вступлением к изданным запискам Александра Ильича Бибикова, одного из главнокомандующих войсками, усмирявшими пугачевский бунт. Здесь важно для Пушкина то же, что и в стихотворении 1835 года «Вновь я посетил», - наличие связи трех поколений. Как в стихотворении: вот он во владениях дедовских; вот он сам; а заканчивается стихотворение отсылкой ко внукам:

«…Не я увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих питомцев

И шумную главу их заслонишь.

Но пусть мой внук…»

Эта связь поколений, то, чего был явно лишен Лермонтов, для Пушкина необычайно важна. Вот почему так важен отец. Собственно, с этого начинается роман:

«Да кто ж его отец? - спрашивается в эпиграфе - Отец мой Андрей Петрович Гринев» .

В конце 1820-гг. Пушкин обращается к фигуре Петра. Вопрос о том, кто может указать России путь, кто может означить верное движение страны, для Пушкина, особенно после поражения декабристов, был необычайно актуален. И Петр - это герой, воплощающий не свою волю (своевольные герои Мазепа и Карл историей забыты), а волю объективную, волю истории.

В «Капитанской дочке» Пушкин выбирает рубежное, переломное событие. Это крестьянское восстание, пугачевский бунт (рис. 8). Это - проблема народа и дворянства, их отношений. Пушкин показывает два мира, два уклада. У каждого своя правда. Есть своя правда у дворянства, есть своя правда у Екатерины, законной правительницы. И есть, как в своей замечательной статье написал Юрий Михайлович Лотман, своя правда и у мужицкого царя, и у крестьян восставших. Эти два мира, у каждого из которых своя поэзия, свой закон, свое право, находятся во вражде. Это для Пушкина очень важно, ведь «История Пугачевского бунта» (а это именно историческое исследование, которым Пушкин занимался параллельно с работой над «Капитанской дочкой») стала предупреждением для царя, для дворян: народ - это грозная сила, и не дай бог начнется опять гражданская война, война между двумя главными сословиями России.

Рис. 8. Пугачевский бунт ()

Английский волшебник, чародей (как его называли) Вальтер Скотт (рис. 9) своими историческими романами приобрел всеевропейскую славу еще при жизни.

Рис. 9. Вальтер Скотт ()

Первый след, влияние или внимательное чтение Вальтера Скотта, - это незаконченный пушкинский роман «Арап Петра Великого», где историческое лицо показано в частной жизни.

Для исторического романа Вальтера Скотта важно, что на первом плане вымышленные лица, а исторические - на втором. С самого начала важно подчеркнуть, что у Вальтера Скотта и у Пушкина принципиально разный интерес или метод.

Вальтер Скотт необычайно любит описания: замков, костюмов, блюд - все подробности ушедшей эпохи. Более того, он любит в начале романа или в середине дать такой небольшой исторический очерк: что происходило в это время в Шотландии, в Англии (религиозные войны, соперничество королей и т. д.). У Пушкина практически этого нет. Например, 14-я глава «Суд»:

«Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою».

Толстой, прочитав «Капитанскую дочку», скажет:

«Повести Пушкина голы как-то».

По сравнению с интересом подробностей (Толстой считал, что современная ему литература отличается интересом к деталям), пушкинские повести, действительно, голы. Это всегда действие, а не описание. Очень немного эпитетов, очень немного пейзажей, интерьеров:

«Я вошел в залу довольно обширную».

Можно представить, какое описание этой залы суда сделал бы другой писатель.

На этом фоне исключения всегда очень заметны:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом в рамке. Около него красовались лубочные картинки, изображающие взятие Костерина и Очакова. Так же выбор невесты и погребение кота».

Это цитата из III главы. Здесь очень важны и картинки, и сюжеты этих картинок. Все это стало уже предметом отдельных работ и отдельных исследований.

Рассмотрим еще один пример откровенно не использованного повода для описаний. Вы помните, что Маша Миронова останавливается на последней станции перед Петербургом, станции София (на самом деле еще в это время, в 1774 г., этой почтовой станции не было). И жена станционного смотрителя рассказывает Маше все о Екатерине: в котором часу государыня обычно просыпалась; кушала кофе; прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом; кого принимала вечером. Словом, разговор Анны Власовны стоил нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомков. Но Пушкин их сознательно не пишет.

В романах Вальтера Скотта есть некоторые особенности, которые, казалось бы, совершенно совпадают с пушкинскими ходами, приемами в «Капитанской дочке». Например, в «Айвенго» Черный рыцарь (неизвестный, неузнанный) оказывается королем Ричардом Львиное Сердце. А в «Капитанской дочке» и Пугачев, и Екатерина появляются сначала неузнанными. Так же, как в «Квентине Дорварде» Вальтера Скотта, скромный горожанин оказывается королем Людовиком. А в романе «Роб Рой» и в романе «Уэверли» действуют старые решительные отцы героев, напоминающие чем-то Андрея Петровича Гринева.

Роман «Роб Рой» представляет собой записки, полученные от третьего лица. В основе «Капитанской дочки» - записки Гринева, переданные одним из его внуков издателю, поскольку издатель интересуется эпохой, в этих записках изложенной.

Во второй главе романа «Уэверли» главный герой Эдуард, произведенный в офицеры, прощается с семейством и едет в полк. Напутствия дяди явно близки к словам старого Гринева (т. е. к эпиграфу всего романа):

Насколько позволяют долг и честь, избегая опасности, предостерегают от дружбы с игроками и развратниками.

В XI главе хозяйка вмешивается в ссору молодых людей. Выглядит это так:

«Как вашей милостью вы убиваете друг друга - воскликнула она, смело бросаясь между противниками и ловко покрывая их оружие своим пледом - и черните репутацию доброй вдовы, когда в стране достаточно свободных мест для поединка».

Вспомните, как Василиса Егоровна приказывает отобрать шпаги у Швабрина и Гринева и запереть их в чулан.

Это далеко не все совпадения и переклички пушкинского романа и романов Вальтера Скотта. Были даже статьи, которые назывались «Плагиаты Пушкина», «Где Пушкин взял свое». Смысл такого сопоставления в том, что гений берет свое там, где видит. Дело не в подробностях, не в деталях. Дело в архитектуре, в том, как это скомпоновано, как это работает. Видеть общий план, когда нет ничего случайного.

Пушкин уничтожил практически все черновики «Капитанской дочки». Тем не менее мы можем какие-то варианты увидеть по первой публикации, чтобы посмотреть, как Пушкин работает над текстом, как он убирает то, что вначале ему кажется, очевидно, удачным, как он вписывает то, чего раньше он не видел. Тогда мы поймем, что дело не в пересечениях, не в перекличках. Переклички эти важны, так как являются сигналами: вспомните, как в этом романе у Вальтера Скотта, а у меня будет по-другому.

Второе важнейшее качество в «Капитанской дочке» запрятано в самом тексте этого романа: Гринев говорит о своих семейственных записках. Это семейная хроника.

Первоначально Петр Андреевич Гринев обращался к своему внуку Петруше. Предшествовало «Капитанской дочке» вступление, где постаревший уже Петруша Гринев говорил своему внуку, как полезно прочесть его исповедь - его записки. Пушкина интересуют не исторические описания, а исторические характеры. Упоминается осада Оренбурга, свидетелем которой был Гринев (он защищал, оборонял Оренбург), которая принадлежит истории, а не семейственным запискам.

«История Пугачевского бунта» вышла в свет в 1835 году и представляла собой две части. Первая - это текст с примечаниями. Вторая часть - это документальные материалы, которыми пользовался Пушкин и которые он решил напечатать в своем исследовании.

С точки зрения полноты использования материала современные историки считают пушкинскую работу безукоризненной. Пушкин ездил в Оренбургскую губернию, в те места, которые были захвачены пугачевским бунтом. Возникает вопрос, который до сих пор обсуждается, оспаривается, по которому единого мнения нет и, наверно, никогда не будет: каково отношение Пушкина к тому, что он изобразил в «Истории Пугачевского бунта»? Очень убедительно об этом написано в книге Георгия Александровича Лесскиса (рис. 10), которая называется «Пушкинский путь к литературе» (1993). Лесскис пишет:

«Как же нам понять позицию автора? Пушкин избегал всякого рода прямых суждений. Прежде всего - лексика, к которой он прибегает, описывая то или иное явление. Оказывается, когда Пушкин говорит о правительственных войсках, он пользуется словами отряд , батальон , колонна . Когда он говорит о войсках Пугачева, он употребляет такие слова, как шайка , толпа . Пугачева он называет либо по фамилии, либо казак , донской казак . От себя он всегда его называет самозванец . А Петр III или государь только в цитатах» .

Дальше Лесскис говорит, что Пушкин уже второй раз обращается к теме смутного времени - смуты (первый раз - в «Борисе Годунове»). И в русской истории, считает Георгий Александрович, постоянно чередуется деспотизм и анархия. Их анархии опять вырастает деспотизм, который при нарастании противоречий между правителем и народом заканчивается, превращается, обрывается смутой, анархией и опять возникает.

Рис. 10. Г.А. Лесскис () Очень важна фраза из письма Александра Ильича Бибикова к Денису Ивановичу Фонвизину:

«Не Пугачев важен. Важно общее негодование».

Понимали, что дело не в самом Пугачеве. Пушкин даже в «Истории Пугачевского бунта» скажет:

«Недоставало только предводителя - предводитель сыскался».

То есть Пугачев ничего не значит сам по себе, он нужен лишь как имя для того, чтобы это уже назревшее возмущение состоялось. Говоря о Пугачеве, Пушкин чаще всего употребляет слово злодей . Само Пугачевское восстание Пушкин никогда не называет восстанием - бунт, мятеж, возмущение. Очень любопытно, как он пользуется словом измена . Казаки, принимавшие участие в бунте, все являются изменниками, предателями, поскольку они должны были служить государыне, но Пушкин говорит об измене только применительно к дворянам, перешедшим на сторону бунтовщиков.

И в «Капитанской дочке», - продолжает Георгий Александрович, - Пушкин пользуется теми же самыми словами (шайка, мятеж, бунт, мятежники, толпа), что и в Истории Пугачевского бунта. Единственное, что иначе написан Пугачев».

Цитата Георгия Александровича Лесскиса:

«Пугачев в «Капитанской дочке» не реальное лицо, а художественный образ русского разбойника».

Есть еще одно интересное место из конечных глав «Капитанской дочки». Гринев говорит:

«Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко».

Вот этот отказ от описательной части свойствен пушкинской прозе и только ей. Ни у кого из его современников вы подобного не найдете.

Пушкина чрезвычайно интересует роль личности в истории. Еще в «Борисе Годунове» современники с удивлением замечали, что заглавный герой Борис появляется всего лишь в девяти сценах из двадцати трех. Его антагонист, Лжедмитрий, и того менее. Возникает вопрос: кто же главный герой? Точно так же и в «Капитанской дочке» Пушкин, изображая пугачевский бунт, выводя на первый план Пугачева, а в последней главе Екатерину, сосредоточен прежде всего на внутреннем мире Петруши Гринева и на отношениях его с Машей Мироновой.

Получается, что историю творят не вожди и цари, как это было принято думать, а мы с вами - рядовые участники, люди, живущие частной жизнью.

«»Когда Пушкин начинал работать над «Капитанской дочкой», он интересовался таким сюжетом: дворянин становится участником, а иногда даже предводителем шайки разбойников, народного бунта. Этот сюжет был у «Дубровского». Но чем глубже Пушкин занимался своей темой, чем больше он знакомился с архивными материалами, чем больше он расспрашивал участников, оставшихся в живых, свидетелей событий 60-летней давности, тем яснее ему становилось, что отношение между дворянами и народом не могли быть другими. Они были отношениями враждебными. Пушкин показывает зверство с обеих сторон: зверство правительственных войск и зверство пугачевцев.

Тут возникает чрезвычайно важный момент. Оказывается, что если действовать формально, по социальной логике, по логике классовой, по логике войны, то Пугачев (рис. 11) должен был бы Гринева повесить, как и советует его помощник Белобородов:

«Он тебя государем не признает, не просит у тебя помощи. А лучше вот прикажи отвезти его в приказную да запалить огоньку. Наверное, он заслан к нам».

Рис. 11. Емельян Пугачев ()

Пугачев действует не ради какой бы то ни было формальной выгоды. Он способен быть милостивым, он спасает Машу Миронову и отпускает ее и Гринева восвояси. То же самое с Екатериной (рис. 12): формально Гринев - преступник. Он должен быть наказан. Екатерина выслушивает Машу Миронову (кстати, Маша приезжает просить не справедливости, а милости) и прощает.

Рис. 12. Екатерина II ()

То есть существует жестокая логика социальных, общественных, классовых отношений - логика войны. А есть то, что выше этой логики. Это прежде всего милосердие.

Посмотрите на цитату Ю.М. Лотмана (рис. 13):

«Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу».

Рис. 13. Ю.М. Лотман ()

Проблема чести видна уже в эпиграфе ко всему роману:

«Береги честь смолоду».

Весь роман - это становление Гринева, это бесконечная цепь испытаний, в которой Гринев остается верен чести.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Lit-helper.com ().
  2. Pushkin.niv.ru ().
  3. Hrono.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите исторические произведения А.С. Пушкина. Какова роль истории в повести «Капитанская дочка»?
  2. Проведите параллели между творчеством Пушкина и романами Вальтера Скотта. Что общего в произведениях этих писателей, а чем они кардинально отличаются?
  3. Каким образом Пушкин в произведении «Капитанская дочка» поднимает проблему гуманности?

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринёва;

а) композиции

б) эпиграфов

д) выбора героя

3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих второй

б) граф Миних

в) Григорий Орлов

г) Екатерина первая

д) Елизавета первая

е) Екатерина вторая

4. Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.

б) портрет

в) эпиграфы

г) речевая характеристика

д) отношение других персонажей

е) вставные элементы

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

а) единственный женский персонаж повести

б) стоит в центре сюжета

в) носительница высокой нравственности и чести

г) дочь погибшего русского офицера

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

а) характеризует Гринёва

б) предвещает развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва

г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

б) Екатерине второй

в) Петруше Гринёву

д) Савельичу

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачёв 1) оренбургские генералы

б) Швабрин 2) Екатерина вторая

в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины г) песни

б) загадки д) пословицы, поговорки

в) сказки е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-

спросил он ласково». (А.Сумароков)

а) «Суд» г) «Незваный гость»

б) «Арест» д) «Мятежная слобода»

в) «Приступ»

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а)проблема любви

б)проблема чести, долга и милосердия

в)проблема роли народа в развитии общества

г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич?

а)забитым, безгласным крепостным

б)послушным, рабски преданным своим господам

в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Отметить верное суждение. Литературный характер - это…

а)образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени

б)художественное изображение человека

в)персональные черты, присущие герою

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а)путь, дорога д)кинжал

б)могила е)виселица

в)буря, буран

г)орёл, ворон

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

а)ум, сметливость

б)лень, бездеятельность

в)удальство, широта натуры

г)склонность к пьянству

д)память на добро, благодарность

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а)Марии Мироновой

б)Василисы Егоровны

в)Екатерины второй

г)Авдотьи Васильевны

Ответы:1г; 2б,в,д; 3абе;4а; 5бвг; 6а-3, б-4,в-1, г-2; 7бв; 8г; 9а-2,б-3, в-1; 10вгд; 11д; 12б; 13г;14а; 15авге; 16авд; 17в

Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе "Капитанская дочка"? и получил лучший ответ

Ответ от
В повести не только описаны события 1773- 1774 гг. , но и затронуты вечные проблемы чести, долга, человеческого достоинства, роли личности в истории, эти проблемы интересовали и всегда будут интересовать человечество. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… » Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.
Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку» , который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.
Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.
Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.
Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован.

Ответ от Ирина [гуру]
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин поднимает ряд проблем, характерных не только для того времени.
1.Проблема чести и долга.
Честь и долг–важные понятия для человека, вступающего в жизнь.
Эти принципы воплощают в повести:
Маша, Гринев и их родители
жители Белогорской крепости, отказавшиеся присягнуть самозванцу
2.Проблема отношений родителей и детей.
Данная проблема проявляется в отношениях между отцом Гринева и сыном. Это проявляется не только в наставлениях отца, но также мы видим непонимание между отцом и сыном.
3.Проблема взаимоотношения власти и общества.
Представители власти:
Екатерина II
Емельян Пугачев
У каждого свое понимание чести, долга и совести
4.Проблема воспитания личности.
Для описания данной проблемы Пушкин использует антитезу. Это, например, Гринев и Швабрин.
Петр Андреевич был воспитан в строгих правилах. Конечно, этого не скажешь о Швабрине, автор противопоставляет ему Гринева. Швабрин показан низким, подлым, бесчестным и безнравственным человеком, который действует исподтишка и «выходит из воды сухим».
5.Проблема насилия над личностью.
6.Проблема патриотизма.
7.Проблема социального неравенства.
8.Проблема военного времени.