Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какие шипящие мягкие а какие твердые. Согласные звуки

Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.

Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:

Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

Вот так две упрямые буквы добились своего.

А у буквы Щ была дочка - буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла
доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только
с буквой И!

Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

- Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

Да что в тебе особенного? - щ урила глаза мама. - Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами
работать!

А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:

В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.

Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.

А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

«ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »

У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ была закадычная подружка - буква Ч. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ , которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я и Ю , не захотела, чтобы в
словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У . Так и появилось правило:

Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.

Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.

Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

- Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в
сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

- Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!

Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!

Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она
тут же объявила всем буквам, что у нее с Н - любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:

Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!

Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:

в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных

ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:

например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.

-щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.

Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.

Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные звуки.

Ж, Ш – твёрдые согласные звуки.

Ч, Щ- мягкие согласные звуки.

ЖИ – ШИ - пиши с буквой И.

ЧА – ЩА

А на речке камыши

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

ма ка

п ран

лан ру

да лы

ши ши

жи

ГРУШИ

ЕРШИ

МАЛЫШИ КАМЫШИ

ШАЛАШИ

ТИШИ
ШИШКИ
ЛАНДЫШИ

ДУШИСТЫЙ

МАШИНА

ШИНЕЛЬ

МУЖИ

ЧИЖИ

УЖИ
ЖИТЬ

ДРУЖИТЬ
КРУЖИТЬ
СТРИЖИ
ЖИВУТ
ЛЫЖИ
СНЕЖИНКА

ПРЕДЛОГИ- В, НА, ВО, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, К, У, О, ОБ, ОКОЛО, ЗА.

Выборочный диктант.


Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились , снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.


  4. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши

  1. Выборочный диктант.

Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  • Выборочный диктант.
  • Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    Какие слова здесь спрятались?
    БЕЙВОРО
    ВАКОРО
    КОЯБЛО
    ДЫЯГО
    КАСОРО
    КАСОБА
    КОМОЛО
    ТАКАПУС
    ТАЛОПА

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела ,


    Выборочный диктант.

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,


    ЛЕ ЖОЙ
    П О Д Н О С

    С К О В О Р О Д А

    К А С Т Р Ю Л Я

    К Р У Ж К А

    Б Л Ю Д Ц Е

    Цель:

    Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

    Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

    УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

    Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

    План урока.

    1.Организационный момент.

    2.Речевая разминка.

    3.Постановка учебной задачи.

    5.Физминутка.

    6.Работа с учебником.

    7.Работа в тетрадях.

    8.Заключительная часть.

    9.Уборка рабочих мест.

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    И книжки, и тетрадки,

    И мысли – все в порядке.

    2.Речевая разминка.

    Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

    3.Постановка учебной задачи.

    Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

    Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

    4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

    Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

    Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

    Щёткой чищу я щенка,

    Щекочу ему бока.

    2. Чтение слов в столбиках.

    3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

    Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

    Сравните слова: читать и считать.

    4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

    Чтение правила.

    5.Работа в паре

    Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

    6.Работа со стихотворением.

    5.Физминутка.

    Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

    Вот поезд наш едет,

    Колёса стучат,

    А в поезде нашем

    Ребята сидят.

    Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

    Бежит паровоз,

    Далеко, далеко

    Ребят он повёз.

    6.Работа с учебником.

    Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

    Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

    Беседа по тексту.

    7.Работа в тетрадях.

    1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

    2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

    3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

    8.Заключительная часть.

    С какой буквой вы сегодня познакомились?

    Какой звук она обозначает?

    Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

    С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

    Рефлексия.

    Теперь наш урок подходит к концу.

    На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

    Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

    9.Уборка рабочих мест.

    В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.

    Инструкция

    • Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
    • Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
    • Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
    • Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
    • Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
    • А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
    • Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.

    Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

    Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

    Задачи урока:

    • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
    • содействовать формированию навыков грамотного письма;
    • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
    • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Весёлый прозвенел звонок,
    Мы начинаем свой урок.
    Мы с русским языком идём в дорогу.
    А настроение хорошее берём в подмогу.
    Настроение каково?
    - ВО-О-О!

    II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

    А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

    1. Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом, словно жук,
    Издает жужжащий звук.

    2. Буква эта велика:
    Буква очень хороша,
    Потому что из нее
    Можно сделать Е и Ё .

    3. Да! Вы правильно решили:
    Буква тапохожа на четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя.

    4. На расческу такпохожа:
    Три зубца всего. Ну что же?

    А какие звуки обозначают эти буквы?

    Это вам задание для чистописания,

    III. Актуализация знаний.

    Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

    1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
    2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
    3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
    4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

    Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

    IV. Самоопределение к деятельности.

    (на доске записаны буквы.)

    М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

    Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

    А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

    Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

    Что вы о них знаете?

    Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

    V. Работа по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 1 (с. 104)

    Прочитайте.

    Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

    Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

    Упр. 2 (с. 104)

    Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

    Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

    Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

    Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

    Что вы узнали?

    Упр. 3(с. 104)

    ([Ж])

    А во второй? ([Ш])

    Оба звука произносятся твёрдо.)

    Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

    VI. Физкультминутка.

    (Музыкальная физкультминутка)

    VII. Продолжение работы по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с. 106)

    Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

    Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

    А во второй? ([Ч"])

    Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

    Прочитайте сведения о языке на стр.106.

    Дайте характеристику этим звукам.

    1. Работа в Рабочей тетради.

    Упр. 59 (с. 53)

      Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

    Упр. 60 (с. 53)

      Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

      Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

    VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

    1. Знакомство с новым словом.

      Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

      Найдите тему сегодняшнего урока.

      Зайдите в раздел словарная работа.

      С каким словом мы сегодня познакомимся?

      Послушайте информацию об этом слове.

      Сколько в слове слогов?

      Какой ударный?

      Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

      Разделите слова для переноса.

      Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

    2. Работа по развитию речи.

      Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

    3. Повторение ранее изученного материала.

      Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

    IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

      Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

      Как вы справились с заданием?

    X. Подведение итогов урока.

      Какие согласные звуки называются шипящими?