Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какие картины находятся в лувре. Всегда ли в Лувре жили короли

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Итак, вы в Лувре. Коллекция живописи Лувра – это около 6000 полотен европейских художников XIII-XIX веков. На первом этаже находится собрание итальянской живописи (включая «Мону Лизу»), на втором – французская, фламандская, немецкая и голландская (план залов Лувра вы можете найти ).

Толковый словарь Ушакова предлагает такое определение слова «шедевр»:

Если рассматривать только первую часть определения, то абсолютно все картины Лувра можно смело причислять к шедеврам – в коллекции музея собраны полотна великих европейских мастеров. А если говорить об исключительности…

Мне всегда было интересно, кто или что определяет бóльшую или меньшую степень «шедевральности» картины. Мнения искусствоведов? Интерес публики? Или цены на аукционах?

В фильме «Афера Томаса Крауна» есть замечательный эпизод: школьников привели на экскурсию в музей. Они стоят перед картиной, а дама-экскурсовод тщетно пытается их заинтересовать историей создания картины и описанием ее достоинств – дети зевают, ковыряют в носу и рассматривают собственные ботинки. «О кей, - говорит дама. – Попробуем иначе: она стоит 100 миллионов долларов!» И американские школьники немедленно признают полотно шедевром, обозначив это дружным «ВАУ!!!».

Но не будем углубляться в искусствоведческие дебри – экспертам, им виднее, что шедевр, а что нет. Простому любителю живописи достаточно собственной субъективной оценки «нравится» или «не нравится». И совершенно необязательно объяснять, почему.

Лувр: итальянская живопись

Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель» . Написана приблизительно в 1504 году, но художник возвращался к полотну еще не раз. Пополнила коллекцию Лувра в 1661 году. Потрясающе красивая картина, наверное, именно так выглядят ангелы.

Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель»

Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем». Светлая и нежная картина: радость и любовь, умиротворение и счастье. Предположительно, одна из первых итальянских картин в коллекции Лувра, привезена во дворец Франциском I в 1550-е годы.

Рафаэль «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»

Тинторетто «Автопортрет». Художник запечатлел себя в 70-летнем возрасте: это рассказ о пережитом. Картина приобретена для Лувра Людовиком XIV.

Тинторетто «Автопортрет»

Тициан «Женщина за туалетом» . Персонажи картины – реальные люди. Это принц Альфонсо Феррарский, один из мужей Лукреции Борджиа и его возлюбленная, дочь шляпницы Лаура Дьянти. Хороша дочь шляпницы, не правда ли? Полотно приобретено в 1662 г. Людовиком XIV.

Тициан «Женщина за туалетом»

Пизанелло «Портрет Джиневры д’Эсте». Классический профильный портрет эпохи раннего Возрождения (XV век). Очень популярный жанр, родившийся в продолжение традиции изображения профилей на монетах и медалях. В портрете нет объема и «телесности», все очень условно и декоративно, но мы видим очаровательную девушку, которая улыбается неведомому собеседнику.

Пизанелло «Портрет Джиневры д’Эсте»

Боттичелли «Портрет молодого человека» . Поступил в коллекцию Лувра в 1888 году. Что за печаль на душе у юноши? О чем он задумался? Или, может быть, ему просто скучно?

Боттичелли «Портрет молодого человека»

Эль Греко «Святой Людовик, король Франции, и паж». Написана в то время, когда великий Грек, после 10 лет работы в Италии, уже переехал в Толедо. Его причисляют к мастерам , но учитывая годы, проведенные в Италии, все-таки определим его как художника итальянской школы. В образе пажа изображен его сын Хорхе Мануэль. Картина пополнила коллекцию Лувра в 1903 году.

Эль Греко «Святой Людовик, король Франции, и паж»

Лувр живопись: другие школы

Рубенс «Судьба Марии Медичи». Первая картина, открывающая цикл из 24 полотен, посвященных Марии Медичи и написанных по ее заказу.

Рубенс «Судьба Марии Медичи»

Рембрандт «Автопортрет с золотой цепью». Знаменитый автопортрет великого голландца – сколько уверенности, сколько целеустремленности и мужества в этом образе! Обширной коллекцией полотен Рембрандта Лувр обязан все тому же Людовику XIV, который после смерти художника велел скупить все его картины.

Рембрандт «Автопортрет с золотой цепью»

Вермеер «Кружевница» . Шедевр? О, да! А ведь художник едва сводил концы с концами, так как не мог прокормить семью, продавая свои картины. И после смерти был забыт на долгие 200 лет, вплоть до второй половины XIX века.

Вермеер «Кружевница»

Альбрехт Дюрер «Автопортрет с остролистом» . Ранняя работа художника – ему было всего 22 года. Юное, почти женское лицо и – обратите внимание – руки! Сильные руки взрослого мужчины и зрелого мастера. Картина приобретена Лувром в 1922 году.

Дюрер «Автопортрет с остролистом»

Босх «Корабль дураков» . Написана примерно в 1500 г., подарена Лувру Камиллом Бенуа в 1918 году. Один из самых загадочных европейских художников – откуда взялись эти чудовищные карикатуры во времена торжества разума, гуманизма и поклонения красоте?

Босх «Корабль дураков»

Питер Брейгель старший «Калеки» . Не так мрачно, как у Босха, но тоже очевиден гротеск. Когда смотришь на эту картину, становится понятно, откуда черпали вдохновение художники ХХ века: никакой натуралистичности, искаженная реальность, условные формы и при этом мощный образ – театр фриков.

Питер Брейгель старший «Калеки»

Жан Огюст Доминик Энгр «Купальщица» . Стипендиат Французской Академии живописи, продолжатель традиций Рафаэля, поклонник красоты и совершенства, в XIX веке художник следовал идеалам Высокого Возрождения. Мы не видим лица девушки, но она прекрасна!

Энгр «Купальщица»

Делакруа «Свобода на баррикадах» . Великий плакат Французской революции, аллегория союза буржуазии и народа. Была написана в 1831 году по заказу Луи-Филиппа, который взошел на трон как король французского народа. Именно он сделал триколор национальным флагом Франции, заменив им белый флаг Бурбонов. Картина подарена Лувру в 1942 году мексиканским миллионером Карлосом Бейстеги.

Делакруа «Свобода на баррикадах»

И как дань уважения монарху, внесшему огромный вклад в создание коллекции Лувра, Королю-Солнце Людовику XIV: Гиацинт Риго «Парадный портрет Людовика XIV»

Риго «Парадный портрет Людовика XIV»

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля


Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"


Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох


Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

Музей Лувр в Париже, Musée du Louvre, главный художественный выставочный зал на планете. Каждый год он принимает более 9 миллионов посетителей. Даже если вы никогда не попадете в это число, о некоторых образцах искусства вы знать просто обязаны. В этой статье мы совершим увлекательное виртуальное путешествие по залам и галереям, где выставлены сокровища человеческой цивилизации, так сказать, посмотрим на них в высоком разрешении.

Конечно, никакие слова, фотографии и видео, не передадут то впечатление, что оказывают картины Лувра. Главные шедевры, скульптуру и полотна «Мона Лиза» и «Мадонна в скалах» Леонардо, древнегреческую статую крылатой Ники в зале Эллады и другие творения должен хотя бы раз в своей жизни посмотреть каждый образованный человек.

Дворец при королях и музей при Революции

Древний замок в Париже. Он появился 900 лет назад. Картины в Лувре стали собираться уже в XIV веке при Карле V, первом из французских королей, который стал интересоваться искусством. В те годы Париж еще не претендовал на звание культурной столицы мира. Перестройка в 1526 при короле Франциске I придала ему в общих чертах тот вид, что мы наблюдаем сейчас.

Кстати, именно Франциск I стал первым хозяином картины Мона Лиза. Правда, появилась эта картина там только в 1793. Для простого народа посещения залов Лувра с этого года сделала возможным Великая Французская революция. Граждане Первой Республики могли ходить по покоям королей абсолютно бесплатно.

Музей Дорсе

Главные сокровища мира

Перечислить самые знаменитые экспонаты очень трудно. Какие самые известные скульптуры Лувра и названия полотен приходят сразу на ум? Список шедевров, статуй и живопись из сокровищницы настолько огромен, что невозможно даже посчитать размер этого богатства в денежном выражении. Ведь именно там хранится золото фараонов, бесценные сокровища Востока и Древней Греции

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Некоторые экспонаты, например картина Мона Лиза, просто не имеют цены. Когда в начале XX века один итальянец похитил «Джоконду» (он просто патриотично хотел «вернуть шедевр на родину», а не поживиться деньгами), французы даже не особо сомневались, что она вернется - ведь невозможно продать то, что никому нельзя показать.

Но есть некоторые скульптуры и картины в Лувре, на которые нужно обязательно посмотреть, если вы оказались в Париже.

Греческие безрукие богини

Венера Милосская в своей специально выстроенной галерее, встретит посетителей на первом этаже. Эта удивительная статуя стала главным символом античного мира. Найденная в начале XIX века на греческом острове и незаконно вывезенная во Францию (произошел даже небольшой бой с турецкой полицией, которая не хотела выпускать скульптуру с территории Османской империи), скульптура поражает тонко переданной красотой человеческого тела. Название Венера (римское имя) не совсем корректное. На самом деле мы видим статую греческой богини Афродиты с острова Милос, сотворенную таинственным скульптором Александром, сыном Менида, из города Антиохия.

Центр Помпиду

Венера в музее не единственная безрукая богиня. Статуя Ники еще один образец знаменитой скульптуры в Лувре. Ника в развевающемся платье лишена не только рук, но и головы. Остались только крылья. Ника Самофракийская в Лувре поселилась с середины XIX века. В отличие от Венеры, статуя изначально была найдена без рук и головы.

Великий Леонардо

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Картины Леонардо да Винчи по праву считаются вершиной того, что мог сделать своими руками, рожденный женщиной человек на земле. Леонардо да Винчи в этих залах представлен достаточно широко. Без просмотра его картины Мона Лиза любое посещение Парижа вообще можно считать неудавшимся. Джоконда вошла сознание людей, этот образ знаком нам всем с детства.

Ее фото и репродукции с подробным описанием обязательно включаются во все школьные учебники истории. Мона Лиза на полотне, потемневшем от времени - это единственный холст, которому в здании отведена отдельная комната. Мона Лиза в Лувре появилась после революции, прямиком из королевских покоев. Потом Наполеон на время опять перенес ее в свою спальню во дворце Тюильри , но после свержения императора, «Джоконда» окончательно вернулась в галерею. Картина Мона Лиза, скорее всего, уже никогда не покинет своей комнаты - время безжалостно к краскам на холсте.

Мона Лиза в Лувре соседствует с другими великими творениями итальянца из Флоренции. Есть также такие работы, как:

  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»;
  • Знаменитая «Мадонна в скалах»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Прекрасная Ферроньера».

Музей Оранжери

5 из 15 дошедших до наших дней полотен Леонардо хранится в главном парижском хранилище шедевров.

На что еще нужно обязательно посмотреть?

Ответить на вопрос на что посмотреть в Лувре совсем не просто. В музее более 6000 полотен, не считая графики. Если вас интересует рисунок, то посетите Le Cabinet des dessins, зал гравюр и эстампов. Известная выставка в Лувре посвящена культуре древних людей. Древний Восток, Антика, Китай, Искусство Ислама, Египта (самая богатая в мире коллекция, 55 000 экспонатов), Индии - перечислить всё, что можно увидеть на выставке в короткой статье нет возможности.

Чтобы изучить все сокровища не хватит и года. Но на что посмотреть обязательно? В музее представлены главные художники эпохи Возрождения. Произведения эпохи Ренессанса включают известные картины и скульптуры:

  • «Рабы» Микеланджело;
  • «Корабль дураков» Босха;
  • Знаменитые «Автопортреты» Ремрандта («в шляпе», «с золотой цепью»);
  • «Примирение Марии Медичи с сыном» Рубенса;
  • «Инфанта Мария» Веласкеса;
  • «Мадонна с вуалью» Рафаэля Санти;
  • «Мадонна с кроликом» Тициана;
  • «Смерть Марии» Микеланджело Караваджо.

«Корабль дураков» Босха

В общем, хотите посмотреть на средневековых Мадонн - добро пожаловать на улицу Риволи, 1-й округ столицы Франции. Что касается знаменитой после фильма со Скарлет Йохансон «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера в Лувре ее нет. Главная выставка Вермеера на его родине, в Голландии. Художник представлен полотнами «Кружевница» и «Астроном», на которой изображен его друг, изобретатель микроскопа Левенгук.

Богатейшая коллекция картин Лувра завораживает. И не только "Мона Лиза" великого Леонардо. Об этом чуть позже. А вот, например, высоко ценящаяся искусствоведами картина Доменико Гирландайо "Старик с внуком". Внимательно посмотрите на обоих персонажей и вы увидите одно лицо. Обратите внимание на пейзаж за окном. Вроде бы ничего примечательного, но приглядевшись, вы увидите виляющую тропу жизни, начинающуюся из пустоты. Дальше юность молодого дерева, дом, как символ зрелости и семьи и восход выше и выше...к небесам.

01. Доменико Гирландайо - "Старик с внуком"


Примечательно, что среди искусствоведов картина Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist) ставится гораздо выше "Джоконды". И мы видим снова загадочную улыбку на выделенном светом полотне. Да и не похож здесь Иоанн Креститель на аскетствующего пророка.

02. Леонардо да Винчи - "Иоанн Креститель" (St. John the Baptist)

03. Леонардо да Винчи - "Мона Лиза" ("Джоконда"), куда же без неё. Около портрета всегда толпится куча людей и карманники не дремлют. Так что берегите свои кошельки в Лувре.

04. Люди у "Моны Лизы"

05. Леонардо да Винчи - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом". Неоконченная картина

06. Леонардо да Винчи "Портрет молодой женщины" ("Прекрасная Ферроньера"). Считается, что это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи

07. Лоренцо Лотто - "Несение креста". На картине интересно прописаны слезы, как живые и три лучика света, идущие из головы.

08. Алессандро Ботичелли - ""Венера и три грации преподносят подарок девушке"

09. Роспись на потолке

10. Работа Гвидо ди Петри Фра Анжелико

11. Работа Genny di Pepe

12.

13.

14. Алессандро Ботичелли - "Мадонна с младенцем и со св. Иоанном Крестителем"

15. Франческо Боттичини - "Мадонна с младенцем в Славе со св. Марией Магдалиной, св. Бернардом и ангелами"

16.

17. Работа Андреа Мантенья

18.

19. Джованни Беллини(?) - "Святой Антоний"

20. Бартоломео ди Джованни - "Кортеж Фетиды"

21.

22. Франческо Мармитта - "Мадонна с младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами"

23. Лоренцо Коста - "Аллегория двора Изабеллы д′Эсте"

24. Антонио Джованни Больтраффио - "Мадонна с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами"

25.

26. Паоло Веронезе - "Брак в Кане"

27.

28.

29. Лоренцо Лотто - "Христос и грешница"

30.

31.

32. Жак-Луи Давид - "Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины"

33. Пьер Поль Прюдон - "Портрет императрицы Жозефины"

34. Пьер Поль Прюдон - "Большая одалиска"

35.

36. Антуан Жана Гро - "Наполеон на поле битвы при Прейсш-Эйлау"

37. Антуан Жана Гро -"Наполеон возле больных чумой в Яффе"

38. Теодор Жерико - "Плот Медузы"

39. Эжен Делакруа - "Алжирские женщины"