Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какой рост у жванецкого. Жена Жванецкого: «Будь мы ровесниками — наверняка бы разбежались. Вопросы от читателей «АиФ»

(1999). Народный артист Российской Федерации (2012) .

Произведения и выступления Михаила Жванецкого отличает особый «одесский юмор»; в них осмеянию подвергаются людские недостатки и пороки общества.

Биография

Родился в семье врачей Мане (Эммануила) Моисеевича Жванецкого и Раисы Яковлевны Жванецкой. Рос в Томашполе , где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности , где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным , который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Дело прошлое, но должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Но литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности - все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером

А. Райкин Без грима. Воспоминания

В период работы в театре А. И. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко , для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов .

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии , потом в Московском театре «Эрмитаж» , где приобрёл популярность.

Наступил момент, когда подобное положение Жванецкому показалось обидным. Входя в троллейбус и слыша какие-нибудь реплики собственного сочинения, […] ему подчас хотелось […] обратить внимание пассажиров на то, что автор-то вот он…

А. Райкин Без грима. Воспоминания

Личная жизнь

  • Первая жена Лариса
  • Фактическая жена Надежда Гайдук
    • Дочь Елизавета
  • Фактическая жена Венера
    • Сын Максим Жванецкий
  • Фактическая жена (с 1991) Наталья - костюмер
    • Сын Дмитрий Жванецкий (род. 1995)

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - два сына и три дочери .

Адрес в Санкт-Петербурге

Спектакли

  • «Птичий полёт» (1987)
  • «Избранное» (1988)
  • «Политическое кабаре» (1989)
  • «Моя Одесса» (1994)
  • «Престарелый сорванец» (1999)

Книги

  • «Встречи на улицах» (1980);
  • «Год за два» (1987);
  • «Моя Одесса» (1993);
  • «Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
  • «Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
  • «Одесские дачи» (2007, издательство Время);
  • «Тщательней…» (2008, издательство Время);
  • «Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
  • «Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
  • «Жаркое лето» (2011, издательство Время);
  • «Южное лето (Читать на Севере)» (2014, издательство Эксмо).

Экранизации

  • - Золотая рыбка (телеспектакль)

Награды и членство в организациях

  • 1970 - лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым
  • 1978-1991 - член Союза писателей СССР
  • 1990 - наст. время - президент Всемирного клуба одесситов
  • 1994 - кавалер ордена «Дружбы народов»
  • 1994 - лауреат негосударственной российской премии «Триумф» за 1993 год
  • 1994 - лауреат Кубка Аркадия Райкина , международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига
  • 1994 - почётный гражданин города Одессы (по другим сведениям - 1997 )
  • 1999 - почётное звание «Народный артист Украины »
  • 2001 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации »
  • 2002 - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
  • 2002 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым »
  • 2006 - программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране » стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2006 » в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор »
  • 2009 - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2009 - Решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика
  • 2012 - почётное звание «Народный артист Российской Федерации »
  • Член Общественного совета Российского еврейского конгресса

Некоторые источники утверждают , что Жванецкий был одним из последних, кто получил звание «Народный артист СССР » в 1991 году, наряду с А. Б. Пугачёвой , однако в «Ведомостях Верховного Совета СССР» № 52 за 1991 год (самый последний выпуск) его имени нет среди других награждённых .

Напишите отзыв о статье "Жванецкий, Михаил Михайлович"

Примечания

  1. РИАНовости , 6 марта 2009
  2. : «- У русских Родина всегда есть. Вам, Михаил Маньевич, этого, к сожалению, не понять, - сказала она […] »
  3. «Михаил Жванецкий. Юбилейный концерт». Телеканал «Россия-1», эфир от 06.04.2013
  4. // Официальный сайт РЕК
  5. Ф. И. Раззаков пишет об этом в книге «Актёры всех поколений» (статья о Г. Вицине) - М.: Эксмо, 2001. - С. 60.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жванецкий, Михаил Михайлович

Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.

Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 г. Родители его были евреями, отец стал терапевтом, мать работала стоматологом. Годы войны семья провела в Азии, потом они снова жили в Одессе. В 1951 г. Михаил пошёл в институт и начал заниматься самодеятельностью. Он организовал театр миниатюр «Парнас-2», ставший знаменитым в городе.

В 1954 г. Жванецкий встретился с Виктором Ильченко, с которым стал вместе вести концерты. Позже Михаил начал сочинять монологи, которые исполнял самостоятельно. В 1956 г. Жванецкий окончил институт и устроился механиком в порт. Потом он перешёл на завод, где стал трудиться инженером.

Расцвет карьеры

В 1958 г. Жванецкий встретился с Романом Карцевым, а спустя 2 года познакомился с Райкиным. Известный артист решил пополнить репертуар произведениями молодого сатирика. В 1964 г. Райкин пригласил Жванецкого переехать в Ленинград, в 1969 г. публике представили программу «Светофор» на основе сочинений Михаила.

Часто произведения Жванецкого исполнял Юрский. Сатирик также сотрудничал с Карцевым, Ильченко. Потом Михаил стал независимым писателем, он исполнял на сцене собственные сочинения.

В 1970 г. Жванецкий с друзьями вернулся в родной город. Там они организовали театр миниатюр. Коллектив пригласили на гастроли, которые оказались очень успешными. Руководитель организации «Укрконцерт» даже приглашал артистов в Киев, но они остались в Одессе.

В семидесятых Жванецкий был артистом разговорного жанра, трудился в филармонии. В 1972 г. его пригласили стать помощником гл.режиссёра в театре миниатюр Москвы. Потом Жванецкий трудился режиссёром-постановщиком в «Росконцерте».

В восьмидесятых он был сотрудником в «Молодой гвардии». Позже Жванецкий создал в столице Театр миниатюр. По его произведениям поставили множество спектаклей, вышло несколько книг писателя. Все его тексты отличаются особым стилем.

В 2012 г. писатель стал Народным артистом РФ. Жванецкий является соведущим телепередачи «Дежурный по стране», где освещаются политические и житейские темы.

Личная жизнь

Жванецкий был женат официально один раз. Женой Михаила была девушка по имени Лариса. Брак был заключён в 1954 г., в 1964 г. они развелись по инициативе супруги. Жванецкий официально больше не был женат. Его избранницей также была Надежда Гайдук, у неё появилась дочка Лиза. Потом пара разошлась.

Жванецкий живёт гражданским браком с Натальей Суровой. Она на 32 года моложе мужа. Михаил и Наталья впервые встретились в 1991 г. в Одессе. У пары есть общий сын Дмитрий. Сам Жванецкий пропагандирует патриархальные ценности.

Его меткие высказывания и афоризмы давно пошли в народ. Его взгляд на жизнь проникает через монологи, которые он читает со сцены. Его отношение к последним событиям, происходящим в стране, интересно миллионам телезрителей.

Михаил Жванецкий: биография

Он одессит. Родился на Молдаванке. Его отца до сих пор помнят как хорошего врача. Мама - тоже врач, но сын не пошел по их стезе. Может быть потому, что учитель словесности в школе привил любовь к русскому языку?

Ему посвящен один из монологов Михаила Михайловича. Борис Ефимович Друккер был жутко сердитый на всех неграмотно выражающих свои мысли людей. Но его ученики, окончившие серьезные технические институты, после стали журналистами, поэтами и писателями.

Жванецкий Михаил учился в институте, готовящем инженеров для морского флота. По окончании его недолго проработал в порту слесарем. Это дало писателю богатейший материал для будущих шедевров.

В это же время, около 1958 года, он занимается в любительском театре, где ставят два спектакля по его текстам, знакомится с Р. Карцевым и В. Ильченко. Позже дуэт этих артистов долгие годы будет исполнять его миниатюры, а выражения «а вас?», «доцент тупой» и другие перлы станут русским народным фольклором.

В театре А. Райкина

В 1960 году А. Райкин гастролировал в Одессе. Среди театральной молодежи он выделил Жванецкого и его дуэт. Карцев с Ильченко стали членами труппы Райкина. Через некоторое время к ним присоединяется и Михаил Жванецкий в качестве актера и заведующего литературной частью (1967-1969).

Ленинградский театр эстрады и миниатюр ставит программу из его композиций, которая сразу разбирается на цитаты. Это тогда появился знаменитый монолог «В греческом зале».

В работе с маститым сатириком молодой автор оттачивает мастерство, лепит характеры предельно точно, перенимает интонации Райкина. Из райкинской школы выходит артист другого поколения, приняв эстафету сатиры и юмора. Навсегда входит в его тексты одесский акцент.

По воспоминаниям Райкина, завлит из Жванецкого был никудышный. Молодому писателю приходилось убеждать, запрещать - а это не его стихия. В самом деле, это скорее административная работа, а не творческая. Вот и не хватало порой такта и терпения.

Уход был очевиден. Расстались тепло. Жванецкий посвятил учителю монолог, где признался ему в любви.

В 1970-м он начинает самостоятельную карьеру, создав Одесский театр миниатюр.

Кто главный в дуэте

Михаил Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко создают около 300 миниатюр. Дуэт узнают по репликам, популярность растет. Михаил становится артистом разговорного жанра - так тогда именовали стендап. Расходятся по всей стране магнитофонные записи, в Ленинграде Райкин узнает в них свои наработки.

Маленький театр начинает гастролировать. Уже создан образ «человека с портфелем», который вытаскивает из него кипу рукописных текстов и читает, обращаясь к зрителям. Позже его увековечат в бронзе, а пока - слава без денег.

С 1972 года Жванецкий переходит в Московский театр миниатюр (в саду «Эрмитаж»). Работает там помрежем, потом в «Росконцерте» режиссером, позднее сотрудником издательства, и, наконец, худруком собственного Московского театра миниатюр.

С 1979-го дуэт Карцев - Ильченко, тоже переехавший в Москву, создал как бы „театр внутри театра“. Так уже было с талантливым дуэтом Миронова - Менакер. Видимо, эстрадное направление театр не может удержать. Ставятся спектакли: „Когда мы отдыхали“, „Браво, сатира!“, „Птичий полет“ по сценариям Жванецкого.

Семья

Жванецкий Михаил Михайлович не любит распространяться про свою личную жизнь. Случилось, что ему долго не везло в семейной жизни. Не складывалось с Ларисой, брак с которой не выдержал испытания тещей. Молодая жена попросила Михаила дать развод. Впоследствии она с мамой уехала во Францию.

После было три попытки жить семьей с другими. Но когда маэстро вошел в солидный возраст, он встретил свою музу. С Наташей он уже больше двадцати лет, вырос сын Митя. Учится на психолога. Дар рассказчика ему перешел от отца, а склонность помогать людям - видимо, от деда и бабушки.

На открытии Клуба одесситов он увидел Ее, влюбился и не отпустил. Ухаживал рыцарски-галантно. Друзья замерли: неужели этот гуляка остепенился? Наташа долго не знала о прошлом супруга. «Он всегда был со мной, он не давал повода ревновать», - объясняет она и признается, что если бы не большая разница в возрасте (32 года), ничего бы не получилось.

Наташа считает, что жить с талантом чуть веселее, чем с обычным человеком. Когда рядом энергия, недоступная никому другому. Она считает это постоянным драйвом. Тихо ходит по дому, пока муж творит (он любит, как Пушкин, писать в кровати в начале дня). Не отвлекается на его восторженные вопросы относительно ума кота Мориса: «Я котлеты жарю, потом отвечу». А вечером они идут в знакомый ресторан, где великолепная кухня.

Михаил любит застолья, в доме часто бывают гости. Тогда муза становится хозяйкой салона и светской львицей. На официальных мероприятиях она его Прекрасная леди. Они давно составили пару, и Михаилу Михайловичу уютно с Наташей.

Дежурный по стране

Михаил Жванецкий вот уже около 15 лет дежурит по стране. По отзывам о передаче, он уважаем народом. Его слова названы «глотком свежего воздуха», а сам автор - мудрым человеком. Время передачи летит быстро, одно лишь досадно - выходит она поздно.

Очень трогательно заметила одна зрительница: «Страна без тебя осиротеет». Это так. Он, как всероссийский дедушка, отказывается держать крайние позиции, примиряя, сглаживая, взывая к человечности.

Молодежь протестует против такого - она в авангарде, ей не нужны те, кто сглаживает углы. А не ошибка ли это? Что ты скажешь через пятьдесят-шестьдесят лет, молодой бунтарь? Что ты скажешь внукам, которые хотят все переделать, опровергнуть, отменить?

А говорить-то надо то, что всем давно известно. Про совесть. Про терпимость. По прощение. Недаром дежурный держит руку на пульсе страны.

Михаил Жванецкий: афоризмы

Давно повторяем мы слова из текстов мастера, не задумываясь, откуда они вошли в народную копилку. В каждой миниатюре - несколько афоризмов. Сколько же их набралось за долгие годы! Вот лишь некоторые:

  • "Осторожнее, ребята!"
  • "Пока отмеряешь семь раз, кто-то другой уже отрежет".
  • "Важно не переходить улицу на тот свет".
  • "Обидеть может только плохой человек".
  • "Если бы у меня вчера были пять рублей!"
  • "Да, я Аполлон!"
  • "Вам помочь или не мешать?"
  • "Весь в паутине, весь в бычках".
  • "Нормально, Григорий".

Но любовь к писателю проявляется не только в этом.

Признание

Михаил Жванецкий - народный артист Украины и России. Ему поставлен памятник, его именем назван бульвар в Одессе, малая планета и… коньяк. На коньячном заводе в родном городе выпустили два варианта: трехзвездочный и пятизвездочный. Теперь он стал еще ближе к народу.

Несмотря на то, что он перешагнул 80-летний рубеж, Михаил Жванецкий полон творческих сил, и его можно послушать на концерте. Не отказывайте себе в этом удовольствии.

Михаил Жванецкий – знаменитый советский и российский писатель-сатирик. Народный артист Украины. Народный артист Российской Федерации.

Михаил Жванецкий. Биография

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий ) родился 6 марта 1934 года в Одессе в семье врачей Мане (Эммануила ) Моисеевича и Раисы Яковлевны Жванецких . Семья в это время жила в городе Томашполе Винницкой области, где Эммануил Моисеевич работал главврачом местной больницы, и на время приехала в Одессу, чтобы Раиса Яковлевна родила ребенка. После появления на свет маленького Миши счастливые мать и отец с младенцем уехали обратно в Томашполь. Военные годы мальчик провел в эвакуации в Средней Азии.

После окончания средней школы Михаил Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота (ОИИМФ), где проучился с 1951 по 1956 год. Получив диплом по специальности «инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов», Михаил Жванецкий стал работать в Одесском морском торговом порту сменным механиком по портальным кранам. В 1960 году устроился инженером на завод «Продмаш», потом перешел на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро.

Начало творческого пути Михаила Жванецкого

Во время учебы в институте Михаил принимал участие в самодеятельности - вместе с другим студентом ОИИМФВиктором Ильченко он создал и руководил студенческим театром «Парнас-2». Тогда Михаил Жванецкий начал писать свои юмористические миниатюры, часть из которых сам стал исполнять со сцены. «Парнас-2» стал настоящим явлением в культурной жизни Одессы. Концерты театра шли с аншлагами, на вечера с участием молодых авторов-исполнителей попасть было также сложно, как на выступление какой-нибудь столичной знаменитости.

По окончании института Виктор Ильченко, как и Михаил Жванецкий, трудился в порту механиком по автопогрузчикам, а в свободное от работы время оба продолжали творить в созданном ими театре. Немного позднее к ним присоединился игравший в драмкружке Дома культуры моряков Роман Карцев , который вскоре стал выступать вместе с Ильченко, исполняя репризы Жванецкого.

Дуэт Ильченко-Карцев, известный также под названием «Малой и Сухой», просуществовал около 30 лет, до 1992 года, когда Виктор Ильченко ушел из жизни.

Ленинградский период творчества Михаила Жванецкого

В 1963 году в Одессе был на гастролях Ленинградский театр миниатюр. Воспользовавшись приездом именитых гостей, Михаил Жванецкий познакомился с руководителем театра Аркадием Райкиным и показал ему свои произведения. Райкин оценил талант молодого сатирика и отобрал несколько его работ для своего репертуара. Именно благодаря Аркадию Исааковичу имя одесского автора реприз и монологов стало известно на всю страну, а наиболее удачные фразы из них моментально становились крылатыми выражениями.

На следующий год Михаил Жванецкий получил приглашение стать заведующим литературной частью театра. Примерно тогда же в театр Райкина были приглашены и Ильченко с Карцевым.

В Ленинграде Михаил Жванецкий вместе с Райкиным поставил программу «Светофор», в которую вошли написанные им миниатюры «Авас», «Дефицит» и «Век техники». Кроме этого, писатель продолжал создавать юморески для Романа Карцева и Виктора Ильченко.

С 1967 года Михаил Жванецкий начинает более активно исполнять свои монологи и миниатюры самостоятельно.

У Райкина Михаил Жванецкий проработал до 1969 года, а затем вместе со своими друзьями и коллегами Ильченко и Карцевым вернулся в Одессу.

Несколько лет, которые писатель проработал рядом с великим юмористом стали для него замечательной творческой и жизненной школой. Именно в это время окончательно сложился и отшлифовался неповторимый стиль Михаила Жванецкого. Характерной чертой его произведений является сочетание злободневной сатиры с философским осмыслением сложившегося положения вещей и тонким лиризмом.

Острая социальная критика, ёмкие формулировки, и, вместе с тем, интеллигентность, добрая ирония, неповторимый одесский колорит, доверительная, интимная манера общения с публикой – все это создает индивидуальный стиль выступлений Михаила Жванецкого, который как-то сказал в одной из своих миниатюр:

«Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…»

Возвращение в Одессу и «вторая попытка» Михаила Жванецкого

У Райкина Михаил Жванецкий проработал до 1969 года, а затем вместе со своими друзьями и коллегами Ильченко и Карцевым вернулся в Одессу. В родном городе неразлучным трио был создан Одесский театр миниатюр, в репертуар которого вошли программы "Как пройти на Дерибасовскую ", "Встретились и разбежались ", "Искренне ваш ". Новый театр быстро завоевал популярность среди одесситов, и вскоре прошли его первые гастроли в Ростовскую область.

Именно в исполнении Ильченко и Карцева стали впоследствии широко известны и популярны такие произведения, как «Раки», «Ликеро-водочный завод», «На складе» и многие другие. Всего для дуэта Михаилом Жванецким было написано более 300 монологов и миниатюр.

В 1970-1972 годах Жванецкий работает «артистом разговорного жанра» в Одесской областной филармонии, после этого на два года становится режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт».

С 1981 по 1983 год Михаил Жванецкий занимает должность литературного сотрудника в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

В 1988 году на базе Московского театра «Эрмитаж» Михаил Жванецкий создает Московский театр миниатюр, в котором становится художественным руководителем. На сцене театра, который Михаил Михайлович возглавляет до сих пор, по его произведениям были поставлены спектакли "Птичий полёт " (1987), "Избранное " (1988), "Политическое кабаре " (1989), "Моя Одесса " (1994), "Престарелый сорванец " (1999).

В 1970-х и 1980-х годах благодаря частым гастролям, выступлениям по телевидению, выходу пластинки на фирме грамзаписи "Мелодия " с записью нескольких номеров, исполненных Карцевым и Ильченко , распространению многочисленных магнитофонных записей с концертов Михаил Жванецкий приобретает всесоюзную славу и пользуется огромной популярностью. Его произведения исполняли Геннадий Хазанов , Леонид Ярмольник , Любовь Полищук , Сергей Юрский .

С 1990-х годов, когда выезд за границу стал обычным делом, география выступлений Михаила Жванецкого значительно расширилась, он побывал с концертами в странах Европы, США, Израиле, Австралии – везде, где живут бывшие наши соотечественники. Сатирик регулярно гастролирует по бывшим советским республикам, в первую очередь - по своей родной Украине.

Михаил Жванецкий на телевидении

Первые появления Михаила Жванецкого на телевидении состоялись в 1970-х годах в юмористической программе "Вокруг смеха ".

С конца 1980-х годов Михаила Жванецкого часто приглашают в различные передачи, как в качестве гостя и собеседника, так для исполнения им своих монологов. В разные годы сатирик участвовал в передачах "Час пик ", "Приют комедиантов ", "Познер " и многих других.

Непременным атрибутом образа Михаила Жванецкого стал его знаменитый старенький потрепанный портфель, в котором он носит свои тексты - исписанные от руки листы бумаги.

Портфель перешел ко мне от отца. Он маленький, в него помещаются только бумаги. Но отец ходил с ним по вызовам, когда работал хирургом в одесской поликлинике номер семь… Носил в портфеле истории болезней. Мне мать передала его. Передала ордена после смерти отца, несколько его писем с фронта. Вот такой портфель, - рассказывает писатель. - Пробовал папки - оказалось очень неудобно. Я даже не помню, как я впервые вышел на сцену с портфелем. Но быстро привык - удобно. Моя фотография в «Нью-Йорк таймс», когда я приехал в Америку - у меня был концерт в «Карнеги-холле», - была подписана так: «Еврей с портфелем». Портфель стал кусочком моего имиджа, о чем я не сразу узнал.

Михаил Жванецкий. Личная жизнь

У Михаила Жванецкого пятеро детей: два сына и три дочери от разных матерей. Из внебрачных детей Жванецкий признал Максима и Ольгу. С Андреем и Лизой он не общается.

Первый раз Михаил Жванецкий женился практически сразу после окончания на, как он сам говорил, «симпатичной девочке Ларисе». Друзья сатирика говорили, что он очень любил первую жену, однако брак распался. После развода, на который подала сама Лариса, она уехала жить в Париж, а сатирик отправился в Ленинград. Детей в первом браке у Жванецкого не было.

Во время гастролей театра Райкина по Сибири в 1964 году у Жванецкого случился роман. Женщина родила дочь Ольгу , однако сначала Жванецкий ребенка не признавал. Спустя годы он все-таки начал общаться с дочерью. Ольга стала журналисткой.

В 1970 году Михаил Жванецкий вернулся в Одессу и познакомился с выпускницей театрально-художественного училища Надеждой Гайдук . Пара жила в гражданском браке, а на 10-м году совместной жизни у них родилась дочь Елизавета . Надежда дала дочери свою фамилию. Елизавета, дочь Жванецкого от брака с Надеждой Гайдук, получила актерское образование.

Регина, о дна из женщин, с которой у Жванецкого был роман, родила сатирику сына. Сын Жванецкого Андрей Рывкин впоследствии стал политическим обозревателем.

Со следующей гражданской женой, Венерой , Михаил Жванецкий также прожил десять лет. В этих отношениях на свет появился сын Максим Жванецкий . Вместе с сыном Венера уехала жить в США.

Начиная с 1991 года Михаил Жванецкий жил в гражданском браке с Натальей Суровой , которая младше артиста на 32 года. В 1995 году она родила сатирику сына Дмитрия . В 2010 году Михаил Жванецкий и Наталья Суровая расписались, однако супруга сатирика оставила свою девичью фамилию. Младший сын Михаил Жванецкого окончил гимназию в элитном поселке Жуковка и поступил в МГУ на психолога.

Фильмография Михаила Жванецкого

Сценарист:
Контакты… конфликты 4 (мультфильм) (1987)
Контакты… конфликты 3 (мультфильм) (1986)
Контакты… конфликты 2 (мультфильм) (1985)
Золотая рыбка (телеспектакль) (1985)
Контакты… конфликты 1 (мультфильм) (1984)

Актер:
Весь Жванецкий (ТВ) (1998); роль: играет самого себя
Гений (1991); роль: играет самого себя
Контакты… конфликты 4 (мультфильм) (1987); роль: читает текст, озвучка
Контакты… конфликты 3 (мультфильм) (1986); роль: читает текст, озвучка

Книги Михаила Жванецкого

Встречи на улицах (1982)
Год за два (1987)
Моя Одесса (1993)
Собрание произведений в 5 томах (2001, 2006, 2009)
Мой портфель (2004)
Одесские дачи (2007)
Тщательней… (2008)
Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD (2008)
Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD (2008)
Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD (2008)
Избранное (2008, 2010, 2011)
Не продолжай короткое (2010)
Жаркое лето (2011)

    - (р. 1934) русский писатель сатирик, исполнитель своих произведений. Злободневные фельетоны, репризы, миниатюры (сборник Год за два, 1989), роман фельетон Жизнь моя, побудь со мной! (опубликован в 1987 89) отмечены смелостью и остротой анализа… … Большой Энциклопедический словарь

    Писатель сатирик, автор и исполнитель сатирических миниатюр, редактор сатирического журнала "Магазин" с 1992 г.; родился 6 марта 1934 г.; окончил Одесский институт инженеров морского флота в 1956 г.; работал в Центральном ПКБ Морфлота в … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1934), русский писатель сатирик, исполнитель своих произведений. Фельетоны, репризы, миниатюры (сборники «Год за два», 1989; «Моя Одесса», 1993), роман фельетон «Жизнь моя, побудь со мной!» (опубл. в 1987 89) злободневны, остроумны,… … Энциклопедический словарь

    Михаил Жванецкий Дата рождения: 6 марта 1934 (75 лет) Место рождения: Одесса, СССР Род деятельности: писатель сатирик и исполнитель собственных произведений Награды … Википедия

    Жванецкий, Михаил Михайлович Михаил Жванецкий Дата рождения: 6 марта 1934 (76 лет) Место рождения: Одесса, ССС … Википедия

    Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др … Википедия

    Михаил Михайлович (род. 1934), русский писатель сатирик, исполнитель своих произведений. Фельетоны, репризы, миниатюры (сб. Год за два, 1989), роман фельетон Жизнь моя, побудь со мной! (опубл. в 1987 89) злободневны и остроумны, направлены… … Русская история

    Жванец село в Каменец Подольского районе Хмельницкой области Украины, раньше город, от его названия образованы: Жванецкий договор Жванецкий замок фамилия Жванецкий, Михаил Михайлович (род. 1934) писатель сатирик … Википедия

    Михаил Жванецкий - Биография Михаила Жванецкого Известный писатель сатирик, популярный исполнитель своих произведений Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в городе Одессе (Украина) в семье врачей. В 1956 году окончил Одесский институт инженеров… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Собрание произведений в одном томе , Жванецкий Михаил Михайлович , Впервые в серии представлен сборник короля юмора, великого сатирика Михаила Жванецкого. В книгу вошли самые известные произведения, написанные за последние сороклет. "Михаил Жванецкий выше… Категория: Юмор и сатира Серия: Полное собрание сочинений Издатель: Эксмо ,
  • Михаил Жванецкий. XXI век , Жванецкий Михаил Михайлович , Сборник короля юмора, великого сатирика Михаила Жванецкого. В книгу вошли произведения XXI века из сборников "Кто я такой, чтоб не пить", "Шум пройденного" и"Разговоры отца с сыном" ."Михаил… Категория: Юмор и сатира Серия: Полное собрание сочинений (подарочное оформление) Издатель: Эксмо ,