Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какой можно составить план к рассказу. Пишем хорошо: от идеи до книги

Сейчас нередко пишут рассказы в школах и на филологических факультетах вузов. Иногда полёт фантазии ничем не ограничен, а в ряде случаев необходимо создать произведение на заданную тему. Безусловно, на факультетах журналистики посвящают достаточно много времени объяснению всех нюансов написания рассказа и его плана, а вот в школе это зачастую невозможно преподнести подробно. Обычно ученики пишут рассказы по картине, о своей семье, своих интересах и повседневной жизни, а также посвящают первое произведение прочитанной книге или увиденному фильму. Рассказ может чем-то напоминать сочинение, но он должен иметь все признаки самостоятельного короткого произведения: сюжет, действующие лица, композиция. Чтобы выполнить работу хорошо, грамотно и чётко, необходимо в первую очередь составить план рассказа, в меру подробный и точный, а затем уже в соответствии с ним писать текст. Если вы пишете рассказ для себя или собираетесь публиковать его, вам тоже очень пригодится грамотный план – с ним работать значительно легче, произведение в итоге получится логичным и интересным.

Составляем план рассказа правильно. Основные принципы написания плана, рекомендации
Работа над хорошим рассказом обязательно включает в себя составление плана. Даже если у вас есть вдохновение, вам кажется, что произведение уже сложилось в голове, осталось только записать его целиком, всё равно необходимо сначала всё кратко отразить на бумаге. Лучше всего делать это чётко, по пунктам. Это и будет планом вашего рассказа.
  1. Перед началом работы над рассказом вам нужно определить его тему, идею, основное направление. От этого во многом будет зависеть и содержание вашего плана. Например, рассказывая о своей семье, вам понадобится не только перечислить ваших близких, но и постараться связать повествование в единое целое, сделать плавные переходы, чтобы текст не превратился в сухое перечисление фактов. Также стоит сразу обозначить и ваше место в семье, поскольку вы пишете не об абстрактной семье, а именно о своей. На этом нужно сделать акцент. Когда тема вам задана, обязательно напишите её в верхней части листа, где вы будете составлять план. Данная запись будет вам постоянно напоминать об основном направлении текста, поскольку сильно уклоняться от темы не стоит.
  2. Если вы сами придумываете тему, постарайтесь выбрать наиболее понятное и доступное вам направление. Пишите рассказ самостоятельно, не копируйте его из имеющихся источников. Даже если создание собственного произведения покажется вам слишком сложным, на этапе составления плана вы убедитесь, что такая работа вполне посильна. Главное – ориентироваться в выбранной теме, владеть необходимой информацией, чувствовать себя свободно. Вы можете написать рассказ о себе, о случае из своей жизни (каникулы, поход на какое-либо мероприятие, знакомство с интересным человеком), о понравившемся фильме, книге. Важно составить план рассказа, который будет полностью соответствовать содержанию будущего текста. Не забывайте о вашей теме и сразу записывайте её на листке с планом. Каждый пункт вашего план должен быть напрямую связан с темой. Больших отступлений не делайте, поскольку рассказ – это малый жанр прозы. Вам нужно в небольшом объёме понятно и подробно раскрыть тему вашего рассказа.
  3. Не позволяйте вдохновению уводить вас от продуманного плана. Для этого обязательно включите в него все важные и яркие детали. Кратко записывайте их прямо в соответствующих пунктах плана. Например, если в одной из частей развития действия вам нужно рассказать интересный случай, характеризующий героя рассказа, обозначьте этот момент в плане в сжатом виде.
  4. Вам потребуется тщательно составить план рассказа на заданную тему, грамотный и продуманный. Отнеситесь к этому делу ответственно. Даже если план не будет проверять преподаватель, пишите его так, как будто вам нужно сдавать его на проверку. Помните, что от чёткости и логичности, полноты вашего плана во многом зависит успех работы в целом. Не отвлекайтесь, не отступайте от темы, сосредоточьтесь и пишите тщательно. Хороший план поможет вам создать действительно достойный рассказ.
  5. Помните о необходимых для рассказа деталях и отражайте их в вашем плане:
    • герои должны быть обрисованы достаточно конкретно, чтобы читатель мог их представить;
    • хорошее описание не обязательно отличается излишней подробностью, в рассказе лучше писать более лаконично и ёмко;
    • герои раскрываются в произведении не только внешне, но и внутренне;
    • добавьте два-три интересных момента, яркие детали, которые привлекут внимание читателя.
    Например, когда вы решили несколькими запоминающимися штрихами обрисовать образ героя, запишите их кратко именно в тот пункт плана, который соответствует планируемой части рассказа, где и будут фигурировать эти детали
  6. Сразу запишите всех действующих лиц вашего будущего рассказа. В плане они должны идти после заголовка и краткого (две-три фразы) содержания произведения. Список героев может напоминать те списки, которые вы видели в пьесах. Прямо в нём обозначьте связи героев друг с другом, добавьте сжатые характеристики. Например: «Катя, дочь Натальи, весёлая девочка десяти лет».
  7. Если вам нужно составить план рассказа по картине, особенно тщательно продумайте композицию вашего текста. Она не просто должна быть хорошей и гармоничной сама по себе: вам необходимо соотнести её с композицией картины. Выделите самое главное в картине и постепенно подходите к его описанию, сделайте ваши выводы и обрисовку центрального в картине кульминацией рассказа. Обращайте внимание на детали, цветовые переходы, особенности построения композиции и ярко описывайте их в рассказе.
  8. В плане отразите развитие действия вашего рассказа. Постарайтесь разделить его на большее количество пунктов, чтобы по плану можно было спокойно проследить за связью событий. Когда вы подробно запишете сюжет, вам будет проще не только создать сам текст рассказа, но и внести необходимые коррективы ещё до написания основного текста. Помните, что в рассказе затягивать и усложнять сюжет не нужно, поскольку форма вашего произведения диктует краткость и лаконичность изложения. Не отвлекайтесь на боковые сюжетные линии, отступления, придерживайтесь одного, центрального направления.
  9. Особое внимание уделите в плане кульминации и развязке рассказа. Именно эти части должны быть наиболее интересными, яркими и запоминающимися, чтобы не разочаровать читателя. Кратко запишите основную суть в соответствующие пункты плана.
  10. Следите за соотношением частей вашего рассказа. Старайтесь не делать их слишком разными по объёму. Отличный вариант – записывать приблизительно предполагаемый объём, количество предложений данной части будущего рассказа, в каждом пункте.
Составление плана рассказа. Ход работы
Работайте по алгоритму, чтобы составить план рассказа правильно.
  1. Сначала обдумайте тему вашего рассказа.
  2. Обозначьте основной круг вопросов, маленьких подтем, которые вы затронете в рассказе. Запишите всё на листочек.
  3. Отразите тему вашего рассказа.
  4. Запишите имена действующих лиц, обозначьте их отношения друг с другом, особенности.
  5. При составлении плана не забывайте о теме, не отступайте от неё, поскольку ваше произведение будет отличаться краткостью.
  6. Пишите подробный план. Используйте деление на пункты и подпункты, например: 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2. Так вам будет удобно выделять смысловые части по их значимости.
  7. Сразу записывайте в пунктах, какому примерно объёму рассказа они соответствуют.
  8. В плане отразите развитие сюжета.
  9. Придерживайтесь классической композиции:
    • вступление: описание места действия, знакомство с персонажами;
    • завязка: интересное событие, с которого начинает развиваться сюжет;
    • развитие действия;
    • кульминация: самый напряжённый момент в тексте;
    • развязка: описание того, к чему привели действия героев;
    • заключение.
  10. Особое внимание уделите кульминации и развязке.
  11. Не «теряйте» героев в вашем плане, не забывайте о действующих лицах: если персонаж появился в рассказе, нужно обозначить его роль в повествовании.
  12. Постарайтесь сделать план гармоничным, продуманным, части должны соответствовать друг другу объёмом.
Пишите план тщательно, подробно, помните основные рекомендации, тогда ваша дальнейшая работа над рассказом пойдёт гораздо лучше.

Для чего составляют план произведения ? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении план а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.

Инструкция

Прочитайте произведение.

В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.

Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения , названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.

Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план -схему.

Также определитесь с видом план а, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.

Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведения х это перечень действующих лиц и указание места действия).

Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.

Найдите завязку произведения .

Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.

Выявите кульминацию.

Определите развязку книги.

Сопоставьте сюжет и композицию произведения .

Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.

Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей-
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования-
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам-
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.

Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения .

Составьте первоначальный вариант план а, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.

Перечитайте план .

Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами план а интервалы.

Перепишите план в соответствии с поправками.

Окончательный вариант план а используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

Существует две ситуации, в которых нам нужно написать сочинение – домашняя спокойная и экзаменационная, где требуется максимальное сосредоточение. Однако алгоритм составления плана остается одинаковым в том и другом случае.

План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина-
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых - подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План - это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно - в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

  • Начало - барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом - искренне привязался к ней.
  • Конец - смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление - особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы - емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс - это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

Пересказ тренирует память, мышление и речь ребенка. Учит детей грамотно, последовательно излагать свои мысли. Однако не всем детям пересказ дается легко. Причины, почему ребенок не умеет пересказывать самые разные:

  • трудности в запоминание текста
  • трудности в выделение главного и второстепенного в тексте
  • сложности в оформлении речевого высказывания (знаю, а сказать не могу)

К каждой из перечисленных проблем подходим индивидуально. Если у ребенка проблемы с запоминанием, то делаем упор на составление плана пересказа, который поможет ребенку вспомнить и произвести прочитанное. Так же необходимо тренировать общую память ребенка с помощью развивающий игр по типу Мемо.

Если ребенок не умеет выделять главное и второстепенно в тексте, путается с логикой повествования, то акцент следует делать на беседу по прочитанному произведению.

Если у ребенка есть сложности в формулировании мысли, необходимо общее развитие речи ребенка. Как можно чаще общайтесь с ребенком, придумывайте сказки, составляйте рассказы-описания.

А теперь давайте рассмотрим общий алгоритм обучения пересказу. Данная последовательность работы подходит детям всех возрастов.

1. Предварительная работа с текстом

Предварительная работа с текстом включает в себя объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.

2. Чтение текста

Дошколятам читают родители, школьники же сами прочитывают текст. При чтении важна не скорость, а понимание. Убедиться, что ребенок правильно понимает смысл произведения можно с помощью уточняющих вопросов в конце каждого абзаца.

3. Беседа по прочитанному произведению

Пообщайтесь с ребенком. Выясните, что он понял из прочитанного, запомнил ли он всех героев? Понимает ли он мотивы и действия персонажей?

4. Повторное чтение

Повторное чтение проводится, если Вы видите, что ребенок не запомнил большее количество информации. Если текст короткий и простой, повторное чтение можно не делать.

5. Составление плана пересказа

Научить ребенка пересказывать текст помогает пошаговый план. План может быть словесным (используется для школьников) и иллюстративный (используется для детей дошкольного и школьного возраста).

Учить школьника пересказывать текст предпочтительнее с помощью письменного, а не иллюстративного плана. Т.к. полученные навыки составления письменного плана помогут вашему ребенку с изложениями и сочинениями на уроках русского языка. План может быть развернутый и сокращенный. Пример развернутого плана: «В первом абзаце автор рассказывает нам о том, как кошка решила съесть воробья». Данное предложение записывается в тетрадь и является опорой при пересказе. Сокращенный же план составляется по ключевым словам «Кошка, голодная, воробей».

Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события. Хороший пример сюжетных картинок: шпаргалки для мамы "Рассказы в картинках. 3 - 10лет"

Так же план для будущего пересказа ребенок может нарисовать сам или с помощью взрослого. Зарисовывать следует быстро и схематично. Не нужно рисовать дедушку целиком, достаточно просто наметить бороду или усы.

6. Непосредственный рассказ ребенка

Ваш малыш начал рассказ, не перебивайте, слушайте внимательно. При затруднении помогайте наводящими вопросами. Можно деликатно поправлять. Пересказывать станет интереснее, если включить элементы игры. Вырежете в листе картона окошечко и скажите, что сегодня он будет рассказывать «О кошке» по телевизору. Этот нехитрый прием поможет ребенку заниматься с удовольствием!

Чем старше ребенок, тем более сложные требования предъявляют учителя к пересказу. В средних и старших классах педагоги задают пересказы по биологии, истории и др. Помните, что лучше всего запоминается структурированная информация. Поработайте с текстом, выделите основные моменты, которые обязательно нужно включить в пересказ.

Пересказ полезен только в том случае, если ребенок понимает его содержание, иначе пересказ превращается в неинформативную зубрежку. В случае необходимости помогите ребенку разобраться в материале. Взрослым тоже бывает полезно освежить школьные знания!