Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какая мораль в сказке курочка ряба. Тайный смысл курочки рябы. О чем рассказывает эта сказка

Современная продвинутая мама - человек прагматичный. «Читать» в ее представлении - вот просто так сесть и читать ребенку сказку - какое-то устаревшее действие, явно не отвечающее вызовам времени. Сегодня книга должна развивать!

По результатам опроса, который несколько лет назад проводился Российской государственной детской библиотекой, художественные тексты в рейтинге современного родителя находятся на последнем месте. А первые места занимают разного рода «полезные» книги - энциклопедии, тексты с заданиями, книги-тренажеры. Берешь такую книгу в руки и сразу видишь, что она развивает: одна - память, другая - мышление, третья - внимание, четвертая - сенсорику, пятая - моторику. В аннотациях к таким книгам можно обнаружить все оглавление учебника «Основы детской психологии для учащихся педагогических колледжей». И еще аннотации сулят, что книжки именно из этой серии (и, видимо, приобретенные именно по такой - весьма немалой - цене), непременно обеспечат ребенку успех и счастье в будущем.

Поэтому сегодня уже нельзя просто читать ребенку сказку «Три поросенка». Нужно непременно этих поросят пересчитывать на каждой странице. Прослушал абзац - посчитай (поразвивай мышление), прослушал другой - сравни (еще раз поразвивай), закончилась сказка - ответь на вопрос. И не на какой-нибудь простенький вопрос вроде «Как ты думаешь, Волк получил по заслугам?» Это какой-то смешной вопрос, он никого не может развить.

У меня была одна знакомая, доктор психологических наук, так она целую систему вопросов по сказке «Три поросенка» придумала. Перед чтением детям в возрасте четырех-пяти лет объясняли, что существуют «ресурсы» и «потребности». А потом на примере трех поросят эти сведения наглядно иллюстрировали (наглядность - первый принцип дидактики): поросята строили домики из имеющихся ресурсов и удовлетворяли свои потребности в жилище. А волк в сказке тоже потребности удовлетворял, и дети должны были путем логических умозаключений вывести, что это за потребности. Но так упражнялись на заре капитализма.

А недавно я видела книжку про Красную Шапочку, которая повергла меня почти в шоковое состояние. Не скрою, я очень люблю рассказывать про сказку «Красная Шапочка», про ее психоаналитическую подкладку и первоначальную адресацию. Я считаю, что эту сказку можно было бы самым любопытным образом разбирать с подростками и так обучать их литературному анализу. Именно на примере «Красной Шапочки», а не «Войны и мира». Но та книжка, которую я увидела, была адресована дошкольникам - то есть следовала классическим представлениям о добре и зле. Правда, с некоторым «авангардным» элементом: на каждой странице имелся циферблат со стрелками, указывающими время. И ребенку по ходу чтения предлагалось определить, во сколько Красная Шапочка вышла из дома, во сколько она встретилась с Волком, когда Волк добежал до домика бабушки, а когда туда доплелась Красная Шапочка. И сколько раз пробили книжные часы в тот роковой момент, когда бабушка оказалась проглоченной. «Авторы» издания, видимо, видели в этом крайне полезное занятие для ребенка - по ходу чтения следить за временем. Это много что развивает. И вообще правильно настраивает. В частности, на то, что бог с ней, с Красной Шапочкой и с ее бабушкой. Главное - время. Время - деньги!

Я понимаю, что развитие моторики - важная вещь. И развитие сенсорики - тоже. Но, честное слово, только умственно отсталый ребенок не освоит счет до трех, если ему в возрасте двух с половиной лет прочитать (не один раз, конечно, - но такого в два с половиной года и не бывает) сказку «Три медведя». И что такое «большой и маленький», и что такое «среднего роста» - т.е. сравнительные характеристики предметов по величине - он поймет и запомнит. И совсем не обязательно каждый раз перед тем, как перевернуть страницу, специально пересчитывать этих медведей. Они чудесным образом сами пересчитываются - в силу гениальности текста (кстати, мы пользуемся этой сказкой в обработке Льва Толстого). И сопоставительные ряды там прекрасно заданы: большой медведь - большой стул - большая ложка - большая кровать. Вообще в эту сказку вмещается вся программа второй младшей группы детского сада.
А еще вовсе не требуется целый месяц регулярно тыкать пальцем в какой-нибудь круг, нарисованный в книге за тысячу рублей, со словами: «Запомни, это - красный!»

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кто-то при случае сказал полуторагодовалому ребенку: «Вот это красный. Видишь?» Я против того, чтобы ради этого и только ради этого перед ним открывали книгу. Чтобы «усвоение красного» превращалось в тренинг для ребенка горшочного возраста, как будто ему через полгода сдавать ЕГЭ. Мне кажется, гораздо эффективнее прочитать малышу что-нибудь вроде «Красные сапожки у куколки моей…». А уж про захватывающие перспективы «красного», которые открываются в сказке про уже упомянутую Красную Шапочку, я даже не говорю.

***
Иными словами, я считаю, что абсолютно всё познавательно-расширительное, развивающее память, внимание, мышление, речь, логику, сенсорику, устный счет, риторику и прочее, - все, что требуется маленькому ребенку, есть в хороших детских книгах с интересными ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ текстами и выразительными картинками.

Художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщено. А эмоции в жизни малыша играют огромную роль, гораздо более существенную, чем в жизни взрослого. Эмоции - это так называемая коммуникационная база человеческого развития. Среди важнейших достижений младенца первых месяцев жизни - способность улыбаться в ответ на обращение взрослого. Более того: эта способность - залог речевого развития. Из этого эмоционального контакта, из положительных эмоций взаимодействия и вырастает детская речь. Лиши младенца такого опыта - эмоционально взаимодействовать с близким взрослым, вступать с ним в личное общение - и получишь задержку психического развития, как это обычно происходит в домах малютки. Эмоция лежит в основе детского познания: я реагирую на то, что мне интересно, что меня привлекает. Эмоция - это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

А художественное - это то, что заряжено эмоциями. Поэтому художественный текст позволяет усваивать информацию легко и между прочим. Кроме того, художественный текст - это еще и грамматически выстроенная речь. С одной стороны - эмоционально насыщенная, с другой - грамматически выстроенная. А грамматика языка, то есть структурные возможности языка, отражают способы мышления. Поэтому психологи и считают детскую речь одним из важнейших показателей общего развития. В частности - уровня мышления.

Но и это еще не все аргументы в пользу чтения художественных книг.

Да, маленький ребенок - существо сверхэмоциональное, для которого эмоции чрезвычайно важны. Однако эмоциональная сфера, как и все человеческое, с возрастом развивается. Развитие идет по двум направлениям. С одной стороны, эмоции усложняются и становятся более разнообразными. С другой стороны, ребенок обучается своими эмоциями управлять.

Потому что эмоции - не только основа общения, это еще и самая древняя форма общения. Бесконтрольные эмоции взрослого - страшная вещь. Маленький в аффекте замахивается кулачком, взрослый убивает. Собственно, все цивилизационное развитие можно рассматривать как попытку «приручить» аффекты, придать эмоциям культурную форму.

Для этого существуют ритуалы и обряды: похоронный - культурная форма выражения горя, свадебный - культурная форма выражения желания.
А еще есть искусство, и в частности - художественные тексты, которые, в ряду прочего, способствуют развитию эмоционального мира и учат культурным способам выражения эмоций. (Усложнение эмоционального мира тоже можно рассматривать как препятствие на пути у бесконтрольного аффекта.)

***
Родители до сих пор позволяли себе относиться к эмоциональному развитию ребенка как к чему-то второстепенному. Собственно, все наше общественное устройство с его презрительным отношением к «талантливым балалаечникам» к этому располагает. Нам кажется, что эмоциональное развитие не имеет никакого отношения к реальной жизни. Вот память - да, внимание - да. И психологам тоже так казалось в течение долгого времени. Но потом они кое-что поняли и ввели в науку новый термин - «эмоциональный интеллект». И даже провели долговременный эксперимент, с помощью которого попробовали показать его роль в жизни человека.

Группе детей пятилетнего возраста предложили угоститься зефиром. Перед каждым малышом положили одну зефирину, а потом взрослый вдруг сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Кто-то из детей схватил сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради отсроченной добавки. Именно эти дети, как выяснилось впоследствии, стали успешными учениками. А еще через какое-то время, уже став взрослыми, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении. В чем тут дело? В контроле над эмоциями. В умении тормозить сиюминутные желания. Можно сказать, что успешен более зрелый.Термин «эмоциональный интеллект» ввел в психологию американский психолог Дэниел Гоулман. Он написал об этом целую книгу. А эксперимент с зефиром поставил французский психолог Уолтер Мишель. Об Уолтере Мишеле и его эксперименте, в частности, можно прочитать в книге американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой».

Причем здесь чтение?

Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии - предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?

Но все эти странности можем увидеть только мы с вами. Для ребенка полутора-двух лет наличие очевидных логических неувязок в сказке совершенное не важно. Для него важно, что в сказке присутствует опознаваемое действие: «бил-бил - не разбил» (сколько кубиков выкинуто из манежа, сколько было совершенно других усилий подобного рода - бить одним об другое, бить об пол и т.п.) и опознаваемая эмоция: «Плачет дед, плачет баба» (что такое «плачет» - очень-очень понятно). Знакомое действие вызывает знакомую эмоцию.

И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг. Он поймет, что вы эмоцию имитируете. А это - как вызвать дождь по собственному желанию, манипулирование стихией. То, что можно изобразить, лишается своей абсолютной силы.

Но можно и без артистизма. Достаточно просто прочитать сказку - а ребенок опознает эмоцию. Знакомую ему эмоцию - «плач». Посмотрит на нее, так сказать, со стороны. И это - движение в направлении самопознания.

По-моему, опознание эмоции, соотнесение себя с происходящим в тексте - ничуть не менее важная штука, чем без конца пересчитывать тараканов на печке деда и бабы или определять, где в данный момент лежит яичко - «на», «под» или «за».

Это не значит, что нельзя рассматривать вместе с ребенком картинки и импровизировать над ними. Но нельзя «уводить» ребенка при рассматривании картинок из того эмоционального поля, в которое он погружается при чтении. Нельзя набрасываться на ребенка с «развивающими заданиями», не имеющими отношения к его переживанию: это разрушает восприятие текста.

Давайте будем помнить про зефир.
Про то, что сулит развитый эмоциональный интеллект.

Марина Аромштам

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.
Простое яичко — это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В предыдущей статье о сказках я писала о том, что рассказывание сказок – это старинный русский обычай.

Каждый из нас помнит свое детство, когда взрослые рассказывали сказки , а мы просили еще и еще новых сказок. Сказка погружает нас в фантастический мир, полный загадок и тайн. Все секретное, неведомое, непознанное всегда притягивает…

Но вот, что интересно. Знаете ли вы, что те сказки, которые мы любили слушать в детстве, и которые сейчас рассказываем своим детям, — это

АДАПТИРОВАННЫЕ сказки?!

На самом деле в русских народных неадаптированных сказках скрыты древние представления народа о жизни. Все неадаптированные сказки очень страшные. Прочитав такую сказку, неподготовленный человек в лучшем случае испытает шок, а в худшем — погрузится в глубокую депрессию.

Читая неадаптированную сказку нужно понимать, что создана она несколько тысяч лет тому назад. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление об обрядах и ритуалах древних славян.

Например, наши предки представляли себе жизнь бесконечной.

Издавна символом бесконечности жизни являлось яйцо . Яйцо — прообраз всей жизни на земле! Кстати, вспомнился вопрос, который всегда ставит меня в тупик: что было раньше — курица или яйцо?.. Тем не менее, в яйце всегда уже есть новая жизнь!

Всем известна «незатейливая» сказка о Курочке Рябе:

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!

Признаюсь, я никогда не понимала смысл этой сказки ! С чего это вдруг дед да баба начинают плакать, убиваться по разбитому яичку?! Они же сами хотели его разбить! И кстати, зачем они его хотели разбить?!

Смысл этой истории станет понятен, если прочитать неадаптированный текст сказки. Вот он:

Жили дед да баба. И была у них курочка-рябушечка , стара старушечка.

Снесла она яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.

Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказала:

Какое на меня горе, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!

Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?!» А она отвечает:

Какое на меня горюшко, какое на меня великое! Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка, стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!

Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять.

Вот какое яичко-то дорогое!..

Есть еще и другая, еще более жуткая, версия этой истории, где внучка, узнав про то, что яичко разбилось, взяла и… повесилась! Ужас!

Народная сказка про курочку Рябу известна всем с раннего детства. Она легко запоминается, дети ее очень любят.

О чем рассказывает эта сказка?

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Смысл сказки

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Скрытые смыслы

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.

В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое - солнце. Образ серой мышки - вечер. Разбитое золотое яйцо - закат. Простое яйцо - луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо - это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка - символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.

Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо - символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка - символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка - какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо - не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль - надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль - нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, - символ вечных ценностей. Мораль - можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением.

Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний.

Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.