Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какие произведения написал а толстой. Интересные факты из жизни Толстого. Толстой Алексей Николаевич

(1882-1945) русский поэт, прозаик, драматург, публицист

Сегодня отношение к Алексею Николаевичу Толстому можно расценить как несколько странное. Основоположника русского исторического романа, создателя эпопеи о судьбе русской интеллигенции, мастера, блестящего стилиста считают только писателем-конъюнктурщиком, писавшим в угоду вождям и на потребу времени.

Алексей Толстой принадлежал к древнему дворянскому роду. Его мать, Александра Леонтьевна Тургенева, была известной писательницей, автором повести «Воля», и печаталась в различных столичных журналах под псевдонимом А. Бостром. Позже она стала известна как автор рассказов для детей, в том числе и для самых маленьких. Сборник ее рассказов «Подружка», который вышел в 1892 году, удостоился почетного отзыва на Бельгийской всемирной выставке, а другой сборник - «Как Юра знакомится с жизнью животных» - отмечал известный издатель И. Сытин, называя его образцом научной популяризации для детей. А. Тургенева обладала несомненным литературным талантом. Она умела наблюдать, подмечала малейшие детали, которые делали ее описания природы, животных и людей жизненными и очень зрительными.

Александра Леонтьевна увлекалась идеями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова . Поэтому ее брак с графом Толстым, человеком своего времени, крутым и неуступчивым по характеру, означал отказ ото всего, что было ей дорого. Правда, вначале глубокое чувство любви сглаживало противоречия между супругами, и в браке родилось трое детей.

Но тем не менее, когда Александра Леонтьевна полюбила романтически настроенного А. Бострома, она решила уйти вместе с ним, хотя и была беременна своим четвертым ребенком. Алексей родился на степном хуторе Сосновка под Самарой, который принадлежал его отчиму. Свои детские впечатления он впоследствии отразит в повести «Детство Никиты».

Вначале он намеревался получить какую-либо профессию, поэтому закончил Самарское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт. Однако слишком многое мешало ему: и ранняя женитьба на Ю. Рожанской, и занятия литературным творчеством. Ведь мать всячески поощряла творчество Алексея. Считая себя средней писательницей, она мечтала, чтобы сын развил ее дар. Позже образ матери Толстой отразит в рассказе «Логутка» и повести «Детство Никиты». Она станет для него и своеобразным символом, архетипом женского начала в жизни человека. Когда в 1906 году Александра Леонтьевна умерла, Алексей Толстой почувствовал себя необычайно одиноким человеком.

В 1907 году Алексей встретил в артистической среде художницу Софью Дымшиц. С этого времени, как он сам считал, начался новый этап в его жизни: «Любовь есть начало человеческого пути», - писал Толстой в одной из автобиографий.

Действительно, в том же, 1907 году выходит «го первая книга - сборник стихов «Лирика». Правда, несмотря на то, что многие стихи этого сборника интересны и талантливы, они недостаточно оригинальны. Алексей Николаевич Толстой находился под влиянием разных традиций, но его собственный голос еще не определился. А вскоре увлечение стихами у него прошло, и больше уже писатель к ним не возвращался.

Одновременно проходит и увлечение живописью. Как вспоминала позднее С. Дымшиц, известный художник Л. Бакст несправедливо отнесся к талантливым и своеобразным работам Толстого и посоветовал ему заниматься литературой.

В то время в жизни Алексея Толстого происходит сразу несколько событий: его первая жена, Ю. Рожанская, дает ему развод. После смерти ребенка их уже ничто не связывает. Кроме того, умирает отец Толстого, передав ему графский титул и состояние в тридцать тысяч рублей.

Алексей Николаевич Толстой принимает важное для себя решение - навсегда связать свою судьбу с литературой. Он начинает работать над сборником «Сорочьи сказки», который вышел в 1910 году. Сюда вошли как его собственные оригинальные произведения, так и обработки русских народных сказок. Простая и доверительная интонация, динамичный сюжет делают их явлением в литературных кругах наряду с произведениями других молодых писателей, среди которых - «Ярь» и «Перун» С. Городецкого, «Лимонарь» А. Ремизова и «Сказки» Федора Сологуба . Такой большой интерес к собственной культуре был распространенным явлением в ту пору.

Но все-таки рождение Алексея Толстого как писателя состоялось после того, как появились его произведения из жизни мелкопоместного дворянства. В 1911 году у него вышел цикл произведений «Заволжье» и роман «Чудаки», а в 1912 году - «Хромой барин». В иронической форме Толстой рассказывает о тех, кого в свое время любовно и романтически возвышенно изобразил Гоголь в «Миргороде» и «Старосветских помещиках». Толстой уже не просто высмеивает, а дает яркую шаржированную обличительную характеристику, как, например, делает это в своем произведении «Приключения Растегина».

Он входит в литературную и художественную среду Москвы и Петербурга, дружит со многими писателями и художниками, бывает на званых вечерах, в клубах, литературных кафе и ресторанах. Его считают перспективным молодым писателем, который сумел запечатлеть подлинную русскую действительность.

Накануне Первой мировой войны Алексей Толстой пробует свои силы в драматургии, и в 1913 году в Малом театре состоялась премьера его пьесы «Насильники». За несколько лет он пишет семь пьес, среди них комедию «Нечистая сила» (1916), пьесу «Касатка» и другие.

В годы Первой мировой войны, Алексей Николаевич Толстой становится военным корреспондентом, пишет очерки и рассказы, в которых пытается рассказать о войне изнутри, показать быт простых людей.

Октябрьскую революцию он принял сложно. Писатель обращается к самым разным темам и проблемам, как бы пытаясь понять происходящее. В 1922-1925 годах Толстой пишет социально-фантастический роман «Аэлита», в котором рассказывается о революции на Марсе, и в то же время пытается найти объяснение тому, что происходит, в русской истории, приступив к работе над петровской темой: в 1918 году выходят его рассказы «Наваждение» и «День Петра». Потом он на некоторое время уезжает из России и пишет о русской эмиграции (первая редакция романа «Сестры»).

Именно начало работы над трилогией «Хождение по мукам», в которую вошли романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», позволило ему обратиться к современности и показать сложную судьбу интеллигенции в переломные моменты истории.

Однако, несмотря на оптимистический финал трилогии, нельзя говорить о том, что позиция писателя была однозначной. Он по-прежнему сложно относится к происходящему: то в художественной форме изобличает капитализм, что видно по его роману 1925-1927 годов «Гиперболоид инженера Гарина», то в таком же критическом духе описывает эмиграцию в повести 1931 года «Черное золото», позже напечатанной под названием «Эмигранты». Толстому приходилось преодолевать и другую проблему: он неизменно отстаивал собственную точку зрения и собственное видение происходящего. Сложность существования личности в послереволюционный период писатель показывает через образ главной героини в своем рассказе «Гадюка», опубликованном в 1928 году.

В личной жизни у Алексея Толстого вновь наступают перемены. Пережив кратковременное увлечение семнадцатилетней балериной М. Кандауровой, он делает предложение Н. Крандиевской, дочери издателя и поэтессы. В своих воспоминаниях С. Дымшиц писала: «Алексей Николаевич входил в литературную семью, где его творческие и бытовые запросы должны были встретить полное понимание. Несмотря на горечь расставания (а она была, не могла не быть, после стольких лет совместной жизни), это обстоятельство меня утешало и успокаивало».

Крандиевская стала другом и матерью детей Толстого, воспитывала и дочь Марину от С. Дымшиц, и своего сына Федора от первого брака, и их с Толстым детей - Дмитрия и Никиту. Они прожили счастливо двадцать лет, пока в жизнь писателя не вошла его третья жена, Л. Толстая. По воспоминаниям Екатерины, дочери Никиты Толстого, отец тяжело переживал этот разрыв, обида не прошла и после смерти Алексея Толстого.

Итак, двадцатые годы проходят в основном в стороне от литературных группировок, Толстого даже называют попутчиком. Однако после образования Союза советских писателей в 1934 году и смерти Максима Горького ситуация резко меняется. Сталину становится очевидным, что нужен новый лидер, каким и стал Алексей Николаевич Толстой. Писатель был вынужден подчиниться обстоятельствам, что, несомненно, сказывается и на его творчестве. Он пишет ряд откровенно тенденциозных вещей - роман «Хлеб», где возвеличивается роль Сталина при обороне Царицына во время Гражданской войны, и пьесу об Иване Грозном, где отображается новый взгляд на историю.

Откровенная борьба художника с нормами его времени отразилась и в третьей части его исторического романа «Петр Первый», над которым писатель работал с 1929 по 1945 год. Но тем не менее преобладание отстраненного взгляда автора на историю, тщательный отбор исторических фактов и их соответствие исторической реальности, прописанность деталей и яркие образные характеристики сделали произведение Алексея Толстого своеобразным эталоном данного жанра.

Чтобы лучше прочувствовать прошлую эпоху, он превратил свой дом в своеобразный музей. Писатель покупал мебель и предметы быта петровского времени, коллекционировал разнообразные документы.

Именно долг художника и гражданина обусловил появление его страстных и в то же время необычайно образных описаний в публицистике военного времени. Толстой торопился, работал сразу над несколькими вещами. Но смерть от рака горла в 1945 году не позволила ему осуществить все задуманное.

Интересно сложилась судьба потомков Алексея Толстого. Он практически заложил основу целой династии, поскольку у Никиты Толстого было семь детей. Правда, далеко не все потомки писателя проявляли интерес к искусству, но многие из них, хотя и в разных сферах, продолжили семейную традицию. Дмитрий Алексеевич стал композитором, автором музыки к театральным спектаклям и кинофильмам. Бродячий ген живописца со временем отразился в Екатерине Никитичне Толстой. По профессии она биолог, но всегда стремилась рисовать. Ведь и Наталья Крандиевская не только писала достаточно интересные лирические стихи, но и была живописцем. Ее брат тоже был художником, а сестра - известным скульптором.

Татьяна Никитична Толстая (родилась в 1951 году) продолжила писательскую линию. Другой ее дед, Михаил Лозинский, был очень известным поэтом-переводчиком. Толстая начала печататься с 1983 года, в 1987 году объединила 13 рассказов в сборник «На золотом крыльце сидели».

Простые и незатейливые рассказы автора о русской жизни привлекли внимание читателей в ряде европейских стран, Толстая даже некоторое время преподавала искусство прозы в США. Практически вместе с В. Токаревой и Л. Петрушевской она стала родоначальником так называемой женской прозы, основанной на исследовании бытового мира.

Ее последние на сегодняшний день произведения - роман «Кысь» (2000).

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Алексея Толстого.

    «Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли…»

  • В романе «Петр Первый» Алексей Толстой создал яркий образ «царя-преобразователя». Допетровская Россия, в изображении писателя, «неповоротлива и ленива», все новое приживается в ней с трудом. (В действительности реформы проводились и прежде, их начал еще отец Петра – царь Алексей Михайлович, а продолжила правившая при несовершеннолетних его сыновьях царевна Софья Алексеевна, женщина образованная, умная и талантливая – отнюдь не та ретроградка, какою представил ее автор книги). Но подрастает любознательный мальчик Петруша, и его странные игры оборачиваются нешуточными делами… Пройдет время, и «потешное войско» Петра превратится в регулярную армию европейского образца, а его возмужавший предводитель войдет в историю как фигура донельзя противоречивая, но неизменно величественная. ... Далее

  • Перед вами необычная книга, включающая мистические повести русских писателей ХIХ – ХХ веков – от Бестужева-Марлинского до Александра Куприна, – напрямую связанные с европейским мистическим романом. Традиции бытования страшных рассказов существуют не первое столетие и привлекают внимание многих читателей, любящих испытывать необычные чувства, слушать и читать новые истории, щекочущие нервы. ... Далее

  • В сборник включены стихи русских поэтов Алексея Толстого, Василия Жуковского, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Николая Некрасова и Константина Батюшкова. Они любимы многими поколениями. Немало из их стихов были положены на музыку и звучали в течение долгих лет в концертных залах, в аристократических салонах, в домах горожан или крестьянских избах. Диск содержит биографическую информацию об авторах, тексты и аудиозапись стихов и романсов в исполнении Н.Обухова, Ф.Шаляпина, С.Жирнова. Вы услышите давно знакомые стихи в исполнении великих русских актеров и певцов (более 200 стихотворений). ... Далее

  • Из простого двора в Петрограде двадцатых годов стартует ракета на Марс. Но удастся ли ее создателю – инженеру Лосю – уйти от окружающей действительности и обрести на другой планете любовь и внеземную красоту по имени Аэлита? Ведь реалии жизни на Марсе мало чем отличаются от тех, которые Лось надеялся покинуть: правящая аристократия угнетает простых марсиан и революция неизбежна. ... Далее

  • В стране, ослабленной мировой войной и февральской революцией, грянула еще одна революция – октябрьская. За ней пришла гражданская война. И снова потянулись эшелоны: на юг – с людьми, ищущими лучшей жизни; на север – с пушками и снарядами для фронта. По всей России распространялась неустроенность, голод, разруха. Главным героям трилогии предстоит столкнуться с новыми суровыми испытаниями… ... Далее

  • «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод…»

  • Граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875) остался бы в истории русской поэзии и литературы благодаря одному только лирическому шедевру «Средь шумного бала…». А ведь им создано могучее историческое полотно «Князь Серебряный», знаменитая драматургическая трилогия о русских царях, неувядаемая сатира «История государства Российского…», злободневная и по сей день. Бесценен его вклад в сочинения небезызвестного Козьмы Пруткова. Благородный талант А.К.Толстого, его творчество до сих пор остаются живым литературным явлением. ... Далее

  • Ехал однажды мужик на ярмарку с горшками и потерял один горшок. И стал этот горшок домом и для мухи-горюхи, и для комара-пискуна, и для… Для кого ещё? Об этом ты узнаешь, прослушав русскую сказку «Теремок», которая помещена в сборнике. Здесь ты найдёшь и другие сказки, а также колыбельные песенки и стихи детских поэтов. Замечательные рисунки к ним нарисовал художник И. Цыганков. ... Далее

  • «…В этот час Итальянский бульвар был шумен и многолюден. Из магазинов и контор выходили служащие и тесной и шумной толпой двигались по широкому тротуару…» ... Далее

  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882 – 1945) – русский писатель, граф, академик. Повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924) составляет центральную часть в цикле произведений о белой эмиграции. Авантюрист С.И.Невзоров «… поджидает случай, чтобы произвести короткую и удачную операцию с высоковалютным товаром… и бежать в Европу». «Россия – место гиблое, так указывал ему здравый смысл. Всю ее разграбят и растащат до нитки… Нужно торопиться рвануть и свой кусок…». ... Далее

    Перед отъездом в Молдавию маркиз д`Юрфе сильно ухаживал за герцогиней де Грамон. Последняя их встреча привела герцогиню в заколдованный лес на бал к призракам. Первоначально написано на французском языке в конце 1830-х или начале 1840-х гг.. Опубликовано в Париже в 1912 г. В 1913 г. произведение вышло на русском языке в переводе А. Грузинского. Сюжетно произведение связано с рассказом «Семья вурдалака», с которым, по сути, составляет дилогию. ... Далее

  • «Пакет, содержащий тайные, чрезвычайной важности военные документы, был передан Никите Алексеевичу Обозову, – и передача документов и посылка Обозова произошли втайне. Поручение – долгая и опасная поездка за границу – обрадовало его; штатское платье, зеленый, на трех языках, паспорт, чемодан, бойко под конец укладки щелкнувший замком, – все это были вестники чудесных дней (они наступят – это ясно, когда в руке плед и чемодан)…» ... Далее

  • «Ваше величество, долго думал я о том, каким образом мне изложить Вам дело, глубоко затрагивающее меня, и пришел к убеждению, что прямой путь и здесь, как и во всех других обстоятельствах, является самым лучшим. Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением, – мое литературное дарование, и всякий иной путь для меня невозможен… ... Далее

  • Произведения, созданные писателем в 20-е годы, и вошедшие в авторский сборник «Эмигранты», объединены единой темой – темой эмиграции. Эти рассказы – авантюрные, живописные картины нравов и быта эмигрантского мира, содержат обширный материал личных впечатлений автора. ... Далее

  • «Я недавно приехал в Коринф… Вот ступени, а вот колоннада! Я люблю здешних мраморных нимф И истмийского шум водопада!..»

  • «Народ кипит, веселье, хохот, Звон лютней и кимвалов грохот, Кругом и зелень, и цветы, И меж столбов, у входа дома, Парчи тяжелой переломы Тесьмой узорной подняты…» ... Далее

  • Алексей Николаевич Толстой удивительнейший и способный писатель редкого таланта, им были созданы многочисленные романы, пьесы и рассказы, написаны сценарии, сказки для детей. Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок. По словам Алексея Толстого переработка народных сказок была долгой и сложной задачей. Если верить его словам, то из многочисленных вариаций русской и народной сказки он отбирал самые интересные, обогащенные истинно народными языковыми оборотами и удивительными сюжетными подробностями сказки, которые могли пригодиться детям и родителям в освоении русской народной культуры, её истории. В детскую литературу Толстой А.Н. внёс свою книгу, ласково именуемую «Сорочьи сказки», которая была подготовлена в 1910 году. Сказки из этой книги, благодаря усердию и настойчивости Толстого, часто публиковались в детских журналах того времени, таких как «Галчонок», «Тропинка» и многих других. Также широко произведения из его книги используются и в наши дни. Сорока Мышка Козел Ёж Лиса Заяц Кот Васька Сова и кот Мудрец Гусак Грибы Рачья свадьба Порточки Муравей Петушки Мерин Верблюд Горшок Куриный бог Картина Маша и мишки Рысь, мужик и медведь Великан Мишка и леший Полкан Топор Воробей Жар-птица Прожорливый башмак Снежный дом Фофка ©&℗ ИП Воробьев В.А. 2013 ©&℗ ИД СОЮЗ 2013 ... Далее

  • Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – граф, русский писатель. Из-под его пера вышли такие знаменитые романсы, как «Колокольчики мои, цветики степные», «Средь шумного бала», баллады, поэмы, драматические произведения и, конечно, исторический роман «Князь Серебряный». По словам автора – «Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного» имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи. Вымышленный персонаж, князь Никита Романович Серебряный, предстает перед нами истинным героем, ответом на призыв сердец, жаждущих найти в книге идеи добра, справедливости, верности законам совести и чести, достоинству человеческой личности. ... Далее

  • Днем пес Полкан дремал на солнышке, а ночью не спал – двор сторожил. Впервые напечатано в детском журнале «Тропинка», 1909, № 9.

  • Алексей Николаевич Толстой (1882/1883–1945) – советский писатель, создавший за свою жизнь множество произведений как для взрослых, так и для детей. Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» впервые была издана в 1936 году и с первого тиража полюбилась читателю. Идея написать отдельную сказку пришла А. Толстому во время работы над переводом сказки К. Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». На основе сказки А. Толстого в нашей стране поставлены кукольные и классические спектакли, опера, балет, созданы фильмы и мультфильм, сочинены известные песни, а название «Золотой ключик», как и имя главного героя – Буратино, стали нарицательными. Сказочный мир и герои А. Толстого созданы настолько живо и ярко, что вот уже больше полувека у сказки о Буратино каждый год появляется множество новых юных поклонников. В 2016 году исполнилось 80 лет со дня первой публикации книги в нашей стране. Иллюстрации Народного художника СССР, создателя образа Мурзилки, – Аминадава Каневского. Для младшего школьного возраста. ... Далее

  • Замечательная повесть «Детство Никиты», завершающая цикл автобиографических произведений А.Н.Толстого о дворянском быте, по праву считается одной из лучших русских книг для детей. В рассказе о десятилетнем мальчике, живущем в отцовском имении под Самарой, изумительно ярко описаны самые обычные эпизоды из его жизни. Это наиболее «деревенское» из произведений А.Н.Толстого недаром называют самой счастливой книгой в мире. "В теплом кабинете было так тихо, что в ушах начинался едва слышный звон. Какие необыкновенные истории можно было выдумывать в одиночестве, на диване, под этот звон. Сквозь замерзшие стекла лился белый свет. Никита читал Купера…" ... Далее

  • «Один из свидетелей, студент инженерного училища Семенов, дал неожиданные показания по наиболее туманному, но, как это выяснилось в дальнейшем, основному вопросу во всем следствии. То, что при первом знакомстве с обстоятельствами трагической ночи (с третьего на четвертое июля) казалось следователю непонятной, безумной выходкой, или, быть может, хитро задуманной симуляцией сумасшествия, теперь стало ключом ко всем разгадкам…» ... Далее

  • «…Действие – в Москве и ее окрестностях, в конце XVI и начале XVII столетий…»

  • Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик» отлично подойдёт для первого самостоятельного чтения. Ведь в книге очень крупный шрифт и слова с ударениями. В книге дан неполный вариант сказки. Сам автор, А. Н. Толстой, выбрал из своего произведения интересные места и придумал коротенькие надписи, чтобы даже маленькие дети, которые только учатся читать, смогли узнать о приключениях деревянного человечка. Классические иллюстрации Л. В. Владимирского помогут малышам очутиться в сказке и помочь Буратино одолеть злого Карабаса Барабаса. Для дошкольного возраста. ... Далее

  • Увлекательно описанные приключения скромного служащего, волею судеб оказавшегося в водовороте Гражданской войны: карты, роковые женщины, наркотики, хитроумные торговые операции, мистика… С.И.Невзоров «… поджидает случай, чтобы произвести короткую и удачную операцию с высоковалютным товаром… и бежать в Европу». «Россия – место гиблое, так указывал ему здравый смысл. Всю ее разграбят и растащат до нитки… Нужно торопиться рвануть и свой кусок…». Повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924) составляет центральную часть в цикле произведений о белой эмиграции. ... Далее

  • Данный сборник включает в себя аудиоверсии лучших московских романтических повестей первой половины XIX века. Это повести, созданные писателями-москвичами, повести, в которых описана Москва и ее жители, на которых, как сказал А.Грибоедов, «есть свой особый отпечаток». Евгений Баратынский «Перстень» Николай Павлов «Именины» Алексей Толстой «Упырь» Александр Герцен «Елена» ©&℗ ИП Воробьев В.А. ©&℗ ИД СОЮЗ ... Далее

  • «Петр Первый» – эпохальный исторический роман, посвященный величайшему из российских монархов. Безукоризненно написанная, уникальная по стилю и масштабу событий эпопея, в которой буквально оживает один из самых ярких и сложных периодов истории нашей страны – время, когда «Россия молодая мужала гением Петра» – императора, военачальника, строителя и флотоводца! ... Далее

  • Драматическая повесть «Иван Грозный» была создана А. Н. Толстым в тридцатые годы XX века, во время массовых репрессий в СССР. В этот период Сталин, желая получить историческое подтверждение необходимости беззакония, жестокости и тирании, царивших в стране, дал команду к безудержному прославлению Ивана IV и его окружения и в первую очередь Малюты Скуратова. И в этом произведении писатель был вынужден отступить от исторической истины, пытаясь возвеличить и реабилитировать образ жестокого самодержца. ... Далее

  • Герой известной сказки А.Н.Толстого веселый деревянный мальчик Буратино стал любимцем миллионов читателей разных поколений.

  • Издание содержит повесть «Детство Никиты» великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого. Написанная великолепным русским языком, она прекрасно передает внутренний мир и переживания юноши. ... Далее

  • «Путешествие на долгих было для Гоголя уже как бы началом плана, который он предполагал осуществить впоследствии. Ему хотелось совершить путешествие по всей России, от монастыря к монастырю, ездя по проселочным дорогам и останавливаясь отдыхать у помещиков. Это ему было нужно, во-первых, для того, чтобы видеть живописнейшие места в государстве, которые большею частью были избираемы старинными русскими людьми для основания монастырей: во-вторых, для того, чтобы изучить проселки русского царства и жизнь крестьян и помещиков во всем его разнообразии; в-третьих, наконец, для того, чтобы написать географическое сочинение о России самым увлекательным образом. Он хотел написать его так, “чтоб была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился”…» ... Далее

  • Далее

  • Издание содержит готическую повесть великого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Он известен не только как блистательный поэт-сатирик, один из авторов Козьмы Пруткова, не только как автор исторических произведений, но и как автор готических повестей и рассказов, в стиле Проспера Мериме и Э.Т.А.Гофмана. Произведение включено в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы. ... Далее

  • В далеком 1883 году в Италии вышла книга К.Коллоди «Приключения Пиноккио. История одной марионетки». А спустя почти пятьдесят лет, в 1935-1936 гг., в России, в газете «Пионерская правда», была опубликована сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написанная советским писателем А.Н.Толстым. По первоначальному замыслу писателя «Золотой ключик» должен был стать пересказом, обработкой знаменитой итальянской книги. Но в результате появились новая страна, новые персонажи и – как результат – абсолютно новая сказка. …Старый шарманщик Папа Карло вырезал из полена забавного мальчугана и назвал его Буратино. Деревянный мальчик ожил, но для того, чтобы стать настоящим человеком, ему предстоит пережить множество приключений. Доброта, смелость и помощь настоящих и бескорыстных друзей помогут ему с честью вынести все испытания. В аудиокниге звучат музыкальные инструменты XIX-XX вв. © А. Толстой (наследники) ©&℗ ИП Воробьев В.А. ©&℗ ИД СОЮЗ ... Далее

  • «В 1815 году в Вене собрался цвет европейской образованности, дипломатических дарований, всего того, что блистало в тогдашнем обществе. Но вот – Конгресс окончился. Роялисты-эмигранты намеревались уже окончательно водвориться в своих замках, русские воины – вернуться к покинутым очагам, а несколько недовольных поляков – искать приюта своей любви к свободе в Кракове под сомнительной тройственной эгидой независимости, уготованной для них князем Меттернихом, князем Гарденбергом и графом Нессельроде…» ... Далее

  • А.Н. Толстой начал писать роман «Аэлита» в 1922 году, в том же году он был напечатан в журнале «Красная новь». Роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков. В 1937 году автор внёс в текст изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения. В таком виде «Аэлита» издаётся по сей день. Земляне попадают на Марс и обнаруживают там другую цивилизацию. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера Мстислава Лося… ©&℗ ИП Воробьев В.А. ©&℗ ИД СОЮЗ ... Далее

  • Буратино и Мальвина, папа Карло и Карабас Барабас – кто из детей не знает эти имена! А теперь у маленьких читателей есть замечательная возможность услышать веселый музыкальный рассказ о приключениях деревянного мальчика и его друзей в поисках золотого ключика. ... Далее

  • Картины того, как зарождается диктатура, и какой финал ее ждет, рисует нам этот роман-предупреждение, написанный на заре отечественной фантастики. Гарин – талантливый инженер, в котором “гений и злодейство” оказываются легко совместимы – создает оружие, которое, по его замыслу, поможет ему завладеть миром. Но кто имеет все – не имеет ничего. Гиперболоид может сжигать корабли, взрывать заводы, прожигать землю, однако он не в силах победить человека в его стремлении к свободе. ... Далее

  • «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола…» ... Далее

  • Алексей Толстой более всего известен как один из создателей «Козьмы Пруткова» – но и книги, которые он публиковал под своим именем, вошли в историю русской литературы. «Упырь» – фантастическая повесть. Действие ее происходит в России, но истоки происшествия ведут в Италию, куда слушателей переносит рассказ одного из персонажей. Ирреальное в повести получает психологическое объяснение…, которое все же оставляет нам свободу решать, может такое быть или нет. Сюжет повести классика Алексея Константиновича Толстого «Упырь» вращается вокруг Александра Андреевича Руневского, которому на одном из балов некий господин доверительно сообщил, что хозяйка празднества, а также некоторые из гостей, на самом деле… упыри! ... Далее

  • «Хождение по мукам» – уникальная по яркости и масштабу повествования трилогия, на страницах которой перед читателем предстает картина событий, потрясших весь мир. Выдающееся произведение А.Н.Толстого показывает Россию в один из самых ярких, сложных и противоречивых периодов ее истории – в тревожное предреволюционное время, в суровые годы революционных потрясений и Гражданской войны. ... Далее

  • «Хождение по мукам» – уникальная по яркости и масштабу повествования трилогия, на страницах которой перед читателем предстает картина событий, потрясших весь мир. Выдающееся произведение А.Н.Толстого показывает Россию в один из самых ярких, сложных и противоречивых периодов ее истории – в тревожное предреволюционное время, в суровые годы революционных потрясений и Гражданской войны. ... Далее

  • «Гиперболоид инженера Гарина» – научно-фантастический роман, в котором рассказана невероятная история талантливого ученого, мечтающего обрести власть над всем миром при помощи созданного им теплового чудо-луча, оказавшегося в его руках грозным оружием. «Аэлита» – фантастический роман, повествующий о необыкновенном космическом полете, о захватывающих приключениях путешественников на Марсе, оказавшемся населенным жителями погибшей Атлантиды, о встрече землян с прекрасной Аэлитой и другими обитателями красной планеты. ... Далее

  • Увлекательный фантастический роман Алексея Толстого «Аэлита» повествует о необыкновенном космическом полете, о захватывающих приключениях путешественников на Марсе, оказавшемся населенным жителями погибшей Атлантиды, о встрече землян с прекрасной Аэлитой и другими обитателями красной планеты. ... Далее

  • «Над неприступной крутизною Повис туманный небосклон; Там гор зубчатою стеною От юга север отделен…»

  • Вы полагаете, что персонажа «Граф Калиостро» Толстой попросту выдумал? Это не так. В действительности таинственный граф считается реально существующей личностью: настоящее его имя – Жозеф Бальзамо. Он родился в семье мелкого торговца сукном Пьетро Бальзамо и Феличии Браконьери. В детстве будущий алхимик был непоседлив и склонен к авантюрам, и больше интересовался фокусами и чревовещанием, чем науками. Из школы при церкви святого Рокка его выгнали за богохульство (второй вариант: за кражу). Для перевоспитания мать отправила его в монастырь бенедиктинцев. Один из монахов, аптекарь, сведущий в химии и медицине, заметив склонность Калиостро к химическим исследованиям, взял его к себе в ученики. Но обучение длилось недолго – Бальзамо уличили в мошенничестве и изгнали из монастыря. Впрочем, сам он утверждал, что долго изучал в монастырской библиотеке древние книги по химии, лекарственным травам и астрономии. Вернувшись в Палермо, Джузеппе занялся изготовлением «чудодейственных» снадобий, подделкой документов и продажей простакам якобы старинных карт с указанными на них местами, где спрятаны клады. В Париже, куда он перебрался из Лондона, Калиостро столкнулся с конкурентом – графом Сен-Жерменом. Калиостро позаимствовал у него несколько приемов, один из них – он заставлял своих слуг говорить любопытным, что они служат своему господину уже триста лет, и за это время тот ничуть не изменился. По другим данным, дворецкий отвечал, что поступил на службу к графу в год убийства Юлия Цезаря. Сохранилась копия записки Калиостро, в ней даётся описание процесса «регенерации», или возвращения молодости. ©&℗ ИП Воробьев В.А. ©&℗ ИД СОЮЗ ... Далее

  • «Комната в гостинице. У карточного стола сидит Князь, Уранов и Стивинский стоят на уходе. Напротив, на диване сидит Маша и, подперев подбородок, смотрит на игроков. В комнате накурено, беспорядок, пустые бутылки, остатки еды…» ... Далее

  • Повесть Алексея Николаевича Толстого об известном мистификаторе и авантюристе Графе Калиостро. В поместье в Смоленской глуши попадает маг и кудесник, переполошивший своими колдовскими умениями всю столицу. Хозяин же усадьбы грезит о женщине со старинного портрета и только таинственный иностранец может помочь ему воплотить мечты в реальность… ... Далее

  • Трагическая и противоречивая картина жизни представителей белой эмиграции изображается в замечательной повести Алексея Толстого «Эмигранты», захватывающий детективно-авантюрный сюжет которой сочетается с почти документальным отражением событий европейской истории первой половины XX века. ... Далее

  • Библиотека проекта «История Российского государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники мировой литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. «Повесть времен Иоанна Грозного» – так граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875), русский писатель, поэт и драматург, определил жанр своего исторического романа «Князь Серебряный», рассказывающего о жестоких временах царствования Ивана IV Грозного и глубоко проникающего в тайны сложной и противоречивой личности первого русского царя. ... Далее

  • Научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» – невероятная история талантливого ученого, мечтающего обрести власть над всем миром при помощи созданного им теплового чудо-луча, оказавшегося в его руках грозным оружием. ... Далее

  • «Когда в селах пустеет, Смолкнут песни селян И седой забелеет Над болотом туман, Из лесов тихомолком По полям волк за волком Отправляются все на добычу…» ... Далее

  • Моя задача… сохранить при составлении сборника всю свежесть и непосредственность народного рассказа. Для этого я поступаю так: из многочисленных вариантов народной сказки выбираю наиболее интересный, коренной, и обогащаю его из других вариантов яркими языковыми оборотами и сюжетными подробностями. Разумеется, мне приходится при таком собирании сказки из отдельных частей, или «реставрации» ее, дописывать кое-что самому, кое-что видоизменять, дополнять недостающее, но делаю я это в том же стиле – и со всей уверенностью предлагаю читателю подлинно народную сказку, народное творчество со всем богатством языка и особенностями рассказа… ... Далее

  • «Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли…»

  • Поэт Иннокентий Анненский говорил о педагогическом, воспитательном значении произведений этого поэта, религиозный мыслитель Иоанн (Шаховской) нашел в его стихотворениях и поэмах пророческий дух, а российские читатели уже многих поколений, услышав в детстве его стихи, возвращаются к ним снова и снова. Алексей Константинович Толстой (1817–1875) был наделен удивительным творческим даром – он оставил замечательные литературные произведения едва ли не во всех литературных жанрах. Но современники ценили прежде всего его поэтический гений, многообразно воплощенный в стихотворениях и поэмах, в балладах и сатире. В книгу вошло большинство написанных А.К. Толстым стихотворений и поэм, сатирические и юмористические произведения, включая сочинения Козьмы Пруткова, к созданию которых поэт имеет самое непосредственное отношение. ... Далее

  • Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка...

  • "Школьная библиотека" продолжает знакомить своих слушателей произведениями русской классики. Исторический роман «Князь Серебряный» А.К.Толстого переносит нас в мрачную эпоху правления Ивана Грозного. Прислушайтесь к голосам главных героев, узнайте их мечты, ощутите их страдания… И тогда вы приобщитесь к родной истории, почувствуете неумолимый бег времени… ... Далее

  • «Когда появлялась Ольга Вячеславовна, в ситцевом халатике, непричесанная и мрачная,◦– на кухне все замолкали, только хозяйственно прочищенные, полные керосина и скрытой ярости, шипели примусы. От Ольги Вячеславовны исходила какая-то опасность…» ... Далее

  • «Антуан Риво повесил на крючок шляпу и трость, поджимая живот, кряхтя, пролез к окну и хлопнул ладонью по мраморному столику. Вот уже пятнадцать лет в один и тот же час он появлялся в этом кафе и садился на одно и то же место…» ... Далее

  • Лето 1565 года. Из литовской дипломатической миссии ко двору царя Иоанна Грозного возвращается князь Никита Романович Серебряный. Картины страшных перемен поражают прямодушного воина. Наряду с роскошными палатами и церквями повсюду высятся плахи и виселицы. Молодой боярин не намерен мириться с несправедливостью и разбойной властью царских слуг. Он готов оказать сопротивление и начать борьбу с разгулом опричнины. ... Далее

  • Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» («Повесть о многих превосходных вещах»), написанная Алексеем Николаевичем Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции, хронологически описывает год жизни перед самым началом учёбы. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой её частью, создает в душе ребёнка постоянное ожидание счастья. Никита стремится поэтизировать реальность и представить её такой, как она видится ему в мечтах. ... Далее

  • Жили в детской разные игрушки, а под кроватью стоял старый башмак, который просил каши. Впервые напечатано в журнале «Галчонок», 1911, № 2.

  • Русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого.

  • «Бор сосновый в стране одинокой стоит: В нем ручей меж деревьев бежит и журчит. Я люблю тот ручей, я люблю ту страну, Я люблю в том лесу вспоминать старину. «Приходи вечерком в бор дремучий тайком, На зеленом садись берегу ты моем!..» ... Далее

  • Один из самых ранних романов известного русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

  • Прожорливый башмак Полкан Воробей Для дошкольного возраста

  • «Вранье и сплетни. Я счастлив… Вот настал тихий час: сижу дома, под чудеснейшей лампой, – ты знаешь эти шелковые, как юбочка балерины, уютные абажуры? Угля – много, целый ящик. За спиной горит камин. Есть и табак, – превосходнейшие египетские папиросы. Плевать, что ветер рвет железные жалюзи на двери. На мне – легче пуха, теплее шубы – халат из пиринейской шерсти. Соскучусь, подойду к стеклянной двери, – Париж, Париж!..» ... Далее

  • «Сотрудник одной из московских газет, Иван Петрович Бабушкин, сидя у письменного стола в свету недавно приобретенной шведского фасона рабочей лампы, покусывал и рассматривал ногти. Желудок у Ивана Петровича находился в превосходном состоянии, авансы получены, статьи сданы. На земле и на небе все обстояло в высшей степени благополучно. И, что особенно важно, в этот час он был один, совершенно один в квартире: женщина, с которой он находился в близких отношениях, ушла ночевать и скандалить к подруге. Чего еще желать?» ... Далее

  • «Поразмыслив аккуратно, Я избрал себе дорожку И иду по ней без шума, Понемножку, понемножку!..»

  • «По темной степи тянуло дымком. Кашевар сгреб кучкой золу – под ней тлели угольки сухого навоза. Тишина была такая, что слышно за версту, как потыркивает сверчок; а еще далее, в лощинке, в стороне, где недавно догорела вечерняя заря, – хрипел дергач…» ... Далее

  • «…У меня столько противоречивых особенностей, которые приходят в столкновение, столько желаний, столько потребностей сердца, которые я силюсь примирить, но стоит только слегка прикоснуться, как все это приходит в движение, вступает в борьбу; от тебя я жду гармонии и примирения всех этих потребностей. Чувствую, что никто, кроме тебя, не может меня исцелить, ибо все мое существо растерзано. Я, как мог, зашивал и подправлял все это, но много еще надо переделывать, менять, заживлять…» ... Далее

  • Вашему вниманию предлагается сборник сказок Алексея Толстого.

  • «…Прислонившись к перилам, Поль Торен глядел на воду. Лихорадка жгла глаза. Ветерок проходил сквозь все тело – и это было не плохо. О каюте, горячей койке, о заснувшей под колючей лампочкой сестре милосердия болезненно было подумать: белая косынка, кровавый крест на халате, пергаментное лицо унылого спутника страдающих. Она провожала Поля Торена на родину, во Францию…» ... Далее

  • «Был праздничный день середины мая. По главной улице областного города под зацветающими акациями двигалась вниз и вверх, куда хватал глаз, непролазная толпа. Все молодые, юношеские, полудетские лица…» ... Далее

  • «… Эта калитка, и свистевшие непогодой и унынием голые сучья клена, и в особенности мертвый лист – снова с пронзительной остротой напомнили Егору Ивановичу то, о чем он старался не думать и о чем думал всю дорогу, три дня тащась в плетушке по уезду…» ... Далее

Граф Алексей Николаевич Толстой. Родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года) в Николаевске Самарской губернии - умер 23 февраля 1945 года в Москве. Русский и советский писатель, общественный деятель из рода Толстых. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1946 - посмертно).

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в Николаевске Самарской губернии.

Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849-1900), представитель средней ветви графского рода Толстых, самарский уездный предводитель дворянства.

В то же время ряд исследователей считают, что отцом мог быть т.н. неофициальный отчим - Алексей Аполлонович Бостром (1852-1921). Так, Роман Гуль в своих мемуарах приводит версию о том, что Алексей Толстой был биологическим сыном А.А. Бострома, ссылаясь в подтверждение на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца. В то же время историк Алексей Варлаамов приводит весьма убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля - всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к А.Н. Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Отметим, что Алексей воспитывался отдельно от других детей Николая Александровича Толстого и до 13 лет носил фамилию Бостром.

Мать - Александра Леонтьевна (1854-1906), урождённая Тургенева, писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого ушла от мужа к А.А. Бострому, за которого официально выйти замуж не смогла из-за определения духовной консистории.

Сестра - Елизавета (Лиля; 1874-1940-е гг.), в 1-м браке Рахманинова, во 2-м браке Конасевич; в 1898 г. опубликовала роман «Лида»; после революции жила в Белграде.

Сестра - Прасковья (1876-1881).

Брат - Александр (1878-1918), в 1916-1917 гг. виленский губернатор.

Брат - Мстислав (1880-1949), агроном, санкт-петербургский вице-губернатор.

Детские годы Алексея прошли в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка в Красноармейском районе).

В 1897-1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».

В Первую мировую войну был военным корреспондентом. В 1916 году совершил поездку во Францию и Англию.

После Октябрьской революции Алексей Толстой находился в эмиграции, где пробыл в 1918-1923 годах. Местами его обитания были Константинополь, Берлин и Париж. Свои впечатления от эмиграции он отразил в сатирической повести 1924 года «Похождения Невзорова, или Ибикус».

Из-под пера Алексея Толстого вышли ряд произведений, ставших классикой отечественной литературы - даже несмотря на то, что в некоторых из них присутствует идеологическая составляющая, отражающая взгляды его эпохи. Но мастерство, с которым он создал свои произведения, глубина образов и оригинальная форма подачи материала, свой собственный стиль - все это ввело Алексея Толстого в пантеон великих русских писателей.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он смог представить большевизм как явление, имеющее национальную и народную почву, а революцию 1917 года - как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Неоконченный исторический роман «Пётр I» (кн. 1-3, 1929-1945) - возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Романы Толстого «Аэлита» (1922-1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть 1937 года «Хлеб» , посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других значимых сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927). Народная легенда приписывает ему (правда, без каких бы то ни было убедительных обоснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».

На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии. В качестве члена Союза писателей в 1936 году принял участие в так называемой травле писателя Леонида Добычина - которая, возможно, привела к самоубийству последнего.

В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937).

Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936-1938 годах, после смерти , на временной основе возглавлял Союз писателей СССР.

В 1939 году стал академиком АН СССР.

С 1937 года - депутат Верховного совета СССР 1-го созыва.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на «Краснодарском процессе». Один из фактических соавторов знаменитого обращения Сталина 1941-го года, в котором советский лидер призвал народ обратиться к опыту великих предков: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).

В годы войны Алексей Толстой написал около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях) - начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

Лауреат трех Сталинских премий:

1941 - Сталинская премия первой степени за части 1-2 романа «Пётр I».

1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).

1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).

В ноябре 1959 года на родине писателя - в городе Пугачёв Саратовской области - в новом сквере на Топорковской улице был открыт памятник А.Н. Толстому работы С.Д. Меркурова. Этот сквер сейчас также носит имя Алексея Толстого.

В 1965 году одна из улиц города Пушкин, неподалёку от роскошной усадьбы писателя (на Московской улице / Церковной улице, 8), где он жил и творил в 1928-1938 годах, переименована в бульвар Алексея Толстого.

С 1983 года имя А.Н. Толстого носит Сызранский драматический театр.

В 2006-2007 годах теплоход проекта 588 «Николай Гастелло» получил новое название «Алексей Толстой», в честь писателя.

В 2001 году учреждена Всероссийская премия имени А. Н. Толстого . Статус - присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы. Учредители - Союз писателей России, администрация города Сызрани, Межрегиональный литературный центр В. Шукшина. Присуждается в номинациях: «Большая проза»; «Малая проза (повести и рассказы)»; «Публицистика». Вручается в Сызрани в ходе торжественного мероприятия, посвящённого этому событию, в одном из учреждений культуры города.

Красный граф Алексей Толстой

Личная жизнь Алексея Толстого:

Четыре раза был женат.

Первая жена - Юлия Васильевна Рожанская (1881-1943). Были вместе в период 1901-1907 годов (развелись официально в 1910-м). Она стала прототипом Гали - героини повести «Жизнь». У пары был сын Юрий, который умер в младенчестве (13.01.1903 - 11.05.1908).

Впервые Юлию Рожанскую, дочь коллежского советника Василия Михайловича Рожанского, Толстой увидел на репетиции любительского драматического театра в Самаре, где он учился в местном реальном училище. Лето 1901 года они провели вместе на даче Рожанских в селе Хволынь Саратовской губернии. После окончания реального училища Толстой решил поступил в Санкт-Петербургский технологический институт и уговорил Юлию поехать вместе с ним в Петербург. По его совету в этом же году она поступила в Петербургский женский медицинский институт.

Вскоре последовало предложение о замужестве и 3 июня 1902 года в Тургенево состоялось венчание. А уже в январе 1903 года родился сын Юрий, который был отправлен на попечение в Самару, к её родителям.

Во время революционных событий Толстой решил уехать в Германию - к своему сокурснику по институту А. Чумакову. Там он рассчитывал продолжить учебу в Королевской Саксонской высшей технологической школе. В Дрездене Толстой познакомился с начинающей художницей Софьей Исаковной Дымшиц. Развод последовал только в 1910 году и в том же году Юлия Васильевна вышла замуж за богатого столичного купца Николая Ивановича Смоленкова, который был старше её на 16 лет и имел взрослого сына. В 1919 году она с мужем и пасынком уехала в Ригу, где скончалась в 1943 году. Похоронена на Покровском кладбище.

Вторая жена - Софья (Сара) Исааковна Дымшиц (1884-1963), художница. Родилась в 23 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания. Они познакомились в 1906 году, Толстой был однокашником ее брата. Родители Софьи выступали резко против его визитов (писатель был женат). Но весной 1907 года Толстой делает Софье предложение. Через несколько лет сожительства с Толстым приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак.

У пары родилась дочь Марьяна (Марианна) (1911-1988), она была замужем за Е.А. Шиловским.

Их отношения прекратились в 1914 году.

В 1921-м Софья вышла замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati) и родила от него сына Александра. В 1925-1935 годах Дымшиц-Толстая заведовала художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка».

Софья Дымшиц - вторая жена Алексея Толстого

Третья жена - Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963), поэтесса и мемуаристка. Стала прототипом Кати Рощиной из романа «Хождение по мукам».

Наталья Крандиевская родилась в литературной семье. Её мать - Анастасия Романовна Тархова - была известной в начале ХХ века писательницей, близкой к чеховскому направлению. Отец - Василий Афанасьевич Крандиевский - был издателем и журналистом, издававший вместе с С. А. Скирмунтом публицистический альманах «Бюллетени литературы и жизни» (с начала 1910-х годов и до момента закрытия в 1918-м). Рано начала писать стихи. Её сочинения печатались в журналах, а также в сборниках 1913 и 1919 года и вызвали положительные отзывы Бунина, Бальмонта и Блока и Софии Парнок.

В 1907-1914 годах - замужем за присяжным поверенным Фёдором Акимовичем Волькенштейном. Их сын - физико-химик Фёдор Фёдорович Волькенштейн (1908-1985).

Вернувшись с Алексеем Толстым из эмиграции, Крандиевская-Толстая полностью отошла от литературы. После расставания с Толстым вернулась к поэзии и уже не оставляла её до конца жизни. Поздние стихи Крандиевской, в том числе блокадные, вышли в свет в 1970-х годах.

Прожили в браке в период 1914-1935 годов. У пары родились сыновья Никита и Дмитрий.

Сын (приемный, от первого брака Крандиевской) - Фёдор Волькенштейн (1908-1985).

Сын Никита (1917-1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», был женат на Наталье Михайловне Лозинской (дочери переводчика М. Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев).

Сын Дмитрий (1923-2003), композитор, был трижды женат, имел по ребёнку от каждого брака, включая известного хирурга-панкреатолога профессора А. Д. Толстого.

Четвёртая жена - Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (17.01.1906 - 1982).. Она пришла в дом Толстого в августе 1935 года в качестве секретарши. Вскоре у них начался роман. В октябре 1935 года они поженились и были вместе до смерти писателя.

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королёва).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал там свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Там же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Пётр I».

Романы Алексея Толстого:

1912 - Хромой барин
1923 - Аэлита
1924 - Похождения Невзорова, или Ибикус
1927 - Гиперболоид инженера Гарина
1931 - Эмигранты
Хождение по мукам. Трилогия:
Книга 1 «Сёстры» (1922);
Книга 2 «18-й год» (1928);
Книга 3 «Хмурое утро» (1941)
Пётр Первый
Чудаки

Повести и рассказы Алексея Толстого:

Старая башня (1908)
Архип (1909)
Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
Сватовство (1910)
Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
Актриса (Два друга) (1910)
Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
Харитоновское золото (1911)
Приключения Растёгина (1913)
Любовь (1916)
Прекрасная дама (1916)
Обыкновенный человек (1917)
День Петра (1918)
Простая душа (1919)
Четыре века (1920)
В Париже (1921)
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Повесть Смутного времени (1922)
Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
Василий Сучков (1927)
Бывалый человек (1927)
Великосветские бандиты (1927)
Морозная ночь (1928)
Гадюка (1928)
Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
Русский характер (1944)
Странная история (1944)
Древний путь
Чёрная пятница
На острове Халки
Рукопись, найденная под кроватью
В снегах
Мираж
Убийство Антуана Риво
На рыбной ловле

Пьесы Алексея Толстого:

«Путешествие на Северный полюс» (1900)
«О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
«Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
«Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
«Дуэль» (1900-е)
«Опасный путь, или Геката» (1900-е)
«Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
«Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
«Нечаянная удача» (1911)
«День Ряполовского» (1912)
«Насильники» («Лентяй», 1912)
«Молодой писатель» (1913)
«Кукушкины слёзы» (1913)
«День битвы» (1914)
«Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
«Касатка» (1916)
«Ракета» (1916)
«Мракобесы» (1917 - под назв. «Горький цвет»
«Любовь - книга золотая» (1918, 2 ред. - 1940)
«Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
«Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
«Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Чудеса в решете...» (1926)
«На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
«Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
«Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
«Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
«Пётр I» (переработка более ранней пьесы «На дыбе»)
«Путь к победе» (1938)
«Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
«Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
«Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
«Иван Грозный» - дилогия:
«Орёл и орлица» (1942)
«Трудные годы» (1943)

Сказки Алексея Толстого:

Русалочьи сказки:
Хозяин (1909)
Полевик (1909)
Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
Иван да Марья (1910)
Ведьмак (1910)
Водяной (1910)
Кикимора (1910)
Дикий кур (1910)
Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
Соломенный жених (1910)
Странник и змей (1910)
Проклятая десятина (1910)
Звериный царь (1910)
Синица (1918)
Сорочьи сказки:
Верблюд (1909)
Горшок (Маленький фельетон, 1909)
Сорока (1909)
Картина (1909)
Мышка (1909)
Козёл (1909)
Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
Лиса (1910)
Заяц (1909)
Кот Васька (1910)
Сова и кот (1910)
Мудрец (1909)
Гусак (1910)
Рачья свадьба (1910)
Порточки (1910)
Муравей (1910)
Петушки (1910)
Мерин (1910)
Куриный бог (1910)
Маша и мышки (1910)
Рысь, мужик и медведь (1910)
Великан (1910)
Мишка и леший (1910)
Башкирии (1910)
Серебряная дудочка (1910)
Смирный муж (1910)
Богатырь Сидор (1910)
Сказки и рассказы для детей:
Полкан (1909)
Топор (1909)
Воробей (1911)
Жар-птица (1911)
Прожорливый башмак (1911)
Снежный дом (1911)
Фофка (1918)
Кот сметанный рот (1924)
Как ни в чём не бывало (1925)
Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Экранизации Алексея Толстого:

1915 - Хромой барин
1920 - Хромой барин
1924 - Аэлита
1928 - Хромой барин
1937-1938 - Пётр Первый
1939 - Золотой ключик
1957 - Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
1958 - Хождение по мукам: 1918-й год (2 серия)
1958 - Приключения Буратино (мультфильм)
1959 - Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
1965 - Гиперболоид инженера Гарина
1965 - Гадюка
1971 - Aktorka
1973 - Крах инженера Гарина
1975 - Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
1977 - Хождение по мукам
1980 - Юность Петра
1980 - В начале славных дел
1980 - Аэлита (Венгрия)
1982 - Похождения графа Невзорова
1984 - Формула любви («Граф Калиостро»)
1986 - Проделки в старинном духе
1992 - Детство Никиты
1992 - Прекрасная незнакомка
1996 - Милый друг давно забытых лет
1997 - Новейшие приключения Буратино
2002 - Желтухин
2017 -

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище, в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Первая мировая война и Октябрьская революция заставили Толстого обратиться к теме великой личности в истории. «Четыре эпохи влекут меня: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, Гражданской войны 1918-1920 гг. и наша сегодняшняя», - писал он в дневнике. Все эти замыслы ему удалось осуществить.

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925- 1927 гг.).

В 30-40-х гг. Толстой завершил «Хождение по мукам» (1940-1941 гг.), работал над романом «Пётр Первый» (1929-1945 гг.). Другому любимому историческому деятелю, Ивану IV Грозному, Толстой посвятил пьесы «Орёл и орлица» (1941-1942 гг.), «Трудные годы» (1943 г.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное. «Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.

Детство и юность

Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.

Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня. Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей. Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.


Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.

Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.


Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.

Литература

Сборник стихов Толстого «Лирика» вышел в 1907 году. Критики отметили в раннем творчестве 24-летнего Алексея Толстого влияние и Семена Надсона: молодой литератор подражал мэтрам. Позже Алексей Николаевич стыдился авторства сборника и старался не вспоминать о стихах.


Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента отправили на практику. Полтора месяца Алексей Толстой жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.

В 1907 году Алексей Николаевич оставил институт и посвятил себя писательству. По словам Толстого он «напал на свою тему», подсказанную рассказами матери и родственников: это был уходящий мир дворянства, представителей которого литератор назвал «чудаками красочными и нелепыми».

Сборник повестей и рассказов «Заволжье» критики, в числе которых , приняли благожелательно, но Алексей Толстой остался недоволен результатом, назвав себя «неучем и дилетантом».

В студенческие годы Толстой под влиянием Алексея Ремизова взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и второй (последний) поэтический сборник «За синими реками».

Больше стихов Алексей Толстой не писал. Зато рассказы, сказки, повести и романы рождались в огромном количестве – литератор трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью. В 1911-м он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьесы Толстого ставили в столичном Малом театре. При этом литератор успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.


Первая мировая война сделала Алексея Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».

Революционные события октября 1917 года Алексей Толстой принял настороженно. Летом 1918-о он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая».


Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. На работоспособности писателя переезд не отразился: Алексей Толстой по-прежнему трудился, не разгибая спины. Во Франции родилась повесть «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам».

Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, где продержался два года. Отношения Алексея Николаевича с эмигрантским миром испортились.


В конце лета 1923 Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию. Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным другом , завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР. Алексей Николаевич не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью. Ему подарили поместье в Барвихе, дали автомобиль с шофером.

Алексей Толстой доработал трилогию «Хождение по мукам» и подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


В 1924-м родилась повесть, которую литературные критики считают лучшим произведением Алексея Толстого - «Похождения Невзорова, или Ибикус». Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города». Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – , Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», в которой рассказал о выдающейся роли Сталина в защите Царицына в годы гражданской войны. Но главной книгой, над которой трудился писатель последние 16 лет жизни, был исторический роман « ». Прочитав произведение, расщедрился на похвалу даже скупой на комплименты Иван Бунин, недолюбливавший Толстого.


Повесть Алексея Толстого "Хлеб"

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой написал драму-дилогию « » и рассказ «Русский характер».

Но есть сочинения, приписываемые перу «красного графа», от которых он открещивался, не желая признавать авторство. Это эротический рассказ «Баня», который называют первым порнографическим произведением дореволюционной России. Но подтверждения, что рассказ написал Алексей Толстой, не нашли: ни в письмах, ни в черновиках писателя не осталось следов работы. Некоторые критики предполагают, что «Баню» написал , но есть и те, кто указывает на Николая Лескова.


Возможно, Алексей Николаевич попал в число «подозреваемых» из-за обоснованного предположения об авторстве другого произведения, в котором тоже есть элементы порнографии. Это «Дневник Вырубовой», появившийся в 1927 году – пошлый пасквиль, написанный (предположительно) Алексеем Толстым и Павлом Щеголевым по заказу власти, чтобы дискредитировать царскую семью.

Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа».

Личная жизнь

Писателя называли ловеласом и бонвиваном. В жизни Алексея Толстого было четыре брака. Первый с Юлией Рожанской, дочерью коллежского советника. Писатель познакомился с девушкой в Самаре, на репетиции спектакля в любительском театре. В 1901 году, после проведенного вместе лета на даче Рожанских, Толстой уговорил Юлию уехать в Петербург, где она поступила в медицинский институт. В следующем году пара повенчалась, а в январе 1903 года родился сын Юрий (умер в 1908).


Во время революционных событий Алексей Толстой уехал в Германию, где познакомился с художницей Софьей Дымшиц. С первой женой официально расстался в 1910-м. Иудейка Софья приняла православие и вышла замуж за Толстого. В 1911 году родилась дочь Марианна.


Вскоре любвеобильный литератор обратил внимание на поэтессу Наталью Крандиевскую и ушел от второй супруги. В 1914-м Толстой и Крандиевская поженились, брак длился до 1935 года. В союзе с Натальей Васильевной, ставшей прототипом Кати из «Хождения по мукам», родились сыновья Никита и Дмитрий.

В августе 1935 года в дом к Толстым пришла красавица-секретарша Людмила Крестинская-Баршева. В октябре Людмила, которая была разительно младше Алексея Николаевича, стала его супругой. Вместе они прожили до кончины писателя.

Смерть

В 1944 году врачи поставили Алексею Толстому страшный диагноз: быстро прогрессирующий рак легкого. Полгода писателя мучили адские боли. Он умер в феврале 1945 в Москве, не дожив до Победы.


Похоронили Алексея Толстого на Новодевичьем кладбище, объявив государственный траур.

В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.

Цитаты Алексея Толстого

  • Этот мир погибнет неминуемо. Здесь одни дрозды живут разумно.
  • Должно быть, когда у человека есть все, - тогда он по-настоящему и несчастлив.
  • От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех местах, где указано на карте.
  • Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки.
  • Здесь дрались свои: брат на брата, отец на сына, кум на кума, - значит, без страха и беспощадно.
  • Необходимо, чтобы количество золота было ограничено, иначе оно потеряет запах человеческого пота.

Библиография

  • 1912 – «Хромой барин»
  • 1921 – «Граф Калиостро»
  • 1922 – «Детство Никиты»
  • 1923 – «Аэлита»
  • 1924 – «Похождения Невзорова, или Ибикус»
  • 1927 – «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1922 – «Хождение по мукам. Сестры»
  • 1928 – «Хождение по мукам. 18-й год»
  • 1941 – «Хождение по мукам. Хмурое утро»
  • 1934 – «Петр Первый»
  • 1942 – «Иван Грозный. Орел и орлица»
  • 1943 – «Иван Грозный. Трудные годы»